Как сделать схему ссп предложения
Как составить схему предложения: основные виды с примерами
Раз вы тут оказались, наверняка вы школьник, которому надо составить схему предложения. Это стандартное домашнее задание. Схема обычно делается в рамках синтаксического разбора предложения, но бывает и отдельно.
Предлагаю пройти тест – ответить на пять вопросов по схеме предложения.
[quiz-cat >Ну как, что получили? А теперь объяснения.
Алгоритм составления схемы предложения
Графические обозначения
Главное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное – круглыми.
Графические обозначения в схеме
Схема простого предложения
А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:
Вот безличное односоставное предложение, где главный член – сказуемое:
Вот определенно-личное предложение, в котором главный член – сказуемое.
Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.
Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:
Далее сложное глагольное. Здесь глагол один – “собиралась идти”. Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:
Схемы с обращениями и вводными словами
В схеме обращения обозначаются O и обособляются вертикальными черточками. Обращения не являются членами предложения, потому и обособляются черточками. Они могут быть расположены в любом месте предложения. В схему обычно переносятся стоящие при них знаки препинания.
Схемы с причастными и деепричастными оборотами
Крестиком тут обозначено главное слово “туман”. Туман какой? Постепенно сгущавшийся. От него задается вопрос, потому это главное слово.
Схемы с прямой речью
Схема сложного предложения
В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.
Вот сложносочиненное предложение с союзом “а”:
А вот сложносочиненное предложение с союзом “и”:
В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное – в квадратных скобках, зависимое – в круглых:
Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:
Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле “какое испытание” – это второй уровень вложенности. Сначала “что ждет” – “испытание”. Потом “какое” – “которое определит”:
Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.
Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.
Оба придаточных относятся к “Настя прищурилась” – уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:
Схема сложноподчиненного предложения
Схема сложного предложения с одной придаточной частью
Это самый простой вариант из всех. Главная часть обозначается квадратными скобками, придаточная – круглыми, запятая выносится за скобки, а подчинительный союз ставится внутри.
Вот несколько примеров со схемами сложноподчиненного предложения, у которого только одна придаточная часть.
Когда все закончилось, сотрудники выдохнули с облегчением.: (Когда…), […] – в данном предложении придаточная часть располагается перед главной, что полностью отражено на схеме.
Сотрудники вздохнули с облегчением, когда все закончилось.: […], (когда…) – здесь придаточная часть стоит после главного предложения, что также понятно из составленной схемы.
Самым сложным случаем является тот, когда главная часть разорвана придаточной. Чтобы это определить, нужно найти основу обоих предложений. На схеме это также отражается специфическим образом.
Вот пример такого предложения.
Сейчас, куда бы мы ни направлялись, нас сопровождала охрана.: [ …, (куда …), … ].
Схема сложноподчиненного предложения с однородным подчинением
Если в сложноподчиненном предложении две и более придаточных частей, то подчинение в тем может быть либо последовательным, либо однородным. Отразить характер подчинения с помощью обычной горизонтальной схемы можно только при условии использования стрелок, так что в случаях, когда требуется большая наглядность, обычно используют вертикальную схему. Однако часто используется и обычная горизонтальная схема.
Вот пример предложения с однородным подчинением.
Они ехали к морю в большом нетерпении, дожидаясь часа, когда можно будет выйти из надоевшей машины, когда под ногами окажется теплый песок.: […], (когда…), (когда…). Параллельность этого подчинения на горизонтальной схеме можно подчеркнуть, если от главного предложения провести две стрелки к двум придаточным.
Схема сложноподчиненного предложения с параллельным подчинением
Горизонтальная схема такого предложения будет выглядеть так же, но стрелки будут идти либо от разных слов главного предложения к придаточным, либо придаточные предложения будут отвечать на разные вопросы.
Когда настало время выбирать, Аня закрыла глаза и взяла бумажку, которая лежала на самом дне коробки.: (Когда …), […], (которая …).
Схема сложноподчиненного предложения с последовательным подчинением
Горизонтальная схема такого предложения будет выглядеть так же, как схема предложения с однородным подчинением, но стрелки будут идти не от главного предложения к придаточным, а от главного – к одному придаточному, а уже от него – ко второму и так далее.
Аня закрыла глаза и взяла бумажку, что лежала на самом дне коробки, в которой до того хранились какие-то вещи.: […], (что …), (которая …).
Разбор сложноподчиненного предложения помогает не только выявить отношения между его частями, но и уточнить, какой смысл вкладывал в данную синтаксическую единицу автор.
Что мы узнали?
Чтобы составить схему сложноподчиненного предложения, нужно определить, сколько в нем частей, а также то, какая из них является главной – она будет обозначаться на схеме квадратными скобками. Придаточные части обозначаются круглыми скобками, а союз указывается внутри них, в то время как знак препинания выносится за пределы скобок в любом случае. Если в предложении больше двух частей и необходимо указать на характер подчинения (оно может быть однородным, последовательным или параллельным), для этого используется вертикальная схема или стрелки на горизонтальной.
Схема сложносочиненного предложения
Схема сложносочиненного предложения: этапы ее составления
Для начала нужно определиться с тем, сколько частей входит в разбираемую синтаксическую единицу и каким образом они связаны, то есть найти все грамматические основы, а также сочинительные союзы, которые служат для связи простых предложений в общее сложное.
Сочинительные союзы могут быть не только простыми, но и составными, так что их части могут находиться в разных частях предложения.
Когда будут определены границы частей сложносочиненного предложения, можно приступать к составлению схемы. Поскольку все части в этой синтаксической единице равноправны, они обозначаются квадратными скобками. При этом и знак препинания, и союз выносятся за скобки.
Примеры составления схемы сложносочиненного предложения
Проще всего данный материал рассмотреть на примерах – несколько будут приведены ниже.
Она старалась не плакать, но чувства были слишком сильными. В этом предложении две грамматические основы, а значит, две части, которые связаны между собой сочинительным союзом но, перед которым стоит запятая. Следовательно, схема данного предложения будет выглядеть следующим образом: […], но […]. Это самый простой пример.
Вот более сложное предложение. Фиалки уже отцветали, а на смену им готовились прийти яркие и ароматные тюльпаны – и разносящий по степи их запах ветер был первым предвестником перемен. В данном предложении три грамматические основы, а значит, три равноправные части. При этом во второй использован сочинительный союз а, перед которым стоит запятая, а в третьем – сочинительный союз и, перед которым стоит тире. Следовательно, схема этого сложносочиненного предложения будет такой: […], а […] – и […].
Рассмотренные примеры сложносочиненных предложений со схемами показывают, как важно внимательно подходить к вопросу их составления.
Составление схемы сложносочиненного предложения: важные моменты
Сложносочиненные предложения с разрывом конструкции – большая редкость, поэтому при составлении схемы следует быть внимательнее: возможно, речь идет не о разрыве конструкции, а о двух разных частях предложения.
Обычно в сложносочиненном предложении используется такой знак препинания, как запятая, однако если оно достаточно объемное, то между несколькими частями может ставиться и точка с запятой. Тире же хоть и используется, но все же достаточно редко.
Что мы узнали?
Непосредственно перед составлением схемы сложносочиненного предложения необходимо проделать подготовительную работу по определению количества частей, из которых состоит синтаксическая единица. Кроме того, необходимо определить, с помощью каких синтаксических союзов эти части связаны и какие между ними стоят знаки препинания. Поскольку части сложносочиненного предложения равноправны, на схеме они обозначаются квадратными скобками, между которыми ставится соответствующий знак препинания, а после него – сочинительный союз. При составлении схемы очень важно проявить внимательность и правильно определить границы предложений.
Как сделать схему ссп предложения
Синтаксический разбор сложного предложения считается самым трудным и объёмным из всех грамматических разборов.
Этот разбор, как правило, выполняют на уроках с 9 класса, когда изучаются значения, виды сложных предложений и пунктуация в них. О том, как ставить знаки препинания в сложном предложении мы уже писали ранее, поэтому сосредоточимся на самом разборе.
Прежде всего нужно хорошо узнавать виды связи в сложном предложении, находить границы его частей, определять смысловые отношения в них, средства связи. Без всего этого можно легко перепутать простое предложение со сложным.
Порядок разбора сложного предложения
1.Найти грамматические основы, выделить части и пронумеровать их.
2.Построить линейную (горизонтальную) или ярусную (вертикальную) схему.
3.Дать общую характеристику всего предложения.
4.Описать каждую часть отдельно.
Поскольку существует три вида сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные, то и разбор будет существенно отличаться. Таким образом, чтобы сделать синтаксический разбор сложного предложения, нужно придерживаться какого-то одного из нескольких образцов.
Для примеров мы воспользовались предложениями из рассказов писателя-натуралиста Геннадия Снегирёва.
План разбора сложного предложения
Образцы разбора сложносочинённого предложения
[Мне надоело* жить в городе], и [весной я уехал в деревню к знакомому рыбаку Михею].
[В лесу было мокро], но [листья на деревьях уже распустились].
[Весной в горах лежит снег], и [цветут эдельвейсы], и [голубое перо сойки мелькает в зелёных кедрах].
[Колокольчик качнулся], но [паутина его удержала], и [я увидел в нём воздушный шарик].
Образцы разбора сложноподчинённого предложения
[Я сел у окна и стал смотреть], (как по лодке бегает трясогузка).
(Кто там живёт), [не знал я раньше].
[Я стал вглядываться в узкую полоску воды], (которую разрезал во льдах наш корабль).
[Дома, (когда разбирал патроны), хвостик вынул и положил себе на стол].
Образцы разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными
[Верблюды танцевали и радовались], (что прошла зима), (греет солнце) и (они живы).
[И тут я услышал], (как за пеньком, (на котором я сижу), кто-то возится, шуршит).
[Я на неё долго смотрел, (пока она валенки на крыльце чистила от снега), и всё ждал], (что девочка мне скажет ещё что-нибудь).
Образцы разбора бессоюзного сложного предложения
[Ёлки стоят и не шелохнутся], [на ветках подушки снега намело].
[Я ногой по ёлке ударил] — [целый сугроб мне свалился на голову].
[А бабочки зимой не могут спать]: [они маленькие и нежные], [сразу замёрзнут].
Образцы разбора сложного предложения с разными видами связи
(Когда мама с работы пришла), [Галя ей ничего не рассказала], и [я тоже].
[Это у паука-серебрянки такой домик под водой], и [там паучата живут], [вот он и носит им воздух].
[Мы пили чай], а [узбек рассказывал], (что и дед его, и прадед — все были гончары).
[Интересно мне стало]: [простую свинку я знаю], а [морскую никогда не видел].
[ = ] : [- = ], а [ = ].
[Сел Серёжа в машину], [мама его плащом укрыла], (потому что дождь начал капать).
[Весной, (когда снег растаял и лес стал зелёный), я проснулся утром и слышу]: [кто-то шуршит под кроватью].
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения
Все сложные предложения можно разделить на союзные, части которого соединены при помощи подчинительных или сочинительных союзов, и бессоюзные предложения. В свою очередь союзные сложные предложения делятся на сложноподчиненные (СПП) и сложносочиненные (ССП). Знать различия СПП и ССП обязательно, так как тип предложения определяет расстановку знаков препинания.
Сложносочиненные предложения
В отличие от сложноподчиненного предложения, в ССП все части функционируют как равные. Это значит, что вы не сможете поставить вопросы определения, дополнения или обстоятельства от одной части к другой. Например:
Он вошел в комнату, и она замерла от удивления.
Я поступила на медицинский факультет, а она выбрала лингвистический.
Ещё одной отличительной особенностью ССП является наличие сочинительного союза на стыке двух частей.
Сочинительные союзы могут быть:
Не только птицы на улице запели, но и почки на деревьях начали распускаться.
Либо она ему соврала, либо он ее неправильно понял.
Он решил прочитать книгу, да она ему постоянно мешала.
Сложноподчиненное предложение
Отличительной особенностью СПП является то, что части предложения неравноправны, то есть от одной части к другой можно задать вопросы дополнения, обстоятельства или определения. В связи с этим части СПП подразделяются на главные и зависимые (или придаточные).
Я не приду к нему домой, потому что он меня сильно обидел своим поведением.
Я не приду к нему домой почему? – потому что он меня сильно обидел своим поведением.
«Я не приду к нему домой» — главная часть, так как она не зависит от других частей предложения и может функционировать сама по себе. Кроме того, именно от нее задается вопрос к другой части предложения.
«Потому что он меня сильно обидел…» — зависимая/придаточная часть, так как она полностью зависит от главной части предложения и не может функционировать сама по себе. Кроме того, мы не можем поставить от нее вопрос к другой части предложения.
В некоторых случаях мы можем задать вопрос от зависимой части к другой зависимой. Например: Я узнал, что это был дом, которого все боялись. Это наблюдается в предложениях с последовательным подчинением.
Ещё одной отличительной особенностью СПП является наличие подчинительных союзов или союзных слов зависимой части.
Как отличить СПП от ССП — памятка
Чтобы правильно определить тип сложного союзного предложения, попробуйте поставить вопрос определения, дополнения или обстоятельства от одной части к другой. Вопрос ставится – СПП, не ставится – ССП.
Обратите внимание на союзы и союзные слова. Если в предложении присутствуют сочинительные союзы, то это ССП, если подчинительные или союзные слова – СПП.
Проверьте себя и попробуйте определить тип предложения: