Как сделать забвение в интернете
Как воспользоваться правом на забвение в интернете?
За четыре года действия закона о «Праве на забвение» около двух третей обращений по нему отклоняются – это данные статистики Яндекс. Причина – несоответствие обращения требованиям закона. Отказы связаны в основном с невозможностью проверки администрацией поисковой системы достоверности информации, указанной в обращении, и ошибки самих заявителей, которые не могут правильно истолковать и применить право на забвение.
Условия, при которых воспользоваться правом на забвение получится
В течение следующих 10 дней поисковик перестает выдавать ссылку на страницу, где указана некорректная информация.
В каких случаях могут отказать и что делать тогда?
Как мы уже отметили, из всех поступающих запросов удовлетворяется только одна треть. В чем причины отказа? В первую очередь, в некорректном понимании пользователями функций поисковой системы. Дело в том, что поисковые системы не могут единолично решать, нарушает ли информация правовые нормы – они лишь представляют услугу ее поиска и выступают исполнителями судебных решений. То есть пользователь должен сам доказать, что информация распространяется с нарушением закона – представить администрации поисковика решение суда с ее опровержением.
Кстати, решения суда – тоже не панацея. Если поисковик решит, что информация, которую вы желаете скрыть, общественно значимая, он откажет в запросе.
Банальные ошибки в анкете – недостаток или недостоверность данных, некорректный адрес ссылки – тоже могут служить основанием для отказа. То же относится к несоблюдению отведенных на внесение изменений сроков или отсутствию заявителя на связи.
Важно помнить, что даже если поисковик убрал из выдачи ссылку на ресурс с нежелательной информацией, в сети она все равно останется. Больше того: иногда своим желанием удалить данные мы, напротив, привлекаем к ним особое внимание – эта ситуация получила название «эффект Стрейзанд», по аналогии с историей, произошедшей с Барбарой Стрейзанд.
В случае отказа от поисковой системы вы можете обратиться в суд – но в этом тоже есть свои подводные камни. Суд занимает немало времени, а между тем нежелательная информация продолжает распространяться.
Есть несколько гораздо более эффективных и разумных способов сохранить или улучшить репутацию – переговоры с автором негативного материала или администрацией сайта, где они размещены, или же публикация контрконтента, предлагающего пользователям альтернативную точку зрения на ситуацию. В конце концов, можно просто удалить данные с сайтов, не пользуясь законом о забвении.
Если вы не можете определиться, как сохранить или улучшить свою репутацию, или ваша ситуация сложная, обращайтесь в наше агентство. Мы удалим негативные отзывы, что позитивно скажется на вашей репутации.
Для всех наших клиентов действует акция: первый негативный отзыв мы удалим бесплатно в кратчайшие сроки!
Заходите на наш сайт. Консультация через сайт бесплатна, а помощь зачастую – бесценна! Так же статью о забвении Вы можете прочитать в нашем блоге.
Как сделать так, чтобы поисковики о вас забыли. 10 вопросов о «праве на забвение»
Большое количество отказов, по мнению администрации поисковиков, связано с тем, что они не могут проверить достоверность информации и действительно ли ее распространение нарушает чьи-то права, а пользователи не предоставляют нужные данные. Объясняем, как правильно воспользоваться своим «правом на забвение» в Сети.
1. Я могу полностью удалить информацию о себе из Сети?
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дает обычному пользователю возможность только скрыть ссылку на информацию о себе в Сети. То есть если вы воспользуетесь своим «правом на забвение», то контент все равно останется на сайте, который его опубликовал, но информация пропадет из поиска выдачи. Сообщения о вас все равно можно будет найти, но на это потребуется куда больше времени и сил. Нужно знать точный адрес ссылки или воспользоваться поиском на сайтах СМИ (собственные поисковые системы не попадают под действие закона).
2. В каких случаях я могу требовать удалить из поиска ссылки на публикации?
Вы можете потребовать от поисковой системы удалить из результатов поиска ссылки на материалы, где речь идет лично о вас (а не о ваших муже, братьях, сестрах, тете, дяде и т.д.) или о ваших несовершеннолетних детях (а также о недееспособных родственниках, опекуном которых вы являетесь). Остальные родственники должны позаботиться о себе сами. При этом информация должна быть:
Достаточно одного из этих вариантов.
Правом на забвение уже воспользовались уральские бизнесмены Малик Гайсин и Александр Невмержицкий. Соответствующее сообщение появляется на сайте поисковой системы «Яндекс» перед результатами поиска.
3. Какую информацию удалить не получится?
Материалы, в которых речь идет о преступлении, срок привлечения к ответственности за которое еще не закончился (или судимость еще не снята или не погашена). Тут действует правило: сначала придется доказать свою невиновность, а потом уже обращаться с требованиями к поисковикам.
4. Госслужащие тоже могут удалить ссылки о себе?
Да, закон не предусматривает какие-либо исключения по признаку профессиональной деятельности.
5. Где и как писать заявление?
На сайте каждого поисковика есть формы, которые вам предложат заполнить. Они отличаются друг от друга, но незначительно. Также вы можете отправить свое заявление заказным письмом.
Так выглядит онлайн-форма для подачи заявления в «Яндекс».
В заявлении нужно указать, почему вы считаете, что в этих материалах речь идет именно о вас (совпадают имя, фамилия, занимаемая вами должность, вас можно легко опознать по изображению, если в статье есть фото или видео).
Общественная организация РОЦИТ предлагает придерживаться такой структуры заявления:
6. Как быстро мне ответят?
Заявление будет обработано за 10 рабочих дней. Как рассказал 66.RU руководитель коммерческой и договорной практики юридической фирмы «Юста Аура» Александр Никулин, нужно быть готовым к тому, что администрация поисковика запросит у вас дополнительную информацию, которую вы также должны будете предоставить ему не позже чем через 10 рабочих дней.
Александр Никулин, руководитель коммерческой и договорной практики юридической фирмы «Юста Аура»:
— Все это имеет смысл только в случаях, когда информация, которую можно получить, перейдя по ссылке, имеет какое-то реальное влияние на жизнь человека или человек принципиально не хочет явным образом присутствовать в сети Интернет. Кроме того, основной интерес представляют не столько ссылки, сколько содержание самих публикаций на конкретных сайтах. И если публикация содержит недостоверные сведения либо сведения, которые получены с нарушением законодательства, то главную ценность представляет удаление такой информации, а не ссылки на нее.
7. В случае отказа я могу пойти в суд?
Конечно. Вам нужно будет обратиться в суд по месту юридического адреса поисковика либо по вашему по месту жительства. Если вы выиграете, поисковик должен будет удалить ваш запрос. В противном случае ему грозит штраф.
8. Наверное, суды завалены делами о «праве на забвение»
На самом деле нет — этим правом у нас пользуются не многие. В большинстве случаев люди не очень внимательно отслеживают информацию о себе, а если даже что-то и находят, то редко готовы потратить время и силы на составление заявления и переписку с администрацией поисковиков.
Слайд из отчета «Яндекса» о «праве на забвение»
9. Я хочу подать иск. Об этом могут узнать журналисты?
Это возможно, так как подать иск анонимно вы не сможете. Тут все зависит от того, насколько высок интерес к вашей персоне. Если вы публичный человек, не исключено, что иск не останется незамеченным. В этом случае вас могут ждать дополнительные публикации, которые вам вряд ли понравятся, и, возможно, еще большие репутационные потери.
10. Какую ответственность понесет поисковик, если мне удастся доказать в суде, что они были не правы?
По сути, никакой. Ответственность наступит только в том случае, если администрация поисковика не выполнит решение суда в срок, установленный судебным приставом, если решение суда не будет исполнено добровольно.
Александр Никулин:
О применении закона «о праве на забвение»
С 1 января 2016 года в России действует так называемый закон «о праве на забвение». Этот закон обязывает поисковые системы по заявлению гражданина и без решения суда удалять из результатов поиска ссылки на незаконную, недостоверную или неактуальную информацию о заявителе.
За время действия закона Яндекс получил более 3600 обращений от 1348 человек. Вот как эти обращения распределились по темам:
Из всех обработанных обращений мы удовлетворили 27%, по 73% ответили отказом, в том числе по 9% — частичным отказом (удовлетворили требования в отношении части ссылок из обращения).
Высокая доля отказов связана с тем, что зачастую Яндекс не может проверить, достоверна информация или нет, нарушает её распространение чьи-то права или какие-либо законы. Мы предупреждали об этом ещё на стадии обсуждения законопроекта: закон закрепляет за поисковиками не свойственные им функции судов или правоприменительных органов. Эта проблема особенно заметна при работе с обращениями об удалении ссылок на незаконную и недостоверную информацию.
Часто при рассмотрении таких обращений нужно определить, имело место какое-то событие или нет. Например, человек требует удалить ссылку на сайт, где его обвиняют в том, что он некачественно выполнил работу или взял деньги в долг и не вернул. У Яндекса нет ни технической возможности, ни правовых оснований выяснить, так ли это на самом деле. Поэтому мы отправляем людей в суд. В результате для многих заявителей закон работает не так, как они ожидают: люди-то рассчитывают на то, что Яндекс сам установит достоверность информации или факт нарушения закона. Ещё до принятия закона представители интернет-индустрии и эксперты обращали внимание на эту проблему, но в законе это учтено не было.
С достоверной информацией, которую заявитель считает неактуальной, всё ещё сложнее. По закону это информация, «утратившая значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя». Это довольно широкое определение, под которое подпадает множество ситуаций. Например, человек просит удалить из поисковой выдачи ссылку на адрес его электронной почты, которым он больше не пользуется. Тут всё понятно. Сложных случаев гораздо больше.
Как быть, когда запросы об удалении ссылок на неактуальную информацию приходят от людей, которым мы доверяем своё здоровье или воспитание детей? Например, когда врач требует удалить ссылки на все ресурсы с негативными отзывами о нём. Он мотивирует это тем, что отзывы написаны давным-давно и информация неактуальна. По закону поисковик обязан выполнить требование. В итоге пользователи найдут только хорошие отзывы, то есть доступ к части информации будет ограничен. Однако любые отзывы о работе врача — это важная, общественно значимая информация. В ходе обсуждения закона «о праве на забвение» не раз отмечалось, что при решении вопроса о неактуальности информации нужно учитывать критерий её общественной значимости. Но в законе прямо это не указано. Между тем за время действия закона мы уже получили более 700 обращений от людей, информация о которых может быть предметом общественного интереса.
Часто люди требуют от нас удалить из выдачи информацию об организации, где они работают, или любую другую информацию, которая не имеет к ним никакого отношения, но почему-то им не нравится. Однако по закону человек вправе требовать от поисковой системы удаления ссылок на недостоверную, незаконную или неактуальную информацию только о нём самом и только тогда, когда эти ссылки находятся в поиске по запросам, содержащим его имя или фамилию. Таким образом, мы сталкиваемся с непониманием закона либо попытками злоупотребить им.
Закон позволяет человеку обратиться к нам в любой форме, и в той же форме мы должны ему ответить. Из-за этого мы получаем сотни обращений на бумаге, содержащие по несколько сотен адресов веб-страниц. Мы вынуждены переводить текст в электронный вид и перебивать вручную сотни ссылок, что, во-первых, занимает уйму времени, а во-вторых, очень трудно сделать без ошибок. Куда проще и эффективнее было бы использовать электронную форму подачи обращений — у всех поисковиков такие формы есть.
Очевидно, что существующий закон требует доработки. В частности, мы считаем разумным:
1. Исключить возможность требовать удаления из результатов поиска ссылок на недостоверную или незаконную информацию без решения компетентных органов.
2. Добавить критерий общественной значимости при рассмотрении обращений об удалении неактуальной информации.
3. Предоставить поисковикам право самостоятельно определять форму обращений к ним. Это позволит нам использовать электронную форму подачи обращений и ускорит их обработку.
Это наши предварительные выводы о применении закона «о праве на забвение» в работе с обращениями пользователей. Пока ни одного судебного разбирательства по этому закону не состоялось, и сложно предсказать, как с ним будут работать судьи. Как только у нас накопится достаточно информации, мы сможем предложить комплексные поправки к закону, учитывающие опыт его применения.
В чём проблемы «права на забвения» и как удалить всю информацию о себе из Сети
Shift+Delete
«Право на забвение» в России существует с 2015 года — теоретически каждый может потребовать убрать из Сети неактуальную или некорректную информацию о себе. Но на практике в процедуре полно подводных камней. Настолько, что в августе эту тему на встрече с президентом РФ поднял руководитель Роскомнадзора Андрей Липов — и предложил «залатать дыры». Разбираемся, как почистить информацию о себе в интернете и помогут ли гражданам новые инициативы.
Данные в законе
Для начала запомните, что закон на вашей стороне: в России сбор и распространение информации о частной жизни граждан без их согласия запрещены. За вас заступаются сразу Конституция, Гражданский кодекс РФ, закон «О СМИ» и 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Если вы обнаружили, что информация о вас, включая фото (сделанные не в общественном месте и крупным планом), находится там, где вы её не оставляли, вы вправе потребовать её удалить.
Но не каждое требование будет исполнено. Данные могут стать общедоступными, если вы сами разместили их в свободном доступе или дали на это согласие. В Гражданском кодексе также есть указание на то, что частная информация может быть в статусе общедоступной, если используется «в государственных, общественных или иных публичных интересах». Например, когда речь про публичного человека, который занимает государственную должность или играет определенную роль в общественной жизни.
Как «удалиться из интернета»
Первый вариант — попробовать решить вопрос полюбовно. То есть обратиться к администрации ресурса или сервиса и указать, что конкретная информация — частная и должна быть удалена. Часто пользователям идут навстречу.
Если же администрация ресурса не отвечает или отказывает вам, придется обращаться в суд. Если вы действительно не размещали данные в открытом доступе и не давали согласия на их публикацию, суд может удовлетворить иск. На основании решения суда вы снова отправляете запрос администрации ресурса или сразу в Роскомнадзор. Теперь информацию обязаны удалить.
Вроде бы на этом всё. Но по решению суда или предписанию Роскомнадзора информацию удалят только в первоисточнике. А за это время она могла разойтись дальше — по сайтам, соцсетям, сервисам.
В таком случае нужно обратиться к 149-ФЗ, в рамках которого действует «право на забвение». Его суть заключается в том, что гражданин может потребовать не выдавать ссылки на сайты с информацией о нём. Основанием для этого служат следующие аргументы: информация недостоверная, неактуальная, утратившая значение, а также распространяемая с нарушениями законов РФ.
Вот что для этого нужно сделать:
Далее сервис рассматривает обращение и принимает решение. Если оно положительное, убрать нежелательную информацию из выдачи должны в течение 10 дней.
На какие подводные камни можно натолкнуться
Главная проблема в том, что сложно или практически невозможно обязать десятки или сотни сайтов удалить информацию о вас. Просто ссылки, указанные вами в заявлении, исчезнут из поисковой выдачи.
Поисковик может отказать и в этом, если его не устроит обоснование. Например, заявитель утверждает, что плохие отзывы о его компании недостоверны — ресурс не может проверить, так ли это на самом деле, и, скорее всего, ничего не удалит.
Ещё одна причина, по которой вам могут отказать в «зачистке» поисковой выдачи — всё тот же Гражданский кодекс, который признаёт информацию общедоступной, если она представляет общественную значимость. В законе чётких критериев для определения этой значимости нет, поэтому поисковик руководствуется собственными представлениями и может счесть ваши личные данные полноправным достоянием публики.
Что предложил Роскомнадзор
На встрече с президентом 10 августа глава Роскомнадзора Андрей Липов предложил дать пользователям возможность обосновывать в суде, что информация о них не имеет политической, государственной или общественной ценности. Поисковым системам не придётся гадать, верить ли на слово заявителю, который просит удалить негатив о нём как недостоверную информацию. А пользователям станет проще — хотя и затратнее по времени — отстоять свои позиции там, где раньше оператор мог отказать в удалении из-за сомнений.
Кроме того, ведомство предлагает ввести дополнительные механизмы, которые косвенно помогут контролировать ситуацию:
Увеличить до года срок давности за нарушения в области персональных данных (ПДн) — в том числе за незаконное ограничение доступа к данным или, наоборот, распространение их без согласия гражданина. Таких дел в суд с каждым годом поступает всё больше, и в отведенные сегодня законом три месяца их просто не успевают рассмотреть. Кроме того, Липов посетовал на небольшие размеры штрафов за нарушения работы с ПДн (максимальный — 75 000 рублей). Если санкции станут реальной угрозой, вероятно, нарушений станет меньше.
Закрепить за государством право определять страны, в которых персональные данные наших граждан обрабатываются с нарушениями или ненадлежащим образом. И передать эту компетенцию в ведение Роскомнадзора. Россияне узнают, куда можно «отдавать» свои данные без риска их утечки или неправомерного использования: эксперты дадут оценку надёжности иностранных сервисов.
Эти инициативы не только усовершенствуют локальное российское законодательство, но и приблизят его нормы к международным. Пока Евросоюз считает РФ ненадёжным оператором персональных данных (из-за размытых критериев определения законности/незаконности размещения в Сети личной информации, несовершенного механизма ограничения доступа к такой информации и несерьёзных мер ответственности за нарушения). Поэтому ЕС не рекомендует передавать в Россию персональные данные своих граждан.
Если инициативы Роскомнадзора воплотятся в жизнь, это поможет повысить доверие к нашей стране и упростит трансграничный обмен данными.
А пока что?
Пока мы ждём, когда дыры в законодательстве залатают, лучший способ защитить данные — просто не откровенничать в Сети. Уберите избыточную информацию о себе на доступных ресурсах (например, в соцсетях) и возьмите за правило не размещать в будущем. Ваши фото, геотеги, ближайшие планы могут заинтересовать преступников. Кто-то считает это паранойей.
Однако ограбления до сих пор происходят по наводке жертвы, когда она сама в соцсетях рассказывает, куда, когда и на какой срок уезжает. А фото вас, ваших родных и детей могут перекочевать на сайты, о которых вы даже не слышали и вряд ли хотели бы услышать.
Контролируйте, кому и на каких условиях вы передаете свои персональные данные. Читайте скучные пользовательские соглашения. И помните, что за «бесплатные» услуги интернет-сервисов, приложений вы обычно расплачиваетесь своими данными, которые могут быть переданы или проданы третьим лицам на законных основаниях. Об этом вы также можете почитать в пользовательских соглашениях.
Пока законодатели оптимизируют правовое поле, нужно самим овладеть базовым пониманием процессов сбора, обработки и использования информации о вас. Закон на стороне граждан, нужно лишь грамотно им пользоваться. И быть в меру мнительными, когда кто-то запрашивает ваши данные.