Как сделать затемнение карандашом
Техники затенения карандашом: 5 советов от экспертов
Только благодаря регулярной практике можно полностью овладеть техникой затенения карандашом. Но вы также должны знать, какой из карандашей использовать для той или иной техники. Карандаши разной твердости создают заметно отличающиеся штрихи.
Лучший совет для изучения затенения – поэкспериментировать с несколькими карандашами, используя разные техники.
Какими карандашами пользоваться?
Долгое время я использовал механические карандаши HB, но преимущества обычных заставили сменить привычные мне инструменты. Как только я начал работать с обычными карандашами, разница была очевидна. Я смог делать то, что механическими карандашами никак не удавалось. Теперь я могу использовать различные тоны, текстуры и приобретенный опыт, для создания новых произведений.
Разница не только между карандашами разной твердости. Я также узнал, что форма кончика карандаша дает совершенно разные результаты. Например, более закругленным можно сделать большие, мягкие штрихи. И теперь я знаю, когда без него не обойтись.
1. Выбирайте карандаши внимательно
Я рекомендую иметь под рукой несколько твердых карандашей, которые вы можете использовать в своей работе с полным пониманием, чего от них ожидать. Есть заметная разница не только при работе с разными карандашами по шкале HB, но и в том, насколько остро заточен карандаш. Проверьте, и вы увидите, что некоторые из них создают темную текстуру, в то время как другие – более светлую и плавно окрашенную поверхность.
Если подняться выше по шкале Н, то вы получите более мягкий и плавный результат. Использование механического карандаша с небольшим наконечником создаст точные штрихи, но он часто сглаживает текстуру бумаги при затенении. (Изображение предоставлено Тимоти Фон Рюденом)
2. Создание разных типов штриховки
У каждого художника есть свой метод затенения, который он использует чаще всего. Я в основном использую метод круговой штриховки, но также экспериментирую с другими методами, чтобы добиться наилучших результатов. Каждый метод дает особый результат, в зависимости от того, что вы хотите создать. И если вы знаете, какой результат нужен, вам не составит труда выбрать наиболее подходящие техники. Штриховка и зернистость часто создают видимость текстуры и шероховатости. Круговая штриховка и блендинг создают мягкие переходы и плавно закрашенные поверхности.
3. Определитесь с расположением светотени
Потратьте время, чтобы понять, как ложится освещение и какие элементы светотени оно создает. Только так вы сможете достичь правильного затенения. Проводите исследования, находите референсы и ресурсы, которые вам помогут, а затем применяйте эти знания на практике. Существует целый ряд светотеневых элементов, с которыми можно работать. И это не только темнота и свет.
Понимание того, как работает освещение, кардинально повлияет на выполнение и последовательность затенения в вашей работе (Изображение предоставлено Тимоти Фон Рюденом)
4. Практикуйтесь, чтобы подмечать закономерности
Теперь, когда у меня достаточно опыта работы с несколькими карандашами, я знаю, когда нужно сменить карандаш для получения необходимого результата. Традиционным и наиболее эффективным является метод, когда вы начинаете рисовать более светлым карандашом H, а затем постепенно переходите в более темную шкалу B. Этот метод обеспечивает наиболее правильное нанесение светотеневых элементов и создание контраста.
Карандаши с более высоким значением в шкале В, как правило, труднее стирать, поэтому я обычно начинаю с карандаша 2Н (Изображение предоставлено: Тимоти Фон Рюденом)
5. Выясните, какие методы затенения подходят вашему стилю
Выше вы видите пример использования двух методов затенения. Левая половина имеет более мягкие переходы и приближена к реализму. Здесь я использовал метод круговой штриховки, который отличается плавностью переходов. Правая половина была сделана в основном с использованием прямой штриховки, и вы можете видеть ярко выраженные следы карандаша на бумаге.
Методы затенения рисунка. Как затенять с помощью карандаша
Методы затенения для рисования.
Методы, используемые для применения затенения к предмету, очень разнообразны. Каждый метод создает различную текстуру и «чувствует» рисунок. Используемый способ рисования может определять технику затенения рисунка.
Наиболее распространенные методы применения
Смешивание – плавные переходы у рисунка регулируются либо разным давлением на карандаш, либо использование специального инструмента для смешивания, такого как растушевка.
Рисование пунктиром – применение бесчисленное множество мелких точек для создания более темных зон на изображении. Плотность точек формирует полученный нарисовок.
Иллюзия света
Легко попасться на методы, в которых используется материал, и упустить из виду причину, по которой мы применяем затенение в первую очередь. Свет, как мы видим, в конце концов, и затенение информирует нас о свете внутри картины. Мы понимаем что такой эффект создается с помощью простого карандаша и контраста.
Контрасты
Рисование простым карандашом – это интенсивность источника света, расположенного по объекту. Чтобы упростить способ, которым свет ведет себя к предмету и окружающим объектам, мы рассмотрим, что происходит с одним источником света на гладкой поверхности.
Расположение каждой области по предмету сообщает наблюдателю о местоположении света и о том, как свет ведет себя по объекту. Поведение света (или его отражение) информирует нас о фактуре и форме предмета.
Локации рисунка
Отбрасывание тени – поверхность более темного спектра, свет блокируется самим предметом, потому что другой объект отражает большую часть света.
Некоторый свет отражается от окружающих объектов и поверхностей. Этот свет отскакивает назад на объекты, производящие область более светлого рисунка.
Эта область более светлого значения называется отраженной подсветкой.
Как затенять формы
Как упоминалось ранее, затенение также информирует зрителя о форме объекта. С помощью сферы изменение значения происходит постепенно (градация). Изображение становится темнее или светлее, в зависимости от условий освещения. То же самое верно для других изогнутых форм, таких как конусы или цилиндры.
Для объектов с плоскими сторонами (т. е. Куб) рисование остается достаточно последовательным для каждой стороны без значительной градации. Каждая сторона куба может быть другим оттенком, представляющим подсветку, средний тон или тень.
Что относительно объектов, которые имеют плоские стороны или плоскости, которые не являются кубами?
Именно в таких ситуациях контраст играет особенно важную роль.
Во время процесса рисования добавляется темный фон. Корректировки оттенков по объекту выполняются в соответствии с контрастностью цвета в фоновом режиме и таблице. Проводятся сравнения и значения «толкаются», чтобы создать полный диапазон.
Мы также можем использовать контраст для создания ребер и определения плоскостей неправильной формы. Сделав края каждой плоскости, которые ближе к источнику света «на ощупь» легче, мы увеличиваем контрастность между каждой плоскостью.
Как затенять полые формы?
Многие объекты полые или имеют углубления. Чтобы рассматривать такие объекты, мы просто рассматриваем направление света, думая об этом как о линии.
Если свет идет с определенного направления, он должен продолжаться до тех пор, пока он не столкнется с объектом. Если объект полый, тогда свет войдет в углубление, создав в нем область более светлого оттенка. Тени создаются на противоположной стороне края углубления, ближе всего к источнику света.
Внешняя часть пустотелой формы рассматривается как обычная, с тенями дальше от источника света и блики к ней.
Управление объектом
Независимо от того, какой предмет используется для применения затенения, контроль над оттенками имеет первостепенное значение. Хорошей новостью является то, что контроль над предметом требует просто терпения и практики.
Когда у вас есть четкое представление о том, как свет ведет себя и как вы можете сообщить об этом зрителю, вы уже находитесь «на полпути».
Как только вы освоите эти основные формы, переходите к неправильным формам и простым предметам натюрморта, таким как яблоки или бананы. Ищите основные моменты, средние тона, основные тени, тени и отраженные блики. Чем больше вы тренируетесь, тем сильнее вы станете!
Законы светотени: от простых форм до портрета
Чтобы понять как изобразить объем, начинающих учат рисовать геометрические фигуры. Но как передать свет и тень на более сложных формах? Например в портрете? Рассмотрим законы светотени на примере рисунков различных объектов, в том числе рисунке головы человека.
Сначала немного теории
Мы видим окружающий мир благодаря тому, что свет отражается от поверхностей с разной силой. Поэтому мы воспринимаем предметы объемными. Чтобы передать иллюзию объема на плоскости, нужно научиться изображать светотень, которая состоит из:
На примере рисунка шара, куба и головы человека Вы можете увидеть где находятся перечисленные области светотени. Но теперь подробнее о каждой.
Кроме описанной последовательности, есть ещё одна закономерность. На схематичном рисунке видно, что если провести перпендикуляр к направлению света, то он совпадет с самыми темными местами предмета. Т. е. тень будет располагаться перпендикулярно свету, а рефлекс будет находиться на противоположной блику стороне.
Форма границы между светом и тенью
Следующее, на что нужно обратить внимание — это на границу света и тени. На разных предметах она приобретает разную форму. Посмотрите на рисунки шара, цилиндра, куба, вазы, и на рисунок головы человека.
Конечно, граница между тенью и светом чаще всего размытая. Четкой она станет только при ярком направленном свете, например, при свете электрической лампы. Но начинающим художникам следует научиться видеть эту условную линию, тот рисунок, который она образует. Эта линия везде разная и постоянно меняется в зависимости от изменения характера освещения.
На рисунке шара видно, что линия границы имеет изгиб, т. е. похожа на овальную форму. На цилиндре — она прямая, параллельная сторонам цилиндра. На кубе — граница совпадает с ребром куба. А вот на вазе, граница между светом и тенью представляет собой уже извилистую линию. Ну, а в портрете эта линия приобретает сложную, замысловатую форму. Граница света и тени здесь зависит и от характера освещения, и от формы головы человека, черт лица и анатомических особенностей. В данном рисунке она проходит по краю лобной кости, по скуловой кости, и далее вниз, к нижней челюсти. В рисунке головы человека очень важно различать светотень на всей голове в целом и светотень на каждом отдельном участке лица, например, на щеках, губах, на носу, подбородке и т. д. Начинающим художникам следует приучить себя видеть рисунок, который образует граница между светом и тенью. Например, особенно причудливый характер она приобретает в природных формах. Одно дело — рисовать простые геометрические фигуры, и совсем другое — стволы деревьев, листву, рельеф каменистого берега, лепестки цветов, траву… Чтобы научиться передавать объем или светотень на таких сложных объектах, сначала учатся на простом. Далее, усложняют задачу. Например, начинают с рисунка цилиндра, а с приобретением уверенности можно порисовать складки на тканях. Потом — натюрморты. Ну, а дальше, и пейзажем можно заняться или портретом.
Направленный и рассеянный свет
Чтобы легче было разобраться в вышеизложенных аспектах, можно поэкспериментировать со светом от настольной лампы. Она дает яркий и резкий свет, при котором хорошо видны рефлексы, тени… Попробуйте подсветить какой-либо предмет сначала с одной стороны, а потом — с другой. Попробуйте поменять направление света, приблизить или удалить лампу. Это поможет Вам наглядно увидеть все тонкости обсуждаемой темы.
В изобразительном искусстве есть прием, который получил название «кьяроскуро». Его суть заключается в противопоставлении света и тени. Известным художником, активно использовавшим кьяроскуро был Караваджо. На его полотнах хорошо виден этот прием. При искусственной подсветке создаётся среда, в которой свет становится очень ярким, а тень очень темной. Это даёт тоновой контраст и делает живопись насыщенной и резкой. При таком освещении хорошо видны все нюансы светотени и начинающим будет проще научиться передавать объем. При рассеянном дневном свете (когда облачно) тени не так сильно выражены как в солнечную погоду (или при свете лампы). Поэтому в процессе обучения лучше использовать искусственную подсветку с одним источником света. При нескольких источниках, ситуация усложняется и в постановке можно наблюдать несколько падающих теней, а вышеизложенная последовательность — свет-полутень-тень-рефлекс — может быть изменена.
Итак, чем же на практике отличается рисунок, когда используется направленный или рассеянный свет? На иллюстрации видно, что при яркой подсветке полутень становится уже, и будет выглядеть менее выраженной. Граница между светом и тенью хорошо заметна. А падающая тень имеет четкие края и выглядит более темной. При рассеянном свете — все с точностью до наоборот. Полутень шире, тень мягче, а падающая тень не имеет четкого контура — ее граница становится размытой.
Все эти особенности светотени будут заметны не только при электрическом свете или его отсутствии. Когда в ясный день светит солнце, свет будет четко направленным и резким. Когда облачная погода — он будет рассеянным. Соответственно это скажется на светотени деревьев, ландшафта или даже интерьера комнаты, освещенной светом из окна.
Заключение
Можно еще долго продолжать обсуждение данной темы. Но лучше всего наблюдать своими глазами за реальным миром. Как освещены объекты? Как меняется светотень и при каких условиях? Задавайте себе эти вопросы и находите ответы, когда наблюдаете за натурой. Нет ничего лучше натуры. Поэтому, помня описанные выше закономерности светотени, наблюдайте, запоминайте, делайте зарисовки с натуры. Тогда Вы сможете уверенно воплотить законы светотени на практике.
10 основных принципов построения света и тени в рисунке
В каждой картине или небольшом наброске есть валеры. Мы о них не знаем. Мы не знаем, что это. Но тем не менее они там.
Валер (tonal value) – оттенок тона, определяющий соотношение света и тени в пределах одного цвета. Чем точнее вы передаете различия, тем лучше выглядит ваше произведение. Независимо от того, что вы рисуете – фигуру, натюрморт или пейзаж, – принципы валеров одинаковы.
Светотень – это основа реалистичного рисунка. Поэтому уроки рисования часто начинаются именно с этой темы. В этой статье мы рассмотрим десять главных принципов построения света и тени.
01. Разделяйте свет и тень
Это основа любой работы с тенью. Сначала разделите «семейство света» (light family) и «семейство тени» (shadow family). Семейство света состоит из всех областей, которые непосредственно касаются источника света. Хороший способ проверить это – посмотреть на свой объект со стороны света, увидеть, как свет «касается» его.
Семейство теней состоит из всего, что скрыто от источника света. Сюда относятся все тени и области отраженного света.
02. Используйте шкалу значений
Шкала поможет вам понимать соотношение тонов. Удобнее всего использовать вариант с 9 тонами – здесь есть середина, от которой легче отталкиваться. Такую шкалу несложно сделать самому. Начните с образца 1 (максимально заштрихуйте прямоугольник) и 9 (чистый лист). Затем выведите образец 5 (среднее значение), потом 3 и 7. Добавьте оставшиеся тоны, чтобы завершить шкалу.
03. Рассматривайте относительные значения
Наше восприятие яркости предмета меняется в зависимости от того, что его окружает. В приведенном выше примере показаны два одинаковых квадрата, только на черном и белом фоне. Квадрат на белом кажется темнее, правда?
Такой эффект происходит постоянно, когда мы опираемся на результаты наблюдений.
04. Изучайте эффекты освещения
05. Не забывайте об отраженном свете
Правильная передача отраженного света дает отличное ощущение объема. Чтобы создать реалистичное ощущение света, важно понимать, что влияет на интенсивность непрямого (отраженного) света.
Во-первых, «фактическая» яркость объекта, не зависящая от световых эффектов. Светлые материалы отражают свет сильнее, чем темные. Во-вторых, расстояние: чем дальше отраженный свет, тем слабее он влияет на объект.
06. Избегайте этих распространенных ошибок затенения
Первая самая распространенная ошибка – слишком слабое отражение света (1). Это создает путаницу между полутонами и отраженным светом, и зритель не может нормально понимать изображение. Вторая ошибка – делать светлые полутона слишком темными (2). Кажется, что предмет грязный. Третья ошибка – делать темные полутона слишком светлыми (3). Из-за этого теряется чувство формы.
07. Проведите исследование значений
Если вы запутались в тонах и тенях, нарисуйте отдельный простой набросок (исследование значений). Цель заключается в том, чтобы разбить изображение на четыре-пять групп тонов. Определите самые светлые и самые темные тона, затем найдите два-три тона, которые встречаются чаще других.
08. Проверьте свое понимание
Всегда хорошо проводить эксперименты. Работайте с искусственным и с естественным освещением и обращайте внимание на различия. Попробуйте разные объекты и поверхности. Попробуйте восстановить образы из воображения. Помните все 11 эффектов из совета 4? Успешно избегаете трех распространенных ошибок затенения?
На изображении выше показаны рисунки учеников, которые рисовали голову Джона Азаро по памяти.
09. Попробуйте ограниченный диапазон
Диапазон значений описывает, насколько велик спектр между самым светлым и самым темным участком. У каждой среды свой диапазон. В природе он неограничен: здесь есть и солнце, и кромешная темнота. Зачастую это очень сложно правильно передать в работе. Поэтому лучшее решение – уменьшить контраст на обоих концах спектра.
10. Используйте образец
Чтобы разобраться, как ложится свет и тень в вашей картине, нарисуйте в углу небольшую сферу. Детально отрисуйте на ней направление света, глубину теней и силу отраженного света. Эта сфера – ваш световод, образец света, который применим ко всем остальным предметам. Чтобы упростить натурную работу, используйте яйцо.