Как сделать термохолодильник своими руками
Пенополистирол. На сегодняшний день это один из самых эффективных утеплителей с огромным количеством плюсов и очень доступной ценой. Для поездок за продуктами в гипермаркет очень полезно иметь контейнер-термос, в котором можно безопасно перевозить замороженные продукты. Для изготовления такого ящика потребовалось 160 рублей и полчаса свободного времени.
Приступим к изготовлению!
5. А можно и доработать конструкцию, чтобы получить полноценный холодильник. Для этих целей мы будем использовать элемент Пельтье — термоэлектрический преобразователь, принцип действия которого основан на возникновении разности температур при протекании электрического тока. Именно такие элементы используют в серийных автомобильных холодильниках, а также автомобильных сиденьях с вентиляцией.
Итак, приступаем к сборке.
8. Теперь займемся интеграцией термоэлектрического преобразователя в новую крышку для контейнера. Для удобства размещения всей конструкции увеличим толщину крышки до 100 мм (2 листа пенополистирола). На этой фото хорошо видно прокладку по периметру между двумя радиаторами.
9. Художественная резка по пенополистиролу и обработка наждачной бумагой. Снова красим. После покраски внешняя оболочка пенополистирола становится прочнее.
10. Швы промазываем герметиком, оба вентилятора переворачиваем на выдув. Из потенциальных доработок — возможно стоит снизить скорость вентилятора на холодной стороне (сейчас оба вентилятора работают с максимальной скоростью).
11. Рядом на корпусе устанавливаем плату терморегулятора и фиксируем провод питания таким незатейливым способом. Сначала прижимаем пластиной с помощью саморезов, затем фиксируем герметиком.
12. Контейнер в сборе. Вес контейнера без крышки — 800 грамм, столько же весит крышка с термоэлектрическим преобразователем в сборе. Общие расходы — 1000 рублей и пара часов времени. Испытания с охлвжденными продуктами в багажнике автомобиля показали способность системы поддерживать температуру на дне (!) контейнера в пределах +5 градусов Цельсия, при температуре окружающей среды +29 градусов (да, в багажнике гораздо теплеее, даже при работе кондиционера) и потреблении тока — 3 Ампера. Мне кажется, это отличный результат.
Теплообменник позволяет устранить «узкое место» переноса тепла, общая эффективность повышается, и количество выделяемого паразитного тепла (а значит, и нагрузка на электросеть) оказывается в пределах разумного.
Всё это энтузиастами проходилось лет десять назад, когда стали доступны мощные пельтьешки. И ничего не выкроить: если отказаться от «холодного» контура — горячая лабуда оказывается на/в корпусе, и жрет эффективность термоизоляции. С теплообменником, развязанным последовательно-праллельными пельтьешками — понятно. Водянка — потому что иначе на большую площадь рассеивания 300-400 Вт (а выходит не меньше) никак иначе не перенести.
Автомобильный холодильник (на элементах Пельтье) своими руками
Здравствуйте, уважаемые читатели и самоделкины!
Настал сезон жаркой погоды, и при отдыхе на природе всегда хочется прохладных напитков. В этом немного помогает термо-сумка, позволяющая сохранить температуру продуктов, взятых из домашнего холодильника.
Однако большинство из Вас едет на природу на личном автомобиле, и часто приобретает продукты по пути.
В данной статье автор YouTube канала «ТЕХНАРЬ» расскажет Вам, как он сделал небольшой портативный холодильник с питанием от 12 В, который может подключаться к прикуривателю в автомобиле.
Этот проект относительно прост в изготовлении, и не требует сварочных работ.
Материалы.
— Термоэлектрические модули Пельтье TEC1-12706
— Цифровой термостат 12 В W1209
— Цифровой термостат 12 В W1209WK
— Теплопроводящий клей
— Термопаста
— Штекер (с предохранителем) для прикуривателя
— Радиаторы для компьютерных процессоров, вентиляторы
— Неодимовые магниты
— Белая светодиодная лента
— Самоклеящаяся пленка Oracal
— Листовой пенополистирол толщиной 20 мм
— Листовой алюминий, плита
— Ламинат, QSB плита, ДВП, цветное оргстекло
— Клей «жидкие гвозди», силиконовый герметик, аэрозольная краска
— Провода, припой, термоусадочная трубка, клемники, разъем питания, выключатель, уплотнительная резинка
— Наждачная бумага, саморезы по дереву, болт М10.
Процесс изготовления.
Итак, сердцем этого устройства послужат два 12В термоэлектрических модуля Пельтье TEC1-12706, с заявленной мощностью охлаждения в 50 Вт, и потребляемым током от 4 до 6 А.
Размеры этих модулей 40X40X3,75 мм.
Для эффективной и долговечной работы модулей, им необходимо хорошее охлаждение «горячей» стороны. Для этого автор будет использовать старые радиаторы с вентиляторами для компьютерных процессоров.
В качестве охлаждающего радиатора, который будет расположен на внутренней задней стенке холодильника, послужит листовой алюминий 5 мм толщиной.
Из этого материала вырезаются вот такие уголки и полоски. После нарезки с их граней снимается фаска специальным ножом, а поверхности обрабатываются болгаркой с дисковой шлифовальной насадкой.
Поддерживать заданную температуру будет 12 В цифровой термостат W1209.
Его кнопки управления слишком короткие, и нажимать на них без изготовления удлинителей, или переноса на переднюю панель не получится. Поэтому автор снял реле и две клеммные колодки. Провода от датчика температуры он припаял к плате напрямую.
Кроме того, реле было перенесено поближе к термоэлементам, ведь потребляемый ими ток весьма велик, и чем короче и толще будут провода, тем лучше. Также были припаяны провода питания платы.
Теперь нужно организовать подвеску двери.
В нижнем углу дверцы вклеивается штифт, в дне делается ответное отверстие для него. А на верхнем углу дверцы сверлится отверстие, в которое вкладывается пружинка от зажигалки, и вставляется цилиндрический шток.
С помощью такой защелки дверца фиксируется на своем месте.
Со внутренней стороны утеплителя дверцы он вырезал углубление под датчик температуры.
Чтобы выровнять поверхность, датчик приклеивается к алюминиевой пластине специальным теплопроводящим клеем.
Охлаждающим радиатором послужит прямоугольная алюминиевая пластина, к которой автор прикрепляет два параллелепипеда из алюминиевой плиты толщиной 16 мм. Эти подставки нужны для того, чтобы элементы Пельтье находились за теплоизолирующим слоем из пенополистирола.
В подставках высверливаются отверстия для крепления к радиатору, и в них нарезается резьба М3.
Перед установкой, на место соединения подставок и радиатора предварительно наносится термопаста.
Задняя стенка изготавливается из ДВП, и окрашивается аэрозольной краской. На ней закрепляются вентиляторы таким образом, чтобы они находились напротив радиаторов.
В верхней части стенки сделано отверстие для выхода горячего воздуха, и защищено кусочком москитной сетки.
Через час с небольшим температура на контроллере составила 15,7°C (при том, что датчик расположен далеко от радиатора, и теплоизоляция в этом месте не очень толстая).
Сам радиатор остыл до 6,7°C, а напитки охладились до 10,5.
Благодарю автора за рекомендации по изготовлению портативного холодильника на основе элементов Пельтье!
Конечно, размеры холодильника можно сделать как больше, так и меньше. Также можно увеличить мощность, установив дополнительные элементы Пельтье, либо используя элементы большей мощности.
Всем хорошего настроения, крепкого здоровья, и интересных идей!
Авторское видео можно найти здесь.
Туристический холодильник своими руками
Недавно задался вопросом сохранения продуктов во время вылазок на природу и по этому решил запилить небольшой холодильник для выездов на сутки-двое. Целью был не большой габарит под самое необходимой, а так же минимальный бюджет из спортивного интереса. Изначально пост делать не собирался по этому фото процесса изготовления не делал. К моему комментарию попросили прикрепить фото, их я вставить туда не смог и по этому мы здесь.
Внутреннее пространство обклеиваем 3 мм фольгированным утеплителем на подложке для тёплых полов/бань, ушло примерно 0,7-0,9 м2. Подобрал в магазине тот что был прочнее на разрыв слоя фольги. Я клеил на двухсторонний скотч который уже имелся в наличии. Есть варианты на самоклейке, что удобнее, но это было в два раза дороже.
Делаем каркас, листы крепим между собой двухсторонним скотчем и саморезами по дереву. На заднем плане лежит крышка уже в фольге. В наличии так же имелся небольшой лист гибкого и не крошащегося пенопласта, он играет роль выступающего элемента на крышке по схеме шип/паз и улучшает герметизацию камеры холодильника. На донышко изнутри лучше приклеить слой поролона или дополнительный слой фольги для демпфирования и защиты донышка(пенополистирол не возвращает форму и мнётся)
Для того что бы у нас не уходил холод через щели между листами фольгированного утеплителя пользуемся скотчем металлизированным для склейки и защиты утеплителя от разрывов.
Для обивки внешней стороны корпуса была выбрана дешёвая вагонка пластиковая 3000х100, ушло 3 шт, а также Уголок пластиковый 25х25х2700 3 шт.
Для склейки всего и вся в этой конструкции понадобиться клей который можно использовать с пенополистиролом(обычно на упаковке это указано).
С данными материалами опыта работы нет(жопорук) по этому почти всё криво и косо но вроде держится. На фото почти готовый вариант за исключением уголков по бокам конструкции.
Крышка вышла меньше потому что не обита вагонкой, по раскрою сделать её больше не получалось да и не продумал я этот момент изначально. В дальнейшем нужно будет сделать следующие доработки:
1)сделать на внешнюю сторону донышка какие-нибудь поперечены в качестве ножек/подставок, они укрепят донышко от прогиба.
2) придумать к холодильнику ручки(склоняюсь к брезентовым петлям)
3) придумать крепёж крышки к корпусу дабы она случайно не выпадала при транспортировке и была герметизация.
28-29 литров. Цена вопроса вышла
400 р. материалы(с учетом листа пены по акции по примерно 80 р.) и клей
170 р., плюс удовольствие от рукожопства на несколько вечеров.
Результат тестирования начну сегодня и позже выложу отчёт в комментарии. Для теста будут взяты 3 бытулки воды объёмом 0,5 литра.