Как сделать затягивающиеся узлы
Скользящий узел
Человек, в процессе своей жизни, использует разнообразное множество всевозможных узлов и петель. Одними из наиболее востребованных креплений являются простые скользящие приспособления и разные вариации на их основе.
Их широко применяют как люди специфических профессий – моряки, спасатели – так и обычные люди в повседневной жизни. Статья рассказывает об особенностях и назначении одного из самых популярных узлов – скользящего, раскрывает его преимущества и недостатки, а также дает советы по его использованию.
Описание скользящего узла и его назначения
Скользящий узел достаточно прост в исполнении и представляет собой самозатягивающуюся петлю, которая формируется простым соединением, завязанным вокруг корневого конца веревки. Поскольку корневой конец может свободно двигаться внутри простого, скользящий используется для обвязки веревки вокруг предметов, другой веревки, опоры или связывания предметов вместе с последующей обмоткой корневым концом.
Под нагрузкой скользящий узел охватывает объект, удерживаясь силой своего трения. При расслаблении усилий он легко расплетается.
Соединения такого типа используются для:
Преимущества и недостатки узла
Скользящий узел или удавка хорошо известен морякам и рыбакам. Главное его достоинство состоит в том, что такую петлю легко ослабить и развязать после применения. Однако он может ползти при переменной нагрузке или на скользких тросах, что относят к его недостаткам.
Различают несколько видов этой конструкции:
Схема узла
Чтобы завязать самый простой скользящий узел, следуйте представленной схеме:
Кстати, данный тип соединения довольно часто используют и в вязании крючком, при необходимости временного соединения нескольких элементов (рисунок 1).
Область применения
Скользящий узел широко применяют в повседневной жизни. Например, для поднятия различных тяжестей, транспортировки вещей, связанных воедино, при изготовлении украшений, поимки животных, в рыбацком промысле и во время туристического отдыха.
Его широко используют как спасательный, а также для страховки и поднятия людей и техники. Скользящий тип широко используется на малых парусных судах и в театре, в хирургии и строительстве. Кроме того, этот тип соединения нашел широкое применение и в самых неожиданных областях: в вязании крючком, в макраме и даже в сооружении скользящих конструкции для подвязки огурцов.
Основные типы скользящих узлов
Существует несколько типов соединений, образующих затягивающуюся петлю. Все они различаются степенью сложности и особенностями применения. Например, к самым простым относят бегущий простой, а к самым надежным – скользящую восьмерку.
В повседневной жизни будет полезной скользящая глухая петля, которая используется для затягивания различных свертков при упаковке. Бегущий булинь хорошо знаком морякам, а силковый – птицеловам. А вот названия «эшафотный» и «кандальный» говорят сами за себя. Кроме того, скользящие модели применяются в рукоделии, охоте и рыбалке, а также во многих других отраслях деятельности человека.
Для браслета
Скользящий узел широко применяется при изготовлении предметов бижутерии, например, для браслетов или бус с целью регулирования длины изделия. Такое скользящее крепление играет роль застежки, позволяющей изменить размер (рисунок 2).
Рисунок 2. Скользящее соединения шнура в браслете
Конец шнура (лески), на который нанизывается изделие, складывают петлей, после чего к ней прикладывают вторую часть веревки. Первый кончик несколько раз полностью оборачивают вокруг петли и второго конца. Оставшийся отрезок шнура заводят в петлю с изнаночной стороны и затягивают полученное соединение. Можно также использовать два узла, которые завязываются по обе стороны браслетов.
Рыболовные узлы
В рыбацком деле скользящий узел применяют в различных целях:
Среди наиболее популярных техник вязания называют: «Клинч», «Гриннер», «Ступенчатый», «Захватный», «Восьмерка». Освоив перечисленные техники, можно приступать к завязыванию более сложных схем (рисунок 3).
Китайский
Китайским узлом называют сплетение нитей, которое ранее использовалось для записи событий. В наше время его используют для талисманов и оберегов. Он якобы оберегает от отрицательной энергетики и помогает владельцу обрести покой и удачу (рисунок 4).
Для плетения китайских соединений используют нити ярких жизнерадостных цветов – красного, желтого, зеленого, коричневого. При этом большинство из них можно завязать как одной, так и двумя нитями. И все же, двойное плетение смотрится намного эффектнее.
Рисунок 4. Этапы вязки китайского узла
Всего существует около 20 техник плетения. Мы представляем вашему вниманию одну из самых простых схем, которая подскажет, как завязывать веревки быстро и эффективно.
Она состоит из такой последовательности действий:
Инструкция: как завязать скользящий узел пошагово
Чтобы узнать, как правильно завязывать скользящий узел, предлагаем воспользоваться следующей пошаговой схемой:
Во избежание растягивания простого узла на веревке при смене напряжения рекомендуется завязать такой же на остатке ходового конца (рисунок 5). Последний будет играть роль тормоза и не даст ходовому концу проползти сквозь простой.
Делаем скользящую петлю
Скользящая петля, как один из вариантов соединения под таким же названием необходима людям множества профессий. Так, стропальщики и альпинисты используют набор петель на веревке для страховки, рыбаки и охотники – для крепления охотничьих и рыбацких приспособлений и снастей, для поплавков и приманок, медики – во время хирургических операций, рукодельники и ювелиры – для изготовления всевозможных украшений, спасатели – для спасения человеческих жизней.
Да и просто в быту нам не обойтись без этого простого и надежного способа крепления – при поднятии тяжестей, переноске вещей, связывании предметов и т.д. Именно поэтому не будет лишним изучить теорию о том, как сделать подобную конструкцию, и научиться завязывать скользящую петлю (рисунок 6).
Рисунок 6. Варианты вязки скользящей петли
Приведем один из простых способов, который включает такую последовательность действий, помогающих узнать, как вязать такую петлю:
Рекомендации и типичные ошибки
Вязание узлов, как и выполнение других работ, требует выполнения определенных правил по технике безопасности.
Следующие рекомендации помогут вам уберечься от типичных ошибок и возможных травм:
Кроме того, петля скользящего узла имеет особенность растягиваться и пропускать сквозь себя веревку, поэтому обязательно требуется применение контрольного узла.
Более детально технология вязания показана в видео.
Как сделать затягивающиеся узлы
4. Затягивающиеся узлы.
Самозатягивающийся узел (рис. 44). Из всех примитивных узлов этот, пожалуй, самый оригинальный, что называется “проще не придумаешь”.
К коренной части троса этого узла можно приложить тягу, соразмерную прочности троса, и он будет надежно держать. Чем больше тяга, тем сильнее шлагом прижимается свободный ходовой конец, узел сам себя затягивает. Это, по существу, простейшая форма удавки (см. рис. 65).
Применять этот узел следует с большой осторожностью. Всегда помните, что он надежен лишь тогда, когда завязан вокруг бревна и к коренному концу приложено постоянное усилие.
Если эти усилие будет прикладываться к тросу попеременно, как бы рывками, то ходовой конец может выскользнуть из-под коренного конца троса. Самозатягивающийся узел есть смысл применять в тех случаях, когда подвешенный к коренному концу груз находится без движения и направление тяги на этот конец не меняется.
Этим узлом удобно подвешивать на перекладину в складах мешки с зерном или крупой, чтобы спасти их от грызунов. Потравив ходовой конец троса, подвешенный мешок можно плавно опустить на землю или пол склада.
Рис. 44. Самозатягивающийся узел
Самозатягивающийся узел с полуштыком (рис. 45). Добавив к самозатягивающемуся узлу один или два полуштыка, мы получим более надежный узел, который можно будет применить для различных надобностей в быту.
Рис. 45. Самозатягивающийся узел
с полуштыком
Коровий узел (рис. 46). Несмотря на свое прозаичное название, этот узел считается хорошим морским узлом. Он безотказно держит, если к тросу приложена тяга. Коровий узел фактически представляет собой неправильный (перевернутый) штык, работающий в другом качестве.
Издавна этот узел применяли на кораблях для крепления с помощью линя выбленок к крайним вантинам, для временного крепления троса за рым при растягивании для клетневания и тренцевания.
На берегу, помимо того, что этим узлом действительно привязывают к колу коров (а также и коз), его применяют при натягивании веревки для ограждений.
Рис. 46. Коровий узел
Глухая петля (рис. 47). Если ходовой и коренной концы коровьего узла (см. рис. 46) соединить вместе и к обоим концам приложить тягу, то полученный таким образом узел уже будет называться глухой петлей.
Иногда его называют бирочным узлом, так как им очень удобно пользоваться для связывания вместе ключей, для хранения шайб и других предметов, имеющих отверстие, а также для обтягивания горловины мешка при его завязывании.
Рис. 47. Глухая петля
Выбленочный узел (рис. 48). Свое название этот узел получил из-за того, что на кораблях им издавна крепили к вантам выбленки — поперечные отрезки смоленого троса, служащие ступеньками для подъема на мачты.
Выбленочный узел состоит из двух полуштыков, завязанных в одну и ту же сторону. Это очень надежный затягивающийся узел, который безотказно держит, пока тяга приложена к обоим концам троса.
Он исключительно удобен для прикрепления тросов к предметам, имеющим гладкую поверхность, как, например, мачта, рей, стрела или просто бревно. Во времена парусного флота, помимо своего основного назначения, выбленочный узел применялся для вязки коренных концов марса-драйрепов на топе стеньги.
Существуют два различных способа вязки выбленочного узла. Первый способ применяется в случаях, когда один из концов предмета, вокруг которого вяжут узел, открыт и доступен (рис. 48, а), второй, когда трос приходится обносить непосредственно вокруг предмета (рис. 48, б).
Диапазон применения этого узла в повседневной жизни весьма широк. С его помощью можно прикрепить веревку к гладкому столбу или перекладине, завязать мешок, натянуть веревку между двумя столбами, привязать тетиву к луку, зачалить лодку за сваю или кол, врытый на берегу, прикрепить шпагат к толстому тросу.
Выбленочный узел очень удобен для подачи инструмента на высоту (например, молотка работающим на мачте). При плетении многих видов рыболовных сетей выбленочные узлы образуют первый ряд вязки.
Однако, пользуясь выбленочным узлом, всегда следует помнить, что он надежен лишь при постоянной тяге на трос или веревку.
Разновидностью выбленочного узла является буйрепный узел, служащий для крепления буйрепа к тренду адмиралтейского якоря. В последнем случае ходовой конец троса должен иметь кноп и прихватываться к веретену якоря схваткой или бензелем.
Рис. 48. Выбленочный узел:
а — первый способ вязки; б — второй способ вязки
Задвижной штык (рис. 49). На парусных кораблях этот узел находил еще большее применение, чем выбленочный. Это объясняется тем, что он еще более совершенен и более надежен, нежели выбленочный.
Его можно применять и в тех случаях, когда направление тяги троса находится под острым углом к бревну (рею, мачте и пр.) или к тросу, к которому он прикреплен. Задвижной штык держит даже в том случае, если тяга направлена почти вдоль бревна.
Когда-то задвижной штык на флоте применялся для подъема наверх рангоутных деревьев, если трос приходилось вязать за их середину. Им вязали концы горденей при подъеме на рои лисель-спиртов.
Им же привязывали блок со свитнем к рею и к лисель-спирту. Концы вымбовок шпилей крепились свистовом также при помощи задвижного штыка. Когда шлюпки стояли близ борта корабля на шкентеле, на бакштове или буксировались, они привязывались фалинями за банку тем же задвижным штыком.
Применяя этот узел в быту, не стоит забывать, что он, так же, как и выбленочный узел, надежен только под нагрузкой и не любит резких ослаблений.
Рис. 49. Задвижной штык
В то же время он считается и одним из наиболее трудно развязываемых узлов. Как правило, его даже не развязывают, он служит один раз. «Констриктор» хорошо затягивается, если он завязан на круглых, не имеющих острых углов предметах; в этом случае он незаменим.
Это очень полезный и важный для нашего быта узел. С его помощью можно, например, очень туго завязать мешок, вентиль камеры футбольного мяча, обжать протекающий резиновый шланг, затянуть свернутый ковер, мешок, ватное одеяло, связать руку хулигану; наложить на раненую конечность жгут и многое другое.
С помощью этого удивительного узла можно поднять тушу убитого медведя, не попортив его шкуры. Для этого надо взять драек или короткую прочную палку, вложить се в пасть зверя, за его клыки, и завязать пасть с палкой “констриктором”.
Его концы прикрепить к гаку или грузовому шкентелю. Профессиональные такелажники с помощью “констриктора” накладывают временные марки на стальной трос в тех местах, где его нужно перерубить. Этим самым они предотвращают саморасплетение троса до наложения постоянных проволочных марок.
Риc. 50. «Констриктор»
Двойной “констриктор” (рис. 51). Хотя этот узел сложнее только что описанного, но затягивается он еще сильнее. Он, как и одинарный “констриктор”, считается незаменимым затягивающимся узлом в быту.
Рис. 51. Двойной «констриктор»
Питонов узел (рис. 52). Как питон почти ничем не отличается от удава, так и этот узел не имеет особых отличий от “констриктора”. По принципу они схожи. Питонов узел применим для тех же случаев, что и “констриктор”.
Кроме этого, он очень может пригодиться для связывания двух поперечных реек (рис. 52, б). Их соединение с помощью этого узла будет намного прочнее, чем на гвоздях.
Например, питоновым узлом удобно связывать деревянные рейки воздушного змея. Им можно воспользоваться при сооружении плетеной изгороди, когда одну веревку нужно привязывать к другой под прямым углом.
Рис. 52. Питонов узел:
Шахтерский узел (рис. 53). Прост, оригинален и надежен этот узел. При постоянной нагрузке он хорошо держит. Видимо, свое название он получил ввиду того, что им пользовались в шахтах. И хотя он не считается морским узлом, его можно успешно применять как на суше, так и на море.
Пикетный узел (рис- 54). Этот узел чем-то напоминает выбленочный, хотя его схема иная. Он может быть применен для тех же целей. Очевидно, свое название он получил оттого, что им привязывали к стоякам трос, когда делали пикеты.
Рис. 53. Шахтерский узел
Рис. 54. Пикетный yзел
Гафельный узел (рис. 55). Само название уже свидетельствует о том, что он из семьи морских узлов. В наше время его уже забыли, видимо, потому, что необходимость в нем отпала. Им всегда можно воспользоваться в быту, когда возникает необходимость быстро прикрепить трос к какому-нибудь предмету цилиндрической формы.
Этим узлом лисель пришнуровывался штсртами к лисель-рейке. Хотя теперь лисельный узел больше на флоте не применяется, им можно воспользоваться для крепления троса к круглому рангоутному дереву.
Рис. 55. Гафельный узел
Гис- 56. Лисельный узел
Фаловый узел (рис. 57). На парусном корабле прямые паруса, которые ставились между марса-реем и нижним реем, назывались марселями. Смотря по тому, к какой мачте принадлежал парус, он назывался “грот-марсель” на грот-мачте или “фор-марсель” на фок-мачте.
Снасти, которой поднимали реи этих парусов, назывались грот-марса-фал и фор-марса-фал. К рею эти снасти прикреплялись фаловым узлом. Как и лисельный, фаловый узел считается надежным морским узлом. Он может сослужить неплохую службу и в нашем быту.
Рис. 57. Фаловый узел
Щучий узел (рис. 58). Он так же, как и два предыдущих узла, служит для прикрепления троса к предметам цилиндрической формы. Щучий узел намного проще фалового узла.
Верблюжий узел (рис. 59). Если вам нужно привязать тонкую веревку к другой, более толстой веревке для тяги под любым углом, советуем воспользоваться этим удлинительным узлом. Будучи правильно завязан, он не скользит ни влево, ни вправо. Его всегда легко развязать даже в том случае, если он намок и сильно затянулся.
Рис. 59. Верблюжий узел
Стопорный узел (рис. 60). При выполнении различных судовых работ на палубе иногда возникает необходимость задержать находящийся под натяжением трос. Это выполняется с помощью другого троса, прикрепляемого стопорным узлом к тросу, который нужно задержать.
Если тяга троса, который нужно остановить, будет вправо, то ходовой конец стопорного троса кладут сверху троса шлагом влево, ютом делают еще шлаг и ходовой конец стопорного троса ведут навстречу первому и второму шлагам, в зажим их, а далее вправо вокруг троса в обвивку, делая еще один-два шлага, и в двух-трех местах кладут прочные схватки или закрепляют “под себя”.
Рис. 60. Стопорный узел.
Качельный узел (рис. 61). При устройстве своими силами качелей выбор троса и узла, которым этот трос будет прикреплен к перекладине, имеет большое значение. От этого в основном и зависит надежность вашего самодельного сооружения.
Если вы надумаете сделать на даче или во дворе своего дома качели, не ищите другой узел.
Рис. 61. Качельный yзел
Зигзаговый узел (рис. 62). Название узла как нельзя лучше соответствует его форме. При вязке этого узла ходовой конец проходит как бы зигзагами то в одну, то в другую сторону. Зигзаговый узел весьма специфичен. Он в основном применяется для утягивания и закрепления высокого штабеля груза в открытом кузове грузового автомобиля, оборудованного высокими стойками.
Если, например, на таком грузовике требуется перевезти несколько сотен легких ящиков, то их, прежде всего, необходимо надежно закрепить. Сделать это можно с помощью длинной веревки, применив зигзаговый узел. Крепить веревку вокруг стоек грузовика лучше всего, держа ее моток в руке, иначе придется каждый раз протаскивать всю длину веревки.
Рис. 62. Зигзаговый узел
Паловый узел (рис. 63). Этот нехитрый узел очень удобен для закрепления фалиня шлюпки или катера за пал, битенг или одинарный кнехт.
Чтобы правильно завязать его, ходовой конец фалиня нужно сложить вдвое, обнести пал сбоку, пропустить петлю под оба конца и накинут сверху на пал.
Рис. 63. Паловый узел
Битенговый узел (рис. 64). Он также служит при швартовке небольших судов для зачаливания на битенг, пал или причальную тумбу. Ходовой конец фалиня или швартова обносят вокруг битенга, потом складывают его вдвое петлей и пропускают под коренной конец.
Здесь петлю перекручивают один раз на 180 градусов и надевают сверху на битенг. Такой способ закрепления швартовного конца прост и вполне надежен.
Рис. 64. Битенговый узел
Удавка с полуштыками (рис. 65). Лет сто назад в парусном флоте без этого узла выполнение многих корабельных работ было бы просто немыслимо.
Удавка с полуштыками, наряду с задвижным штыком, применялась на кораблях для подъема наверх рангоутных деревьев — стеньг, реев, гафелей и пр. Ею обвязывали в воде бревна для буксировки, ее применяли для погрузки цилиндрических по форме предметов, грузили рельсы и телеграфные столбы.
Этот же узел использовался для крепления коренных концов марса-шкотов, марса-гитовов и других снастей, где нужно было иметь концы готовыми для быстрой отдачи. Удавка без полуштыков нередко применялась для крепления швартова за береговой пал.
Этот проверенный многовековым опытом на море узел издавна находит себе применение и на берегу. Его широко используют лесорубы. На многих иностранных языках название этого узла “лесной узел” или “бревенчатый узел”.
После того как петля обнесена ходовым концом 3—4 раза, его выводят из петли в сторону дальнего конца, с которого будет тяга- В то же время удавку очень легко и просто развязать, когда тяга на трос прекращается.
Его всегда Нужно вязать немного в сторону от середины бревна (трубы). Выведя ходовой конец троса из петли, составляющей узел, его тянут в сторону конца поднимаемого предмета, с которого будет тяга, и делают два полуштыка. Но, как правило, два полуштыка делают до начала вязки удавки, так как коренной конец снасти уже закреплен (ряс. 65, б). Слабина троса между удавкой и полуштыками перед подъемом должна быть выбрана.
Подняв предмет краном, его лучше за один прием, не опуская на землю, доставить на место. Всегда следует помнить, что этот узел нужно проверять перед каждым подъемом (если он осуществляется в два приема). Немаловажным является и то, в какую сторону делать на бревне полуштыки.
Их следует укладывать по ходу спуска троса. Подъем тяжелых предметов удавкой без полуштыков считается опасным.
Рис. 65. Удавка:
а — схема вязки;
б — вязка удавки с полуштыками
По материалам книги Льва Скрябина “Морские узлы”