Как сделать задачи по информатике

Творческие задания по информатике

Подборка творческих заданий на урок информатики

Главная и самая трудная задача современного учителя — развитие интеллектуального и творческого потенциала детей. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом.

Среди всех дисциплин, изучаемых в школе, информатика занимает особое место. Это связано не только с фантастическими темпами развития технических и программных средств, но и с особенностями предмета, которые обусловлены объективными законами научно-технической революции. Каждые два года происходит модернизация аппаратных и программных средств вычислительной техники. Чтобы успевать за этими процессами, необходимо непрерывное самообразование и самосовершенствование.

Считаю, что основной целью курса информатики в школе является необходимость научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера.

Обычно на уроке предлагаю учащимся несколько заданий на выбор, причем обязательно включаю творческие. Они способствуют продуцированию оригинальных ответов, приобретению «собственных подходов» к решению поставленных задач. Важно акцентировать внимание учащихся на том, что в предлагаемых задачах не существует одного, единственно правильного решения, что хороши любые ответы, совсем не похожие друг на друга. Рассмотрим примеры таких заданий.

1. Учащимся предлагается на выбор несколько предметов: перфокарта, дискета, компакт-диск и т.д. Назвать как можно больше способов применения выбранного объекта. Например, из перфокарт можно сделать домашнюю картотеку или веер, из компакт-диска — зеркальный шар для цветомузыки. Такие задания помогают развивать способность концентрироваться на одном предмете, вводить его в самые разнообразные ситуации и взаимосвязи; комбинировать признаки различных предметов, совмещающих то, что не совместимо в данных условиях.

2. Называется какой-либо предмет, иногда окружающая обстановка. Написать как можно больше названий других предметов, за которые может быть принят заданный предмет в условиях плохой видимости(например, при вспышке света или в тумане). Например, «Лежащий на столе компакт-диск» — круглое зеркало; подставка; тарелка; салфетка; блинчик, смазанный мёдом и т.д. Развивается способность видеть в одном предмете признаки других, иногда очень далеких от него по смыслу, но схожих по некоторым характерным внешним очертаниям, и на этой основе создаются образные обобщения.

3. Учащимся предлагается какая-нибудь ситуации, например: «Включив компьютер, вы обнаружили, что документ, который вы вчера создали отсутствует». Следует как можно быстрее назвать большее количество объяснений этого факта. Например, забыл сохранить, документ удалил (переименовал) младший брат, на компьютере переустановили Windows и т.д. Упражнение развивает способность находить широкий круг причин при решении любой проблемы, или осмыслении явления, прорабатывать самые различные версии.

4. Предлагаются три слова, не связанных по смыслу, например, «число», «компьютер», «человек». Составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы эти три слова (можно менять падеж, число, использовать другие слова). Например, «Человек создал компьютер для обработки числовой информации» или «Вся информация в компьютере представлена в числовой форме, но человек видит на экране текст, графические изображения, слышит звук» Развивается способность учащихся быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами.

5. Ученикам называются два не связанных между собой предмета. Например, «компьютер», «автомобиль». Следует составить логическую цепочку — назвать предметы, являющиеся как бы «переходными мостиками» от одного ко второму. Называемые предметы должны иметь четкую логическую связь с обоими заданными предметами. Особое внимание следует обращать на четкое обоснование и раскрытие содержания каждой связи между соседними элементами цепочки. Например, «машина» — так часто называют автомобиль, и первые компьютеры называли электронно-вычислительными машинами; «человек» — работает за компьютером и ездит на автомобиле; «коврик» — в автомобиле лежит под ногами, по нему двигается компьютерная мышь, «работа-дом-кино» — человек на автомобиле приехал с работы домой и начал смотреть кино на компьютере. Такие упражнения способствуют формированию лёгкости и быстроты связи между явлениями, различными на первый взгляд.

6. В графическом редакторе Paint открыть файл ris . bmp (файл содержит рисунок-заготовку — набор геометрических фигур: окружность, прямоугольник, квадрат, кривую и т.д.). Используя как можно больше инструментов, создать завершенный по смыслу рисунок. Упражнение развивает оригинальность и гибкость мышления.

7. В графическом редакторе Paint открыть файл zag . bmp (файл содержит пять одинаковых окружностей или квадратов). Используя инструменты редактора Paint , дорисовать окружности (квадраты) так, чтобы получились небольшие рисунки. Например, для окружности — лицо, часы, солнце, монета, колесо, арбуз, цветок или ваза с фруктами. Задание направлено на развитие оригинальности и гибкости мышления.

8. Учащимся предлагается набор букв, например, А, Б, И, Д, У, С, К. Необходимо составить как можно больше слов из заданных букв. Задание выполнить в текстовом редакторе MS Word . Наиболее интересный способ выполнения этого задания: в центре альбомного листа из разноцветных букв написано слово «АБИДУСК» от которого идут стрелки во всех направлениях. Конец каждой стрелки заканчивается словом из заданных букв и рисунком объекта, раскрывающим это слово. Упражнение развивает беглость, оригинальность и гибкость мышления.

9. Найти как можно больше одинаковых (различных) функций текстового и графического редакторов. Например, оба редактора позволяют работать с электронным буфером, вводить текстовую информацию, редактировать информацию, сохранять ее на диске в виде файла, загружать из файла, работать с цветом, выводить информацию на принтер. Упражнение направлено на развитие системности мышления, способности находить общее в разрозненном.

10. Составить синквейны, описывающие основные виды алгоритмов: линейный, разветвляющийся, циклический. После самостоятельного выполнения этого задания, учащиеся зачитывают свои синквейны, выделяют наиболее удачные определения и составляют окончательный вариант. Например,

ЛКак сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатикеинейный, примитивный

Читает, вычисляет, выводит

Последовательное выполнение всех команд

АКак сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатикелгоритм

Читает, анализирует, выполняет

Выполняются не все команды

ЦКак сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатикеиклический, повторяющийся

Читает, анализирует, повторяет

Некоторые команды выполняются неоднократно

Составление синквейнов способствует развитию образного мышления, глубокому и осознанному усвоению понятий.

11. Вычислить сумму S =1+1/2+1/3+. +1/ n , значение n вводится с клавиатуры. Написать программы с использованием а) цикла с заданным количеством повторений FOR ; б) цикла с постусловием WHILE ; в) цикла с предусловием REPEAT . Развивает способность находить несколько вариантов решения задачи или проблемы, прорабатывать различные версии, находить оптимальное решение.

Творческое задание по теме

Как сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатике

Лишнее слово. Какое из слов лишнее и почему?

а) папка, файл, портфель, каталог;

б) дискета, флэш-память, дисковод, винчестер.

Акролог – загадка, в которой задуманное слово читается сверху вниз.

Как сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатике

    звуковая, тактильная, вкусовая …

    устройство для быстрого ввода текстовой и графической информации

    устройство для ввода текстовой информации и команд

    … память служит для кратковременного хранения информации

    … —жесткий магнитный диск

    устройство ввода, используемое в компьютерных играх

    Ребус. Цифры под рисунками означают, что из данного слова надо взять буквы в том порядке, в котором следуют одна за другой цифры.

    Как сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатикеКак сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатикеКак сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатикеКак сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатике

    Синквейн – пятистрочие. Правила написания:

    1 строка: одно слово – существительное – имя объекта

    2 строка: два слова – прилагательные – свойства объекта

    3 строка: три слова – глаголы – возможности объекта (активные и пассивные действия)

    5 строка: одно слово-синоним – вывод, заключение

    Вычислять, запоминать, вызывать

    Очень популярное вычислительное устройство

    Составить синквейн для одного из терминов: файл, Проводник, папка.

    Источник

    Занимательные задания на уроках информатики

    Занимательные задания на уроках информатики.

    Введение.

    Разработка творческих занимательных заданий и использование их на уроках и во внеурочной деятельности с учетом уровня подготовленности, направлений интересов способствует развитию одаренности у детей и подростков рамках изучения предметной области «Информатика». Одним из важнейших показателей развития работы с одаренными школьниками являются результаты предметных олимпиад и конкурсов и решение нестандартных творческих задач позволяют вести целенаправленную работу по подготовке обучающихся к различным предметным испытаниям. Помимо этого, использование занимательных задач позволяет повысить интерес учащихся к предмету, и как следствие, повысить качество их подготовки. Задания, предъявляемые обучающимся должны быть такими, чтобы как можно больше раскрыть творческий потенциал ребенка и помочь ему развивать свои способности. Кроме того, эти задания должны учитывать возрастные особенности, определяющие зону ближайшего развития и горизонт развития школьника. Элементы занимательности должны включаться не для того, чтобы развлечь учащихся, а чтобы возбудить у них стремление к преодолению трудностей на уроках информатики.

    1. Занимательность на уроке и во внеурочной деятельности

    Под занимательностью на уроке понимаются способы подачи учебного материала, задания, организация обучения, которые содержат в себе элементы необычайного, вызывающее интерес у школьников к учебному предмету.

    Всю занимательность обучения принято делить на «внешнюю» (не связанную с содержанием урока) и «внутреннюю», причем «внутренняя» занимательность предпочтительнее «внешней», и удельный вес ее должен постепенно увеличиваться.

    Все материалы занимательного характера обычно подразделяют на три группы:

    материалы, занимательные по форме;

    материалы, занимательные по содержанию;

    материалы, занимательные и по форме, и по содержанию.

    Элементы занимательности должны использоваться в рамках урока или во внеурочной деятельности дополняя, иллюстрируя учебный материал.

    Организационная занимательность – занимательность, связанная с организацией урока и лишь косвенно связанная с учебным материалом.

    Информационная занимательность – информация учебно-познавательного характера, которая вызывает любопытство учащихся. Обычно эта информация не ставит перед учащимися проблемы, а заставляет их задуматься.

    Внеучебные занимательные задания – задания, обычно не связанные непосредственно с программным материалом.

    Учебные занимательные задания – задания, непосредственно связанные с программным материалом и способствующие усвоению и закреплению его учащимися.

    Учебные задания занимательного характера ценны тем, что они наряду с привитием школьникам интереса к учению способствуют также определенному накоплению учебных знаний, умений и навыков.

    2. Занимательность в проектной деятельности.

    Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». В основе новых стандартов обучения лежит системно-деятельностный подход, а метод проектов есть средство реализации системно-деятельностного подхода. Поэтому в ажным требованием сегодняшнего дня стала подготовка учащихся школы к проектной и исследовательской деятельности, и здесь немаловажную роль играют такие факторы, как развитие познавательного интереса к различным областям знаний, способам их изучения, новым технологиям и видам познавательной деятельности и нестандартные творческие занимательные задания легко встраиваются в канву проекта. Основной целью проектной деятельности является как раз развитие творческой, свободно мыслящей личности, способной к жизни в современном обществе.

    Познавательный интерес оказывает огромное влияние на развитие важнейших качеств обучающихся, резко снижает их утомляемость, создается наиболее благоприятный климат для формирования и развития нового стиля умственной работы, проявления индивидуальных творческих способностей, дарований. Необходимым условием развития и формирования творческой личности школьников является отыскание важнейших путей побуждения учащихся к учению. Для этого можно и необходимо использовать занимательный материал, как содержательную основу проекта.

    Выполнение проекта в рамках одного урока:

    «Сравнение разных способов поиска информации»

    «Раскладка букв на клавиатуры: случайность или закономерность?»

    3. Использование занимательных заданий при подготовке к олимпиадам и конкурсам.

    Олимпиады и конкурсы являются одним из эффективных и проверенных на практике педагогических механизмов выявления и развития творческих способностей школьников, важной составляющей профильного обучения, обеспечивающей высокую мотивацию к образовательной и научной деятельности. Немаловажным является и то обстоятельство, что олимпиады стимулируют учителей к повышению профессионального уровня и качества работы. Методика подготовки к интеллектуальным соревнованиям, содержание заданий, их типы, критерии оценки привлекают пристальное внимание и интерес не только участников олимпиады, но и педагогов, родителей и обучающихся. Предметные олимпиады и конкурсы способствуют также формированию новых требований к содержанию и качеству образования, формам и методам учебной работы, являются важной составляющей в профориентационной работе с талантливыми школьниками. Важную роль в подготовке олимпиадам и конкурам играет решение нестандартных занимательных задач.

    Традиционно сложилось, что Всероссийская олимпиада школьников по информатике предлагает только задания по программированию, что предполагает глубокие знания не только алгоритмизации, специфических приемов и методов решения определенных заданий, но и овладение языком программирования.

    Практически во всех школах Советского района изучение информатики проходит на базовом уровне, только порядка 30% школ района предоставляют услуги по организации работы с обучающимися по информатике во внеурочное время. Но интерес к предмету достаточно высок и это демонстрирует участие практически всех школ района в олимпиадах и конкурсах, которые мы проводим в сотрудничестве с районной методической службой. С 2010 года ежегодно проводится районная олимпиада по информатике в период прохождения Всероссийской олимпиады школьников для обучающихся 5-8 классов по информационным технологиям, так называемый бескомпьютерный вариант.

    Зимой проводится конкурс по компьютерной графике для обучающихся 7-9 классов, весной – по инженерной и 3D графике для учеников 9-11 классов, и в весенние каникулы для ребят 6-7 классов проходит КВН по информатике. Для каждого конкурса разработаны положения, критерии оценки заданий, ежегодно разрабатываются и утверждаются сами задания. Чтобы подготовить обучающихся к участию в подобных конкурсах, педагогу необходимо с пятого класса, а если в школах существует такая возможность, то и раньше, начинать проводить соответствующую работу. Существует масса заданий, развивающих потенциал ребенка, которые учитель может включить в канву урока или перенести во внеурочную деятельность (Приложение 1).

    4. Виды занимательных заданий

    Выделяются следующие виды занимательных заданий:

    Практические работы занимательного характера. Однако, практическая работа составлена так, что ее выполнение невозможно без хорошего знания учебного материала.

    Дидактические игры. В игре всегда содержится элемент неожиданности и необычности, решается какая-либо задача, проблема.

    То есть, занимательные материалы это:

    материалы, занимательные по форме (различные виды головоломок);

    материалы, занимательные по содержанию (занимательные задачи, викторины);

    материалы, занимательные и по форме, и по содержанию (дидактические игры).

    4.1. Головоломки

    Головоломка – это сложная, трудноразрешимая загадка, задача. Использование головоломок – эффективный инструмент повышения интереса учащихся к предмету.

    Применение головоломок дает возможность повысить мотивацию учащихся, и дать им знания.

    Ни у кого из тысячи пиратов

    Не наберется тысячи дукатов.

    Но даже самый маленький пират

    Имеет все же хоть один дукат.

    Так можно ли сказать о тех пиратах,

    Что среди них – безусых и усатых,

    Косматых, безбородых, бородатых –

    Есть двое одинаково богатых?

    Анаграмма – слово или словосочетание, образованное перестановкой букв другого слова или словосочетания.

    рпгоармма – ывосакя опзэяи, ерузьлатыт ёе аробыт ргбуяа рпзоа.

    Криптограмма – предложение или высказывание зашифровано с помощью самой простой технологии: каждая буква алфавита заменена какой-нибудь другой буквой.

    Как сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатике

    Как сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатике

    Как сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатике

    Как сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатике

    4.2. Викторины

    Что надо подключить к компьютеру, чтобы отправиться путешествовать по Интернету

    Назовите самое кусачее устройство компьютера

    Какое устройство позволяет увидеть на экране монитора то, что было на бумаге

    Что у компьютера может быть внешним и внутренним

    Непоседа на экране монитора

    Что можно назвать подмышкой

    Как еще можно назвать жесткий диск

    В какой системе счисления считают осьминоги

    4.3. Занимательные задачи

    Задача – некая ситуация, включающая в себя набор исходных данных, используя которые требуется ответить на поставленный в условии вопрос.

    Существуют различные виды занимательных задач, применяемых в учебном процессе, которые различаются:

    по способу подачи информации (текстовые, графические, задачи-рисунки),

    по способу решения (арифметические, алгебраические, геометрические, графические),

    по содержанию (количественные и качественные),

    по функциональным возможностям в обучении (задачи с дидактическими функциями, задачи с познавательными функциями, задачи с развивающими функциями)

    В классе 35 учеников. Из них: 20 школьников занимаются в математическом кружке, 11 – в экологическом, 10 ребят не посещают эти кружки. Сколько экологов увлекаются математикой?

    4.4. Дидактические игры

    Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.

    Как сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатике

    Как сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатикеКак сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатике

    Как сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатикеКак сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатике

    Как сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатике

    Как сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатике

    Как сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатикеКак сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатике

    Как сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатике

    Как сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатике

    Как сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатике

    Как сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатике

    Как сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатикеКак сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатике

    Как сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатике

    Как сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатике

    Как сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатике

    Как сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатике

    5. Методика проведения уроков с элементами занимательности

    Обучение — это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков.

    Под методикой использования занимательных заданий на уроках понимаем методы, средства и приемы подачи занимательных задач, занимательные формы организации обучения.

    Методика использования занимательных аналогична методике использования обычных заданий, но, в то же время, обладает некоторыми особенностями:

    использование занимательных заданий целесообразно тогда, когда есть опасность непринятия учащимися какого-либо учебного задания;

    при прохождении сложных тем или при постановке трудных дидактических задач урока;

    при выработке умений и навыков учащихся, когда требуется выполнить значительное количество однотипных упражнений;

    при подготовке к конкурсам и олимпиадам;

    при изучении материала, подлежащего прочному запоминанию.

    Для каждого занимательного материала, который предполагается использовать на уроке, необходимо, чтобы он соответствовал уровню класса, соответствовал структуре урока, его использование должно дать нужный эффект.

    6. Требования к занимательному материалу

    Уроки, в контексте которых используются занимательные задачи намного продуктивнее. К используемому материалу логично предъявлять следующие требования:

    1. Занимательный материал должен привлекать внимание учеников постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа.

    2. Занимательный материал должен вызывать познавательную активность учащихся, помогать им выяснять причинно-следственные связи между явлениями.

    3. Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития.

    4. Занимательный материал на уроке не должен требовать большой затраты времени, но должен быть ярким, эмоциональным моментом урока.

    При подборе или составлении занимательных заданий, в первую очередь, необходимо руководствоваться их полезностью для достижения поставленных целей урока. Наиболее значимыми целями для преподавателя информатики являются формирование теоретических знаний, умений добывать, систематизировать знания, развитие мышления, способность выражать мысли, воспитание информационной и коммуникативной культуры. Поэтому целесообразно отдавать предпочтение кроссвордам, занимательным задачам, викторинам и практическим заданиям с элементами занимательности и дидактическим играм.

    Рекомендуемое количество вопросов в кроссвордах в зависимости от возраста.

    Рекомендуемое количество букв в загаданном слове ребуса в зави­симости от возраста.

    Большое количество материала с занимательным по форме и содержанием можно найти в сети Интернет. (Например, материалы сайта Фестиваль педагогических идей и инноваций http://festival.1september.ru). Много разработок публикуется в журналах «Информатика и образование» и «Информатика в школе», в газете «Информатика», приложение к газете «Первое сентября». В настоящее время выпущено несколько отдельных изданий с подборками занимательных заданий по информатике.

    Возможно и самостоятельное составление занимательных задач по аналогии, т.е. преобразование исходной задачи с изменением начальных условий или после выявления потребности в подготовке составить необходимое задание самостоятельно (Приложение 2).

    Некоторую часть занимательного материала могут подготовить ученики. Например, в качестве домашнего задания по некоторым темам, можно предложить учащимся составить викторину, кроссворд, ребус и т.д.

    Заключение.

    При выборе занимательных заданий учитель, в первую очередь, должен руководствоваться их потенциальной пригодностью для достижения поставленных целей.

    На этапе подготовки урока или внеклассного мероприятия также большое значение имеет соблюдение требований к занимательному материалу таких как:

    требовать напряженной деятельности воображения в сочетании с умением использовать полученные знания;

    вызывать познавательную активность учащихся, помогать им выяснять причинно-следственные связи между явлениями;

    соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития;

    не должен требовать большой затраты времени.

    Учитель может использовать как готовый занимательный материал, так и преобразованный, адаптированный в соответствии конкретными дидактическими целями.

    Большую ценность имеют задания для учащихся, требующие самостоятельного составления занимательных материалов. В данном контексте многие виды занимательности, сохраняя свои основные функции, приобретают новые, очень важные, такие как: формирование умений добывать, систематизировать и применять знания, умения учиться, навыков самообразования; развитие способности выражать мысли; воспитание информационной культуры.

    Осмысленное, систематическое применение занимательных заданий дает стабильную положительную динамику результативности обучения, повышает интерес учащихся к предмету, который учит ориентироваться в информационном пространстве, повышает общий уровень информационной культуры. Учащиеся с удовольствием приходят на уроки информатики и откликаются на предложения участвовать в конкурсах и проектах.

    Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Москва. Творческий центр Сфера. 2006

    Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. Москва. Бином.Лаборатория знаний.2005

    Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Уроки информатики в 5-6 классах. Москва.Бином.Лаборатория знаний.2004

    Зубрилин А. А. Занимательные задачи на уроках информатики // Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». 2004. № 5.

    Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.Просвещение, 1992г.

    http://rebuses.ru/ теория возникновения ребусов, типология ребусов, примеры ребусов

    http://www.rusedu.info/ сайт Информатика: методика, разработки уроков, презентации, учебные программы.

    http://pomozgui.ru/ сайт головоломок, логических игр

    Школьная олимпиада по информатике для учащихся 5-6 классов

    1. На уроке физкультуры ученики выстроились в линейку на расстоянии одного метра друг от друга. Вся линейка растянулась на 25 метров. Сколько было учеников? (2 балла)

    2. Как отмерить 20 минут для варки каши, имея песочные часы на 9 минут и на 7 минут? (2 балла)

    3. Определить систему счисления, в которой верно равенство:11Как сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатике+12Как сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатике=23Как сделать задачи по информатике. Смотреть фото Как сделать задачи по информатике. Смотреть картинку Как сделать задачи по информатике. Картинка про Как сделать задачи по информатике. Фото Как сделать задачи по информатике

    4. Разведка звездной империи ФИГ-45 перехватила секретное шифрованное сообщение враждебной планеты Медуза: ДУРАК+УДАР=ДРАКА. Известно, что разные цифры зашифрованы разными буквами, а одинаковые цифры — одинаковыми буквами. Два электронных думателя взялись найти решение и получили два разных ответа. Может ли такое быть или один из них надо сдать в переплавку? (4 балла)

    5. Компьютер, подключенный к Интернету, всегда имеет… (2 балла)

    1) IP-адрес 2) адрес электронной почты

    3) домашнюю WEB-страничку 4) почтовый адрес

    6. Решите кроссворд. (4 балла)

    3. Устройство ввода

    4. Её делят на внешнюю и внутреннюю.

    5. Основное устройство для ввода информации

    7. Устройство для обработки информации

    8. В природе, в основном, серая, для компьютера, в основном, белая …

    Из букв, стоящих в выделенных клетках, составь слово, которое имеет отношение к компьютерам.

    7. На вход программе, приведенной ниже, поданы числа 10 и 15. (4 балла)

    Какие значения будут получены в результате ее работы?

    Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *