Как сделать игрушку хохломскую
Хохлома – технология изготовления
Производство деревянных изделий с Хохломской росписью состоит из нескольких этапов.
Прежде всего, необходимо сделать грубые бруски-заготовки из дерева. Это называется «бить баклуши». Затем мастер при помощи токарного станка снимает с заготовок излишки древесины и придает им нужную форму. Так появляются различные изделия: резные ковши, чашки, ложки, шкатулки. Неокрашенные изделия называются основой или «бельём».
После сушки основу покрывают жидкой очищенной глиной – «вапой», которая сохнет около 7-8 часов. Далее основа покрывается несколькими слоями олифы (льняного масла). Этот этап очень ответственный, так как от него в дальнейшем будет зависеть качество росписи и посуды в целом. Олифу наносят вручную специальным тампоном из вывернутой овечьей или телячьей кожи, быстро втирая ее в поверхность изделия. В течение дня эту операцию повторяют 3-4 раза. Последний слой олифы сушится до «небольшого отлипа», так чтобы олифа слегка прилипала к пальцу, но не пачкала его.
Следующий этап – обработка поверхности изделия для придания ему серебристого или золотистого цвета. Для придания заготовке серебристого оттенка в ее поверхность при помощи тампона из овечьей кожи втирают алюминиевый порошок. Процесс этот называется «лужением». Лужение придает заготовкам красивый бело-зеркальный блеск. Для получения золотистого цвета на деревянную заготовку наносится серебристо-оловянный порошок, затем заготовку покрывают специальным составом и несколько раз обрабатывают в печи до получения медово-золотистого оттенка.
Итак, изделия готовы для росписи. В Хохломской росписи применяются масляные краски. Её характерными цветами являются красный и черный (киноварь и сажа). Также в узорах можно встретить коричневый, светло-зеленый и желтый цвета.
Выделяется два вида росписи – «верховая» и «под фон». При «верховой» росписи рисунок наносится на серебристый фон. Сначала рисуется основная линия – криуль, на которую затем «насаживают» различные элементы: листочки, усики, завитки, капельки (красным и черным цветом).
При росписи «под фон» сначала прорисовывают контур орнамента, а затем закрашивают фон черным цветом. Листочки и цветки при этом остаются золотыми.
Основные орнаменты, использующиеся в Хохломской росписи:
пряник (квадрат или ромб внутри чашки или блюда, украшенный стебельками, ягодами, цветами);
травка – узор из крупных и мелких травинок;
кудрина – листья и цветы в виде золотых завитков на красном или черном фоне;
крап: узор наносят специальным штампиком, изготовленным из пластинок гриба-дождевика или свернутым кусочком ткани.
Стоит отметить, что все изделия расписываются вручную и узор нигде не повторяется.
Заключительным этапом является покрытие изделий специальным лаком для получения золотистого оттенка. Лак наносится в 4-5 слоёв с промежуточной сушкой каждого слоя, затем изделия закаливают в печи при температуре 150-160 градусов в течение 3-4 часов до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета.
Так рождается «золотая» Хохлома.
Подробнее о Хохломской росписи читайте в статье Русские ремесла. Хохлома
Мастер-класс для родителей и педагогов «Новогодняя игрушка на елку в стиле хохломской росписи»
Мария Чернова
Мастер-класс для родителей и педагогов «Новогодняя игрушка на елку в стиле хохломской росписи»
Сегодня на полках магазинов огромнейший выбор елочных игрушек. Но глядя на такое обилие товара, понимаешь, что все они какие-то холодные, сделаны производителем без души. Мы попробуем преобразить старые елочные шары и вдохнем в них новую жизнь.
Нам понадобятся:— несколько старых пластиковых елочных шариков,
— тонкая проволока или нить,
— золотая акриловая краска,
— автомобильный лак (или обычный прозрачный лак для ногтей):
1. Разрываем газету на много мелких кусочков размером примерно 1,5 на 1,5 см.
2. Намазываем с помощью кисти шарик клеем ПВА и сразу же приклеиваем кусочек газеты, сверху его тоже покрываем слоем клея. Так, кусочек за кусочком, покрываем газетными обрывками весь шарик. Продеваем проволоку и подвешиваем сушиться примерно на ночь.
3. Когда шарики подсохнут, раскрашиваем их черной гуашью и снова подвешиваем сушиться часа на 2.
4. Наносим рисунок (ягодки, листочки, веточки,и снова подвешиваем подсохнуть:
5. После подсыхания, покрываем наши шарики слоем прозрачного лака и снова даем высохнуть. Наши шарики можно вешать на елку. Это красиво, оригинально, елка смотрится как настоящая русская красавица.
«Чудесная хохлома». Фотоотчёт о занятии по рисованию элементов хохломской росписи в старшей, подготовительной группе «Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась, Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым. Засияла, поднялась, Сладким соком налилась.
Конспект интегрированного занятия по мотивам хохломской росписи в старшей группе «Гроздь рябины» Интеграция образовательных областей:художественно-эстетическое развитие, познание, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Методические.
Мастер класс: игрушка на елку «Барашек» Хочу поделиться с Вами идеей изготовления символа наступающего 2015 года. Для изготовления нам понадобятся: клей, ножницы, салфетки, картон,.
Мастер-класс «Новогодняя игрушка своими руками» для родителей и детей старшей группы Цель: создание положительного настроения у детей посредством совместного творчества с родителями Задачи: Привлечь родителей и детей к совместной.
Мастер-класс по росписи «Хозяйка с пряником». Каргопольская игрушка Каргопольские игрушки зародились как сезонный промысел крестьян в деревнях Архангельской области, около города Каргополя. Местные крестьяне.
Мастер-класс: игрушка на новогоднюю елку «Совушка-сова, большая голова…» Совушка, сова большая голова На елочке сидит, головою все вертит, Во все стороны глядит, Год новый поджидает,а старый провожает! Изготовление.
Мастер-класс «Забавная обезьянка» (игрушка на уличную елку) К нам идет Новый год, Что он нам принесет? Озорная обезьянка, Принесет нам счастья воз! Предлагаю Вашему вниманию игрушку «Обезьянку».
Фотоотчёт занятия по декоративному рисованию хохломской росписи «Валенки для Деда Мороза» Валенки для Деда Мороза. Фотоотчёт занятия по декоративному рисованию (хохломская роспись)Программное содержание: Продолжать знакомить детей.
Аппликация «Хохлома» из бумаги и картона
Для разновидности этой художественной росписи характерны сочные красные ягоды, листья и ветки, выполненные в золотых тонах на черном фоне. Именно эти особенности мы постараемся передать в нашей поделке — аппликация «Хохлома«, показанной в данном мастер-классе.
Для ее изготовления возьмем:
Начнем с создания основы. Это будет широкая ваза, выполненная из черного картона. Чтобы она получилась ровной, лучше сначала сделать шаблон из обычной бумаги. Для этого лист белой бумаги складываем пополам и рисуем контур вазы, после чего вырезаем. Такая заготовка у нас получилась.
Затем разворачиваем ее, прикладываем к изнаночной стороне картона, обводим карандашом и вырезаем. Основа для аппликации «Хохлома» готова.
Роспись на ней мы будем создавать с помощью элементов из бумаги и салфеток. Сначала украсим вазу полосками, вырезанными из красной и желтой бумаги. Приклеиваем их сверху и снизу нашей поделки.
По центру вазы пустим извилистую веточку, ее вырезаем из бумаги желтого цвета.
Теперь будем делать листочки. Для этого кусочек желтой бумаги складываем пополам и вырезам контур листочка.
Затем со стороны сгиба срезаем тонкую полоску и вырезаем такие же узкие прожилки.
Такой листочек у нас должен получиться.
Для одного элемента нам потребуется 3 таких листочка.
Приклеиваем их группой на нашу аппликацию, располагая рядом с центральной веточкой.
