Как сделать заключение в сочинении
«Вступление и заключение сочинения-рассуждения»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении
1. Вступление может содержать (или отражать): впечатления от первого прочтения текста эмоциональные состояния после прочтения ассоциации, вызванные текстом сведения об авторе, его творчестве и т. д. (с) Гусева И.Н.
Вступление может быть написано в форме Лирического размышления. Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме текста). Рассуждения о заглавии, которое вы бы дали данному тесту. Диалога с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста. Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста.
6) Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки, но выбранное высказывание должно либо содержать основную мысль текста, либо служить способом выхода на его проблематику. Будьте осторожны, начиная сочинение с цитаты! Только тогда используйте ее, когда помните дословно, а иначе любое искажение есть не что иное, как фактическая ошибка (К12)! Лучше оформите ее как косвенную речь.
7) Может начинаться с ключевого слова текста (именительный темы). 8) Иллюстрации каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста. 9) Описательного утверждения. 10) Описания впечатления, которое произвел данный текст. (Почему именно такое? Чем вызвано? и т. п.)
Заключение должно быть композиционно связано со вступлением и должно содержать вывод, обобщение, призыв к чему–то; может отмечать полезность данного текста в решении какой – то проблемы и т.д.
Варианты заключений: Заключение может быть написано в форме: Обзора всех положений, которые вы осмыслили в основной части, особенно если тема или проблема требовали разнообразного материала или цепочки доказательств. Этически корректного возражения автору исходного текста. Спора с воображаемыми критиками позиции автора. Цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблематику текста, но она должна быть обязательно прокомментирована.
5) Яркого примера, обобщающего ваши суждения. 6) Иллюстрации, облегчающей понимание высказанного (-ых) положения (-ий). 7) Вывода-впечатления. 8) Яркого сравнения, подводящего итог рассуждениям. 9) Развернутого рассуждения об идее текста, которая сформулирована в одном или нескольких предложениях.
Удачные вступления и заключения Ряд риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме текста): Что будет, если мы в своей речи станем употреблять только грубые и разговорные слова? Если забудем правильную, нормативную лексику? Описания впечатления, которое произвел данный текст. Страшно представит, что будет, если мы забудем правильную, нормативную лексику и станем употреблять только грубые и разговорные слова. Неизвестно во что тогда превратится русский язык. Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой автором текста. Поймут, насколько важно быть чутким к слову. В этом нам помогут родители, учителя, книги. Нашей задачей остается сохранить русский язык со всеми его богатствами, подаренными нам великими классиками. Каждый из нас должен воспитывать в себе чувство ответственности за свою речь, бережно относиться к слову и помнить слова Л.Н. Толстого: «Нравственность человека видна в его отношении к слову».
Представьте себе такую картину. Солнечный весенний день. Звонкий щебет птиц. Ласковый ветерок, шаловливо касающийся пёстрых головок цветов. Ты бодро идёшь по лесной тропе, по твоей щеке игриво скользит солнечный зайчик… И безоблачное синее небо над головой, которое хочется обнять, утонуть в нём, раствориться в сладостной неге созерцанья этой красоты… Я думаю, каждый хотел бы жить в таком мире. Однако не могу понять, почему люди не берегут всё то прекрасное, что имеют, без чего невозможно жить. Эту мысль подхватывает автор данного текста… … Наконец, красота окружающего мира не перестает вдохновлять художников, музыкантов, поэтов и писателей на создание грандиозных по силе художественного выражения произведений искусства. Природа способна возбудить в человеке глубокие и прекрасные чувства, которые потом выливаются в бесценные шедевры. Поэтому берегите природу, уважайте её, старайтесь жить в гармонии с ней. И давайте сохраним этот мир для наших детей! Примеры вступлений и заключений
В жизни каждого наступает момент, когда ему приходится делать выбор. Выбор, от которого в дальнейшем будет зависеть жизнь самого человека или его близких. Именно о таком случае в судьбе механика Савушкина рассказывает в своём тексте А. Владимиров. Проблема, затронутая в данном тексте, на мой взгляд, становится всё более актуальной в наше непростое время. Всё чаще современному человеку приходится выбирать между своей совестью и личной выгодой. И, к сожалению, этот выбор не всегда в пользу совести. Почему? Вряд ли кто-то с уверенностью может ответить на этот вопрос. Но не пора ли нам задуматься над тем, к чему со временем мы можем прийти? Ведь чем ниже уровень нравственности людей, тем сильнее деградирует общество, тем слабее народ. Следовательно, каждый раз, выбирая не в пользу совести, мы подвергаем опасности своё будущее. И всё же я верю, что именно наше поколение остановит этот разрушительный процесс и будущее станет светлым и прекрасным!
В представленном тексте Р. Паль рассуждает о будущем книги и о её значении в жизни современного общества. Идея произведения может быть сформулирована так: «Книга по-прежнему остается могучей силой, сердцем и душой современной системы коммуникаций». Действительно, книга – целая вселенная, способная дать человеку очень многое, нужно только научиться брать. Книга даёт нам и пищу для ума. В этом отношении её позиции должны лишь укрепиться, поскольку информация, полученная с экрана монитора, как показывают научные исследования, усваивается на порядок хуже. Споры о том, каково будущее книги, наверное, и в ближайшее время не прекратятся, но мы знаем, что книга – это величайшее изобретение и оно не может быть утрачено по чьей-то прихоти.
Всё, что окружает нас, – бесценное произведение искусства, искусства жизни. Да и сама жизнь уникальна и неповторима. Она формировалась в течение миллиардов лет и, как сказал известный физик Планк, «выработав за это время определённую гениальную закономерность, не зависящую даже от существования мыслящего человека, является самым сильным, разумным, безумным и бесценным явлением». Именно эту актуальную во все времена проблему, волновавшую гениальные умы многих деятелей мировой культуры и философии, поднимают Г.И. Косицкая и И.Н. Дьяконов в своём тексте. Вместе с авторами хочется донести до людей: «Природа – наша жизнь, родина всего, начиная от росинки – солнца, сверкнувшей всеми огнями, и кончая талантами, переходящими в историю всемирной культуры».
В жизни иногда происходят незабываемые события, способные изменить нас, наше отношение к себе и к миру. Эти события могут огорчать нас, причинять боль, но если мы сумеем правильно понять их, то они послужат нам бесценным уроком, незаменимым опытом. Именно об этом и пишет Е. Новиков: о человеке, распознавшем знак судьбы, понявшем суть происшедшего с ним. Я думаю, было бы легче жить, легче переносить все тяготы, если бы мы поняли, что, «когда чужой человек плачет по тебе», то это значит многое: ты не один в этом мире, ты нужен кому-то, ты должен стать лучше, чтобы эти слёзы не были пролиты зря!
ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ: Внимательно прочитать рецензируемый текст. Постарайтесь дать ответ на вопрос: «Что известно вам об авторе текста?» Вдумайтесь в тему и проблему (проблемы) текста. Ответьте на вопрос: «О чем идет речь и что об этом думает автор?». В чем художественное своеобразие предложенного текста: язык (языковые средства выразительности), стиль, мастерство автора. Определите, какой жанр, тип и стиль речи вы изберете для вашего сочинения: рецензию или эссе? В любом случае это должно быть рассуждение – ведущий тип речи в обоих жанрах.
6. Дайте свою оценку прочитанному. Определитесь, разделяете вы мнение автора или не согласны с ним. В первом случае ищите дополнительные доказательства: примеры из вашего жизненного опыта, информацию, почерпнутую из книг. Во втором случае найдите контраргументы. Подумайте, как вежливо возразить автору, как защитить свое понимание проблемы.
7. Задумайтесь над композицией и языковым оформлением сочинения: С чего начать сочинение? О чем писать в основной части работы? Как соединить в основной части анализ содержания исходного текста с оценкой средств выразительности, использованных в нем? (эта часть сочинения не является обязательной) Какие языковые средства использовать в сочинении, чтобы ясно и убедительно изложить свою позицию? Чем закончить своё сочинение (вывод)?
8. Постарайтесь избежать в своем сочинении типичных ошибок: не превращайте сочинение в изложение, так как нужен не пересказ текста, а толкование затронутых в тексте проблем, их интерпретация; не начинайте свое сочинение с таких оборотов речи «в этом тексте говорится. », «автор этого текста пишет. » и т.п.; не бойтесь высказывать свое мнение, рассуждайте, анализируйте.
9. Пишите разборчиво, аккуратно, ведь проверяющие не знакомы с особенностями вашего почерка, так как впервые видят его. 10. Обязательно проверьте свою работу.
О чём писать в заключении?
СОЧИНЕНИЕ 15.2
Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить вам потери баллов.
2. Как начинать сочинение?
Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса.
Тезис – это мысль, которую нужно доказать.
В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.
Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2-х предложений.
Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.
При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:
· Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
· Текст заканчивается словами: «…». На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
· Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
· Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом.
· По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
· В этом отрывке автор говорит о том, что…
· Смысл данного отрывка я понимаю так: …
· В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…
Не лишним будет употребление вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.
А теперь рассмотрим разные варианты вступлений:
Вариант 1. Я считаю, что мысль П. Флоренского, выраженная в выделенном фрагменте текста, заключается в том, что люди по-разному относятся к культуре.
Вариант 3. Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста Ю.Я.Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника. Этим сравнением он хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.
3. Как писать основную часть?
Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.
В основной части следует избегать:
• изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.
В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.
Как это сделать? Вот некоторые рекомендации:
1. Перечитайте текст несколько раз.
2. Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте.
3. Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике.
4. Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею.
5. Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, а рассуждение и анализ текста!
В основной части вы должны привести не менее двух аргументов (или доказательств) и подтвердить каждый аргумент минимум одним примером, взятым из текста.
О чём писать в заключении?
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.
· коротким, но ёмким по содержанию
· логически связан с предыдущим изложением
· не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.
Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!
Рассмотрим несколько образцов заключения:
Образец 1. Таким образом, Е.Велтистов поднимает очень серьёзную проблему важности правильного, взвешенного выбора молодыми людьми будущей профессии.
Образец 2. Итак, автор текста убеждает нас в том, что главное в дружбе – доверие и понимание. Надо быть искренними с друзьями и поступать так, чтобы они не страдали.
Итоговое сочинение
Матереалы для подготовки
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Какие части должны быть в сочинении?
Какие части должны быть в сочинении? Надеемся, каждый одиннадцатиклассник в состоянии произнести три этих волшебных слова: вступление, основная часть, заключение. Казалось бы, ничего сложного. На деле учителя постоянно сталкиваются с работами, на девяносто процентов состоящих, скажем, из одного только введения или с совершенно внезапно возникшими в середине сочинения мыслями, появления которых не предвещало абсолютно ничего, будто их «вырвали» из какой-то другой работы. Как быть? Всего два правила помогут вам избавиться от проблем с композицией. Во первых, используйте формулу «вступление + заключение = одна треть всего текста», во-вторых, не забывайте писать план и придерживаться его, не допуская «внезапных» отступлений.
Поговорим о плане сочинения подробнее.
Разбираем детально план и структуру написания итогового сочинения в 11 классе по литературе. Следование этому плану поможет вам написать сочинение максимально правильно и получить все баллы за его проверку.
АКТУАЛЬНО ДЛЯ 2019 ГОДА
Общая структура итогового сочинения
I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.
III. Заключение (60-70 слов)
А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения
I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Вступление состоит из 3 элементов:
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)
Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
Аргумент состоит из 3 элементов:
III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
4 способа закончить сочинение:
Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.
Что вас ждёт в документе ниже:
Обращаем ваше внимание, что у ВУЗов (при поступлении) очень часто используются собственные критерии проверки, имейте это в виду (и они существенно отличаются от проверки школьного уровня).
Представленная здесь структура сочинения актуальная для любого года и не зависит от темы и направления итогового сочинения. Поэтому вы можете смело использовать этот материал при подготовке в любом году.
Структуру сочинения условно можно разделить на два вида:
Рассмотрим подробнее каждую из них.
Тезис 1
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
(…)
Итоговое сочинение: структура, регламент, подготовка
Сочинение — обязательная часть итоговой аттестации в 11 классе. Без этой работы школьника не допустят до ЕГЭ. Рассказываем, как написать итоговое сочинение на высший балл.
Что такое итоговое сочинение
Итоговое сочинение по русскому языку — работа, которую пишут все одиннадцатиклассники. Она оценивается по принципу «зачёт/незачёт». Зачёт за сочинение является обязательным условием допуска к единому государственному экзамену — ЕГЭ.
Итоговое сочинение — это рассуждение на заданную тему с привлечением литературных аргументов для подтверждения тезиса. В качестве аргументов можно приводить художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров — загадок, пословиц, поговорок) и другие источники отечественной или мировой литературы.
Интересный факт — опираться можно даже на Библию.
Итоговое сочинение, с одной стороны, фокусируется на литературе. Нужно использовать аргументы с опорой на книги. С другой стороны, предполагается, что итоговое сочинение носит надпредметный характер. Это работа не только по русскому языку и литературе, но и в целом — проверка умения мыслить.
Зачёт на итоговом сочинении даёт школьнику:
✅ допуск к государственной итоговой аттестации по русскому языку,
✅ до 10 баллов при поступлении в вуз (каждый вуз определяет сам).
При оценке сочинения оценивается его объём и самостоятельность выполнения работы.
Существует пять критериев оценивания:
Итоговое сочинение позволяет оценить грамотность, начитанность, умение анализировать. Чтобы хорошо его написать, нужны крепкая база по русскому языку и развитый литературный кругозор. В этом вам помогут курсы «Экстерната Фоксфорда». По промокоду RUS102020 вы получите неделю бесплатного доступа к курсу русского языка за 10 класс, а по промокоду LITERA112020 неделю бесплатного доступа к курсу литературы за 11 класс. Готовьтесь к итоговому сочинению вместе с нами!
Из чего состоит итоговое сочинение
Структура работы предполагает вступление, основную часть и заключение. Вступление и заключение должны занимать примерно треть всего текста.
Если ваш ребёнок не знает, как писать итоговое сочинение, расскажите ему про примерный план работы.
План итогового сочинения
Часть 1. Вступление
Нужно написать главную идею и тезис будущей работы. Как правило, варианты вступлений — универсальные и не зависят от направлений текущего года. Это может быть согласие или несогласие с цитатой либо собственное мнение по теме. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения. Вот несколько типичных клише для начала работы.
✅ «Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать своё определение этим понятиям».
✅ «Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу».
Часть 2. Основной текст
Дальше в подкрепление тезиса приводятся аргументы с опорой на источники литературы. Нужно привести минимум два довода. Для плавного перехода к основной части можно использовать шаблонные фразы:
✅ «Хотелось бы вспомнить произведения художественной литературы, где раскрывается тема. ».
✅ «В доказательство рассуждений обращусь к художественной литературе. ».
Переход ко второму аргументу может звучать так:
✅ «Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения. ».
Часть 3. Заключение
В конце необходимо подвести итоги и обобщить вышенаписанное. Возможные клише:
✅ «Обобщая сказанное, хочу сказать, что. ».
✅ «Таким образом, можно сделать вывод. ».
Как проходит итоговое сочинение
Как правило, итоговое сочинение пишут в стенах родной школы. Время написания итогового сочинения — три часа 55 минут. При проведении нельзя пользоваться какими-либо литературными источниками — нужно брать всё из головы.
Блоки направлений, которые ждут школьников в 2020–2021 учебном году:
1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Пять конкретных тем станут известны непосредственно на экзамене — за 15 минут до начала. Как правило, они сформулированы в виде вопросов: «Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла — сердце человека?» или «Должен ли человек смирять свою гордость?». Можно выбрать любую тему для написания сочинения.
Как готовиться к итоговому сочинению
Часто подростки не знают, с чего начать подготовку. Предложите ребёнку помощь — вместе выполните несложные шаги и убедитесь, что одиннадцатиклассник понял, как действовать.
Изучите сайт ФИПИ
На странице Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) можно найти руководство, как написать итоговое сочинение, и разбор типичных ошибок. Покажите сайт ребёнку и разберите вместе описанные там правила.
Чтение литературы
Для успешной сдачи итогового сочинения важно не только читать книги, но и размышлять о прочитанном. Предложите ребёнку устроить семейный литературный кружок — регулярно читайте книги, а затем обсуждайте друг с другом.
Рекомендуем наметить чёткий план — например, читать по одной книге в неделю и устраивать обсуждение на выходных. Такая практика учит дискутировать и прививает любовь к чтению.
Тренироваться
Для облегчения написания сочинений рекомендуем использовать план, который мы дали выше в статье — так одиннадцатиклассник точно не упустит важные вещи. Один из секретов, как написать хорошее итоговое сочинение, — придерживаться выверенной структуры и не нарушать логику повествования. Это умение приходит с практикой.
В интернете можно найти достаточно образцов сочинений. Если у ребёнка не получается подступиться к теме, посоветуйте сначала прочитать несколько хороших сочинений и вдохновиться чужим примером. В этом нет ничего плохого — если подросток не списывает и не копирует чужие тексты, всё в порядке.
Пишите подростку письма
Мотивировать подростка тренироваться создавать связный текст на заданную тему можно, предложив ему вести переписку в бумажных письмах.
Необязательно искать кого-то из другого города и ходить на почту. Просто пишите друг другу объёмные тексты на бумаге и оставляйте на холодильнике.
Тема переписки может быть любой: чувства и мысли по какому-то поводу, обсуждение бытовых дел, мини-рецензии на фильмы или сериалы.
Регулярная практика создания текстов помогает отработать навык. У одиннадцатиклассника не возникнет вопросов, как написать итоговое сочинение, — выражение мыслей станет привычным делом.
Резюме
Итоговое сочинение — допуск к ЕГЭ. Работа длится три часа 55 минут. Подростку нужно будет обозначить проблему в выбранной теме, раскрыть её с помощью аргументов и опоры на литературные источники, а затем сделать выводы.
Чтобы помочь ребёнку подготовиться к сочинению, вместе изучите сайт ФИПИ, разберите план написания и образцы, обсуждайте прочитанные книги и попробуйте вести переписку в бумажных письмах. Так одиннадцатиклассник научится выражать мысли в письменном виде, привыкнет к шаблону и придёт на сочинение во всеоружии.