Как сделать заголовок в libreoffice

Блог про LibreOffice

Советы, трюки, хитрости, инструкции, руководства

Страницы

1 ноября 2014 г.

LibreOffice Writer: Сложная автонумерация заголовков

Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть фото Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть картинку Как сделать заголовок в libreoffice. Картинка про Как сделать заголовок в libreoffice. Фото Как сделать заголовок в libreoffice

Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть фото Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть картинку Как сделать заголовок в libreoffice. Картинка про Как сделать заголовок в libreoffice. Фото Как сделать заголовок в libreoffice

Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть фото Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть картинку Как сделать заголовок в libreoffice. Картинка про Как сделать заголовок в libreoffice. Фото Как сделать заголовок в libreoffice

Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть фото Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть картинку Как сделать заголовок в libreoffice. Картинка про Как сделать заголовок в libreoffice. Фото Как сделать заголовок в libreoffice

На вкладке «Нумерация» в левом списке выбирается уровень заголовка, для которого будут применяться параметры. В списке «Стиль абзаца» выбирается стиль заголовка, для которого применяются индивидуальные параметры.
Список «Число» позволяет задать тип нумерации.
Список «Стиль символа» позволяет выбрать стиль символа, который будет применен для номера. Так для заголовка второго уровня выбран стиль «Синий символ».
В разделе «Разделитель» задается разделитель до номера и после. Для заголовка первого уровня в примере добавлена подпись «Приложение» до номера, а после номера добавлено тире.

Не стоит забывать про скрытые возможности LibreOffice: вызов диалога «Выбор символа» из текстовых поле.

Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть фото Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть картинку Как сделать заголовок в libreoffice. Картинка про Как сделать заголовок в libreoffice. Фото Как сделать заголовок в libreoffice

На вкладке «Положение» задаются параметры выравнивания и отступов.

LibreOffice позволяет достаточно гибко настроить автонумерацию для каждого уровня заголовков и добиться любого желаемого результата.

Источник

Оглавление в LibreOffice Writer

В этой статье хотелось бы рассказать о нюансах создания и редактирования оглавления в LibreOffice Writer — штуке удобной и часто обязательной в исследовательских, курсовых и дипломных работах.

Для начала нам понадобиться текст, разделённый на озаглавленные части. Самый простой вариант — стихи. Возьмём, например, четверостишия Агнии Барто из цикла «Игрушки». Скопируем и вставим их в новый документ (напомню, что, чтобы создать его, нужно просто щёлкнуть по ярлыку Writer или выбрать пункт Создать: Документ Writer на стартовом экране пакета):

До какого-то момента я, к своему стыду, делала оглавление следующим образом: набираешь или копируешь нужный заголовок, добавляешь к нему номер страницы и выравниваешь расстояние между ними точками. О, это долгое и бестолковое занятие, особенно, если документ нужно было сдать «вчера». Поэтому призываю вас один раз разобраться с автоматическим оглавлением, существенно облегчив себе дальнейшую жизнь 🙂

Сохраним документ и приступим к созданию оглавления. Самый простой путь в данном случае — использовать стили. По сути стиль — это шаблон настроек шрифта, который позволяет быстро применить их к нужному фрагменту текста. Назначим стили в нашем документе: для этого будем выделять нужный заголовок и выбирать нужный стиль в выпадающем списке на панели инструментов:

Из уважения к великой поэтессе вернём оригинальное название стиха и снова обновим оглавление.

Такое оглавление позволяет быстро переходить в определенное место документа: для этого достаточно щёлкнуть по нужному пункту с зажатой клавишей Ctrl.

При работе с оглавлением иногда бывает необходимо внести изменения вручную. Например, мы не хотим, чтобы строка «Агния Барто «Игрушки» отображалась как пункт в содержании, а хотим сделать её заголовком. Для этого нужно разрешить редактирование вручную (по умолчанию это запрещено).

Щёлкнем правой кнопкой мыши по оглавлению, выберем пункт контекстного меню Править оглавление/указатель и снимем флажок Защищено от изменений вручную на вкладке Вид. Теперь мы сможем удалить этот пункт и перенести заголовок в начало документа. При этом содержание мы вырезали и вставили между заголовком и основным текстом:

Отметим, что при перемещении содержание «потеряло» серый фон и теперь его нельзя будет отредактировать. Оно по-прежнему позволяет переходить к содержанию нужного пункта, но теперь для него недоступно обновление, изменение стилей и другие операции. Поэтому целесообразно переносить только финальный вариант оглавления.

На этом закончим. В данной статье мы рассмотрели основные приёмы работы с оглавлением в LibreOffice Writer. Однако, если у вас остались вопросы по данной теме, вы можете задать их в комментариях или на нашем форуме. Мы постараемся оперативно на них ответить 🙂

Источник

Свободные программы в офисе и дома

Подготовка текстовых документов в LibreOffice Writer

Предлагаемая ниже последовательность выполнения этих шагов позволяет производить каждое действие только один раз с тем, чтобы не возвращаться к нему после выполнения других изменений. Но, конечно, эта последовательность может быть изменена в соответствии с собственными предпочтениями.