Добавляем еще группу их трех таких же листиков.
Далее будем делать ягодки. Но сначала подготовим для них тонкие веточки, которые вырежем из желтой бумаги.
А ягоды изготовим из красной бумажной салфетки, ее предварительно нарезаем на квадраты.
Затем каждый квадратик сворачиваем в шарик.
Начинаем приклеивать эти ягодки вдоль тонкой веточки.
Аналогично делаем еще такую же ветвь с красными ягодками. Такая аппликация «Хохлома» из бумаги и картона получилась.
Мастер-класс по изготовлению посуды (папье-маше) и ее роспись в стиле «Золотая хохлома»
Елена Митенькина
Мастер-класс по изготовлению посуды (папье-маше) и ее роспись в стиле «Золотая хохлома»
.Набор посуды (Папье-маше). Роспись «Золотая хохлома»
(Авторское. Митенькина Елена Николаевна)
Это роспись деревянной посуды и мебели, выполненная красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. Предположительно хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги.
Богата и красива русская культура. Неповторима и многогранна каждая роспись, будь то волшебная Гжель, Городец, Каргополь или Золотая хохлома. Люблю каждый вид росписи, но сегодня хочу остановиться именно на Хохломе. Люблю создавать что-то новое своими руками, а потом расписывать. Под кистью будто оживает предмет, становится самобытным, неповторимым.
Представляю Вашему вниманию Мастер – класс по изготовлению посуды папье-маше и ее росписи в стиле «Золотая Хохлома».
Для работы нам понадобится:
• ваза, кувшин, любая емкость, напоминающая вазу (что есть под рукой);
• бумага, газеты, белые листы;
• гуашь белая для грунтовки.
• гуашь (красная, черная, желтая) для росписи;
• краска «золотая» (если есть, работа с ней выглядит более завершенной и торжественной;
1. Бумагу (газеты) мелко разрываем, замачиваем в воде до набухания Отжимаем.
Вазу или кувшин (что есть под рукой) с внешней стороны мажем подсолнечным маслом и обклеиваем вазу бумагой. Сначала 1-2 слоя. Дать высохнуть. Снова 3-4 слой, дать высохнуть … и так далее. Примерно таких слоев должно быть 12-13. Для плотности и надежности изделия каждые 2-3 слоя я промазывала клеем. Неделю сохла вся «конструкция». Убедившись, что слои просохли и изделие готово, я надрезала вазу канцелярским ножом сверху вниз и сняла бумажный каркас. Место разреза стыковала и склеила белой бумагой. Чтобы заготовка вазы была однородной, покрыла ее в белый цвет. Так же сделала и тарелочку (технология изготовления такая же). После покраски в белый цвет вот что полочилось.
2. Изделие готово для росписи. Сначала я нарисовала простым карандашом предполагаемый рисунок. Использовала элементы росписи «Золотая хохлома» (завиток, цветок, листья, ягодки).
3. Сначала расписывала все детали желтым цветом.
4. Затем прорисовывала все элементы красным цветом.
5. После прорисовывания всех элементов желтым и красным цветом, включила в работу черный цвет.
Когда я нанесла основной орнамент, для завершения работы использовала краску золотого цвета (по контору изделия, в элементах листочков и завитков).
После завершения всей росписи, убедившись, что ничего исправлять не надо, я покрыла всю работу лаком.
Этот вид росписи очень мне близок, он прост и в тоже время красив. Немного позже по этой же технологии я сделала пиалу. Вот что у меня получилось.
Фотоотчет о продуктивной деятельности в средней группе с использованием техники папье-маше «Чудо-хохлома» 26 апреля 2017 года в нашем родном Новосибирске состоялся I творческий фестиваль «Поверь в мечту» для детей с ограниченными возможностями.
Городецкая роспись тарелочек из папье-маше 1. Закрепить знания детей о народно-прикладном искусстве – городецкой росписи; с характерными особенностями узора (элементы, композиция.
Мастер-класс «Большой Киндер Сюрприз» в технике «папье-маше» се дети просто обожают шоколадные яйца «Киндер Сюрприз». И не потому, что они сладкие, а скорее всего из-за сюрприза спрятанного внутри.
Мастер-класс по изготовлению елочной игрушки из папье-маше «Золотая рыбка» Лозина Ольга Олеговна МАСТЕР-КЛАСС Елочная игрушка из папье-маше «Золотая рыбка» Ежегодно в нашем городе проводится городской конкурс «Новогодняя.
Мастер-класс «Киндер-сюрприз» из папье-маше Представляю вашему вниманию мастер класс по изготовлению киндер-сюрприз из папье-маше. Который я делала племяннику в подарок. Перед тем.
Мастер-класс «Снеговички из папье-маше». Мастер-класс «Снеговички из папье-маше». С наступившим Новым 2018-ым годом, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мастер-класс.
Мастер-класс «Ваза «Березка» в технике папье-маше» Мастер-класс «Ваза «Березка» в технике папье-маше» Уважаемые коллеги, дорогие друзья и гости моей странички, доброе время суток! Предлагаю.
Подарок маме «Ваза с цветами в стиле папье-маше» Подарок маме своими руками. В каждой стране с огромной радостью празднуют День Матери, наша не является исключением. Его отмечают ежегодно,.
Роспись декоративной ложки в стиле «Хохлома»
Разрешите вам представить мой первый мастер-класс в виде публикации (до этого я проводила мастер-классы только в реале).
Решила я вам показать, как можно достаточно несложно и красиво расписать деревянную ложку. Конечно, этой ложкой нельзя будет вкусить яств, но она послужит прекрасным украшением вашего дома!
Для осуществления моей задумки мне понадобятся следующие материалы:
7. Простой карандаш средней твердости.
8. Простой карандаш с ластиком, который не был в использовании.
12. Чистая тряпочка (без ворсинок).
14. Баночка для воды и сама холодная вода.
15. Хорошее настроение (без него работа не будет спориться).
Деревянную ложку, как и любую деревянную заготовку, нужно после приобретения оставить полежать на несколько дней, чтобы дерево «отдохнуло». Я не знаю в каких условиях она хранилась, может в слишком сухом помещении, а может в слишком влажном. Полежав, она приобретет нужную форму для росписи, когда лак и краски легко ложатся и не возникнет никаких неприятностей в виде потрескавшегося лака.
Моя ложка перед мастер-классом уже достаточно «наотдыхалась» и только рада, что я за нее взялась.
Первым делом ложечку зашкуриваю, но не сильно, так как заготовка у меня изначально была хорошо выточена. Протираю ее влажной тряпочкой (не мокрой!) от древесной пыли.
Наношу на кончик ложки грунт кистью №18. Оставляю на просушку минут на 20. Сушиться можно положить на тарелочку, чтобы загрунтованный кончик свисал.
Когда кончик подсох, я беру за него и покрываю уже всю ложку грунтом. Грунт наношу сверху вниз, периодически выравнивая излишки нанесенного грунта. Оставляю сушить минут на 40. Для этого я использую детскую непроливайку, ложка в ней располагается устойчиво и не касается загрунтованной поверхностью.
Конечно, можно для ускорения процесса использовать фен, но я не очень люблю так поступать, потому что это, как курицу в микроволновке размораживать. Да и при такой сидячей работе, лишний раз сделать перерыв и размяться, уж точно, не помешает.
После просушки загрунтованная ложка стала опять шершавой, это поднялись древесные ворсинки. Причесываю свою ложечку шкуркой, смахиваю влажной тряпочкой пылинки. Вот она у меня опять гладенькая и краски на нее с любовью лягут.
Наношу простым карандашом листики и клубничку на внешнюю и внутреннюю сторону ложки. Клубничку рисую с начало в виде сердечка, за тем хвостик закругляю и острый кончик стираю.
Ну вот, так увлеклась, что не сняла поэтапность нанесения красок на внешнюю сторону ложки.
Но это же не страшно, у меня есть внутренняя сторона моей замечательной ложечки.
Беру золотую краску и кисточку №5 «свечку» рисую листики. Движение кисточки осуществляется сверху в низ. Золотая краска очень прозрачная, придется наносить несколько слоев. После каждого слоя оставляя ложку на просыхание. Ягодки я расписываю закруглённой кисточкой №4, она замечательно ложиться ворсом на выпуклые части клубнички. Красная краска у меня не такая прозрачная, мне хватит покрыть ее двумя слоями.
Вот мои листики и ягодки подсохли. Приступаю к фону. Беру плоскую кисточку №4 и обвожу мои листики и ягодки черной темперной краской.
Когда все обведено черным, я без страха покрывать всю верхнюю поверхность ложки черной краской кистью №8, не боясь попасть на рисунок. А за тем, оставляю ложку сушиться.
Моя ложечка оделась в черный бархат и требует, чтобы ее украсили. Для этого я беру тонкую кисточку №1, черную темперную краску и начинаю наряжать мою ложечку. У клубнички листики резные, посерединке прожилка. Поперечные прожилки я не стала делать, чтобы не «забить» мою позолоту.
Беру желтую акриловую краску и намечаю точечной кисточкой серединку цветочка, а зубочисткой ставлю точечки вокруг и ей же рисую зёрнышки на клубничке.
Беру белую акриловую краску, наношу на палитру, добавляю совсем немного воды и окунаю в нее ластик на карандаше. Ставлю ластиком белые кружочки-листики вокруг сердцевинки цветка. Можно конечно использовать и ватные палочки, но у них есть плохое свойство, они быстро начинаю мохриться и листики не получатся такие круглые.
Конечно, белый цвет для Хохломы не традиционен, но и ложка моя в стиле Хохлома, а не по традиционной росписи.
Вот моя ложечка с внешней стороны нарядная. Теперь и с внутренне ее надо нарядить. Расписываю все так же, как и с внешней стороны. Плоской широкой кистью №8 наношу по основанию черенка ложки черную темперную краску и ставлю в непроливайку сушиться.
Приступаю к черенку ложки. Плоской кисточкой №10 наношу сверху вниз золотую краску в несколько слоев, низ черенка закрашиваю черной темперной краской кисточкой №8 и отделяю от золота красной полосой кисточкой №8.
Укладываю на ночь спать мою ложечку, даю ей отдых более, чем на сутки, т.е на две ночи и день. За это время она окончательно просохнет и будет готова к лакировке.
Утро доброе, ложечка! Ты готова? О, да!
Начинаем водные процедуры. Ложку я окунаю прямо в ведерко с акриловым лаком, а излишки снимаю кисточкой №18.
Ставлю опять сушиться.
Где-то через 1 час, когда ложка просохла, и я могу ее брать в руки без ущерба для нее. Так же методом окунания, я лакирую кончик ложки. Кладу высыхать.
Эту процедуру я повторяю пять раз. После пятого раза, я оставляю ложку в покое на неделю.
Возвращаюсь и аккуратненько зашкуриваю нанесенный лак, снимая неровности, наношу еще два слоя лака с интервалами на просушку.
Как видно из мастер-класса на просушку грунта, красок и лака уходит очень много времени, поэтому я указала в описании мастер-класса 6 часов только на роспись. Время просыхания зависит от лака, мой рассчитан на просыхание между слоями не менее 3 часов. На всю работу с росписью и сушкой у меня ушло 10 дней.
Такую ложку можно расписать и с детьми, только немного упростив. Мы с детишками 8-11 лет на занятиях расписывали деревянную ложку, используя акриловые краски без нанесения лака.
Вот такая красота у нас получилась:
К сожалению, ссылки на другие ложки не удалось включить в публикацию.
Ну, а теперь вернемся к моей ложке, она уже заждалась своего выхода! Ложка получилась яркой и нарядной, она довольна и я.
На сим мы с ней откланиваемся. Желаем вам благополучия и творческих успехов!