Как сделать телефонную станцию
Своя собственная, домашняя АТС
Что такое SIP наверное уже многие знают. На самом деле это просто протокол установления сессий для устройств связи, все просто — ты спрашиваешь сервер на наличие вызываемого абонента, сервер отвечает, что он есть-нет, жив-оффлайн, и пр., сервер тебе отвечает — есть, находится там-то, спрашивает обоих абонентов на установление связи (ACK), после чего ты успешно разговариваешь с другом. Протокол достаточно простой, очень похож и по кодам и по организации на HTTP.
В этой статье пойдет речь не о протоколе. Речь пойдет о том, как создать свою собственную АТС, рационально организовать внешние и внутренние звонки.
Итак: для начала рассмотрим несколько вариантов «готовых решений» для организации своей собственной АТС.
Вариант 1: Коммерческий продукт CommunigatePro. Почему под номером 1? Да потому, что есть реализации под все основные платформы, есть внятный веб-интерфейс администратора и куча сопутствующийх сервисов, e.t. почта, IM и прочее. Стоит денег, но для формального сервиса может спокойно работать как персональный сервис без ограничения функциональности.
Вариант 2: Астериск. asterisk.org. И огромная куча клонов, сборок, форков: TrixBox ( trixbox.org ), Elastix ( www.elastix.org ), Yate2 ( voip.null.ro ), FreePBX ( www.freepbx.org )… перечислять клоны и моды Астериска можно долго. В чем плюс — проект развивается, есть много дополнений — веб-интерфейсов, интеграций с базами данных. Минус — у Астериска не очень простой синтаксис конфигурационных файлов. Поэтому новичкам не рекомендую.
Вариант 3: Другое программное обеспечение, о котором я не знаю. 🙂 На самом деле есть огромное количество серверных решений с внятными интерфейсами администратора, клиента, биллингом и пр.
Итак. Понятно, что мы будем говорить о CommunigatePro ( www.stalker.com/communigatepro ). Кстати для него есть русская документация, ссылок много, например тут: relay.bhost.ru/guide/russian
Установка сервера достаточно проста и для разных реализаций linux и для windows. Сервер использует 2 основные папки — папку сервиса и папку данных, где хранятся учетные записи доменов, настройки, шаблоны веб-скинов и голосовые сообщения.
Вся установка на любой платформе сводится к запуску установщика, указанию папок. Процесс минимален, поэтому рассматривать мы процесс установки не будем. Если у кого-то возникнут проблемы — отвечу в комментах.
В любом Linux, коммунигейт распологается в папках /opt/CommuniGate и /var/CommuniGate.
Сервис установлен. Что дальше?
Порт по-умолчанию веб-админки: 8010. Заходим в сервис администрирования любым браузером 127.0.0.1:8010 если сервер установлен на том же компьютере, если Вы ставили сервис на удаленном компьютере, заменяет 127.0.0.1 на адрес удаленного сервера). При первом входе, сервер попросит Вас ввести пароль для управления сервером. Там же Вы можете указать язык системы по-умолчанию. Пользователь по-умолчанию — postmaster.
Все, мы в админке. Для развертывания SIP сервиса достаточно 3х шагов:
1. Через Веб Интерфейс Администратора откройте в области Установки страницу Общее: укажите домен или вместо домена используйте Ваш ИП адрес. Все почтовые адреса в этом домене будут трактоваться как локальные, и (в простейшем случае) почта будет храниться в локальных папках пользователя. Первоначально это поле содержит имя компьютера сервера, которое CommuniGate Pro берёт из ОС. Если это имя выглядит как host12345hh.company.com, то вы должны изменить его на имя домена, которое должен обслуживать Сервер.
2. Домен создан. Теперь нам надо настроить клиентов и их тефонные номера. В коммунигейте это достаточно просто. В дефолтном домене лезем в обьекты домена, добавляем пользователя ( например ivan ). После нажатия кнопы Создать, нас кидает на форму настроек пользователя, обязательно вводим пароль для пользователя и дезем в самый низ странички натроек — там, внизу справа самое главное — текстовое поле с названием «Телефонный номер». Ну как самый первопроходец ставим 1001).
Это самое главное для локальной АТС. Помоему все просто. Теперь надо создать еще пару-тройку аккаунтов и попробовать поговорить внутри сети.
Повторяя действия п.2 добавим пользователей Vasya и Jenya присвоив им номера 1002 и 1003 соответственно.
Теперь стадия выбора: чем будем говорить?
1. Есть программные телефоны. Список можно посмотреть тут: en.wikipedia.org/wiki/List_of_SIP_software
Мне лично нравится en.wikipedia.org/wiki/SIP_Communicator
2. Есть аппаратные решения. Я использую железяку от WellTech LP-388. Есть множество других аналогов.
3. SIP адаптер. выполнен в виде коробочки с эзернетом и простой тефонной RJ-11 дыркой. Не популярен в частных целях.
Итак, поставили софт ( для отладки можно 2 сипфона поставить на одном компьютере), указали разные учетные записи, НАБИРАЕМ!
Звонок пошел! Наслаждаемся тем, что все работает. Причем если набрать с любого из клиентов 200 начинает с нами разговаривать Авто-аттендант — это авто-информатор системы. Пока он говорит по английски, позже мы его научим общаться на родном, русском).
Теперь самый главный этап. Внешний мир!)
3. Для того, чтобы наша внутренняя АТС могла не только связывать нас друг меж другом, нам нужно заиметь внешний SIP шлюз.
Таковых много. Рассмотрим пару самых популярных. Сервис, который на слуху — сипнет ( sipnet.ru ). Регаемся. После регистрации сервис нам выдаст номер внутреннего абонента типа 0023413643 — это номер внутреннего абонента системы. Не знаю как сейчас, но во времена раскрутки сипнет давал при регистрации на счет сразу небольшой бонус — рублей 100. Этого достаточно, чтобы наладить внешнюю связь для нашего сервера.
Что нам надо, чтобы выбросить сервер во вне?
— адрес сипнета — sipnet.ru
— наш логин и пароль аккаунта, который мы зарегистрировали
Движемся дальше: залезаем в панели администратора нашего коммунигейта в Настройки — Real Time — SIP — Шлюзы.
Видим пустуюформу с полями: Имя Шлюза, Домен, Имя пользователя, AUTH-Имя, Пароль — это в левой колонке, справа — Звонки: (Аутентификация, Проксировать), Заменять, Поле контакт и Регистрироваться раз в…
Что пишем: Имя шлюза — это имя личное для Вас, можете назвать хоть tel1, это имя будет нами использоваться позже при настройке роутинга звонков.
Главное указать: Домен: sipnet.ru — куда роутим, Имя пользователля: Ваш ID в системе формата 0023413643 и Пароль.
Конкретно для сипнета надо поставить Аутентификацию в Auth ( в разных системых по-разному ) и установить Регистрироваться раз в… 30 минут. Это их рекомендации.
Поле Проксировать используется для того, чтобы Ваши сервера с НЕРЕАЛЬНЫМИ ИП работали с сигналами и медиа. Если у Вас ип внутренний, советую поставить тип проксирования медиа.
Это настройка прохождения звонков внутри вашей системы.
На самом деле в установке по-умолчанию, надо поправить только 1 цифирьку — ту, где у вас local звонки. По-умолчанию, там стоит 7d — если Вы планируете использовать нумерацию типа 1001 1002 — поменяйте на 4d, если как у меня 005-364536 — ну или по аналогии — если без префиксов.
Теперь самое приятное: настраиваем ГОРОД.
Всего одна строка после всего, что там есть (добавляем):
N:S: =+7495*@tel1.sipgw; это наш внешний мир! tel1 — это то, как Вы обозвали шлюз (см. выше)
Просто сохраняем ( Модифицировать ) и набираем со своего софт-фона свой-же домашний номер.
Поздравляю! Вы настроили свою собственную АТС, где Вы можете раздавать друзьям внутренние номера, общаться по сети, как программными клиентами, так и аппаратными решениями циски, велтеча и пр. Ко всему прочему, этот сервер еще поддерживает ИМ, почту, веб, но об этом позже.
