Как сделать схему знаков препинания
Как составить схему предложения в 1-м классе: правила и примеры
Многим родителям сложно помогать детям в учебе. Приходится заново изучать правила. Со временем они забываются. Когда ребенок идет в 1-й класс, составить схему предложения будет сложно. В школе учитель подбирает простые примеры, чтобы показать, как правильно находить предложение в тексте, как его изобразить графическим способом.
Члены предложения: с чего начать?
Еще один важный момент – определение слова, с которого начинается предложение, а также общее количество слов. Например, «Мама читает книгу». В предложении первое слово «мама», а всего слов три. Теперь нужно найти грамматическую основу. Первый вопрос: «Кто?» Значит, речь идет об одушевленном предмете. Второй вопрос: «Что делает?» Он относится к глаголу. Осталось определить слово «книга», которое является второстепенным членом предложения, дополнением.
Построение элементарных схем
Предложение представляет собой смысловую единицу. Первое начинается с составления простых схем. В них обозначают границы начала и конца предложения. Здесь отсутствует количество слов.
Такие схемы показывают, что предложение представляет собой цельную единицу, поэтому является законченным. Важно обучить детей, как составить схему предложения в 1-м классе, так как это поможет находить синтаксическую единицу в тексте. Впоследствии структура будет сложнее. В ней черточек будет столько, сколько слов. К ним относятся все самостоятельные и служебные части речи.
Если ребенок научится составлять схемы, он будет понимать, где заканчивается одно слово и начинается другое. А значит, будет раздельно их писать. Систематическое графическое изображение предложений показывает, что начинают его писать всегда с большой буквы. Здесь и нужно ставить вертикальную черточку.
В зависимости от того, какое предложение по цели высказывания: повествовательное, побудительное или восклицательное, в конце ставится определенный знак препинания.
Отображение в схемах орфограмм
Перед тем как в 1-м классе составляют схему предложения, сначала учат орфограммы. Первая – большая буква в именах собственных. С нее начинаются названия городов, имена людей, клички животных. В схемах ее обозначают с помощью вертикальной черты. Они и выступают наглядным пособием, с помощью которого закрепляют уже полученные знания.
Позже дети узнают о таком понятии, как диалог. В букварном периоде закладываются первые знания о прямой речи. Учащиеся узнают, что предложения начинаются с большой буквы, а перед каждой новой строчкой ставится необычный знак «тире».
— Кто съел все конфеты? — I___ __ ___ ___?
Ребята уже в 1-м классе составляют схему предложения со всеми знаками препинания. Это поможет правильно записывать слова, а при прочтении выделять знаки препинания с помощью интонации.
Алгоритм построения схемы
Учащиеся следуют такому алгоритму:
После этого можно чертить схему в тетради. Важно не забывать обо всех орфограммах.
Помощь в составлении схем
Чтобы помочь ребенку составить схему предложения в 1-м классе, образец кладут перед школьником. Он должен знать, с чего начать разбор. Лучше начинать тренировку с простого предложения, которое состоит из двух-трех слов.
Сначала его списывают в тетрадь, затем приступают к разбору. Если ребенку сложно определить количество слов и то, какой знак нужно поставить, взрослому необходимо проговорить предложение. А количество слов можно прохлопать.
Важно обращать внимание на маленькие слова. Это союзы, частицы и предлоги. Когда ребенок в 1-м классе составляет схему предложения, такие слова выделяет маленькой чертой. То есть уже при обучении показывают, что такие слова неравнозначны другим членам предложения.
Что нужно запомнить: примеры
Ребенок должен различать короткие и длинные предложения. Показывая простые и сложные примеры в 1-м классе, как составить схему предложения, можно помочь детям в будущем. Они будут находить главные и второстепенные члены предложения. Постоянное обучение позволяет определять границы предложений в тексте.
Вот несколько примеров:
Это простые повествовательные предложения. В конце ставится точка. Если побуждают к действию, передают чувства и эмоции, ставят восклицательный знак. При вопросе в конце предложения ставят вопросительный знак.
Важно обращать внимание на имена нарицательные. Они пишутся с большой буквы, а значит, и в схемах графически их выделяют с помощью такой же черты, как и в начале предложения.
Обучение составлению схем предложения необходимо. В процессе изучения правил дети быстрее читают, понимают смысл текста. Им легко выполнять задания, в которых необходимо найти границы предложений. В процессе чтения ребята научатся различать повествовательные высказывания от других типов. Так они легко составят вопросительное или восклицательное предложение, поймут,чем они отличаются.
