Как сделать текст логичным
Очевидное и невероятное про логичность и структуру текста
Текст как пирамида: нормально построй, чтобы его прочитали.
Профессор Гарвардской школы бизнеса Фрэнсис Фрай рассказывала на TED про два способа высказать главную мысль в тексте.
Первый, когда вы текстом увлекаете слушателей в путешествие, с загадками и переживаниями и только в конце приходите к основной мысли. Многие великие спикеры мира поступают именно так. Такой путь может быть крайне опасным, если у вас проблемы с логикой.
Второй: вы начинаете с главной мысли, высказываете её максимально коротко, а затем подкрепляете аргументами.
Во втором случае мы видим пирамиду: главная мысль сверху, объяснение подробностей и аргументы — в середине, опорные мысли или фундамент идеи — в заключении.
Об этом я уже рассказывала на своём канале «Дайджест копирайтера», сейчас снова затяну эту песню, усаживайтесь поудобнее.
Все умственные процессы — рассуждение, запоминание, принятие решений — основаны на группировке и обобщении информации. Чтобы читатель воспринял информацию, ему нужно декодировать её — выделить главную мысль и подкрепляющие аргументы. А затем заново сгруппировать всё это у себя в голове.
Так что работа над текстом — это не красивые обороты и филигранная игра словами, а грамотная последовательная подача мыслей, которая экономит силы и время читателя, приносит пользу.
Расскажу вам историю:
«Летом я была в Питере, прогуливалась по Невскому проспекту (красивейшая улица, надо сказать, с множеством магазинов и кафешек). За время прогулки я насчитала 35 мужчин с бородой».
И вы такие: так-так-так, по ходу она клонит к тому, что в Питере мужчины носят бороды (больше или меньше?), чем в Москве. Пока непонятно, хоть и тезис проклёвывается, слушаем дальше.
«Интересно, что когда я была в это же время в Москве — такого тренда я там не заметила. Более того, чаще я видела там бритых налысо. А за границей, вообще, предпочитают дреды».
И вы такие: ага, она клонит к тому, что бороды носят только в Питере. А я продолжаю:
«Но и в Питере носят бороды не во всех районах, а некоторые тоже бреются налысо».
Несмотря на уровень IQ, умственные способности любого читателя ограничены: часть их используется для распознавания и понимания слов, часть — для поиска связей и логики, а ещё нужно потратить силы на осмысление идей автора.
Идеи, расположенные «сверху вниз» — от главной мысли к доказательствам, читатель воспринимает быстрее и легче.
Исходя из этого, моя история — поток мыслей психопата. А вот нормальная — поданная в пирамиде:
Всё ещё есть претензии к сопоставимости фактов, но текст уже кажется складным и даже полезным.
Один из способов начать статью — это рассказать что-то, с чем автор не станет мысленно спорить, что не подорвет с порога доверия к вам.
Введите читателя в контекст — что там сейчас известно про эту тему? какие интересные факты есть?
Представьте, как он кивает и говорит вам:
«Ну да, всё так и есть. И что дальше? Что мне с того? Зачем вы мне это рассказываете?».
И вы отвечаете на мысленный вопрос читателя, сообщая, что вот сейчас, в этой статье вы предложите решения проблемы. Теперь самое время переходить к основной части.
Для читателей, так же как и для детей, лучшей является та история, которую они уже знают. Поэтому, если вы хотите рассказать читателю действительно хорошую историю, начните с того, о чем он знает (или, предполагается, должен знать) и с чем, на ваш взгляд, он согласится. После этого он свободно переходит к вашим основным идеям. Но если вы начнете текст с деталей и подробностей, то шансы на полное ознакомление с документом невелики
Максим Ильяхов в своей рассылке говорит про это так: «Вступление к статье — как знакомство вечером в баре. Начните с чего-нибудь непринужденного. Расскажите анекдот. Сделайте комплимент».
Это полезный совет, и во многих случаях выручает и настраивает автора на эффективное нескучное общение с читателем.
Например, если я пишу статьи про валютное законодательство для менеджеров по внешнеэкономическим связям, таможенных брокеров. Они ждут разъяснения правок к положениям и прочие новости, которые повлияют на их работу. Сделать им комплимент или рассказать анекдот или подкатить как в баре — можно, но всегда ли это соответствует контексту?
В таком случае можно ввести читателей в курс дела, как обстоят дела с интересующим их вопросом — с тем или иным валютным положением — затем рассказать, что грядут изменения и как это касается читателя. Читатель начинает мысленный диалог с автором: и что мне делать? Фух, значит, всё сделано правильно, вы его заинтересовали.
Если человек перешел к чтению основной части, значит, ему нужен ответ на главный вопрос. Даем ответ, приводя аргументы или здесь я буду называть их идеи. Для каждой идеи — отдельный абзац или пункт.
Автор книги «Принцип пирамиды Минто» Барбара Минто назвала текст мысленным диалогом с читателем. Когда он читает статью, оценивает критически и мысленно задает вопросы автору. А автор, предугадав вопросы читателя, последовательно даёт на них ответы в статье. При этом, чтобы ответы хорошо укладывались в голове, они должны подчиняться некоторым правилам.
3 правила логичной основной части:
1. Идеи любого уровня пирамиды обобщают идеи, сгруппированные ниже. Например, все тезисы в основной части должны подкреплять главную мысль, которую высказали в самом начале.
2. Идеи каждой отдельной группы должны иметь что-то общее, быть однотипными.
3. Идеи каждой группы должны быть расположены в логической последовательности.
Если вы рассказываете, как засолить огурцы, то первый пункт у вас, скорее, будет «Купите огурцы» или «Подготовьте банки», а не «Закиньте специи и зелень». Всё как в самом процессе.
Если перечисляете фрукты, которые безопасно есть зимой, то начните с самых распространённых. Например, с яблока, а уже в конце — предлагайте всякие извращения типа маракауйи.
Если введение — это интригующее знакомство в баре, то заключение — это то, что останется после него на память. И совсем не хотелось бы, чтобы на душе было гадкое чувство.
В школах и в институтах учили: в заключении вам нужно просто обобщить всё, что сказано выше, и дело в шляпе. Например, если во введении написали: «В статье я расскажу вам, как правильно солить огурцы», то, следуя этому совету, статью нужно увенчать гордой фразой «В этой статье я научил вас солить огурцы».
И всё бы ничего, но это очевидно. Так, мы просто филигранно играем словами, а читатель устало ждёт, когда это закончится. Или не ждёт, а уже давно свалил.
Как Сделать Ваш Текст Понятным Каждому [18 Простых Правил Копирайтинга]
Хотите достичь понимания со своей аудиторией?
Эта мысль может вам показаться странной, но ваш каждый ваш пост — это инструкция по сборке вашей идеи в голове у читателя.
И чем проще инструкция, тем выше вероятность, что читатель правильно поймет (соберет) ваши мысли. Поэтому ваша задача — писать максимально понятно и доступно. Даже если вы говорите о ядерной физике.
Как этого добиться?
Тут есть 18 простых правил. Следуя им, вы сделаете каждый ваш текст простым для восприятия.
Правило 1: Используйте формулу «Х, который Y», классифицируя своих читателей
Если вы хотите, чтобы каждый читатель понял вас, вы должны понять, кто ваш читатель.
Поэтому перед тем, как открыть чистый лист и начать творить, рекомендую ответить на вопросы:
И чтобы вам было проще во всем этом разобраться, я предлагаю использовать простую формулу:
Х, который Y
Конечно, в идеале у вас должен быть четко проработанный аватар вашей аудитории. Но если его еще нет (ай-яй-яй), то эта простая формула даст вам точку опоры.
Покажу на примере одной из своих статей.
Правило 2: Убедитесь, что ваша тема прошла печенька-тест
Слышали про печеньки с предсказаниями?
Внутри такого печенья находится небольшой кусочек бумаги с предсказанием. Так вот это предсказание, как правило, состоит всего из одного предложения.
При чем тут ваши посты?
Печенька-тест – отличный способ определить, насколько тема, о которой вы пишете, проста и понятна. Если вы можете сформулировать ее суть в одном предложении – тест пройдет, проблем с пониманием не возникнет.
Обратите внимание, я не говорю о заголовке вашей статьи. Речь идет об общей идее, которую вы хотите донести до читателя.
Как описать смысл статьи одним предложением? Я бы сделал так: Мой пост рассказывает, как использовать возможности Instagram для продвижения вашего бизнеса.
Как видите, печенька-тест пройден:)
Правило 3: Не увлекайтесь интригами в начале текста
Представьте ситуацию. Вы скачали себе «Властелина колец», сделали чаю, взяли бутерброд, устроились поудобнее и приготовились наслаждаться этим шедевром фентези. Нажали «Play» и… с первых кадров оказались где-то на Марсе в компании симпатичных (и не очень) марсиан.
«Где хоббиты? Где Средиземье?» — именно это подумает ваш читатель, если не увидит связи между заголовком вашей статьи и вступлением. Ну ладно, не совсем это. Но он явно будет в смятении, ту ли статью он открыл.
Поэтому еще одно правило: убедитесь, что между заголовком и вступлением есть четкая связь.
Конечно, вы можете решить, что загадочное вступление – это круто, это интригует и цепляет читателя. Как бы ни так. На самом деле, читатель не хочет ждать, когда вы ему поясните связь между вступлением и заголовком. Он пришел, чтобы узнать что-то конкретное, а не разгадывать загадки.
Тогда ответьте честно: вы бы стали читать эту статью, если бы я начал ее как-то так «В некотором царстве, в тридесятом государстве…», а потом бы изложил вам краткий пересказ истории Золушки? Уверен, что нет. Ведь каким боком Золушка относится к написанию понятных каждому текстов?
И может, я бы потом пояснил вам связь. Но вы не стали бы этого ждать, а просто закрыли статью.
Поэтому не поступайте так со своими постами. Помните, отсутствие связи между заголовком и вступлением рождает путаницу. А путаница – враг понятных текстов.
Правило 4: Дайте понять, что важно
Не забывайте, что ваши посты – это ваш диалог с аудиторией.
Но если в живом разговоре вы можете выделить важные моменты интонацией, подчеркнуть жестами и мимикой, в тексте это невозможно.
Однако это не означает, что он должен стать похожим на монотонное бубнение. Воспользуйтесь тем, что вам доступно: возможностью выделить отдельные фразы курсивом, жирным шрифтом или шрифтом большего размера.
Только не увлекайтесь!
Да, каждое слово в вашей статье чрезвычайно важно. Я это знаю, так как сам ежедневно борюсь с желанием выделять в своих постах все подряд:)
Но если вы будете так делать, читатель не поймет, что же из этого важного важнее, и на что ему стоит обратить особое внимание. От такого текста у него просто разболится голова, и он уйдет.
Поэтому не впадайте в крайности, и ваш текст оживет.
Например, я в своих статях выделяю подзаголовки более крупным шрифтом, а важные моменты и акценты — либо курсивом, либо жирным, либо жирным курсивом. Кстати, ссылки я оформляю дополнительно синим цветом, чтобы они не затерялись в тексте.
Правило 5: Разнообразие добавляет путаницы
А теперь представьте, если бы я пол текста обращался к предпринимателям, а потом вдруг начал бы называть их блоггерами.
Возникает логичный вопрос: так для кого, все-таки, пост?
Не поступайте так с вашими читателями, не запутывайте их. Четко обозначьте, для кого и о ком вы пишете, и придерживайтесь этой линии.
Вам полезно то, о чем я рассказываю? Ставьте Лайк!
Правильная структура текста
Зачем тексту скелет и как он выглядит
Приветствую читателей блога! Тема статьи – правильная структура текста: что это такое, для чего нужно и как ее создавать.
Чем плох неструктурированный текст? Его сложно и читать, и понимать. Автор вначале описывает одно, потом резко, без какой-либо логической связки перескакивает на другое. Потом снова возвращается к первому. В итоге читатель теряет нить повествования. Конечно, если напрячься, то можно понять, о чем речь. Но фокус в том, что наше подсознание отказывается воспринимать такую писанину и придется вчитываться, вдумываться в смысл. У людей просто нет времени и желания на расшифровку непонятного текста.
Структура текста – логическая упорядоченность информации
Ее можно образно назвать скелетом текста. Когда мы составляем план статьи, то вначале намечаем себе ключевые моменты: о чем хотим рассказать и в какой последовательности. Это и есть наш скелет и на него мы потом нарастим мясо – подробности, выводы, мнения экспертов и т.д.
Структура, если говорить просто – это правильное разбиение текста на логические блоки. Но это только поверхностное определение. Нужно еще правильно выделять абзацы – не прихватить лишнего с другого логического блока. Грамотно делить текст на предложения и связывать предложения между собой внутри абзаца. И обязательно придерживаться одного времени внутри логического блока: то есть все, что вы описываете в абзаце, должно происходить в одно и то же время.
Вот основные требования. Но начинающие авторы не знакомы с этими правилами и часто допускают ошибки. Давайте подробно разберем пример из Интернета:
Первое предложение выпадает из общей картины:
И это, обратите внимание, только первый абзац! А в тексте их три.
Как структурировать текст
Всю информацию рассортируем по разным абзацам, потому что здесь нет единой канвы, все предложения из разных опер.
Если первое предложение – истоки компании, то логично продолжать про компанию: история началась тогда-то с таких-то событий. И коротко описать, что, например, это был небольшой цех по изготовлению столярки. Со временем стал расширяться, когда возник спрос и на рынок пришли стеклопакеты. Это в порядке бреда, но уловите суть. Коль начали с истории, то надо ее рассказать. И закончить абзац можно предложением, что занимаемся этим уже 15 лет.
Следующий абзац: за эти годы накопили опыт, оснастили производство оборудованием, контроль качества и отсюда – отличная продукция. И завершить фразой о том, что мы знаем толк. Резюмировать все сказанное. Вот вам логическая связка двух абзацев. Их можно объединить в один блок под условным подзаголовком «Коротко о нас» и поместить ближе к середине или концу текста.
Следующий абзац – обращение к покупателям: хотите то или это – все что угодно за ваши деньги. Этот блок можно дополнить выводами и сделать его завершающим.
Вот как можно было структурировать этот текст.
Создать скелет информационной статьи можно, опираясь на эти ключевые точки:
Сюда добавляем заголовок и вводный абзац, который кратко анонсирует суть статьи – и готово!
Вывод
Теперь Вы знаете, что такое структура текста, как соблюдать логику в повествовании и почему неструктурированный текст – это плохо. Если все это пока не слишком понятно, приходите в бесплатный email-курс для начинающих рерайтеров. Там получите навыки работы с текстом и освоите много тонкостей.
Наш пример – это не жесткий шаблон. В каждом отдельном случае ключевые моменты будут свои. Ваша задача – связать их логически правильно подобранными деталями, чтобы каждый последующий блок закономерно вытекал из предыдущего или был связан с ним по смыслу. Ну и соблюдать логическую последовательность внутри абзацев по принципу разобранного примера. Если есть мысли – комментируйте, вопросы тоже задавайте в комментариях. Отвечу на все.
Структура текста: как ее создать и сделать текст удобным для восприятия. Логическая и смысловая структура текста
Структура текста. Разновидности
В зависимости от поставленной задачи элементы структурирования определяются создателем индивидуально. Не все авторы умеют делать это правильно, потому и получается, что одни тексты даже по диагонали воспринимаются стопроцентно, другие заставляют останавливаться и переставлять слова в предложениях, чтобы докопаться до смысла. Как устранить хаос непонимания?
Внутренняя структура и её типы
1. Логическая составляющая. Особенности: каждый абзац по смыслу связан с предыдущим, прямо или хотя бы косвенно продолжая его по смыслу. Практические руководства, статьи, описания, словом, всё то, что подпадает под термин «деловой текст», характеризуется логической, последовательной составляющей. Несомненно, это очень удобный способ и написания текстов, и восприятия их. Особенно легко по данной методе проводится анализ текста, и особенно быстро обозначаются последующие выводы.
Например, здесь в первом абзаце автор описывает правило использования логической составляющей структуры текста. Во втором приводит пример построения. Далее будет рассматриваться следующий тип структуры. Как видите, все просто. Логическая структура текста дополняет и продолжает начатое в предыдущих абзацах.
2. Пирамидальная структура. Такой тип характерен для написания новостной ленты и пресс-релизов. Пирамида получается перевёрнутой, потому что в её широком основании, то есть в самом начале, автор помещает всю основную информацию. Далее она просто обрастает деталями, раскрывающими суть.
Очень помогает упорядочить текст письма помещение в самом начале содержания со ссылками на информацию. В этом случае читать много лишнего текста не приходится, и можно сразу найти ответы на интересующие читателя вопросы.
4. Структура коммерческая. Главной задачей продающих и рекламных текстов является продажа или продвижение. Нужно найти как можно более короткий путь к ответной реакции потенциального клиента: это звонок, регистрация, покупка товара или заказ услуг. Именно ради результата структура рекламного текста создаётся с использованием маркетинговых моделей. Например, AIDA. Она состоит из четырёх ступеней, которые и задают основные качества текстовому материалу. Необходимо предупредить, что эта структура совсем не опирается на смысл текста, эстетику или последовательность. Здесь единственно и исключительно важен конечный результат. Структура рекламного текста на этом зиждется.
5. Структура комбинированная. Такой метод характерен для блогов. Чаще всего блогер сначала информирует о событии (значит, используется пирамидальная структура художественного текста), а потом делится своими мыслями по этому поводу или анализирует, то есть строит текст, структурируя его последовательно.
Используя комбинированную модель, нужно быть очень осторожными: конкретная информация или новость, перемешанная с анализом и доморощенной философией, порождает хаос в восприятии читателя.
6. Структура хаотичная. Путаница получается, когда писатель не умеет работать с материалом, и утверждает, что такова его авторская структура художественного текста.
Как разделять на абзацы
Читателю должно быть удобно осваивать смысл текста, поэтому целый пласт делится на более доступные глазу фрагменты. Слишком мелкое деление, однако, тоже рассеивает внимание. Поэтому здесь важно, чтобы смысловая структура текста не рвалась, переходя от абзаца к абзацу.
Абзацы тоже должны подчиняться общей структуре текста, даже если они по форме отличаются и представлены разнообразно: как вопрос и ответ, как одиночное предложение, как единый пласт текста, как список или как цитата. Необходимо помнить, что смысл никогда не должен нарушаться, даже если абзац каким-либо образом обособлен. И нехорошо, если на протяжении всей работы меняются выбранные средства: стиль, язык, форма подачи, несмотря на то что каждый абзац должен быть самостоятельной смысловой единицей.
Примеры
Вот правильно составленная структура научного текста в абзаце:
Правильно составленная структура художественного текста:
И два примера некорректно построенных абзацев, где нарушена смысловая структура текста:
Хотя последний пример, несмотря на всю концептуальность, смысла окончательно не лишён. Здесь даже определённая структура художественного текста намечена, но не прописана. Главное, чтобы читатель мог получить нужную информацию в как можно более доступной форме, чтобы текст не утомлял его и не запутывал.
Анализ текста
Очень важно соблюдать правила выбора и составления структуры под диктовку главной задачи, поставленной материалом. Текст как осмысленное произведение речи должен представлять собой последовательную смысловую взаимосвязь и иметь понятное глазу оформление, за счёт чего и образуется целостность.
Структура текста в русском языке предполагает представление деятельности, то есть должны быть субъект и объект, собственно процесс, главная цель, все используемые средства и конечный результат. Точный состав компонентов отражают следующие показатели: содержательно-структурные, функциональные и коммуникативные.
Анализ текста проходит по параметрам микро- и макросемантики, микро- и макроструктуры. Семантика выполняет коммуникативную задачу в передаче информации, а структура определяет особенности внутренней организации единиц текста. Играют свою роль и закономерности во взаимосвязях всех единиц в границах документа как цельного, единого сообщения.
Композиционная структура и внутренняя
Это внешняя сторона структурирования, согласно которой необходимо выстроить предложения, абзацы, параграфы, подразделы, разделы, подглавы, главы и так далее по возрастающей. Внешняя структура текста лишь частично связана с собственно организацией, которая происходит внутри текста, словно выстраивая мост от введения к эпилогу.
Составить текст можно на основании знаний о единицах его внутренней структуры, а это:
Структура рекламного текста
1. Заголовок. В первую очередь читатель обращает внимание на этот элемент. Он должен быть лаконичным, но содержательным, оригинальным, точным по смыслу. Хороший заголовок обеспечивает желание ознакомиться с основным текстом. Удачнее всего вариант, выбранный из нескольких, составленных в процессе работы с текстом.
2. Вводный абзац. Он не менее важен для целевой аудитории, поскольку заинтересовывает и удерживает внимание. Увлекательно и предельно ясно здесь передаётся содержание текста, но при этом мотивируется чтение статьи до конца. Если уместно, вполне допускается интрига, естественно, при наличии чувства меры. Приступая к оформлению вводной части, нужно хорошо представлять себе и самого потенциального клиента, и его потребности и проблемы, чтобы все их решения отразились в первых строках.
Некоторые секреты
Давно действуют правила, чаще всего негласные, зная которые, можно избежать ошибок начинающих копирайтеров и рерайтеров. Профессионалы исключают из употребления банальности типа «Добро пожаловать в наш магазин». Настоящие мастера не сорят ключевыми фразами: сказано внедрить в текст слово четыре раза, значит, пятого не будет. Сообщение от их обилия становится невероятно унылым. Более того, подобный текст вселяет в читателя недоверие к рекламируемому продукту. «Директ», может, и поднимет рейтинг, но внимание клиентов потеряется. Хороший литератор не станет писать длинными «толстовскими» сложносочинёнными предложениями с изобилием причастных и деепричастных оборотов. Необходимо учесть, что рекламные тексты чаще всего читают по диагонали.
Картинки
Подзаголовок и абзац
Список
Правильно оформленный и продуманно составленный, он помогает передать:
Кроме того, данный структурный элемент оказывает помощь в цепочке действий при оформлении заказа или регистрации.
Нельзя допускать, составляя список:
Таблица
Это необходимая и чрезвычайно полезная помощница. Хорошо показывает сравнительные характеристики, прогресс-регресс, великолепно структурирует текст. Составить список, конечно, легче, но таблица нагляднее. Ее можно составить по любому поводу, даже чтобы просто проинформировать, кому, когда, куда, например, принято носить запонки, и с какой одеждой, и какие именно. В отдельном столбце показывая, где предоставляется более широкий выбор, в каком магазине товар дешевле, а в каком быстрее можно купить этот.