Как сделать жатый материал
Как сделать жатый материал
Хочу рассказать и показать, как делать «жатку» на ткани. Конечно, Америки я не открою, это сделали уже давно специалисты известной немецкой компании, но может быть вдохновлю кого-нибудь из вас на творческие подвиги. Тем более мне как раз нужно было сделать «жатку» для одного небольшого проекта.
Прежде всего определитесь с тканью, на которой вы будете делать эффект жатости. Лучше если она не будет очень тёмной, на более светлых тканях ярче видны светотеневые рельефы. Рисунок на ткани после процедуры исказится, тут тоже нужно призадуматься, что вы хотите получить в итоге. Мои «жатые» работы можно посмотреть ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ (для раздумий и вдохновения).
1. На изнаночную сторону ткани накладываем 2 слоя Vliesofix (клеевая паутинка), предварительно сняв бумажный слой, закрываем слоем Soluvlies (водорастворимый флизелин). Все слои одинакового размера.
2. С лицевой стороны скалываем все слои вместе булавками.
3. Прошиваем все слои вместе любым способом, параллельными полосками, клеточкой, СХС, желательно чтобы расстояние между строчками было 5-15мм, длина стежка 2,5-3мм. Я прошивала по рисунку на ткани, ширина между строчками 9мм.
5. Чтобы закрепить полученный результат на обратную сторону заготовки приутюживаем (без пара) обычный клеевой флизелин. Теперь наша заготовка готова для дальнейшей работы.
А теперь несколько выводов. Подозреваю (т.к. пока ещё не пробовала), что для разных тканей цифры могут быть иными, мы сейчас рассматриваем только ткани для пэчворка.
Изначальный мой кусок ткани был размером 30см(по долевой)х55см(по поперечной), в результате получилась «жатка» 20смх37см, при желании можно было сжать сильнее. Получается, что ткань для пэчворка сжимается минимум на 30%, а по утку может и сильнее до 50% (из опыта пошива косметички). Учитываете это при расчёте размеров изначального куска ткани. Возможно, процент сжатия зависит и от расстояния между строчками (пока не было возможности проверить). Ткань вместе с флизелинами становится формоустойчивой, даже жёсткой, так что никаких дополнительных наполнителей добавлять необязательно.
А ещё, заметили тёмную точку на заготовке? Я это я нечаянно ещё до обработки паром капнула водой, ткань промокла, и водорастворимый Soluvlies с обратной стороны растаял, получилась вмятина на жатке. Думаю, этот эффект тоже можно использовать в декоративных целях.
Желаю вам творческих успехов и вдохновения!
Что получилось из этого сжатого кусочка ткани можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Материал жатка, что это, состав, описание, применение и уход
Элегантная и изящная ткань жатка придает изделиям неповторимость и стиль. Текстурный, мятый хаотичный рисунок выглядит очень красиво в одежде и интерьере.
Общее описание
Итак, что такое жатка. Это ткань, имеющая мятую структуру похожую на нанесенный рисунок с теневым эффектом. Полотно обладает упругостью, имеет разные волокна в составе, отличается по плотности и назначению. Получается плетением нитей с креповым кручением. На ощупь материя шероховатая.
Для создания жатого эффекта используется несколько технологических приемов. В любом случае материал получается красивым и простым в уходе. Жатка поддается драпировке и изящно ложится в складках.
Впервые рельефный рисунок на тканом полотне появился у шелкового крепа за счет использования нитей многократной скрутки. Оригинальная зернистая поверхность, волны, заломы, морщины и мелкие складочки разной направленности формируют фактуру материала.
Производится ткань однотонная, с набивным рисунком или принтом, радуга. Поверхность, может быть, матовая или с легким блеском. Качественная жатка применяется как постельная, рубашечная, портьерная, блузочная и плательная.
Состав и технология получения
Прочное, немнущееся полотно пользуется высоким спросом и в настоящее время производится из волокон вискозы, хлопка и нитей полиэстера. Стоит отметить, что материал жатка – это преимущественно синтетические полотна. Рельеф привлекает внимание и поражает разнообразием узоров. Для его получения на готовой ткани сатина, крепа, шелка, коттона, шифона, органзы, атласа, льна или бязи используется несколько приемов:
Классификация жатки
Жатая ткань делится на несколько видов в зависимости от состава. Каждая обладает индивидуальными свойствами и предназначением.
Основные категории выглядят так:
Преимущества жатого полотна
Вне зависимости от состава и технологии получения жатые ткани обладают общими достоинствами:
Крэш в одежде
В производстве одежды жатая ткань находит широкое применение. Наиболее выигрышно смотрится тонкое рельефное полотно.
Портьерная жатка
Шторы и портьеры из жатой ткани с добавлением синтетических волокон полиэстера – это сочетание практичности и великолепных декоративных свойств. Материал отличается прочностью, стабильностью рельефа и легко стирается.
Портьерный текстиль может быть плотным и легким, матовым и с блеском, с мелким узором и эффектным 3D рисунком. Производится несколько основных видов жатки для штор:
Жатка подходит для помещений всех стилей, для создания драпировок и струящихся моделей. Разнообразие цветов и оттенков позволяет подобрать нужный материал. Ткань не накапливает пыль, долго сохраняет форму и пропускает воздух.
Уход без проблем
Преимущество полотна-жатки в том, что не мнется и не требует глажения. Уход простой, а выглядит красиво и аккуратно. При покупке нужно обращать внимание на состав, от которого зависят потребительские характеристики и правила ухода.
Жатый материал хорошо переносит машинную стирку с отжимом. Для натуральных полотен выбирают деликатный режим. Температура должна быть +30-40 °C. Моющие средства применять мягкие, лучше гелевые. Нежный жатый шелк стирают ручным способом в прохладной воде. Отжимают осторожно по направлению складок.
Сушат вещи в расправленном виде в естественных условиях. Попадания солнечных лучей следует избегать. Гладить ткани креш не нужно. Разве что для увеличения объема платья. Делают это через влажный проутюжильник. Чтобы вернуть складки и «помятость» достаточно смочить ткань водой.
Под нагрузкой в процессе эксплуатации «жатость» слегка расходится, не теряя декоративности, а после стирки восстанавливается.
Некоторые изделия садятся, но ситуация легко исправляется в процессе отпаривания с одновременным вытягиванием ткани. Процедура выполняется с изнаночной стороны. Большого усилия прикладывать не нужно, чтобы не растянуть вещь чрезмерно. Растянутым изделиям первоначальный вид возвращается после увлажнения.
Хранить жатые вещи рекомендуется собранными в жгут или связанными узлами в тканевых чехлах, чтобы дольше сохранить фактуру.
Жатка – что это такое: описание с фото и свойства ткани, применение жатого крепа для пошива штор и постельного белья
Креп жатка – материя со специфической узнаваемой текстурой. Эффект «мятого» материала достигается за счет использования особой технологии плетения нитей или с помощью температурной обработки. Он применяется для создания одежды, домашнего текстиля, концертных костюмов, декоративной отделки интерьера, выглядит необычно и долго сохраняет красивый внешний вид. Большое преимущество материи – простота ухода.
Из истории жатой ткани
Жатка – это материал с «мятой» поверхностью, который немного тянется. Он также называется крэш, тергалет или кринкл, по внешнему виду его сложно спутать с другой тканью – в этом можно убедиться, взглянув на фото. Материал появился недавно – в 80-е годы прошлого века. Он считался женственным, легким, а благодаря оригинальной текстуре и разнообразию цветов быстро завоевал популярность. Материя заполонила ведущие мировые подиумы и покорила сердца модниц, из нее шили все, начиная от шейных платков и заканчивая вечерними платьями.
Впервые жатка была изготовлена из натурального шелка за счет многократного скручивания нитей и получила название «креп». Из-за высокой стоимости материи из нее шили и продолжают изготавливать дорогую одежду и эксклюзивные наборы постельного белья. Позднее ее начали создавать из более дешевого сырья – хлопка, шерсти и полиэстера.
Как изготавливают жатку?
Для производства подобного полотна используется только тонкий текстиль: атлас, бязь, хлопок. Если сравнивать ткань с остальными, то она существенно мягче, легко поддается драпировке. Креп немного растягивается, но возвращает свою форму – созданные при изготовлении «помятости» при правильной эксплуатации не разглаживаются. Сегодня материю используют для создания одежды, постельного белья и штор.
Ткань из хлопка
Эффект жатой ткани достигается за счет разных методов обработки:
Разновидности жатых тканей и их свойства
Материя редко имеет рисунок, чаще всего она остается однотонной или отличается плавным переходом оттенков из одного в другой. Выделяют несколько видов жатой ткани в зависимости от состава:
Что шьют из жатки?
Креп изготавливается из разного сырья, от натурального дорогого шелка до синтетического полиэстера, поэтому его применение очень широко. В зависимости от состава из материи шьют различные вещи:
Плюсы и минусы постельного белья и штор из жатых материалов
Жатый креп – это материал, который имеет больше преимуществ, чем недостатков. Именно благодаря этому он приобрел широкую популярность и не утратил ее до сих пор. К плюсам ткани можно отнести:
Несмотря на длинный список преимуществ, недостатки у материала также присутствуют. Он чувствителен к изменению влажности, а изготовленная из натурального сырья материя может стоить достаточно дорого. К тому же ткань, выполненная из вискозы, уступает полиэстеру, хлопку и шелку в стойкости рельефа.
Как ухаживать за жатыми изделиями?
Материя нормально переносит стирку с отжимом, но при температуре не выше 40 градусов с использованием щадящих, а лучше жидких моющих средств. Шелк лучше стирать руками в прохладной воде. Чистую вещь нужно расправить и развесить для сушки в защищенном от прямых солнечных лучей месте.
Стоит помнить, что ткань может ужаться после стирки. В таком случае ее нужно отпарить утюгом с изнаночной стороны, параллельно вытягивая. Не нужно прилагать много усилий, поскольку материю можно слишком растянуть. Первоначальную форму расправленному изделию возвращает увлажнение. Чтобы полотно дольше сохраняло фактуру, его рекомендуется хранить собранным в жгут или узел в тканевом чехле.
Как сделать жатку из ткани при помощи современных материалов
Для получения жатого эффекта на ткани вовсе не обязательно ее долго выстрачивать, можно такого эффекта добиться при помощи двух современных материалов: клеевой паутинки и водорастворимого флизелина.
Эффект жатки можно использовать в декоре одежды (как аппликацию), оформлении открыток, коробок, а при добавлении синтепона даже получить эффект одеяла «бомбон».
Материалы:
Порядок изготовления «Жатки» («CRASHEN»):
На изнаночную сторону ткани разложите два слоя Vliesofix или клеевую паутинку (без защитной бумаги) и один слой Soluvlies (водорастворимый неклеевой флизелин).
Параллельными линиями (на расстоянии 1 см) или хаотично всю поверхность прострочите на швейной машине.
Паровой утюг разогрейте до максимума и паром поводите над простроченной поверхностью, только плавающие движения — НЕ УТЮЖИМ. Soluvlies под паром стягивается и тянет за собой ткань, таким образом, получается жатая поверхность — жатка. Размеры тканевых пузырьков зависят от ширины простроченных строчек. Равномерные тканевые пузырьки вы получите только в том случае, если расстояния между строчками будут одинаковыми. Чем шире расстояние между строчками, тем крупнее тканевые пузырьки. Совсем другого эффекта можно достичь, если строчки на поверхности прострочить произвольно (по прямой и кругами вперемежку).
Обработку паром повторите 2-3 раза с обеих сторон. Если вы заметили, что ткань больше не стягивается, обработку паром можно закончить.
После выполнения этой работы заготовку в течение 1 часа оставьте в покое, клеевая масса должна хорошо остыть и затвердеть. После этого заготовку хорошо прополощите несколько раз в воде комнатной температуры, хорошо просушите.
Vliesofix держит жатку в форме. Для дальнейшей работы зафиксируйте «пузырьки» с изнаночной стороны только паром, без нажима, флизелином G 785 (тонкий на тканной основе) или другим, более стабильным, теперь жатку можно стирать в стиральной машине при температуре 30 градусов.
Если после ткани добавить синтепон, то получатся пухляшики, как на следующем фото.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
МК «Жатка из шифона»
Так как мне, из-за особенностей кроя будущего изделия, необходимо было сделать часть ткани жатой вдоль, часть – поперек – я сразу разрезала полотно на две части.
Рекомендую так же сразу определиться, где у Вас будет нижний край изделия (либо другая подгибка, например, на рукавах) – и подшить тот край. Тогда, уже на готовом жатом шифоне подгибка заложится теми же складками, как и все полотно. В противном случае – при подшиве ткани ПОСЛЕ варки – по низу пойдут некрасивые волны (да и «графичность изделия» внешне пострадает).
Я обработала свободный край будущего изделия «московским швом».
Итак, приступим к подготовке ткани.
Собираем край ткани мелкой гармошкой. На этом этапе главное – стараться захватывать только самый минимальный край ткани, так как после варки на нем могут остаться неопрятные поперечные заломы. Это полотнище мне нужно было «сжать» поперек, соответственно в гармошку я собирала кромку.
Далее закрепляем нашу гармошку. Если нет необходимости делать этот край аккуратным, плотно обматываем кромочную часть нитками (у меня под рукой были только черные нитки – и после варки они кое-где оставили свои следы). Аналогично поступаем со вторым, противоположным краем ткани.
Отступаем сантиметров 40-50 от закрепки (кому как удобнее), снова складываем ткань гармошкой, но не завязываем (помним про лишние поперечные заломы, которые ни к чему). Начинаем сворачивать сжатую ткань в одном направлении – чем мельче будут складки, тем, в дальнейшем, фактурнее получится ткань. Так проделываем по всей длине. Не пугайтесь, что в первый раз Вы будете жалеть, что у Вас не 8 рук – надо приловчиться.
На самом деле есть 2 варианта.
1. Свернутая колбаска начнет сама укладываться в завитки, тогда просто держим их, пока не скрутим все полотнище. Фиксируем весь «клубок», хаотично наматывая нитки.
Кладем подготовленную ткань в емкость, в которой будем варить. Добавляем кусочек мыла, ½ ст.л. уксуса, заливаем водой (воды либо сразу не жалейте, либо потом, в процессе, подливайте кипяток) и даем постоять минут 10, чтоб ткань промокла насквозь и вышли все пузырьки воздуха.
Ставим вариться на средний огонь. Я варю (чтоб наверняка) около 1-1,5 часов, но думаю, что можно и меньше. Периодически аккуратно помешиваем ложкой, чтоб шифон не прилип к кастрюле. При необходимости – доливаем воды.
По прошествии времени сливаем бульон )))). Заливаем шифон холодной водой (как при варке яиц). Даем остыть, удаляем все закрепки, разворачиваем ткань, тщательно прополаскиваем и сушим.
На этом фото ткань еще мокрая. Одно полотнище я сушила, развесив его поперек жатки, второе – вдоль.