Как сделать зачин по режиссуре
Режиссёрско-актёрское упражнение «сценический зачин» как способ организации самостоятельной работы студентов актёрских и режиссёрских курсов Текст научной статьи по специальности « Искусствоведение»
Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тумашов М.А.
Текст научной работы на тему «Режиссёрско-актёрское упражнение «сценический зачин» как способ организации самостоятельной работы студентов актёрских и режиссёрских курсов»
Алтайский государственный институт культуры,
РЕЖИССЁРСКО-АКТЁРСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СЦЕНИЧЕСКИЙ ЗАЧИН» КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ АКТЁРСКИХ И РЕЖИССЁРСКИХ КУРСОВ
Работа посвящена одному из способов организации творческой самостоятельной работы студентов театральных направлений. Автор рассматривает режиссёрско-актёрское упражнение «Зачин» как основу для организации учебно-творческой жизни на режиссёрском и актёрском курсе, которое входит в процесс постоянного профессионального самовоспитания и самореализации.
Ключевые слова: актёр, режиссура, творческий зачин, творчество, самореализация.
M. A. Tumashov Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia
THE DIRECTOR-ACTOR EXERCISE «STAGE ZACHIN» AS A METHOD OF ORGANIZING THE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS ON ACTING AND DIRECTING COURSES
The work is devoted to one of the ways of organizing creative independent work of students of theatrical directions. The author considers the director-actor exercise «Zachin» as the basis for organizing the educational and creative life on the directing and acting courses, which is part of the constant professional self-education and self-realization process.
Keywords: actor, direction, creative zachin (skit), creativity, self-realization.
Зачин предполагает целую систему организации самостоятельной, самодеятельной жизни студентов. Система зачинной творческой вахты, студенческого дежурства по классу, понуждает дежурных (иногда студенты предлагают свои названия «зачинной паре»: «дед-да-баба», «домовые», «классные» и т. п.) быть не только организаторами, постановщиками и участниками в своих зачинах, но и быть абсолютными «хозяевами» в классе на неделю своей творческой вахты. Они не только всю неделю сочиняют и показывают зачины перед началом урока по мастерству актёра или режиссуры, но также следят за чистотой и порядком в классе, иногда придавая классу и свой пространственно-стилистический вид, своё образное решение. Они задают свои стилистические правила игры на неделю: пиратский корабль, инопланетная цивилизация, зазеркалье и пр. И имеют право сами обращаться к педагогу по мастерству
актёра с предложением сделать маленький или большой перерыв в занятиях, собирать однокурсников строго по заявленному времени перерыва, напоминать о текущих недельных делах курса.
1. Зачинное задание на тему: «Из жизни курса», или «О том, что мне кажется особенно важным».
Обоснование задания. Если творческий человек, художник, писатель, актёр, режиссёр не интересен
2. Зачинное задание на тему «Передача дежурства по классу».
Обоснование задания. Так, как уже говорилось выше, дежурные по классу определяют содержательно-эстетическую художественную стилистику на всю рабочую неделю своего управления жизнью курса. Придуманная ими «форма» управления делами курса и порядком прохождения всей организационно-творческой их жизни в классе едина и «законна» на неделю, а следующие дежурные («классные», «домовые» и прочие заявленные персонажи) в зачине заявляют и свой стиль, и образ управления порядком. Направление же творческой фантазии в едином русле заданных параметров придуманных и образов и стиля понуждает сочинять в единых стилистических или жанровых границах, что, безусловно, с практикой дежурств пусть медленно (с ошибками порой), но неуклонно формирует у студентов чувство целостности образа и стиля и художественный вкус. Что крайне важно в воспитании артиста в его грядущей творческой судьбе.
В дополнение к показам по заданию «зачин» дежурные имеют постановочное право оформления рабочего пространства класса в едином стиле, скажем: русская изба, корабль пиратов, дикий остров, заброшенный таинственный дворец. Иль оформление в пространстве класса «живописного угла», в котором тщательно подобраны предметы, что суммою подбора формируют ситуацию, или последствия события, или же просто выражают смысл задуманного ими сочинённого пространства, их «живописного произведенья».
3. Зачинное задание на тему «Мой творческий дневник».
4. Зачинное задание «Зримая песня».
Самым убедительным и ярким, сильным, прорывным в своё время это зачинное задание было на режиссёрском курсе Г. А. Товстоногова в ЛГИТМиКе. Неспроста эти «Зримые песни» Товстоноговцы триумфально показывали во Франции в Париже в зале «Олимпия». Пример: песня В. Высоцкого «Я Як-истребитель.». Это была сложная конструкция из натянутых на сцене канатов и строп парашюта, где в центре этих переплетений, как в жёсткой паутине войны, бился пилот. Его таскало, крутило и вертело по всему пространству сцены, пока в финале он не повис безжизненно, пронзённый навылет, казалось, железным переплетением строп, переплетением трасс пуль войны, идущей в небесах. Парашютный шёлк накрывал всю сцену, как огромные облака. По этим облакам шла девушка в белом.
Зачин «Зримая песня» формирует пространственно-зрелищное, образное мышление режиссёра и способствует музыкально-пластическому воспитанию драматического актёра.
5. Зачинное задание «Зримое стихотворение».
Пример. «Волшебная скрипка» Н. Гумилёва. Четыре струны, четыре упрямых звучных жилы идут из земли, края их натянуты силой актёров. Мальчик, к которому адресован озвучиваемый актёрами-струнами монолог-предостережение: не трогать эти струны, ибо это связано с гибельной судьбой маэстро, который ради искусства скрипача должен пожертвовать счастливой обывательской жизнью, всё же пытается коснуться этих струн. Струны уворачиваются, вьются, летают, бьются в пространстве сцены, иногда хлёстко ударяя упрямого Мальчика, жёстко обвиваясь вокруг него, желающего их подчинить себе, овладеть искусством Скрипача. В конце концов, видя непреодолимое упрямство и упорство, и желание всё же стать скрипачом, отдать свою жизнь этому искусству, струны покорно ложатся ему на плечи и жестко стремятся прижать Мальчика к земле, но в нём достаточно сил выдерживать это натяжение и стать частью Скрипки. Стать её сердцем, перестав, при этом, быть обыкновенным человеком.
Алтайский государственный институт культуры,
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ВОСПРИЯТИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
Работа посвящена творческим способам работы над художественным текстом. Автор рассматривает взаимосвязь восприятия и воспроизведения литературного текста, определяет пути к овладению авторским текстом путём творческого анализа.
Ключевые слова: сценическая речь, художественный текст, звучащее слово, анализ текста.
G. A. Tumashova Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia
FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF LITERARY TEXT PERCEPTION AND REPRODUCTION
The work is devoted to creative ways of working on a literary text. The author examines the relationship between the perception and reproduction of the literary text, determines the ways to master the author’s text through creative analysis.
Keywords: theatrical speech, fiction, sounding word, text analysis.
Современная школа сценической речи располагает огромным опытом, теорией и методикой творческого освоения художественного текста. Несмотря на различия в творчестве чтеца и актера, в процессе сценического воплощения произведений художественной литературы имеется множество общих методов и творческих подходов. Важнейший этапом работы над текстом является подготовительный этап, требующий от исполнителя определенного запаса глубоких и конкретных общетеоретических знаний.
Общность процесса подготовки материала к звучанию основана на общности творческого метода. Использование методов и приемов актерского мастерства способствует развитию внутренней техники, внутренних переживаний, совершенствует речевое мастерство исполнителя, пробуждает творческую фантазию и воображение. Но не только умение представлять и фантазировать лежит в основе творчества исполнителя. Очень важно, чтобы воображение (считающееся даром врожденным) стало художественным переживанием, чтобы оно пробудило «потребность что-то сказать, что-то передать, транслировать миру» [6, с. 58].
Художественный текст всегда наполнен авторской энергией, желанием быть свободно, без специальных усилий понятым. Неповторимость гениальных произведений заключается в простоте и ясности мысли, в естественном, гармоничном единении содержания и формы, вызывающих чувство эмоциональной сопричастности к происходящим в тексте событиям. Акт восприятия мыслей автора требует от исполнителя результатов собственного интеллектуального и эмоционального труда.
Заказать звонок
Зачин используется во многих случаях для того, чтобы разогреть публику и подготовить её к восприятию основной части информации. Зачин позволяет оратору наладить контакт с аудиторией и привлечь внимание к речи.
Напомним, что основные цели зачинов:
Существует не менее двадцати типов зачинов; сегодня мы постараемся рассмотреть основные восемь из них.
1. Начните выступление с оригинальной цитаты. Желательно, чтобы она была подобрана в максимальном соответствии с рассматриваемой темой лекции.
2. Постарайтесь необычным и нестандартным образом обыграть тему своего выступления. Для этой цели можно заострить внимание публики на каком-либо её аспекте или же – составляющей части.
3. Используйте наглядные пособия. Яркие, демонстрирующие саму суть изучаемого предмета или явления, наглядные пособия являются одним из наиболее эффективных способов привлечения внимания аудитории и улучшения качества воспринимаемой информации. Не забывайте также проводить параллели между специфическими особенностями изучаемого материала и рассматриваемого наглядного пособия.
4. Сделайте комплимент аудитории! Обязательно подчеркните стремление присутствующих к развитию, самосовершенствованию; похвалите их за целеустремленность. Это изначально выведет разговор в позитивное русло и разрядит обстановку.
5. Очень важно обращаться к непосредственным интересам собравшихся. К примеру, рассматривая ораторское искусство, подчеркните то, что посещая курсы ораторского мастерства, слушателю будет открыта возможность:
6. Начните выступление с анекдота или шутки. Рассказанная оратором шутка или забавный случай из практики не только сумеет разрядить обстановку и настроить на позитивный лад всех собравшихся, но также – помочь оратору удержать внимание его слушателей. Шутка, подобранная для зачина, обязательно должна быть связана с рассматриваемой темой и в мягкой, шуточной форме освещать последствия нарушения основных правил ораторского искусства, некомпетентности и т.д
7. Поделитесь с публикой своими переживаниями и чувствами. Таким образом вы позволите себе быть ближе к аудитории и разрушить многие барьеры восприятия, разделявшие вас до этого. А также – убедительно доказать присутствующим, что вам не безразлично то, о чем вы говорите.
8.Поговорите с собравшимися об их городе. Акцентируйте внимание на достоинствах города, в котором вы читаете лекцию; покажите слушателям насколько хорошо вы знаете его историю и другие особенности.
9. Заострите внимание на некоторых особенностях аудитории. Указывая на состав аудитории, вы ненавязчиво докажете ей то, что вам отнюдь не безразлично, перед кем вы выступаете и насколько вы внимательны к собравшимся.
Посетив курс «Ораторское искусство» вы несомненно откроете для себя еще больше возможностей для роста в публичных выступлениях и, как следствие, профессионального роста!
Начало выступления. Зачины. Часть 1
Публикации из раздела «Ораторское искусство»
Бесплатные уроки.
Как подготовить и провести
успешную презентацию
Начало выступления. Зачины. Часть 1
В этом выпуске рассылки предлагаю поговорить о самом начале выступления.
Из чего складывается начало выступления:
Оратор выходит (здесь важны походка и манера держаться, так как выступление начинается уже с этого момента).
Выдерживает паузу: собирает взгляды, дожидается тишины.
Дальше можно сразу перейти к делу, но бывает так, что слушателей лучше разогреть. Подготовить к вашей основной идее.
В качестве разогрева можно использовать так называемый зачин. Это то, с чего вы начинаете, первые фразы, которые вы произносите. Они служат для привлечения внимания и установления контакта с аудиторий.
Всего можно выделить около 20 видов зачинов.
В этом выпуске рассылки я приведу 8 различных вариантов зачинов. А в следующем — продолжу эту тему.
«Добрый день! Хотел бы начать с одной истории. Однажды Аристотелю отдали в обучение очень разговорчивого молодого человека. После долгого разговора он спросил у своего наставника, какую плату тот возьмет с него за обучение. — С тебя — вдвое больше, чем с остальных, — ответил философ. — Почему? — удивился тот. — Потому что с тобой предстоит двойная работа: прежде чем научить тебя говорить, мне надо научить тебя молчать. Эта история, помимо всего прочего, говорит нам о том, что первые курсы по ораторскому мастерству появились более 2 500 лет назад…»
Лично пережитое событие
«Я помню, как лет десять назад я вместе с друзьями пошел читать стихи на Арбате. Друзьям-то было ничего… А вот у меня тогда душа ушла в пятки ………»
Ссылка на газету или книгу
«На прошлой неделе в журнале «Карьера» была опубликована статья про ораторское искусство. О том, какую роль в карьерном росте играет навык выступления перед аудиторией. В частности, там писали, что…»
«Что бы вы назвали самой лучшей вещью в мире? А что самой худшей?… В свое время Эзоп назвал именно язык одновременно и самой лучшей, и самой худшей вещью в мире…»
Начать с чего-то, казалось бы, не имеющего никакого отношения к заявленной теме. «Я хочу обратиться сейчас к тем, кто приехал на эту презентацию на автомобиле. Помните, как вы учились вождению? Как иногда глохли посреди перекрестка, как путали передачи… … Помните? Возможно, у вас в голове вертится вопрос: «Какое отношение имеет ораторское искусство к вождению автомобиля?». И то, и другое — навык. Это навык, который можно приобрести. И точно так же, как вы когда-то на курсах вождения научились управлять автомобилем, на наших курсах по ОИ вы научитесь выступать перед аудиторией…»
«Представьте себе человека с очень слабым голосом, с дыхательной судорогой, с дурной привычкой подергивать плечом. Он говорит невнятно, слегка заикается, картавит (не произносит звука «р»)… Не самый лучший образец ораторского мастерства, не так ли?… Но именно так выглядел в начале своего обучения Демосфен, один из величайших ораторов всех времен и народов…»
«Психологи установили, что страх выступления перед аудиторией стоит на втором месте после страха смерти…»
«Если гонорар, полученный Арнольдом Шварценеггером за фильм «Терминатор-2: Судный день», разделить на количество слов, произнесенных им в этом фильме, то получится, что каждое слово Терминатора стоит около 32000 (31645) долларов… Не гарантирую, что наши курсы по ораторскому мастерству позволят вам зарабатывать такие же суммы :-)… Но… «.
Руководитель и ведущий тренер
«Университета Риторики и Ораторского Мастерства»
Примеры зачинов
Вступление.
Во введении приводят общую характеристику проблемы, знакомят с историей вопроса, определяют основные термины. Можно закончить введение набором вопросов, ответы на которые образуют дальнейшее изложение. Вступление служит для психологической подготовки слушателя, формирования интереса к заявленной теме. Именно во вступлении формируется положительный эмоциональный фон. Обычно вступление краткое, в соответствии с ситуацией может быть сдержанным или парадоксальным.
Внимание — это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте. Внимание бывает непроизвольное — то, которое возникает непреднамеренно (например, к сирене пожарной машины, молнии за окном, движущемуся предмету в лекционной аудитории и др.), произвольное — сознательно регулируемое сосредоточение на объекте и послепроизвольное — поддерживаемое интересом (например, начал читать книгу и увлекся). В аудитории необходимо вызвать в первую очередь произвольное внимание. Эту задачу выполняет вступление.
Вступление является обязательным элементом любого публичного выступления. Различают две части вступления: зачин и завязку. В хорошо подготовленной аудитории выступление может быть минимальным, состоять только из завязки, без зачина; в менее подготовленной аудитории вступительная часть должна быть более развернутой и включать зачин.
Зачин нужен для того, чтобы завладеть первичным вниманием аудитории. Он представляет собой краткий словесный подход к теме, причем он может быть не связан с темой выступления, а касаться условий, в которых происходит встреча со слушателями, степени их организованности, времени начала выступления, предыдущего выступления или выступлений (последний тип зачина позволяет оратору провести мысль о логичности построения всех выступлений, показывает место данного выступления в системе остальных, которые прослушали уже или еще прослушают, создает впечатление о слаженной работе лекторов, о рациональном распределении тем и проблем между ними).
1. Добрый день! Итак, мы с вами снова собрались в этой аудитории. Мне приятно здесь выступить снова. В прошлом году мы тоже здесь встречались и обсуждали проблемы. Сегодня наша тема.
2. Итак, вы уже прослушали ряд интересных и ярких выступлений моих коллег по проблемам. Я сам с удовольствием их послушал и теперь продолжу эти тему. Я хочу предложить вам свое понимание данных проблем.
4. Здравствуйте! О, какая большая и разнообразная аудитория у нас сегодня! Очень приятно вас всех видеть!
5. Добрый день! Ну, я вижу, нас собралось сегодня немного, но самые главные и заинтересованные слушатели, я уверен, здесь. Думаю, мы уже можем начать.
Завязка— это уже подход к теме выступления. В завязке надо тем или иным способом обозначить проблему, которую вы будете раскрывать, и связать ее с интересами слушателей. Завязка должна захватить внимание слушателей[2].
Дата добавления: 2015-06-25 ; Просмотров: 2794 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Как сделать зачин по режиссуре
РЕЖИССЕРСКАЯ ШКОЛА ТОВСТОНОГОВА
РекомендованоУчебно-методическим объединением высших учебных заведений в области театрального искусства в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Режиссура театра»
Отсканировано и приведено в должный вид Свечниковым Александром Александровичем.
12.10.2004 г. Улан-Удэ ул. Димитрова 2 МХТ
ПРОГРАММА РЕЖИССЕРСКОЙ ШКОЛЫ. 13
ОБ ОСНОВАХ ПРОФЕССИИ.. 17
Законы студийной этики. 17
Теоретические основы актерского мастерства. 19
Практическое освоение элементов психофизической техники актера. 26
Практический тренинг: сценическая характерность и «зерно» образа. 29
Основы словесного взаимодействия. 30
Развитие визуально-пластического, композиционного мышления режиссеров. 32
МЕТОД ДЕЙСТВЕННОГО АНАЛИЗА – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕЖИССЕРА 34
Теоретическое постижение метода действенного анализа. 34
Практическое применение метода действенного анализа и метода физических действий. 38
Метод физических действий как инструмент метода действенного анализа. 48
Работа над «зачинами» на основе стихов и песен. 52
ЖАНР СПЕКТАКЛЯ И ИНСЦЕНИЗАЦИЯ ПРОЗЫ. 55
Сценические проблемы жанра. 55
Инсценизация прозы.. 69
РЕЖИССЕР – АВТОР СПЕКТАКЛЯ.. 76
Работа над общекурсовым спектаклем.. 77
Постановка одноактного спектакля с профессиональными актерами. 77
В книге впервые представлен опыт педагогической работы выдающегося мастера сцены, режиссера Г. А. Товстоногова. Более пятидесяти лет его жизни были отданы воспитанию актеров и режиссеров. За эти годы сформировалась целостная система обучения — режиссерская школа Товстоногова, — основанная на традициях русской сценической педагогики, отмеченная своеобразием индивидуальности ее создателя. Эта школа продолжает и развивает, по-новому осмысляет, дает новую трактовку основополагающим принципам учения К. С. Станиславского, в частности, его методу действенного анализа пьесы и роли и методу физических действий. Высшие нравственные цели театра и технология профессии неразрывны в педагогике Г. А. Товстоногова. В книге последовательно и поэтапно рассматривается учебный процесс в режиссерской школе, дается ее развернутая программа и темы лекционных занятий, осмысляется научно-обоснованный и проверенный многолетней практикой терминологический аппарат, разработанный Товстоноговым, описываются практические уроки Мастера.
Автор книги, доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства и Государственной театральной школы Норвегии — многолетний свидетель и участник педагогического процесса в Мастерской Г. А. Товстоногова; ее практический совместный опыт работы с Мастером делает книгу особенно ценной.
Книга адресована студентам и преподавателям театральных вузов и может быть полезна всем, кто интересуется проблемами сценической педагогики, искусством театра.
1 his book presents, for the first time, the teaching methods of the eminent Master of the stage, G.A. Tovstonogov, who devoted more than fifty years of his life to the education of actors and directors. During his career, he created a unified system of training: the Tovstonogov school of directing, which was in the tradition of Russian theatrical education, but marked by the unique individuality of its creator. His school is alive today, developing new approaches, and offering new treatments of K.S. Stanislavsky’s fundamental principles, particularly of his method of active analysis of plays and roles, and of method of physical actions. The highest moral aims of the theater and the techniques of the profession are inseparable in the pedagogy of G.A. Tovstonogov.’
To understand Tovstonogov’s methods, the book examines the stages in the educational process of this school of directing, and gives a detailed examination of its syllabus and lecture topics. The book also presents Tovstonogov’s rigorous system of practical terminology, one tested by many years of practice. Finally, the book describes examples of practical lessons given by the Master.
The author of the book, a Ph.D. and professor at the St. Petersburg State Academy of Theatre Arts and of the State School of Theatre of Norway, is a long-time observer and participant in the pedagogical process of G.A. Tovstonogov’s Studio. Her practical, collaborative work with the Master makes the book especially valuable.
The volume is addressed to students and teachers of theatrical institutions of higher education and can be useful to all who are interested in problems of theatrical pedagogy and in the art of the theater.
Эта книга — не обычное учебное пособие, не практическое руководство по преподаванию режиссуры в театральной школе. Эта книга — размышления о собственном педагогическом опыте обучения и воспитания режиссеров, опыте, неотделимом от богатейшего наследия, накопленного в нашей стране всеми, кто более восьмидесяти лет занимался проблемами профессионального образования в этой области.
Как известно, создание школы режиссуры началось у нас в 1918 году, когда в Петрограде В.Э. Мейерхольдом были организованы Курсы Мастерства Сценических постановок (Курмасцеп). Именно Курмасцеп дал первый пример построения программы обучения режиссеров. Этот важнейший педагогический эксперимент Мейерхольда включал в себя систематизацию накопленного опыта, практическую проверку его — на основе разработанного мастером учебного плана. Курмасцеп впервые в мировой практике существовал как высшее театральное учебное заведение. Создавая свои курсы, Мейерхольд в то же время (вместе с Л.С. Вивьеном) работал над проектом создания школы актерского мастерства, которая начала работать также в 1918 году. Ученики школы и слушатели курсов — актеры и режиссеры — много работали совместно на различных этапах обучения. Близость творческих позиций этих учебных заведений позволила осуществить их органическое слияние (с привлечением драматической школы Сорабис, Института Ритма и Хореографического техникума) и в 1922 году основать Институт сценических искусств. Так проблема театрального, в том числе и режиссерского образования, как образования вузовского впервые была поставлена и решена театральной школой Петрограда. У истоков ее — Мейерхольд.
«Режиссерская школа» — это словосочетание и сегодня еще порою вызывает протест. Говорят, что талантливый режиссер будет хорошо ставить спектакли и без школы, а бездарному никакая школа не поможет: режиссером надо родиться!
Да, конечно, талант необходим всякому творцу. Но разве скульпторы, живописцы, музыканты, артисты балета или певцы многие годы упорно трудятся над совершенствованием своей природы, над овладением техникой своего искусства только потому, что Бог не дал им таланта? К примеру, во всех школах изобразительного искусства, еще со времен Леонардо да Винчи, живописцы различных творческих манер, направлений, индивидуальностей изучают законы светотени, композиции, цветовых сочетаний, осваивают законы перспективы, чтобы потом, может быть, нарушить эти законы в соответствии со своим видением мира. Они разрушают старые принципы и создают новые на основе знаний и умений, которые заложены в них школой. Каждая профессия предполагает определенный минимум знаний и навыков, без которых человек не может считаться специалистом в той или иной профессиональной области. Творческие профессии — не исключение. Здесь также необходимо владение основами своего искусства. Подлинное искусство рождается при слиянии таланта и мастерства. Школа помогает развить талант, она закладывает фундамент мастерства, аккумулируя в себе лучшие традиции и опыт многих поколений.