Как сделать театральную постановку
Домашний театр: как поставить спектакль в своей квартире
Домашний театр: как поставить спектакль в своей квартире
Сегодня семьи зачастую разобщены. Даже за общим столом мы не друг с другом разговариваем, а смотрим в гаджеты. Мы потеряли навык общения, привычку говорить — за ужином, ни о чём, просто разговаривать. Лекарством, которое объединит всю семью, может стать домашний театр. Режиссёры-кукольники и лауреаты «Золотой маски» Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов рассказали «Мелу», как поставить спектакль вместе с детьми в квартире.
К этой идее — сделать домашний театр — можно никак не готовиться, а просто решить, что сейчас мы идём в соседнюю комнату ставить спектакль. Приготовить какие-то самые простые вещи: купить маски или сделать их самим, грим намазать, в простыни завернуться, порепетировать часок — и сыграть спектакль! А можно готовиться вдумчиво. У нас есть друзья, семья с тремя детьми, они очень любят устраивать домашние спектакли и готовятся к показу по полгода. Осенью решают, что будут ставить, зимой мастерят реквизит и декорации, потом репетируют и в конце весны устраивают показ. Так тоже можно. Главное, чтобы выбранный способ всем нравился.
Есть шесть простых шагов для того, чтобы поставить домашний спектакль:
1. Выбрать руководителя постановки
Это обязательно должен быть один человек, взрослый или ребёнок, если у него хватит энергии и желания. Но взрослые всё равно должны как-то поддерживать порядок на репетициях и в процессе подготовки к спектаклю, потому что знают, как бесконфликтно решить спорные ситуации.
2. Выбрать историю
Надо выбрать такую историю, которая бы нравилась всем детям. Совершенно необязательно, чтобы это было что-то из русской классики. Хочется детям ставить «Мадагаскар» — пусть. Задача ведь — не поставить шедевр, а объединить семью вокруг постановки. А можно взять «Пиковую даму» — только рассказать её надо совсем простым языком, чтобы детям было понятно и интересно в это поиграть. Мы однажды ставили «Дон Жуана» с детьми от шести до 10 лет, и было очень смешно, когда на сцене появлялся Кракозябра Дон Жуан. Важно, чтобы все участники получали удовольствие от процесса и чтобы было весело. История для спектакля может быть известна всем, может быть придумана кем-то одним и потом рассказана всем участникам или и написана специально.
3. Распределить роли и места действия спектакля
Может сложиться такая ситуация, что все девочки захотят играть принцесс, а все мальчики — рыцарей. Значит, нужно придумать историю, где будет пять принцесс и два рыцаря (например, принцесса Воздуха, принцесса Воды, принцесса Земли и так далее — равноценные роли). И пусть все вытаскивают жребий, кто кого будет играть.
Жребий — это честно, а дети любят, чтобы всё было по справедливости
А потом нужно обсудить, где вся история будет происходить. Совершенно необязательно — одно место действия. Их может быть несколько: лес, море, дом, космос, Земля, Марс.
4. Подготовка к спектаклю
Кто-то отвечает за подготовку мест действия. Где у нас море? Как его обозначить? «Шекспировской» табличкой на палочке или нарисованными волнами? А дом трёх поросят где? Под столом? Отлично!
Кто-то отвечает за музыку. Она может быть проиграна с мобильного телефона или сыграна вживую на фортепиано, или спета кем-то из участников. Кто-то делает афишу спектакля, билетики и, может быть, даже программку.
При этом каждый отвечает за своего собственного персонажа: готовит ему костюм (из бумаги, старого маминого платья, простыни, занавески — чего угодно), учит текст, накладывает на лицо грим. Можно использовать аквагрим, но лучше купить гримировальные карандаши. С ними у детей меньше возможностей размазать все по стенам. Можно наклеить на ванную бумажку с надписью «Гримёрная», дать детям карандаши, и пусть сами себе рисуют лица.
5. Репетиция
Репетиции должны быть для того, чтобы каждый понимал, что он делает, в какой момент выходит, что говорит и чем вообще начинается и заканчивается спектакль. У домашнего спектакля обязательно должно быть обговорённое всеми участниками начало, середина и финал, иначе может получиться так, что спектакль будет длиться бесконечно, пока кто-то из мам не скажет: «Ну всё, Васечка, нам уже пора домой». Детям ведь сложно остановиться, если им нравится. А когда есть репетиция, то все понимают: вот эта сцена, потом эта, потом та, а потом финал. Всё. Спектакль закончился.