Выбор параметров страницы

Точно так же, как при рукописном составлении документа сначала надо приготовить лист бумаги, перед началом набора текста в LibreOffice Writer требуется настроить параметры страницы.

Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть фото Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть картинку Как сделать заголовок в libreoffice. Картинка про Как сделать заголовок в libreoffice. Фото Как сделать заголовок в libreoffice
Настройка параметров страницы.

Также следует решить, надо ли использовать колонки (как в газете) или же текст будет располагаться по всей ширине страницы. И указать это в крайней правой вкладке Колонки окна настроек страницы.

Сделанный выше выбор ориентации страницы действует на весь документ. Но иногда бывает необходимо это изменить. Например, текст в документе обычно располагается на странице с портретной ориентацией, но одна или несколько широких таблиц требуют для размещения страницу с альбомной ориентацией.

Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть фото Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть картинку Как сделать заголовок в libreoffice. Картинка про Как сделать заголовок в libreoffice. Фото Как сделать заголовок в libreoffice
Смена ориентации страницы с портретной на альбомную.

Текст документа

Составлять предварительный текст документа удобно прямо в LibreOffice Writer. Сейчас можно не обращать внимания на его форматирование и сосредоточиться на содержании. При наборе текст будет появляться на экране в соответствии с настройками программы по умолчанию. В дальнейшем можно будет изменить тип, цвет и размер шрифта, выравнивание на странице, расстояние между строками и абзацами, расстояние между буквами, отступ первой строки, обозначить заголовки и сделать многое другое.

Часто в документе приходится делать вставки текста из других источников, например, из электронного письма или со страницы сайта. При этом вставляемые фрагменты могут получить разный тип и размер шрифта. Но на данном шаге на это можно не обращать внимания.

Для всего процесса хорошо подходит определение «накидать документ». В результате должна получиться предварительная версия, близкая по смыслу и объему к окончательной.

Предварительное форматирование

Все инструменты форматирования находятся в пункте главного меню Формат. Некоторые из них продублированы кнопками на панели инструментов.

Если документ состоит из нескольких разделов, имеющих собственные заголовки, то им (и главному заголовку тоже) рекомендуется присвоить тип Заголовок. Это позволит в дальнейшем автоматически получить оглавление документа. Номер заголовка определяет его значимость. Чем больше номер, тем ниже в иерархии находится заголовок. Общий заголовок документа обычно имеет тип Заголовок 1.

Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть фото Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть картинку Как сделать заголовок в libreoffice. Картинка про Как сделать заголовок в libreoffice. Фото Как сделать заголовок в libreoffice
Настройка параметров абзаца.

Шапка документа и таблицы

Некоторые документы имеют так называемую «шапку». Это характерно, например, для служебных записок и писем. Шапка представляет из себя два блока текста, сдвинутых вправо. Обычно это «кому» и «от кого». Похожая ситуация возникает, когда требуется подготовить место для подписания документа двумя равноправными сторонами, например при составлении договора. Для того, чтобы обеспечить точное расположение текстовых блоков на странице, удобно использовать таблицу. В нужном месте вставляют таблицу размером 2 столбца на 2 строки и заполняют нужные ячейки. Конечно при необходимости можно указать любое другое количество столбцов и строк. Обрамление ячеек устанавливают в положение Убрать обрамление в окне Свойства таблицы, что позволяет видеть линии, которые образуют таблицу, только не экране, но не на распечатанном документе. Для того, чтобы открыть это окно, таблицу надо сначала выделить.

Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть фото Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть картинку Как сделать заголовок в libreoffice. Картинка про Как сделать заголовок в libreoffice. Фото Как сделать заголовок в libreoffice
Вставка таблицы.
Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть фото Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть картинку Как сделать заголовок в libreoffice. Картинка про Как сделать заголовок в libreoffice. Фото Как сделать заголовок в libreoffice
Функция Убрать обрамление.

Линии, разделяющие колонки и строки, можно двигать с помощью мыши для точной настройки размеров.

Таблицы удобны и во многих других случаях, поэтому их используют часто. Для уверенного управления свойствами таблиц имеет смысл разобраться в настройках, которые можно произвести в окне Свойства таблицы. Например, там есть очень полезная вкладка На странице. С ее помощью можно разрешить или запретить разбиение таблицы или ее строк между страницами. Можно также повторять заголовок (первую строку или первые несколько строк) на каждой странице. Эти настройки полезны для многостраничных таблиц.

По щелчку правой кнопкой мыши на выделенной таблице появляется меню, которое позволяет добавлять в таблице строки и колонки, удалять строки и колонки, объединять и разделять ячейки и делать многое другое.

Нумерация страниц и титульный лист

Многостраничные документы могут иметь титульный лист и снабжаться нумерацией страниц.

Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть фото Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть картинку Как сделать заголовок в libreoffice. Картинка про Как сделать заголовок в libreoffice. Фото Как сделать заголовок в libreoffice
Включение автоматической нумерации страниц.
Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть фото Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть картинку Как сделать заголовок в libreoffice. Картинка про Как сделать заголовок в libreoffice. Фото Как сделать заголовок в libreoffice
Отключение простановки номера титульной страницы.

Списки

Как пример подобного объекта можно привести простой ненумерованный список в самом начале этого раздела. Кроме того, списки могут быть нумерованными. Списки также могут быть вложенными, когда позиции списка в свою очередь состоят из списков.

Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть фото Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть картинку Как сделать заголовок в libreoffice. Картинка про Как сделать заголовок в libreoffice. Фото Как сделать заголовок в libreoffice
Создание списка.
Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть фото Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть картинку Как сделать заголовок в libreoffice. Картинка про Как сделать заголовок в libreoffice. Фото Как сделать заголовок в libreoffice
Окно настройки списка.

Для обратной операции, перевода списка в обычный текст надо выделить его, затем в появившемся по щелчку правой кнопкой мыши меню выбрать Маркеры и нумерация и нажать кнопку Удалить.

Вставка изображений

Текстовый документ может содержать рисунки, фото, сканированные изображения, которые предварительно были подготовлены и находятся в компьютере в виде файла. Подготовка заключается в получении нужного размера и типа изображения. Этот вопрос рассматривается в главе Обработка и создание изображений. Здесь имеет смысл опираться на здравый смысл. Например, фото, полученное с помощью профессиональной камеры, может иметь размер изображения более 10 Мп и размер файла более 20 Мб. Хотя такое изображение можно вставить в текстовый документ, это будет нерационально. Работать с ним станет сложно, а при печати на принтере на обычной офисной бумаге качество все равно будет «офисным». Ясно, что файл фото нужно преобразовать в более компактный вид. Рекомендуется использовать файлы до 100-150 кб, если к изображению нет каких-то особых требований.

При щелчке правой кнопкой мыши на вставленном изображении возникает меню, которое позволяет вызвать окна дополнительных настроек.

Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть фото Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть картинку Как сделать заголовок в libreoffice. Картинка про Как сделать заголовок в libreoffice. Фото Как сделать заголовок в libreoffice
Окно настройки изображения.
Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть фото Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть картинку Как сделать заголовок в libreoffice. Картинка про Как сделать заголовок в libreoffice. Фото Как сделать заголовок в libreoffice
Окно настройки подписи под изображением.

Здесь можно указать подпись под изображением, назначить автоматическую нумерацию всех изображений в тексте, указать тип обтекания изображения текстом, сделать рамку, определить отступы от текста и фон, сделать изображение гиперссылкой и другое.

Для удаления изображения надо его выделить, затем в появившемся по щелчку правой кнопкой мыши меню выбрать Вырезать.

Сноски

Иногда появляется необходимость дополнить основной текст некоторым вспомогательным содержанием, но при этом нежелательно нарушать общий ход изложения. В таких случаях удобно сделать сноску (примечание) внизу страницы.

Сноска располагается в подвале страницы и отделяется от основного текста горизонтальной линией. По умолчанию для сносок используется шрифт меньшего размера. Все примечания автоматически нумеруются и эта нумерация также автоматически обновляется при вставке новых примечаний.

Сноска вставляется в том месте текста, где находится курсор. При этом в подвале страницы появляется ее номер. Сам текст сноски пишется как любой другой текст. Его можно редактировать и форматировать обычным образом.

При любых манипуляциях с документами текст сноски всегда будет оставаться на той же странице, где расположен основной текст в который она была вставлена.

Автоматическое создание оглавления

Для сложного многостраничного документа, который содержит озаглавленные разделы, бывает полезно создать оглавление. Этот процесс полностью автоматизирован, если заголовки разделов получили тип Заголовок, как это было рекомендовано выше.

Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть фото Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть картинку Как сделать заголовок в libreoffice. Картинка про Как сделать заголовок в libreoffice. Фото Как сделать заголовок в libreoffice
Вставка оглавления.
Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть фото Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть картинку Как сделать заголовок в libreoffice. Картинка про Как сделать заголовок в libreoffice. Фото Как сделать заголовок в libreoffice
Управление оглавлением.

При изменении документа оглавление автоматически не обновляется, это надо делать вручную. Иногда требуется изменить шрифт оглавления или что-то еще. Для этих целей служит частное меню, которое возникает при щелчке правой кнопкой мыши на оглавлении и позволяет обновлять, править или удалить его.

Сохранение документов

В процессе работы над документом, а тем более перед его распечаткой на принтере или отправкой адресату по электронной почте, рекомендуется проверять текст на отсутствие ошибок. Встроенная проверка орфографии помогает исправлять ошибки в процессе набора, но она не следит за употреблением правильных падежей и времен и тому подобными особенностями текста. Проверка пунктуации отсутствует.

Сохранение созданного документа в «родном» для LibreOffice формате ODF обеспечивает наиболее надежный результат. Поэтому для хранения или переноса рекомендуется использовать именно его, файл при этом получит расширение odt.

Для обмена документами (но не для хранения) файл может быть сохранен как doc (Microsoft Word 97/2000/XP/2003) или docx (Microsoft Word 2007/2010 XML). Файл формата docx все еще остается менее предпочтительным, так как он может не открыться на старых компьютерах. Оба формата можно рекомендовать только для ситуации, когда офисный пакет LibreOffice у адресата отсутствует.

Остальные форматы для сохранения текстовых документов требуется использовать гораздо реже.

Источник

Глава 3 – Использование Стилей и Шаблонов¶

Что такое шаблоны?¶

Шаблоны могут содержать в структуре документа текст, таблицы, графику, установленные стили, информацию пользователя, такую, как единицы измерения, язык, принтер по умолчанию, настройки меню и панелей инструментов.

Все компоненты LibreOffice поддерживают шаблоны. Можно создать отдельные шаблоны для любых типов документов (текст, электронные таблицы, рисунки, презентации). Если при создании нового документа не выбрать какой-либо специальный шаблон, то он будет основан на стандартном шаблоне по умолчанию. Если не указан шаблон по умолчанию, то LibreOffice использует чистый лист для этого типа документа LibreOffice. Подробнее смотрите раздел Установка шаблона по умолчанию.

По умолчанию LibreOffice может не содержать стандартных шаблонов. При необходимости можно скачать готовые шаблоны из интернета или создать собственные шаблоны. Официальный репозиторий шаблонов LibreOffice находится на сайте http://templates.libreoffice.org/. Также подборку русскоязычных шаблонов можно найти на сайте http://myooo.ru/content/blogsection/15/99.

Шаблоны, наряду со стилями, составляют одну из основных концепций LibreOffice.

Что такое стили?¶

Стиль ― совокупность правил (настроек) оформления текста, таблиц, врезок и страниц. Стили содержат целую группу настроек форматирования и позволяют быстро применить заданное форматирование к объектам в документе.

Большинство пользователей форматируют абзацы, слова, таблицы, разметку страниц и другие части документа без использования стилей. Таким образом, они создают документы в соответствии с физическими атрибутами. Например, заголовки выделяются полужирным начертанием.

Стили являются логическими атрибутами. Это означает, что необходимо перестать мыслить категориями: размер шрифта 14pt, Times New Roman, жирный, расположение по центру и др. Необходимо перейти на структурное мышление и начать воспринимать текст как совокупность заголовков (1-го, 2-го, n-го уровня), абзацев основного текста и т.д. Другими словами, надо отвлечься от внешнего оформления и сосредоточиться на структуре текста. Так, например, к заголовку необходимо применять стиль Заголовок, которому присвоены различные характеристики (начертание, размер шрифта, отступы).

Стили помогают сконцентрироваться на документе. Они также делают значительно проще процесс изменения форматирования. Например, необходимо изменить отступ всех абзацев или шрифт для всех заголовков (или для заголовков определенного уровня) в документе. Для большого документа эта простая задача может стать большой проблемой, если решать ее вручную. Применение стилей делает задачу легко решаемой.

Кроме того, стили используются в LibreOffice для многих других функций, например, Writer создаёт оглавление, опираясь на стили типа «Заголовок». Некоторые общие примеры использования стилей приведены в разделе Примеры использования стилей.

Компоненты LibreOffice поддерживают следующие типы стилей:

Writer:

Calc:

Impress и Draw:

Base и Math не имеют собственных стилей, однако к объектам из Base и Math могут применяться стили тех модулей, в которые они вставлены. Например, к формулам могут быть применены стили врезок Writer.

LibreOffice содержит большое количество готовых стилей. Можно использовать стандартные стили, изменять их или создавать новые стили так, как это описано в данной главе.

В различных компонентах доступны различные наборы стилей.

Тип стиляWriterCalcImpressDraw
Страницаxx
Абзацx
Символx
Врезкаx
Нумерованный списокx
Ячейкаx
Презентацияxx
Графика(включены в стилях врезок)xx

Применение стилей¶

LibreOffice предоставляет несколько способов выбора стилей для применения.

Использование диалога Стили и форматирование¶

Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть фото Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть картинку Как сделать заголовок в libreoffice. Картинка про Как сделать заголовок в libreoffice. Фото Как сделать заголовок в libreoffice

Значок Стили на панели форматирования

Окно Стили и форматирование отображает доступные для использования в текущем компоненте LibreOffice типы стилей. На рисунке ниже показан диалог Стили и форматирование для Writer с открытой вкладкой Стили абзаца. Данное окно можно передвинуть в любое место на экране или прикрепить к краю экрана.

Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть фото Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть картинку Как сделать заголовок в libreoffice. Картинка про Как сделать заголовок в libreoffice. Фото Как сделать заголовок в libreoffice

Окно Стили и форматирование компонента Writer

В нижней части окна Стили и форматирование есть выпадающий список. Он позволяет сортировать списки стилей, отображаемые в окне. Можно выбрать отображение всех стилей или группы стилей, например, только пользовательских стилей. Очень удобен фильтр По иерархии.

