Как сделать запрос в прокуратуру
Как сделать запрос в прокуратуру
Полиция первой приходит на ум, когда мы сталкиваемся с правонарушением. Но всегда ли следует обращаться именно туда? В каких случаях это уместно, а в каких нужно обращаться в прокуратуру? Цель у этих двух органов одна и та же – обеспечение безопасности гражданам и недопущение правонарушений и преступлений. Однако средства достижения цели и полномочия у них разные.
Полиция – представитель исполнительной власти, прокуратура – орган надзора, то есть осуществляет контроль над деятельностью всех органов власти, проводит проверки, выявляет нарушения, принимает соответствующие меры к привлечению нарушителей к ответственности.
Органы полиции являются поднадзорными органам прокуратуры РФ. Прокуратура занимается вопросами контроля работы и деятельности различных органов власти, государственных организаций и прочих коммерческих структур, в том числе осуществляет надзор за тем, как все эти организации в настоящий момент осуществляют свою деятельность в рамках действующего законодательства.
Основания для подачи заявления
Причин для обращения в прокуратуру может быть много. Фактически каждый гражданин может подать заявление, если произошло нарушение прав человека или имело место ущемление его свободы.
Основанием для подачи заявления может быть любое нарушение закона независимо от того, кто его нарушил:
Как правильно написать заявление в прокуратуру?
Действующим законодательством не предусмотрено единой формы заявления в прокуратуру. Оно составляется в свободной форме. Обращение должно содержать подробное описание возникшей ситуации и сведения о нарушителе. Вставлять ссылки на нормативные акты необязательно. Заявление должно быть написано разборчиво и понятно.
Каждое обращение составляется обязательно, однако к содержанию документа в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан» предъявляются некоторые требования. Заявление должно содержать следующую информацию:
Как подать заявление в прокуратуру?
Следует также отметить, что есть два вида обращения: устное и письменное, причем первое возможно только в часы личного приема прокуроров. Письменное заявление наиболее эффективно, ведь если впоследствии Вы захотите обжаловать решение прокурора в вышестоящей прокуратуре, от вас потребуют предоставить соответствующее решение. В таком случае устный пересказ не принимается во внимание.
Существует несколько способов подачи заявления в прокуратуру.
Напрямую в прокуратуру
Первый и наиболее частый из них – обратиться напрямую в прокуратуру. Заявление следует подавать в двух экземплярах: один остается в прокуратуре, другой (с отметкой о приеме и подписью) остается у заявителя (копия – официальный документ).
Но этот способ не так уж удобен и занимает слишком много времени, поэтому если вам хочется сэкономить силы, то лучше подать заявление через Интернет.
Через Интернет
Через Госуслуги
По почте
Образцы заявлений в прокуратуру
Сроки рассмотрения заявления
Ваше заявление может быть:
Сроки прокурорской проверки
По требованию прокурора статистическая информация, справки, документы и иная затребованная информация должны предоставляться ему в течение пяти рабочих дней, если же это требование поступает в ходе проверок, то в течение двух рабочих дней с момента требования.
Также, в новом законе говорится и о том, что о начале проверки Вам должны сообщить не позднее начала дня проверки непосредственно сами прокуроры.
Что делать, если заявление не приняли?
В каких случаях заявление не будет рассмотрено:
Обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению.
Поэтому, если Ваше заявление не рассмотрено, то вот Вам один лайфхак: отправьте его через Интернет или по почте – Вы обязательно получите ответ.
Обращение в прокуратуру
Прежде, чем направить обращение, пожалуйста, внимательно ознакомьтесь со следующей информацией.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»)
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином права на обращение, в органах прокуратуры регулируются:
К обращению могут быть приложены необходимые документы и материалы в электронной форме.
Общий объем прикрепленных файлов не должен превышать 5 Мб.
Допустимы следующие форматы файлов: txt, doc, docx, rtf, xls, xlsx, pps, ppt, pdf, jpg, jpeg, bmp, png, tif, gif, pcx, mp3, wma, avi, mp4, mkv, wmv, mov, flv, sig.
Обращение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации
Просим Вас руководствоваться установленными требованиями:
Поля, отмеченные звездочкой (*) обязательны для заполнения.
Если в заявлении не указаны фамилия или адрес гражданина ответ на обращение не дается (ст. 11 Закона № 59-ФЗ, п. 2.8. Инструкции);
Обращение должно быть изложено на русском языке с разбивкой текста на предложения
К обращению заявитель вправе приложить необходимые документы и материалы в электронной форме. Общий объем прикрепленных файлов не должен превышать 5 Мб;
Допустимы следующие форматы файлов: txt, doc, docx, rtf, xls, xlsx, pps, ppt, pdf, jpg, jpeg, bmp, png, tif, gif, pcx, mp3, wma, avi, mp4, mkv, wmv, mov, flv, sig;
Обращения, содержащие аудиозаписи и (или) видеозаписи, ссылку (гиперссылку) на контент интернет-сайтов, являющихся хранилищем файлов аудиозаписей и видеозаписей, иных информационных файлов, рассматриваются при изложении заявителем сути жалобы.
Обращаем Ваше внимание на недопустимость злоупотребления правом на обращение в государственные органы и возможность привлечения к установленной законом ответственности в этой сфере общественных отношений. В случае указания в обращении заведомо ложных сведений расходы, понесенные в связи с его рассмотрением, могут быть взысканы с заявителя (ст. 16 Закона № 59-ФЗ).
Продолжить без авторизации
Если Вы не принимаете настоящие правила, Вы не сможете воспользоваться сервисом подачи обращения в электронном виде сообщения.
Перед подачей обращения рекомендуем Вам пройти процедуру авторизации.
Обращаем Ваше внимание на недопустимость злоупотребления правом на обращение в государственные органы и возможность привлечения к установленной законом ответственности в этой сфере общественных отношений. В случае указания в обращении заведомо ложных сведений расходы, понесенные в связи с его рассмотрением, могут быть взысканы с заявителя (ст. 16 Федерального закона № 59-ФЗ).
Обращения граждан, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, а также подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля с одновременным уведомлением заявителя (п.п. 3.2., 3.4., 3.5. Инструкции).
Справочную информацию по обращениям, направленным в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Вы можете получить по тел.: 8 (800) 250-79-78, 8 (495) 987-56-56.
В целях оперативного разрешения поставленных вопросов и эффективного принятия мер прокурорского реагирования, исходя из компетенции соответствующих прокуроров, а также во избежание увеличения сроков рассмотрения обращений (с учетом пересылки по компетенции либо подведомственности) рекомендуем адресовать жалобу непосредственно на сайт соответствующей прокуратуры либо соответствующего федерального органа (из приведенного ниже списка), в случаях:
Обращение в орган прокуратуры:
Вернуться в раздел «Обращения»
Справочную информацию по обращениям, направленным в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Вы можете получить по тел.: 8 (800) 250-79-78, 8 (495) 987-56-56
Жалоба в прокуратуру (образец заявления)
Для восстановления своих прав гражданин может использовать несколько методов. Одним из них выступает жалоба в прокуратуру. С помощью документа удастся донести факт нарушения до уполномоченного органа и инициировать проведение проверки. Дополнительно организация способна помочь добиться восстановления прав. Чтобы бумагу рассмотрели, её нужно составить грамотно. Необходимо использовать готовый образец. Он минимизирует риск возникновения ошибок. Существует ряд нюансов, о которых стоит помнить заранее. Об особенностях составления документа, правилах написания жалобы и ситуациях, в которых стоит обращаться в уполномоченный орган, поговорим далее.
Образцы документов
Для составления документа лучше использовать готовый образец жалобы в прокуратуру. Это упростит заполнение документа. Достаточно будет внести в жалобу личные данные.
Поводы обращения в прокуратуру
Основной целью посещения прокуратуры выступает проведение контроля за деятельностью органов государственной власти различных уровней. Дополнительно проводится наблюдение за функционированием предприятий и организаций вне зависимости от выбранной формы собственности. Поэтому если наблюдается нарушение законных прав и интересов, допустима подача заявления в прокуратуру. Чаще всего в учреждение направляют жалобы на работодателей, действие и бездействие должностных лиц.
Причинами направления жалобы в прокуратуру могут стать:
Правила составления жалобы
Особых требований к жалобе в действующем законодательстве не установлено. Бумага оформляется в произвольной форме. Однако эксперты советуют всё же придерживаться ряда правил. Соблюдение норм снизит вероятность отклонения жалобы в прокуратуру.
Важно учитывать следующие особенности:
Процесс составления коллективного заявления
Прокуратура готова рассмотреть индивидуальное и коллективное заявление. Последняя разновидность жалобы считается более эффективной, поскольку говорит о том, что нарушение носит массовый характер. Поэтому если было допущено нарушение прав сразу нескольких лиц, имеет смысл объединиться. Однако при составлении подобной жалобы в прокуратуру требует учета сразу ряд особенностей. Корректируется большинство частей.
Разбираясь, как написать заявление в прокуратуру, важно соблюдать следующие правила:
Коллективное обращение с жалобой в прокуратуру имеет ряд существенных преимуществ. Подобные бумаги рассматриваются более тщательно. Сильно облегчается работа сотрудникам прокуратуры.
Обращения, подготовленные сразу несколькими лицами, редко оставляют без рассмотрения. Заявление, составленное одним гражданином, отклонить значительно проще.
Жалоба может попросту потеряться. С коллективными обращениями так не поступают. Их отклонение осуществляется лишь в случае, если допущены грубые нарушения или приложены недостоверные документы. Совместные жалобы чаще дают положительный результат.
Способы подачи документов
Для удобства граждан разработан целый перечень методов, позволяющих передать жалобу в прокуратуру.
Выполнить действие удастся при помощи одного из следующих способов:
В 2011 году произошло выведение следственного комитета из структуры прокуратуры. В результате появились отдельные ведомства. Поэтому в 2021 году прокуратура уголовными разбирательствами не занимается.
Обращение в режиме онлайн
Разбираясь, как написать правильно заявление в прокуратуру, гражданин выяснит, что предусмотрено осуществление действий в режиме онлайн. Для этого потребуется воспользоваться официальным сайтом инстанции.
Если вопросы, изложенные на бумаге, попадают в компетенцию иных учреждений или должностных лиц, в течение недели с момента регистрации обращение перенаправляют в соответствующую инстанцию из прокуратуры. Когда бумага не содержит конкретные требования, приложения или жалобы, ее не станут рассматривать. Аналогичные нормы применяются в случае, если текст идёт единым массивом, не разбит на предложения и абзацы, написан только заглавными буквами или с использованием латиницы.
Обращения в режиме онлайн составляются по тем же правилам, что и классические жалобы. В ней предстоит указать полностью Ф.И.О., контактные данные, приложить файлы, подтверждающие правомерность позиции. Ответ также направляется в режиме онлайн. Однако гражданин имеет право запросить его на бумажном носителе.
При обращении в прокуратуру через интернет потребуется заполнить анкету, содержащую следующую информацию:
Заявки в прокуратуру регистрируются в течение 3 суток. Затем производится предварительное ознакомление с содержанием. После этого осуществляется перенаправление бумаги в соответствующее подразделение.
Если проблема не входит в компетенцию инстанции, бумагу передадут в организации, которые могут разрешить ее. Дополнительно гражданину разъяснят, куда ему необходимо обращаться в случае возникновения дополнительных вопросов или появления новых сведений. Срок рассмотрения заявок физических лиц установлен действующим законодательством.
Период составляет:
Допустимо продление вышеуказанных сроков, если требуется дополнительное время.
Предоставление ответа
Когда выполнена проверка фактов, прокурор направит ответ. В бумаге будут содержаться результаты разбирательств. Когда обращение производилось в режиме онлайн, ответ может быть предоставлен по почте на бумажном носителе или в электронном виде.
В бумаге в обязательном порядке будет содержаться следующая информация:
Заявку могут отклонить. В этой ситуации в обязательном порядке должны быть указаны причины, которые стали поводом для принятия подобного решения. Если для рассмотрения обращений требуется дополнительная информация, заявителю должны сообщить, как предоставить повторную жалобу. Вынесенный прокурором вердикт допустимо обжаловать.
Для этого направляется заявка в адрес руководства или вышестоящую инстанцию. Обращение также можно подать в режиме онлайн. Заявку требуется дополнить жалобой и полученным ответом. Важно, чтобы обращение было аргументировано. Стоит дополнить его иными фактами, если они выявлены. Это снизит риск отклонения заявки.
Причины отклонения жалобы
Уполномоченный орган может отказаться рассмотреть заявление в нескольких ситуациях.
Отрицательный ответ принимается в следующих случаях:
Все события имеют срок исковой давности. Поэтому не стоит тянуть. Если период обращения завершился, это также может стать поводом для отказа в рассмотрении документов.
Масленников Иван Иванович
С отличием закончил Государственную Юридическую Академию (ВСШ) по специальности правоведение. Большой опыт решения правовых вопросов широкого спектра.
Нюансы написания жалоб в прокуратуру
Краткое содержание:
Жалоба в прокуратуру для граждан – универсальное решение проблемы. Действительно ли это так? Когда и как писать заявления о нарушении своих прав. На что рассчитывать?
Прокуратура и жалобы
Жалоба в прокуратуру – заявление по поводу нарушений прав и интересов граждан. Люди пишут о нарушениях частных лиц и органов власти. Решение по заявлению принимается самостоятельно или пересылается уполномоченным лицам.
Результат зависит от того, надзирает ли ведомство непосредственно за конкретной сферой деятельности. Пример тому жалобы в прокуратуру на полицейских. Если же обращение касается трудовых прав граждан и в нарушении нет признаков преступления или административного правонарушения, за которое должна привлекать к ответственности прокуратура, заявления направляются в трудовую инспекцию.
Непосредственное вмешательство последует при допущении нарушений трудовыми инспекторами.
Как написать жалобу в прокуратуру и подать ее
Общие правила к ним содержатся в законе об обращениях граждан:
• запрещается подавать анонимные жалобы;
• автор указывает свои Ф.И.О., место проживания;
• адрес электронной почты указывается, если автор желает получить копию в электронной форме;
• не принимается заявление с угрозами и оскорблениями;
• текст должен быть читаемым, написан разборчиво.
Заявление не должно нарушать иные законодательные акты. Жалоба в прокуратуру передается лично, и сведения о ней заносятся в журнал или передаются по почте (опись сложения и уведомление защитят от потери). Гражданин вправе посетить орган и бросить бумаги в специальный ящик, откуда их потом извлекут и зарегистрируют.
Структура жалобы
Образец жалобы в прокуратуру на бездействие или иные нарушения чиновников, организаций ниже.
• Название органа, в который подаются документы;
• Ф.И.О. заявителя или заявителей, адреса их проживания;
• обстоятельства и основания обращения;
• ссылки на законы, документы, доказательства нарушений;
• перечень приложенных документов или их копий;
Практикуется коллективное обращение в прокуратуру. Авторы ставят свои подписи под документом. Желательно при составлении жалобы приложить копии бумаг, на которые делается ссылка, так упрощается и ускоряется процесс рассмотрения.
Как отправить жалобу на сайте прокуратуры
Органы власти активно применяют интернет-технологии. И документы, в том числе жалобы, подаются через Интернет, минуя почту с канцелярией. На момент июня 2020 года сайт прокуратуры подключен к «Госуслугам», и перед подачей жалобы пользователи проходят авторизацию.
Онлайн-жалоба в прокуратуру подается путем заполнения формы:
• Ф.И.О., адрес проживания;
• сфера, в которой допущено нарушение;
• форма для текста жалобы;
• под текстом есть кнопка, дающая возможность закачать электронные копии документов, приложенных к заявлению.
Общий срок для рассмотрения – 30 суток, прокурор может продлить рассмотрение разбирательство до 45 дней.
Ответ присылают в личный кабинет «Госуслуг» или на электронную почту, указанную в обращении или в личном кабинете аккаунта «Госуслуг».
Что может дать жалоба
Положительное решение по жалобе не всегда исполняется обязанными лицами.
Исключение составляют органы, за которыми надзирает прокуратура. В полиции, службе приставов указания прокурора исполняются, вопрос в том, насколько это делается по существу.
Издание прокурором предписания не лишает прав заявителя жаловаться в суд. Ответ из прокуратуры и материалы проверки, истребованные судом, приобщаются к материалам дела.
Закон обязывает надзорное ведомство составлять мотивированные ответы. Вместо этого дается ссылка на номер статьи из закона и неподтвержденность жалобы в результате проведенной проверки. На отказ в жалобе в прокуратуру подается или заявление в суд, или в вышестоящую прокуратуру.
Если прокуратура районного уровня отказывается обжаловать судебное решение по делу, в котором принимала участие, сторона по делу вправе обратиться за помощью в вышестоящую прокуратуру (уровня области, республики, края и т.д.).
Часто нарушается запрет не пересылать жалобы лицам, в отношении которых она подается. Пример тому – заявления на нарушения полицейских.