Как сделать таможенное свидетельство
Таможенное оформление ИП
Индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, однако, при таможенном оформлении он имеет практически те же права и обязанности, что и юридическое лицо, за редким исключением. Во всяком случае, индивидуальный предприниматель имеет полное право заниматься внешнеэкономической деятельностью, соблюдая требования таможенного и налогового законодательства, а также соответствующих актов и постановлений.
Важные ограничения
Для индивидуального предпринимателя существуют ограничения по видам коммерческой деятельности. К примеру, ИП не разрешено импортировать и продавать алкогольную продукцию. В целом, особых ограничений на ведение внешнеэкономической деятельности для индивидуальных предпринимателей не установлено, однако, следует отметить, что иностранные партнеры все же предпочитают сотрудничать с юридическими лицами, а не с ИП.
Правила растаможки ИП
Товары, которые импортируются ИП через государственную границу, подлежат таможенному оформлению в выбранном таможенном режиме.
За индивидуальным предпринимателем, как за юридическим лицом, сохраняется обязанность уплаты таможенных платежей, которые состоят из суммы таможенного и прочих сборов, таможенной пошлины и НДС. Ставки, установленные для конкретной категории товара, можно узнать, классифицировав груз по товарной номенклатуре ВЭД. Рассчитанная самостоятельно или с помощью таможенного представителя сумма вносится на единый лицевой счет Федеральной таможенной службы заблаговременно, до начала таможенного оформления. Рекомендуется вносить сумму с запасом, поскольку иногда неправильно определяется ставка таможенной пошлины, или неправильно рассчитывается сама таможенная стоимость и подвергается корректировке. Остаток средств можно вернуть на личный расчетный счет, подав заявление в письменном виде.
Особенности таможенного оформления индивидуальных предпринимателей
Физические лица не имеют права получать разрешительные документы, декларации и сертификаты соответствия, заключении, СГР, лицензии и прочие подобные документы. Однако эти бумаги необходимы для таможенного оформления. И таможенное законодательство обязывает ИП соблюдать меры нетарифного регулирования, предоставляя некоторые права юридических лиц, поэтому ИП могут получать разрешения, лицензии и сертификаты/декларации.
Регистрация участников ВЭД
Раньше регистрация участников ВЭД была сложной процедурой, но сейчас, с введением электронного декларирования этот процесс упростился.
Все, что требуется от импортера, при первом обращении в таможенные органы в качестве декларанта подать документы, подтверждающие статус индивидуального предпринимателя и представляющие таможне определенные сведения о нем.
В перечень документов входят:
свидетельства ИНН, ОГРНИП;
банковские реквизиты ИП;
адрес регистрации по месту жительства;
свидетельство о регистрации ИП (ЕГРИП).
Этапы таможенного оформления для индивидуальных предпринимателей
Процедура таможенного оформления выглядит следующим образом:
Для начала собираются и изучаются основные документы, такие как контракт ВЭД, инвойс, упаковочный лист, техническое описание товара. В этих документах указаны необходимые сведения для классификации товаров по ТН ВЭД. А правильно подобранный код дает возможность подтвердить или исключить необходимость оформления дополнительных документов, разрешений, лицензий, сертификатов.
Затем выбирается определенная таможенная процедура, позволяющая в дальнейшем использовать товары по выбранному назначению.
На следующем этапе оформляются дополнительные документы: сертификаты и декларации соответствия, заключения. Обратите внимание, что если товары ввозятся в качестве сырья для последующего производства или для собственных нужд предприятия, то оформлять документы, подтверждающие соответствие техническим регламентам или ГОСТу не требуется.
Потом заполняется декларация на товары и декларации таможенной стоимости, указанные документы подаются в таможню. К ним прилагаются документы на поставку.
Сведения, представленные в декларации, проверяются, сверяются с теми сведениями, которые указаны в дополнительных документах, подтверждаются свойства и характеристики груза. Проверка декларации состоит из самостоятельных этапов:
В первую очередь проверяется корректность заполнения всех граф декларации.
Затем таможенный инспектор проверяет правильность подбора кода товара по ТН ВЭД.
Следом изучаются документы, подтверждающие стоимость товара и логистические расходы, чтобы узнать, правильно ли вычислена таможенная стоимость, которая является налоговой база для расчета таможенных платежей. Если предоставленных документов окажется недостаточно для подтверждения таможенной стоимости, то запрашиваются дополнительные документы.
Если декларация заполнена верно и достоверность сведений, указанных в документах, подтверждена, то товар помещается под выбранную таможенную процедуру.
После того как документы проверены, проведен таможенный осмотр и валютный контроль, таможенная очистка считается завершенной. Груз выпускают в свободное обращение. Его можно забрать со склада временного хранения по документам ДО1 или ДО2.
Нужно сказать, что таможня имеет право проверять декларацию через какое-то время после выпуска груза. Проверке подвергается таможенная стоимость, код ТН ВЭД, сумма уплаченных таможенных платежей. Сроки возможной проверки после выпуска груза могут составлять до 5 лет. До прекращения срока давности декларант должен хранить документы на импортированный груз.
Документы на поставку
Для таможенного оформления поставки индивидуальному предпринимателю понадобятся:
товарно-транспортные накладные (коносамент, CMR, TIR, железнодорожная накладная);
разрешительные документы, включая сертификаты и декларации, разрешения, лицензии.
Полный перечень документов зависит от вида товара и таможенного поста, на котором растамаживается груз.
Помощь СБ Карго
Компания «СБ Карго» помогает выполнить таможенное оформление импортируемых и экспортируемых грузов по двум основным схемам: на собственный контракт и на контракт клиента. Мы можем полностью взять на себя таможенное оформление, включая подготовку пакета документов: необходимых сертификатов, деклараций, разрешений. Можем и заключить договор напрямую с поставщиком и привезти груз в Россию, в последующем передав его клиенту по договору комиссии или договор купли-продажи.
Порядок таможенного оформления товаров:
3 главных шага
Товары на таможне оформляют по разным процедурам: импорт, экспорт, реэкспорт, транзит и другим. В этой статье мы расскажем об импорте, то есть оформлении товаров, которые ввозят в Россию.
Откуда мы это знаем? Все, о чем мы расскажем, регламентируют 282 ФЗ от 03.08.2018 и Таможенный кодекс ЕАЭС. Это своды законов, которые тяжело использовать в качестве инструкции. Эта статья поможет разобраться, как таможенное оформление проходит на практике.
Мы условно разделили порядок таможенного оформления товаров на 3 этапа:
Подготовка
Чтобы таможенное оформление прошло быстро и без проблем, мы начинаем готовиться к нему заранее. Вот, что для этого делаем.
Проверяем документы и запрашиваем недостающие
Статистика показывает, что 94% деклараций выпускаются только на основании документационного контроля. Это значит, что правильный полный комплект документов инспектор с большей вероятностью выпустит быстро, тогда как груз с сомнительными документами отправят на дополнительную проверку, досмотр.
Список документов, которые потребуются, зависит от груза. Какие это могут быть документы:
Определяем код ТНВЭД и таможенную стоимость
Это нужно, чтобы рассчитать таможенные платежи, подготовиться к оформлению и помочь клиенту сформировать себестоимость импортного товара.
Если ошибиться в коде ТНВЭД при декларировании, таможня поменяет его на правильный, начислит новые платежи и запросит дополнительные документы.
Пример: Компания импортировала товар «подсвечники из стеклокерамики для дома». В декларации указали код ТНВЭД 7013100000, которому соответствует пошлина 10%.
Таможенный инспектор принял решение об изменении кода ТНВЭД на 9405500000 (пошлина 15%) с доплатой платежей в 67 000 рублей.
Таможенная стоимость. Она складывается из закупочной цены и дополнительных расходов по доставке товара: перевозки, упаковки, хранения, погрузо-разгрузочных работ и других услуг.
Таможня проводит оценку этой стоимости, сравнивает цены ценами на аналогичные товары, которые уже проходили таможенное оформление. В случае сомнений проводит дополнительную проверку.
В ходе дополнительной проверки могут запросить документы для подтверждения таможенной стоимости и увеличить срок оформления с 2 дней до 2 месяцев. Поэтому важно заранее провести анализ таможенной стоимости товара, которую заявляют в декларации. Это часть работы таможенного брокера.
Пример: Компания указала в декларации таможенную стоимость в 435 000руб.
Таможенный инспектор в ходе проверки выяснил, что в эту сумму не были включены расходы на оформление документов в стране отправления СМР, EAD (100 евро) и страховая премия (40 евро).
Новая скорректированная таможенная стоимость составила 445 920 руб.
Проверяем средства на балансе ЕЛС
На терминале до декларирования
Сертификация
Другие документы соответствия делают уже после прибытия на терминал. Возьмем акт фитоконтроля, который таможня попросит на овощи или фрукты: его не делают заранее, потому что образцы прибывшей партии овощей и фруктов необходимо отобрать непосредственно из транспортного средства
Образцы отвозят в лабораторию, берут пробы и выдают акт фитоконтроля. Если не возникает проблем, процесс занимает один рабочий день.
Таможенный осмотр
Не путайте эту процедуру с таможенным досмотром. Таможенный осмотр проводят визуально. Товар не трогают, упаковку не вскрывают.
Осмотр могут делать по инициативе инспектора или по запросу компании-импортера. Брокеру иногда нужно провести осмотр, чтобы уточнить маркировку товара. На этом этапе он оценит правильность этикеток, варианты дальнейшего декларирования. При досмотре товара такие варианты уже будут недоступны.
Оформление
Подаем декларацию на товары
Таможня видит документы в своей программе АИСТ-М и начинает проверку.
Первичная проверка
Мы условно назвали так этот процесс. Инспектор проверяет, что в декларации корректно заполнены все графы и есть нужный комплект документов.
Если первичная проверка прошла нормально, то декларации присваивают номер и начинается основная проверка.
Основная проверка
Мы назвали так этот этап, потому что здесь таможня проверяет, что вы не нарушаете таможенное законодательство. Вот, что для этого делают.
Проверка рисков
Пример риска: Вы везете мандарины, в декларации указали стоимость 0,3$ за килограмм. По таможенной статистике их декларируют с ценой не ниже 0,96$ за килограмм. Срабатывает риск.
Ручная проверка
Параллельно с проверкой рисков инспектор самостоятельно изучит декларацию. Он проверит:
Досмотр
Досмотр применяют, если у инспектора появились сомнения в правильности документов или полноте описания товара.
Выпуск
После завершения таможенного оформления декларации появляется электронная отметка «выпуск разрешен» и груз отправляется на склад клиента-получателя.
Как не пропустить главное
Подпишитесь на полезную рассылку от блога Meridian. Раз в 2 недели присылаем дайджест самых интересных материалов.
—>
—>
—>
Получайте статьи по почте
Честная рассылка о работе с таможней: раз в две недели рассказываем, как сберечь груз, деньги и нервы при работе с таможней. C кейсами и примерами из жизни.
Полный перечень документов, необходимых для таможенного оформления
Перемещение груза через границу – один из наиболее важных этапов при осуществлении внешнеторговой деятельности. От того, насколько правильно будет проведена подготовка документов для таможенного оформления, в конечном счете зависит успех всего коммерческого предприятия. Для подачи таможенной декларации необходимо предоставить список определенной документации.
Внимание! Перечень предоставляемых органам таможенной службы бумаг может варьироваться в зависимости от различных причин, согласно законодательству РФ. Однако существует основной перечень документов для таможенного оформления, без которых выпуск пересекающего границу товара невозможен.
От чего зависит список документов?
Пакет предоставляемых бумаг может включать в себя разные документы. Различия в комплекте необходимых для таможенного оформления документов зависят от таких показателей:
Важно! Для того, чтобы товар не был задержан на границе и растаможка прошла успешно, необходимо выяснить заранее, какие нужны дополнительные документы (например, специальные разрешения на ввоз/ вывоз товара). Помочь в этом вопросе сможет грамотный специалист – таможенный представитель.
Документы, необходимые для таможенного оформления
Любые таможенные операции предусматривают обязательные комплекты бумаг, без которых выпуск товара осуществить невозможно. Основной пакет документов, предоставляемый таможенному органу для декларирования и последующего оформления перемещаемого товара, включает следующие виды бумаг.
Внешнеэкономический договор
Это документ, подтверждающий договоренность и обязательства сторон внешнеторговой сделки об условиях поставки товара. В контракте обязательно указывается следующая информация:
В договоре указываются юридические адреса и полные наименования, а также банковские реквизиты компаний-участников сделки. К основному тексту контракта могут прилагаться дополнительные соглашения. Контракт подписывают обе стороны. Текст контракта дублируется на русском и английском языках, составляется в 2-х экземплярах.
Инвойс
Инвойс – один из базовых документов для осуществления ВЭД. В России аналогичную функцию выполняет счет-фактура. Этот документ отправитель обязательно пересылает получателю вместе с грузом. В коммерческом инвойсе содержатся следующие данные:
Инвойс выступает разрешительным документом для перечисления средств покупателя продавцу. В органы ФТС России передается документ, заполненный на английском языке с переводом на русский. Правильность перевода удостоверяет участник ВЭД. Данные, указанные в инвойсе, должны обязательно совпадать с информацией в контракте. Разночтения не допускаются.
Упаковочный лист
Это товаросопроводительный документ, являющийся дополнением к инвойсу, обязательный для оформления экспорта. В упаковочном листе содержатся данные:
Внимание! Упаковочный лист должен включать всю информацию о грузе, в том числе о рекламных буклетах, каталогах. В противном случае эта продукция будет изъята на таможенном пункте.
Платежные документы
Это документация, подтверждающая оплату груза, если данное требование указано в договоре, подаются заверенные копии. Может быть представлена платежными поручениями либо выписками из лицевых счетов компании-покупателя.
Транспортные накладные
Документы, в которых указаны условия перевозки груза. Для автотранспорта – это накладная CMR, авиаперевозок – авиационная, ж/д транспортировки – железнодорожная накладная. При перевозки морскими путями – коносамент. В любом случае накладные должны содержать такую информацию:
Важно! Кроме накладной, органы ФТС могут потребовать контракт на перевозку и счет, выставленный за транспортировку.
Разрешительные документы
Эти бумаги выдаются в государственных структурах. Данный тип документации – заключения экспертиз, сертификаты соответствия, качества и пр. – необходим, если это предусмотрено характером перевозимого груза. Например, для перемещения овощей, фруктов оформляются фитосанитарные сертификаты; кормов, живых животных, мяса, рыбы – ветеринарные. Также необходима разрешительная документация для товаров, на ввоз которых введены ограничения.
Важно! О получении разрешительной документации следует позаботиться заранее – это значительно сократит и упростит сроки растаможки. Особенно это актуально, когда груз скоропортящийся.
Описательная документация
Это бумаги, которые описывают технические данные товара: инструкции по эксплуатации, схемы, чертежи и др. Обязательное условие – кроме документа на языке производителя, должен быть экземпляр на русском языке.
Квитанции о таможенных платежах
Эти документы оформляет плательщик. Порядок и правила заполнения зависят от статуса лица, оплатившего налоги, и от типа платежа – эту информацию следует уточнить у сотрудника таможенного органа. Предоставляются квитанции об уплате ввозной таможенной пошлины, платеж за таможенное оформление, НДС, другие виды пошлин.
Внимание! Неправильное заполнение платежного документа может привести к тому, что ваш взнос не будет учтен. Возврата такого платежа придется ждать до 3 месяцев!
Или же свяжитесь с нами по телефонам: +7 (423) 205-60-10, +7 (423) 205-60-20
Документы при оформлении импорта
Процедура прохождения таможенного контроля при импорте товаров предполагает определенный перечень документов. В список включены:
Представление документации для оформления импортной таможенной декларации осуществляется на языке отправителя с заверенным переводом на русский. Таможенный орган вправе затребовать дополнительные документы. В зависимости от особенностей ввозимого товара, характера коммерческой сделки перечень необходимых бумаг может варьироваться и расширяться.
Если отправитель ввозит груз в Россию в первый раз, нужно будет представить банковскую отчетность и учредительную документацию компании. А сертификаты происхождения продукции, например, предъявлять необязательно: это делается в интересах самого участника ВЭД для того, чтобы получить льготы при оплате таможенных пошлин на некоторые категории товаров.
Подробнее о документах, необходимых для оформления импорта, читайте в нашей статье «Документы для импорта в Россию”.
Документы при оформлении экспорта
Для таможенной очистки товара, вывозимого из России, потребуется такой список документов.
Внимание! В зависимости от характера вывозимого товара и условий контракта сотрудники таможенной службы имеют право затребовать дополнительные виды документов. Таможенная очистка товаров, экспортируемых странами ЕАЭС, проводится по упрощенной процедуре, следовательно, документов для оформления требуется гораздо меньше.
Подробнее о документации для таможенного оформления экспорта Вы можете узнать в статье «Документы для экспорта из России».
Дополнительные документы
Как уже упоминалось, в зависимости от условий внешнеэкономического контракта, характера перемещаемого товара и других обстоятельств, таможенные органы имеют право затребовать список дополнительных документов при проведении таможенного оформления. К примеру, если необходимо подтвердить таможенную стоимость груза, нужно представить:
Если растаможка осуществляется с привлечением таможенного представителя, необходимо предъявить договор, подтверждающий его представительские полномочия.
Документация, представляемая во время таможенного оформления, должна быть тщательно подготовлена, проверена, оригиналы – иметь подписи ответственных или уполномоченных лиц, четкие оттиски штампов, а копии – правильно заверены.
Для того, чтобы таможенные процедуры был выполнены четко, без задержек, а товар был выпущен вовремя, обратитесь к специалистам в области таможенного права, таким как наша компания East Import Group, которые занимаются услугами таможенного оформления.