Использование стилевой заливки¶

Используйте стилевую заливку, чтобы применить стиль к нескольким различным областям, без необходимости каждый раз возвращаться к окну Стили и форматирование. Этот метод весьма полезный, если необходимо отформатировать много разбросанных по тексту абзацев, ячеек или других элементов с единым стилем.

Когда режим Стилевая заливка активен, то нажатия на правую кнопку мыши отменяют последние изменения. Будьте осторожны, чтобы случайно не нажать правую кнопку мыши, отменив при этом действия, которые требовалось сохранить.

Использование списка Используемые стили¶

Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть фото Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть картинку Как сделать заголовок в libreoffice. Картинка про Как сделать заголовок в libreoffice. Фото Как сделать заголовок в libreoffice

Список Используемые стили на панели форматирования

Выберите пункт Еще. внизу списка, чтобы открыть окно Стили и форматирование.

Использование клавиатурных сочетаний клавиш¶

Некоторые сочетания клавиш в LibreOffice предопределены для применения стилей. Например, в компоненте Writer сочетание клавиш Ctrl+0 применяет стиль Основной текст, Ctrl+1 применяет стиль Заголовок 1 и Ctrl+2 применяет стиль Заголовок 2. Эти сочетания можно изменять, а также настраивать свои. Смотрите раздел Назначение сочетаний клавиш для выполнения действий для получения дополнительной информации.

Форматирование вручную (также называемое прямое форматирование) отменяет стили и от ручного форматирования нельзя избавиться, применяя стиль к элементу.

Чтобы удалить ручное форматирование, выделите текст, нажмите по нему правой кнопкой мыши и выберите пункт Очистить форматирование из контекстного меню или нажмите сочетание клавиш Ctrl+M после выделения текста.

Изменение стилей¶

В LibreOffice есть несколько возможностей для изменения стилей:

Все изменения стилей остаются только в текущем документе. Чтобы изменить стили в нескольких документах, необходимо изменить стили в шаблоне или импортировать стили в другие документы так, как это описано в разделе Копирование стиля из шаблона или документа

Изменение стиля с помощью диалога Стили и форматирование

Чтобы изменить существующий стиль, откройте диалоговое окно Стили и форматирование, используя любой из способов, описанных выше. Нажмите правой кнопкой мыши на нужном стиле и выберите в контекстного меню пункт Изменить.

Диалог Стиль отображается в зависимости от выбранного типа стиля. Каждый диалог стиля имеет несколько вкладок. Смотрите главы, посвященные стилям, в полных руководствах по соответствующим компонентам LibreOffice.

Обновление стиля на основе выделенного¶

Чтобы обновить стиль на основе выделенного:

Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть фото Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть картинку Как сделать заголовок в libreoffice. Картинка про Как сделать заголовок в libreoffice. Фото Как сделать заголовок в libreoffice

Обновление стиля на основе выделенного

Убедитесь, что форматирование абзаца не имеет противоречивых параметров. Например, абзац не должен содержать шрифтов с разным размером или гарнитурой, иначе обновление по образцу ни приведет к желаемому результату.

Использование функции Автообновление

Автообновление применяется только к стилям абзаца и врезок. Если функция Автообновление на вкладке Управление в окне настроек выбранного стиля абзаца или врезки (нажмите правой кнопкой мыши по нужному стилю и выберите Изменить) активна, то при ручном форматировании этого абзаца или врезки, стиль будет автоматически обновлён.

Если необходимо менять стили в документах вручную, убедитесь, что функция автообновления отключена.

Обновление стилей из документа или шаблона¶

Можно обновить стили копированием или загрузкой их из шаблона или иного документа. Смотрите раздел Копирование стиля из шаблона или документа.

Создание нового (пользовательского) стиля¶

LibreOffice позволяет создавать новые стили. Сделать это можно двумя способами:

Создание нового стиля, используя диалог Стили и форматирование

Чтобы создать новый стиль, используя диалог Стили и форматирование, нажмите правой кнопкой мыши в окне Стили и форматирование и выберите Создать. в контекстном меню.

Если вы хотите, чтобы новый стиль был связан с существующим стилем, то сначала выделите этот стиль (один раз нажмите левой кнопкой мыши на названии стиля), затем нажмите правой кнопкой мыши и выберите пункт Создать.

При связывании стилей, изменение базового стиля (например, изменение шрифта DeJaVu на PT Sans) повлечёт за собой изменение всех связанных с ним стилей. В большинстве случаев это удобно, но иногда может создавать проблемы. Стоит подумать об этом заранее.

Диалоги и выбор одинаковы как для создания нового стиля, так и для изменения существующего стиля. Для получения более подробной информации смотрите главы посвященные стилям в соответствующих полных руководствах пользователя.

Создание нового стиля из выделенного фрагмента текста¶

Можно создавать новые стили на основе уже оформленных фрагментов текста.

Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть фото Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть картинку Как сделать заголовок в libreoffice. Картинка про Как сделать заголовок в libreoffice. Фото Как сделать заголовок в libreoffice

Ввод имени нового стиля, созданного из выделенного фрагмента

Перетаскивание элемента для создания стиля¶

Вы можете перетащить выделенный элемент в окно Стили и форматирование, чтобы создать новый стиль. Варианты создания стилей таким методом для разных компонентов LibreOffice перечислены ниже:

Writer

Выберите часть текста и перетащите его в диалог Стили и форматирование. Тип создаваемого стиля будет зависеть от активного типа стиля в окне Стили и форматирование. Если в окне активен стиль абзаца, то в список будет добавлен новый стиль абзаца. Если активен стиль символов, то добавлен будет новый стиль символов.

Calc

Перетащите выбранную ячейку в диалог Стили и форматирование, чтобы создать новый стиль ячейки.

Draw / Impress

Выберите и перетащите графический объект в диалог Стили и форматирование, чтобы создать новый стиль графического объекта.

Копирование стиля из шаблона или документа¶

Созданные стили остаются в текущем документе. Чтобы использовать ранее созданные стили в новом документе, их можно загрузить из шаблона или из другого документа:

Откройте документ, в который нужно скопировать стиль.

В диалоговом окне Стили и форматирование нажмите стрелочку рядом со значком Создать стиль из выделенного и выберите Загрузить стили (смотрите рисунок Обновление стиля на основе выделенного ).

Выберите категорию стилей для копирования. Выберите опцию Заменить, если вы хотите заменить стили с такими же именами в документе, куда копируете стили.

В диалоге Загрузить стили:

Нажмите кнопку OK, чтобы скопировать стили.

Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть фото Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть картинку Как сделать заголовок в libreoffice. Картинка про Как сделать заголовок в libreoffice. Фото Как сделать заголовок в libreoffice

Копирование стилей из шаблона в открытый документ

На рисунке Копирование стилей из шаблона в открытый документ показан маркер Кадр (может также называться Фрейм). В данном случае, это ошибка перевода, так как имеется ввиду стиль врезок. В последующих выпусках LibreOffice данная ошибка должна быть исправлена.

Удаление стилей¶

Нельзя удалить из документа или шаблона любые предустановленные в LibreOffice стили, даже если они не используются. Можно удалить любые пользовательские стили, но прежде, чем это сделать, необходимо убедиться, что выбранные стили не используются в текущем документе. Если нежелательный стиль используется, то его нужно будет заменить другим стилем.

Чтобы удалить ненужный стиль, нажмите правой кнопкой мыши на нем в окне Стили и форматирование и выберите пункт Удалить в контекстном меню. Если стиль не используется, то он будет удален. Если стиль используется, то будет выведено окно с предупреждением об этом и предложением подтвердить удаление.

Убедитесь перед удалением, что стиль не используется. Иначе все объекты с этим стилем будут возвращены к стилю по умолчанию и форматирование элемента сохранится, как ручное.

Использование шаблона для создания документа¶

Чтобы использовать шаблон для создания документа:

Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть фото Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть картинку Как сделать заголовок в libreoffice. Картинка про Как сделать заголовок в libreoffice. Фото Как сделать заголовок в libreoffice

Диалог Менеджера шаблонов

Создание шаблона¶

Создавать новые шаблоны можно двумя способами:

Создание шаблона из документа¶

Для создания шаблона из документа и сохранения его в папку Мои шаблоны:

Не имеет значения, какая вкладка выбрана в настоящий момент. Необходимо найти и выбрать папку Мои шаблоны. Шаблон будет автоматически сохранен в папке Мои шаблоны на правильной вкладке в соответствии с метаданными, содержащимися в самом файле.

Чтобы узнать больше о папках шаблонов, смотрите раздел Управление шаблонами.

Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть фото Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть картинку Как сделать заголовок в libreoffice. Картинка про Как сделать заголовок в libreoffice. Фото Как сделать заголовок в libreoffice

Сохранение нового шаблона

Любые настройки, которые могут быть добавлены или изменены в документе, можно сохранить в шаблоне. Например, ниже показаны некоторые (и это далеко не весь перечень) из настроек, которые могут быть включены в документ Writer и сохранены в шаблоне для дальнейшего использования:

Шаблоны могут также содержать заранее введенный текст, избавляя от необходимости вводить его каждый раз при создании нового документа. Например, шаблон письма может содержать уже оформленный официальный бланк организации, с указанием наименования организации, адреса, контактных телефонов, логотипа и любой другой информации.

Создание шаблона при помощи Мастера

Для создания шаблонов писем, факсов, повесток дня, презентаций и веб-страниц можно использовать Мастер. Например, мастер создания факсов проведёт пользователя через следующие шаги:

Чтобы создать шаблон, используя мастер:

Для этого придется открыть менеджер шаблонов и нажать кнопку Обновить в Меню действий, чтобы отобразить все новые добавленные шаблоны.

В этом выпуске LibreOffice, нажатие кнопки Завершить заново откроет диалог сохранения файла, который открывался в шаге 4. Нажмите в диалоге кнопку Сохранить, файл будет записан на жесткий диск.

Нажатие кнопки Сохранить в шаге 4 сохраняет данные в оперативной памяти и не сохраняет файл на жесткий диск.

Редактирование шаблона¶

Можно отредактировать в шаблоне стили и содержимое, а также применить изменённые в шаблоне стили к документам, которые были созданы на его основе. (Обратите внимание, что изменятся только стили, но не содержимое документа).

Чтобы отредактировать шаблон:

Обновление документа из изменённого шаблона¶

При новом открытии документа, который был создан на основе измененного шаблоны до его изменения, на экране будет показано следующее сообщение:

Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть фото Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть картинку Как сделать заголовок в libreoffice. Картинка про Как сделать заголовок в libreoffice. Фото Как сделать заголовок в libreoffice

Сообщение об обновлении стилей

Нажмите Обновить стили, чтобы применить измененные стили из шаблона к документу. Нажмите Сохранить старые стили, если применять измененные стили из шаблона к документу не нужно.

Если выбрать вариант Сохранить старые стили в сообщении, показанном на рисунке выше, то это сообщение больше никогда не будет показываться при открытии этого документа, даже если шаблон, на котором он был основан, снова будет изменён. Также нельзя будет обновить стили из шаблона для этого документа штатными средствами, но при этом можно использовать макрос из примечания ниже для активирования этой возможности.

При следующем открытии документа будет показано предупреждение об изменении стилей в шаблоне.

Добавление шаблонов, полученных из других источников¶

Установка индивидуальных шаблонов¶

Чтобы установить индивидуальные шаблоны:

Установка коллекций шаблонов¶

Менеджер расширений позволяет легко устанавливать коллекции шаблонов, которые упакованы, как расширения. Выполните следующее:

3. Найдите и выберите пакет шаблонов, который нужно установить и нажмите кнопку Открыть. Пакет будет установлен. Возможно в процессе установки будет предложено принять лицензию. 4) После завершения установки пакета шаблонов, они будут доступны из меню Файл ‣ Создать ‣ Шаблоны и, как расширение, в списке менеджера расширений.

Смотрите Глава 14 – Дополнительная настройка LibreOffice для получения более подробной информации об установке расширений.

Установка шаблона по умолчанию¶

Если документ создаётся путём выбора пункта меню Файл ‣ Создать ‣ Текстовый документ (или Электронную таблицу, Презентацию или Рисунок), то LibreOffice создаёт документ из шаблона по умолчанию для данного типа документа. Можно изменить стандартный пользовательский шаблон. В дальнейшем можно сбросить эту настройку на значение по умолчанию.

Для Windows-пользователей: Microsoft Word использует файл normal.dot или normal.dotx в качестве шаблона по умолчанию. LibreOffice не содержит аналогичного файла шаблона по умолчанию. «Заводские настройки» встроены в программу.

Установка пользовательского шаблона по умолчанию¶

Можно установить любой шаблон в качестве шаблона «по умолчанию», если он находится в любой папке в менеджере шаблонов.

Чтобы установить пользовательский шаблон по умолчанию:

Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть фото Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть картинку Как сделать заголовок в libreoffice. Картинка про Как сделать заголовок в libreoffice. Фото Как сделать заголовок в libreoffice

Установка пользовательского шаблона по умолчанию

В последующем, новый документ будет создан на основе этого шаблона.

Сброс шаблона по умолчанию к «заводским настройкам»¶

Чтобы восстановить изначальное значение в LibreOffice шаблона по умолчанию для типов документа:

Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть фото Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть картинку Как сделать заголовок в libreoffice. Картинка про Как сделать заголовок в libreoffice. Фото Как сделать заголовок в libreoffice

Восстановление шаблона по умолчанию для текстового документа

Связывание документа с другим шаблоном¶

Документ может быть создан на основе шаблона, а может быть создан на основе импорта стилей и не связан с шаблоном. Одним из основных преимуществ шаблонов является возможность обновить стили сразу в более, чем одном документе, как это описано в разделе Обновление стилей из документа или шаблона. Если обновить стили, загрузив их из другого шаблона (как описано в разделе Копирование стиля из шаблона или документа), то документ не будет связан с шаблоном, откуда были загружены стили и поэтому нельзя будет использовать это преимущество. Что нужно сделать, так это связать документ с другим шаблоном.

В LibreOffice 3.x, можно было использовать расширение Template Changer для упрощения этого процесса. К сожалению, данное расширение в LibreOffice 4.х не работает.

Управление шаблонами¶

В LibreOffice можно использовать шаблоны, которые находятся в папках шаблонов LibreOffice. Здесь можно создать новые папки шаблонов и использовать их для управления шаблонами. Например, можно иметь папку с шаблонами для писем и папку с шаблонами для отчетов. Также можно импортировать и экспортировать шаблоны.

Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть фото Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть картинку Как сделать заголовок в libreoffice. Картинка про Как сделать заголовок в libreoffice. Фото Как сделать заголовок в libreoffice

Значки действий с шаблонами

Создание папки шаблонов¶

Чтобы создать папку шаблонов:

Удаление папки шаблонов¶

Нельзя удалить папки шаблонов, которые были установлены с LibreOffice или те, которые были установлены через менеджер расширений. Можно удалять только те папки, которые были созданы пользователем.

Чтобы удалить папку шаблонов:

Перемещение шаблонов¶

Чтобы переместить шаблон из одной папки в другую:

Удаление шаблонов¶

Невозможно удалить шаблоны, которые были установлены с LibreOffice или те, которые были установлены через менеджер расширений. Можно удалять только те шаблоны, которые были созданы пользователем вручную или были импортированы.

Чтобы удалить шаблон:

Импорт шаблонов¶

Чтобы использовать шаблон в LibreOffice, то его необходимо поместить в папку шаблонов LibreOffice. Для этого:

Экспорт шаблонов¶

Чтобы экспортировать шаблон в другое место из папки шаблонов:

Примеры использования стилей¶

Следующие примеры использования стилей страниц и абзацев взяты из Writer. Есть много других способов использования стилей. Для получения более подробной информации смотрите полные руководства для соответствующих компонентов LibreOffice.

Назначение отличающейся первой страницы в документе¶

Многие документы, такие как письма и отчеты, имеют первую страницу, которая отличается от других страниц документа. Например, первая страница фирменного бланка имеет другой заголовок или первая страница отчета не имеет верхнего колонтитула в отличие от последующих страниц. В LibreOffice можно определить применяемые автоматически стиль для первой страницы и указать стиль для последующих страниц.

Как пример, можно использовать стиль страницы Первая страница и стиль страницы По умолчанию, встроенные в LibreOffice. На рисунке ниже показано схематично, что необходимо сделать: стиль Первая страница, за ней идет страница со стилем По умолчанию и все последующие страницы будут иметь стиль По умолчанию. Детали изложены в Главе 4 Форматирование страниц, в полном руководстве по Writer.

Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть фото Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть картинку Как сделать заголовок в libreoffice. Картинка про Как сделать заголовок в libreoffice. Фото Как сделать заголовок в libreoffice

Порядок следования стилей страниц

Разделение документа на главы¶

Аналогичным образом можно разделить документ на главы. Каждая глава может начинаться со стилем страницы Первая страница с последующими стилями для страниц По умолчанию, как указано выше. В конце главы вставьте разрыв страницы и задайте следующей странице стиль Первая страница, чтобы начать новую главу, как показано на рисунке ниже.

Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть фото Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть картинку Как сделать заголовок в libreoffice. Картинка про Как сделать заголовок в libreoffice. Фото Как сделать заголовок в libreoffice

Разделение документа на главы, используя стили страниц

Изменение ориентации страницы в документе¶

Документ Writer может содержать страницы в более, чем одной ориентации. Обычно требуется создать страницу в ландшафтной ориентации посереди страниц в портретной ориентации. Этого также можно добиться, используя разрывы страницы и стили страницы.

Различающиеся заголовки на правой и левой страницах¶

Стили страниц можно настроить так, чтобы левая и правая страница были зеркальными друг другу или страницы были только правыми (первые страницы глав обычно только правые) или только левыми. При вставке заголовка в стиль страницы, созданный для зеркальных страниц или правой и левой страниц, можно получить одинаковый заголовок для всех страниц или отличающийся заголовок для правой и левой страницы. Например, можно поместить номер страницы в правом углу для правой страницы и в левом для левой, поставить название документа только на правой странице или внести другие изменения.

Автоматический контроль разрывов страниц¶

Часто в книгах названия глав начинаются с новой страницы. Подобное поведение можно организовать автоматически, задав разрыв страницы перед абзацем в стиле заголовка главы. Разрыв страницы задается в свойствах стиля абзаца на вкладке Положение на странице в разделе Разрывы.

Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть фото Как сделать заголовок в libreoffice. Смотреть картинку Как сделать заголовок в libreoffice. Картинка про Как сделать заголовок в libreoffice. Фото Как сделать заголовок в libreoffice

Добавление разрыва страницы в свойствах стиля

Составление автоматического оглавления¶

Определение последовательности стилей¶

Стили абзаца можно настраивать так, чтобы при нажатии на клавишу Enter в конце абзаца, к следующему абзацу автоматически был применен заранее заданный стиль. Например, можно определить стиль абзаца Заголовок 1, за которым будет следовать абзац со стилем Основной текст. Более сложный пример будет выглядеть так (по стилям): Название, за которым следует Автор, за которым следует Аннотация, за которым следует Заголовок 1, за которым следует Основной текст. Установив такие последовательности, можно в большинстве случаев избежать применения стилей вручную.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *