Как сделать сюжет на телевидении
Как снять сюжет
Для того что-бы снять телевизионный сюжет необходимо какое-либо событие. И желательно чтобы оно было яркое и красочное, так как телезритель выбирает глазами, и воспринимает сюжет именно зрением. Привязать зрителя к телевизору со скучной тусклой картинкой, почти невозможно. Но тут как раз приходит на выручку грамотный план сюжета, хороший монтаж, и текст корреспондента.
Виды сюжетов
Событийный и тематический.
Тематический сюжет — показывает продолжительную, медленно развивающуюся тему или проблему. Такие телесюжеты обычно состоят из нескольких серий. Например — расследование громкого преступления, которое может затянуться на несколько лет.
Последовательность создания телевизионного сюжета
Подготовка к созданию сюжета начинается за долго до начала происходящего которое журналист будет оповещать. Редактор или сам корреспондент находит информацию о стоящем сюжета событии, иногда им помогают в этом пресс-службы разных организаций. Далее чтобы сюжет не получился сухим и мало информативным, журналисту необходимо раздобыть дополнительные факты, и сообщить оператору место и время съемок. Это даст возможность ему подготовиться к определенным условиям работы в случае необходимости. Оператор берет соответствующее оборудование, а журналист подготовленные сведения для полноты сюжета.
Футбольная трансляция в прямом эфире
Начало съемок
Прибыть в указанное место желательно заранее, для того чтобы оператор снял адресник и несколько общих планов, а журналист успел обговорить подробности с учредителями и попросить пресс-релиз или другой доп материал. Также перед событием можно записать несколько синхронов участников.
Экстренный случай
На срочном не запланированном происшествие задача оператора поливать, а журналист узнаёт мнение свидетелей эпизода, для понимания состоявшегося и комментирования за кадром того что «наполивал» оператор. Также за кадром зачитывается официальное мнение представителей власти, если не было возможности снять с ними синхрон или записать хрипушку. Доверия сказанному дополнит стендап в окружающей обстановке.
Корреспондент на митинге
После съемок
По готовому видео материалу планируется сюжет.
Естественно некоторые части могут отсутствовать или повторяться по мере надобности.
Описываем общедоступно и коротко, в той очередности как всё было. Записываем звук и отдаем режиссеру монтажа вместе с видео и планом.
Интервью
Как правильно снять интервью? Интервью является важной частью выпусков новостей и телевизионных журналов. Это реальное свидетельство участника или наблюдателя события, его мнение имеет большое значение как очевидца инцидента. Интервью можно снять на натуре, что сделает сообщение ещё достовернее и, возможно, даст дополнительную информацию об интервьюируемом (контора, кухня, сад и тому подобное). Постановка интервью обычно заключается в размещении интервьюируемого на подходящем фоне, который может быть созвучен с содержанием интервью или подчеркнет значение его личности. Интервью вне помещения легче проводить при наличии ровного освещения (облачный день или ровный солнечный свет). Естественное освещение стоит применять для трех типов кадров и, возможно, при трех положениях камеры — погрудный план интервьюируемого, аналогичный план репортера и какой-нибудь план с двумя фигурами или «установочный» кадр репортера с гостем. Если решено снимать интервью при солнечном свете, то профессиональная телевизионная видеокамера должна снимать лица участников со стороны, не освещенной солнцем, но подсвеченной рефлектором. Крупные планы участников можно будет снять и в другом положении, с более удобным освещением, при котором солнце будет выделять черты лица. Из-за слишком большой яркости солнечного освящения и его непостоянства часто предпочитают снимать в тени, избегая при этом ярко освещенного заднего плана.
Телевизионный сюжет и его особенности
Школа журналистики
Дистанционное обучение
Новостной сюжет (телевидение)
Елена Гуляева
Структура новостного сюжета, если рассмотреть ее с точки зрения кулинарии, состоит из следующих ингредиентов: видеоряд, интершум, графика, музыка, лайф, стендап, синхрон, закадровый текст и титры. Такой набор «продуктов» позволяет приготовить для зрителя ароматное, вкусное, сытное «блюдо». Разберем каждую составляющую более детально.
Видеоряд. Видео на заданную тему может быть снято профессиональным оператором, получено из имеющегося архива или же со стороны. Последнее означает, что канал приобрел кадры оперативной или любительской съемки. Кстати, файлы, присланные по электронной почте обычным зрителем, порой становятся основой любопытного сюжета.
Интершум. Это звук, записанный вместе с видеоматериалом. Интершум должен соответствовать изображению. Если же он не отличается качеством, то подлежит замене. В большинстве случаев данный звук призван сопровождать закадровый текст.
Графика. Как правило, представляет собой диаграммы, таблицы, карты, схемы и др. Ее можно подготовить при помощи специальной компьютерной программы или нарисовать на листе бумаги, после чего снять на видеокамеру. Стоит обратить внимание на то, что оформление графических материалов должно подходить по размеру шрифта и палитре оттенков ко всему сюжету.
Музыка. В некоторых случаях выступает в роли интершума. В информационных сюжетах ее не используют. Основное требование к музыке в том или ином ролике – уместность.
Лайф. Данным термином обозначают отрезок видео продолжительностью до 10 секунд с интершумом (поддержка болельщиков, аплодисменты, шум воды). Лайф «переносит» зрителя на место события, помогает проникнуться атмосферой. В информационном сюжете отрезок лайфа не должен превышать 5 секунд.
Стендап. Это речь журналиста в кадре. Демонстрирует присутствие в эпицентре мероприятия или события, создает эффект диалога с аудиторией. При записи стендапа корреспонденту важно следить за своим внешним обликом, мимикой и жестами, а оператор должен выбрать подходящий задний план.
Синхрон. Понятие обозначает речь персонажа в кадре, фрагмент интервью. Картинка и голос записываются и показываются на экране одновременно. Основное требование – продолжительность не более 25 секунд. Также стоит следить за фоном, чтобы у героя не росли из головы столбы, фонтаны, ветви деревьев, цветы и др.
Закадровый текст. Называется так, поскольку зритель не видит того, кто сообщает ту или иную информацию. Обычно текст пишет корреспондент, а вот читать его за кадром доверяют и самому журналисту, и диктору.
Титры. Специальные надписи, которые поясняют текст. Это могут быть имя, фамилия и должность главного героя сюжета, указание места, где разворачиваются события, перевод иностранного текста и др. Требований к титрам не так много: грамотность и фактическая правильность.
Учитывая рассмотренные структурные элементы, разберем классический новостной сюжет. Он может быть построен по следующему принципу:
— стендап (краткое сообщение о том или ином событии);
— закадровый текст (продолжение рассказа);
— синхрон (пояснения главного персонажа, очевидца, эксперта);
— закадровый текст (заключительные фразы о произошедшем событии);
— стендап (прогнозы и выводы).
В процессе подготовки сюжета для телевидения следует обратить внимание на ряд особенностей: объективность информации, актуальность события, логика изложения, предельная ясность. Корреспондент не должен оценивать происшествие, он выступает в роли медиатора – посредника между аудиторией и источником информации. Факт в обязательном порядке необходимо подтвердить видеоматериалом, информацией очевидца, заключением эксперта. Собственное мнение журналист, конечно, может выразить, но косвенно. К примеру, при помощи интонации, порядка слов в предложении и иными способами. Также рекомендуется сообщать информацию простыми и понятными словами, избегать бюрократических формулировок и деепричастных оборотов, употреблять только известные аббревиатуры (МВД, ЕГЭ, ЖКХ и др.), округлять числа. Текст должен состоять из определенных блоков, поскольку без крепкой структуры он провисает и рискует развалиться. Предложения из интервью с главным героем сюжета должны продолжать текст корреспондента, а не повторять его.
Узнать подробнее об онлайн-курсах Школы журналистики можно на главной странице.
Как сделать сюжет на телевидении
Из чего состоит наш материал? Сначала разберем некоторые устойчивые термины, знакомые каждому «телевизионщику».
Синхрон – в кадре человек даёт интервью. В идеале не должен занимать более 20 сек;
Хрип – синхрон, записанный по телефону;
Стенд-ап – синхрон (реже лайф) самого корреспондента на месте события;
Перебивки – набор планов с места события; также снимаются в ходе интервью для того, чтобы перекрыть склейки. Самые распространенные – глаза говорящего, руки, медали, т.п.
Теперь к делу. На ТВ требования к тексту отличаются от других СМИ. В информационном сюжете он зажат в рамки. С одной стороны – изображение (что снято оператором), с другой – монтаж (что осталось от снятого оператором). Плюс синхроны. лайфы, хрипы, стенд-ап – и всё это надо логично и органично переплести в материале, а хронометраж иногда не превышает пары-тройки минут.
В некоторых учебниках по журналистике утверждается, что перед выездом на сюжет журналист заранее пишет сценарий и набрасывают закадровый текст. Схема работает не всегда, особенно если речь идет о репортаже с места, где события развиваются непредсказуемо. Конечно, «рыба» — первые мысли о сюжете, — появляются при получении редакционного задания и по дороге на съемку. В ходе съемочного процесса они структурируются, журналист примерно определяет для себя «блоки», из которых сложит материал.
Если речь не идет о прямом включении, то после съемки журналист отправляется «отсматривать» материал. Подробная раскадровка не требуется, важно «запомнить» картинку и уметь ориентироваться в ней. Дословно и с входными и выходными тайм-кодами стоит выписать самые интересные синхроны и лайфы. Процесс нудный, но лучше подойти к нему с ответственностью – и сюжет получится таким, как задумывалось, и в голове всё ляжет, как надо, и времени на работу уйдет меньше.
Текст сюжета для ТВ-новостей – логичная последовательность информационно завершенных блоков. Главная задача здесь – максимально полно и всесторонне выстроить повествование об одном событии. Если есть несколько эпизодов (разных, похожих не допускаем), значит, проблема в сюжете выше и шире. Двух проблем в информационном сюжете не бывает.
Классическая последовательность в сюжете — «лайф-закадр-синхрон». Чаще всего в лайфе – тот же человек, что и на синхроне, либо то, о чём идет речь в закадровом тексте. К примеру, говорим о ярмарке, и в лайфе у нас — торговцы, бойко расхваливающие свой товар.
Разделение на блоки существенно упрощают работу редактора. Почти всегда при правке выкидывается что-нибудь из середины сюжета, при этом остальной текст остается практически без изменений.
В тексте важно уделить внимание мелочам, деталям, которые фигурируют на видео, снятом оператором. Найти неочевидные причинно-следственные связи, парадоксы. Не стоит писать длинных закадров, 3-4 предложения – и синхрон или лайф. Чем короче закадры, тем динамичнее сюжет. Все, что длиннее четырех минут, как правило, можно ужать до двух с половиной, а это средний хронометраж информационного сюжета. И не стоит «впихивать» в сюжет, все, что хочется сказать.
Напоследок — важно оформление текста. Подробно расписывайте титры и геотитры. Используя видео из фильмов, укажите название картины, имя режиссера и год выпуска. Проверяйте должности людей, названия организаций. И редактор вам улыбнется!
Золотые правила написания текста на телевидении
Автор: mozin · Апрель 1, 2016
Репортер – основная профессия современного телевидения
ТЕКСТ (слово латинского происхождения). В буквальном понимании– подлинник, подлинная речь человека.
Вы записали несколько интересных синхронов и сняли красивые планы деревенских домов и улиц. Вы возвращаетесь в редакцию и наступает
время писать текст
Азбучные требования к подготовке текста, прозвучавшего в телевизионном эфире или на радиоканале, выражаются тремя понятиями: точность, ясность, краткость.
ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО ТЕКСТА
2. Текст, передаваемый в эфир, нужно произносить уверенно, в этом случае
он будет вызывать доверие зрителя. Запинки и бормотание мешают произно-сить текст убежденно.
3. Телевизионщики должны готовить тексты своих выпусков, учитывая, что
их будут слышать те зрители, которые, возможно, видели предыдущие выпус-ки, и те, кто будет смотреть программу первый раз.
4. Ознакомьтесь с сообщениями новостных агентств и газет. Выпишите
для себя только факты– фамилии, возраст пострадавших, место и последствия
автокатастрофы. Постарайтесь представить себе, что там произошло. Определите свой подход к теме и дайте ей название. Текст должен состоять из трёх логически связанных частей– начала, сердцевины, концовки.
5. Текст обязательно должен содержать повтор наиболее важной информа-ции(например, местонахождение ограбленного банка)
6. Вы долж-ны объяснить зрителям, что они видят на экране– нельзя полагаться на то, что видеоряд говорит сам за себя.
7. Вы должны пользоваться литературным языком цитат, метафор и срав-нений, иначе зрители решат, что вы их не уважаете.
8. Вы должны сопровождать видеоряд непрерывным комментарием– даже если ничего существенного вы в данный момент сказать не можете.
9. В телевизионном репортаже видеоряд не менее важен, как и текст. Нет необходимости комментировать словами то, что зритель и так видит на экране телевизора. Ваша задача дополнить видеоряд информацией, которую оператор не может снять на камеру.
10. Пользуйтесь простым разговорным языком– употребляйте обычные слова и несложные предложения. Зрители слушают вас, а не читают– они не смогут остановиться и перечитать текст, если им что-то не сразу понятно.
11. Не пытайтесь, во что бы то ни стало, непрерывно говорить: если вам нечего сказать– помолчите. Пусть зрители спокойно смотрят на экран– видео-ряд вполне способен сам по себе передать часть содержания сюжета.
12. Никогда не оставляйте без объяснений то, что привлекает внимание на экране; объясните, либо исключите этот изобразительный материал из сюжета.
Золотые правила написания текста на телевидении от TV Sreda
1. Подчеркните значимость видеоряда– не объясняйте мне, что я вижу на экране; объясните, почему мне это показывают.
2. Пишите для слуха– текст должен хорошо звучать: это важнее, чем то, как он выглядит на бумаге.
3. Существенная информация– вычеркивайте все лишние сведения, оставляйте только то, что необходимо для понимания сюжета.
4. Правьте, правьте, и еще раз правьте– каждый следующий черно-вик всегда лучше предыдущего. Если вы запишете самый первый набросок
текста– в нем будет полно недостатков.
Пишите разговорным языком. Помните, что люди вас будут слушать, а не читать.
Правьте, правьте и еще раз правьте. Чем раньше вы начнете писать текст репортажа– даже в самом черновом виде– тем больше времени у вас бу-дет на правку. В этом смысле закадровый текст ничем не отличается от любого
другого литературного творчества, и с каждым новым черновиком вы будете избавляться от бессмысленных и уродливых оборотов.
Основные общие правила подготовки текста.
Вначале следует указать источник информации: если приводится высказывание, то нужно указать, кому
оно принадлежит, и только после этого переходить к комментированию.
Имена нужно приводить в полной форме(если это возможно); имена и
фамилии следует упоминать в сюжете дважды, если это важная деталь.
Должности или профессиональная принадлежность персонажей приводятся в краткой(но принятой) форме; иногда в интересах краткости и ясности пространные наименования официальных должностей подлежат сокращению.
Числительные округляются в тех случаях, когда точные данные не тре-буются.
Такие символы как$, %, №, + и т. д. не используются. Нужно писать:
«1500 долларов», «50 процентов», «номер1», «плюс» пишется словом, значок
«+» пишется только в справке подготовленной в бухгалтерии. Можно, и даже
лучше: «полторы тысячи долларов», «пятьдесят процентов», «номер один».
Цитаты нужно обязательно выделять словами: «цитирую» (в начале) и
«конец цитаты» (в конце). Цитируемый текст четко выделяется кавычками с
двух сторон.
К таким аббревиатурам как, например, «АООТ» лучше не прибегать и использовать полную форму: «акционерное общество открытого типа».
Заглавные буквы используются в соответствии с правилами грамматики и установившимися формами написания наименований организаций, географических пунктов.
Цитирование. Как правило, лучше избегать цитирования. Причина про-ста– как профессиональный журналист, вы сумеете изложить суть дела лучше, чем большинство лиц, высказывающихся по данному поводу.
Фамилии, должности, профессиональная принадлежность. Не ставьте в начало текста незнакомые аудитории фамилии. Повторяйте фамилии персо-нажей; если сюжет рассказывает о человеке, чью фамилию зритель не услышал, (или не расслышал), то сюжет теряет смысл.
Указание первоисточников информации. Не следует начинать текст с цитаты, где содержится критика, нападки(особенно на политических и госу-дарственных деятелей), иначе зритель сочтет, что эта критика исходит непосредственно от ведущего.
Текст, содержащий определённого рода прогноз, также лучше начать с указания на имя автора.
Говоря о времени прошедшего или будущего события, избегайте ограничиваться лишь указанием на день недели. Лучше сказать: «вчера», «сегодня», «завтра», чем«во вторник», «в среду», «в четверг», тогда аудитории не придется судорожно вспоминать, какой сегодня день недели и от-считывать назад или вперед.
Сайт о том как делать кино тв среда urokikino.ru
Ключевые особенности текста телевизионного репортажа:
а) не дублирование, а дополнение изображения,
б) живая речь, приближённая к разговорной.
Разновидности профессии репортера (корреспондента)
Варианты специализации:
— «по горизонтали» – в определенной сфере человеческой деятельности (новости науки или медицины, уголовная хроника, политика, экология и пр.),
— «по вертикали» (все новости одного региона).
Есть репортеры-универсалы, чья работа соответствует престижной газетной должности «специальный корреспондент» (в США таких называют «генералист»). Он должен уметь применять наиболее общие принципы беспристрастного исследования к любому предмету. Их предпочитают небогатые телекомпании с небольшим штатом: генералиста можно использовать интенсивнее, чем специалиста. Кроме того, генералист, который знает о предмете ненамного больше, чем аудитория, может сделать репортаж более простым и доступным, чем эксперт.
Варианты работы телерепортёра:
— в службах оперативной телеинформации (новостей) – большинство,
— телерасследования (циклы типа «Профессия – репортер»),
— изготовление сюжетов для тележурналов («Галилео»).
Суть профессионального мастерства репортера сводится к трем компонентам:
— оказаться вместе со съемочной техникой там и тогда, где и когда происходит нечто общеинтересное, общезначимое;
— вместе с оператором выбрать, зафиксировать, выстроить ряд кадров, который бы дал яркое представление о происходящем;
— взять необходимые интервью;
— сопроводить кадры лаконичным рассказом, вскрывающим суть видимых событий;
— самому произнести в кадре краткий монолог.
Об этом и пойдет речь в рамках курса «Репортер на ТВ».