Как сделать текстуру для sketchup
Публикации сообщества
Моделируем в SketchUp. Текстуры
Текстура – это растровое изображение, которое накладывается на 3D-модель для придания ей определённых цвета и фактуры. Насколько реалистичной получится 3D-модель зависит от выбора материалов, из которых будет создана текстура объекта. В процессе достоверной визуализации реальных объектов в SketchUp может возникнуть дефицит материалов, вызванный ограниченным количеством предустановленных текстур и цветов стандартной палитры. Существует достаточно простое и эффективное решение данной проблемы. Это добавление пользователем собственных изображений для последующего использования их в качестве материалов текстурирования.
Команда: Файл — Вставить — Ваш компьютер.
В бесплатной версии SketchUp Free можно добавлять файлы файлы трёх типов: skp, png, jpg.
Указываем в каком качестве добавить файл — как изображение или как материал.
Если выбрать вариант добавить как изображение, то при таком способе будет удобнее масштабировать фотографию точно по размером той плоскости, которую требуется закрасить. Если выбрать материал, то загруженный файл добавится к материалам проекта и им можно будет заливать поверхности. Если при заливке удерживать нажатой клавишу Ctrl, то выбранным цветом окрасятся все соприкасающиеся поверхности.
Новый приём текстурирования имеет смысл изучить на каком-либо значительном, запоминающимся объекте. Предлагаю в качестве объекта для моделирования рассмотреть здание библиотеки Второго медицинского института с его грандиозным мозаичным панно.
Библиотека Второго медицинского института
Научная библиотека федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» переехала в новое здание на улице Островитянова в 1984 году. Здание построено по индивидуальному проекту и имеет форму куба. Над стеклянным первым этажом нависают три массивных верхних этажа.
Лаконичная архитектурная форма библиотеки экспрессивно и выразительно оформлена. Стены декорированы монументальным произведением из смальтовой мозаики. Мозаика с аллегорическими композициями «Исцеление», «Спасение», «Рождение» и «Надежда» расположена по всему периметру здания. Каждое мозаичное полотно размером 12×44 м². Общая площадь более 2 тысяч квадратных метров. Это мозаичное панно является самым большим в Европе. Панно с общим названием «Исцеление человека» было создано двумя художниками Леонидом Григорьевичем Полищуком и Светланой Ивановной Щербининой. Смелое концептуальное решение авторов разместить рисунки по углам, подчёркивая хрупкость и нестабильность пограничных состояний человека.
Панно «Исцеление человека» присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения.
Тот редкий случай, когда я пожалела, что сейчас не поздняя осень и буйная листва загораживает картины на стенах. Что же, будет повод вернуться и сфотографировать панно в безлиственную пору.
Синтез архитектуры и монументально-декоративного искусства массово стал использоваться в отечественной архитектуре начиная с 60-х годов ХХ столетия. Монументальные мозаики советского периода достойны отдельного исследования. Они производят сильное художественное впечатление и выглядят как памятники великой и уже ушедшей цивилизации.
Москва глазами инженера
Стоит отметить, что моё знакомство с замечательной библиотекой Второго меда состоялось во время экскурсии по юго-западному району Москвы, которую проводил Айрат Багаутдинов. Айрат – историк инженерии, автор образовательного проекта «Москва глазами инженера», победитель Конкурса инноваций в образовании.
Я была заочно знакома с Айратом по его лекциям в интернете. В 2016 прошла обучение на его онлайн-курсе “Инженерно-технические прорывы в строительстве” на платформе дистанционного обучения “Универсариум”.
Отношение к архитектуре автора проекта «Москва глазами инженера» не эмоционально-оценочное на уровне «Как это прекрасно. Или ужасно». А действительно рационально-инженерное. После его пояснений даже столь нелюбимые многими современные строения перестают быть просто бетонными коробками. Проясняется их тектоническое строение и раскрывается геометрический ритм брутальной эстетики. Айрат Багаутдинов объясняет устройство зданий и характерные черты архитектурных стилей в контексте их функционального назначения и возможностей строительных технологий соответствующей исторической эпохи. Похоже на расшифровку текста на поначалу непонятном языке. Или складывание пазлов, когда разрозненные элементы собираются в целое. На экскурсиях Айрата понимаешь, что каждая улица города – это музей под открытым небом. Этот музей может подарить множество открытий, если рассматривать его экспонаты внимательно, вдумчиво, с пониманием логики их создателей.
Как сделать текстуру для sketchup
цвета, окраски или иллюзии рельефа. Главная задача, которую решает текстурирование
текстуру деревянных досок, то куб будет восприниматься как реальный деревянный ящик.
Для того, чтобы назначить материал однородного цвета необходимо выбрать инструмент Paint
Bucket (Заливка). После выбора инструмент, курсор превращается в “ведерко” и одновременно
открывается окно Materials (Материалы), в котором необходимо выбрать нужный цвет. После
выбора цвета, щелчок на поверхности модели будет окрашивать ее в выбранный цвет.
Если после окраски модели необходимо поменять цвет, то нет необходимости повторять все
эти действия. Достаточно на выбранной поверхности вызвать окно с Info Entity (Данные
откроется окно выбора цвета Choose Paint (Выберите краску).
Растровые текстуры в качестве материала «отделки» поверхностей могут быть помещены в
модель несколькими способами, каждый из которых имеет свои особенности применения и
Первый способ заключается в том, что через Менеджер материалов (Materials) меняем
назначенный ранее цвет в Редакторе материалов (Edit Material) опцией Использовать
текстуру (Use Texture Image) на текстуру, указав путь к ней. Здесь же можно изменить
размер (пропорции) текстуры и тонировать ее в другой оттенок.
Вторым способом можно создать собственную текстуру из файла с заранее подготовленным
растровым изображением с помощью команды главного меню File>Import. Здесь есть
– при включенной опции Использовать как текстуру (Use as texture) – изображение, после
его появления в модели, надо растянуть по нужной поверхности, первым кликом
«зацепившись» за одно из ребер, вторым – за противоположное. При этом текстура «зальет»
всю поверхность, независимо от пропорций картинки самой текстуры. Есть еще варианты
помещения текстуры в модель: двойным кликом – в исходных размерах и пропорциях; в два
раздельных клика – первым показываем один угол, вторым – противоположный, по ходу
изменяя размеры пропорционально или с нажатым Shift – непропорционально;
– при включенной опции Использовать как изображение (Use as Image), или аналогично,
простым перетаскиваем изображение из Проводника – помещается в модель в виде плоского
Видео YouTube
Что и как в SketchUp
9 базовых, но неочевидных функций
Иоанн Диков, Настя Овсянникова
Время чтения: 10 мин
Одни думают, что SketchUp — это слишком просто, других пугает, что для эффективной работы в программе нужно устанавливать дополнительные расширения. Но простое — часто гениально: несмотря на огромное число всевозможных плагинов, SketchUp и без них умеет очень много.
Вместе с Иоаном Диковым, преподавателем курса «SketchUp. Быстрое моделирование», рассказываем о 9-ти простых и полезных функциях SketchUp, о которых, как правило, не знают новички — и о которых часто забывают профи.
Быстрое выделение
В зависимости от количества кликов по левой кнопке мыши один и тот же инструмент «Выделение» (Select) работает по-разному:
a. выбрать поверхность или ребро — один клик;
b. выбрать поверхность вместе с прилегающими рёбрами — двойной клик;
c. выбрать объект целиком — тройной клик.
Перемещение по осям
В SketchUp есть много преднастроенных привязок: к вершинам, линиям и плоскостям. А есть и такие, которыми можно управлять с клавиатуры — например, во время перемещения или копирования объекта:
a. переместить объект строго вверх (по синей оси Z) — с зажатой на клавиатуре стрелкой «вверх»;
b. переместить вправо или влево (по красной оси Y) — с зажатой стрелкой «вправо»;
c. переместить назад или вперёд (по зелёной оси X) — с зажатой стрелкой «влево»;
Точное перемещение и поворот
При перемещении, повороте и копировании объектов в SketchUp можно задать точную дистанцию или угол — для этого нужно ввести значение в окне Measurements, расположенном в нижней панели интерфейса:
→ выбрать инструмент «Перемещение или копирование» (Move/Copy) или «Поворот» (Rotate) → начать выполнять действие (при копировании зажать клавишу Ctrl) → ввести с клавиатуры дистанцию или градус поворота → нажать Enter, чтобы завершить действие.
Указать точную дистанцию или угол поворота можно с клавиатуры прямо во время выполнения операции, не устанавливая курсор в окно Measurements.
Множественное копирование
Массив в SketchUp — это набор одинаковых объектов в модели (объектов с одинаковыми параметрами). Массив может быть линейным (копии объекта распределяются по прямой линии) и круговым (объект копируется с поворотом).
a. Чтобы создать сразу несколько копий объекта и расположить их на равном расстоянии друг от друга, нужно:
→ скопировать объект один раз на нужное расстояние → ввести с клавиатуры «х» (или «*») и прописать точное количество объектов, например: «х5» (или «*5») → нажать Enter, чтобы завершить действие.
b. Чтобы скопировать объект несколько раз и расположить копии в рамках точно заданного расстояния, нужно:
→ скопировать объект один раз, указав в окне Measurements точную дистанцию; → ввести с клавиатуры «/» и прописать точное количество объектов → нажать Enter, чтобы завершить действие.
Работа с компонентами
Компоненты в SketchUp — это созависимые копии одного объекта или группы объектов: при изменении содержимого в одном из компонентов изменения отобразятся и в других.
Если все повторяющиеся элементы модели создавать как компоненты, можно значительно облегчить вес файла SketchUp и избежать рутинной работы по редактированию и копированию одинаковых объектов. Для этого нужно:
→ создать объект → кликнуть правой кнопкой мыши → выбрать опцию «Создать компонент» (Make Component).
Компоненты можно также:
a. Редактировать «снаружи», независимо от других копий — например, масштабирование (Scale), вращение (Rotate) или перемещение (Move), не повлияет на другие копии.
b. Отсоединять от общего семейства и редактировать «внутри» независимо от других копий — для этого:
→ выбрать компонент → кликнуть правой кнопкой мыши → выбрать опцию «Сделать уникальным» (Make Unique).
Повторное выдавливание и оффсет
При выдавливании (или экструдировании) поверхностей инструмент Push/Pull запоминает значение, которое использовалось для предыдущего действия.
Чтобы выдавить несколько плоскостей на одинаковое расстояние, нужно:
→ выдавить первую поверхность, указав нужную дистанцию с клавиатуры → навести курсор на следующую плоскость → кликнуть 2 раза левой кнопкой мыши.
То же самое применимо к инструментум Offset.
Точное масштабирование
При масштабировании объектов в SketchUp можно вручную задать пропорцию увеличения или уменьшения или указать точное значение нового размера — для этого необходимо ввести значение в окне Measurements, расположенном в нижней панели интерфейса:
a. Чтобы изменить размер объекта в точное число раз, нужно:
→ выбрать объект и начать и масштабирование → ввести с клавиатуры нужную пропорцию (например «0,7» или «1,3») → нажать Enter, чтобы завершить действие.
b. Чтобы приравнять размер объекта или какой-либо из его сторон к конкретному числу, нужно:
→ выбрать объект → выбрать инструмент «Масштабирование» (Scale) → выбрать бегунок c той стороны, которую необходимо увеличить/уменьшить → ввести с клавиатуры новое значение и единицы измерения
c. Чтобы изменить размер всех объектов в группе в соответствии с известным новым размером одного из объектов, нужно:
→ зайти в группу и выбрать объект → выбрать инструмент «Рулетка» (Tape Measure Tool) → измерить одну из сторон объекта в группе → ввести новое значение длины в окне Measurements → нажать Enter → в диалоговом окне выбрать «да» (Yes).
Переопределение осей в группе
Иногда оси отдельных групп или компонентов в модели отличаются от осей рабочего пространства SketchUp. Так бывает, например, если сгруппировать обьект после поворота — или при работе со скаченными компонентами. Несоответствие осей объекта и рабочего пространства программы мешает корректно масштабировать объекты и пользоваться привязками к осям внутри групп.
Чтобы переопределить систему координат внутри группы, нужно:
→ зайти в группу → выбрать инструмент «Оси» (Axes) → подвести курсор к одной из вершин любого из объектов → «примагнитить» новые оси к граням с нужным направлением.
После переопределения осей можно корректно масштабировать и изменять объекты без привязки к основной системе координат SketchUp.
Создание дуг и окружностей
При черчении арок и окружностей в SketchUp можно контролировать плавность дуги — для этого нужно задать точное число сегментов в окне Measurements, расположенном в нижней панели интерфейса:
→ выбрать инструмент «Арка» (Arc) или «Круг» (Circle) → ввести с клавиатуры число сегментов → приступить к созданию дуги или окружности.
ARCHIBALL
Блог архитектора
Skatter for SketchUp. Обзор и инструкция к плагину
Это перевод статьи или скорее даже небольшого пособия к плагину Skatter для SketchUp. Многие проектировщики заметили, что SketchUp очень активно занимает новые позиции и на то есть причины: лёгкость освоения, наглядность, нетребовательность к ресурсам, нереально большая база объектов на онлайн складе 3D Warehouse, большое количество плагинов, как платных, так и бесплатных, куча форумов, таких как Sketchucation, и мой любимый русскоязычный форум Stroyka, ряд прикладных программ-дополнений в связке с основной программой и многое другое. В общем, SketchUp очень популярный продукт, который отличается качеством и развитием.
Цель статьи ознакомить вас с плагином Scatter, который позволяет быстро и без потери ресурсов сделать качественную и реалистичную растительность, и не только.
Специально для тестирования плагина Skatter, который является совершенно новым расширением для SketchUp, я построю сцену с лугом. Skatter представляет собой мощный инструмент, который позволяет рассеивать составные объекты в виде массива, или наносить на поверхность и плоскости объекта. Это очень облегчает работу с 3D растительностью, такими как трава, деревья, кусты и т.д. Я думаю, что многие пользователи SketchUp согласятся со мной, что растительность всегда была серьезной проблемой, особенно в части визуализации в sketchUp. Были предыдущие попытки сделать подобные плагины, и эти плагины, пусть и грубо, но делали свою работу, но с некоторыми ограничениями. Следовательно, многим приходилось дополнительно использовать другие программы, такие как Photoshop для пост-обработки, например.
Тем не менее, я думаю, многие из нас любят SketchUp. В моем случае программа всегда под рукой, т.к. я могу выполнить в ней работу в очень короткое время. Именно поэтому я и выбрал для себя SketchUp. Это быстрый, интуитивно понятный, гибкий и простой в использовании продукт. Благодаря множеству профессиональных разработчиков в SketchUp, появляется все больше и больше возможностей для проектирования, и с каждым новым обновлением и появлением нового расширения, разрыв между SketchUp и другими более “сложными” и продвинутыми 3D программами, сужается.
Это было небольшое отступление, продолжу более подробнее о сцене “луг” и том, как я использовал Skatter для SketchUp, одним из основных инструментов.
Финальный луг – трава крупным планом
Эта сцена была создана для того чтобы испытать возможности плагина. Поэтому я выбрал для работы ландшафт без зданий, что я обычно не делаю. Мне нравится идея, что я контролирую все в моем рабочем процессе, поэтому я решил сделать все с нуля, вплоть до каждой травинки.
Я искал в интернете примеры изображений, чтобы понять, каким образом распределена натуральная трава и как она выглядит. Я также нашел некоторые ландшафтные образы для вдохновения и представления будущего проекта.
Создаём 3D траву
Прежде чем я продолжу, я должен уточнить, что работа была бы менее легкой, если бы не другие отличные плагины для SketchUp. Чтобы сделать стебли и листья травы, я использовал Fredo Scale и Fredo ThruPaint. Fredo Scale позволяет крутить и сгибать геометрию объектов, а Fredo ThruPaint отличный инструмент для UV-наложения текстур на сложную геометрию без каких-либо искажений.
Сначала использую Fredo Scale, чтобы согнуть компоненты стеблей травы в разных направлениях. Затем я использовал Fredo ThruPaint, чтобы наложить текстуру травы. Я сделал одну текстуру травы в разных оттенках зеленого, и наложил на каждой листок. Затем я перешел на наложение текстуры, чтобы скомбинировать зеленые оттенки. Таким образом, у меня был только один материал для управления в V-Ray, который я думаю, является преимуществом при работе со сложными сценами.
Fredo Scale в действии, сгибаем компоненты стеблей травы в разных направлениях
Fredo ThruPaint в действии, накладываю текстуру травы
Базовая текстура травы с оттенками зелёного
Я сделал цветы точно таким же образом. Где все элементы травы в одной текстуре, также использую Fredo ThruPaint, чтобы переместить позицию по отношению к геометрии.
Fredo Scale и Fredo ThruPaint в действии
Цветок Ромашка. Все элементы в одной текстуре
Цветок Одуванчик. Все элементы в одной текстуре
(!) Хочу уточнить, что это готовые текстуры, вы можете без проблем сохранить их прямо отсюда для своих сцен.
Теперь мне нужно создать связку получившихся элементов травы, которые в дальнейшем будут основным заполнением.
Теперь используем сам плагин Skatter для SketchUp. Я сделал простую форму шестиугольника, и выбрал четыре из моих ранее сделанных травяных компонентов, чтобы рассредоточить их или проще сказать “рассеять”. Я использовал разные настройки для пучков травы, но по большей части, я использовал форму, как мой метод распределения и поддержку случайного преобразования объекта. Skatter предлагает бесконечные возможности для управления вашего распределения объектов, в моём случае эти простые настройки дали хороший результат.
Плагин Scatter в действии. Рассеиваем траву на заданную форму
Играя параметрами, я в конечном итоге получил низкорослую мелкую траву и подобие тростниковой травы.
Вариации травы с помощью Scatter
Используем V-RAY
Далее всё просто, при знании визуализатора V-RAY для SketchUp. Я использовал слой Reflection (отражение) и 2-sided Material (2-х сторонний материал), которые нужны для эффекта полупрозрачности. Для листьев цветка, я использовал Transparency Map (карта прозрачности) и Bump Map (карта выдавливания). Правда Bump Map в итоге был лишним.
Получившиеся готовые элементы для дальнейшего использования
Моделирование рельефа
Моделирование рельефа в основном делалось с помощью плагина Artisan для SketchUp – еще один замечательный плагин. Если честно, то стандартный инструмент Sandbox (песочница), вероятнее всего, может сделать то же самое, но Artisan предоставляет несколько удобных дополнительных функций, которые позволяют получить желаемый результат значительно быстрее и проще. Об этом чуть позже.
Я начал с простого создания рельефа с помощью Sandbox. Затем я использовал инструмент Artisan для формирования формы рельефа.
Результат плагина Artisan for SketchUp. Инструмент Sculpt Brush
Когда получился удовлетворительный результат, я использовал инструмент Fredo ThruPaint для наложения текстуры земли без искажений на рельеф. Далее опять используем плагин Artisan, инструмент Paint Brush (кисть), который позволяет рисовать новую текстуру поверх существующей текстуры земли, просто кликая и перетаскивая по траектории, практически рисуя текстурой. Я нарисовал дно озера, используя такой метод. Напоминаю, что всё получается без каких-либо искажений текстуры.
Результат плагина Artisan for SketchUp. Инструмент Paint Brush
Далее готовлю поверхность для работы плагином Skatter, используя Artisan инструмент Select Brush. Щелкая правой кнопкой мыши и перетаскивая кистью, я выбираю определенные области, места где проходит дорога, где мне нужно больше контроля с настройками распределения. Я сгруппировал территории, и разместил свои камеры в сцене.
Теперь, всё готово для работы плагином Skatter.
Artisan Select Brush в действии
Ниже кадр с выставленной камерой, надо которой и будем работать.
Выставленный кадр камеры
Используем Skatter на 3D модели рельефа
Теперь начинается самое интересное, а именно использование Skatter на нескольких больших площадях.
Я импортировал сделанную мной траву в сцену, и сделал из них простые V-Ray прокси. Cначала разбросал траву по дороге. Цель была сделать дорогу которая смотрелась бы как старая, редко используемая, с взросшей травой по бокам и посреди колеи, что-то вроде российской просёлочной “грунтовки”. Поскольку я заранее сгруппировал дорожные участки, это помогло гораздо легче контролировать параметры разброса, чтобы получить нужный вид. В этой ситуации необходимо было использовать некоторые другие функции Skatter.
Так как я работаю с наклонным рельефом, мне нужно, чтобы мои разбросанные предметы точно повторяли поверхность. Я сделал это с помощью указывающего вверх слайд-бара, который был установлен в нормальное направление. Я также использовал Scale ослабевание в разделе Area, чтобы сделать размытый переход к дороге. Так как я работал с прокси, а не видимыми компонентами, я включил функцию “Render Only” и это позволило мне контролировать будущее редактирование в слоях визуализации.
Для дороги использовал шесть слоев: по одному один на каждый пучок травы, по одному для цветов и один слой для камней. Некоторые камни разбросал вручную, которые вместе с текстурой рельефа создали определённый реализм сцене.
Skatter for SketchUp. Настройки для дороги
Skatter for SketchUp. Распределяю по слоям
Ниже первая проба визуализации растительности вдоль дороги.
Первая визуализация растительности вдоль дороги
Остальная часть растений была сделана таким же образом, но так как большая часть оставшейся растительности была далеко от положения камеры, я использовал функцию Exclude камеры, отвечающая за отключение видимости той части сцены, которая не попадает в камеру, и Distance clipping обрезающая ту часть сцены, которая находится на большом расстоянии от камеры.
Scatter for SketchUp. Работа над видимой частью сцены
В конце, я поместил несколько деревьев, и сделал материал воды для озера. Я решил не тратить много времени на настройки света, так как у меня не было времени для этого. Поэтому я использовал старые добрые V-Ray Sun и Sky. Так же использовал HDRI в отражении воды. Настройки V-Ray выставил в среднем качестве для экстерьеров.
Изображение ниже является финальной визуализацией без пост-обработки.
Финальная визуализация сцены без пост-обработки
Та же сцена в режиме Override Material (белая сцена).
Override Material (белая сцена)
Пост-обработка
Я потратил менее часа на пост-обработку. Уже были найдены фоновые изображения и деревья, отрегулировал свет, контрастность и цветовой баланс.
Пост-обработка финальной визуализации
Я надеюсь, что вы получили информацию из этого краткого учебного пособия. Имейте в виду, что это лишь малая часть функций Skatter для Sketchup.
В этом уроке я создал модель рельефа местности, компоненты (травы, цветы и т.д.). В магазине Ronen Bekerman’s ArchVIZ Shop представленные модели можно скачать бесплатно, качайте и экспериментируйте в ваших проектах. Прямая ссылка на страницу скачивания: Grab “The Meadow” Pack Now!
Ниже эксперименты на тему.
Эксперимент с полем на тему Skatter for SketchUp
Эксперимент с факелами на тему Skatter for SketchUp
На этом всё! Надеюсь вам понравилось. Если у вас остались вопросы с радость отвечу на них.