Как сделать извещение в закупках
Инструкция: готовим и публикуем в ЕИС извещение по 223-ФЗ
Где прописаны правила
Порядок, в котором обязаны осуществлять закупочную деятельность государственные корпорации и бюджетные учреждения, устанавливается Федеральным законом № 223-ФЗ. Э тот нормативно-правовой акт не регламентирует процесс проведения тендера детально. Заказчики сами детализируют правила для процедур в положении, часто опираясь на правила 44-ФЗ. Вот пошаговая инструкция для извещения по 223-ФЗ у единственного поставщика.
Шаг 1. Определяем, требуется ли размещать извещение
Федеральным законом не установлено, что размещение извещения о закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ является обязательным для заказчиков: он указывает на то, что такие уведомления должны быть, если речь идет об открытых конкурентных процедурах — конкурсах, аукционах, запросах предложений и котировках. Публиковать уведомление по закрытым и неконкурентным процедурам — выбор конкретного заказчика.
Федеральным законом № 223-ФЗ установлены случаи, когда, проводя конкурентную процедуру, заказчик вправе не обнародовать ее:
Шаг 2. Устанавливаем сроки публикации
Законодательно определены сроки размещения уведомления по конкурентным процедурам:
Законом не урегулированы сроки размещения извещения по 223 ФЗ у единственного поставщика, заказчик вправе исходить из правил собственного положения и плана, который принял.
Шаг 3. Определяем состав публикации
223-ФЗ одновременно с уведомлением о проводимой процедуре упоминает о закупочной документации, которая должна публиковаться вместе с уведомлением.
Если публикуется уведомление о проведении открытой конкурентной процедуры, а публикация извещений по таким тендерам обязательна и зафиксирована в законе, следует опубликовать:
Состав публикации с извещением о заключении договора с единственным поставщиком определяется в положении. Никаких законодательных требований, что писать в порядок предоставления документации по 223 ФЗ, нет. Разрешается ограничиться простым уведомлением.
Шаг 4. Составляем извещение
Содержание зависит от проводимой процедуры. Если заявлена открытая конкурентная процедура, в нем должны присутствовать:
Заключение договора с единственным поставщиком — неконкурентный способ, поэтому указывать в извещении перечисленную информацию необходимости нет.
В любом извещении, независимо от проводимой процедуры, следует указать:
Форму и содержание извещения о заключении соглашения с единственным поставщиком заказчик вправе разработать самостоятельно на основании правил, которые он сам для себя определил в положении.
Шаг 5. Публикуем в ЕИС
Вот инструкция, как разместить извещение о закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ:
Шаг 6. Публикуем протокол
Итог проведения закупочного тендера оформляется протоколом. Если имела место конкурентная процедура, протокол фиксирует общее количество поданных заявок, предложения участников и победителя, который наилучшим образом соответствует требованиям заказчика и предложил лучшие условия исполнения договора.
Протокол по результатам закупки у единственного поставщика публикуется, если того требует положение о закупке конкретной компании. Содержание протокола устанавливает заказчик. Сл едует обязательно указать:
Протокол, если его издание предусмотрено положением, публикуется в течение трех дней с момента подписания.
Отмена уведомления о закупке у единственного поставщика
223-ФЗ не устанавливает жестких правил отмены грядущего тендера, поэтому если заказчик хочет оставить за собой такое право, порядок следует подробно расписать во внутреннем положении. Следует указать:
Внутренним распоряжением заказчик вправе утвердить единую форму уведомления об отмене тендера и пользоваться ею при необходимости.
Извещение об осуществлении закупки по 44-ФЗ: что это за документ, что в нем содержится, а также где и когда он размещается?
Планируя и организовывая торги, заказчики готовят большой пакет документов: план-график, проект контракта, расчет НМЦК, ТЗ, обоснование закупки, сметы и т.д.
Сегодня рассказываем о таком документе, как извещение о проведении мероприятия, которое еще до осуществления самой процедуры публикуется в ЕИС и доступно к просмотру не только потенциальным участникам, но и всем заинтересованным лицам.
Этот документ регулируется нормами статьи 42 ФЗ № 44 «О контрактной системе…», в которой изложены требования к его содержанию. В частности, в данной статье перечислены 12 пунктов, которые при необходимости заказчики должны прописывать в тексте извещения: от наименования заказчика до авансирования, если оно предусмотрено контрактом.
Отдельно поговорим о том, нужно ли заказчикам готовить извещение для закупок у единственного поставщика. Сразу скажем, что такая необходимость отпала почти 2 года назад. Оснований для проведения закупки у единственного поставщика – 56, но ни по одной из них составление извещения не требуется.
Также рассмотрим, какая ответственность предусмотрена для должностных и юридических лиц, если документ был составлен неправильно или не соблюдены сроки по его публикации.
Что обязывает заказчиков готовить извещение о проведении закупки?
Все заинтересованные в тех или иных торгах лица вправе заранее ознакомиться с предстоящей процедурой. Статья 42 44-ФЗ говорит об обязательности формирования извещения заказчиками и размещения его в Единой информационной системе, чтобы оно было доступно к просмотру всем потенциальным исполнителям.
Извещение – это документ о закупке, составленный в соответствии с требованиями контрактного законодательства, который содержит в себе сведения, указанные в п.1-12 ст.42 44-ФЗ. При подготовке извещения, государственные и муниципальные заказчики должны руководствоваться положениями данной статьи.
Если при проведении процедуры необходимо установить критерии к некоторым категориям участникам, то они также отражаются в извещении. Например, торги планируются только для представителей СМП и СОНКО, значит, эти параметры будут прописаны в документе.
Из 12-ти пунктов ст.42 самым обширным является пункт № 2, в нем перечислены основные сведения, которые должны быть указаны в извещении. А пункт № 4 дает право заказчикам устанавливать ограничения в отношении потенциальных исполнителей.
Когда формируется документ?
Исходя из положений 44-ФЗ, извещение должно составляться практически в отношении всех закупочных мероприятий, которые проводятся для того, чтобы закрыть потребности государственного или муниципального учреждения и выбрать наилучшего исполнителя контракта.
Извещение готовится при осуществлении электронных конкурентных торгов, предназначенных для реализации нужд государственных и муниципальных заказчиков, если само учреждение получает финансирование согласно положениям Бюджетного Кодекса РФ, а все мероприятия проводятся в соответствии с положениями ч.4-6 ст.15 44-ФЗ.
Статья 42 44-ФЗ не раз изменялась за все время своего существования, поэтому заказчики всегда должны быть в курсе последних изменений и руководствоваться ими при заполнении извещения.
Например, масштабные корректировки названной статьи произошли в 2017 г., когда были изменены пункты 3 и 4, и введены новые пункты № 9-11 (на основании 504-ФЗ от 31.12.2017 г.). А в 2019 г. обновились пункты 2 и 8, и добавлен новый пункт 12 (на основании 71-ФЗ от 01.05.2019 г.).
С извещением, включая и закупочную документацию, участники вправе ознакомиться на официальном Портале бесплатно.
Извещение о проведении конкурентных процедур
Государственные и муниципальные заказчики обязаны проводить конкурентные процедуры, при этом их доля от общего числа закупок должна быть больше, чем у закупок у единственного поставщика. Поэтому конкурентные мероприятия регулируются строже и к ним предъявляются серьезные требования в отношении подготовки извещения.
Назовем, какие сведения должны быть указаны в извещении о конкурентной процедуре:
Как видим, список сведений, которые нужно указывать в извещении, очень объемный, поэтому заказчик должен собрать пакет документов, который подается вместе с извещением. Так как объем сведений, подлежащих отражению в извещении, достаточно велик, необходимо сформировать также пакет документов, который такое извещение будет сопровождать.
Сопровождающая документация о закупке
Среди сопровождающих извещение документов назовем следующие:
Если планируемые торги проводятся в рамках ч.5,6 ст.15 44-ФЗ, то заказчик должен приложить копии договоров участия в имеющейся собственности получателя денежных средств из государственного бюджета, а также договоров о приобретении различных объектов капитального строительства.
Сроки и механизмы составления и публикации извещения
Ввиду того что с 1 января 2019 г. все закупки были переведены в электронный формат, заказчики обязаны размещать сведения о каждой процедуре в ЕИС, а операторы торговых площадок размещают их на ЭТП.
Сроки публикации извещения зависят от наименования выбранной электронной процедуры, а также от величины НМЦК. Что это значит?
Если у заказчика появилась необходимость внести изменения в извещение, и он принял соответствующее решение, то он обязан увеличить срок направления заявок для участников с даты публикации обновленных документов следующим образом:
Для запроса предложений процедура внесения изменений в извещение не предусмотрена.
Публикация изначального и отредактированного извещения происходит в ЕИС и при необходимости на электронной площадке, но только после того, как весь пакет документов был заверен руководителем учреждения или уполномоченным должностным лицом (например, управляющим контрактным отделом).
Изменение и отмена извещения и закупки
Если заказчику потребовалось отменить закупку, то он должен успеть это сделать не позднее, чем за 5 дней до истечения срока подачи заявок, если это конкурс или аукцион. И не меньше, чем за 2 дня до окончания времени подачи заявок, если это запрос котировок. Для запроса предложений отмена процедуры невозможна, если извещение уже было размещено.
Алгоритм действий при такой ситуации будет следующим:
Если внести корректировки понадобилось в результате поступивших разъяснений положений документации о закупке, то заказчик должен сначала обработать поступившее обращение, сформировать на него ответ участнику, задавшему вопрос, и только потом внести нужные дополнения.
Извещение о закупке у единственного поставщика
В настоящее время заказчик не должен готовить извещение о закупке, если проводит «прямое» мероприятие для единственного поставщика. Такие изменения внес 71-ФЗ с 01.05.2019 г., которые сформулированы в ч.3 ст.93 44-ФЗ.
До этого времени в старой редакции закона обязанность заказчика составлять извещение по некоторым процедурам в рамках ч.1 ст.93 была прописана в ч.2 ст.93.
Следует отметить, что в соответствии с действующей версией ч.2 ст.93 заказчик должен проинформировать в течение 1 дня о заключенном контракте с единственным поставщиком в рамках п.6,9,34 и 50 ч.1 ст.93 контрольное ведомство соответствующего уровня (федеральное, региональное, местное). При этом заказчик вместе с уведомлением направляет копию подписанного сторонами контракта и обоснование его заключения.
Ответственность за несоблюдение норм статьи 42 44-ФЗ
Если в ходе проведения мероприятия заказчик неправильно подготовил извещение о закупке или не успел разместить его в предусмотренный для этого срок в ЕИС, то ему грозит ответственность по ст.7.30 КоАП РФ.
Разновидностей штрафов по этой статье несколько, от нарушений в оформлении документа до неразмещения его в ЕИС вовсе. При этом ответственное лицо может быть оштрафовано до 50 тыс. руб., а юридическое лицо – до 500 тыс. руб., в зависимости от категории правонарушения.
Минимальный предел штрафа определяется за позднее размещение документа в ЕИС, когда срок вышел и равняется 3-м тыс. руб. за одно обнаруженное нарушение.
Максимальный штраф в размере 50 тыс. руб. грозит ответственному сотруднику, который опубликовал документ в ЕИС, но не указал это в плане-графике, либо отразил корректировки в плане-графике, но еще не прошли необходимые 10 дней с даты размещения доработанного плана-графика, либо в отношении закупки, в которой были выявлены нарушения, и эти нарушения не были устранены.
По каждой определенной ситуации решение о вынесении того или иного «наказания рублем» принимает надзорный орган в сфере, руководствуясь предоставленными материалами о произведенном нарушении.
Сроки хранения документов о мероприятии
Проверка конкретной закупки, изучение материалов процедуры, поиск правонарушений может занять много времени. Даже если процедура была признана неправомерной, через некоторое время может понадобиться вернуться к ее изучению, чтобы проанализировать другие моменты. В связи с этим законодатели предусмотрели для заказчиков обязанность хранить все материалы о мероприятии, включая и извещения.
Если стоимость закупки не превышает 3 млн. руб., независимо в какой форме она проводилась, то все документы, включая извещение, должны находиться на хранении минимум 3 года. Об этом говорит не только контрактное, но и гражданское законодательство (ст. 196 ГК РФ).
Если НМЦ контракта более 3-х млн. руб., то такая закупка будет считаться особо крупной, и документацию по ней заказчик должен будет хранить минимум 10 лет со дня издания или подписания того или иного документа.
При этом заказчик обязан обеспечить качественное хранение материалов, включая и извещение, как этого требует Минэкономразвития в своих приказах. А согласно приказам Министерства культуры необходимо соблюдать порядок организации архивного дела.
Краткие выводы
Извещение об осуществлении закупки по 44-ФЗ – это документ, в том числе и сопровождающая документация, которые размещаются во всеобщем доступе, чтобы все заинтересованные лица могли узнать о предстоящих торгах, об объекте мероприятия, преимуществах для определенных категорий поставщиков и т.д.
В настоящее время этот документ предусмотрен только для конкурентных процедур и имеет перечень сведений, которые необходимо в нем указывать, и о которых говорится в ст. 42 44-ФЗ.
Для «прямых»/неконкурентных закупок извещение составлять не нужно, это условие закреплено в ч.3 ст.93 44-ФЗ о закупках у единственного поставщика.
Данный документ необходимо готовить с соблюдением правил, требований и сроков контрактного законодательства и размещать его в Единой информационной системе. Если заказчику необходимо внести изменения в извещение и в сопровождающие документы, то он вправе это сделать, продлив сроки проведения закупки согласно 44-ФЗ.
Если при составлении и размещении документа были обнаружены какие-либо нарушения действующего законодательства, то уполномоченный сотрудник или юридическое лицо могут быть оштрафованы в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях.
Извещение о проведении закупки и прилагаемая документация в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ
Независимо от того, о какой форме проведения закупки для обеспечения нужд государственных или муниципальных заказчиков и приравненных к ним лиц идет речь, одной из их ключевых обязанностей таких заказчиков становится обязательное формирование извещения о проведении закупки.
Что в него входит и какие правила оформления такого извещения существуют?
Статья 42 как основной регулятор правил о подготовке извещения о закупке
Так как об осуществлении каждой закупки потенциальный круг участников должен быть извещен заранее, заказчик обязан подготовить такую документацию, которая выполнит роль такого информатора. В соответствии с правилами, установленными статьей 42 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок», такая документация называется извещением.
Основное содержание извещения в виде перечисления необходимой информации о проводимой закупке содержится в пункте 2 данной статьи. В том случае, если речь идет о проведении процедур с ограниченным кругом участников, например, о закрытом конкурсе или аукционе, то потребуется также обратиться к содержанию пункта 4 указанной статьи, так как именно этот пункт дает право заказчику формировать в извещении возможности ограничения круга потенциальных исполнителей по заказу.
Случаи подготовки извещения
На основании требований, которые сформулированы в действующем Федеральном законе «О контрактной системе», извещение о проведении закупок должно формироваться практически в отношении всех процедур, которые направлены на определение исполнителя для контракта, призванного реализовать государственные или муниципальные нужды.
К числу таких случаев относятся:
Последние изменения, внесенные в указанный закон о закупках, относительно подготовки извещения повлияли на возможность отказаться от формирования данного документа относительно ограниченного количества видов закупок, проводимых с участием единственного поставщика, что стало возможным из-за обязательного размещения таких закупок в плане-графике. В отношении остальных закупок пока сохраняются требования о необходимости формирования извещений и их размещения в Единой информационной системе для предоставления к ознакомлению без взимания платы, как и в отношении документации о закупке.
Извещение о проведении конкурентных процедур
Так как у любого государственного или муниципального заказчика и приравненного к ним юридического лица процент закупок, проводимых конкурентными способами, должен быть выше процента закупок у единственного поставщика (с целью обеспечения свободной конкуренции в сфере исполнения госзаказа), то и к извещению по таким закупкам предъявляются достаточно серьезные требования относительно их содержания.
Так, в тексте извещения должны содержаться следующие сведения:
Сопровождающая документация о закупке
В качестве документов, которые должны сопровождать извещение о проведении закупки, следует рассматривать:
Сроки и порядок формирования и публикации извещения
Извещение о проведении закупки, независимо от того, какая именно процедура была выбрана, должно быть опубликовано в Единой информационной системе, а если речь идет об электронной форме конкурентной процедуры, то также после публикации в ЕИС необходимо провести публикацию и на той торговой площадке, которая была выбрана заказчиком (публикация на торговой площадке осуществляется оператором).
Для различных процедур сроки публикации извещения будут различаться в зависимости от величины начальной максимальной цены контракта и от формы проведения самой закупки. В частности:
Если по каким-то причинам заказчик принял решение о внесении изменений в извещение или закупочную документацию, то он обязан продлить срок подачи заявок с момента публикации измененных документов следующим образом:
Публикация первичного и измененного извещения осуществляется в ЕИС и при необходимости на ЭТП, но только после того, как весь пакет документов был утвержден руководителем заказчика или уполномоченным должностным лицом (например, руководителем контрактной службы).
Изменение и отмена извещения и закупки
Порядок действий в этом случае будет выглядеть следующим образом:
Если внесение изменений обусловлено работой над запросами о разъяснении каких-либо положений закупочной документации, то заказчик в лице его ответственного должностного лица (например, контрактного управляющего) должен сначала обработать поступивший ему запрос и предоставить все необходимые сведения в рамках ответа, а уже после этого внести необходимые изменения.
Извещение о закупке у единственного поставщика
Формирование и публикация извещения о закупке у единственного поставщика предусмотрено не всеми пунктами части 1 статьи 93 указанного Федерального закона, а только теми, информация о проведении закупке которых не публикуется в плане-графике и, соответственно, не имеет широкого распространения.
Кроме того, в отношении такой закупки не потребуется формировать в извещении информацию о том, каким образом происходит установление начальной максимальной цены контракта.
Для публикации извещения существует определенный срок, который не может быть меньше пяти дней с момента публикации такого извещения в ЕИС до момента подписания контракта по итогам проведенной процедуры.
Ответственность за нарушение статьи 42 Федерального закона №44-ФЗ
Если в ходе проведения закупки были допущены нарушения в части составления и публикации извещения о проведении закупки, а также относительно сроков такой публикации извещения в ЕИС, то назначение наказания в случае выявления таких нарушений происходит на основании статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
В зависимости от того, о каком именно нарушении идет речь, различаются размеры штрафов, которые устанавливаются в отношении того или иного должностного лица, нарушившего указанные нормы закона.
Минимальный размер штрафа назначается за несвоевременное размещение в ЕИС извещения о проведении закупки и равняется трем тысячам рублей за одно выявленное нарушение.
В каждом конкретном случае решение о назначении того или иного штрафа принимает контролирующий орган в сфере закупок на основании изучения материалов о произведенном нарушении.
Сроки хранения документов о закупке
Так как проверка проведенной закупки для установления того, является ли та или иная закупка правомерной, а также для того, чтобы проверить, были ли допущены какие-либо еще нарушения относительно проводимой процедуры, на государственного или муниципального заказчика накладывается обязательство организовать хранение всех закупочных материалов, в том числе извещений и закупочной документации.
Если речь идет о закупках стоимостью до трех миллионов рублей независимо от проводимой формы такой закупки, то вся документация по ней, в том числе и извещение, должны храниться не менее трех лет. Такое требование устанавливается как собственно Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг», так и Гражданским Кодексом Российской Федерации, в частности статьей 196 указанного Кодекса.
Заказчик обязан принять меры к тому, чтобы все документы о закупке, в том числе извещение, хранились в соответствии с требованиями, сформулированными в рамках соответствующих приказов Министерства экономического развития относительно хранения важных документов, а также в рамках приказов Министерства культуры относительно соблюдения правил организации архивного дела.
Извещение о проведении закупки – это комплекс документов, которые реализуют цель предоставления информации всем потенциальным участникам той или иной закупочной процедуры о собственно проводимой закупке, а также о ее объекте и возможностях участвовать в тех или иных формах определения потенциального исполнителя. Извещение готовится как для конкурентных, так и для неконкурентных способов закупок, а его содержание должно соответствовать требованиям, установленным в статье 42 Федерального закона «О контрактной системе». Чтобы конкретное извещение было принято в качестве реально действующего в отношении той или иной закупки, оно должно быть опубликовано в Единой информационной системе с соблюдением всех необходимых требований относительно сроков такой публикации, а также относительно порядка его размещения. При необходимости заказчик вправе внести изменения в такое извещение и прилагаемую к нему документацию, но сроки проведения закупки в этом случае должны быть увеличены в соответствии с положениями соответствующих статей Федерального закона №44-ФЗ.
Если при подготовке и публикации извещения и закупочной документации были допущены какие-либо нарушения действующего законодательства, на должностное лицо заказчика могут быть наложены штрафные санкции на основании соответствующих положений Кодекса об административных правонарушениях.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.