Что значит и как делать пунктуационный разбор предложения
Пунктуационный разбор – один из устных разборов уроков русского языка. Это проверка знания норм и правил расстановки знаков препинания. У анализа, по аналогии с другими, есть порядок. Сложность зависит от интонационных особенностей, количества грамматических основ, способов выражения второстепенных членов. Рассмотрим, как делать пунктуационный разбор предложения….
Что такое пунктуационный разбор
Анализ пунктуации проводится по определенному алгоритму, но начинать следует с понимания различия близких по содержанию разборов:
Пунктуация изучает правила расстановки символов пунктуации русского языка. Общепринятое научное понятие – знаки препинания.
Синтаксис заглядывает внутрь смысловой единицы текста, предполагает разбор по главным и второстепенным членам. Два раздела языкознания, синтаксис и пунктуация, не существуют отдельно.
Понять, почему стоит точка или запятая, можно, только разобравшись в строении синтаксической конструкции. Графический разбор показывает, как связаны между собой слова, члены предложения, их вид и способ выражения.
Выполнение пунктуационного разбора предложения строится на основании задания. Варианты заданий, встречающихся чаще:
Трудности возникают в любых вариантах. Иногда, добавляется задание: начертить схему. Она помогает заметить ошибки: недостающие или лишние запятые. Порядок пунктуационного разбора:
Пунктуация конца речевой единицы
Знаки пунктуации, завершающие смысловую единицу русского языка, зависят от типа высказывания:
В конце предложения знаки препинания могут сочетаться:
Такие варианты и объединения чаще встречаются в поэтических произведениях, художественных тестах.
Пунктограммы ПП и СП
В простой речевой конструкции встречаются различные знаки. Можно рассмотреть основные правила их постановки.
Тире следует ставить:
Внимание! Тире встречается в неполных конструкциях, когда одного из главных членов не хватает. Пропущенное слово мысленно можно проговорить из понимания первой части.
Пунктуация при наличии однородных членов
Запятые не нужно ставить, если однородные понятия связаны смыслом, являются цельным выражением или при следующем построении:
Перед однородными перечислениями иногда появляется обобщающее понятие, тогда кроме запятых потребуется ставить двоеточие или тире, оба символа. Можно на схемах рассмотреть, как их следует ставить:
Выделение на письме прямой речи
Особое правописание русского языка принято для оформления речи говорящего. Прямая речь это одна из сложных тем. Происходит сочетание нескольких символов: кавычек, двоеточия, запятых, точек и других, используемых для завершения речевых конструкций. Все зависит от места прямой речи (П) по отношению к словам автора (А, а):
Использование в письменной речи цитат оформляется по правилам, установленным для прямой речи.
Пунктограммы русского языка
Самый распространенный символ препинания русского языкознания – запятая. Какие правила придется объяснять в ходе пунктуационного анализа:
Пунктуационный разбор сложного выражения начинается с уточнения вида:
Пунктуационный разбор предложения схема и образец
[Пьер, 1(который знал), 2 что она была очень глупа, 3 с странным чувством недоуменья и страха иногда присутствовал на ее вечерах и обедах, 4 где говорилось о политике, 5 поэзии и 6 философии.7]. (Л. Толстой)
Объяснение правил постановки знаков сложного предложения:
1,2 – запятая соединяет части сложной конструкции: вид – сложноподчиненное. Три придаточных: который знал, что она была очень глупа, где говорилось.
1 – запятая отделяет придаточное «который знал».
2 – завершает придаточное.
3 – продолжение основной главной части.
4 – начало третьего придаточного.
5- запятая при однородных дополнениях «о политике, поэзии и философии».
6 – не требуется выделение: есть союз «и».
[Но прежде во всех действиях самопожертвования она с радостью сознавала, 1 что она,2 жертвуя собой, 3 этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, 4 (которого она любила больше всего в жизни), 5 но теперь жертва ее должна была состоять в том, 6 чтобы отказаться от того, 7 что для нее составляло всю награду жертвы, 8 весь смысл жизни]. 9 (Л. Толстой)
Точка – завершение повествовательного предложения.
Начало придаточного. Всего 4 придаточных.
2, 3. Деепричастный оборот.
Начало второго придаточного.
5.Точка с запятой. Соединение двух предложений, первая часть которых имеет большое количество знаков препинания.
Начало и конец придаточного.
Внимание! Пример разбора показывает, что один знак можно объяснить несколькими правилами, но некоторые из них ставятся только при одном определенном условии.
