Как сделать тезисный конспект
Тезисный конспект правила составления
ТЕЗИСЫ – это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Для того, чтобы сделать тезисный конспект надо:
1) Прочесть целый абзац (еще лучше сначала просмотреть весь текст целиком).
Выделить главную мысль (ключевые слова) в абзаце. Найти ключевые предложения. В них – ключевые слова.
2) отбросить в предложении детали, пояснения. Возможно, что главная мысль «разбросана» по двум или даже трем предложениям.
3) переформулировать выделенную мысль в более простой форме.
Если в тексте автор приводит какие-то конкретные примеры (жизненные истории и т.д.) их не надо переписывать, а можно помечать следующим образом:
Пример: фрагмент стенограммы телепередачи Гордона с Д. Леонтьевым и С. Братченко «Пунктирный человек»)
… Громадную ошибку допустил великий психолог Карл Роджерс который отождествил человеческий потенциал с тем, что в нас заложено от природы. Понятие «личностный рост», которое было введено в обиход Карлом Роджерсом, подразумевает, что все заложено, надо только поливать и все само прорастет. Но прорастает как раз не то, что делает человека человеком, прорастает то, что представляет собой лишь предпосылку. Наш природный потенциал не есть наш человеческий потенциал. Человеческий потенциал не внутри нас, он в наших отношениях с миром.
В человеке есть не только биологическое и социальное, но и собственно личностное, что не относится ни к тому и ни к другому. Очень красивая модель, описывающая это, была предложена американским психологом Сальваторе Мадди, автором очень оригинальной теории потребностей. Он выделяет три группы человеческих потребностей: биологические, социальные и психологические. К психологическим Мадди относит потребности в воображении, суждении и символизации: то, что никто никогда к потребностям не относил. И далее Мадди описывает два пути развития личности. Первый путь — когда мы воспринимаем себя исключительно как воплощение биологических нужд и социальных ролей, у нас доминируют биологические и социальные потребности, и мы себя самих воспринимаем как воплощение этих биологических нужд и социальных ролей и ведем себя в их логике. Это конформистский путь. Но есть еще второй вариант, когда доминирующими являются потребности психологические. У нас возникают свои образы, свой мир. Мы строим идеалы, мы проецируем себя в будущее… И мы начинаем вести себя уже по-иному, по–человечески. Можно без этого обойтись, но при этом человеческий потенциал никогда не реализуется. Это выбор, который каждый из нас делает…
Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации
Карл Роджерс ложно уравнял потенциал ч-ка наследственности. А личностный рост – самораскрытию способностей.
ДАЛ Заложенное в наследственности – это лишь предпосылка. Челов-ий потенциал заложен в отношениях, а не внутри ч-ка.
ДАЛ: Три аспекта «содержания» человека:
Аналогичная идея ам. психолога Сальваторе Мадди про 3 гр-ы потребностей (биол-ие, соц-е, личностные).
По Мадди есть 2 пути р-я :
1) конформистский: когда ч-к воспринимаем себя как воплощение биол-их нужд и соц. ролей.
Взаимосвязь жизнестойкости, оптимизма, самооценки, творческого потенциала и личностной креативности у студентов
2) когда доминируют психол-е потребности. Ч-к строит идеалы, проецирует себя в будущее. (= личностный путь по ДАЛ. )
Что такое тезис? Определение тезиса простыми словами. Тезисный план — что это и как составить? Пример тезиса. Как выделить тезис из текста?
Каждый доклад, сочинение или изложение можно разложить на тезисы. Они представляют собой утверждения, из которых состоит материал. В этой статье мы расскажем, что такое тезис, приведем его определение и несколько примеров.
Что такое тезис? Определение тезиса
Слово «тезис» пришло к нам из греческого языка. В переводе оно означает «утверждение, установка». Это слово широко используется во многих сферах науки, искусства и философии. Тезис позволяет выделить из текста или исследования наиболее важные мысли. Например, если человек написал длинное рассуждение на какую-либо тему, тезисы позволяют разобраться в статье, не читая полный текст и пропуская этап размышлений автора. Именно поэтому тезисом называется только та часть текста, в которой соблюдена ясность и краткость мысли.
Определение тезиса звучит следующим образом:
«тезис — это основные мысли, кратко выделенные в одном или нескольких предложениях»
В более узком смысле тезисом можно назвать сокращенный вариант статьи. Поэтому тезис часто путают с аннотацией. В чем же разница между этими понятиями? Аннотация и тезис отвечают на разные вопросы. В аннотации говорится о сути статьи и ее содержании. Тезисы же дают понять, какие утверждения и выводы рассматриваются в статье.
Как составить тезисный план?
Тезисный план текста можно сравнить с его кратким содержанием. Чтобы составить тезисный план, нужно прочитать материал и выделить из него основные мысли, после чего записать их максимально коротко и ясно. Попробуем составить тезисный план на примере русской народной сказки «Колобок».
В плане пропущена история о том, как колобок готовился, почему он укатился, как именно он обхитрил зайца, волка и медведя, и почему был съеден лисой. Тезисный план отражает только основные мысли сказки.
Пример тезиса
Допустим, мы пишем статью о важности постоянного обучения. В данном случае тезис будет звучать следующим образом:
«Чтобы преуспеть в жизни и построить успешную карьеру, нужно постоянно учиться»
Это главная мысль статьи, ее вывод. В самой статье мы будем этот тезис объяснять и доказывать:
«Чтобы стать успешным человеком, нужно прилагать как можно больше усилий. Успешные люди часто идут на риск, пробуют новые пути развития. Но для того, чтобы рисковать, нужно хотя бы иметь представления о результатах и последствиях риска. А для этого нужны знания. Поэтому важно постоянно учиться».
Абсолютно любую статью можно разложить на тезисы по этому примеру.
Как правильно писать тезисы к статье
Перед проведением конференции организаторы просят участников предоставить тезисы выступления. По тому, как написаны тезисы к статье, к примеру, для доклада или публикации в сборнике, сложится мнение обо всей работе целиком. Ведь хорошо изложенные мысли привлекут внимание к обсуждаемой в выступлении проблеме и самому докладчику.
Благодаря тезисам можно сразу понять, какая будет работа.
Что такое тезисы
Тезисы — это изложенные в сжатой форме главные положения, самые важные мысли научной работы (статьи, доклада на конференцию, курсовой или диплома).
Это смысл, основное содержание, выраженное в предельно краткой форме.
Являясь самостоятельной работой, они могут быть составлены непосредственно перед написанием статьи, в качестве подготовки выступления на конференции, а могут быть написаны на основе уже готового труда. Отличительный признак тезисов от других научных трудов — их малый объем, всего от 1 до 5 печатных страниц.
Разновидности тезисов
В зависимости от таких факторов, как специфика, структура и параметры используемого для работы материала, тезисы делятся на 3 типа:
Основные цели написания
Одной из целей написания тезисов является отработка умения излагать основную информацию в своих работах в сжатой форме, обобщение каждой части написанной работы. Тезирование необходимо для апробации материалов научной работы, исследования, публикации, а также при подготовке речи для защиты и доклада на конференции.
Тезисы заранее необходимо предоставлять организаторам конференций (форумов, симпозиумов, семинаров). После таких мероприятий их используют для анализа и составления отчетов.
Как правильно писать тезисы
Требования к оформлению текстов разрозненны, меняются от одного издательства к другому, а также устанавливаются организаторами конференций, где необходимо выступать.
Тем не менее есть следующие основные элементы, которые являются базой для написания тезисов:
Тема или название — простая и лаконичная фраза, которая передает смысл написанной работы. Тема должна соответствовать написанному труду.
Вступление
Этот фрагмент статьи, занимающий не больше 3-4 строк, содержит сжатое описание сути рассмотренного вопроса, его актуальность, описание проблемы, ее новизну, потребность в ее решении.
Некоторые требования включают в себя необходимость дополнительных положений во вступлении к тезисам, таких как:
Дополнительные положения формулируются лаконично, нежелательно расписывать их подробно. Не должно быть лишних размышлений и сведений.
Основной текст
Требования к этой части текста различаются.
Основной фрагмент статьи отвечает за раскрытие содержания работы и должен включать доказательства и подтверждение выдвинутых теорий.
Это самый объемный раздел, он должен занимать больше половины от всей публикации.
Основной блок является передачей аргументированных результатов, умозаключений и выводов в виде списка или последовательного изложения.
Заключение
Заключение обобщает и исчерпывающе описывает полученные результаты исследований и материалы. Завершение должно представлять собой отчет на базе анализа проделанной работы.
В конце автор может отметить практическое применение результатов проекта и перспективность будущих исследований в этом направлении.
Везде всегда разные требования, но есть основные, например: степень разработанности, цель,задачи и т.д.
Правила написания научных тезисов
Выделяются 2 основных типа тезисов:
Оба варианта предъявляют строгие правила к структуре.
Описание проблемы
Тезисы к постановке проблемы строятся в виде логических блоков:
Результаты исследований
Тезисы по результатам исследований составляются в виде следующих разделов:
Требования к оформлению
Автору следует заранее узнать требования к оформлению публикации.
Внимание нужно обратить на такие тонкости, как размеры полей, цвет шрифта, тип разрешенного шрифта (например, Times New Roman), абзацные отступы и расстановку переносов.
Несоблюдение этих правил может стать причиной, по которой работу не включат в электронную базу или в печатный сборник. В худшем случае это может стать поводом для отстранения от участия в конференции.
Если специфических предписаний нет, то можно опереться на общие требования к оформлению:
При необходимости список литературы нужно составить в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.
Некоторые организаторы предоставляют шаблон написания и оформления или даже пример тезисов к статье. В таком случае надо скачать шаблон и работать с этим документом.
Пример тезисов к статье
Использование различных вводных слов и фраз поможет подчеркнуть логическую структуру текста.
Образец написания вступления к тезисам
«К числу важнейших задач …, относится…»
«Актуальность проблемы формирования … напрямую зависит от уровня…»
«Проблема литературных традиций далеко не однозначна, и самым сложным является вопрос …»
Образец основного текста
«Главное назначение … — это…»
«Для … характерны признаки…»
«Корреляционный анализ показал тесную взаимосвязь между…»
«Полевые исследования проводились на участках…»
«Собранная информация использовалась для оценки…»
Образец заключения
«По связи между … и … оценена вероятность существования…»
«При проведении теоретической части исследований рассмотрены 2 простые модели…»
«Результаты проведенного анализа могут быть использованы…»
«Применение методики зондирования позволяет определять …»
Если использовать вводные слова, то можно подчеркнуть логическую структуру текста.
Распространенные ошибки
Концентрированное логическое содержание тезисов, необходимость выразить в работе главные позиции в сухом, но понятном виде, может привести автора к следующим распространенным ошибкам:
Главные секреты подготовки тезисов
Следующие правила позволят грамотно подойти к формированию научной публикации:
Полезные рекомендации
От правильности оформления зависит оценка выполненной работы:
Безошибочно написанная статья привлечет к себе внимание научного сообщества.
6 способов конспектирования
Выберите удобный метод и повысьте эффективность занятий.
Для чего нужен конспект? Конспектирование — отличная возможность систематизировать знания и запомнить самую важную информацию на уроке, вебинаре или при подготовке доклада. В этой статье мы поговорим о том, как составлять конспекты, используя различные методы.
Что такое конспект
Конспектирование — это процесс осмысленной переработки текста, аудио- и видеоматериала с целью улучшить запоминание информации. Написание конспекта позволяет выделить смысловые части, зафиксировать ключевые идеи, выявить закономерности и систематизировать информацию. Конспекты составляются в виде тезисов, выписок, вопросов, в сжатом виде отражающих и уточняющих необходимую информацию.
Виды конспектов
Ведение конспектов существенно облегчает усвоение учебного материала. Выделяют несколько видов конспектов:
Методы конспектирования
Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах конспектирования.
Метод Корнелла
В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.
Когда полезен
Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.
Предметы
Как использовать этот метод конспектирования:
Многие ученики домашней онлайн-школы «Фоксфорда» пользуются именно таким методом конспектирования и отмечают его эффективность. В интервью семиклассница Елена Янышина отметила, что конспектирование по методу Корнелла особенно полезно в гуманитарных предметах.
Метод боксов
Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.
Когда полезен:
Предметы:
Как использовать:
Метод нумерации
Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.
Когда полезен метод
Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.
Предметы:
Как использовать:
Метод таблиц
Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.
Когда полезен:
Предметы:
Как использовать этот метод написания конспекта:
Ученица «Домашней онлайн-школы Фоксфорда» Варвара Онохина любит, когда в тетради всё аккуратно и красиво. Она часто использует конспекты и делает таблицы по материалам урока. Они помогают лучше запоминать. Причём во время онлайн-занятий ей интересно общаться в чате, а конспекты она делает, пересматривая записи. Удобно, когда преподавателя можно «поставить на паузу» и всё подробно записать.
Метод индексов
Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.
Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.
Когда полезен
Когда нужно записывать быстро, но при этом структурировать информацию.
Предметы:
Как конспектировать методом индексов:
Метод ментальных карт
Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.
Когда полезен:
Предметы:
Как использовать этот метод ведения конспектов:
Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите и используйте этот эффективный метод создания конспектов!
Учащиеся «Домашней школы Фоксфорда» часто сталкиваются с составлением ментальных карт на уроках по эмоциональному интеллекту и иностранным языкам. Заведующая кафедрой английского языка Ольга Зуева считает, что интеллект-карты отлично развивают логику и стратегию и подходят для всех типов восприятия (визуалы, аудиалы, кинестетики). А благодаря современным технологиям в карте мыслей можно визуализировать материал, наполнять его аудио- или видеосодержанием, и плюс все эти элементы можно передвигать.
Надеемся, что наша статья была для вас полезна, и вы поняли основные правила конспектирования. Использование конспектов существенно облегчит ваше обучение и поможет лучше запоминать материал по разным предметам. Теперь вы знаете, как правильно писать конспекты, и сможете успешно применять в учёбе самые эффективные методы конспектирования.