Как сделать театрализованное представление
Методические указания к составлению сценария театрализованного представления.
Театрализованное представление (спектакль)в любой из театрально-зрелищных форм (игровой, эстрадно-игровой, кукольный, музыкальный, пластический, хореографический и др. театра). Драматургической основой детского представления или спектакля для детей являются пьесы-сказки, инсценировки по сказкам или детским литературным произведениям. Участниками представления могут быть взрослые и дети, педагогический и детский театр ДОУ, зрители – дети, воспитатели, родители.
Для проведения театрализованного представления необходимо разработать сценарий или сделать инсценировку.
Инсценировка— драматургическое переложение литературного произведения, сказки в полном виде или отрывка из них для постановки с конкретными исполнителями в конкретных сценических условиях, драматургический текст, основой которого являются действия героев.
За основу представления можно взять готовую пьесу из методических сборников и разработать режиссерский постановочный план ее постановки
Порядок работы:
— Подобрать подходящую пьесу для возрастной группы, где предстоит готовить представление (спектакль). Или разработать и представить сценарий или инсценировку.
— Разработать и представить режиссерский постановочный план.
Г.В. Лаптева
ВОЛШЕБНЫЙ ЗАМОК.
Пьеса для детей 4 – 7 лет
Действующие лица:Заяц, Лиса, Медведь, Бык, Собака, Петух.
На цветочной поляне в лесу стоит домик Зайца, неподалёку пенёк.
Заяц ходит около домика, любуется на него.
У меня хороший дом,
Хорошо живётся в нём.
Есть в нём кондиционер,
Телефон и Интернет,
И чего там только нет!
Хорошо, уютно в нём!
До чего уютный дом!
Скорее бы гости пришли, я бы им свой новый дом показал.
Появляется Лиса. Подходит к Зайцу с хитрым выражением лица, теребит платочек.
Л и с а: Здравствуй, сосед!
З а я ц: А, это ты… Привет. (Подойдя к домику, начинает протирать окошко рукавом своей рубахи, оглядывается на Лису, забирает у неё платочек, трёт им окошко.) Вот, уборку делаю. Дом новый, дубовый. И скоро гости придут. (Возвращает платок Лисе.)
Л и с а: А я разве гость? Пусти меня, Заяц, твой новый дом поглядеть.
З а я ц: Снаружи гляди.
Л и с а (с огорчением): Заяц, пожалуйста… (Подходит ближе к двери)
З а я ц: Нет! Я тебя однажды впустил. И что из этого вышло? Сам же под дверями и остался. Об этом даже в сказках писали. Да вот хоть у ребят спроси. Об этой истории каждый ребёнок знает.
Л и с а (в зал): Правда, знаете?
Л и с а (удивленно): И про меня в той сказке написано?
Л и с а (прихорашиваясь): И что там про меня написали?
Дети наперебой начинают рассказывать.
(Сердито.) Стоп! Стоп! Стоп! (Более миролюбиво, в надежде услышать о себе что-нибудь хорошее.) Один кто-нибудь обо мне, голубушке, расскажет. Вот ты, например. Давай, я слушаю.
Ребёнок рассказывает, что Лиса жила в ледяной избушке, а Заяц – в лубяной. Лиса попросилась переночевать, а сама Зайца и выгнала.
Когда это было-то! И вообще, кто прошлое помянет – тому глаз вон.
З а я ц: Нет, Лиса! Я теперь умный. И дом у меня – не то, что прежде. Сейчас мастер придёт, новый замок врежет. Замок – по последнему слову техники. (Поднимая указательный палец вверх, многозначительно.) По спецтехнологиям сделан.
Л и с а (недоумённо): По спец чего?
З а я ц (с усмешкой): Темнота! По спец-тех-но-ло-ги-ям!
Л и с а (обиженно): Подумаешь! (Уходит.)
У Зайца звонит мобильный телефон.
З а я ц: Алло! Да! Жду вас, мастер Медведь! (В зал.) Сейчас Медведь приедет. Он в солидной фирме работает. У них лучшие замки во всей округе!
М е д в е д ь (появляется с чемоданчиком, Зайцу): Здравствуй! (В зал.) Рад приветствовать вас, друзья!
Дети здороваются с Медведем.
З а я ц (недовольно): Хватит уже рассыпаться в любезностях! Приступайте к работе. (Поглядывая на часы.) Ко мне скоро гости придут, и всё должно быть готово к их приходу!
М е д в е д ь: я работаю в фирме, которая называется «Волшебные замки». Девиз нашей фирмы: «Доброе слово и кошке приятно».
З а я ц: Может, кошке и приятно, а я могу и без добрых слов обойтись. Давай, делай свою работу! (Уходит.)
М е дл в е д ь (в зал): Да разве можно без доброго слова прожить, ребята?
М е д в е д ь: А вы добрые слова знаете?
М е д в е д ь (достаёт из сундучка пакетик с конфетами, спускается в зал к детям.) За каждое доброе слово или выражение есть сладости для ребячей радости. Начнём! Какими словами люди благодарят друг друга? (Спасибо, пожалуйста, благодарю, мне очень приятно, вы очень добры.) Молодцы! А какими словами люди приветствуют друг друга при встрече? (Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, привет, рад тебя видеть, как хорошо, что ты пришёл, рад вас приветствовать.) Какими словами люди о чем-то просят? (Пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, если вам не трудно, могу я вас попросить.) А если человек виноват перед другими, то что он скажет? (Извините, простите, пожалуйста, я не хотел вас обидеть.) Добрые слова душу согревают. (Оглядывается в поисках Зайца.) Ушёл Заяц. Жаль, столько хороших слов не услышал. Каждый должен хорошие, добрые слова знать и говорить другим. А иначе как же? Эти слова не зря «волшебными» называются. (Ищет что-то в сумке.) Я вот сейчас такую штуку сделаю… Я ему необычный замок вставлю. Спецклиенту по спецзаказу! (Смеется, достает замок.)
Крепок мой замок, надёжен.
В обращении несложен.
Ключ не нужен для замка,
Его откроет не рука.
Открывается он словом.
Прошептал – и всё готово!
(Подходит к домику и «врезает» замок в дверь.) Этот замок хозяин сможет открыть, если произнесёт волшебное слово «пожалуйста». Я ему всё на карточке напишу. (Пишет.)
Появляется Заяц. Деловито рассматривает замок в дверях.
З а я ц: Вижу, готово все. Вот деньги.
М е д в е д ь: Спасибо.
З а я ц (резко): Не стоит благодарности.
М е д в е д ь: А мне приятно, когда я получаю благодарность за хорошую работу или за доброе дело.
З а я ц (с недовольным видом): Что-то еще?
М е д в е д ь (подаёт карточку): Это ключ к замку. Пользоваться им…
З а я ц (перебивая): Ладно, разберёмся.
М е д в е д ь: Э-э-э… Так ведь…
З а я ц (не желая слушать): Всё, я сказал! Свободен!
М е д в е д ь (пожимает плечами): Ладно. (Уходя, прикладывает палец к губам.) Посмотрим, что у него получится.
З а я ц: Сейчас откроем новый замок. (Подойдя к двери, проводит карточкой сверху вниз.) Не понял! (Повторяет операцию.)
На сцену выходят гости Зайца: Бык, Собака, Петух.
С о б а к а: Прелестный домик!
Б ы к: Крыша деревянная. (Почёсывая затылок.) А я думал, соломенная…
П е т у х: Заяц, ты почему гостей не встречаешь?
С о б а к а (протягивая торт): Мы к тебе на чай пришли, угощенье принесли.
З а я ц: Вот, установил новый замок, а он не открывается.
Б ы к: Сейчас мы его откроем. Отойди-ка в сторону. (Бык разбегается и рогами бодает двери.) Не получается. (Отходит в сторону.)
С о б а к а: А может, этот замок испугать надо? Сейчас я его облаю! (грозно лает на дверь.) Не открывается.
Л и с а (выходит): И что это ты, Заяц, дорогих гостей на улице держишь, в дом не впускаешь?
З а я ц: Замок не открывается, да ты тут еще… (Замахивается на Лису.)
Л и с а (отбегая в сторону): Ты чего это на меня бросаешься? Добрее надо быть, все к тебе потянутся.
З а я ц (присаживаясь а пенёк): Как этот замок открыть? Ребята, посоветуйте, что мне делать, как в дом попасть?
Дети советуют сказать волшебное слово.
Какое еще волшебное слово? Я не знаю волшебных слов!
Л и с а: Заяц! Волшебные слова – это особенные слова. Они помогают людям быть вежливыми. Вот послушай:
Эти слова в разговоре полезны,
С ними легко на прогулке и дома,
Будет полезно их слышать любому.
Даже дети в зале знают волшебные слова!
С о б а к а: А я тоже знаю стихи о волшебных словах:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера. (Н. Красильников)
Как две ниточки связали
«Доброе утро! – птицы запели –
Добрые люди, вставайте с постели!»
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идёт по домам.
З а я ц: А я, значит, единственный, кто не знает волшебных слов.
Звери утешают Зайца, обещают ему помочь.
А Медведь-то… Что он там про карточку говорил? (Читает.) «Пожалуйста»… Пожалуйста! (Бежит к домику, наклоняется к замочной скважине.) Пожалуйста, откройся! (Дверь открывается.) Открылась! Она открылась, как только я сказал волшебное слово!
(Поёт.) У меня хороший дом,
Хорошо живётся в нём.
Есть хорошие друзья,
Без друзей прожить нельзя.
И нельзя без добрых слов.
В них тепло и в них любовь.
М е д в е д ь (выходит):
Ваш уютным будет дом,
Если вежливость есть в нём.
З а я ц (подходи к Медведю.): Вы простите меня, пожалуйста, Михайло Потапович. Я понял свою ошибку.
М е д в е д ь: Прощаю. А вы, ребята, запомните эту историю. И если у вас дома появится такой замок, то вы его легко откроете. Если человек знает волшебные слова, то ему живётся хорошо и всем вокруг – тоже. И помните: доброе слово и кошке приятно!
Режиссерский постановочный план пьесы «Волшебный замок»
В мире людей сегодня чаще ценятся богатство, а не доброта. А без нее ничего не получается, даже простая дверь не откроется. Пьеса напоминает детям какие бывают волшебные слова, и как и когда их надо использовать. История Зайца убеждает, что без них обойтись невозможно.
пьеса о зайце, который был очень умным, богатым, но не знал волшебных добрых слов, и поэтому ему было очень трудно ладить с другими животными.
Сверхзадача: желание донести до зрителя, что никогда не поздно учиться говорить волшебные слова, не надо бояться учиться, извиняться, просить и т.д. Никакое добро в доме не заменит доброго отношения.
Между людьми, имеющими разные ценности в жизни, людьми, кто не любит других, а только себя и другими, кто в дело хорошо делает, и добрый вежливый человек.
Событийный ряд будущего спектакля:
Исходное событие – Заяц радуется, что построил новый дом. Ждет гостей.
Завязка – Не пускает Лису в дом, не прощая ей старых обид.
Развитие действия (по фактам) – Заяц грубит Медведю, Медведь повторяет волшебные слова с детьми-зрителями, Заяц снова грубит Медведю и не может открыть новый волшебный замок на двери. Друзья Зайца пытаются грубостью открыть замок и не могут, Зайцу предлагают быть добрее.
Развязка – Заяц прочит прощения у Медведя и обещает, что теперь всегда будет помнить о волшебных словах. И дети будут помнить о них.
Приложения
Титульный лист конспекта
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования города Москвы
Педагогический колледж № 18 «Митино»
Использование приема театрализации как средства комплексного обучения детей на уроках литературы
Разделы: Литература
Ключевые слова: театрализация на уроках литературы
Введение
Процесс приобретения знаний может стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности, если учитель постоянно культивирует интерес к предмету, уроку, который могут вызвать только нетрадиционные формы организации учебного процесса. Именно к таковым относятся уроки с применением основ театральной педагогики.
Что значит театрализация в рамках учебного процесса в общеобразовательной школе?
Нетрадиционные формы уроков – есть не что иное, как введение в образовательный процесс элементов театрализации, затем – привычное для каждого учителя гуманитарных дисциплин использование на уроке музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства, т.е. всего того, что воздействует на эмоциональную сферу ученика, активизирует его внимание, воображение, фантазию. Традиционно используем мы на уроках и чтение по ролям, особенно в младших классах, обучение выразительному чтению.
Театрализация – использование средств театра в педагогическом процессе. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства). Однако, урок ни в коем случае нельзя подменять развлекательной постановкой.
Актуальность: проблеме познавательной мотивации обучения в настоящее время уделяется довольно пристальное внимание. Реальная заинтересованность учащихся в овладении русским языком и литературой все еще остается на низком уровне. Как заинтересовать ребенка? Что интересно современным детям? Развитие устной речи у учащихся рассматривается как одно из главных направлений при изучении русского языка и литературы. Современная методика рекомендует такие формы и приемы речевого развития, которые одновременно обеспечивали бы обогащение духовного мира ребенка, углубление его знаний по предмету, и расширение кругозора.
Театральная деятельность в педагогике всегда занимала одно из важнейших мест. Изучением ее занимались многие виднейшие педагоги и методисты (например, М.А.Дмитриева, М.П.Воюшина, В.Г.Маранцман др.) не теряет она свою актуальность и сегодня, поскольку именно игра способна совместить и обучение, и закрепление как предметных, так и метапредметных навыков, что особенно подчеркивается в новейших требованиях преподавания (новые ФГОС). Данная проблема многогранна, и требует углубленного изучения современными педагогами.
Театрализованные представления заставляют ребенка особенно активно работать над поиском слов для выражения своих мыслей и чувств. Такие представления вызывают интерес у ребят, повышают их работоспособность и творческую активность, что благоприятно сказывается на конечных результатах обучения.
Театрализованное представление способствует не только развитию таких видов речевой деятельности, как говорение и слушание, но и помогает создать самостоятельное высказывание, обеспечивая его логичность, полноту и лексическое разнообразие. Этот вид совместной деятельности учителя и учащихся – ненавязчивый и достаточно эффективный путь к обогащению и расширению словарного запаса школьников, преодолению ими скованности, страха перед публичным выступлением, развитию эмоционально-волевой сферы.
Цель: раскрытие технологии использования театрализации как возможного средства комплексного обучения детей школьного возраста литературе.
Задачи:
Ожидаемые результаты:
1. Повышение интереса у школьников не только к литературе, но и к всемирной истории, культуре, искусству.
2. Умение детьми комбинировать полученные знания, переводить их в образы, сочетать с художественным вымыслом.
3. Формирование новой психологии – творца, созидателя. Такое состояние импонирует ему, поскольку в этом возрасте человек стремится стать взрослым, самостоятельным, самоутвердиться.
Обогащение и расширение словарного запаса школьников, формирование четкой, грамотной речи, преодоление ими скованности, страха перед публичным выступлением, развитие эмоционально-волевой сферы.
Глава 1. Система использования приема театрализации на уроках литературы в общеобразовательной школе
Современный школьный образовательный процесс активизирует поиск новых путей взаимодействия театрального искусства и литературы.
Театрализация представляет собой сочетание театрального искусства (особенность театрального мастерства, свет, звук, декорации, режиссерские умения) и анализа эпического произведения (повествовательность, сюжет, образы-характеры, композиция, жанр, автор), воплощающиеся в собственной трактовке. В театрализации намечаются две линии, которые в учебном процессе пересекаются, дополняя и развивая друг друга. Первая – восприятие произведений искусства, вторая – собственное оригинальное творчество читателя-школьника.
Полноценное восприятие текста, его «оживление» в сознании учащегося возможно лишь при активной деятельности всех сфер его личности, эмоциональном отклике, сопереживании к событиям жизни людей разных культурных эпох. Используя систему приемов театрализации опираемся на три аспекта:
— литературоведческий (содержательная сторона);
— образовательный (обучающая сторона);
— культурологический (развивающая сторона).
Не стоит забывать и о том, что, воспитывая читателя, формируем грамотного зрителя, думающего, понимающего, способного чувствовать.
Для того чтобы театр и литература шли вместе, необходимо учитывать принципы использования приема театрализации:
Критерии отбора материала:
— небольшие по объёму эпические тексты или цельные отрывки;
— преобладание в инсценируемом отрывке диалогов;
— правильный выбор темы и проблемы в тексте первоисточника;
— актуализация в инсценируемом отрывке проблем, близких современному школьнику.
В системе работы учителя можно выделить несколько этапов: пропедевтический (5 класс) воздействие на эмоционально-образном уровне, основной (6-7 класс) создание театральных сценариев и завершающий (8-10 класс) создание «режиссерских» интерпретаций.
1.1. Поэтапное использование приемов театрализации на уроках литературы.
Аналитические и интерпретационные умения
Создание театрального пространства
работа с театральными терминами,
выделение эпизодов для театрализованной постановки, выбор ключевых сцен,
подготовка к монологическому, диалогическому чтению (персонажи, их характеры, сюжет в произведении
(завязка, кульминация, развязка)
осмысление психологического портрета на основе
анализа текста, видение и называние, «вычитывание» чувств, переживаний, мыслей героя, подготовка к чтению в лицах: распределение ролей, обсуждение особенностей поведения каждого персонажа, определение степени перевоплощения в него
отношение автора
к персонажам
устное рисование
декораций, в которых происходит действие, «портретов» персонажей;
композиционно-стилистический анализ произведений, выбор эпизодов эпических
произведений, под
готовка аргументации
в пользу выбранных фрагментов, перевод эпического текста в
драматургический
видение динамики внутреннего состояния и чувств героя, осознание этого, «смысловая» расшифровка поступка, раскрытие внешнего портрета с учетом психологических особенностей
личности: костюм, мимика, жестикуляция, создание речевых характеристик через
анализ текста, тренировка в ведении диалога
осознание
смысла, открытого автором художественног произведения, умение «вычитывать» смысл через
авторские «вехи» и сигналы, поиск художественных
средств, отража
ющих основной
замысел текста
выборочное чтение
фрагментов, рисую
щих художественное пространство произведений, подбор музыкального сопровождения, эскиз декораций, костюмов, воссоздание эпохи, представленной в произведении, составление афиши,
оценка актерских и
режиссерских трак
товок
Чтение в лицах, рассказ от лица героя, «актерский» пересказ, инсценировка диалога
Творческое устное изложение, инсценирование эпизода, театр одного героя, сценка – диалог
Творческое устное изложение, инсценирование эпизода, театр одного героя, сценка – диалог
Написание отзыва, ответы на вопросы
Сравнение, сопоставление инсценированного отрывка с прочитанным эпизодом, критическая заметка
Сочинение-рассуждение, критическая статья, эстетическая оценка
Ниже в таблице представлено последовательное усложнение театрально- интерпретационной деятельности в 5-6 классах.
Система использования приемов театрализации в 5-6 классах
5 класс (пропедевтический этап)
6 класс (основной этап)
Видение сюжета, выделение композиции, конфликта как сюжетообразующего компонента,
работа над эпизодом
Видение и называние компонентов сюжета (композиция, завязка, кульминация, пролог, эпилог и т.д.); работа над эпизодом
Видение и называние чувств, переживаний и мыслей героя, раскрытие образа героя через поступки, конфликт
Видение, называние, понимание чувств, переживаний и мыслей героя; связь характеристики героя с сюжетом; раскрытие образа героя через автобиографию, имя, портрет, характер, поступок, речевую характеристику, диалог, через систему образов, авторскую оценку
Видение малых эпических жанров
Видение и называние малых эпических жанров
Видение и выявление авторской оценки по отношению к событиям, героям. «Осознание» нравственных уроков художественного произведения
Видение, выявление, объяснение и понимание авторского отношения к героям и событиям через речевые высказывания; сопоставление авторской точки зрения со своей
Устное словесное рисование, чтение по ролям, работа с театральными терминами, составление «смысловых опор», работа с эпизодом для инсценировки, выбор музыкального и декорационного оформления сцены, посещение театра, «заочная экскурсия» в театр, просмотр
спектакля, инсценировка, написание отзыва, ответы на вопросы
Устное словесное рисование, работа с театральными терминами, выделение эпизодов для постановки, выбор ключевых сцен, оформление афиши, подбор костюмов, проектирование музыкального, светового и декорационного решения, «актерский» пересказ, «проба на роль», «актерские интерпретации, чтение по ролям, мизансценирование, инсценирование эпизодов, написание отзыва
Глава 2. Практическое использование приемов театрализации в работе учителя
Приемы театральной педагогики и театрализации создают предпосылки для многостороннего развития личности ребенка, развивают внимание, мышление, память, самостоятельность, расширяют знания детей, оттачивают их речь, прививают любовь к литературе, повышают общую культуру, порождают атмосферу ликующего творчества.
Дети получают уникальную возможность самовыражения и самопознания.
На своих уроках я применяю следующие приёмы: этюд, выразительное чтение, инсценировка, театральная игра, кукольные постановки.
Существует несколько видов этюдов: одиночный этюд на эмоциональное воспоминание, на физическое самочувствие; одиночный или парный этюд на действие с воображаемыми предметами. Эти виды этюда я применяю чаще во внеурочное время, на кукольном кружке; групповые этюды, имеющие разнообразные методические цели и этюд на освоение способов словесного воздействия – на уроках литературы.
Одним из примеров является инсценировка. Упражнения типа “читайте по ролям, инсценируйте рассказ (текст, историю, сказку)” занимают прочное место в арсенале методических приемов, используемых на уроке литературы. Именно поэтому с этого приема мои ученики и я начали познавать театральное искусство. Инсценировка всегда у нас начинается с перевоплощения в того героя, которого ребенок будет играть. Затем мы читаем рассказ по ролям и инсценируем его. Я стараюсь сделать так, чтобы успешный ребенок и менее успешный поработали вместе. Для учащихся пятых классов использую прием “выразительного чтения” (одиночный этюд).
Словосочетание «театр на уроке» часто пугает учителей, так как ассоциируется с массой декораций, костюмов, репетиций. Поэтому лучше использовать термин «элементы театрализации». Урок ни в коем случае нельзя подменять развлекательной постановкой, а в полной мере использовать средства театра можно на факультативе, в кукольном кружке, школьном театре.
Требования, применяемые к театрализованной игре:
Психологические: игра должна обладать значимостью для каждого ученика, то есть должна быть мотивирована; обстановка, в которой происходит игровое действие, должна располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества, содержание игры должно быть интересно, а любое игровое действие должно завершаться получением определенного результата, ученик должен иметь возможность для самовыражения и самореализации.
Педагогические: игровое действие должно опираться на знания, умения, навыки, приобретенные ранее на уроках; цель игры должна определяться в соответствии с задачами учебного процесса; игра эффективна лишь в сочетании с другими (неигровыми) методами и средствами обучения и не должна быть преобладающей (подавляющей) в учебном процессе.
Пятиклассникам больше нравится играть с куклой за ширмой, чем выступать самим на большой открытой сцене перед публикой. Игры с ручными куклами отвлекают ребенка от речевых трудностей и оказывают благоприятное воздействие на развитие речи. Так, на уроке литературы мы разыгрываем небольшие сценки по произведениям И.А.Крылова («Волк и Ягнёнок», «Ворона и Лисица», «Волк на псарне»; из русских народных сказок.)
Организуя обобщающий заключительный урок по произведению В.Астафьева «Васюткино озеро» в 5 классе, мы подводим итог рассказа вместе с ребятами, делаем выводы о том, какие нравственные уроки жизни мы получили из рассказа. Для заключительной части мы используем игру «Прощание с Васюткой». Мы взяли куклу-мальчика и поговорили с Васюткой-куклой, проанализировали его поведение в лесу. Начался разговор: ребята давали советы герою, указывали на его ошибки, на его достоинства и прощались с ним. Васютка рассказывал о своих путешествиях, страхах, чувствах.
Одно из самых эффективных заданий – инсценирование текста. Определяемся с учениками, что такое инсценирование. Это перевод текста в сценический вариант (для постановки на сцене). Мы выводим для дальнейшей работы 4 правила инсценирования текста:
1-е правило: мы должны точно представить и описать (на основе текста) время и место действия;
2-е правило: авторский текст не должен потеряться, мы имеем право отдать его персонажам, только надо точно определить, кому;
3-е правило: мы имеем право видоизменить текст, не искажая его смысла;
4-е правило: мы имеем право вводить новых персонажей или убирать кого-то из имеющихся.
Использование приема театрализации способствует эмоционально-образной форме урока. Подготовка и проведение такого урока многосторонне приобщает детей к творчеству.
Прием театрализации – один из эффективных способов зримо увидеть содержание литературного произведения, развить воображение, без которого невозможно восприятие художественной литературы.
Общение с высокой литературой учит бережному отношению к наследию культуры. Нельзя недооценивать приём театрализации в социализации, воспитании патриотизма, гражданственности и формировании толерантности учащихся.
Примеры инсценирования на уроке литературы в 5 классе
Тема урока «Г.Х.Андерсен «Снежная королева»»
В первый раз я даю задание инсценировать маленький законченный эпизод почти без объяснения. Дети обычно говорят, что они понимают, что нужно делать. Проверяем в классе и обсуждаем работы, вместе составляем сценарий, одновременно анализируя текст
Инсценирование заставляет ученика объяснять каждое слово, зачем и почему оно здесь. Инсценирование текста особенно необходимо в начальный период обучения анализу текста. Например, для инсценирования взяты эпизоды из «Снежной Королевы» Андерсена (История с зеркалом, Диалог Герды с Разбойницей, Разговор Кая со Снежной Королевой…), «Хирургия» Чехова.
Выводы
С использованием методов театральной педагогики эмоциональный интерес к любому виду деятельности формируется и поддерживается, прежде всего, разнообразием самого процесса труда, вариативностью технологий. Методы, формы и содержание театральных упражнений, которые я предлагаю детям, реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, сглаживая рамки урока, развивают полезные для учебы и искусства психологические структуры (внимание, воображение, мышление, волю, память); придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда. С кукольным театром мои ученики знакомятся с первого дня.
Заключение
Чем раньше педагог-словесник начнёт привлекать ребят к подготовке театрализованных, игровых фрагментов урока, тем раскованнее и увереннее будут чувствовать себя самодеятельные актёры.
Благодаря приобщению к художественной литературе высокой пробы на таких уроках исподволь происходит развитие речи школьников: обогащение активного и пассивного словарного запаса, формирование навыков использования правильного литературного языка развитие долгосрочной памяти, осознанного внимания, раскрепощение и приобретение опыта публичного выступления.
Система использования приемов театрализации при изучении эпических произведений будет способствовать формированию культуры читателя и зрителя при следующих условиях: знание и владение терминами театрального искусства, выразительных элементов театра; учет особенностей восприятия, анализа, понимания эпических произведений; критерии отбора, соблюдение этапов театрализации.