Как сделать задержку освещения салона
Простая схема плавного гашения салонного света
Я собираюсь рассказать Вам здесь о простой схеме плавного выключения освещения в салоне автомобиля. В её состав входит небольшой конденсатор и несколько необходимых для работы этого устройства вспомогательных элементов. Несмотря на кажущуюся простоту, схема может сгодиться для любого автомобиля. Всё, что для этого потребуется – это бережно и аккуратно припаять её к двум клеммам плафона салонного освещения.
Теперь осветим подробнее, как должна работать данная схема. Спрямляющий диод призван защитить устройство от переполюсовки и надёжно препятствовать непредвиденной утечке тока в противоположном направлении. Тем самым полностью предотвращается случайный разряд заряженного конденсатора в цепь.
Необходимо также учесть, что в ряде автомобилей плафон салона изначально запараллелен с багажной лампочкой. При большем расходе тока нам потребуется, соответственно, и большая ёмкость, которая задействована в нашем устройстве.
От диода ток прямиком направляется на плафон, а также и на сопротивление величиной 1 Ом. Основная функция вспомогательного резистора – ограничение силы тока, напрямую влияющего на зарядку конденсатора. Если подключенный к сети конденсатор окажется полностью разряженным, то произойдёт резкий всплеск потребляемого тока. Конденсатор в данном случае – потенциальный источник короткого замыкания. Именно это может явиться причиной поломки предохранителя, защищающего электросеть от короткого замыкания.
Заряженный конденсатор, как только освещение в салоне будет отключено, медленно начинает отдавать наработанную энергию обратно в сеть. По мере того, как будет происходить разряд, напряжение в осветительной цепи неуклонно снижается. Создаётся эффект плавного угасания лампочки в салоне. Длительность его напрямую зависит от ёмкости конденсатора. Чем больше ёмкость, тем медленнее в салоне гаснет свет. И наоборот.
При замене обычных лампочек светодиодами ёмкость конденсатора придётся уменьшить, добавив в схемку «дотушивающий» резистор. Это связано с нелинейностью падения тока в светодиодах. Дело в том, что ток, проходящий через светодиод, при разрядке на него конденсатора нелинеен, и поэтому свет в салоне будет затухать неравномерно. Без такого резистора гаснущий вначале плавно плафон в конце будет продолжать светиться ещё около минуты, сохраняя 10% яркости.
Audi 80 Ведро овощей › Бортжурнал › Ремонт и проверка реле Задержки салонного освещения
Запись про — годы берут свое
Перед установкой в автомобиль реле VAG 447 947 115C задержки салонного освещения, решил проверить его работу и был опечален — поцыэнт конечно скорее жив чем метрв был, но хворал в силу возраста.
Т.е. реле при подаче питания щелкало, но стоило чуть шевельнуть — питание пропадало, ну и плюс ко всему не размыкался контакт через 30 секунд, т.е. на плафоны постоянно шел минус с контакта реле — что в итоге совсем плохо — т.к. у плафонов бы стало вместо трех положений только два — вкл и выкл )))
Плата реле была очищена от канифоли — коей было в изобилии — зубной щеткой и нашатырным спиртом.
Горелого ничего не было — значит возрастное, мультик в руки и прозвон все чего только можно — диоды все исправные — остальное не выпаивая не прозвонить, но т.к. внешний вид нормальный — то не нужно, да и вряд ли возможно без паяльной станции.
После очиски платы — косяки в принципе видны были невооруженным глазом, мультик только подтверждал предположения, что в цепи обрыв.
В общем пайнул слегка в трех местах и получил в результате от такой ДЭВАЙС
____________________________________________________
Реле задержки салонного освещения VAG 447 947 115C производства EAP.
Синий корпус, 7 контактов, под торпедой.
30a — постоянное питание
15a — питание при включенном зажигании
31 — земля
31L — замыкается на землю, сюда подключаются лампы салонного света, вместо концевиков
T — к концевикам в дверях
31z — к зелёному проводу с синей полосой от центрального замка
30az — х.з. зачем, можно не использовать. Если подать сюда +12 когда активна задержка, то свет выключится
Если контакт T замкнут на землю ( дверь открыта ), то контакт 31L соединён с землёй.
Если на контакте 15a нет напряжения ( зажигание выключено ), то при размыкании контакта T от земли, контакт 31L будет замкнут на землю ещё 30 секунд. ( та самая задержка света в салоне — закрыли машину, свет горит ещё 30 секунд )
Если на контакте 15a напряжение есть, всё так же, но задержка будет около 1 сек.
Если подать напряжение на контакт 15a когда активна задержка из п.2, то контакт 31L разомкнётся через 1с. ( сели в машину, закрыли дверь, свет погаснет как только включим зажигание )
Если контакт 31z замкнуть на землю когда активна задержка, то контакт 31L разомкнётся через 1с. ( закрыли машину ключом/брелком )
Ну и видео испытаний сделал
Всем заглянувшим/посмотревшим спасибо
скоро подключение чудо реле — пусть топорно, пусть старинно, но зато как бы штатно почти ))) + еще будет совместно с ним зуммер из миничека подключен
Всем вежливого света!
____________________________________________________
Ну и Пестня в студию
Универсальная схема плавного отключения света в салоне авто на конденсаторе.
Сегодня мы расскажем, как своими руками сделать универсальную схему плавного отключения света в салоне авто на конденсаторе.
Ранее я публиковал статью о плавном отключении света в салоне автомобиля daewoo, но некоторым автомобилистам она может показаться слишком сложной для повторения. Я решил опубликовать самую простую схему задержки выключения и плавного гашения света на конденсаторе и нескольких вспомогательных элементах. Эта схема подойдет для любого автомобиля, вне зависимости от производителя. Все что вам потребуется, это припаять схему параллельно клемам подключения лампы вашего салонного фонаря.
Давайте рассмотрим как действует схема. Верхний на схеме диод защищает схему от переполюсовки и препятствует обратному ходу тока. То есть предотвращает разрядку конденсатора на других потребителей кроме лампы салона. В некоторых автомобилях параллельно лампе салона установлена лампа освещения багажника. Чем больше потребителей, тем большую емкость конденсатора придется задействовать для организации плавного тушения света.
Далее, ток поступает непосредственно на лампу и на токоограничивающий резистор номиналом несколько Ом (на схеме указан 1 Ом). Его функция заключается в ограничении тока зарядки конденсатора.
При подключении разряженного конденсатора к бортовой сети автомобиля будет наблюдаться большой импульс тока, так как в разряженном виде конденсатор представляет собой КЗ, что может вывести из строя предохранитель отвечающий
за цепь освещения салона. Через этот резистор происходит заряд конденсатора и накопление в нем энергии, которая при отключении освещения (на схему перестанет поступать напряжение от борт сети) начнет отдавать запасенную энергию через резистор и параллельно ему подключенный диод к нашей лампочке.
По мере разряда конденсатора напряжение на лампе будет падать и будет создаваться визуальный эффект плавного отключения освещения салона. Время задержки выключения подсветки определяется емкостью конденсатора, чем выше емкость, тем больше задержка. Следует отметить, что в случае применения в осветителе не ламп накаливания, а светодиодных лампочек потребуется меньшая емкость конденсатора и резистор осуществляющий «дотушивание». Это вызвано тем, что ток потребляемый светодиодной лампой при снижении напряжения (на конденсаторе) не линеен и сильно падает при снижении напряжения до 7-8 вольт.
Без дотушивающего резистора вы увидите плавное тушение до определенного предела, а после лампа будет еще минуту светиться в 10% яркости.
Если у вас так же имеются самоделки для автомобиля, поделитесь ими. Пришлите их на нашу почту samodelkainfo@yandex.ru или зарегистрируйтесь на сайте и самостоятельно опубликуйте ваше творение.
Автор статьи “Универсальная схема плавного отключения света в салоне авто на конденсаторе” Самоделкин