Как сделать зернь ювелирка

Как сделать зернь ювелирка

Как сделать зернь ювелирка. Смотреть фото Как сделать зернь ювелирка. Смотреть картинку Как сделать зернь ювелирка. Картинка про Как сделать зернь ювелирка. Фото Как сделать зернь ювелирка

На самом деле, по своей сути, техника «Зернь» не является самостоятельной методикой, она является неотделимой частью техники «Скани». В России данные методики стали очень популярны в XI-XII века, с помощью «Зерни» изготавливались распространенные на территории Руси височные кольца. При помощи «Зерни» и «Скани» создавались поистине изящные, тончайшие произведения искусств, можно было придумывать образы фантастических персонажей, птиц и зверей. И вообще любой ювелирный узор, исполненный в данных техниках, получался искусным, позволяя прорисовывать мельчайшие детали.

Как сделать зернь ювелирка. Смотреть фото Как сделать зернь ювелирка. Смотреть картинку Как сделать зернь ювелирка. Картинка про Как сделать зернь ювелирка. Фото Как сделать зернь ювелирка

Техника «Зерни» не столь трудна, сколь трудоемка, мастеру-ювелиру необходимо создавать маленькие, чаще всего одинаковые шарики, а затем закреплять их в украшении. Обычно для создания зернышек используется отрезы проволоки, причем обязательно одинаковой длины. Эти отрезы помещаются на угольную пластину, имеющую ряды маленьких круглых ниш. Теперь необходимо расплавить каждый отрезок проволоки, и жидкий материал просто стекает в подготовленные ниши и принимает необходимую форму зерна. Однако существует и другой способ – расплавление таких же отрезков в тигле.

Как сделать зернь ювелирка. Смотреть фото Как сделать зернь ювелирка. Смотреть картинку Как сделать зернь ювелирка. Картинка про Как сделать зернь ювелирка. Фото Как сделать зернь ювелирка

Очень важно при работе в технике «Зерни» уделить внимание припою, он должен быть практически незаметен. Если залить припоем хотя бы часть узора, то композиция потеряет четкость. Интересно, что в давние времена ювелирам удавалось создавать идеальные узоры, после чего правильная методика невидимого припоя была утеряна. Однако оказалось, что древние ювелиры и не владели таинством невидимого припоя, это доказал профессор Мишуков Ф.Я. Он заявил, что раньше изготавливалась специальная смесь, состоящая из серебра, амальгамы, сусального золота и ртути, и этой смесью обрабатывали место припоя. Получается, что ртуть испарялась, а зернышки оказывались прочно закреплены на поверхности ювелирного украшения.

Как сделать зернь ювелирка. Смотреть фото Как сделать зернь ювелирка. Смотреть картинку Как сделать зернь ювелирка. Картинка про Как сделать зернь ювелирка. Фото Как сделать зернь ювелирка

Как мы уже сказали, подобная методика была очень трудоемкой и требовала высокой квалификации ювелира. Современные методики «Зерни» являются более простыми: заготавливается сланцевая форма украшения, в которой зерна и сканые ленты выплавляются одновременно. Получается, что сразу отливается все ювелирное изделие. С другой стороны, если очень придираться, получившееся украшение действительно похоже на «Зернь», однако узор менее четкий, чем у старинных изделий.

Источник

Скань (филигрань) — редкая техника тончайших узоров

Как сделать зернь ювелирка. Смотреть фото Как сделать зернь ювелирка. Смотреть картинку Как сделать зернь ювелирка. Картинка про Как сделать зернь ювелирка. Фото Как сделать зернь ювелирка

Филигрань (по-русски — скань,англ. filigree) — это ажурный или напаянный на металл узор из проволоки. А заодно — ложечка и подстаканник в буфете многих почтенных семейств. Слово «филигрань» показывает суть изготовления: латинское filum — «нить» и granum — «зерно», а русское «скань» — от древнерусского «скать» (свивать, ссучивать). Чаще всего филигрань — из серебра, но сканные узоры делают и из золота и других металлов. Серебро и золото очень мягкие, их просто вытянуть в очень тонкие проволочки. Проволока для сканного узора (серебряная, реже — золотая) бывает гладкой или свитой в веревочки и спирали.

Филигрань знали во всём древнем мире (Крит, Египет, Троя, Греция VI-IV вв. до нашей эры). Это одна из базовых, «исконных» ювелирных техник.

Виды ювелирной филиграни

Филигрань бывает напайная, ажурная и объёмная. В напайной филиграни проволоку и зернь напаивают прямо на листовой металл. Если фон оставляют, это фоновая или «глухая» филигрань. Когда после пайки фон удаляют (просечкой или выпиливанием), то это — просечная или выпильная филигрань.

Как сделать зернь ювелирка. Смотреть фото Как сделать зернь ювелирка. Смотреть картинку Как сделать зернь ювелирка. Картинка про Как сделать зернь ювелирка. Фото Как сделать зернь ювелирка

В рельефной филиграни по чеканке узор напаивают на чеканный рельеф.

В ажурной филиграни металлической основы нет: проволочный узор спаивается сам по себе, а зернь крепят прямо на металлическое кружево. Если «кружево» плоское, то это — плоская ажурная филигрань. Если кружево спаивается в двух измерениях и является объёмным (трехмерный рельеф или горельеф), то это — скульптурно-рельефная ажурная филигрань. Именно ажурную (сквозную, без фона) в иностранных источниках иногда именуют «Русской филигранью» (Russian filigree).

Как сделать зернь ювелирка. Смотреть фото Как сделать зернь ювелирка. Смотреть картинку Как сделать зернь ювелирка. Картинка про Как сделать зернь ювелирка. Фото Как сделать зернь ювелирка

Объёмная филигрань — кубки, вазы, подносы, ларцы и строения, и даже существа — птицы, звери. Её создают по частям, а затем монтируют в единую композицию.

В ювелирных украшениях используют и плоскую (рамочные подвески), и ажурно-объёмную (полусферические сложно-составные броши и перстни, звеньевые и «цельные» браслеты), и скульптурную (зверьки, птички, колокольчики) ажурную филигрань из серебра и других металлов.

Кому принадлежит техника филиграни?

Было бы ошибкой считать, что скань-филигрань – чисто русский промысел. Традиции филигранного искусства живы в современных школах разных стран. Филигрань Армении — это тонкость и плоскостность, Дагестана — обилие зерни и полусфер, Костромы — сложные объёмные формы. Изделия в технике филиграни производят ювелиры самых разных стран – Франция, Италия.. До боли знакомые серебристые ажурные узоры можно неожиданно встретить в украшениях, например, из Эквадора. И не стоит этому удивляться, ведь именно в Латинской Америке особенно живы древние «серебряные» промыслы, включая сканный.

Примеры Эквадорских украшений в технике скани:

Как сделать зернь ювелирка. Смотреть фото Как сделать зернь ювелирка. Смотреть картинку Как сделать зернь ювелирка. Картинка про Как сделать зернь ювелирка. Фото Как сделать зернь ювелирка Как сделать зернь ювелирка. Смотреть фото Как сделать зернь ювелирка. Смотреть картинку Как сделать зернь ювелирка. Картинка про Как сделать зернь ювелирка. Фото Как сделать зернь ювелирка Как сделать зернь ювелирка. Смотреть фото Как сделать зернь ювелирка. Смотреть картинку Как сделать зернь ювелирка. Картинка про Как сделать зернь ювелирка. Фото Как сделать зернь ювелиркаКак сделать зернь ювелирка. Смотреть фото Как сделать зернь ювелирка. Смотреть картинку Как сделать зернь ювелирка. Картинка про Как сделать зернь ювелирка. Фото Как сделать зернь ювелирка

Как делают украшения из скани?

Элементы филигранного узора — это веревочка, шнур, плетение, елочка, дорожка, гладь и так далее. В сущности, это кружевная аппликация из металлической нити. Часто филигрань сочетают с зернью (англ. granulation) — мелкие шарики, которые напаивают в подготовленные ячейки (углубления). Зернь придаёт филиграни особо нарядный, изысканный вид.

Как сделать зернь ювелирка. Смотреть фото Как сделать зернь ювелирка. Смотреть картинку Как сделать зернь ювелирка. Картинка про Как сделать зернь ювелирка. Фото Как сделать зернь ювелиркаКак сделать зернь ювелирка. Смотреть фото Как сделать зернь ювелирка. Смотреть картинку Как сделать зернь ювелирка. Картинка про Как сделать зернь ювелирка. Фото Как сделать зернь ювелирка

Детали сканных украшений:
1 — завиток, основной элемент растительного орнамента, 2 — лист в виде сплющенной спирали. 3 — огурчик (иногда заполняется завитками), 4 — розетка, обычно ставится на кольцо и венчается крупным шариком зерни, 5 — колечки, получают из разрезанной спирали, 6 — звенья, из которых набирается решетка (навиваются на квадратный стальной стержень, обмотанный бумагой, если бумагу выжечь, спираль легко снимается со стержня), 7 — зернь разных размеров, 8 — розочка, навивается кронцангами, 9 — змейки, получают прокатом спирали на вальцах, 10 — косички, плетутся из нескольких жилок проволоки.

Материалами для изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.

Филигрань из серебра и не только- технология изготовления

Как сделать зернь ювелирка. Смотреть фото Как сделать зернь ювелирка. Смотреть картинку Как сделать зернь ювелирка. Картинка про Как сделать зернь ювелирка. Фото Как сделать зернь ювелирка

Мастер-сканщик (работавший в царских или монастырских мастерских) трудился по всей «цепочке» процесса, от замысла до завершения изделия. На современных ювелирных производствах, конечно, давно применяется разделение труда, но сама технология создания украшений из филиграни изменилась мало. Как же выглядит технология производства филиграни?

При пайке бумага с нанесённым рисунком узора сгорает, а завитки спаиваются между собой, образуя прочное узорное кружево. Заключительный этап технологии изготовления филиграни включает посеребрение изделия анодным серебром 999,9. Состаривание проводят оксидированием.

Как «закалялась» скань? История расцвета филиграни

В XVII веке спрос на сканные ювелирные изделия растёт. В XVIII веке создают серьёзные сканные изделия, наряду с камнями применяют хрусталь, перламутр. Не забыты и маленькие радости — вазочки, солонки, шкатулки. С девятнадцатого века филигрань стала фабричным товаром. Технология оттачивается, расцветает рельефная ажурная филигрань, появляется просвечивающая витражная — ажурная филигрань с прозрачной эмалью.

Пережив упадок в начале ХХ века, с середины века ювелирная техника филиграни снова обрела силу. В 1937 году работы мастеров из села Красное-на-Волге («Красносельский кустарь», под Костромой) показали на всемирной выставке в Париже, где она взяла золото за филигранные броши, шкатулки и другие аксессуары, а в 1939 году — в Нью-Йорке. Филигранью занялись и в селе Казачково (Вачский район Нижегородской области).

Казаковская филигрань – современное производство

Как сделать зернь ювелирка. Смотреть фото Как сделать зернь ювелирка. Смотреть картинку Как сделать зернь ювелирка. Картинка про Как сделать зернь ювелирка. Фото Как сделать зернь ювелирка

Сегодня «Казаковское предприятие художественных изделий» (КПХИ) — серьёзный «филигранный» бренд, специализирующийся именно на изделиях в этой технике. Украшения бренда КПХИ обычно изготовлены из посеребренного сплава. Что отличает Казаковскую филигрань?

Компонуя узор, мастер следит за гармонией его отдельных частей, за красотой линий крупных и мельчайших элементов. Работает художник и над рисунком просветов: это крайне важно в построении узора. Шарм казаковских изделий в их сквозной ажурности, — филигрань как самоцель.

Примеры изделий из Казаковской филиграни (КПХИ):

Как сделать зернь ювелирка. Смотреть фото Как сделать зернь ювелирка. Смотреть картинку Как сделать зернь ювелирка. Картинка про Как сделать зернь ювелирка. Фото Как сделать зернь ювелирка Как сделать зернь ювелирка. Смотреть фото Как сделать зернь ювелирка. Смотреть картинку Как сделать зернь ювелирка. Картинка про Как сделать зернь ювелирка. Фото Как сделать зернь ювелиркаКак сделать зернь ювелирка. Смотреть фото Как сделать зернь ювелирка. Смотреть картинку Как сделать зернь ювелирка. Картинка про Как сделать зернь ювелирка. Фото Как сделать зернь ювелирка Как сделать зернь ювелирка. Смотреть фото Как сделать зернь ювелирка. Смотреть картинку Как сделать зернь ювелирка. Картинка про Как сделать зернь ювелирка. Фото Как сделать зернь ювелирка Как сделать зернь ювелирка. Смотреть фото Как сделать зернь ювелирка. Смотреть картинку Как сделать зернь ювелирка. Картинка про Как сделать зернь ювелирка. Фото Как сделать зернь ювелиркаКак сделать зернь ювелирка. Смотреть фото Как сделать зернь ювелирка. Смотреть картинку Как сделать зернь ювелирка. Картинка про Как сделать зернь ювелирка. Фото Как сделать зернь ювелирка

Филигрань от «Кубачей»

Кубачинские ювелиры, наряду с традиционно знаменитой дагестанской техникой чернения, чеканки и гравировки, также производят невероятной красоты филигранные изделия.

Примеры работ Кубачинских ювелиров по филиграни:

Как сделать зернь ювелирка. Смотреть фото Как сделать зернь ювелирка. Смотреть картинку Как сделать зернь ювелирка. Картинка про Как сделать зернь ювелирка. Фото Как сделать зернь ювелиркаКак сделать зернь ювелирка. Смотреть фото Как сделать зернь ювелирка. Смотреть картинку Как сделать зернь ювелирка. Картинка про Как сделать зернь ювелирка. Фото Как сделать зернь ювелиркаКак сделать зернь ювелирка. Смотреть фото Как сделать зернь ювелирка. Смотреть картинку Как сделать зернь ювелирка. Картинка про Как сделать зернь ювелирка. Фото Как сделать зернь ювелирка

Изделия с «элементами филиграни» против «истинной филиграни»

В ювелирных изделиях почти всегда есть элементы скани: россыпь шариков зерни, шнур или верёвочка из металла вокруг вставки с камнем или жемчугом. Порой сканные завитки и зернь напаивают на литые или штампованные части украшения. С одной стороны, это уже не вполне скань и не чисто ручная работа. Но такая «комби-скань» зачастую прочнее, дешевле и доступней своей благородной «кузины» — чистой филиграни ручного производства. Баланс эстетики и практицизма даст покупателю нужный вектор. Скажем, прочность ушной мочки не безгранична. А ваша цель – объёмные серьги или подвеска. В ажурной ручной филиграни соотношение габаритов к массе наиболее гуманно, может, это вам «на руку» (на уши). Браслеты и кольца, возможно, потребуют большей прочности, и тогда «смешанная» скань покажется «крепче» филиграни. Главное, как и всегда – понимать разницу между истинной сканью и ее имитацией, сознательно отдавая деньги за то или иное изделие.

Для сравнения: слева — кольцо с «элементами филиграни», справа — филигранный браслет

Как сделать зернь ювелирка. Смотреть фото Как сделать зернь ювелирка. Смотреть картинку Как сделать зернь ювелирка. Картинка про Как сделать зернь ювелирка. Фото Как сделать зернь ювелиркаКак сделать зернь ювелирка. Смотреть фото Как сделать зернь ювелирка. Смотреть картинку Как сделать зернь ювелирка. Картинка про Как сделать зернь ювелирка. Фото Как сделать зернь ювелирка

Как носить филигранные украшения

К ношению скани нужен подход: её «кружево» требует контрастного фона, стилевого единства с одеждой. Светлая филигрань роскошно выглядит на смуглой коже, чётко смотрится на фоне тёмных волос, с ней сочетается тёмный маникюр. Чернёная скань особенно эффектна на бледной коже, — или с одеждой пастельной гаммы. Словом, любой контраст, — цветовой, графический или фактурный (имеем в виду гладкие ткани: сатин, атлас и так далее), «раскроет» филигранное изделие.

Источник

Скань, филигрань, зернь

Кроме сученой скани для филиграни применяют и гладкую вальцованную (или просто круглую) проволоку, так называемую гладь, которая в сочетании со сканью значительно обогащает рисунок.

Шнуры для филиграни различают по толщине и рисунку. Их готовят различными приемами. Простейший шкур вьют так же, как скань, из двух, но более толстых проволок, но не вальцуют, и в своем сечении он остается круглым. Более сложные по структуре шнуры сучат из трех или четырех проволок. Интересный рисунок приобретает шнур, если, свитый из двух проволок, он складывается вдвое и вновь сучится; при этом он становится плотным и сложным по структуре. Если же повторно свивать шнурок в обратную сторону, то он становится более рыхлым и оригинальным по рисунку. Этот вид шнурка придает особую красоту и богатство композиции. Своеобразный характер приобретает шнур, свитый из двух проволок различной толщины.

Одним из очень красивых элементов сканных работ является «зернь» (мелкие шарики). Она значительно дополняет и обогащает линейный рисунок, выполненный из проволоки, и напоминает жемчужные обнизи в шитье.

Чтобы придать изделию особую выразительность, а заодно и предохранить его от воздействия внешней среды, на него наносят защитную пленку. Например, медное изделие из просечной жести можно декорировать серной печенью. Патинирующий раствор наносят на крупное изделие кистью, а мелкое опускают непосредственно в раствор.

.Готовое изделие – будь то ювелирное украшение, скульптурная отливка, чеканный рельеф или посуда, имеющая утилитарное назначение – обязательно на завершающем этапе подвергается декоративной отделке. Она не только улучшает внешний нид предмета, но и защищает его от коррозии. Хорошо отделанное изделие приятно взять в руки. Оно гигиенично, так как с него легко удаляются всевозможные загрязнений. На протяжении многих столетий мастера изобретали все новые и новые способы отделки металла. Они научились шлифовать и полировать поверхность изделий из металла, придавать ей при необходимости шероховатую фактуру, окрашивать. Существует множество рецептов нанесения тончайших защитных пленок самых разнообразных цветов. В средние века фактура и окраска металла имели глубоко символическое значение. Это учитывалось при выполнении на металле всевозможных гербов. Так, «геральдическим» считалось вороненое железо, отполированное до зеркального блеска серебро и золото с канфаренной поверхностью, образованной мельчайшими точечными углублениями.

. Отшлифованное металлическое изделие полируется с помощью специальных полировальных паст, в которые могут входить мел, известь, доломит, окиси хрома, алюминия, железа.

Для полировки металла в быту довольно часто применяют мел или зубной порошок, смоченный водой. Хорошую полировальную пасту легко приготовить из зубногопорошка, смешав его с нашатырным спиртом до образования сметанообразной массы. Особенно хорошо полируются такой пастой медь и ее сплавы – латунь и бронза.

К концу лета, в августе, где-нибудь у калитки сада для сельского жителя была уже припасена готовая природная паста. Достаточно было сорвать гроздь-другую спелых ягод красной бузины и натереть ее соком самовар или какую-либо другую медную посуду, чтобы загорелась, засияла медная поверхность множеством бликов. Кстати, красную бузину сажали поблизости от дома еще и потому, что се спелыми сочными плодами можно было при случае хорошо отмыть руки от всевозможных красителей, особенно растительного происхождения.Еще в глубокой древности для полирования металла и камня мастера использовали различные высушенные травы, среди которых особо популярны были и остаются ими по сей день взморник и хвощ. Взморник собирают на берегу моря после отливов, и он доступен только жителям прибрежных районов. Различные виды хвоща можно встретить во всех уголках нашей страны: в лесу, в поле, в низких болотистых местах. В лесу в тенистых местах в изобилии встречается хвощ зимующий, на лугах и полях как сорняк растет хвощ полевой, в сырых местах встречаются большие заросли приречного хвоща. Вес эти виды растений можно с успехом применять для полирования, так как во всех их частях содержатся мельчайшие частицы кремния. Но больше других кремнием богат так называемый хвощ зимующий, растущий в лесу. Траву срезают серпом, ножом или ножницами и сушат на солнце. Полировать можно сухой или слегка увлажненной травой. Иногда части засушенного растения наклеивают на бумагу и пользуются ею так же, как и шлифовальной шкуркой.

Многообразны техники, которыми владели старые ювелиры Средней Азии и которыми до сих пор владеют в некоторых племенах Афганистана. Они используют литье, ковку, чеканку, тиснение – басменную технику, чернь, ажурную и накладную филигрань, эмаль, зернь, просечную резьбу, перегородчатую инкрустацию, позолоту и серебрение. Литье для изготовления изделий из драгметаллов применяли редко, так как массивных вещей делали мало.

Автор-Александр Емельяненко

литература- А.Д. Столяров, М.Т. Демина и др. «Техника художественной эмали, чеканки и ковки» М. «высшая школа» 1986

живой журнал

Опубликовано по материалам:

Источник

Ювелирная техника Зернь

Зернь – древняя ювелирная методика, которая представляет собой маленькие металлические шарики, украшающие изделия скани. Шарики из серебра или золота напаиваются на ювелирный узор самостоятельного элемента композиции или дополнения к ней (окантовка орнамента). Шарики могут напаиваться в виде различных геометрических форм (ромбы, овалы, полоски, треугольники, грозди и т.д.)

По сути, зернь является составной частью техники скани, которая стала популярна на Руси в XI-XII века. Особо актуальны были височные кольца с очень тонкой сканью и зернью. При помощи скани очень искусно были выписаны образы фантастических персонажей, птиц и зверей. Зернь удивительным образом дополняет и разнообразит ювелирный узор.

Техника зерни довольно таки трудоемка, так как ювелиру необходимо сделать одинаковые мелкие шарики, и закрепить их в изделии. Для изготовления шариков необходимы отрезки проволоки одинаковой длинны, которые помещаются на угольную пластину с рядами маленьких круглых ниш. После чего каждый отрезок проволоки расплавляется под действием струи пламени и стекает в ниши, где и принимает форму шарика. Но есть еще один способ получения зерня, это расплавление отрезков проволоки в тигле.

Одну из важнейших ролей в технике зерни играет припой, он должен быть незаметен. Так как шарики слишком маленького размера, то при малейшей рассеянности можно залить припоем часть узора, тем самым потеряв четкость композиции. Древняя методика правильного (невидимого) припоя была утрачена, поэтому долгое время не удавалось достичь высокого уровня древних мастеров. Благодаря советскому профессору Ф. Я. Мишукову тайна была раскрыта, он заявил, что на самом деле припоя не было. В древние века делалась специальная смесь из амальгамы, серебра, растолченного сусального золота и небольшого количества ртути, которой обрабатывали место припоя и нагревали его, в результате чего ртуть испарялась, а зернь прочно крепилась на поверхности ювелирного изделия.

Данные работы были очень трудоемкими и требовали не только высокой квалификации ювелирного мастера, но и большого опыта работы. Поэтому был изобретен наиболее простой метод получения сканых изделий с зернью. Теперь благодаря заранее изготовленной сланцевой форме ювелирного изделия металлические шарики и сканые ленточки выплавляются совместно, так как отливается все украшение сразу. На внешний вид оно похоже на зернь, но если присмотреться, то можно увидеть, что узор нечеткий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *