Как сделать зеркало под старину
Как состарить зеркало своими руками?
Винтажные вещи сегодня в большом почете. Они придают интерьеру особенной выразительности, вносят в него свой характер «старого доброго дома», в котором собирается вся семья, где выросло не одно поколение.
Интерьер с налетом времени
И даже если вы не являетесь почитателем антиквариата, то состаренные элементы пригодятся вам в создании интерьера в популярных стилях прованс, арт-деко, бохо-шик, шебби-шик и кантри.
Сегодня мебель с эффектом искусственного старения можно приобрести на заказ у некоторых производителей. Например, искусственно состаренную деревянную кровать можно купить у Фокина. А металлические кровати в цвете состаренного металла в патине есть в каталоге Original Bedstead Co.
Как самостоятельно состарить зеркало в домашних условиях?
Состаренное зеркало станет и полноценным функциональным атрибутом комнаты, и его особым украшением. Например, винтажные зеркальные элементы можно использовать при оформлении фасадов консолей, шкафов, шкатулок и каминов.
Вы уже загорелись нашей идеей? Если да, приглашаем узнать об этапах надежного и эстетичного метода состаривания!
Что понадобится?
Можно пойти и другим путем, купив обычное хозяйственное средство на основе щелочи. Ищите в магазинах флаконы с пометкой «Не использовать на металлических поверхностях». Общий итог ваших затрат в любом случае не превысит стоимости готового состаренного зеркала, а тем более сделанного на заказ.
Приступаем к работе
Первое, о чем нужно побеспокоиться, это ваша безопасность. Работайте в хорошо проветриваемом помещении (терраса, балкон, ваш двор, дача). Если вам удалось купить соляную кислоту, ни в коем случае не подносите ее к лицу, работайте только в перчатках, всегда плотно закрывайте емкость.
Для начала подготовьте рабочее место: застелите стол несколькими слоями газет или плотной скатертью, которую не жалко. Само зеркало нужно вынуть из рамы.
Сзади зеркало, скорее всего, покрыто слоем краски. Обработайте ее спреем для ее снятия, следуя инструкции, а затем осторожно снимите краску шпателем.
После завершения обработки протрите заднюю поверхность зеркала и покройте ее цветным спреем до получения нужного оттенка и глубины цвета. Дайте высохнуть.
Вот и все! Высохшую поверхность можно защитить простым фанерным листом, а после вставляйте готовое винтажное зеркало в раму и наслаждайтесь самодельной стильной вещицей! Ухаживать за таким зеркалом нужно так же, как если бы оно было новым, ведь внешнюю поверхность вы не трогали.
Еще один простой, быстрый и дешевый способ состарить зеркало – это просто повредить обратную сторону иглой или острой бритвой в хаотичном порядке. Но без последующей окраски и без определенных художественных навыков сделать это красиво и естественно вряд ли получится.
Рама для зеркала. Золочение. Старение рамы.
У нас получится вот такая рама! Это копия старинной антикварной рамы.
2. Закрываем рабочую поверхность упаковочной бумагой или газетой. Грунтуем раму белой акриловой краской на водной основе. Акриловые краски на водной основе без запаха, быстро сохнут, легко шлифуются. Ими удобно работать даже когда рядом находятся дети и животные. Акриловые краски на латексной основе НЕ применять.
5. Рама покрытая акриловой краской приобретает гладкую поврхность.
7. Так выглядит поверхность деревянной рамы после высыхания морилки. Морилка красиво подчеркивает структуру дерева, дубовые рисочки впоследствии будут красиво оттенены в технике золочения.
8. Сегодня, нашу раму мы будем золотить с помощью металлизированных акриловых красок и синтетической плоской кисти. Разные производители дают одинаковые названия краскам имеющим разные оттенки. Вот как красиво называют различные оттенки золота: анитчное золото, золото ацтеков, золото инков, сусальное золото, бронза, медь и др.
9. Фрагменты золочения акриловой краской. См. фото 9-12.
В работе используем синтетическую плоскую кисть средней жесткости. Обмакиваем кисть в краску, излишки краски удаляем на газете. Почти сухой кистью наносим краску на выступающие выпуклости рамы и завитки, тем самым проявляя резной рельеф. Держите кисть почти параллельно поверхности и нанесите краску кончиком ворса. Поворачивайте кисть, чтобы использовать другую сторону ворса. Меняйте направление мазков.
10. Обратите внимание, как с помощью акриловой краски проявляется структура дерева, становятся более заметны дубовые рисочки. С помощью позолоты дубовая рама обретает стильный и дорогой вид.
11. Неудачное нанесение краски можно исправить, стерев ее чистой,влажной тканью. Также, после высыхания краски возомжны исправления. Неудачное место, где вы нанесли слишком много краски можно слегка затереть шлифовальной губкой. Любая шлифовка поверх акриловой краски придаст поверхности антикварный, потертый вид.
12. После полного высыхания краски наносим акриловый или полуретановый (паркетный) лак. Кистью, балончиком или пульверизатором, избегая затека краски в углублениях рамы. Если после лакироки блеск позолоты немного потускнел, то уже поверх лака можо нанести металлизированную акриловую краску нужного оттенка. При желании можно комбинировать несколько оттенков позолоты.
13. Когда рама готова нам остается лишь вставить красивое зеркало, с фацетом.
Создаем старинный зеркальный витраж: вживляем в стекло и работаем с поталью в хлопьях
Меня всегда завораживал волшебный эффект старинного зеркала, кое-где изъеденного временем, с потемневшими уголками и разводами разных цветов окисленной амальгамы.
Мне захотелось имитировать зеркальную поверхность и соединить два живописных эффекта: старого зеркала и прозрачного витража. Получилось волшебное старинное зеркало расписанное витражными красками.
В сети есть несколько мастер-классов с немного похожими приемами: вживление распечатки на сложный фон, подсвечивание поталью и подобное, но работ именно в такой технике не видела ни разу.
Нам понадобятся следующие материалы а инструменты:
1. Рамка для фото со стеклом.
2. Распечатка мотива на офисной белой бумаге, обязательно(!) — на лазерном принтере. Струйные чернила потекут.
3. Акриловый лак на водной основе: у меня Dulux Celco Aqua для мебели, матовый.
4. Поталь в хлопьях трех разных оттенков: золото, медь, серебро.
6. Лак для потали или Шеллачный ( спиртовой) лак очищенный.
7. Акриловые краски: голубая, слоновая кость, белила титановые.
8. Восковая или парафиновая свеча.
9. Средство для обезжиривания стекла ( водка или спирт).
10. Кисти: флейц-синтетика, мягкая кисть для клея, тонкая кисть для потали.
12. Наждачные (шлифовальные) губки или наждачная бумага.
13. Губка для посуды.
14. Салфетки или бумажные полотенца
1. Для начала отделяем стекло от рамки и подготавливаем поверхность стекла. Очень аккуратно ошкуриваем краешки шлифовальным блоком (наждачной бумагой). Бережем пальцы! Обезжириваем. Поверхность должна быть идеально чистой.
2. Выбранную распечатку подгоняем под размер стекла, обрезаем.
3. Берем флейц (плоскую кисть, лучше синтетику) и густо набираем на него акриловый лак. Промазываем всю поверхность стекла без пропусков. Слой лака должен быть максимально ровным и достаточно толстым.
Тут же промазываем лицевую сторону нашей распечатки и кладем лицевой стороной на промазанное лаком стекло.
Важно не допустить даже минимального подсыхания лака на обоих поверхностях, иначе будут пропуски и проплешины, поэтому работать нужно быстро, но аккуратно.
4. Синтетической упругой кистью разглаживам распечатку: выгоняем все лишнее — пузырьки и излишек лака. Если все сделали правильно, лака будет совсем немного. Теперь проверяем на брак: переворачиваем картинку к себе и внимательно смотрим, остались ли какие-нибудь погрешности. Картинка должна быть «влитой» в стекло.
Если вдруг заметили пузырёк, пока лак не подсох можно постараться выгнать его кистью или аккуратно проткнуть иголкой и доработать кистью. Хорошо сушим.
! Проверка на сухость: прикладываем запястье к бумажной стороне нашей работы — чувствуете хоть малейший холодок? Отправляем обратно сушиться. Работа должна быть комнатной температуры. Я оставляла работу сушиться на ночь. Феном сушить не рекомендую, так как есть очень большая вероятность вспучивания лака, а это сразу испорченная работа.
На фото вверху — еще сырая работа. Внизу — полностью высохшая.
Ошкуриваем края заготовки убирая лишнюю бумагу.
5. Теперь самое ответственное: очень аккуратно скатываем бумажный слой. Немного смачиваем наклеенную на лак распечатку. С краешка подцепляем бумажку и отрываем ее от нашей основы. Не получается с одного края — не нужно упорствовать — попробуем с другого. Бумага должна отходить легко и ровно. Подробно этот процесс описан во многих мастер-классах: любимый многими, метод «мордойвлак» или более интеллигентно — вживление в лак 🙂
6. Сняли всю бумажку? Проверим: опять сушим стеклышко: остались белые волокна? Чуть смачиваем водой и продолжаем скатывать остатки бумаги.
Маленькое, отступление: во многих мастер-классах по вживлению в различные поверхности сталкивалась с предостережениями: ни с коем случае не скатывать пальцами! Только мягкой стороной губки для посуды, ватным диском или мелкой наждачкой-нулевкой. Пробовала воспользоваться этими советами — ничего хорошего у меня не получилось: все время стиралось изображение. Мне кажется, каждый находит для себя приемлемый метод; для меня — только пальцы! Без усердия: пальцы должны легко легко касаться поверхности. Иначе, действительно, есть риск содрать лакокрасочный слой не там, где надо и испортить всю красоту. В конечном итоге у нас должен получится некий полупрозрачный витраж.
7. Следующий шаг — подготовка к эффекту состаренного зеркала.
Делаем рваный краешек по краешкам стеклышка. Кое-где, совсем чуть-чуть отдираем нашу распечатку сначала острым предметом ( у меня скальпель). Затем пальчиком, или мелкозернистой наждачкой затираем дырочку, что бы она выглядела натурально. Получилось, что по краям опять видно наше прозрачное стеклышко.
8. Самое интересное! Следующий шаг — кропотливая, но завораживающая работа по нанесению потали.
Поталь в хлопьях — послушно-воздушный материал, при работе с которым получаешь истинное наслаждение! Для нашего эффекта необходима только поталь в хлопьях. Поталь в листах не подходит.
Наносим на всю нашу полупрозрачную заготовку клей для потали ровным тонким слоем. Все операции проводим на обратной стороне стеклышка, прямо на скатанной распечатке.
После того, как клей подсохнет ( около 20 минут), он станет прозрачным, но останется липким.
9. Самое время для релакса. Достаем драгоценные коробочки с разноцветной поталью и аккуратно, медленно и чуть дыша, кончиком кисточки подцепляем хлопья и наносим на подсохший клей. Выравниваем. «Чуть дыша» — это не преувеличение: поталь в листах настолько легкая, невесомая, что может разлетеся по комнате от легкого дыхания. Тем не менее, поталь послушно прилипает к кончику влажной кисточки, и ее довольно просто устроить на подготовленное для нее место.
Небольшой нюанс: наш мотив имеет холодные (голубой фон) и активные теплые зоны (лепестки цветка). Сообразно температуре цвета наносим и поталь — на голубое накладываем серебро, на красное и желтое медь и золото.
Стараемся комбинировать нанесение потали таким образом, чтобы не было больших участков одного оттенка.
Все время проверяем лицевую сторону на » художественность» исполнения.
Шаг за шагом — поверхность полностью должна быть покрыта поталью.
Когда работа с поталью закончена, необходимо защитить этот нежный материал от дальнейшего окисления: берем специальный лак для потали и промазываем всю поверхность нашего стекла. Хорошо сушим.
Наносим второй слой лака: лак не густой, ложится тонким слоем, поэтому второй слой нужен для надежности. Для защиты от окисления обычно используют еще шеллачный спиртовой лак. Шеллачный лак немного желтит, и я не стала использовать его в этой работе. Здесь я выбрала специальный лак для потали. Сушим.
10. Для светоотражения и яркости мотива, а также для дополнительной защиты, покрываем изнанку белой акриловый краской.
11. В промежутках между просушками у нас есть время заняться оформлением рамки.
Дайте угадаю: вы тоже норовите скупить все деревянное, как только ваш глаз различит наличие этого материала в окружающей магазинной среде? Я начала ловить себя на мысли, что почти все предметы вначале проходят мой отбор «взглядом декупажницы» и лишь потом сортируются на нужные и ненужные по другим признакам 🙂
Итак, рамка: она очень хороша для нас тем, что абсолютно скромна и безлика. А еще она качественно сделана и лишена всяческих ненужных дополнений, что является большим плюсом — не надо «доводить до ума», избавляться от ненужного, отдирать, смывать и шкурить.
12. Покрываем рамку акриловым грунтом после того, как едва прошлись по ней шкуркой.
13. Грунт высох, опять шкурим. Выкрашиваем в сине-голубой цвет. Красим небрежно, с пропусками, так-сяк 🙂 Сушим.
14. Натираем места, где будут потертости свечкой. По синему, тоже небрежно-художественно.
15. Берем краску «слоновая кость» смешиваем с белилами титановыми до получения молочного оттенка, немного разбавляем медиумом, и выкрашиваем, теперь очень тщательно и качественно, всю рамку без пропусков.
Сушим. Смотрим наличие брака: если есть непрокрас или пропуски — исправляем. Сушим.
16. Берем мягкий блок для шкурения ( можно заменить на жесткую сторону обычной губки для посуды) и мягкими ровными движениями снимаем верхний слой молочно-белой краски там, где мы хотим видеть потертости.
Вот что получилось.
17. Покрываем рамочку лаком на водной основе в несколько слоев с обязательными промежуточными просушками.
Наша старинная зеркальная картинка в рамочке радует вашу любимую мамочку на ее туалетном столике!
А когда солнечные лучики попадают на картинку — полный восторг!
Можно дополнить наше витражное зеркальце мини-комодиком в том же стиле.
С пожеланиями больших творческих успехов и интересных экспериментов,
Цель исследования: состарить зеркало химическими методами.
Задачи исследования:
Гипотеза: я предполагаю, что за кратчайший промежуток времени зеркало возможно состарить химическим путем, чтобы придать ему антикварный вид.
Методы исследования : эксперимент, наблюдение, сравнение, анализ результатов.
VIII межмуниципальная научно-практическая конференция
обучающихся общеобразовательных организаций
«Школьная исследовательская инициатива»
Зеркала в стиле ретро:
способы состаривания зеркал химическим методом
(проектно – исследовательская работа)
обучающаяся 10 «В» класса
МБОУ Бутурлиновская СОШ
Руководитель: Крячко Юлия Николаевна,
учитель химии МБОУ Бутурлиновская СОШ,
г. Бутурлиновка 2018
1.1 Строение зеркальной поверхности………………………………. стр.4
1.2 Химические процессы при естественном старении зеркала. стр.5
2. Практическая часть. ………….стр.5
2.1 Опыт №1. «Окисление зеркальной поверхности дихроматом калия». стр. 6
2.2 Опыт№2 «Патинирование зеркальной поверхности
карбонатом меди (II)». стр.7
2.4 Опыт № 4. «Кислотная обработка». стр.9
Список литературных источников…………………………..……………. стр.12
Сегодня состаренное зеркало находится на пике популярности. В жизни зеркала стареют очень долго. Приобрести настоящее старое зеркало на антикварном рынке очень сложно, так как стоит оно достаточно дорого. Использовать антикварное зеркало по его прямому назначению иногда довольно проблематично из-за помутнения и искаженного изображения. Кроме этого, бытует мнение, что в «старом» зеркале живет душа его прежнего владельца, и такое антикварное зеркало принесет в дом негативную энергию. Поэтому мастера научились так искусно состаривать зеркала, что они почти ничем не отличаются от подлинных. [4]
Некоторым людям нравится нестандартное оформление своей квартиры, основой такого интерьера может стать антикварное зеркало. Оно придаст интерьеру неформальность и некоторую нотку изысканности. Стоит задуматься о том, как можно состарить зеркало собственноручно. Искусственное старение зеркала скроет недостатки без потери качества «изображения» и необходимости покупать новый элемент эстетического оформления. Причем состаренное зеркало очень прозрачно намекнет окружающим на тонкость вкуса и открытость новым веяниям: детали, выполненные «под старину», неизменно остаются в тренде. В связи с этим мне стало очень интересно, возможно ли самостоятельно, химическим путем подвергнуть зеркало процессу искусственного старения. [3]
Цель исследования: состарить зеркало химическими методами.
Изучить строение зеркальной поверхности
Изучить химические процессы при естественном и искусственном старении зеркала
Изучить литературные источники по применению химических реакций для разрушения металлических поверхностей
Опытным путем подобрать реактивы для достижения планируемых результатов.
Гипотеза: я предполагаю, что за кратчайший промежуток времени зеркало возможно состарить химическим путем, чтобы придать ему антикварный вид.
Методы исследования : эксперимент, наблюдение, сравнение, анализ результатов.
1. Теоретическая часть
1.1. Состав зеркальной поверхности
Зеркала изготавливают путем нанесения на одну из поверхностей стекла тонких отражающих металлических пленок химическим или физическим способами. Химический способ состоит в нанесении на стекло слоя металла, восстановленного из раствора его соли. Физические способы заключаются в нанесении на стекло отражающего слоя путем распыления металла в вакууме (первый) или пульверизацией (второй). Для получения зеркал пригодны многие металлы: серебро, золото, алюминий, хром, никель и др. Цвет зеркального отражающего слоя соответствует цвету металла. Для изготовления зеркал массового ассортимента применяют два способа — нанесение на поверхность сгекла тонкого слоя серебра химическим способом и тонкого слоя алюминия термическим испарением в вакууме. Зеркальный слой снаружи покрывают, защитными слоями — сначала медным, а затем лаковым или эмалевым.
По сравнению с зеркалами, выполненными серебрением, алюминированные зеркала характеризуются более низкими спектральными характеристиками и менее качественным отражением, однако их стоимость значительно ниже. Поэтому галантерейные зеркала различной формы и размеров металлизируются алюминием, а их дорогие мебельные аналоги – серебром.
Зеркала применяют для разных целей, вследствие чего их качество определяется разными ГОСТами (ГОСТ 17716—72 —зеркала бытовые; ГОСТ 15469 — зеркала для мебели, ОСТ 21-2-74 — зеркала технические и др.). Размеры регламентируют только для мебельных зеркал (по длине400—1500 мм, по ширине 200—600 мм). Зеркала бытовые и технические делают по утвержденным эталонам. [1]
1.2. Химические процессы при естественном старении зеркала
При естественном старении на зеркало оказывают влияние различные факторы окружающей среды, в связи с чем, нарушается целостность защитного лакокрасочного покрытия. Из-за нарушения защитного слоя, на алюминиевое покрытие большое влияние оказывает кислород, в связи с чем, алюминий окисляется, покрывается оксидной пленкой и зеркало приобретает мутный и темный вид, происходит процесс патинирования.
Помимо этого целостность алюминия нарушается из-зи физических повреждений, что ведет к появлению трещин и царапин.
Таким образом основными факторами, оказывающими влияние на старение зеркала являются: свет, кислород, эксплуатация в быту, качество зеркальной поверхности.
2. Практическая часть
Для проведения всех экспериментов необходимо удалить лакокрасочное покрытие с зеркала.