Как сделать избирательный бюллетень
Что делать на выборах, если вам не нравится ни один из кандидатов
В странах, где выборы – не событие всемирно-исторического значения, а привычная рутина, инструкция для избирателя уложится максимум в пару предложений: прийти на участок, взять бюллетень, найти в нем выбранного кандидата и поставить крестик напротив его имени. Ну или в пару абзацев, если нужно еще разъяснить механизм работы какой-нибудь навороченной машины для голосования, каковые встречаются, например, в США.
В России все иначе. У нас варианта «найди и отметь в бюллетене своего кандидата» многим избирателям недостаточно. Потому что, во-первых, эти политики, прямо как совы в «Твин Пиксе», «вовсе не то, чем кажутся» и кандидат-либерал может легко превратиться в патриота-государственника. А во-вторых, у россиян есть и другие возможности избирательного самовыражения, каждая из которых имеет свой политический смысл.
Явка или забастовка
Стоит сразу оговориться, что тех, у кого реально есть любимый кандидат в президенты, все это не касается. Им достаточно поставить в бюллетене любой знак в квадрате напротив своего фаворита и дождаться подведения итогов голосования – чтобы в послевыборную ночь пустить вместе со своим любимцем скупую мужскую слезу во время телетрансляции с ночного митинга победы на Манежной или, наоборот, всплакнуть вдали от телекамер по поводу очередных несбывшихся надежд. А вот у тех, кому ни один из кандидатов не нравится, есть и другие варианты, из которых можно попытаться выбрать тот, что в наибольшей степени соответствует вашей гражданской позиции.
Сбербанк и «Магнит» подключились к борьбе за явку
Первый вопрос для этих недовольных – приходить или не приходить на выборы.
За «приходить» агитирует сейчас вся государственная машина – от Центризбиркома и органов власти всех уровней до руководства отдельных предприятий и учреждений. Эта агитация неустанно убеждает россиян в том, что к участию в выборах их должны подвигнуть гражданский долг, происки внешних и внутренних врагов или хотя бы элементарное чувство самосохранения, потому что в противном случае они лишатся премии, отгулов или даже работы. Если для вас эти доводы выглядят убедительными – значит, вам остается прийти и проголосовать, не забывая при этом о том, что, невзирая на грозные увещевания ваших начальников, тайну волеизъявления в России пока никто не отменял и узнать о том, за кого именно вы голосовали, они не смогут.
Чем опасен четвертый срок Путина
Что делать с бюллетенем
Если же ваше мнение никак не зависит от позиции Навального и вам нужны дополнительные аргументы, то вам стоит помнить следующее. С одной стороны, общим местом является утверждение о том, что для Кремля на нынешних выборах высокая явка избирателей едва ли не важнее результата главного кандидата: сколько бы власти это ни опровергали, но массовость кампании по мобилизации избирателей на выборы говорит об обратном. С другой стороны, при уменьшении активности избирателей, как правило, растет результат кандидата от власти – за счет более дисциплинированного провластного электората. И тут уже нужно выбирать, что лично вам кажется более важным: сорвать высокую явку (тогда правильнее на выборы не ходить) или же уменьшить результат «главного кандидата» (и тогда логичнее прийти, но проголосовать за любого из его оппонентов).
Есть и еще один вариант протестного голосования – испортить бюллетень. В этом случае ни один из кандидатов вашего голоса тоже не получит – если, конечно, вы не забудете испортить бюллетень «правильно», то есть проставить отметки в квадратах напротив более чем одного имени. Но общая явка на выборы при этом повысится, так как при ее определении учитываются все бюллетени, включая и недействительные.
Другие варианты
Наконец, для некоторых избирателей мотивацией к голосованию за конкретного кандидата может стать желание помочь ему получить какой-то определенный результат. Правда, рассуждения авторов агитационных телероликов о том, что такой-то процент за такого-то кандидата может привести к таким-то политическим изменениям, выглядят чисто субъективными. Но есть и один совершенно объективный момент: партия, выдвинувшая кандидата в президенты, который набрал на выборах более 3% голосов, получает единовременную выплату в размере 20 руб. за каждый полученный этим кандидатом голос. И если у каких-то избирателей 18 марта не обнаружится более возвышенных мотивов, то их место вполне может занять готовность заняться политической благотворительностью.
Избирательный бюллетень
Содержание
Содержание бюллетеня [ ]
Содержание бюллетеня определяется окружной комиссией (п/п «г» п. 8 ст. 25) не позднее чем за 20 дней до дня голосования [1] (п. 4 ст. 63).
Кандидаты перечисляются в алфавитном порядке. По каждому кандидату указываются:
При выборах по пропорциональной системе порядок избирательных объединений определяется жеребьевкой, а в бюллетене указываются:
При проведении референдума в бюллетене приводится текст вопроса (при проведении референдума по нормативному акту — текст или наименование этого акта).
Справа от каждой позиции размещается пустой квадрат для отметки избирателя. При голосовании по единственной кандидатуре в бюллетене должны быть указаны варианты «За» и «Против», каждый со своим квадратом. При голосовании на референдуме для каждого вопроса также должны быть указаны два варианта «Да»/«Нет» или «За»/«Против».
Язык бюллетеня [ ]
Бюллетень обязательно должен содержать текст на русском языке. Устанавливаемая региональными законами комиссия (на федеральных выборах — избиркомы субъектов Федерации) может принимать решение о печати бюллетеня на нескольких языках. При этом бюллетени могут также содержать текст на государственном языке республики — субъекта РФ, а в местах компактного проживания иных народов — на языках этих народов. Таким образом, на одних выборах одновременно могут применяться несколько вариантов бюллетеня, отличающихся языковым исполнением.
Форма бюллетеня [ ]
Текст бюллетеня обязательно располагается полностью на одной стороне листа.
Нумерация бюллетеней не допускается (п. 2 ст. 63).
Бюллетени для КОИБ Комплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени [ КОИБ Комплекс обработки избирательных бюллетеней — аппарат, заменяющий урну, который сканирует и автоматически распознает бюллетени »»> ]
Электронные бюллетени КЭГ Комплекс для электронного голосования — устройство для голосования без использования бюллетеней [ КЭГ Комплекс для электронного голосования — устройство для голосования без использования бюллетеней »»> ]
1.6. Форма и текст электронного бюллетеня утверждаются соответствующей комиссией в установленные законом сроки с учетом форм электронного бюллетеня, приведенных в приложениях № 1 и 2 к Порядку. В случае проведения повторного голосования текст электронного бюллетеня утверждается соответствующей комиссией одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования.
При электронном голосовании объем сведений, представленных на экранных формах электронного бюллетеня, должен соответствовать объему сведений, размещаемых на бюллетенях, изготовленных на бумажном носителе. п. 1.6 «Порядка голосования с использованием КЭГ»
Защита бюллетеней от подделки [ ]
Законодатель упоминает следующие элементы защиты бюллетеня: водяные знаки; надпись микрошрифтом; защитная сетка; цветной фон; специальный знак (марка). Надпись микрошрифтом, защитную сетку и цветной фон предписано наносить типографским способом (это означает, в частности, что использование цветной бумаги не является предусмотренным законом нанесением цветного фона).
Описывая элементы защиты бюллетеней, законодатель очевидным образом запутался в логических связках, поэтому из текста закона невозможно однозначно понять, какие варианты защиты необходимы одновременно («и»), какие могут использоваться совместно или порознь («и (или)»), а какие могут использоваться исключительно порознь («или», «либо»). Буквальное прочтение позволяет установить, что на федеральных и региональных выборах федеральный закон допускает следующие варианты защиты:
Для местных выборов законодатель, по всей видимости, предусмотрел такие варианты [2] :
Для выборов муниципальных депутатов в округе с численностью избирателей не более 5000 человек могут использоваться бюллетени, не имеющие элементов защиты.
Печать бюллетеней и их передача из типографии [ ]
Заказ печати бюллетеней в типографии осуществляет комиссия, установленная региональным законом. Заказываемый тираж не может превосходить численность избирателей более чем на 1.5% (
Количество бюллетеней [ ]
Изготавливаемый тираж может превосходить число избирателей не более чем на 1.5% (п. 3 ст. 63).
