Как сделать забрало на алтын
Шлем «Алтын»: фото, характеристики
Стальные каски
До двадцатого века для изготовления касок использовалась сталь. Такие средства могли обеспечить защиту только от камней и небольших осколков, летящих на малой скорости. Стальные шлемы были эффективны в тех случаях, когда в голову попадал поражающий элемент весом не более одного килограмма. Если скорость осколка превышала 650 м/с, он уже представлял серьезную опасность для бойца. Согласно статистике, в Великую Отечественную войну именно такие поражающие средства были самыми распространенными.
Потребность в улучшенной защите
В конце 50-х ввиду интенсивного развития вооружения армий разных стран мира перед советским военным руководством как никогда остро встал вопрос о необходимости улучшить защиту военнослужащих и правоохранителей. Армию и силовые правоохранительные ведомства требовалось обеспечить модернизированными касками, соответствующими мировым стандартам. Таким средством защиты стал шлем «Алтын», который начал разрабатываться в НИИ Стали в 1980 году. В качестве основы для будущего шлема был задействован швейцарский Tig, который уже два года использовался антитеррористическими спецподразделениями в Европе.
27 декабря 1979 года Tig был испытан бойцами Альфы КГБ СССР в Афганистане во время штурма дворца Амина. Качество швейцарского шлема было по достоинству оценено руководством советской госбезопасности, и ограниченные партии Tig были закуплены сугубо для нужд КГБ. Именно по образцу данного изделия и проектировался шлем «Алтын».
Начало создания новой каски
Руководство спецподразделений Комитета Государственной Безопасности Советского Союза в 1980 году передало специалистам НИИ Стали модель шлема Tig. Рабочим было дано указание по данному швейцарскому образцу создать свой отечественный шлем, который своими техническими показателями не должен уступать заграничной модели. Дополнительно, как исходный материал, сотрудниками КГБ была предоставлена инженерам вся необходимая информация об изготовлении титановых шлемов, собранная в свое время австрийской компанией Ulbrichts.
Разработки НИИ
К середине 80-х сотрудниками института Стали была изготовлена титановая оболочка для будущего средства защиты. Также было спроектировано бронированное забрало, которым в дальнейшем планировалось оснастить «Алтын». Шлем (оригинал изделия), созданный в институте Стали, в 1984 году был передан сотрудникам госбезопасности. Его конечная сборка осуществлялась уже специалистами КГБ СССР. Они же оснастили шлем «Алтын» всей необходимой переговорной радиогарнитурой.
Что было доработано специалистами КГБ?
Модель шлема, переданная конструкторами научно-исследовательского института, представляла собой купол, который имел только титановую оболочку. Арамидный подпор в конструкции изделия отсутствовал. Титановая оболочка не превышала 0,4 см. Специалисты госбезопасности оснастили шлем арамидным подпором и снизили толщину титана до 0,3 см.
Созданное по швейцарскому образцу отечественное защитное средство имело несколько иную форму, но по качеству оказалось не менее надежным, чем Tig. От заграничного образца советский шлем отличался типом и расположением радиогарнитуры. Некоторые модели «Алтын» так и не были оснащены переговорными устройствами.
Сотрудниками КГБ было создано несколько версий шлема, которые отличались по следующим параметрам:
Советскими специалистами также была создана версия шлема с тканевым кавером. По сравнению с швейцарским Tig более крупным оказался шлем «Алтын».
Описание
Для изготовления защитного средства применялись противоударное стекловолокно и титан.
Кем использовалось защитное средство?
Во времена Советского Союза «Алтын» применялся сотрудниками КГБ (группами «А», «Б» и «С»), использовался бойцами «Альфы» и «Вымпела» во время военного конфликта в Афганистане и Чечне. До 2014 года экипировка бойцов спецподразделений обязательно включала в себя шлем «Алтын».
Характеристики бронешлема
Альтернативная модель шлема
В годы Советского Союза контроль по созданию данного шлема взяло на себя КГБ. Именно сотрудниками госбезопасности осуществлялась окончательная сборка «Алтына». После распада СССР ситуация не изменилась: эстафету приняла Федеральная Служба Безопасности России. Сложившаяся ситуация не совсем устраивала инженеров Научно-Исследовательского Института Стали, которые стремились на правах разработчиков полностью контролировать сборку шлема от начала и до конца.
Как сделать шлем в домашних условиях?
Для тех, кто любит мастерить, изготовить шлем «Алтын» своими руками будет несложно, если выполнять работу поэтапно:
Завершающий этап заключается в приклеивании окантовки и подвесной системы. Она может быть ремешковой или кожаной. Изображения шлема «Алтын» можно найти в интернете. От мастера уже зависит, какую именно версию он хочет создать.
Используется ли данный бронешлем сегодня?
В 1980-х годах эффективное применение «Алтынов» во многих военных конфликтах позволило ему занять почетное место «короля шлемов». Данное защитное средство нередко можно было увидеть в кино, на фотографиях. По этому шлему создавалась экипировка героев компьютерных игр. Сотрудниками управления «А» и «Б» Комитета Государственной Безопасности Советского Союза была по достоинству оценена данная титановая броня.
Несмотря на прекращение серийного производства бронешлемов данной модели, «Алтын» не утратил своей актуальности. Он и сегодня используется сотрудниками российских силовых структур, а бывшие бойцы спецназа отзываются об «Алтыне» как об одном из самых лучших средств защиты.
Перспективы
Сегодня интенсивно развивающиеся технологии позволяют создавать новые модели бронированных шлемов из легких и прочных полимеров. Ярким примером такого оснащения является «Кивер». По сравнению с «Алтыном» новое защитное средство предоставляет бойцу большую свободу действий и снижает усталость. На «Кивер» также можно устанавливать светосигнальное оборудование.
Проект «Алтын» Ч.1
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ТIG
Реальная история бронешлема «Алтын» действительно неразрывно связана с западногерманским PSH-77 фирмы ТIG и созданной ею в 1976 году дочерней компании Garant. ТIG специализировалась на изготовлении СИБ с 1950-х годов прошлого столетия.
В 1955 году Курт Миндер запатентовал в Германии бронефартук и бронемаску.
Это были первые послевоенные изобретения, положившие начало целой линейке бронежилетов, а позже и титановых бронешлемов.
Головные офисы компаний ТIG и Garant находились в Швейцарии.
Такой коммерческий ход был необходим немцам для обхода всевозможных санкций и выхода на более выгодную площадку в части реализации своей продукции из нейтральной страны.
Отсюда и часто встречающиеся на бирках надписи: «QUALITY CONTROL / TIG BICORD AG / Hunenberg / Switzerland».
Визитной карточкой ТIG стал упомянутый выше титановый бронешлем PSH-77 (Polizei Schutzhelm-77), разработанный в середине 1970-х.
По форме и содержанию он напоминал мотоциклетные и противоударные защитные шлемы полиции тех лет от фирм Romer и Schuberth и революционных технологий, кроме цельнотянутого корпуса из титана, не содержал.
Вес бронешлема в среднем составлял 3500 грамм с титановым забралом и бронестеклом, толщина титана 3 мм.
Помимо титана, вторичные защитные функции были возложены на двухслойный арамидный подпор, слой полиуретановой пены и подтулейное устройство.
Следует заострить внимание на жестких нормах и требованиях, в том числе по весу, к баллистическим шлемам в Германии, принятых в 1979 году. Масса шлема 57-го размера не должна была превышать 3100 г, в результате чего разработчикам и производителям пришлось пойти на ряд ухищрений для продвижения своей продукции на немецкий рынок.
Ранние варианты подтулейных устройств шлемов PSH-77 были мотоциклетного типа (пенопласт+демпфер), что в комплексе с титановым колпаком выявило ряд недостатков.
После модернизации, связанной с ГОСТ, появился окончательный вариант подтулейного устройства шлема, в конструкцию которого был внесён пластиковый каркас фирмы Schuberth (доработанный каркас строительной каски того же производителя), и кожаный подпор лепесткового типа из армейских касок Бундесвера.
Такой технический ход позволил решить проблему вентиляции и точной подгонки под размер головы.
Титановый колпак выполнялся в одном размере, а регулировка элементов подтулейного устройства позволяла производить подгонку с первого по третий размер включительно.
Минусом данной компоновки оказалась более высокая посадка шлема на голове, что уменьшило площадь защиты.
Это заставило немецких инженеров поэкспериментировать с глубиной обрезки колпака и углом наклона внутреннего каркаса, хотя в идеале нужно было изготовить корпус большего размера. Динамик пришлось вынести наружу, что снизило пулестойкость колпака в месте его расположения.
Забрала к PSH-77 были разработаны под различные задачи. Их можно разделить на титановые и поликарбонатные по материалу изготовления, противопульные, противоосколочные и противоударные по типу.
Стандартные титановые забрала выполнялись с характерными вырезами в нижней части под приклад пистолета-пулемёта Heckler & Koch MP5.
В верхней части вырезалось окно под бронестекло, щелевая прорезь или круглые отверстия под прибор ночного видения.
В 1984 году было запатентовано титановое забрало повышенной площади защиты с вырезом в нижней части под фильтрующе-поглощающую коробку противогаза, при этом боковые вырезы под приклад отсутствовали. Все вышеперечисленные забрала имели идентичные шарнирные крепления и были взаимозаменяемы.
Ранние бронестёкла для титановых забрал состояли из трёх незакрепленных между собой элементов: верхний слой — поликарбонат — 1,2 мм, средний слой — автомобильный триплекс (два склеенных между собой миллиметровой пленкой стекла по 2,5 мм), нижний слой поликарбонат — 12 мм.
Вся конструкция помещалась в металлические рамки либо обрезиненный корпус и крепилась к забралу.
С переходом на широкие визоры, произошла унификация бронестекла. Оно состояло уже из двух отдельных поликарбонатных элементов толщиной 10 мм и 8 мм с прослойкой из герметика.
Позже был налажен выпуск различных типов полнолицевых поликарбонатных забрал различной толщины и конфигурации.
Под нужды западногерманского подразделения антитеррора GSG 9, командиром которого в то время был Ульрих Вегенер, TIG-Garant выпустили беззабральную версию шлема. Вегенер в приказном порядке отменил ношение забрал на шлемах, т. к. считал их неудобными и мешающими выполнению боевых задач.
Фирма ТIG предлагала своим клиентам широкий ассортимент продукции. Шлемы выпускались в нескольких основных модификациях, как обычные, так и радиофицированные.
Последние делились на типы — с регулятором громкости и без такового. PSH-77 можно было укомплектовать чехлом в требуемой расцветке.
Кстати, к чехлам заводского производства ГОСТ предъявлял определенные требования: негорючесть, шумопоглощающий эффект, устойчивая пропитка в утвержденный заказчиком цвет.
СИБ TIG-Garant комплектовались транспортировочными сумками, кофрами, кейсами и чемоданами. Большую их часть выпускала фирма Cheney (Англия).
Радиофицированная версия PSH-77 предусматривала размещение динамика, микрофона, полого звуковода с колпачком либо гибкой штанги с микрофоном на конце, затылочной колодки с разъемом для подключения радиогарнитуры от западногерманской фирмы Peiker.
К колодке подсоединялся спиральный кабель с кнопкой тангентой и штекером либо адаптером под различные типы радиостанций.
Соединение штекера с колодкой на шлеме выполнялось в два последовательных движения — вход под углом с последующим защелкиванием по прямой, во избежание случайного отсоединения.
Следует отметить, что здесь и далее дается общаю информация, без погружения в тонкости технологического процесса, разбора химического состава титановых сплавов и детального изучения переходных и экспериментальных образцов.
Дубликаты не найдены
Полжизни назад видел фото бойца GSG-9 в этом шлеме. Думал, немцы наши шлемаки закупают. Удивил!
Исторические шлемы некоторых пилотов Формулы 1
Навеяно крутым шлемом Франсуа Севера, которого вскользь упоминал в предыдущем посте. В Формуле 1 он участвовал с 1969 по 1973 годы, пока не разбился в Уоткинс-Глене. Считался одним из быстрейших в своём поколении, но выше третьего места в чемпионате подняться не успел.
Забавно, что создатели фильма «Большой приз» 1966 года не стали заморачиваться с некоторыми болидами и шлемами, поэтому можно было догадаться, кто из пилотов каскадёрит за актёров на трассе. В том числе, Скотта Стоддарта изображал Джеки Стюарт на своём BRM P261 и в своём же боевом головном уборе, что было удобно для включения в фильм кадров из реальной гонки. Своеобразная пасхалка для фанатов Формулы 1 того времени.
А так он выглядел в Гран-При Великобритании/Европы Формулы 1 всё в том же Сильверстоуне год спустя.
Погиб не на автодроме, но ещё не закончив гоночную карьеру (в 59 лет. ). Попал в ДТП по дороге на Гран-При Франции 1966 года.
Фанхио тоже начинал в шапочке.
А, таки ошибаюсь, путаю с Альфонсо де Портаго, и тот попал в аварию в 1957-м. Аскари же разбился в Монце 26 мая 1955 года при странных обстоятельствах во время незапланированных покатушек на прототипе Феррари 750 для участия в гонке 1000 километров Суперкортемаджоре. Там вообще теорий заговора можно нагородить от души. Никто не планировал обкатывать машину прямо в день его приезда, но Аскари вдруг захотелось. Он пошёл наперекор своим ритуалам и суевериям, в частности, не выходить на трассу без счастливого голубого шлема и перчаток (шлем был в ремонте после аварии, а перчатки он с собой не взял), без гоночной формы, да ещё и 26-го числа, которое он всегда избегал, потому что это день, в который разбился его отец Антонио, тоже гонщик (26 июля 1925 года). Обычно его без соблюдения всех этих условий не затащишь за руль, а тут сам напросился. Обоим было по 36 лет, оба оставили своих жён с двумя детьми.
Кстати, шлем Ройтемана. Тот выступал с 1971 года. Вице-чемпион в сезоне-1981, также трижды становился третьим.
Рогатые шлемы викингов – истоки мифа
На протяжении многих десятилетий в массовой культуре неизменным атрибутом викинга является рогатый шлем. Однако сегодня уже ни для кого не секрет, что это не более чем эффектный поэтический образ, не имеющий ни малейшего отношения к историческим реалиям. Но откуда вообще возник вопрос – были ли у викингов шлемы с рогами? Кто «впустил» этот образ в сферу масс-медиа и есть ли у него хоть какие-то реальные прототипы? Что ж, на самом деле это вовсе не тайна за семью печатями.
Впервые викинги в шлемах с рогами появляются на иллюстрациях к поэме Есайаса Тегнера «Сага о Фритьофе». Иллюстрации были созданы шведским живописцем Августом Мальмстрёмом в 1820 году. Позже именно эти рисунки взял за основу Карл Доплер, когда создавал костюмы для артистов в рамках постановки оперы «Кольцо Нибелунгов» Рихарда Вагнера. Рогатые шлемы позже неоднократно появляются на полотнах скандинавских художников в XIX веке, и миф обретает масштаб.
Общепринятой является версия, согласно которой рогатый викингский шлем выступает метафорой, возникшей в Европе с легкой подачи христианских миссионеров в XI-XII веках после того, как пресветлая длань Папы (римского, разумеется) достигла-таки берегов Скандинавии. Дело в том, что «просвещенными» христианизированными государствами Раннего Средневековья народы северных и восточных регионов Европы воспринимались как варвары, в буквальном смысле – «люди второго сорта» (цитата из интервью патриарха Кирилла), не имеющие собственной культуры. Их называли язычниками (в действительности, этимология этого слова далека от общепринятой) и зачастую в рукописях христианских хронистов им приписывались откровенно демонические черты.
Так, например, скандинавский бог-кузнец Вёлунд стал воплощением зла и обратился в Волонда, очередную персонификацию Сатаны, позже ставшую у Гёте Мефистофелем. Тут же стоит вспомнить об индоевропейском культе плодородия и связанном с ним «рогатом божестве», которое встречается во многих культурах европейских народов, от кельтов и германцев до эллинов. В частности, рогатый шлем мы видим на котле из Гундеструпа (латенская культура кельтов железного века). Существует несколько находок шлемов с «условными рогами» на территории Дании, но они датируются куда более ранним периодом – с XI по V века ДО нашей эры («эпоха викингов», напоминаю, это IX-XI века нашей эры).
Однако настолько ли были неправы христиане, всерьез считая, что викинги носили шлемы с рогами? Археологических находок подобных шлемов на территории Скандинавии не обнаружено. Изобразительных источников с рогатыми шлемами тоже нет, исключая Осебергский корабль, остатки которого были обнаружены в 1904 году у побережья в Вестфолле. Дело в том, что нос и корма корабля, а также некоторые элементы внутреннего декора (например, кровать) снабжены великолепной резьбой, изображающей животных, растения, людей и… человека в шлеме с рогами. Трактовка этого образа не имеет единой точки зрения среди современных скандинавоведов. Однако нужно понимать, что речь идет о погребальном корабле, имеющем ритуальное значение. Соответственно контекст рисунков вполне мог иметь религиозный подтекст.
Более того, на основе одного лишь рисунка с Осебергского корабля некорректно предполагать, что рогатые шлемы у викингов действительно были, пусть даже они использовались сугубо в ритуальных целях. Ключевой момент в этой истории – факт не подтвержден археологией. Кроме того, многие историки (в частности, византийцы и арабы), встречавшиеся со скандинавами, никогда не упоминали о том, что у викингов рогатые шлемы. А деталь, согласитесь, была бы колоритная и упоминания однозначно достойная.
На эпоху викингов по всей Скандинавии обнаружено множество шлемов, например – шлем из Готланда и шлем из Гьёрмундбю, разумеется – никаких рогов на них нет. Археология этих шлемов достаточно обширна, что дает вполне развернутый ответ на вопрос о том, какие шлема использовали скандинавы.
То есть на самом деле очевидно, что рогатых шлемов у викингов никогда не было, и образ этот, по всей вероятности, действительно возник в результате, скажем так, «антиязыческой пропаганды» средневековых христианских миссионеров. И в этом нет ничего удивительного, ведь викинги с завидной регулярностью жгли и грабили христианские монастыри по всей Европе. Собственно, само знакомство викингов с христианами началось именно так – с разграбления скандинавами монастыря святого Катберта на Линдисфарне в 793 году.
Однако викинги жгли церкви и монастыри отнюдь из ненависти к чужой религии. Просто они в первых же набегах поняли, что если есть в поселении что-то ценное, то оно определенно будет в церкви, а не в домах простых работяг…
Коллекция шлемов
Почему советские солдаты не носили каски?
Каска на гражданке, а в армии эта штука называется шлем. Во время второй мировой войны шлемы были стальные. У Красной армии он так и назывался стальной шлем и в 40 году был принят на вооружение СШ-40, так называемая шестиклёпка.
Нет, по удобству носки что наш, что немецкий шлемы были примерно равнозначны, только наш ещё и полегче был.
Да, шлем от винтовочной пули почти на любой дистанции не защитит. Но может и срикошетить. Вот хорошая иллюстрация.
Завоеватель всё-таки получил украинской земли.
Зато от автоматной на дистанции уже метров 200 вероятность пробития становилась невысокой.
Но главное не это. Шлем вполне надёжно защищал голову от осколков снарядов и мин. А именно это было наиболее частым поражающим фактором для солдата в окопе.
Ниже приведён документ, который хорошо это иллюстрирует.
Но вот американские таскали и ничего.
Вот еще одна цитата, уже из мемуаров Григоренко:
Получается, что единственной причиной отсутствия на головах наших стальных шлемов было банальная распи. безалаберность.
Командиры не носили сами и не требовали того от подчинённых.
Вот интересное фото уже из поверженного Берлина. Немецкие военнопленные, но даже среди них есть много солдат в шлемах, хотя зачем они уже? Потому что вбили в голову дисциплиной.