Как сделать занос на велосипеде
Зимой по снегу на велосипеде. Как увеличить сцепление колес с дорогой.
Катание зимой на велосипеде давно уже не выглядит чем-то особенным. Многие велосипедисты катаются круглый год, не особо переживая.
Если снега и льда нет, то, в принципе, катание не особо сильно отличается от весенне-осеннего периода: нужна только тёплая одежда, перчатки, смазки, и контроль давления в колесах в зависимости от температуры окружающего воздуха.
О том, как кататься зимой, чем смазывать, как одеваться, как тормозить в интернете много информации, а в этой статье будет рассмотрен только один вопрос: «Как увеличить сцепление колеса велосипеда со снегом?»
На самом деле этот вопрос не такой простой, как кажется и не имеет однозначного ответа.
Всё зависит от поверхности, по которой вы ездите. Если чаще всего ездить приходится по городским дорогам, покрытым жестким утоптанным снегом – это одно, если нужно катить по обледеневшей дороге – другое, если любите прогулки по свежевыпавшему снегу в парке, лесу – это уже третье.
Прежде всего, хочу сказать, что ездить по снегу на летней гладкой сликовой резине никто не запрещает, но всё же не надо. Точно знаю, что некоторые велолюбители будут возражать, говоря, что «езжу круглый год на одной покрышке и ничего». Оставим это на их совести.
К тому же летняя резина при отрицательных температурах дубеет, уменьшая сцепление с поверхностью и быстрее изнашиваясь. Конечно, если городские службы убирают снег по всему городу, а на дорогах сухо – то с точки зрения сцепления колеса с дорогой всё отлично.
Регулярно встречаюсь с мнением, что для зимних покатушек подойдут грязевые покрышки с высокими грунтозацепами. Мол, они хорошо будут «загребать» снег, который не будет налипать на колесо, так как грунтозацепы расположены не очень часто.
На мой взгляд, такая покрышка подойдет, но не всегда. На ней не рекомендуется ездить по скользкой поверхности: по льду, укатанному до состояния ледяной корки снегу, по обледенелому асфальту. Т.е. практически во всех городских покатушках. Но она отлично подойдет для размокшего грунта или грязи, на которую выпал снег и она еще не совсем замерзла или для поездок по рыхлому снегу, по снежной целине.
Если велосипед катится по плотному, укатанному автомобилями и утоптанному пешеходами снегу, но не до льда, то катиться можно практически на любой покрышке, кроме гладкой сликовой.
Проблема грязевой покрышки в том, что она, в отличие от остальных, дает слишком малое контактное пятно с дорогой.
А ведь как раз площадь контакта колеса с дорогой – один из главных критериев устойчивости и управляемости велосипеда.
Как видно из рисунка выше – самая маленькая площадь у грязевой покрышки. Полусликовая резина дает максимальную площадь, а её небольшие грунтозацепы по бокам увеличивают устойчивость, вгрызаясь в снег. Но самый лучший вариант, естественно, специальная зимняя резина. У неё грунтозацепы расположены чаще и они больше по площади, чем на грязевом протекторе. Наличие небольших металлических шипов позволяет ей еще эффективнее вгрызаться в плотный снег и не скользить на льду или очень плотном снежном насте.
Еще один небольшой совет от любителей зимних катаний: не нужно зимой использовать колеса с протектором, у которого по центру есть сплошная полоса резины. Покрышке не чем зацепится за снег – она скользит на плотном насте.
Итак, для хорошего сцепления с дорогой, покрытой снегом в зимних условиях, нужно выбирать покрышку со следующими параметрами:
Как узнать, что покрышка предназначена для зимы
Обычно в названии зимней велосипедной резины есть слова «Winter», «all seasons», или еще что-то в том же духе.
Если на протекторе есть шипы в грунтозацепах – то она точно зимняя, летом они вообще не нужны.
На самой покрышке может быть нарисована снежинка или написано «W«, «Winter«, «All seasons«.
Более подробно, о том, что означают цифры и надписи на велопокрышках описано здесь.
Езда зимой на велосипеде по автомобильным дорогам
Очень часто велосипедисты в городах передвигаются по проезжей части дорог. Если Вы там то же много катаетесь, то очень рекомендую ездить только на шипованных покрышках! Правда это касается только тех районов страны, где зимой есть снег.
Почему? Да все очень просто:
Первое. Даже если дорогу чистят – на асфальте равно остается тонкий слой льда.
Второе. На правой стороне дороги, где как раз обычно едут велосипедисты, всегда лежит грязный и мокрый снег, лед, ледяная «каша», где сверху снег, а снизу лёд!
Третье. Часто всё это не лежит сплошняком, а разбросано на дороге рваными кусками разной толщины и неровными краями.
Поэтому здесь нужно очень хорошее сцепление и управляемость велосипедом, а это может обеспечить только шипованная резина. Вероятность падения в таких условиях резко возрастает, и оно может привести, прямо скажем, к фатальным последствиям. Ещё не забывайте надевать велосипедный шлем, в случае падения – шапка не спасет.
И еще. Шиповку лучше не накачивать до максимального давления, а ездить на слегка подспущенной резине. В таком состоянии колесо лучше катит и сцепляется с дорогой. Но не опускайте давление ниже минимального, указанного производителем. Зимняя резина делается из мягкой резины, а при очень низком давлении покрышка может потрескаться или даже прорваться.
Дополнительные варианты для велосипедиста увеличить сцепление с дорогой в зимних условиях
Не все могут себе позволить сезонно переобуваться на зимнюю и летнюю резину по разным условиям.
В некоторых регионах снег выпадает не так часто или ненадолго, и покупать отдельно зимнюю резину становится немного накладно – она все же часто дороже летней. Ну, а с учетом того, что многие наши люди живут по принципу, что «мы не ищем легких путей», есть несколько интересных вариантов для переоборудования летней резины для эксплуатации в зимних условиях.
Стяжки на колесо
Самый дешевый и простой вариант увеличить сцепление колеса с зимней дорогой – использование строительных стяжек. Правда подходит он только для колес велосипедов без ободных тормозов.
Плюсы его в том, что все можно сделать быстро, просто и дешево. Причем так же быстро все можно и снять.
Каждую пластиковую стяжку нужно обернуть вокруг обода и покрышки, затянув её и защелкнуть так, чтобы замочек был сбоку. Замки на стяжках нужно чередовать, одни замки располагая сбоку на правую сторону, другие – на левую. Для ориентировки равномерного распределения стяжек по всей длине окружности колеса лучше всего использовать спицы. Можно у каждой спицы ставить две стяжки: с одной стороны спицы – замок с левой стороны колеса, а с другой стороны – замок справа.
Брать лучше толстые стяжки. Перед их установкой можно чуть-чуть приспустить колесо, а после установки – опять подкачать. Тогда стяжки более прочно «сядут» на свои места.
Не нужно замки выставлять на самый центр протектора или близко к нему – так покрышка гораздо быстрее повредится. Их главная задача – не дать колесу «сорваться в занос», особенно при поворотах.
Использовать старую велосипедную цепь, надетую на колесо
Подходит для всех типов тормозов на колесах. Делается достаточно просто и быстро. Берутся две старые велосипедные цепи, рассчитывается длина окружности колеса велосипеда, колесо сдувается до состояния совсем мягкой покрышки и, после надевания цепи, вновь надувается. Давление в покрышке, скорее всего, придется держать максимальное, чтобы цепь плотно сидела и не слетала во время движения.
Опыт практического использования говорит о том, что на укатанной дороге и рыхлом снегу велосипед катит нормально – цепь не дает колесу уйти в занос. Хуже по люду, старому слежавшемуся снегу и асфальту. Торможение на льду и гололеде плохое – велосипед катится, как на коньках. Хотя нельзя сказать, что не тормозит совсем. На асфальте сильно гремит.
В общем, это вариант на любителя, хотя он имеет и свои плюсы:
Если цепь слетит во время движения – никуда не потеряется, но ехать дальше будет нельзя.
Промышленные и самодельные противоскользящие цепи на велосипедные колеса
Есть разные варианты: от простых самодельных до профессиональных для сложных условий катания по снегу и льду. Тут каждый выбирает себе сам, то, что хочет.
Покрышки reTyre
Есть еще одна интересная идея накладных покрышек reTyre от норвежской фирмы Technium AS. Она состоит из базовой сликовой покрышки, одевающейся как основная на велосипедное колесо и пяти вариантов дополнительных покрышек-кожухов или накладок («шкурок») с разными видами протекторов, которые пристегиваются при помощи молнии на основную резину.
Дополнительные «шкурки» покупаются каждая отдельно – такие, какие нужны. Пристегиваются они очень быстро и удобно.
Идея, в общем интересная, но о реальном опыте эксплуатации ничего сказать не могу. Вызывает вопросы то, как поведет себя молния после поездок по грязи и пыли.
Как научиться ездить на заднем колесе (wheelie)
1. Предмет обучения
2. Скорость
Сложно точно назвать скорость, с которой лучше всего учиться делать вилли. В принципе, для освоения это не так уж и важно, главное – не ставьте очень большую или очень маленькую передачу. Передача должна быть примерно такая, с какой вы обычно перемещаетесь по тротуарам – ну, или чуть легче. Обычно это в районе от 1-5 до 2-4 (однако, опять же, в других статьях советовали даже больше 2-4 – пробуйте все варианты). Учиться дергать нужно где-то с 10-12 км/ч – с места (или с маленькой скорости) делать вилли будет гораздо сложнее.
3. Место
Естественно, поверхность должна быть ровная и без выбоин – по такой, даже умея, тяжело ездить. Учиться делать вилли гораздо легче в горку. Почему – описано ниже. Под горку не стоит даже пытаться – это будет только сбивать.
4. Подготовка
Сразу оговорюсь – абсолютно все делаем, не отрывая пятой точки от седла. Толчковая нога – та, которая при обычной езде (при банике, при всех трюках) находится сзади (на ней удобнее прыгать на одной ноге и ее вы выставите, чтобы не упасть, если вас неожиданно толкнут в спину). Палец держим на заднем тормозе, тормоз должен быть хорошо настроен и отрегулирован – конечно, желательна гидравлика, однако на ви-брейках тоже можно запросто крутить вилли. Едем. Сгибаем руки в локтях, немного нагибаемся к рулю. Так едем до того момента, пока шатуны не будут параллельны земле (или под углом – так, что передняя нога ниже задней), а толчковая нога не будет находиться сзади. Если непонятно, объясню по-другому – начальное давление на педаль делает толчковая нога – для этого она должна находиться в «заряженном» состоянии, т.е. сзади или сверху. В этот момент делается рывок.
5. Рывок
Из этого положения резко прокручиваем педали и, выпрямляя руки, дергаем вел назад.
Внимание: основное усилие делается на педали, корпусом просто перемещаем центр тяжести назад. Если сильно дергать руками, велосипед будет сильно колбасить, и удержать баланс будет сложнее. Во время обучения обращайте внимание на силу рывка – у новичков две основные ошибки: «перевыдерг» – вел выдергивается слишком сильно, байкер пугается и резко нажимает на тормоз (повторяться это может много раз) – и «недовыдерг» – вел выдергивается недостаточно, чтобы дойти до точки баланса, байкер едет на заднем, но недолго – из-за ускорения (об этом ниже). И то, и другое нежелательно. Старайтесь найти промежуточное состояние – в этом вся суть вилли.
6. Баланс
Руки во время вилли всегда прямые в локтях. Обычно дело обстоит так: начинающий райдер, проехав метра два, в последний момент сгибает руки и проезжает лишние полметра. Создаётся впечатление, что это помогло, и он начинает при любом маломальском завале вперёд гнуть локти, в итоге, вместо того, чтобы выровняться при помощи подкрута, и поехать дальше, он проезжает те же полметра (в лучшем случае) и переднее колесо опускается на землю. Крутим педальки. Клонит вперед – крутим быстрее (сильнее отклоняемся корпусом назад, сгибаем спину, съезжаем попой по сидушке), заваливает назад – притормаживаем (выгибаем спину, двигаемся попой на сидушке вперед, можно даже голову наклонить, главное – не сгибать руки! Это не поможет!). Важно научиться тормозить плавно, по чуть-чуть, чтобы не сразу опускать колесо на асфальт, а просто чуть-чуть снижать. Клонит вправо – выставляем левое колено в сторону, правое прижимаем к раме. Рулем и телом совершается поворот (который тоже участвует в балансе – чтобы не упасть вправо, мы вправо поворачиваем). Клонит влево – то же самое, но в другую сторону. На самом деле довольно сложно описать всю технику баланса, тут участвуют и тело, и колени, и переднее колесо, в общем, все, что только можно. Усвоить баланс поможет только практика. А когда вы научитесь хорошо делать вилли, вы сможете поворачивать и даже ездить кругами на заднем колесе. На видео можно хорошо рассмотреть, как райдер балансирует, чтобы не упасть влево/вправо.
7. Теория
Очень важный момент: это тяжело объяснить на словах, но я попробую. Вот посмотрите на это художество:
1 Велсипед едет на обоих колесах. Все усилие педалирования переходит в набор (или поддержание) скорости, и вел едет прямо. Основная ошибка новичков (после согнутых рук, конечно) – велосипед в таком положении будет ехать на заднем колесе, но недолго (если крутить педальки с постоянной силой и скоростью). Вначале вел немного поднимется, «покозлит», но, по мере набора скорости, колесо опустится, и поедете вы, как простой турист. Я не особо силен в физике, но думаю, что это происходит потому, что переднее колесо поднимается не за счет баланса, а только за счет крутящего момента от ускорения, т.е. чем сильнее ускоряетесь – тем выше поднимаетесь. Но ускоряться невозможно вечно, поэтому правильное вилли – это вилли с минимальным ускорением.
Правильное положение велосипеда для вилли. Так вы сможете ехать долго и устойчиво, потому что усилие, передаваемое на педали, будет большей частью идти на поддержание скорости, и лишь меньшей – на поднятие переднего колеса – и так будет гораздо легче держать баланс. Если переднее колесо поднимется еще чуть-чуть выше – то это уже будет тот же серф (мануал), только сидя (иногда это называют «вилли-серф»), т.е. можно будет просто катиться на заднем, не крутя педали (с горки, например). Дальше уже не расскажешь, нужна лишь практика.
8. Заключение
Напоследок – соберем важные детали воедино:
Когда вы научитесь уверенно ездить на заднем колесе, можно начать учить фишки, связанные с вилли – one-hander, one-footer, no-footer, crankflip и т.д., но об этом – в других статьях.
Катайте dh, и да прибудет с вами сила 🙂
Меня зовут Евгений, и я велосипедист, вот уже более 15 лет занимаюсь велоспортом и попробовал разные дисциплины bmx, mtb, downhill и другие. Свой первый велосипед «школьник», я сломал пополам при попытке преодолеть земное притяжение. Мне хотелось бы заинтересовать вас своим сайтом и рассказать о тонкостях велосипедной индустрии, что бы вы стали профессионалами!
Управляемый занос на велосипеде: 4 совета
Существуют управляемые и неуправляемые заносы. Необходимо уметь правильно использовать управляемый занос, так как данный маневр очень сложный и опасный. В свою очередь, неуправляемые заносы практически всегда приводят к падениям.
Причинами заносов могут быть: крутой спуск, скользкая или неровная дорога, блокировка колес.
Занос при езде на велосипеде может произойти практически в любой момент, так как сам велосипед никогда не едет прямо. И особенно важно помнить, что занос переднего колеса намного опаснее заднего заноса, и, если при этом не принять необходимые меры — падение неизбежно. Для умения безопасно проходить повороты нужны определенные навыки, о которых мы сейчас и поговорим.
Основные советы при управляемом заносе
Правильная поза
Для удачного осуществления маневра при заносе должна быть отточена техника, иначе возникает большая вероятность аварии. Во время заноса необходимо равномерное распределение массы тела между колесами. При заносе заднего колеса нужно разгрузить его, немного передвинувшись вперед.
При повороте нужна блокировка заднего колеса и отведение колена в сторону. Руль при этом направлен в сторону движения. Для дополнительной регулировки и амортизации используют локти, колени и тело, но ни в коем случае нельзя использовать руль.
Взгляд
При заносе необходимо постоянно следить за колёсами. Идеальным считается, когда взгляд велосипедиста направлен на выход из поворота и одновременно контролирует положение колес.
Правильная скорость
В любой занос возможно войти только на достаточно большой скорости, поэтому, если ваша скорость выше среднего, вам всегда нужно быть готовым к крутому повороту. Необходимо вначале потренироваться на пыльной дороге, так как на скользкой трассе велосипед легче сорвать в занос.
Управление тормозами
Для настоящего заноса тормоза не нужны. Их применение означает, что велосипедист не идет в заносе, а юзит. Сильное занос может произойти при нажатии на передний тормоз, при этом заднее колесо чуть ли не отрывается от дороги. И, если в данном случае нажать на задний тормоз, произойдет занос заднего колеса.
Для правильного поведения при заносе нужна такая тренировка: на специальной площадке без каких-либо препятствий необходимо зажать оба тормоза, немного сильнее на передний тормоз, при этом нужно продолжать крутить педали, чтобы ваши ноги почувствовали начало заноса заднего колеса.
То же самое при езде по неровной поверхности (когда колеса велосипеда подпрыгивают) — не нужно пользоваться передним тормозом, так как при этом переднее колесо отрывается от земли, останавливается и его неподвижное приземление сулит вам неприятными последствиями.
Желаем вам только контролируемых вам заносов!