Как сделать замечание учителю

Методические рекомендации учителю – предметнику об эффективных способах разрешения конфликтных ситуаций, провоцируемые учителями

Ермолаева Нэля Михайловна

МКОУ ООШ № 14 г. Коркино,

Методические рекомендации учителю – предметнику об эффективных способах разрешения конфликтных ситуаций, провоцируемые учителями

Ч то же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций.

Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное

В разных классификациях существуют разные виды причин конфликтов

-некачественное выполнение или вовсе отсутствие домашних заданий, пассивное отношение к занятиям, отсутствие интереса к учебному процессу со стороны ученика

-непунктуальность, частые пропуски занятий

-учитель не помогает, не подсказывает, не мотивирует или не подбадривает учащегося

-обвинение ученика в неправильных, по мнению преподавателя, поступках.

-необдуманные, обидные высказывания в сторону ученика или преподавателя

-отсутствие единства в требованиях учителей

-чрезмерное количество требований к ученику

-непостоянство требований учителя

-невыполнение требований самим учителем

-ученик считает себя недооцененным

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

Безусловно, не существует четко прописанного алгоритма действий, и каждая ситуация уникальна, поэтому ее решение должно приниматься исходя из ее контекста. Перед принятием решения следует проанализировать следующее:

подумайте: достаточно ли знаете своих учеников, об их проблемах и семье, Никогда не поздно выразить свой интерес к его проблемам — это поможет наладить контакт;
чаще выслушивайте своих учеников, их мнения, взгляды, даже если вы с ними не согласны.

подумайте, достаточно ли хвалите, п оощряете, проверяете работу ученика;
попытайтесь объективно проанализировать ситуацию, причину конфликта,

исключите обидные слова, повышенный тон, даже если это позволяет себе делать ученик;

если в данный момент эмоции мешают вам или ученику спокойно вести беседу — перенесите ее на позже; не принимайте решений и не делайте выводов в состоянии злости или агрессии;

если ученик не идёт на контакт, есть смысл пообщаться с его родителями и попробовать решить конфликт с их помощью;

если в ситуации есть ваша вина, обязательно извинитесь,

если конфликт обострился, не стоит прекращать работу в данном классе,

не оставляйте решение конфликта на потом, надеясь, что он исчезнет сам по себе: он трансформируется в скрытую форму и вскоре даст почву для новых проблемных ситуаций.

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Как можно было разрешить сложившуюся ситуацию:

Постоянно помните, что общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать только одной функцией — информацией.

Вступая в контакт с детьми, не организуйте с ними общение «по вертикали», сверху вниз. Помните, что даже малыш стремится в какой-то мере отстаивать собственную самостоятельность и значительность во взаимоотношениях.

Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами детей. Умейте слушать детей. Надо выслушивать до конца, даже если школьник, на ваш взгляд, говорит неверно и у вас мало времени. Это важнейший показатель вашего внимания к личности ребенка.

Организуя общение с детьми, постоянно стремитесь понять их настроение, улавливайте малейшие изменения в микроклимате класса, не воспринимайте психологическую ситуацию общения как нечто стабильное. Доказывая неверность мнения ученика, не задевайте недостатки его характера. Учитывайте большую эмоциональность и ранимость подростков. Они негативно реагируют на прямое педагогическое воздействие, поэтому необходимо выстраивать систему косвенного влияния.

Избегайте штампов в общении с детьми. Не забывайте, что в процессе многолетнего общения с классом мы порой привыкаем к сложившимся стереотипам общения и невольно переносим их из года в год.

Старайтесь преодолевать негативные установки по отношению к некоторым школьникам — это не только мешает вашим взаимоотношениям с ними, но и отрицательно сказывается на общей атмосфере в коллективе. Чаще улыбайтесь детям.

Это говорит о том, что вам встреча с ними приятна. Стремитесь, чтобы в процессе вашего взаимодействия с детьми чаще звучали одобрение, похвала, поощрение. Это ведет к тому, что школьник начинает связывать с вашей личностью собственные положительные эмоциональные переживания. Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Позитивное, доброжелательное отношение к учащимся существенным образом влияет на восприятие ими нашего поведения, собственной деятельности.

Если вы чувствуете, что назрела необходимость в индивидуальной беседе с учащимся, помните, что необходимо продумать стратегию предстоящего разговора.

Преподавание требует огромного эмоционального напряжения, но усталость от трудной работы и раздражение — вовсе не одно и то же. Обратимся к рассмотрению вопроса о том, почему же учитель испытывает подобные негативные чувства.

Рассмотрим ситуаций, в которых проблема принадлежит учителю:

• ученик царапает парту;

• некоторые учащиеся прерывают ваши объяснения на уроке;

• школьники сорят в классе;

• ученик постоянно опаздывает на урок;

• школьники громко ссорятся на уроке и мешают вам.

Можно привести еще тысячи подобных видов поведения, мешающих учителю счастливо преподавать свой предмет. Они оказывают воздействие на педагога, вызывая у него отрицательные эмоции.

Учитель, хотя это многие забывают, тоже человек. Ему также хочется, чтобы никто не мешал осуществлению его законного права — учить с удовольствием.

Такое поведение учащихся находится явно за линией приятия и является проблемой учителя. Оно и не может быть оставлено без внимания — нельзя притворяться, что вы находитесь в беспроблемной зоне, и продолжать урок. Учителю необходимо что-то предпринять для своего же блага.

Что же делать, если проблема принадлежит вам? У вас есть три возможности, вы можете выбрать такие направления работы:

Первое — попытаться изменить поведение ученика.

Второе — попытаться изменить обстановку.

Третье — попытаться изменить себя.

Первый способ предполагается, что вы сообщая ученику, что его поведение мешает вам, не позволяет осуществлению вашего основного права — получать удовольствие от процесса обучения. К сожалению, приемы, которые используют преподаватели при реализации этого способа, приводят к следующим последствиям:

1. Провоцируют сопротивление у школьников.

2. Заставляют учеников чувствовать, что учитель считает их глупыми, абсолютно ни на что не способными.

3. Показывают школьникам, что педагогу нет дела до их чувств, потребностей и мыслей.

4. Заставляют учеников чувствовать вину, стыд, смущение.

5. Снижают детскую самооценку.

6. Активизируют самозащиту школьников.

7. Провоцируют детский гнев и мстительность.

8. Являются причиной пассивности учеников.

Ясно, что ни один учитель не желает подобных результатов. Единственное, что он хочет — чтобы уважались и его права. Типичные замечания учителей при использовании первого способа способствуют укреплению детей в позиции

«Я-плохой» и делятся на следующие три группы:

1. Предписывающие замечания.

2. Подавляющие замечания.

3. Косвенные замечания.

Предписывающие замечания делятся на пять видов:

1. Приказы. Команды. Указания.

— Выплюнь сейчас же резинку!

2. Предостережения. Угрозы.

— Если ты не займешься лабораторной, я оставлю тебя доделывать ее после уроков!

3. Нотации. Проповеди.

— Ты бы лучше учился, а не за девочками подглядывал!

— Книги, как известно, предназначены для чтения, а не для рисования!

5. Советы. Предписания.

— Девочки, обсудите ваши проблемы на перемене!

Согласитесь, все эти замечания очень знакомы и часто звучат в классе. Вам непрерывно приходится «руководить» поведением детей — встань, сядь, иди, стой, говори, молчи и т.д.. Вы превратились в «командную» машину, а школьники — в «исполнительную» машину (хотя и несколько испорченную).

Большинству учителей кажется, что предписывающие замечания — самый простой и действенный способ управления классом. Если вам кто-то мешает, что плохого в том, чтобы остановить его и, если требуется, надавить, пригрозить?

Предписывающие замечания могут в лучшем случае вызвать внешние, сиюминутные изменения в поведении ученика — он выплюнет резинку, перестанет щипать соседа. Но это вовсе не означает, что не станет опять делать то же самое, стоит вам отвернуться.

Подавляющие замечания еще «хуже», нежели предписывающие. Они делятся на шесть категорий:

1. Обвинение. Осуждение. Критика. Противопоставление.

— Как только в школе драка, я всегда знаю — это Павлов!

— Ну, ты мне и надоел!

— Нет, тебе выйти — нельзя!

2. Обзывание. Насмешка.

— Вы скачите, как стадо диких тараканов!

— У вас что, мальчики, проблемы с дисциплиной?

4. Поощрение. Положительное оценивание.

— Саша, у тебя ведь достаточно ума для того, чтобы быть отличником!

5. Поддержка. — Трудно усидеть в классе в такой прекрасный день, не правда ли?

6 . Допрашивание.— Почему это вы сидите не на своих местах?

К сожалению, и эти замечания выглядят достаточно знакомыми, не так ли?

А ведь они переполнены негативными оценками.

Тысячи подавляющих замечаний слышит школьник изо дня в день. Ученик приучается к тому, что он — причина всех бед учителя. И как предписывающие замечания, подавляющие не содержат никакой информации об учителе. Поэтому школьнику также трудно поверить, что в педагоге есть что-то человеческое, что он может что-то чувствовать и у него есть какие-то потребности.

Косвенные замечания включают в себя насмешку

-Никогда прежде мне не приходилось работать с классом обезьян!

— Подождем, ребята, пусть наш клоун закончит выступление!

— Это когда же тебя назначили директором школы?

— Перестань! (Команда ) Ты — плохой, потому что не понимаешь, что следует остановиться.

Обычно ты такой хороший мальчик (Положительное оценивание ). Ты плохой, не можешь быть все время хорошим мальчиком.

В доверительной беседе, во внеурочное время учитель может раскрыться для окружающих с другой стороны, школьник вдруг с удивлением открывает для себя, что учитель — не говорящая машина с розгами, а настоящий человек, потому что он показывает свои чувства, сперва самому себе, а потом — окружающим. Что учитель также может гневаться, бояться, радоваться, негодовать, расстраиваться, как и они. Что у учителя могут быть минуты слабости, что он может плакать, что он может откровенно на людях смеяться — словом, быть таким же, как и школьники.

Подобная перспектива «уравнивания» с детьми пугает многих учителей. Даже если вы согласны с идеей «равноправия» со школьниками для большинства преподавателей непереносима.

Источник

Как я работаю с нарушителями дисциплины на уроке (часть 2)

Предыдущая статья раскрыла мои основные методы работы с нарушителями порядка: не предупреждать, что «терпите это в последний раз», и репетировать свою реакцию на те или иные поступки. Эта статья о том, что помогает мне сохранять человеческое лицо в самых сложных ситуациях и находить общий язык даже с теми, кто меня искренне ненавидит.

Предупреждение без мер воздействия раззадоривает детей. Вы будто говорите им: «Я вижу, что ты нарушаешь правила и мешаешь мне вести урок, но немного потерплю». Это нелогично. Как только запретила себе фразу про «последний раз» и игнорирование проблем на уроке, почувствовала силу и уверенность.

Потом взялась за отработку сценариев поведения в самых страшных для меня ситуациях.

Как только пережила все эти ситуации у себя в голове (даже посмеялась над некоторыми своими решениями), успокоилась и почувствовала себя гораздо свободнее.

Работа с детьми

Конечно, никто не говорит, что в классе все должны сидеть в абсолютной тишине и трястись от страха. Если ребёнок вертится, потому что что-то не понял, то мы ему помогаем. Если он щёлкает ручкой из-за нервного напряжения, то мы подходим к нему и меняем ручку на свою или просим перестать. А не начинаем орать на весь класс, как он нас достал этими щелчками.

Что помогает мне в работе с нарушителями дисциплины

Спокойствие и уверенность в себе

Отрепетировала все самые страшные сценарии, подготовила необходимые документы, договорилась с администрацией о возможной помощи и поддержке. Объяснила детям правила поведения на уроке и озвучила дисциплинарные меры.

И тогда перестаёшь испытывать злость и гнев, потому что теперь контролируешь ситуацию. Ты не против ребёнка выступаешь, а против его поступка в данный момент. Никакой мести, агрессии и злобы. Абсолютное спокойствие. Будьте уравновешенны, и это позволит вам сохранять объективность.

Согласитесь, что очень сложно устраивать бунт против человека, сохраняющего спокойствие и применяющего известные тебе дисциплинарные меры. Больше похоже на поведение сумасшедшего. Дети иногда так и говорят: «Ты же знал, что за это наши работы не засчитают! Зачем начал у меня списывать? Теперь придётся всё переделывать!»

Постепенность в своих действиях

Я часто предупреждала нарушения. Это тяжёлая ежесекундная работа на уроке. Отлавливать любое изменение настроения, менять темп, корректировать поведение детей, разряжать обстановку или ужесточать её. Постепенность в этом и проявляется. Начинаться всё может с простого взгляда в сторону ученика, и только потом это уже переходить на слово или действие.

На моих уроках наказания почти не было, потому что большей части проблем я просто не давала развиваться. Но если проступок был серьёзным (драка, оскорбление других, грязь в кабинете), то и дисциплинарная мера была жёсткой.

Конфиденциальность

Дети ненавидят, когда отчитывают перед всем классом. Это унижение такой силы, что зарождает в сердце ребёнка злость ко всем учителям. Если вы любите постыдить и потыкать носиком прямо на уроке, то мне жаль ваших учеников.

Человек, испытавший такое унижение, никогда не будет вас уважать. Следовательно, теперь вы «груша для битья». При любой возможности вам будут мешать вести урок.

Если есть возможность сохранить анонимность, то делайте это. «Тот, кто только что подглядывал в телефон, остаётся после урока за дополнительным заданием». Этого будет достаточно, чтобы класс понимал: вы всё видите, всё замечаете, никому нельзя нарушать правила.

Если же сохранить конфиденциальность не удаётся, то не откладывайте наказание. Дети не обязаны знать все подробности, но они должны видеть, что нарушитель будет наказан. «Суднева! Такое поведение недопустимо! После урока со мной к классному руководителю!»

Только не забудьте на уроке видеть перед собой не хулигана, а ученика. Ребёнок может ненавидеть меня, потому что я увидела нарушение и применяю меры, но на уроке я профессионал, я учитель русского языка и литературы. Наказание пройдёт, а у ребёнка всегда будет шанс начать с чистого листа.

Дополнительные материалы по этой теме

1. Книга, которая помогла мне найти общий язык с подростками. Я вообще перестала повышать голос. Даже в самых сложных классах. В » Лабиринте » и в » ЛитРес «.

Источник

Рекомендации учителю «Как наладить дисциплину в классе» (из опыта работы)

Учащаемые коллеги! Мы часто сталкиваемся в процессе работы, когда ученик(и) на уроке не умеют себя вести и мешают другим. Хочу поделиться советом!

Совет 1: Как наладить дисциплину на уроке

Сделайте четкое разграничение всех этапов урока. Выделите организационный момент, озвучьте перед учащимися цели и задачи урока. Четкое поэтапное распределение времени на уроке стимулирует учащихся к более ответственному подходу к процессу обучения.

Если ход урока внезапно нарушен, если учащиеся мешают вам вести урок, никогда не продолжайте объяснение в шуме и крике. Остановитесь, замолчите, сядьте, внимательно посмотрите на детей. Выждите паузу. Когда в классе наступит тишина, спокойным тоном объясните, что вы не будете вести урок дальше, пока не будет порядка. Как правило, это действует.

Совет 2: Как наладить дисциплину в классе

Хорошая дисциплина на уроке часто является следствием хороших взаимоотношений между учителем и детьми, поэтому относитесь к учащимся тактично, уважайте их достоинство, и они не позволят себе бестактного поведения.

Совет 3: Как поддерживать на уроке дисциплину

Лучше всего налаживать с детьми контакт в неформальной обстановке. Походы в музеи, кино, выезды на природу, способствуют сближению учеников с учителем. Взрослых, заслуживших авторитет, ребята начинают воспринимать как лидеров и стараются не доставлять им беспокойства.

Совет 4: Как наладить отношения в классе

В семье ребенок окружен всеобщей любовью, для родителей, бабушек и дедушек он самый умный, общительный и честный. Его любят за то, что он просто есть. Но у одноклассников ваш ребенок не вызывает особой любви, потому что в детском коллективе ценятся несколько иные достоинства, чем в семье.

Помогите ребенку повысить успеваемость. Во все времена успешные люди пользуются авторитетом. Возьмитесь вместе с ним за домашние задания, приобретите дополнительную литературу, которая расширит кругозор вашего ребенка по определенному предмету.

Воспитывайте в своем ребенке волевые качества: честность, справедливость и решительность.

Позаботьтесь, чтобы у вашего ребенка была возможность с кем-то поделиться лишней ручкой, конфетой, яблоком. Нежадных детей уважают в любом коллективе.

Прививайте ребенку чувства доброты и сострадания, подберите на улице брошенного котенка или подкормите дворовую собаку.

Не обсуждайте при малыше его одноклассников, ведь ваше мнение может отличаться от его. Старайтесь подмечать в его сверстниках хорошие черты и поступки, тогда ваш ребенок не будет к ним относится свысока и быстрее вольется в коллектив.

Встречайтесь с учителем в школе после уроков, когда не видят одноклассники вашего ребенка. Дети не уважают «подлиз», и любой приход родителя в образовательное учреждение, кроме классного родительского собрания или вызова за плохое поведение, воспринимается детьми как заигрывание с учителем.

Если все предпринятые попытки не помогли вашему ребенку стать «равноправным» членом детского коллектива, обратитесь к психологу, он предложит более профессиональные методы.

В школе действуют не писаные правила общения, отличные от семейных и, придя в школу, каждый ребенок должен быть готов к переменам. Легче приходится детям, пришедшим в образовательное учреждение из местного детского сада, когда добрая половина одноклассников знакома, что называется с горшка. Тяжелее, когда ребенок попадает в класс, где его никого не знает из детей, или переходит в новую школу в связи с переездом. Родителям нужно помочь ребенку влиться в школьный коллектив.

Совет 5: Как добиться дисциплины на уроке

С трудностью налаживания дисциплины на занятии сталкиваются не только молодые, но и опытные преподаватели. Отсутствие порядка крайне негативно сказывается на усвоении информации. Чтобы наладить контакт и воспитать в учениках дисциплинированность и ответственность, вы можете воспользоваться следующими советами.

Учитель должен стараться создать позитивное отношение к предмету, повысить самоуважение каждого ученика, стимулировать внимание. Преподавателю нужно постоянно помнить о том, чтобы содержание занятия должно совпадать с интересами школьников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *