Как сделать схематический чертеж к задаче
Математика. 2 класс
Конспект урока
Математика, 2 класс
Урок № 11. Модели задачи: краткая запись задачи, схематический чертёж
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Задача на нахождение неизвестного вычитаемого, в этой задаче находится вычитаемое (из уменьшаемого отнять разность)
Задача на нахождение неизвестного уменьшаемого, в этой задаче находится уменьшаемое (к разности прибавить вычитаемое)
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
1. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. –8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.28-29
2. Математика. Проверочные работы. 2 кл: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Волкова А.Д.-М.: Просвещение, 2017, с. 18, 19
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Научимся решать новые виды задач. Задача первая. На ветке было несколько птиц. Когда пять птиц улетели, на ветке осталось семь птиц. Сколько птиц было на ветке?
Сделаем схематический чертеж к задаче.
Начертим отрезок, который показывает, сколько птиц осталось, подпишем 7 птиц. Причертим к концу отрезка еще один отрезок, обозначающий улетевших птиц, подпишем 5 птиц. Сколько было птиц на ветке, неизвестно, поставим знак вопроса.
Рассмотрим краткую запись и чертёж к задаче
Каким действием будем решать задачу?
Правильно, чертёж нам подсказывает, что задача решается сложением, так как надо найти сумму отрезков.
Часть птиц улетели и часть осталось. Значит, мы находим уменьшаемое. А уменьшаемое находится действием сложением.
Запишем решение задачи.
Этот вид задачи называется на нахождение неизвестного уменьшаемого. Так как в этой задаче находим уменьшаемое.
Решим вторую задачу.
На клумбе было одиннадцать тюльпанов. Когда несколько тюльпанов завяло, то осталось шесть тюльпанов. Сколько тюльпанов завяло?
Сделаем краткую запись условия задачи и чертёж.
Было-11т. Завяло-? Осталось-6т.
Сделаем схематический чертеж.
Начертим отрезок, обозначающий все тюльпаны. Подпишем его 11 тюльпанов. Отложим на отрезке отрезок равный оставшимся тюльпанам, подпишем 6 тюльпанов. Другой отрезок, обозначает, сколько тюльпанов завяло, это неизвестно, ставим знак вопроса.
Решим задачу. Узнать сколько тюльпанов завяло, значит надо узнать, на сколько тюльпанов стало меньше. Задача решается вычитанием. По чертежу видно, что неизвестна разность отрезков. Как называется число 11? Уменьшаемое. Как называется число 6? Разность. Неизвестно в задаче вычитаемое. Как найти вычитаемое? Из уменьшаемого вычесть разность.
Ответ: 5 тюльпанов завяло.
Такой вид задач называется “на нахождение неизвестного вычитаемого”.Так как в этой задаче находим вычитаемое.
Сделаем вывод: правильно составленная краткая запись задачи подсказывает, каким компонентом является каждое число в задаче: уменьшаемым или вычитаемым. Правильно начерченный схематический чертеж подсказывает, каким действием решать задачу. По чертежу видно, что находим сумму или разность отрезков.
1. Решите задачу, выберите правильное решение
На стоянке было несколько машин. Когда уехало 8 машин, то осталось 7 машин. Сколько машин было на стоянке?
2. Вставьте подходящие слова в предложения
Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо ______ вычесть известное слагаемое. Чтобы найти неизвестное __________, надо к разности прибавить вычитаемое. Чтобы найти вычитаемое, надо ________вычесть разность
Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.
Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.
Решение задач с помощью схем и чертежей
Очирова Жаргалма Александровна учитель начальных классов МАОУ «СОШ№9»г. Улан-Удэ
« Решение задач с помощью схем»
Данная работа является итогом десятилетнего опыта работы с опорными схемами в начальных классах по математике. Как показывает практика, использование опорных схем заметно повышает результативность обучению решению задач. Схемы легче усваиваются детьми не только с высоким уровнем познания, но и детьми со средним и низким уровнем успеваемости.
Схема даёт возможность наглядно представить соотношение между величинами. В процессе определения и выбора схемы к задаче, уточняются связи между данными и искомыми величинами, выбор действия решения. Дети видят, что известно и что нужно найти, какие новые (промежуточные) данные потребуются им для ответа на основной вопрос задачи.
Каждая схема представляет определённый вид задач:
Нахождение суммы или одного из слагаемых.
Нахождение остатка, уменьшаемого или вычитаемого.
Увеличение или уменьшение числа на несколько единиц.
На разностное сравнение.
Применение опорных схем позволяет направить внимание детей на существенные признаки задач нового вида.
Формирование умения решать задачи является важным разделом умственного воспитания, имеет широкое значение во всей познавательной деятельности человека. Задача развития у младших школьников геометрических представлений, способности к обобщению и анализу состоит в том, чтобы научить их видеть математические (геометрические ) образы в окружающей обстановке, выделять их свойства, преобразовывать, изображать их на чертеже.
— целое
— количество
— пунктирная линия обозначает некоторое количество
частей
— прямая линия обозначает целое или часть
Примерные тексты задач:
У Кати живут 4 черепахи и несколько рыбок. Сколько животных у Кати, если рыбок 9?
Купили 4 красных, 3 синих и несколько желтых шаров. Желтых было сколько, сколько красных и синих вместе. Сколько желтых шаров?
Длина ручки 14 см, а длина карандаша на 3 см короче. Чему равна длина карандаша?
Длина ручки – 14 см
На катке было 15 детей. Через час обедать ушли 4 мальчика и 3 девочки. Сколько детей осталось на катке?
(Неизвестное находится в части. Для того, чтобы найти часть нужно из целого вычесть известные части.)
У Димы 14 рублей, у Кати 5 рублей. На сколько рублей у Кати меньше, чем у Димы?
(Неизвестное находится в части. Чтобы найти часть, нужно из целого вычесть известную часть.)
В песочнице играют малыши: 6 девочек и несколько мальчиков. Мальчиков на 2 меньше, чем девочек. Сколько всего малышей?
Как найти неизвестную часть? Из известного целого вычесть известную часть: 6 – 2, а потом прибавить вторую часть.)
В гардеробе висят 43 пальто, плащей на 12 больше, чем пальто, а курток на 4 больше, чем плащей. Сколько в гардеробе плащей? Сколько курток?
Пальто – 43
Эти задачи тебе поможет решить чертёж – схема. Сделай схематический чертёж к каждой задаче и реши её.
Саша и Миша измеряли длину дорожки, идя навстречу друг другу. Саша прошёл до встречи 50м, а Миша 26м. Найди длину дорожки.
Лена и Оля шли навстречу друг другу по аллее. Оля прошла до встречи 37м. Узнай, сколько прошла Лена, если длина всей аллеи 40 метров.
Максим и Никита бежали по беговой дорожке навстречу друг другу. Максим пробежал 30м, а Никита на 7м меньше. Какой длины была дорожка?
4.Зайчонок и лисёнок бежали наперегонки. Зайчонок пробежал 50м, а лисёнок отстал от него на 15м. Сколько метров пробежал лисёнок?
Черепаха и ящерица двигались навстречу друг другу каждый из своего домика в гости к улитке. Черепаха проползла 30м, а ящерица на 5 метров больше. Какое расстояние между домиками черепахи и ящерицы?
6. Винни – Пух и Пятачок шли навстречу друг другу по тропинке. Винни – Пух прошёл до встречи 25м, а Пятачок на 5м меньше. Узнай длину тропинки, по которой они шли.
Инклюзия в современном обществе и ее роль в социализации
идёт регистрация Успейте записаться до 2 февраля!
Номер материала: ДБ-1041122
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
✅ На балансе занятий — 1
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.