Статья 71. Избирательные бюллетени
Статья 71. Избирательные бюллетени
1. Избирательные бюллетени являются документами строгой отчетности, степень защиты которых определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Нумерация бюллетеней не допускается. Порядок изготовления избирательных бюллетеней, их число, а также требования, предъявляемые к изготовлению избирательных бюллетеней, утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 35 дней до дня голосования.
2. Для выборов депутатов Государственной Думы изготавливаются избирательные бюллетени по федеральному и одномандатному избирательным округам. Избирательные бюллетени по федеральному и одномандатному избирательным округам должны различаться по форме. Форму и текст избирательного бюллетеня на русском языке по федеральному избирательному округу, а также форму избирательного бюллетеня по одномандатному избирательному округу утверждает Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем за 32 дня до дня голосования. Текст избирательного бюллетеня на русском языке по одномандатному избирательному округу утверждает окружная избирательная комиссия не позднее чем за 29 дней до дня голосования. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня.
ГАРАНТ:
См. форму избирательного бюллетеня для выборов депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго созыва по одномандатному избирательному округу, утвержденную постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 4 ноября 1995 г. N 40/334-II
3. В избирательном бюллетене по федеральному избирательному округу в порядке, определяемом по результатам жеребьевки, размещаются краткие наименования, а также эмблемы зарегистрировавших федеральные списки кандидатов избирательных объединений, избирательных блоков (если они были представлены в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 34 настоящего Федерального закона) в одноцветном исполнении. При этом под наименованием каждого избирательного блока должны быть указаны краткие наименования входящих в него избирательных объединений. Жеребьевку проводит Центральная избирательная комиссия Российской Федерации с участием уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков не позднее чем за 36 дней до дня голосования. Номер, полученный избирательным объединением, избирательным блоком в результате жеребьевки, сохраняется до окончания избирательной кампании. Под наименованием избирательного объединения, избирательного блока помещаются фамилия, имя и отчество каждого из первых трех кандидатов из общефедеральной части федерального списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком. В каждом субъекте Российской Федерации в избирательном бюллетене после указанных сведений указывается также название соответствующей этому субъекту Российской Федерации региональной группы кандидатов федерального списка кандидатов данного избирательного объединения, избирательного блока, а также фамилия, имя, отчество каждого из первых трех кандидатов из соответствующей региональной группы кандидатов. При этом, если в федеральном списке кандидатов отсутствует общефедеральная часть, в избирательном бюллетене указываются название региональной группы кандидатов, а также фамилии, имена и отчества каждого из первых трех кандидатов из соответствующей региональной группы.
4. Справа от наименования каждого избирательного объединения, избирательного блока помещается пустой квадрат. В конце перечня избирательных объединений, избирательных блоков помещается строка «Против всех федеральных списков кандидатов» с расположенным справа от нее пустым квадратом.
6. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, чьи фамилия, имя, отчество указываются в избирательном бюллетене, неснятой или непогашенной судимости, в избирательном бюллетене должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден зарегистрированный кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если зарегистрированный кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, с указанием наименования соответствующего закона. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, чьи данные указываются в избирательном бюллетене, помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства в избирательном бюллетене это должно быть с указано с указанием наименования соответствующего иностранного государства. Данные о судимости и гражданстве иностранного государства в избирательном бюллетене указываются на основании соответствующих документов, представленных в избирательную комиссию до утверждения текста избирательного бюллетеня.
7. Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.
8. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. По решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избирательные бюллетени печатаются на русском языке и на государственном языке соответствующего субъекта Российской Федерации, а в необходимых случаях и на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Если для избирательного участка печатаются избирательные бюллетени на двух и более языках, текст на русском языке помешается в каждом избирательном бюллетене. Тексту такого избирательного бюллетеня на государственном языке субъекта Российской Федерации и на языках народов Российской Федерации утверждается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 27 дней до дня голосования.
11. Избирательная комиссия, разместившая заказ на изготовление бюллетеней, после получения их из полиграфической организации не позднее чем за 20 дней до дня голосования передает их территориальным избирательным комиссиям в присутствии членов окружной избирательной комиссии по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также число передаваемых избирательных бюллетеней. Число передаваемых каждой территориальной избирательной комиссии избирательных бюллетеней определяется решением окружной избирательной комиссии, однако это число не может более чем на 2,5 процента превышать число избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории одномандатного избирательного округа. Оставшиеся после передачи в территориальные избирательные комиссии избирательные бюллетени передаются окружной избирательной комиссии. Территориальная избирательная комиссия в таком же порядке передает избирательные бюллетени участковым избирательным комиссиям не позднее чем за четыре дня до дня голосования. По каждому избирательному участку число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может составлять менее 90 процентов от числа избирателей, включенных в список избирателей по избирательному участку на день передачи избирательных бюллетеней, и превышать его более чем на 0,5 процента. Участковым избирательным комиссиям, сформированным на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, избирательные бюллетени могут передаваться непосредственно избирательной комиссией, разместившей заказ на изготовление бюллетеней, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. На лицевой стороне избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии.
12. Ответственность за передачу и сохранность избирательных бюллетеней несут председатели избирательных комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение избирательных бюллетеней.
13. В случае выбытия некоторых кандидатов или отмены регистрации, отзыва федеральных списков кандидатов некоторых избирательных объединений, избирательных блоков после изготовления избирательных бюллетеней территориальные и участковые избирательные комиссии по указанию избирательных комиссий, зарегистрировавших кандидатов, федеральные списки кандидатов, вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о таких кандидатах или избирательных объединениях, избирательных блоках. В случае необходимости внесения изменений и дополнений в данные о зарегистрированном кандидате, об избирательном объединении, избирательном блоке, помешенные в отпечатанном избирательном бюллетене, эти изменения и дополнения по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации могут быть внесены в избирательные бюллетени членами окружной избирательной комиссии, территориальной избирательной комиссии, участковой избирательной комиссии от руки либо с использованием штампа.
14. В исключительных случаях на избирательных участках, образованных в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях, на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, при наличии технических средств допускается изготовление избирательной документации, в том числе избирательных бюллетеней, непосредственно участковой избирательной комиссией. Решение об изготовлении избирательной документации с указанием необходимого тиража бюллетеней принимается этой участковой избирательной комиссией по согласованию с соответствующей окружной либо территориальной избирательной комиссией.
15. B день голосования после окончания времени голосования неиспользованные избирательные бюллетени, находящиеся в окружной, территориальной избирательной комиссии, погашаются, о чем соответствующей избирательной комиссией составляется акт. При погашении избирательных бюллетеней вправе присутствовать лица, указанные в пункте 5 статьи 29 настоящего Федерального закона. Эти бюллетени хранятся секретарем избирательной комиссии вместе с другой документацией комиссии.
Как сделать избирательный бюллетень
Инструкция к выборам!
Как правильно голосовать чтобы не украли ваш голос
КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА ВЫБОРАХ
1. Обязательно придти на выборы.
2. Получить бюллетень.
3. Поставить галочку и написать рядом в бюллетене с ней «я голосовал за ЛДПР, КПРФ»-это не запрещено законодательством и вторую галочку при подсчете голосов никто не подставит, чтобы сделать бюллетень недействительным.
6. Научите так голосовать ваших соседей, друзей и родственников.
Все остальное по ссылке. Хотя в инструкции все сказано четко и специально изучать выборное законодательство нет необходимости.
Всё что вы хотели знать о выборах в ГД, но стеснялись спросить
(Из памятки ЦИК РФ для избирателя: В каком случае избирательный бюллетень считается недействительным и в каком случае избирательный бюллетень считается неустановленной формы? Недействительным считается бюллетень, который не содержит никаких отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, или в котором отметки проставлены в большем числе квадратов, чем следует.
И все! Больше никаких условий избирательная комиссия не требует и вы можете спокойно поступать так как написано в этой инструкции!
Бюллетенем неустановленной формы считается бюллетень, изготовленный неофициально либо в котором отсутствуют подписи двух членов участковой избирательной комиссии, заверенные печатью этой комиссии.
http://www.vesty.spb.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=12777)
Что делать если за вас «кто-то» проголосовал?
(Избирательная комиссия начнет перед Вами извиняться и утверждать, что произошла ошибка они её сейчас исправят и предложат Вам новый бюллютень, чтобы Вы могли проголосовать. На это предложение соглашаться ни в коем случае нельзя! А что нужно делать см. ниже)
ПЕРВОЕ: вызвать председателя комиссии, поставить в известность что за вас кто-то «проголосовал» и потребовать составления протокола о предвыборном нарушении, протокол заставить подписать и поставить печать, забрать с собой.
Этого категорически делать нельзя!
А нужно, если вы обнаружили, что голос украли, привлечь внимание наблюдателей. Они с удовольствием напишут заявление в прокуратуру, а вы с еще большим удовольствием его подпишите! В данном случае это очень серьезное нарушение. И если на избирательном участке будет несколько таких фактов, некоторым товарищам уголовки не избежать! Следующие выборы будут более честными, не все готовы дважды наступать на грабли.
[Запомните для себя, что председатели участковых комиссий после проведения избирательной кампании, там где «победила «Единая Россия» получают «премию» от Едро, в завимости от % проголосовавших и результатов голосования до 100.000 рублей, так что подделывают протоколы для вышестоящей избирательной комиссии они отнюдь не бескорыстно. Да и другие члены избирательной комиссии также «обижены» не будут.]
ПРОЧИТАЛ САМ, ПЕРЕДАЙ ТОВАРИЩУ!
Что делать если ваш работодатель требует от вас голосовать за «Единую Россию» и просит для «отчета» сделать фотографию избирательного бюллетеня с сотового телефона или фотоаппарата?
Что значит проснуться? Начать, бороться с этой «чумой» напавшей на Россию.
Ваш голос очень много значит иначе бы продажные СМИ не внушали вам ежедневно, что голосуй не голосуй ничего не изменится.
ПОЭТОМУ ВЛАСТЬ ПАНИЧЕСКИ БОИТСЯ ВЫСОКОЙ ЯВКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ!
Прекрасно понимая, что выборы в этом случае она проиграет и никакие фальшивые вбросы бюллетеней «засланных казачков» ей не помогут.
Придти на выборы и проголосовать это и значит «проснуться»!
Примечание: За 20 лет выборов ни одна международная комиссия наблюдателей не признала (и не признает!) выборы нелегитимными т.е. незаконными, их интересует только чтобы они соответствовали нашему внутреннему законодательству, и чтобы порог явки был не ниже 25%. Ни при подсчете голосов, ни при составлении протоколов избирательных комиссий они не участвуют и не имеют право этого делать. Поэтому все визги о, якобы, нелегитимности выборов, от кого бы они не исходили не имеют под собой никаких юридических оснований и никогда нигде не учитываются, и учитываться не будут.
Международных наблюдателей в основном интересует свободный доступ на избирательные участки и к урнам для голосования, а также правильно оформленные кабинки для голосования и всё. Ни «вбросы», никакие другие ухищрения их не интересуют и они на них не реагируют.
Поэтому когда кто-либо, пытаясь спрятаться за спинами международных наблюдателей, утверждая что выборы были чистыми и честными сознательно «лукавят», а возможно и сами потворствуют их фальсификациям.
Вот и вся избирательная технология и никакие «черные пиарщики» продажные политтехнологи и журналисты, а также члены продажных избиркомов не в силах вам помешать.
***
Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» установлен следующий порядок голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва 2 декабря 2007 года:
ГОЛОСОВАНИЕ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ
ГОЛОСОВАНИЕ ПО ОТКРЕПИТЕЛЬНОМУ УДОСТОВЕРЕНИЮ
Избиратель, который в день голосования не будет иметь возможности прибыть на избирательный участок, где он включен в список избирателей, вправе получить в соответствующей избирательной комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том участке, на котором он будет находиться в день голосования.
Открепительное удостоверение в участковой комиссии можно получить по 1 декабря включительно.
Открепительное удостоверение выдается на основании письменного заявления избирателя с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение. Соответствующая избирательная комиссия выдает открепительное удостоверение лично избирателю либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения (если избиратель находится в этом учреждении на излечении), администрацией учреждения, где содержатся под стражей подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений (если избиратель содержится в этом учреждении в качестве подозреваемого или обвиняемого).