6. Показ
В любом случае, что бы ни произошло, какой бы спектакль ни получился, его ни в коем случае нельзя рассматривать с профессиональной точки зрения и сравнивать с постановками в профессиональных театрах. Про это не нужно забывать. Бывает, взрослые так увлекаются, что начинают расстраиваться из-за несовершенных костюмов и ругаться, что ребёнок не выучил текст, не вовремя вышел, не то надел, испачкался. Ни в коем случае! Важно, что спектакль состоялся, что были овации в конце. Поэтому, кстати, премьерная публика должна отработать свою роль как надо и все необходимые признаки успеха обеспечить: цветы, овации, подарки, поздравления, чай с печеньями после премьеры! Хотя публики может и не быть — можно сыграть спектакль без зрителей, снять его на телефон и потом выложить в соцсеть — и там, в комментариях, получить и цветы, и овации, и признание.
Сколько всё это займёт времени? Можно уложиться даже в час с небольшим. За пять минут рассказываем историю. Ещё за пять минут распределяем роли. 20 минут на подготовку. 20 минут на репетицию. И десять минут — показ. Тогда никто не устанет.
Первые три пункта — история, распределение ролей и подготовка — можно растянуть на какое угодно количество времени, хоть на полгода. Зависит от того качества, которое вы хотите получить. Хотите сложные, изящно сделанные декорации, продуманный грим и специально сшитые для вашего спектакля костюмы? Отлично, но это потребует времени. Готовы завернуться в простыню и карандашами раскрасить лица? Тогда вам хватит получаса.
А вот репетиции лучше уложить в один день со спектаклем, просто чтобы дети не устали и им не надоело. Ведь это у профессионального артиста в профессии заложено повторять, а детям может надоесть по пятому разу читать монолог Буратино. Так что лучше репетиционный период не растягивать. Сократить его до двух часов и в тот же день показать. Или в крайнем случае на следующий день, чтобы дети не успели забыть то, что вчера репетировали.
Какие средства вы будете использовать в своём домашнем спектакле — кукольный театр, теневой театр, сами будете играть, перемешаете все стили и жанры, сами сделаете декорации из картона, или представите, что диван — это море, а шкаф — это гора, совершенно неважно.
Воображение — вот главный инструмент любого театрального представления
Можно вообще не иметь ничего под руками, а просто мелом обозначить места действия на полу, и всё равно всё будет хорошо. Потому что всё это затевается ради того, чтобы поднять друг другу настроение и пообщаться.
Что понадобится для теневого театра
Если с обычными спектаклями всё в целом понятно, то чтобы показать театр теней, нужна отдельная инструкция.
1. Экран
Это может быть любая белая неплотная ткань. Лучше всего подходит плащевка, но если её нет, сгодится любая простыня или бязь. Её можно натянуть на трос. А можно не заморачиваться с тросом и поставить двух взрослых, которые будут ровно держать её с двух сторон и во время спектакля. Они могут одновременно держать экран и рассказывать историю или делать звуковое сопровождение.
2. Лампочка
В «Икее» есть гениальная настольная лампа на гнущейся ножке и на прищепке. В ней один диод. Это важно, потому что один диод даёт чёткую тень, а несколько диодов будут давать размытую тень. Эти лампы абсолютно безопасны. Они не греются, они закрытые, и мы часто даже в профессиональных спектаклях используем именно такие. Ещё эту же функцию гениально выполняет фонарик от айфона. Очень хорошая вещь.
3. Малярный скотч, ножницы, картон для детского творчества, шпажки
Чтобы сделать персонажей теневого спектакля, вам понадобятся малярный, бумажный скотч, ножницы и обычный картон для детского творчества. Персонажей лучше всего вырезать в профиль — тогда сразу понятно, кто это и куда он смотрит. А потом к вырезанной фигурке бумажным скотчем приклеиваете шпажку от шашлыка — или палочку, которой кофе размешивают, из «Шоколадницы» или из «Старбакса». Получается теневая кукла.
Чем кукла ближе к фонарю, тем она на экране больше. Чем она дальше от фонаря, тем она на экране меньше. Если у вас место действие — море, то подносите вырезанные волны ближе к лампе. А кораблик подносите ближе к экрану, и тогда море будет большим, а кораблик — маленьким.
Фото: iStockphoto (WaffleBoo, Choreograph, ampak)
Методика подготовки и проведения спектакля с детьми дошкольного возраста (часть 1)
Елена Горбатова
Методика подготовки и проведения спектакля с детьми дошкольного возраста (часть 1)
ВВЕДЕНИЕ
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т. д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество.
Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.
Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.
1. Составление сценария воспитателем.
Педагогика театра как средства воспитания заключается в собственно театральном процессе создания и показа спектаклей зрителям. Каждый детский сад в этом смысле — маленький педагогический театр. Театрально праздничная атмосфера детских представлений в дошкольных образовательных учреждениях тому доказательство и показатель воспитательной подсистемы педагогического театра в конкретном образовательном учреждении. Известное утверждение Н. В. Гоголя о том, что «театр — это такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра», подчеркивает воспитательную функцию театра. Такие родовые особенности театра, как коллективность, синтетичность, литературно-драматургическая текстовая основа спектакля, зрелищность и коммуникативность сценического действия, позволяют выстроить «театральную кафедру» как воспитательную систему педагогического театра детского сада.
Согласно известному профессиональному театральному словарю П. Пави понятие «педагогический театр» в теории и истории театра рассматривается как «дидактический театр». Дидактическая пьеса призвана наставлять зрителя, пропагандировать «философскую или политическую идею». Дидактический театр нацелен на воспитание Зрительской аудитории, поучение, извлечение «урока для своей частной или общественной жизни». Любая постановка Спектакля с детьми в ДОУ отвечает задачам воспитания и (развития театрализованной деятельности дошкольников. Но только профессионально осуществленный режиссерский процесс постановки спектакля может создать феномен педагогического театра.
В театральном наследии К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко имеются размышления о функциях режиссера, которые в профессио-нальном театре ранжируются от художественно-постановочной к организационной и педагогической. Выдающиеся реформаторы акцентировали важность воспитательного воздействия процесса постановки спектакля па всех его участников. В условиях постановки в детском саду приоритетными служат педагогическая и воспитывающая функции.
Как правило, постановку детских спектаклей в ДОУ осуществляют воспитатели, музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования, занимающиеся организацией театрализованной деятельности детей. В связи с этим им необходимо овладевать технологиями режиссерской постановочной работы. Проектирование всех ее этапов осуществляется на основе разработки режиссерского постановочного плана будущего спектакля, который служит развернутым планом постановочного замысла детского спектакля. Это необходимая часть организационной, постановочной работы, отражающая этапы, ход и проектирование результатов. Данный план представляет собой алгоритм пошаговых действии постановщика, отвечающего на ключевые вопросы режиссерского замысла.
Алгоритм режиссерского постановочного плана
Задача/постановка проблемы Этап
Какое произведение взять к постановке? Какова сложность развития действия в выбранном произведении’? Анализ драматургического произведения для детей или разработка инсценировки, сценария сказки или произведения детской литературы
В чем экспозиция действия?
Где завязка конфликта и действия?
Как развивается действие по фактам: что происходит, какие персонажи вовлечены в развитие действия?
В чем смысл развязки? Анализ драматургии текста. Выявление конфликта, драматургической структуры: экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки
Сколько действующих лиц в исходном варианте пьесы? Как распределить роли? Сколько действующих лиц нужно включить (добавить или сократить, чтобы у каждого ребенка была роль? Определение количества действующих лиц в соответствии с количеством детей в группе, планирование исполнителей на роли из числа имеющихся в группе детей, взрослых — педагогов или родителей на возрастные роли. Деление на главные и второстепенные роли в детском спектакле не допускается, у каждого ребенка должна быть роль
Сколько времени необходимо и до-статочно для работы над этим спектаклем с этой группой детей? Определение сроков постановочной работы, планирование даты премьеры спектакля. Размещение анонса спектакля на сайте ДОУ
Кого из педагогических работников, родителей привлечь в качестве по-мощников? Планирование взаимодействия с педа-гогическими работниками, родителями, ведение переговоров, достижение согласия и условий сотрудничества
В чем замысел спектакля?
Какова актуальность постановки конкретного спектакля в конкретном детском саду, группе? Определение и формулирование акту-альности выбора произведения для постановки
О чем произведение, принятое к по-становке?
Какова тема и идея автора пьесы? Определение и формулирование темы и идеи
Каково художественное стремление режиссера в этой постановке?
Какая мысль должна объединить все ком-поненты спектакля? Какую мысль, идею хотел бы донести режиссер до зрителя? Определение и формулирование сверх-задачи спектакля
Каков событийный ряд? В чем исходное, основное, центральное и главное события событийного ряда? Как вовлечены и связаны герои пьесы? Построение событийного ряда постановки (исходное, основное, центральное, главное события)
Как будет организовано театральное пространство? Где будет играться спектакль? Как в соответствии с замыслом распределить сценическую и зрительскую зоны» Определение места и условий подготовки и показа спектакля
Какими будут декорации постановки’? Что для этого можно использовать из имеющихся ресурсов, а что надо сделать? Разработка эскизов декораций. Опре-деление предметов мебели и интерьера в качестве выгородки для определения места и условии действия в «репетиционном» процессе
Как действия будут происходить на сцене? Проектирование развития событий в мизансценах (мысленно или в эскизах)
Какими будут костюмы и грим? Что можно использовать из имеющегося в костюмерной, а что надо приобрести или сшить? Разработка эскизов костюмов и грима. Подготовка сметы расходов на приоб-ретение или пошив костюмов
Какой реквизит понадобится’? Определение перечня реквизита для исполнителей
Каким будет звуковое (музыкально- шумовое) оформление спектакля?
Потребуется ли исполнение музыкальных или хореографических произведений? Планирование музыкально-шумовою оформления. Подбор и запись фоно-граммы. Отбор музыкальных и хорео-графических произведений для исполнения
Каким будет световое оформление спектакля? Определение световых точек в развитии действия
Какими будут афиша и программки? Определение полноты сведений об авторах и участниках спектакля. Определение списка всех участников и помощников спектакля. Разработка эскизов афиши и программки. Внесение всей необходимой информации о спектакле в афишу и программку
Какой игровой, этюдный материал использовать для работы?
Как организовать разучивание и запоминание текста детьми? Планирование работы. Отбор текстов упражнений, игр, этюдов. Разработка конспектов, этапов разучивания текстов
Как будет организован премьерный показ спектакля? Планирование премьеры
Как организовать фото- и видеосъемку спектакля? Определение помощников, ответственных за видео- и фотосъемку
Как подвести итоги и сделать выводы? Подготовка и размещение итоговой статьи на сайте ДОУ. Организация фотовыставки сцен спектакля в фойе детского сада
Сочинение сценария и разыгрывание сказки
Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.
Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец. Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки. Проявлять согласованность своих действий с партнерами.
Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации
1. Воспитатель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
2. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя). Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.
• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).
• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?
Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.
3. Воспитатель проводит жеребьевку с жетонами, на которых обозначены: исполнители ролей; гримеры и художники по костюмам; музыканты-оформители; художники-декораторы.
4. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
5. Показ спектакля гостям.
2. Подготовка спектакля с дошкольниками.
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:
1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.
Главные условия – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:
— воспитание у ребенка основ общей культуры.
— приобщение детей к искусству театра.
— развитие творческой активности и игровых умений детей.
-К вам пришла кукла Катя в нарядном платье. Что это у Кати? (Бантик.) Да, это бантик. А это что? (Шляпка) Что у неё на ножках? (Туфельки) Давайте попросим Катю поплясать: «Катя, попляши пожалуйста». (Катя пляшет.) Катя, наши дети тоже умеют плясать. Посмотри. (Дети пляшут под «Гопачок» укр. нар, мелодию).
Я спрашиваю у детей:
— хорошая песенка? Вам понравилась кукла Катя? Давайте пригласим Катю ещё к нам прийти в гости. Приходи к нам, Катя, еще, пожалуйста.
Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике бибабо, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие должно быть непродолжительным. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Например, простые этюды «Солнышко встаёт», «Солнышко садиться», в которых эмоциональное состояние передаётся детям при помощи словесной (солнышко встаёт и солнышко садится) и музыкальной (мелодия движется вверх и вниз) установок, побуждающих выполнять соответствующие движения. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно. Упражнение усложняется, когда перед ними встаёт задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, лица детей делаются устрашающими, в глазах передаётся гамма самых разнообразных чувств. Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности.
Ребёнок постепенно переходит:
— от игры » для себя » к игре, ориентированной на зрителя;
— игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);
— создание в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.
Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации. В работе с детьми используются:
— постановка спектакля по произведению.
Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера («Угадай, что я делаю»).
— нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры;
— знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;
— давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;
— проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.
Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники могут проводить сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой, мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.
Например, упражнение на звуковое воображение:
Можешь ли ты услышать, что говорит облако? Может, оно поёт, вздыхает? Представь и услышишь необыкновенные звуки или придумай свои, никому пока неизвестные. Опиши или нарисуй свой собственный звук.