И небольшой Пы-Сы — если в Шлюзах забить второй шлюз, назвав его, например tel2, совершенно спокойно можно Роутинг сделать так:
N:S: =+7495*@tel1.sipgw
N:S: =+7*@tel2.sipgw
Это будет работать так: все городские звонки формата 9463746 пойдут на шлюз провайдера tel1, а все сотовые формата 89267485746 через второго провайдера tel2. Это очень выгодно, если один провайдер предоставляет Москву как бонус бесплатно, а у второго цены на сотовые намного ниже первого.
Что такое VoIP-телефония и как настроить ее в офисе
VoIP-телефония — технология, совершившая революцию в связи, поскольку она позволила передавать голосовые сообщения через интернет-протоколы. Ее название так и расшифровывается: «Voice over Internet Protoсol» — «голос через интернет-протокол». В общем случае под VoIP подразумеваются все способы передачи голоса по IP-каналам, в том числе и такие не относящиеся к телефонии вещи, как срабатывание оповещений или работа наблюдательных систем. Но сейчас речь пойдет о конкретном применении этой технологии, с которой сталкивается большинство из нас — IP-телефонии.
Что такое IP-телефония и зачем она нужна
IP-телефония — телефонная связь, осуществляемая не через обычные линии проводной связи, а через сети передачи данных с помощью специально разработанных для этой цели протоколов. Активное развитие этого вида связи началось с 1999 года после появления SIP-протокола, оказавшегося достаточно удобным и простым для реализации и использования. За счет низкой стоимости звонка, простоты настройки и высокого качества связи IP-телефония вытесняет традиционные проводные телефонные сети. С помощью IP-телефонии можно звонить не только на устройства, подключенные к сети, но и на обычные стационарные и мобильные телефоны. Для этого используются специальные шлюзы, размещенные по всему миру.
При выполнении звонка через систему IP-телефонии голос преобразуется в пакет данных с помощью специального кодека. Данные пересылаются через IP-сети, то есть, через Интернет, к получателю, где декодируются в голосовой сигнал. В отличие от обычной телефонной сети, пользователь с присвоенным ему определенным номером может находиться где угодно, лишь бы в месте, где он сейчас оказался, имелся Интернет и оборудование для звонков. Причем в качестве такого оборудования достаточно ноутбука и даже смартфона.
Отсюда вытекает важное преимущество VoIP. В традиционной телефонии стоимость связи увеличивается с расстоянием между абонентами. В IP-телефонии нет никакой разницы, в какой точке мира находятся адреса, между которыми надо передать пакеты данных, лишь бы они были доступны: зашли на сервер IP-телефонии под своим логином и паролем и разговаривайте столько, сколько нужно, независимо от того, где сейчас находитесь. Это дает еще одно важное преимущество — междугородние и международные звонки становятся значительно дешевле.
Корпоративные пользователи IP-телефонии при ее использовании получают ряд дополнительных преимуществ:
Разумеется, для того, чтобы использовать IP-телефонию, потребуется подключение к Интернету и наличие специализированного оборудования. В качестве такого оборудования может выступать IP-телефон, приложение-софтфон на компьютере/мобильном устройстве или обычный телефон в связке с IP-шлюзом.
Какое оборудование требуется для IP-телефонии
Для связи с абонентами с помощью IP-телефонии можно использовать следующие варианты:
Выбор конкретной конфигурации оборудования для IP-телефонии зависит от бюджета и решаемых задач. К примеру, если работа связана с разъездами, предпочтительно использовать мобильные телефоны. Для организации колл-центров в условиях ограниченного бюджета используют софтфоны, установленные на десктопы. В тех случаях, когда нужна стабильная, качественная и удобная связь, лучше выбрать IP-телефон с проводной или радиотрубкой или подключить обычный аналоговый телефон через VoIP-шлюз.
Примеры подключения и настройки IP-телефонии
Для того, чтобы организовать связь, необходимо продумать некоторые моменты. Во-первых, тип устройства, с которого будет осуществляться звонок, и количество сотрудников, которых планируется подключить к VoIP: важно, будут ли это компьютеры с гарнитурами, телефоны или мобильные устройства, будет ли использована виртуальная АТС. От сочетания этих факторов зависит способ и стоимость подключения. Может возникнуть необходимость докупить дополнительное оборудование: роутеры, свичи, розетки, кабели, VoIP-шлюзы. Также следует определиться с провайдером и выбрать тариф обслуживания.
Теперь переходим непосредственно к настройке. VoIP-шлюзу прописываем IP-адрес и маршрутизацию. Шлюз подключаем к АТС. IP-телефоны также подключаются к АТС, затем настраиваются адрес сервера, порты, логин и пароль. Это можно сделать через меню телефона, следуя инструкции производителя, либо через веб-интерфейс.
Во втором случае нужно вбить IP-адрес телефона в браузер, ввести логин и пароль, установленные по умолчанию, и после входа в аккаунт задать необходимые настройки. Аналоговые телефоны, как правило, подключаются к настроенному VoIP-шлюзу через телефонный разъем RJ-11.
Для того, чтобы подключиться к системе IP-телефонии и оценить ее возможности, не обязательно иметь под рукой аппаратный IP-телефон. Можно использовать один из софтфонов или онлайн-сервисов. Виртуальные АТС для IP-телефонии предоставляют крупные интернет-провайдеры и мобильные операторы — «Ростелеком», «Мегафон», «МТС», «Билайн». Все операторы предлагают такие полезные сервисы, как переключение звонков, внутренняя связь, распределение приоритетов, запись звонков, подключение к сервисам аналитики и CRM.
Настройка подключения к поставщикам услуг IP-телефонии, в целом, схожа у всех операторов. Для подключения необходимо прописать в IP-телефонах, VoIP-шлюзах и софтфонах адреса серверов и ваши идентификационные номера в сети в соответствии с инструкциями конкретного поставщика услуг. После подключения можно начинать звонить клиентам, коллегам, партнерам и заказчикам.
Для примера разберем подключение к IP-телефонии на основе облачного сервиса «Zadarma». Он позволяет выполнять звонки через браузер или приложение.
Для использования «Zadarma» сначала надо пройти регистрацию и подтвердить свой телефонный номер. Далее положить на счет деньги или воспользоваться бесплатно: после регистрации на счету появится 20 рублей (хватит примерно на 10 минут разговоров с мобильного телефона, разговоры внутри сети IP-телефонии бесплатны).
Для того, чтобы вам также смогли позвонить, нужно положить деньги на счет и выбрать себе виртуальный номер. Номер может быть российский, причем любого региона, или заграничный.
При необходимости можно подключить виртуальную АТС и организовать работу через нее. При настройке задается количество сотрудников, запись разговоров, режим поступления входящих звонков — сразу на сотрудников или на голосовое меню.
В дальнейшем к виртуальной АТС можно подключить свое оборудование или софтфон и CRM-систему. Например, для подключения популярного бесплатного приложения PhonerLite, позволяющего осуществлять звонки и вести их статистику с компьютера или ноутбука, нужно в мастере настройки задать адрес сервера:
Затем ввести свой адрес и пароль виртуальной АТС:
После чего можно приступать к звонкам.
Для других виртуальных АТС, например, от «Мегафона» или МТС, механизм настройки аналогичен, отличаются только адреса серверов. Кроме того, можно использовать и другие софтфоны, например, X-Lite, MicroSIP и прочие.
Существуют и софтфоны для подключения к IP-телефонии с мобильников. При использовании приложения того же Zadarma с виртуальной АТС нужно только ввести свой логин и пароль и определить, хотите ли вы предоставить приложению доступ к списку своих контактов.
Если применяется сервис сторонних разработчиков, например, SipDroid, то потребуется указать адрес сервера.
Подключение аппаратных IP-телефонов или IP-шлюзов зависит от конкретной модели телефона. На сайтах виртуальных АТС приводятся настройки для оборудования разных производителей.
Например, настройка VoIP-телефонов Grandstream для работы в Zadarma выполняется следующим образом. Необходимо зайти в веб-интерфейс телефона и прописать следующие параметры на вкладке PROFILE1.
И на вкладке HANDSETS.
Как видите, похоже на настройку софтфона. Только выполняется она для вашего аппаратного устройства.
Домашняя телефонная сеть из двух телефонов
Здравствуйте, уважаемые любители опытов и экспериментов своими руками!
Мы уже затрагивали тему телефонной связи на страницах блога о науке и технике своими руками. Тогда речь шла о телефоне из пластиковых стаканчиков. К сожалению, такой телефон очень хорошо демонстрирует некоторые законы акустики, но на практике может быть применим только в довольно идеальных условиях — нить телефона должна быть натянута и не должна касаться каких-либо препятствий. Да и длина нити ограничена. Другое дело обычный проводной телефон. В его применимости сомневаться не приходится. Несмотря на распространение мобильной связи, он еще не скоро будет вытеснен из квартир и офисов. О нем и поговорим, а заодно и построим свою собственную простейшую телефонную сеть, лишенную вышеуказанных недостатков.
Знаете ли вы, что телефонная связь берет свое официальное начало еще в 19 веке, и с тех пор принципиальная конструкция телефона практически не изменилась? Это действительно так. Конечно, в деталях телефон стал другим — в состав современного телефонного аппарата входят электронные компоненты, которых просто не существовало на момент изобретения. В телефонных сетях функционируют автоматические телефонные станции, осуществляющие коммутацию абонентов между собой. Появились различные телефонные сервисы. Однако назначение телефонного аппарата любой схемы остается неизменным с момента его изобретения Александром Беллом в 1876 году — преобразование звука в электрический сигнал и передача его по линии связи до нужного абонента и обратное преобразование в звуковой сигнал. И в этом классической телефонной связи нет равных.
Чтобы продемонстрировать это утверждение давайте сравним вышеупомянутый телефон из пластиковых стаканчиков с обычной телефонной сетью. О недостатках первого мы уже говорили — это небольшая дальность, отсутствие препятствий на пути линии связи, обеспечение натяжения нити. Кроме того, давайте оценим скорость распространения звука в первом и втором типе связи. Так, скорость распространения звуковой волны в железе составляет примерно 5000 метров в секунду. Даже если бы мы нашли способ устранить затухание звуковой волны, звук, скажем, из Москвы во Владивосток шел бы 30 минут! Не знаю как вам, а мне бы быстро надоел такой телефон — до Марса радиосигнал доходит быстрее! Другое дело скорость распространения электрического импульса — 300 000 километров в секунду. Лучшего посредника для передачи звука не найти. Нужно лишь только придумать способ преобразования звуковой волны в электрический сигнал и наоборот. И такой способ как раз и нашел Александр Белл.
В его телефонном аппарате звуковой сигнал преобразовывался в электрические импульсы, которые по проводам достигали противоположного аппарата и там преобразовывались обратно в звуковой сигнал. Все оказалось настолько же простым, насколько и гениальным! Конечно, в первой телефонной сети не было ни телефонных станций, ни номеронабирателей, ни других современных телефонных прелестей. Были только два телефонных аппарата, соединенных между собой электрическим проводом. Я вам предлагаю проверить возможность существования такой телефонной сети. Более того, такую телефонную связь вполне реально использовать на практике, например, чтобы телефонизировать домашнюю мастерскую. А если провести такой телефон к месту игры вашего ребенка, то он надолго останется ключевым звеном во многих играх.
Итак, нам понадобятся:
Что касается электрического провода — здесь можно себя не ограничивать — для ваших экспериментальных или домашних нужд можно использовать любую длину телефонного провода. Тип провода тоже может быть практически любой. Я в своих экспериментах использовал 30 метров витой пары.
Что же касается источника постоянного тока, то можно сказать следующее. В телефонной сети напряжение на линии в состоянии покоя (при положенной трубке) составляет 60 вольт. Но для наших экспериментов вполне будет достаточно напряжения от двух батареек типа «Крона». Можно воспользоваться и блоком питания на 12-20 вольт.
Берем патч-корд и разрезаем его напополам.
Концы зачищаем. Жилы патч-корда зачастую бывают очень тонкими, просто ножом зачищать их бывает неудобно. Можно их обжечь.
В случае использования батареек, соединяем их последовательно. Удобно воспользоваться клипсами-контактами, но можно обойтись и без них.
Включаем наш источник тока в цепь последовательно, то есть в разрыв одного из проводов.
Не забываем изолировать контакты.
Все, можно пользоваться! Единственный существенный недостаток такой схемы — это отсутствие возможности вызова абонента. Чтобы обеспечить такую возможность, нужно либо обеспечить подачу в линию переменного напряжения, как это делается в городских сетях, либо провести дополнительную линию для обеспечения звукового или светового вызова.
(51) Комментарий
Да, действительно, без применения дорогостоящих телефонных станций можно организовать несложную телефонную сеть для личных нужд. Эх, если бы я в детстве знал такой способ провести к другу телефон, я бы не лелеял, увы, несбыточную мечту приобрести в детском мире игрушечный, но вполне работоспособный комплект из двух телефонов! Ну ничего, зато сейчас, как говорится, оторвался 🙂
Как подключить три телефона?
С подключением трех телефонов все гораздо сложнее. При подключении двух телефонов всегда известно какой абонент кому будет звонить, поэтому не требуется обрабатывать телефонный номер — между абонентами существует постоянная связь. При наличии трех телефонов никогда нельзя предугадать кто кому позвонит. Поэтому требуется некоторое коммутирующее устройство, которое будет обрабатывать набираемый номер и соединять с нужным абонентом, т.е. телефонная станция.
а коммутироющее устройство можно сделать в домашних условиях? если да- пожалуйста, напишите как!
Для соединения трех проводных телефонов требуется телефонная станция. Если вам нужно организовать такую телефонную сеть для практического использования, рекомендую посмотреть в сторону беспроводных телефонов стандарта DECT с возможностью совершения вызовов между трубками.
Если вы под трансформатором понимаете блок питания, то да, можно подключать так же как и Крону. Если же речь идет именно о трансформаторе, то есть устройстве, которое понижает сетевое переменное напряжение до переменного 12 В, то кроме трансформатора вам еще понадобится выпрямитель, чтобы на выходе получить постоянное напряжение.
а если я его сделаю на дистанцию 2км что мне надо. какую мощность.
К сожалению, я не являюсь квалифицированным специалистом в области связи, поэтому точный ответ на ваш вопрос дать не могу. Но могу предположить, что все должно работать, т.к. в современных телефонных сетях абонентские телефоны свободно работают на удалении в несколько километров от телефонных станций. Единственное, возможно потребуется поднять напряжение (в городской телефонной сети напряжение при опущенной трубке составляет порядка 60 вольт). Но позвольте вопрос: неужели вы хотите проложить 2 километра кабеля, чтобы установить такую простейшую связь? Не лучше ли в такой ситуации воспользоваться более удачными средствами связи? В любом случае, не забывайте о технике безопасности при работе с электрическими сетями. В случае применения вами источников питания отличных от батареек помните о том, что токи в вашей телефонной сети должны быть безопасными.
я проложил кабеля 2км….
Гигантская работа проделана! Думаю, что 36 В будет лучше, но и на 24 В должно работать. Чтобы быть уверенным, попробуйте запитать вашу телефонную сеть от нескольких батареек типа «Крона». Исходя из полученных результатов и подбирайте источник питания. К тому же при таком расстоянии можно сделать вывод, что ваша телефонная сеть будет использоваться не как игрушка, а, значит, вам нужно побеспокоиться о том, как будет происходить вызов абонента. В городских телефонных сетях эту задачу берет на себя телефонная станция. В вашем же случае решение этой задачи ложится на вас. Организовать вызов абонента можно разными способами — погуглите и выберите наиболее удобный для вас. И будьте осторожны при работе с электричеством!
P.S. Сообщите о результатах вашего эксперимента. Я думаю, всем будет интересен ваш опыт!
Все работает!
36в. Пускал по обычных столбах.
Местами под землей))) (100-200м)
Вообщем все нормально)
Замечательно! Здорово, что у вас все получилось!