Порядок пунктуационного разбора простого предложения
Выполнить пунктуационный разбор можно следующим образом:
Ученик любил все учебные предметы: 1 математику, 2 литературу, 3 историю.4
4 – Точка. Высказывание повествовательное.
1 – Двоеточие. Обобщающее словосочетание стоит перед группой однородных дополнений.
2-3 – Запятые. Однородные дополнения связаны с помощью интонации, без союзов.
Примерный план разбора:
Как разбирать сложную конструкцию:
Примеры, как делать пунктуационный разбор предложения:
Я позвонил, 1 дверь открылась, 2 но за ней никого не было видно.3
Пояснения:
3 – Точка, предложение повествовательное.
1 – запятая между ПП.
2 – запятая перед противительным союзом «но», между двумя простыми.
Учитель дал поручение Андрею, 1 так как был уверен, 2 что такое дело ему под силу, 3 он отлично справится 4 и 4 представит результат, 5 не нарушив сроков. 6
6 – точка, потому что цель высказывания – повествование.
1 – начало первого придаточного.
2 начало второго придаточного.
3 – разграничение однородных придаточных.
4 – знаки не нужны, однородные сказуемые соединены союзом «и».
5 – выделение деепричастия.
Пример пунктуационного разбор предложения
Пунктуация, что это, как делать пунктуационный рабор
Вывод
Пунктуационный разбор требует знания правил, умения видеть структуру текста. Каждый символ необходимо объяснить с позиции строения речевой единицы. Что значит, выполнить пунктуационный разбор? Объяснить себе и проверяющему правильность выбора пунктограммы.
Пунктуационный разбор
Значение
Пунктуационный разбор предложения является методом изучения такого раздела языкознания, как пунктуация.
Нельзя путать пунктуационный и синтаксический разборы, так как они преследуют разные цели: синтаксический – проанализировать предложение, пунктуационный – проанализировать знаки препинания.
Пунктуационный разбор помогает понять пунктограммы, их роль и функцию в предложении.
Такой вид разбора помогает не только правильно расставлять знаки препинания, но и объяснять причины данной постановки.
При разборе необходимо аргументировать не только наличие знаков препинания, но и их отсутствие там, где можно ошибочно поставить их.
Пунктуационный разбор помогает рассмотреть отдельные части предложения, их взаимосвязь между собой.
Определенный порядок пунктуационного разбора позволяет мыслить последовательно и системно.
Так как пунктуационный разбор чаще всего бывает устным, он развивает монологическую речь.
Структура
Пунктуационный разбор необходимо выполнять по определенному плану:
Первый пункт учит видеть знаки препинания, остальные пункты учат аргументировать причины постановки или непостановки знака препинания. Это необходимо помнить перед тем, как разбирать предложение.
Если в предложении есть несколько знаков препинания, которые выполняют одинаковую функцию, то они группируются и объясняются один раз.
Примеры
Для пунктуационного разбора используются либо предложения со вставленными знаками препинания, либо предложения, в которые самостоятельно нужно вставить знаки препинания и объяснить их.
Он думал о том, (1) как все прекрасно. (2)
1 – запятая разделяет части сложного предложения: придаточное предложение и главное.
2 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.
Небо (1) кажется (2) фиолетовым. (3)
1, 2 – запятые отсутствуют, так как «кажется» – сказуемое, а не вводное слово.
3 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.
Следующий образец пунктуационного разбора позволяет увидеть группировку знаков препинания по функциям:
Он видел,(1) как девушка кормила голубей,(2) слетевшихся к ней,(3) как беззаботно было на улице.(4)
1, 3 – запятые разделяют части сложного предложения: придаточные предложения от главного.
2, 3 – запятые выделяют обособленное согласованное распространенное определение, выраженное причастным оборотом.
4 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.
Что мы узнали?
Пунктуационный разбор направлен на анализ знаков препинания. Он учит не только видеть пунктограммы (первый пункт плана пунктуационного разбора), но и объяснять причины, по котором поставлен или не поставлен тот или иной знак препинания (второй пункт плана пунктуационного разбора), а также функции, которые выполняет определенная пунктограмма (третий пункт плана пунктуационного разбора).
Знаки препинания при прямой речи: схемы
Прямая речь — достоверная передача чужого высказывания
В повседневной жизни нам часто приходится передавать слова собеседника. Учитель просит вас донести важную информацию до родителей. Подруга поделилась замечательной новостью, которую вы захотели рассказать брату.
Как сделать так, чтобы передаваемое сообщение являлось максимально достоверным?
Это можно осуществить, включив в предложение:
Какой способ наиболее результативный?
Действенным способом является прямая речь, так как слова источника информации передаются дословно, без изменений.
Прямая речь – точная передача чужого высказывания
Как оформить на письме предложения с прямой речью?
Предложения с прямой речью состоят из прямой речи («П») и слов автора (А, а), которые вводят в предложение чужую речь.
«Это твоя дочка?» — спросил я смотрителя. (А.С. Пушкин)
Зная последовательность расположения прямой речи и слов автора, можно грамотно расставить знаки препинания.
Пунктуационная схема
Прямая речь может состоять из нескольких предложений. В таком случае кавычки ставятся один раз.
Средства речевой характеристики
Средства речевой характеристики: глаголы речи, мысли: сказать, говорить, спросить, ответить, подумать, возразить, закричать, обратиться, воскликнуть, прошептать, прервать.
Знаки препинания при прямой речи
1. Прямая речь стоит перед словами автора. После нее ставится запятая и тире. Если прямая речь содержит вопрос или восклицание, тогда ставится вопросительный или восклицательный знак и тире. Слова автора во всех случаях начинаются с маленькой буквы.
2. Слова автора стоят перед прямой речью. После них ставится двоеточие, а первое слово прямой речи пишется с заглавной буквы.
3.Слова автора находятся в середине прямой речи.
А). Слова автора разрывают предложение. После первой части прямой речи и после слов автора ставится запятая и тире, а вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы.
Б). Слова автора стоят на границе самостоятельных предложений. После слов автора ставится точка и тире, а вторая часть прямой речи начинается с заглавной буквы.
Ставить вопросительный или восклицательный знак — зависит от типа предложения.
Примечание. Если одна часть слов автора относится к первой половине прямой речи, а другая — ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире.
Структурные схемы предложений
Для обозначения компонентов схемы вводятся следующие элементарные буквенные символы, соответствующие латинским названиям частей речи и названиям некоторых форм:
Vf — спрягаемая форма глагола (лат. verbum finitum);
Vf 3s — спрягаемый глагол в форме 3 л. ед. ч. (лат. singularis);
Vf 3pl — спрягаемый глагол в форме 3 л. мн. ч. (лат. pluralis);
N — существительное (лат. nomen — имя, название);
adj — прилагательное (лат. adjectivum);
Pron — местоимение (лат. pronomen);
Adv — наречие (лат. adverbium);
Adv- o — предикативное наречие на —о;
Praed — предикатив (лат. praedicatum);
Part — причастие (лат. participium);
При символе N цифры от 1 до 6 обозначают соответственно падежи: 1 — им. п., 2 — род. п., 3 — дат. п., 4 — вин. п., 5 — тв. п., 6 — предл. п.; при символе N цифра 2 со следующим дальше многоточием (N 2 …) обозначает: «существительное в форме одного из косвенных падежей».
Соответственно показывается формальное строение структурных схем простого предложения, т. е. организующие такую схему словоформы в их нейтральном (конситуативно не обусловленном и экспрессивно не окрашенном) расположении по отношению друг к другу. При построении по данному образцу конкретного предложения (при наполнении схемы) оно получает исходную форму, т. е. форму синтаксического наст. вр.; например: N 1 — Vf (Лес шумит; Отец работает; Дети радуются); Inf Vf 3s (Курить запрещается; Встретиться не удается); Adv quant N 2 (Много дел; Мало времени); N 1 (Ночь; Тишина); Vf 3pl (Звонят); Inf cop Inf (Руководить значит проверять).
а) подлежащно-сказуемостные N1 – Vf (Машина остановилась);
б) не подлежащно-сказуемостные Vf3s Inf (Хочется спать); N2 (neg) Vf3s (Воды прибывает).
а) с лексически не ограниченным компонентом: – подлежащно-сказуемостные N1 – N1 (Брат – школьник);
N1 – Adjполная форма (Ночь теплая); – не подлежащно-сказуемостные Praed Inf (Пора собираться);
б) с лексически ограниченным компонентом Нет N2 (Нет времени); Ни N2 (Ни рубля денег);
I блок (двухкомпонентный номинативный)
Орёл — хищник; Это наше общежитие.
II блок (двухкомпонентный инфинитивный)
Быть сдержанным было трудно.
Идти дальше было невмоготу;
Быть великодушным было ему не по силам.
III блок (однокомпонентный)
Тест на тему Символы структурных схем
Тест на тему Схемы простых предложений
вернуться на стр. «Синтаксический разбор«, перейти на стр. «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах«
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.