Как сделать текст читабельным
5 способов сделать текст читабельным
Тексты в интернете читают плохо, и если у вас на странице слов столько же, сколько в романе «Война и мир», то пользователь сбежит прочь, едва увидит такие объемы. Возникает вопрос — что же делать, если вы хотите, чтобы ваш текст прочитали, как подать его таким образом, чтобы он не оттолкнул читателя? В основном, именно об этом пойдет речь в нашей сегодняшней статье. Но сначала давайте разберемся с типами интернет-текстов и их назначением.
Виды текстов
Информационный текст используют в обзорах, статьях и блогах. Там, где вы ничего не продаете. Например, сейчас вы читаете информационный текст. Это когда вам действительно есть, о чем рассказать другим пользователям.
Продающий текст – это выгодное и актуальное предложение, в максимально сжатой и интересной форме рассказывающее о преимуществе товара или услуги. Не нужно пытаться протолкнуть продающий текст под видом информационной статьи. Заявите о своих намерениях честно, если хотите что-то продать. Не пишите статью про снежного человека, чтобы продать обогреватели онлайн. Основное отличие продающего текста в том, что он намного короче и основан на болях, возражениях и критериях выбора целевой аудитории.
Основное отличие от информационного и продающего текстов — SEO-тексты ориентированы на поисковые машины, которые анализируют контент сайта с точки зрения уникальности и релевантности содержания. Они обязательно должны включать в себя ключевые запросы, по которым будет продвигаться страница.
Обычно SEO-текст размещают в качестве небольшого блока сверху или снизу страницы. Как правильно писать SEO-тексты- это целая наука, ведь помимо ориентированности на поисковики они должны быть полезными и читабельными.
Переходим к читабельности.
Топ-5 способов сделать текст читабельным
Способ 1. Работа со шрифтом
Выбирайте google fonts — гугловские шрифты будут одинаково отображаться на всех устройствах и всегда выглядят хорошо. Я бы посоветовал использовать шрифты Ubunta, Roboto или Open Sans — у них в гарнитуре большое количество вариантов начертания. Следующий важный момент — это междустрочное и межбуквенное расстояние. Текст на сайте любит воздух, а именно — когда в тексте достаточное количество свободного пространства, его легко читать. Если есть необходимость, можно задать большее междустрочное расстояние — так строки не будут лепиться друг к другу, между ними будет «воздух». Чтобы понять, как это выглядит, взгляните на пример.
Способ 2. Применение принципов контраста
Не забывайте применять принципы контраста, о которых мы рассказывали в статье «4 признака хорошего веб-дизайна». В примере с типографикой это всегда принципы размера, насыщенности и структуры. Заголовки всегда больше, чем подзаголовки. Заголовок задается с помощью bold, подзаголовок с помощью regular, а содержание текстового блока с помощью light — это разные способы начертания одного и того же шрифта. Насыщенность — это когда заголовок раздела черный, как свежий кофе, а подзаголовок или текстовый блок серый, как ваше серое вещество.
Способ 3. Работа с изображениями
Сегодняшний тренд в вебе — это применение больших, качественных и сочных изображений. С их помощью вы можете разбивать текст на тематические блоки, можете тонировать сами изображения и писать текст сверху. Если вы далеки от веб дизайна и программирования, то можете использовать такой удобный (и бесплатный) сервис, как Tilda. Этот конструктор создан специально для того, чтобы красиво преподносить большие текстовые объемы и делать их более простыми для восприятия. Многие решения по работе с изображениями вы можете посмотреть и скопировать из Tilda.
Способ 4. Структурирование текста
Поделите текст на абзацы, чтобы его было проще читать. Выделите из него ключевые мысли и оформите в качестве цитат — своего рода опорных камней. Структурируйте ваш текст так, чтобы он содержал маркированные списки — их всегда воспринимать легче, чем обычное текстовое «полотенце».
Способ 5. Инфографика
Инфографика – графический способ передачи информации. С помощью визуального представления данных можно уйти от необходимости вываливать на пользователя тысячи знаков, в которых он захлебнется. Хорошая инфографика:- занимает мало места,- объединяет в себе большой объем информации.
Вот несколько примеров, чтобы вам стало понятней, о чем речь.
Надеемся, что для вас этого текста было не слишком много и вы сумели его осилить. Если у вас остались вопросы, пишите нам, и мы всегда сможем вам подсказать, как лучше преподнести информацию в интернете.
Просто мы в этом знаем толк. Как волк в поросятах.
Читабельность текста: что это такое и как её улучшить
Как правило, при составлении технического задания заказчики акцентируют внимание на нескольких требованиях к тексту: грамотности, уникальности и читабельности. Если суть первых двух понятий знакома любому копирайтеру, то о третьем представление довольно размыто. Какие факторы влияют на читабельность, по каким критериям ее оценить и как создать удобочитаемый контент?
Под читабельностью понимают легкость восприятия текста простым обывателем. Текст должен быть лаконичным, понятным и логичным. Чтобы сделать его таким, стоит придерживаться нескольких универсальных правил.
Содержание статьи:
Эффективные советы по повышению читабельности текста
Составление заголовка
Заголовок – это мощнейший инструмент создания интересного контента. В процессе HTML-разметки и SEO-оптимизации текстового наполнения особое внимание уделяется корректно составленным и читабельным заголовкам.
При чтении длинных заголовков пользователи теряют интерес, в то время как короткие не отражают смысл статьи. Заголовок размером около 70 символов станет оптимальным. В него стоит четко и компактно вложить главный посыл статьи.
Тип шрифта
Не игнорируйте требования к размеру и стилистике шрифта. Все чаще можно услышать мнение о негативном влиянии гарнитур с засечками (Times New Roman, Garamond, Georgia и др.) на читабельность текстов. Несмотря на это, многие дизайнеры, научные работники и типографы продолжают использовать Times New Roman при публикации соответствующего материала.
Удобочитаемость текста не зависит строго от гарнитуры. Так, изменив гарнитуру в этой статье с Arial на Times New Roman вы с легкостью продолжите чтение и не будете испытывать неудобств.
При выборе оригинальных декоративных гарнитур не перегибайте палку и используйте их при форматировании небольших фрагментов текстового материала (заголовков либо строк).
При публикации текста рекомендуется использовать один либо два вида шрифта. Абзацы и строки не должны «прыгать» перед глазами.
Правила создания интернет-ресурса не накладывают ограничений на использование традиционных гарнитур без засечек. Выбор антиквы (любых видов шрифтов с засечками) оправдан при наполнении сайта респектабельного учреждения, например, печатного издания.
Выбор кегля шрифта (размера)
Исключение верхнего регистра
Ни при каких обстоятельствах не используйте верхний регистр для написания целого предложения. Интернет-этика считает данный прием недопустимым и предостерегает от некорректного обращения к посетителю сайта. Заглавные буквы отталкивают читателя, заставляя уйти от избыточного эмоционального напора. Пытаясь достучаться до посетителя таким образом, вы рискуете потерять его доверие.
Оптимальная длина предложений
Забудьте о слишком длинных предложениях, растягивающихся на целый абзац. Главную мысль можно донести до читателя в двух строках. Подобный подход избавит его от необходимости вникать в смысл сложных оборотов, неестественных словоформ и фраз. Все это утомляет читателя.
Благодаря лаконичной подаче текст превращается в функциональный и удобочитаемый материал. Использование сложных предложений перегружает его.
На практике копирайтеры привыкли следовать «правилу Твиттера», в соответствии с которым длина предложения не должна превышать 130 символов без пробелов.
Чередование длинных и коротких предложений
Если стиль подачи предусматривает использование длинных предложений, попробуйте чередовать их с короткими. Благодаря этому приему читабельность текста улучшится в разы, а у пользователя появится возможность сконцентрировать внимание на нужных деталях.
Разбивка на абзацы
Текст должен состоять из нескольких смысловых блоков. Чтение однообразного контента, занимающего не одну страницу, вызывает раздражение. Благодаря выделению абзацев у читателя появляется возможность подытожить смысл сказанного и вникнуть в содержание. Для логичного завершения мысли понадобится не более 5-7 предложений.
Акцент на важной мысли и употребление цитат
Помните: ваш текст должен быть написан для людей, а не в угоду поисковикам. Только в этом случае аудитория ответит вам взаимностью и будет постоянно расширяться.
Использование списков
Благодаря спискам восприятие текстового материала существенно упрощается. Однако количество пунктов в списке не должно превышать семи. Это связано с тем, что человек способен концентрировать внимание не более чем на семи элементах одновременно. При большем числе пунктов информация будет восприниматься хуже.
Длина статьи
Слишком длинный и не разделенный на абзацы текст вряд ли вызовет желание его прочесть. В первые 1000 символов необходимо вместить краткую вступительную часть и ознакомить читателя с целью представленного материала, его актуальностью и возможностью применения в разных сферах жизни.
Для обычного текста, предназначенного для широкой аудитории, оптимальная величина составляет от 8000 до 10000 символов. Такой объем оптимален с точки зрения восприятия и анализа поисковыми системами.
Способ выравнивания
Чаще всего выравнивание текстового материала выполняется по левому краю. Недостатком выравнивания по ширине является невозможность визуально разграничить предыдущую и последующую строки. Благодаря неравномерному краю в правой стороне экрана чтение становится более комфортным. Удобочитаемость текстов, выровненных по центру либо ширине, поддается критике.
Подытожить сказанное
Заключительной частью любого текста должен стать вывод. В последних предложениях необходимо подвести итог каждой части текста. В конце статьи рекомендуется обобщить суть и сформулировать посыл на будущее.
Необходимость вычитки
Данные рекомендации универсальны, но выполнение только одной из них не дает гарантий повышения читабельности текста.
Тренируйтесь оценивать читабельность текстов, размещенных на сторонних интернет-ресурсах и в печатных СМИ. Проанализируйте привлекательный материал и постарайтесь отыскать особенности, позволившие сделать его таким. Восприятие текста зависит от множества параметров. На эмоциональную составляющую влияние оказывает не одно только содержание, но совокупность всех факторов.
При исследовании печатных материалов следуйте тринадцати правилам повышения читабельности. Интернет-издания уступают традиционным СМИ в качестве подачи информации.
Не игнорируйте на первый взгляд непривлекательный и скучный контент. Изучив принципы улучшения читабельности, вы определите недочеты конкретного текста.
Как улучшить читабельность текста
Написать легкую, грамотную, понятную статью непросто. Читабельность текста — одна из важнейших его характеристик.
Статья должна должна быть написана простым языком и вызывать интерес.
Что такое читабельность текста
Это показатель того, насколько хорошо он читается и понимается. Если статья окажется «тяжелой», со множеством непонятных аудитории выражений и терминов, которые не объяснены в тексте, то есть вероятность, что ее даже не дочитают.
Поэтому нужно, чтобы автор писал простым языком для любой целевой аудитории. В расчете уровня читабельности используют основные показатели: число букв, слов, предложений, среднее число слов/слогов на предложение.
Сервисы для проверки читабельности текста
Существует множество сервисов для проверки читабельности, как платных, так и бесплатных. Они помогают выявить ошибки: грамматические, синтаксические, пунктуационные, излишние повторы слов и др.
«Главред»
Бесплатный сервис «Главред» помогает сделать текст информативным и лаконичным. Используя его, автору будет легче убрать «воду», увидеть, какие выражения и предложения не нужны и почему. Это полезный онлайн-сервис, который станет помощником в написании любого текстового материала.
Текстовый анализатор Главред.
«Тургенев»
Данный сервис оценивает удобочитаемость, «водность», находит стилистические ошибки, замечает, если текст написан в разных стилях. Он старается объяснить, в чем ошибка, если она есть.
Данный сервис платный, за исключением вкладки «Стилистика». Стоимость проверок без подписки — 5 руб. за текст или страницу (до 20 тыс. знаков).
После проверки выставляется оценка риска:
Оценка читабельности текста
Сервис работает с текстами и ссылками на веб-страницы. Он применим в отношении сайтов, брошюр, руководств и книг. Для оценки берутся 5 основных индикаторов читабельности, адаптированных для русского языка. Используются такие показатели, как число знаков, пробелов, букв, слов, предложений и т.д.
WebFX Readability Test Tool
Это англоязычный сервис, который работает с веб-страницами и фрагментами текста. Например, он берет написанное на предоставленной веб-странице и дает оценку по расчетным показателям и формулам для расчета читаемости.
Flesch-Kincaid
Индекс Флеша-Кинкейда — это показатель, разработанный в 1970-е гг. Он позволяет посчитать уровень сложности написанного, а также уровень образованности, необходимый для его прочтения. Индекс варьируется от 0 до 100: чем он выше, тем проще материал к пониманию.
Показатель индекса Flesch-Kincaid.
Readability Calculator
Калькулятор читабельности используется для оценки удобочитаемости.
Для проверки нужно ввести текст в специальное поле и нажать «Рассчитать читаемость».
Данный инструмент автоматически дает оценку основным показателям читабельности; показывает, какие предложения нуждаются в правке. Эта программа бесплатная.
Simple Measure of Gobbledygook (SMOG)
Этим способом рассчитывается оценка читабельности длинных статей. Для получения точного результата необходим текст в 30 и более предложений.
Программа считает их количество, а затем — слова, состоящие более чем из 3 букв. Если их много — текст можно назвать сложным, т.е. наименее удобочитаемым, если мало — простым.
StoryToolz
Онлайн-сервис, который позволяет проверить читабельность по основным показателям. Для проверки можно вводить до 5 тыс. знаков, но если зарегистрироваться, то до 50 тыс. знаков.
Проверка читабельности на StoryToolz.
Coleman-Liau Index
Данный индекс был разработан для оценки текстового материала. В противовес индексу Флеша-Кинкейда и др., формула Коулмана-Лиау рассчитывается с помощью букв, а не слогов, использует среднее число букв на слово и предложение.
Dale-Chall Readability Formula
Формула Дэйла-Чалла была составлена в XX в. для американских студентов. Есть перечень существительных, глаголов, наречий и др., который знает каждый американский ученик или студент. Формула находит совпадения с этим списком, и чем их больше — тем проще текст.
Word Counter
Этот сервис позволяет проверить не только текст, но и текстовый файл. Он учитывает разные показатели, такие как количество сложных, длинных и коротких слов, предложений и др. Сервис полезен и тем, что может рассчитать время, необходимое для прочтения материала.
Сервис Word Counter.
Joe’s Web Tools
Простой и удобный англоязычный сервис, который проверяет текст по основным показателям читабельности и формулам.
Automatic Readability Checker
Сервис может проверить тексты объемом только от 150 до 3 000 знаков по формулам для расчета уровня читабельности. Также он выделяет слова, которые его утяжеляют.
Perry Marshall
Этот инструмент рассчитывает по основным показателям читаемость и соотношение того, сколько раз в тексте автор говорил о читателе и сколько о себе.
Программа Perry Marshall.
Оценка читабельности текста по формуле Рудольфа Флеша
Расчет оценки читабельности по данной формуле происходит на основе таких параметров, как количество наиболее простых или, наоборот, редких слов, их длина и длина предложений и т.д.
Индекс варьируется от 0 до 100, где 0 — низкий уровень читабельности, сложный текст, а 100 — высокий уровень, простой текст, с которым справится и пятиклассник.
Фог-индекс, или индекс туманности Ганнинга
Рассчитывается он так:
Значения фог-индекса принято интерпретировать так:
Рекомендации по повышению читабельности текста
Рудольф Флеш предложил следующие рекомендации по повышению читабельности текста:
Составление заголовка
Заголовок важен при написании статьи, т.к. может привлечь читателя к знакомству с данным текстом. Нужно сделать его емким, кратким, при этом отразить в нем главное. Лучше, чтобы в нем было не более 8 слов.
Заголовок должен заинтересовать читателя и вызвать у него любопытство. Для этого можно использовать нестандартные, яркие и сильные прилагательные, т.к. они привлекают внимание аудитории.
Тип шрифта
Чтобы статью было удобно читать, нужно выбирать разборчивый шрифт: писать строчными буквами, за исключением начала предложений, аббревиатур, имен, названий.
Шрифт в тексте для веб-страниц лучше использовать без засечек (Arial, Verdana, Tahoma и др.), в печатных изданиях — с засечками (Times New Roman, Century, Times, Garamond).
Для удобочитаемости шрифт с засечками лучше не использовать.
Размер шрифта
Размер шрифта должен быть комфортным для прочтения, не слишком мелким или большим. Чем он мельче, тем сложнее его читать, чем больше — тем проще (особенно пожилым людям и детям).
Необходимо ориентироваться на целевую аудиторию, для которой пишется материал. В подавляющем большинстве удобнее читать текст, написанный 10-12-ым размером шрифта.
Простота изложения
Автор должен подавать материал, ориентируясь на того, для кого тот предназначен:
Оптимальный межстрочный интервал
Узкий межстрочный интервал плохо влияет на читабельность. Чтобы повысить удобочитаемость, необходимо сделать достаточный интервал между строками, чтобы текст не сливался, буквы не были друг на друге. Для печатных изданий — 2-4 точки между строками, для мобильных устройств — чуть больше.
Примеры межстрочного интервала.
Выравнивание текста
Настраивать выравнивание лучше всего по левому краю. Исследования показывают, что неровные правые края написанного увеличивают скорость чтения, помогают фиксировать взгляд и лучше воспринимать материал.
Исключение верхнего регистра
Это означает, что нужно использовать строчные буквы. Не рекомендуется писать, включив Caps Lock.
Длина предложений
Для лучшего усвоения информации и удобства чтения используют емкие, короткие и простые предложения, а сложные разбивают на 2. Не рекомендуется использовать сложносочиненные предложения. Самое длинное должно состоять не более чем из 29 слов.
Чередование длинных и коротких предложений
Если стиль текста позволяет, для динамичности можно добавить чередование длинного, короткого и среднего предложений. Однако оно должно присутствовать не более 2 раз. Можно чередовать и длинные предложения с короткими, если избежать первых не удается или они предусмотрены стилем подачи.
Деление на абзацы
Для более легкого чтения необходимо структурировать материал, разделяя его на абзацы — мелкие, логически связанные части.
Абзацы бывают 4 видов:
Написанное делится на те или иные абзацы исходя из его стиля и назначения.
Разделяем текст на абзацы.
Размещение изображений
Изображения часто помогают сократить текст, если его размещение зависит от стиля и характера материала. Они должны быть в тему научной статьи либо рекламной кампании.
Если речь идет о размещении изображения в непечатном тексте, например на веб-странице, то лучше делать его подходящего размера, чтобы загрузка страницы не занимала много времени.
Изображение нужно размещать хорошего качества, чтобы оно было хорошо просматриваемым и читатель мог прочесть то, что на нем написано.
Выделение главного
Чтобы аудитории было легче и интереснее читать материал, необходимо выделять главное и предоставлять читателю емкий текст, в котором нет «воды», непонятных терминов, лишней информации.
Чтобы выделять главное, автору необходимо:
Отказ от сложных примеров
При написании статьи важно отказаться от сложных примеров, которые будут непонятны читателю, целевой аудитории. Лучше заменить их на более простые, которые поймут все. Это положительно скажется на удобочитаемости текста и восприятии информации, которую автор хочет донести.
Не используем сложные термины.
Выделение цитат
Цитаты принято выделять кавычками. Это самый распространенный способ. Применяется и оформление курсивом внутри кавычек, но меньшим шрифтом.
Списки
Благодаря спискам удается уменьшить количество текста на странице, выделив перечень основных фактов, названий, терминов и др. Для удобочитаемости лучше, чтобы в списке было не больше 7 пунктов. Их можно пронумеровать либо выделить значками.
Выделение гиперссылок
Гиперссылки принято выделять голубым подчеркнутым текстом. Это общепринятый стандарт, и лучше его не менять.
Длина статьи
Текст для широкой аудитории лучше сделать не слишком длинным. 8 000-10 000 символов — оптимальный размер статьи.
Неразрывные пробелы и дефисы
Неразрывный пробел нужен для того, чтобы правильно, по нормам русского языка, перенести слово с одной строки на другую, запретить в ненужном месте перенос строки (например, инициалы и фамилии, названия, сокращения, единицы измерения).
Неразрывные дефисы нужны, чтобы не разделять на разные строки существительные, которые пишутся через дефис.
Они не дают разрывать их в том месте, где установлен дефис.
Контрастность
Принятая контрастность текста — черные буквы на белом фоне. Так читателю наиболее удобно читать написанное, и лучше этой контрастности и придерживаться.
Если все же нужно использовать цветной фон, то лучше подбирать цвета так, чтобы они были контрастны, материал был читаемым и глаза не резало от подобранных цветов.
Контрастность текста и фона.
Дополнительные рекомендации
Чтобы статью было приятно и удобно читать, автору рекомендуется вычитывать написанное. Возможно, понадобится убрать лишнее, исправить ошибки, повторяющиеся слова.
Также рекомендовано прочитать ее так, как это сделал бы читатель. Если ему будет легко и комфортно, тогда текст считается удобочитаемым.
В качестве дополнения в конце статьи можно сделать вывод — несколько предложений, подытоживающих предыдущее повествование.
Можно добавить свою субъективную оценку по освещаемой проблеме: читателю будет любопытно ее прочесть.