Как сделать техотчет по экологии
Форма технического отчета по обращению с отходами в 2020 году
В процессе осуществления коммерческой деятельности многие предприятия сталкиваются с образованием отходов. Они требуют особого обращения, в частности – сбора, вывоза, утилизации. Этот процесс сопровождается оформлением сопровождающих документов. Одним из них является технический отчет по обращению с отходами.
Кому и зачем нужна ежегодная сдача технического отчета
Технический отчет по обращению с отходами – документ, предоставляемый ежегодно. Традиционно он подается в следующих целях:
Альтернативное название документа – технический отчет о неизменности производственного процесса. Сдавать его нужно, чтобы избежать начисления крупных штрафов со стороны Росприроднадзора, а также аннулирования периода действия ПНООЛР (его максимальный срок функционирования равен пяти годам).
Нормативная регламентация
Согласно Приказу Минприроды №349 от 5 августа 2014 года, для подтверждения факта соблюдения нормативов субъекты хозяйствования, действуя в уведомительном порядке, подают технический отчет. Наряду с этим порядки, принципы и нормы его формирования содержатся в следующих документах:
Это далеко не весь перечень регламентов, однако он является основополагающим.
Порядок оформления
Для создания документа необходимо посетить электронный ресурсы службы, осуществляющей надзор в области природопользования, а затем скачать и установить программу «Модуль природопользователя».
После этого нужно зарегистрироваться на сайте организации и отправить отчетность через интернет. Документация предоставляется в электронном формате, а также в печатном виде. Порядок действий в программе выглядит следующим образом:
Если на предприятии отсутствует специалист, занимающийся заполнением документа, например, эколог или инженер, выполнение отчетов осуществляет руководитель или непосредственно владелец предприятия.
Образец заполнения
Чтобы избежать начисления штрафных санкций со стороны контролирующих инстанций, необходимо заполнять документ в соответствии с его образцом. Документ содержит несколько разделов.
Титульный лист
Первый из них — титульный лист. Справа сверху прописывается слово «Утверждаю», строкой ниже указывается «Директор ООО … (ФИО)», а также подпись с расшифровкой, дата заполнения документа.
По центру крупными буквами указывается название документа в полном виде, а затем наименование предприятия или ФИО предпринимателя. Справа снизу указывается подпись и ФИО руководителя, несущего ответственность за заполнение и предоставление документа.
Структура технического отчета
Далее следует структура технического отчета. Это содержание, то есть описание всех пунктов, которые будут входить в состав документа. В частности, речь идет о титульном листе, самом содержании, данных о субъекте хозяйствования, о фактически образованных объемах отходов.
Также прописывается информация об остатках, которые были применены, обезврежены, размещены, переданы (в рамках определенного отрезка времени).
Основная часть
Она включает в себя несколько страниц. На них размещаются соответствующие таблицы. Первая из них – фактическое образование отходов за определенный отрезок времени. Столбцы, представленные в ней, выглядят следующим образом:
Следующая таблица характеризует фактическое сводное образование отходов. В ней указываются следующие столбцы:
В следующей таблице характеризуется фактическое применение, обезвреживание и размещение отходов, а также их последующая передача в адрес прочих хозяйствующих субъектов за определенный отрезок времени. В ней отображаются следующие данные:
Помимо этого, в документе могут содержаться другие сведения общего и частного характера.
Порядок сдачи
После оформления документа и заполнения всех таблиц он записывается на диск и предоставляется в Росприроднадзор. Сделать это можно почтовым письмом или в личном порядке. Наряду с этим потребуется предъявить следующие документы:
В ряде ситуаций инспектор может не принять отчет и потребует внесения в документ корректировок или его полного переделывания. Обычно все замечания отображаются в письме, поэтому исправить внесенные данные не составит труда. Если же вопросов по бумаге не возникает, после ознакомления с ней уполномоченный специалист проставляет отметку о продлении лимитов.
Продление лимитов на размещение отходов
Необходимость и возможность продления лимитов зависит от масштаба деятельности предприятия и направления его работы.
Пролонгация этих лимитов осуществляется в три основных этапа:
В законодательстве не прописаны конкретные требования о согласовании технического отчета по обращению с отходами, как и о сроках его рассмотрения.
Дополнительная информация по составлению технического отчета представлена ниже.
Технический отчет по обращению с отходами в 2019 году
С начала 2019 года нормативы образования отходов и лимиты на их размещение необходимо разрабатывать только тем предприятиям, у которых имеются объекты негативного воздействия на окружающую среду I и II категории.
П.2. Ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» N 89-ФЗ от 24.06.1998:
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий.
На текущее время все еще действует Приказ Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» и Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 августа 2014 г. N 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
Министерство природных ресурсов РФ обещало внести поправки в эти приказы, но пока таких правок еще нет, следует применять вышеуказанные документы в части, не противоречащей действующему законодательству.
НООЛР для I и II категории
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для объектов негативного воздействия I категории устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (КЭР).
Для объектов негативного воздействия II категории информация об объеме или массе образовавшихся и размещенных отходов включается в декларацию о воздействии на окружающую среду. При этом в документе четко не сказано, каким именно образом и как, т.к. новый порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение еще не сформирован. Т.е. с одной стороны имеет место декларативное представление сведений о нормировании отходов, с другой стороны в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» до сих пор имеются положения, в соответствии с которыми необходимо согласование этих лимитов.
Ранее согласованные НООЛР
Для предприятий эксплуатирующих объекты III и IV категорий в 2019 году нормативы образования отходов и лимитов на их размещение не требуются. Соответственно, никакой технический отчет подавать больше не нужно (даже если у предприятия имеются утвержденные НООЛР).
Если имеется риск сменить категорию на I или II (или изменения категории, например, с III на II), и при этом действует документ об утверждении нормативов, то рекомендуем подстраховаться и составить и подать технический отчет.
Также документ об утверждении НООЛР продолжит действовать даже при получении III или IV категории, поэтому рекомендуется сохранить его на объекте. Подробные разъяснения приводятся в Письме Росприроднадзора от 29.12.2018 N АА-10-02-36/29634 «О направлении информации».
Технический отчет по обращению с отходами для продления лимитов
Предприниматели обязаны один раз в пять лет составлять технический отчет по обращению с отходами для продления лимитов на их размещение. При этом каждый год им приходится подтверждать указанные в отчете данные. Подается он на заполненном формализованном бланке в строго ограниченные сроки. За нарушение предприятие и должностные лица привлекаются к административной ответственности.
Предназначение отчета для продления лимитов
Природоохранным ведомством введено такая аббревиатура, как ПНООЛР. Под ней скрывается проект нормативов образования отходов и лимитов их размещения.
Как указано выше, субъекты предпринимательской деятельности составляют техотчет по обращению с отходами, который действителен в течение пятилетнего срока. При этом каждый год они обязаны подтверждать указанные сведения и неизменность установленных нормативов.
Документ оформляется в виде технической документации. Продление лимитов на размещение отходов должно подтверждать следующее:
Технический отчет для продления ПНООЛР подается в Росприроднадзор. Направлять документ нужно в территориальный орган природоохранного ведомства по месту нахождения субъекта.
Для справки! Для предприятий малого и среднего бизнеса (МСП) Приказом Минприроды от 25.02.10 №50 (п.2) предусмотрено, что рассматриваемый отчет направляется в виде уведомления. В нем необходимо вписать данные о размещенных объемах отходов.
Особенность подачи документа:
Последствия не предоставления рассматриваемого документа – автоматическое аннулирование установленных для предприятия лимитов. В этом случае субъект обязан подготовить и сдать новый ПНООЛР.
Срок и способы подачи технического отчета по обращению с отходами
Документ на продление ПНООЛР подается, как указано выше, в территориальный орган природоохранного ведомства по месту расположения объекта производства. Сделать это можно, передав пакет лично ответственному лицу органа Росприроднадзора или через почтовое отправление.
Отчет составляется в двух экземплярах на бумаге. Вместе с ним направляется заявление о продлении лимитов. Если оно удовлетворяется, на втором экземпляре в природоохранном ведомстве ставят соответствующую отметку. Этот документ обязательно сохраняется на предприятии.
Предусмотрен и способ подачи отчетность в электронном виде. Но в этом случае документ обязательно заверяется электронной подписью, которая оформляется в аккредитованных организациях.
Подавать отчет о продлении необходимо не позднее, чем в десятидневный срок после того, как закончилось действие ранее выданного продления. То есть, если предыдущий сдан 20 октября 2019 года, следующий должен подаваться не позднее 30 октября. При этом первый отчет направляется по аналогии. Но отчет проводится с даты подачи ПНООЛР.
Инструкция по подготовки техотчета для продления ПНООЛР
Инструкция по подготовки технического отчета содержится в методических указаниях, которые подготовлены Минприроды (Приказ от 05.08.14 №349). В документе указывается следующая информация:
Информация заносится в документ как для каждого участка, подразделения и цеха, так и обобщенно. Оформляется отчет в соответствии с приложениями 15-18 к методическим указаниям. Информация о субъекте приводится в порядке и объеме, указанном в п.30 методички.
Чтобы указанные в отчете сведения были корректными, при его заполнении нужно использовать: ПНООЛР, учредительные документы субъекта, а также соглашения, лицензии, акты и квитанции, подтверждающие законную передачу отходов для их утилизации и размещения. Это не исчерпывающий список документов. Если субъекту нужно прокомментировать или подтвердить какие-то данные в отчетности, можно предоставлять другие фактические подтверждения.
Как сделать техотчет по экологии
Подготовить и сдать отчет природопользователя
Получить лицензию или разрешение
Рассчитать категорию риска объекта ОНВ
Поставить объект ОНВ на учёт
Подготовить и сдать отчет природопользователя
Получить лицензию или разрешение
Рассчитать категорию риска объекта ОНВ
Поставить объект ОНВ на учёт
Сообщить о коррупции 8 925 400-22-61
Календарь отчётности за 2020 год
Октябрь 31, 2020
15 января
2. Отчет МСП отменен с отчетности за 2019 год
3. Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях ОРО
Приказ Минприроды России от 04.03.2016 № 66 утрачивает силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496.
Нормативные документы. Приказ Минприроды России от 04.03.2016 № 66 «О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду».
Как заполнять. Результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным.
Программа мониторинга может быть подана в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи».
Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у лица, эксплуатирующего данный объект размещения отходов, а второй экземпляр, вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе, в уведомительном порядке направляется почтовым отправлением в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.
1 марта
Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (HBOC).
В соответствии со ст. 16.4. Федерального Закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за НВОС, исчисленная по итогам отчетного периода вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.
Лица, обязанные вносить плату, вправе выбрать один из следующих способов определения размера квартального авансового платежа для каждого вида НВОС, за которое взимается плата:
1) в размере одной четвертой части суммы платы за НВОС, подлежащей уплате за предыдущий год;
2) в размере одной четвертой части суммы НВОС, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления;
3) в размере, определенном путем умножения платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3 Федерального Закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Квартальные авансовые платежи не вносятся в текущем отчетном периоде лицами, обязанными вносить плату, в случае начала осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности указанными лицами в течение данного отчетного периода.
Выбранный способ определения размера квартального авансового платежа на год, следующий за отчетным периодом, по каждому виду НВОС указывается лицами, обязанными вносить плату, в составе декларации о плате за НВОС за отчетный период.
Сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в соответствии с Приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 г. № 334 «Об утверждении порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС»
Отчет МСП. Надо ли сдавать за 2020 год?
ОНВОС 4 категории не сдают отчетности по отходам, кроме 2-ТП (отходы).
А теперь почему же отчет МСП сдавать за 2019 год субъектами МСП не надо.
Обратимся к Федеральному законодательству.
Смотрим недействующую редакцию № 32 частей 7 и 8 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» :
7. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
8. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Разъяснение МПР:
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 января 2019 г. N 12-50/00178-ОГ
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОТЧЕТНОСТИ ПО ОТХОДАМ
Минприроды России рассмотрело обращение по вопросу предоставления отчетности по отходам и сообщает.
Согласно статье 18 Закона N 89-ФЗ в области нормирования применяются дифференцированные меры.
Дополнительно информируем, что статьей 18 Закона N 89-ФЗ в редакции Закона N 219-ФЗ больше не предусмотрено деление предприятий на малый, средний, крупный бизнес, с 01.01.2019 предприятия делятся на четыре категории опасности.
Одновременно сообщаем, что пунктом 5 статьи 18 Закона N 89-ФЗ в редакции Закона N 219-ФЗ устанавливается, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
По вопросу сдачи отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2018 год субъектами малого и среднего предпринимательства Минприроды России отмечает, что указанные хозяйствующие субъекты должны завершить отчетный период в соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 18 Закона N 89-ФЗ в редакции до 01.01.2019.
Дополнительно:
абзац 31 недействующий в настоящее время:
прием отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
Смотрим Федеральный закон от 27.12.2019 № 450-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» :
абзац тридцать первый изложить в следующей редакции:»прием отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;»
пункт б) статьи 2 ФЗ-450 от 27.12.2019