Как сделать закат дома

Как снимать рассветы и закаты: практические советы

Закат и рассвет — волшебное время! Приятно и просто понаблюдать за этими явлениями, а уж сделать красивый снимок — тем более.

Для фотографа закат и рассвет — «режимное время», период самого интересного освещения. Мастера фото любят и ценят то ощущение переломного момента, пробуждения или, наоборот, «засыпания» природы, которое можно показать на снимках.

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат дома

Съёмка заката или рассвета — не такая уж простая задача, особенно если стоит цель сделать по-настоящему красивый и качественный кадр. В этой статье мы дадим несколько советов, которые пригодятся любому фотографу, который охотится за закатами и рассветами.

Научитесь работать с динамическим диапазоном

Налицо нехватка динамического диапазона, когда мы, например, хотим снять красивый закат над лесной опушкой, а в итоге получается либо сочное небо и абсолютно чёрный лес, либо проработанные детали тёмного леса и белёсое, пересвеченное небо.

Динамическим диапазоном называется диапазон яркости тонов, отображаемых на фото. Чем он шире, тем лучше будут проработаны детали в тёмных и в светлых участках кадра. Фотоаппарат обладает ограниченным динамическим диапазоном и может запечатлеть на фото лишь строго определённый диапазон яркостей. Поэтому при съёмке заката или рассвета, как бы мы ни настраивали параметры экспозиции, неизбежно останутся либо слишком тёмные участки кадра, лишённые деталей, либо белые пятна на месте самых ярких областей. Но чтобы рассветный или закатный пейзаж получился качественным, выразительным, нам нужны детали и в ярких участках, и в тёмных. Разные модели фотокамер способны воспринять различный диапазон яркостей.

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат дома

Nikon Z 7 с объективом NIKKOR Z 14–30mm f/4 S

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат дома

Nikon D610 — одна из самых доступных полнокадровых камер на рынке.

Зеркалки Nikon и беззеркалки семейства Nikon Z известны своим широким динамическим диапазоном. RAW-файлы, полученные из камер этого производителя, позволяют с минимальными потерями осветлить затенённые участки и даже «вытянуть» немного деталей из пересвеченных зон. Пожалуй, самым широким динамическим диапазоном обладают 45-мегапиксельные полнокадровые фотоаппараты Nikon D850 и Nikon Z 7. Но, к чести производителя, некоторые и более доступные фотокамеры почти не отстают в этом вопросе от флагманов. Например, полнокадровая модель Nikon D610 за счёт большой матрицы способна обеспечить великолепную резкость картинки и широкий динамический диапазон. И даже самая доступная зеркалка в актуальной линейке камер, Nikon D3500, имеет очень неплохой динамический диапазон. Она тоже позволяет делать отличные кадры с рассветным или закатным небом, для чего важно научиться выжимать максимум из своего творческого инструмента.

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат дома

На Prophotos.ru опубликованы статьи, подробно рассказывающие о динамическом диапазоне и методах его расширения. Здесь же упомянем самое главное: для получения кадров с максимально широким динамическим диапазоном стоит использовать формат RAW.

Снимайте в RAW

Формат RAW обеспечивает большую гибкость в обработке. Можно практически без потерь в качестве корректировать яркость снимка (осветлять затемнённые на фото участки) и баланс белого. Именно формат RAW позволит получить максимальный для вашей камеры динамический диапазон на снимках. Освойте его!

Грамотно экспонируйте свои снимки

От того, как отработана экспозиция, будет зависеть не только яркость кадра, но и качество проработки деталей в его светлых и тёмных участках. В полевых условиях сложно настроить экспозицию идеально: могут мешать стресс, спешка, погода… Чтобы подстраховаться, можно воспользоваться брекетингом экспозиции. Эта функция есть во всех аппаратах Nikon, кроме серии 3ххх. Суть её в том, что камера подряд делает кадры с разной экспозицией — пользователь заранее настраивает их количество и шаг экспозиции между ними. В итоге мы получаем несколько снимков с разной яркостью. Дома, в спокойной обстановке, можно выбрать из них кадр с самой удачной экспозицией, где проработано максимум деталей. Или же объединить все эти кадры в одно HDR-изображение.

Используйте минимальное ISO

Минимальная светочувствительность — это не только отсутствие на ваших фото цифрового шума, но ещё и самый широкий динамический диапазон, что позволяет получать кадры с проработанными деталями как в светлых, так и в тёмных участках. Минимальное значение ISO у разных моделей камер может различаться — 64, 100, 200…

Пожалуй, единственный повод поднять ISO — стремление получить более короткую выдержку, которая необходима, например, при съёмке на сильном ветру. Чтобы колышущиеся ветви и травы остались чёткими, лучше использовать выдержки не длиннее 1/125 с, для чего при утренней и вечерней съёмке ISO придётся всё же поднять.

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат дома

Используйте штатив

Съёмка на минимальном ISO при слабом утреннем или вечернем освещении, работа с брекетингом экспозиции — для всего этого необходима надёжная фиксация камеры. Попробовав сделать кадр вечером на минимальном ISO, вы увидите, что выдержка стала слишком длинной для съёмки с рук (если она длиннее 1/60 секунды, уже можно получить смазанные кадры). То есть для получения качественного фото придётся ставить камеру на штатив. Если же говорить о съёмке с брекетингом, то его тоже удобнее делать со штатива, независимо от длины выдержки, чтобы все кадры были сняты из одного положения камеры. Это очень пригодится, если вы решите создать из серии, снятой с брекетингом, объединённое HDR-изображение — кадры, снятые с рук, могут просто не сойтись воедино. Штатив — лучший друг фотографа, снимающего пейзаж и архитектуру!

Используйте качественную оптику

Никому не хочется получать «мыльные» снимки с низкой детализацией, особенно если речь идёт о пейзаже. В принципе, современные «китовые» объективы из комплекта фотоаппарата вполне подходят для съёмки закатных или рассветных кадров. Они достаточно резкие, часто предоставляют подходящий угол обзора. Но какой объектив выбрать, если «китовый» больше не удовлетворяет вашим запросам?

Помимо резкости, объектив для съёмки рассветов и закатов должен обладать ещё и надёжной защитой от яркого встречного света. Бликозащита — слабое место недорогой оптики и объективов прошлых поколений, которых много на вторичном рынке. Поэтому, если уж вы собираетесь менять «китовый» объектив на что-то другое, то лучше присмотреться к качественной современной «родной» оптике.

Поскольку съёмка закатов и рассветов чаще всего выполняется на коротком фокусном расстоянии с широким углом обзора, самым подходящим будет широкоугольный объектив. Он позволит сделать эффектные пейзажные снимки с солнцем в кадре. Большинство фото из этой статьи сделаны объективом Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor. Это компактный, лёгкий, сравнительно доступный и очень резкий объектив.

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат дома

Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor — широкоугольный зум-объектив для полнокадровых фотокамер.

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат дома

NIKKOR Z 14–30mm f/4 S — новейший широкоугольный зум-объектив для беззеркальных камер Nikon Z. Несмотря на широчайший угол обзора, при фокусном расстоянии 14 мм объектив позволяет использовать стандартные резьбовые светофильтры, что важно в пейзажной съёмке.

Избавьтесь от лишних бликов — протрите объектив, уберите ненужные светофильтры

И ещё немного о бликах. Конечно, если вы снимаете портреты или цветы на клумбе, красивый блик в кадре может оказаться желанным спецэффектом в вашем сюжете. Добавить блики при желании можно всегда, однако во время съёмки должна быть возможность получить технически качественную картинку без них.

Важно понимать, что если солнце находится в кадре, то бленда объектива нам никак не поможет избавиться от бликов. Имейте в виду, что лишние блики будут создавать все, даже самые качественные, светофильтры. Поэтому, если в кадре есть солнце, лучше снять с объектива все фильтры, включая защитный. Особенно охотно ловят «солнечных зайчиков» недорогие noname-светофильтры китайского производства. Их лучше вообще не использовать — они не дадут ничего, кроме проблем с резкостью, цветопередачей и теми же бликами.

Блики могут появляться и от загрязнений на передней линзе объектива. Поэтому перед съёмкой позаботьтесь о том, чтобы она была абсолютно чистой.

Есть один радикальный метод борьбы с бликами от солнца. Установив аппарат на штатив, делаем кадр с бликом. Не меняя настроек, закрываем солнце в кадре собственным пальцем перед объективом так, чтобы на фото получилась картинка с вашим пальцем вместо солнца. Надо найти такое положение пальца, чтобы он закрыл только солнце, но не пейзаж. Так мы получим второй кадр без бликов, но с пальцем. Останется лишь объединить эти два кадра в один в Adobe Photoshop. Отметим однако, что фотографу, использующему качественную оптику с хорошей бликозащитой, вряд ли придётся часто прибегать к этому методу.

Спланируйте съёмку, узнайте, где именно будет рассвет или закат

Удача — это следствие хорошей подготовки. Чтобы привезти со съёмки побольше хороших кадров, лучше её заранее спланировать. Продумайте ваш маршрут, а ещё лучше — отметьте его на карте. Важно заранее знать, где, собственно, будет рассвет или закат. Траектория Солнца в течение года меняется — место заката и рассвета будет чередоваться в зависимости от сезона. В планировании съёмок помогают современные технологии. Существуют сервисы, которые покажут, где будет солнце в тот или иной момент. Самый известный из них — The Photographer’s Ephemeris. Кроме того, большим подспорьем станет просмотр в интернете фотографий с выбранного вами места съёмки. Посмотрите, как другие фотографы снимают в данной точке. Вдохновитесь и подумайте, как избежать банальных кадров.

Пользуйтесь прогнозом погоды

Чтобы в прямом смысле не сесть в лужу, сверьтесь с прогнозом погоды. Ведь эффектные закаты или рассветы бывают не каждый день. Этому событию может помешать пасмурная погода, дождь. Имейте в виду, что относительно точный прогноз можно получить не более, чем за 3−5 дней. Наилучший вариант для рассветных или закатных съёмок — переменная облачность. В такую погоду на небе будут красивые облака, которые в нужный час наполнятся красками заката. Ясная погода тоже подойдёт для подобной съёмки, но небо может оказаться «пустым», неинтересным.

Если пасмурная погода вас застала в поездке, не сдавайтесь! В моей практике было множество случаев, когда даже в самой безнадёжной ситуации солнце всё же проглядывало из-за туч, даря интересный свет. Для получения максимально объективных данных лучше пользоваться сразу несколькими источниками прогнозов.

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат дома

Разведайте местность. Ищите не только виды, но и передние планы

Разведка — важный этап съёмки. Лучше приехать заранее, чтобы успеть обойти намеченные вами места съёмки в спокойном темпе, даже ничего не снимая. Посмотрите вживую на запланированные точки съёмки. Может быть, в ходе осмотра найдутся более выгодные позиции.

Важно снимать не столько само закатное небо, сколько сюжеты на его фоне. Небо — лишь фон для остальных вещей. Проявите ваше авторское видение, покажите зрителю что-то новое, необычное, впечатляющее.

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат дома

Для этого важно найти не только красивые виды, но и эффектные передние планы. Это поможет, во-первых, лучше передать сюжет, атмосферу, настроение в вашем кадре. Во-вторых, красивый передний план — это возможность в одном кадре соединить небольшие детали ландшафта (цветы, камни, фактуры) и, собственно, красивые виды. Совет, актуальный для любого направления фотографии: сначала представьте свой кадр, а уж затем берите в руки камеру.

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат дома

Снимайте на закрытой диафрагме для получения большой глубины резкости и «солнечных звёзд»

Если речь идёт о съёмке пейзажа на полнокадровую камеру или камеру с матрицей DX-формата, то почти всегда лучше снимать на диафрагмах, прикрытых до F8−14. На этих значениях объектив выходит на максимальный уровень детализации как в центре, так и по краям кадра. Да и глубина резкости увеличивается, что при грамотной фокусировке позволит сделать резким и задний, и передний планы.

Кроме того, на закрытых диафрагмах большинство объективов рисуют красивые лучи вокруг солнца — «солнечные звёзды» (sunstars). Эти лучи точно украсят ваш кадр! Пожалуй, единственный случай, когда не нужно закрывать диафрагму, — желание размыть передний или задний план, ведь съёмка с малой глубиной резкости требует открытой диафрагмы.

Смотрите по сторонам! Часто самое интересное может происходить сбоку или за вашей спиной.

Когда дневное светило оказывается в непосредственной близости к горизонту, фотографы зачастую вообще перестают смотреть по сторонам, снимая только кадры с солнцем. Но сделать качественный снимок с солнцем в кадре — задача технически сложная. У многих вместо красивого солнца получается большое белое пятно неправильной формы. Чтобы не допускать пересветов, опять же, нужно научиться работать с экспозицией и динамическим диапазоном.

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат дома

Красный блик на горе от восходящего солнца

А главное, в момент заката или рассвета красота есть везде! Проявите внимание к природе, и она вас вознаградит необычными снимками. Так, по другую сторону от солнца могут оказаться красиво подсвеченные облака или горы. А при боковом освещении будут отлично выделяться все фактуры и объёмы снимаемых предметов.

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат дома

Не уходите со съёмки раньше времени

«Закон подлости» — как только вы покинете место съёмки, обязательно настанет самый эффектный момент заката или рассвета. Поэтому даже в случае безнадёжно пасмурной погоды оставайтесь какое-то время на месте съёмки. В случае удачного света уходить раньше времени тем более не стоит. При закатной съёмке после заката солнца вас ждут «голубой час» и сумерки. В это время на небе будут оставаться красиво подсвеченные облака, а общая тональность освещения сместится в сторону холодных оттенков. В эти моменты можно сделать прекрасные снимки! А если в вашем кадре есть город или деревня с парой уличных фонарей, искусственное освещение от них может стать отличным дополнением. Когда вы снимаете городской пейзаж, то именно после заката, когда включится всё городское освещение, вы сделаете самые лучшие кадры. Терпение — одно из важнейших качеств фотографа. В борьбе за красивые фотографии побеждают самые терпеливые.

Источник

Экспресс-совет: как фотографировать закат?

Закат – это впечатляющее своей красотой завершение дня. Это фееричный праздник прощания с солнечным светом….

Закат – это впечатляющее своей красотой завершение дня. Это фееричный праздник прощания с солнечным светом. И это именно то время, когда солнце позволяет нам наслаждаться его мощью и величием без риска ослепнуть.

Как запечатлеть великолепие этого момента на снимке? Давайте попробуем разобраться.

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат дома

Камера позволяет нам не только заснять закат, но и усилить визуальное впечатление, производимое снимками с закатом. Для этого вам, прежде всего, стоит поработать с настройками камеры. Думаем, вы даже не представляете, насколько легко можно получить потрясающие, драматичные снимки заката, просто правильно настроив вашу камеру. Но давайте обо всем по порядку.

Солнце – постоянный источник света. А источник света такого рода является самым простым для управления. Все настройки камеры, которые влияют на экспозицию, будут влиять на интенсивность солнечного света, и его отражение. Прелесть этого в том, что вы имеете возможность контролировать экспозицию постоянного источника света всеми доступными средствами: посредством диафрагмы, выдержки и ISO. Разве что каждое из этих средств управления повлияет на экспозицию индивидуально.

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат дома

Итак, перейдём непосредственно к советам, которые помогут вам сделать эффектные фотографии заката:

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат дома

Примечание: если выдержка будет меньше 1/30 сек вам понадобится штатив.

Если вы хотите фотографировать движущихся людей на фоне заката и избежать размытия движущихся объектов, используйте выдержку от 1/60 сек и длиннее, либо используйте вспышку.

Еще один совет: снимая на пляже, попробуйте использовать фильтр нейтральной плотности (или поляризационный фильтр) – это позволит вам снизить экспозицию почти на 1 стоп, и увеличить выдержку до 1/15 сек. Помимо прочего, это позволит получить на фото размытые, мечтательно гладкие волны.

Вот и всё. Ничего сложного, не так ли? Что может получиться, если следовать этим советам, вы можете увидеть на видео ниже.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!

Источник

Как снимать рассветы и закаты

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат дома

Все мы много раз в жизни видели рассветы и закаты. Порой солнце робко подсвечивает лишь несколько отдельных облачков или полоску над горизонтом. Порой загорается всё небо от края до края, и сердце замирает от изумления. Каждый, кто пытался запечатлеть на свою камеру такие моменты, знает, насколько сложно передать всю красоту заката. В этой статье я попытался систематизировать знания, необходимые для успешной съёмки рассветов и закатов.

Фазы режимного времени

Сам по себе закат длится обычно всего несколько минут, и является частью так называемого «режимного времени», когда солнечный свет наиболее мягкий и благоприятный для съёмки сюжетов с естественным освещением. Рассмотрим основные фазы режимного времени. Для простоты я буду говорить только про закаты, для рассветов всё аналогично, только фазы режимного времени идут в обратном порядке.

Как известно, полуденный свет — белый, очень жёсткий (если рассматривать летнее время на средней широте). По мере того, как солнце приближается к горизонту, его лучи проходят всё большую толщу атмосферы, и свет постепенно становится теплее. Момент, когда свет существенно меняет свою температуру по сравнению с полуднем, можно считать началом режимного времени. Как правило, это примерно час до захода солнца. Это время хорошо подходит для съёмки сюжетов, в которых главный объект (например, горная вершина или здание) освещён со стороны. Свет ещё достаточно яркий, так что можно снимать с рук, если вы забыли прихватить с собой штатив.

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат домаГлавное здание МГУ (Москва), освещённое со стороны мягким светом восходящего солнца. ISO100 12мм f/11 1/2.5с, панорама из 2 горизонтальных кадров

Далее свет становится всё теплее — сначала оранжевым, потом красным, а потом чёрным (когда солнце заходит за горизонт). Зайдя за горизонт, наше светило перестаёт освещать земные объекты, зато может очень эффектно подсветить облака. Это время для съёмки в контровом свете, когда камера направлена примерно туда, где зашло солнце. Света уже мало, с рук снимать ещё можно, но получить при этом резкий кадр достаточно сложно.

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат домаЗдание РАН (Москва), съёмка в контровом свете незадолго до захода солнца за горизонт. ISO100 11мм f/8 1/20с

После заката, когда облака «гаснут», наступают сумерки. Обычно это время ничем не примечательно. Света совсем мало и выдержка может достигать десятков секунд (особенно при использовании фильтров), что делает невозможной съёмку с рук. Но не спешите сворачивать свою технику. Потому что иногда в сумерках начинается настоящее волшебство — вода в озере успокаивается, небо начинает тлеть фиолетовым светом, и кажется, что всё вокруг наполняется необыкновенным спокойствием и гармонией.

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат домаВечерние сумерки на Среднемультинском озере, Алтай. 30-секундная выдержка позволила сгладить небольшую рябь на воде, сделав работу более спокойной. Цвета настоящие. ISO200 20мм f/8 30с, панорама из 2 горизонтальных кадров

Особенности съёмки в режимное время

Одной из основных проблем при съёмке в режимное время является нехватка света. Как следствие, при съёмке с рук многие кадры могут получаться нерезкими из-за «шевелёнки». Ситуация осложняется при использовании светофильтров (например, поляризационного или градиентного фильтров), которые могут увеличить необходимую выдержку в несколько раз. Единственное эффективное решение проблемы — использовать штатив. Если штатива нет, можно попробовать положить камеру на какую-нибудь твёрдую поверхность; например, так снята следующая панорама (здесь камера лежала на гранитной плите):

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат домаПанорама заката в Парке Победы (Москва), отражение в гранитной плите.

Основная проблема при съёмке закатов и рассветов — большой динамический диапазон (ДД) снимаемой сцены. ДД зависит от направление съёмки: максимальный в контровом свете (камера направлена на заходящее солнце) и минимальный в противоположном направлении. Современные зеркальные камеры, как правило, легко справляются с ДД сцены при съёмке сюжетов с боковым освещением. Но для этого вам нужно снимать в RAW и уметь точно выставлять экспозицию. Формат RAW хранит значительно больше информации (по сравнению с JPG, например) и позволяет в некоторой степени «вытянуть» небольшие пересветы и недосветы при обработке.

Ошибка в определении экспозиции может привести к потере информации и появлению на снимке серьёзных «недосветов» или «пересветов», даже при съёмке в RAW. Поэтому я рекомендую снимать в ручном режиме (M), чтобы избежать ошибок автоматики камеры.

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат дома

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат дома

Если риска над «0», то выставленная вами выдержка совпадает с той, что выбрала автоматика камеры. Если риска смещена в сторону отрицательных/положительных чисел, то камера считает, что выдержка слишком короткая/длинная соответственно. Вначале выставляете выдержку таким образом, чтобы риска была над «0». Затем делаете тестовый кадр и смотрите на его гистограмму. Если гистограмма сильно смещена влево, то увеличиваете выдержку, если вправо — то уменьшаете. Делаете следующий тестовый кадр и снова смотрите на гистограмму. И так до тех пор, пока вы не получите кадр с хорошей гистограммой, без пересветов и недосветов. Более подробно о гистограмме можно почитать, например, здесь.

Не забывайте следить за гистограммой отдельных каналов! При съёмке в режимное время может быть пересвет (клиппинг) в отдельных каналах при отсутствии пересветов по яркости. Это приводит к искажению цветопередачи. При съёмке закатов/рассветов часто бывает клиппинг в красном канале, в сумерках – в синем канале.

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат дома
Пример клиппинга в красном канале при незначительном общем пересвете

Съёмка с брекетингом

В случае контрового света ситуация с динамическим диапазоном как правило сложнее. Может получиться так, что при любой выдержке в кадре есть пересветы или недосветы — камера не справляется со слишком большим динамическим диапазоном. В этом случае можно снимать с брекетингом по экспозиции. В качестве примера, приведу исходные кадры показанного выше заката, снятые с выдержкой 1/80, 1/40, 1/20, 1/10 и 1/5 с:

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат дома

Здесь в верхних кадрах есть недосветы, а в нижних — пересветы. Я совместил эти кадры, наложив их в виде слоёв с масками в Photoshop, так что в итоговой работе (см. выше) нет ни пересветов, ни недосветов. Этот метод называется «тонмаппинг», о нём я подробно расскажу в одной из будущих статей.

Съёмка с брекетингом может быть полезна, даже если вы не умеете делать тонмаппинг. Если вы немного ошиблись при определении выдержки, вы всегда можете быть уверены, что хотя бы один из кадров брекетинга получился с верной выдержкой. Кроме того, возможно в будущем вы научитесь делать тонмаппинг, и тогда сможете вернуться к снятому ранее закату.

Съёмка с градиентными фильтрами

В некоторых случаях ДД сцены можно уменьшить, используя градиентные фильтры.

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат дома
Градиентные фильтры Singh-ray (4×6”)

Такие фильтры позволяют притемнить часть изображения. Например, если верхняя часть изображения значительно светлее нижней части:

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат домаПри съёмке без фильтра значительная часть неба получилась пересвеченной

то с помощью градиентного фильтра можно притемнить верхнюю часть, так что на снимке не будет пересветов:

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат домаДля съёмки этого кадра использовался нейтрально серый градиентный фильтр на 3 стопа с мягкой границей. Озеро Светлое, природный парк Ергаки, Красноярский край. ISO100 20мм f/11 1/15с

Наиболее качественные (и дорогие) прямоугольные градиентные фильтры делает Singh-ray, очень хорошие – Lee, неплохие – Hitech. К сожалению, их практически невозможно приобрести в России. Хорошие фильтры отличаются от дешёвых нейтральностью и качеством изготовления. Например, фильтры Singh-ray практически полностью нейтральные; Hitech имеют небольшой фиолетовый оттенок, заметный при съёмке днём в пасмурную погоду; доступные в России фильтры Cokin имеют паразитный оттенок, заметный почти во всех сюжетах, кроме закатов и рассветов.

Градиентный фильтр в ряде случаев позволяет снять сцену одним кадром, без брекетинга. В этом вся прелесть таких фильтров: одно нажатие на кнопку затвора, минимум обработки, и в результате получается очень естественная фотография. Тем не менее, градиентные фильтры не являются панацеей. В случае более-менее сложной границы между тёмными и светлыми областями сцены, градиентник затемнит не только светлую область, но и тёмную. Это хорошо видно на приведённых в этом разделе снимках, где вместе с небом градиентник затемнил и горы.

Если вы не знаете с чего начать, купите один нейтрально серый градиентный фильтр на 2 стопа с мягкой границей (см. левый фильтр на фото выше). Он будет полезен в 90% сюжетов, и при этом не будет виден на снимках (в том смысле, что снимок будет смотреться совершенно естественно). Фильтры на 3-4 стопа нужны значительно реже, и с ними можно легко переборщить, слишком сильно затемнив верхнюю часть кадра. Фильтры на 1 стоп, как правило, совершенно бесполезны.

Солнце в кадре

Фотография раннего утра или позднего вечера может стать значительно интереснее и динамичнее, если включить солнце в композицию. Вот несколько простых советов, которые помогут сделать ваш кадр лучше.

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат дома
Если закрыть солнце пальцем, то паразитные блики в нижней части кадра исчезают

Затем в Photoshop можно наложить один кадр на другой с маской, избавившись таким образом от бликов:

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат домаРассвет на реке Поперечная Мульта, Алтай (в этом месте река течёт под камнями). Здесь наложено два кадра с одинаковой экспозицией (см. выше) для избавления от бликов. Затем наложен кадр с меньшей выдержкой для избавления от пересветов в небе. Все кадры сняты на f/22, когда солнце только выглянуло из-за горы. ISO100 20мм f/22 0.4с

Тут есть одна сложность — солнце может значительно снижать контраст всего кадра в целом, а поэтому простое наложение кадров не получится, т.к. они будут сильно различаться по контрасту. Этой проблемы можно избежать, если снимать в момент захода солнце за какой-нибудь объект (например, за дерево, гору или здание), когда большая часть солнечного диска закрыта этим объектом. Тогда наложение пройдёт безболезненно.

Момент равновесия

Съёмка заката в городе имеет свои особенности. Большой город полон источников света — подсветка зданий, фонарные столбы, свет автомобильных фар, — и этот свет можно использовать, чтобы делать наиболее эффектные кадры. По мере захода солнца его свет постепенно ослабевает, освещение в городе при этом постепенно включается. Когда интенсивность солнечного и искусственного света примерно сравниваются (30-45 минут после захода солнца), наступает момент равновесия – оптимальное время для съёмки заката в городе. Это равновесие длится недолго, 5-10 минут. В это время динамический диапазон сцены минимальный, так что можно снимать без брекетинга по экспозиции.

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат домаЗакат, 20 минут до момента равновесия, городская подсветка только начинает включаться. Из-за большого ДД значительная часть снимка получилась недоэкспонированной. ISO200 90мм f/11 4мин Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат домаВ момент равновесия яркость естественной и искусственной подсветок уравнивается, ДД сцены минимален. Здесь один кадр, без брекетинга. ISO200 100мм f/16 2мин

Композиция

О композиции можно говорить много, это обширная тема, достойная отдельной статьи. Съёмка заката и рассвета не является особенной, здесь работают обычные правила построения композиции. Тем не менее, стоит рассмотреть распространённые ошибки.

Каким бы шикарным не был закат, не стоит делать небо главным объектом кадра. Главный объект должен быть земным, а закат должен лишь дополнять кадр, подчёркивая красоту этого объекта. Представьте, что заката нет, а вместо него — чистое голубое небо; кадр при этом должен остаться интересным, пусть и менее эффектным.

Распространённый среди любителей сюжет: снизу море, сверху закат. Как бы это не было красиво, сюжет крайне избитый. Совет тут простой — включите в композицию передний план, например, камни на берегу, пирс, лодку — что угодно, что кажется вам лично интересным. Направьте камеру так, чтобы горизонт был выше середины кадра — так вы акцентируете внимание на переднем плане, а не на закате.

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат домаПередний план делает фотографию значительно более выразительной. Озеро Светлое, природный парк Ергаки, Красноярский край. ISO100 24мм f/16 3.2с

При съёмке силуэтов в контровом свете силуэт не должен доминировать — его площадь не должна превышать 30-40% кадра. Разумеется, форма силуэта должна быть интересной сама по себе.

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат домаЗаходящее солнце за тремя шпилями: два кремлёвских и один гостиницы Украина. Один кадр, без обработки. ISO200 300мм f/8 1/4000с

Подготовка к съёмке

Рассмотрим, как можно подготовиться к съёмке в режимное время. Допустим, что сейчас месяц май, и вы захотели сделать снимок московского Кремля в режимное время. Для начала нужно изучить выбранный объект: найти его фотографии в Интернете и/или приехать в центр Москвы в любое удобное время и обойти его со всех сторон, выбрав интересные ракурсы. В случае Кремля один из самых эффектных (и популярных) ракурсов получается при съёмке с Патриаршего моста.

После того, как мы выбрали точку съёмки, открываем программу The Photographer’s Ephemeris и смотрим, годится ли эта точка для съёмки в режимное время. Ищем Патриарший мост на карте и ставим на него маркер. Программа показывает направление на восход/заход солнца и луны:

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат дома
Как видно, направление на восход солнца примерно совпадает с направлением на Кремль (он находится под надписью «Moscow»), а это значит, что выбранный нами сюжет можно снимать на рассвете. Закат же будет гореть в другой стороне, поэтому приходить на этот мост на закате мы не будем. Теперь смотрим, в какое время восходит солнце. Допустим, сейчас 1 мая. В программе на панели справа показывается время восхода и захода наших светил. В данном случае солнце восходит в 5:46.

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат дома
Как мы уже знаем, снимок получится наиболее эффектным, если снимать его, когда облака уже подсвечены пробуждающимся солнцем, а подсветка Кремля ещё не выключилась (момент равновесия), это примерно 40 минут до восхода солнца. Понятно, что прийти на точку съёмки нужно немного пораньше, скажем в 4:45. Осталось только дождаться хорошей погоды и найти в себе силы встать в 4 часа утра. Скорее всего, придётся приезжать на выбранное место несколько раз, прежде чем удастся поймать красивый рассвет, но оно того стоит.

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат домаМосковский Кремль на рассвете, вид с Патриаршего моста. ISO200 50мм f/11 10с

Вряд ли вы захотите ограничиться одним сюжетом. Имеет смысл составить для себя список сюжетов, которые вы хотели бы снять, и с каждым из них проделать описанную процедуру — определить в какое время и при каких погодных условиях их можно снять. Этот список может выглядеть следующим образом:

Кремль, вид с Патриаршего моста — час до рассвета, нужны облака (весна, лето)
Кремль, вид с Б.Москворецкого моста — полчаса после захода солнца, нужны облака (середина весны, конец лета, начало осени)
МГУ, отражение в фонтане — полчаса после рассвета, после дождя (начало весны, начало осени)
и т.п.

После составления списка остаётся ждать подходящей погоды. Если вы снимаете на природе, то вам придётся честно ходить на выбранные точки каждый день в надежде поймать свет. А вот в городе ваша задача может быть значительно облегчена, поскольку человечество научилось более-менее точно предсказывать погоду, во всяком случае, на день вперёд. На мой взгляд, самый точный и подробный прогноз погоды даёт сервис Intellicast. Если прогноз говорит, что в режимное время будет 20-80% облаков (столбик «Clouds»), то в этот день есть хорошая вероятность красивого света. А если за пару часов до заката обещают грозу, то идти нужно обязательно, поскольку световое шоу может быть просто грандиозным, главное не забыть взять зонтик.

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат дома
Пример прогноза погоды на сайте www.intellicast.com

Если не везёт с погодой

Красочные закаты бывают не каждый день. Если вы пришли снимать, а света нет, то не стоит расстраиваться. Во-первых, можно исследовать местность и попробовать найти интересные места для съёмки. Во-вторых, можно поискать сюжеты, не требующие хорошего света. Если небо ясное, можно попробовать снять сюжет с солнцем в кадре. В плотную облачность можно поискать сюжеты без неба. Например, в лесу можно фотографировать деревья, ручьи и речушки. Пусть сюжет будет не такой интересный, но зато вы не вернётесь со съёмки разочарованным. А значит, в следующий раз у вас будет сильнее мотивация вставать рано утром на съёмку рассвета.

Как сделать закат дома. Смотреть фото Как сделать закат дома. Смотреть картинку Как сделать закат дома. Картинка про Как сделать закат дома. Фото Как сделать закат домаПасмурная погода, моросящий дождик — отличные условия для съёмки растительности в лесу. Природный парк Ергаки, Красноярский край. ISO100 24мм f/16 1.3с

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *