Как сделать жостовскую роспись
Рисуем цветы в технике жостовской росписи
Это не совсем простая техника и, что бы научиться рисовать в этом стиле, надо долго тренироваться. Но кто знаком с китайской росписью, те смогут без труда повторить. Роспись самого обычного подноса. Я покупаю подносы самые разные (металлические, с рисунком). В начале поднос обезжириваю, покрываю грунтовым слоем, после в 2 слоя черным лаком (матовым) и приступаю к росписи. Краска с баллончиков отлично держится, быстро высыхает, ровно наносится, без резкого запаха.
Для работы понадобится: краска акриловая (я использую только поликолор), эти краски отлично ложатся, хорошо перемешиваются между собой, плотные; кисть, скошенная синтетика; кисть тонкая №0 синтетика. Для палитры я использую металлическую крышку, вниз кладу бумажную салфетку (на салфетку несколько капель воды, чтобы она была влажная) и поверх кальку. На кальку выдавливаю краску. Влажная салфетка нужна для того, чтобы краска не высыхала.
Светлым карандашом намечаю, где будут бутоны цветов.
Начинаю с верхних листьев цветка, после нижние. В один тон.
Закрашиваю (на фото блик от вспышки).
Черной краской оттеняю внутреннюю часть бутона.
Набор краски на кисть основной (цветной) и белой, прорисовываю верхние лепестки. Все рисую скошенной кистью.
Круговыми мазками дополняю верхнюю часть цветка, закрывая бутон.
Прорисовываю мелкие детали.
Прорисовываю нижнюю часть цветка.
Темно-желтой краской оттеняю середину (краску разбавляю с водой).
Делаю закрашенные мазки ярче.
Ставлю точечки в середину (камера чуть подвела).
Второй бутон. Начинаю так же, как и первый, только в белом цвете.
Одну сторону прокрашиваю светло-фиолетовой краской и желтой, затемняю внутреннюю часть бутона.
Набор краски на кисть фиолетовый и белый, прорисовываю верхние лепестки и лепестки по кругу.
Рисую дополнительные лепестки в середине.
В белой розе рисую отвернутые лепестки и прорисовываю тонкой кистью мелкие детали. Желтый цветок по той же схеме.
Начинаю с середины бутона закрытые лепестки.
Дополняю лепестки, закрывая бутон, прорисовываю по кругу все лепестки розы.
Друг на друга, снизу в верх рисую лепесточки.
Прорисовываю закрытые лепестки белой краской.
Черной краской и тонкой кистью обвожу все цветы, дополняя и делая их более живыми.
Розовой краской рисую закрытый бутон, прорисовываю белой краской закрытые лепестки, оттеняю желтой краской часть цветка, которая ближе к нам.
Белой краской рисую каркас бутона, оттеняю фиолетовым, желтым и черным.
Белой краской выделяю дальнюю к нам часть цветка.
Добавляю нижние лепестки.
Добавляю мелкие листики.
Тонкой кистью рисую тычинку и обрисовываю листики.
Добавляю по кругу лепестки разной длинны, затемняю.
Белой краской добавляю листики. Тут мне показалось, что центральная часть цветка широкая и решила ее сделать меньше.
Желтой краской оттеняю цветок, добавляю белые листики.
Мелкие листики по всему цветку, тонкой кистью обрисовываю центр бутона.
После окончания всей росписи, через 1-2 дня, покрываю в 2 слоя лака.
Жостовская роспись. Как рисовать для детей поэтапно
04.02.2019 10,590 Просмотров
Жостовская роспись – художественная роспись на жестяных подносах. Этот русский народный промысел возник в деревне Жостово, расположенной в Московской области. Отсюда и пошло название техники. Возникновение промысла датируется 1825 годом. Жостовская роспись приобрела мировую популярность. Интерес к этому художественному промыслу не угасает и в наши дни. Как сделать жостовский поднос поэтапно – вот тема, которая ниже будет подробно раскрыта.
Особенности росписи
Жостовская роспись выполняется на подносах. Обычно используют простые жестяные изделия. Такая утварь может быть использована в обиходе по основному назначению или в виде подставки под посуду. Жостовский поднос применяют также в качестве украшения интерьера. Такой предмет гармонично впишется в дизайн, стилизованный под старину.
Классический вариант техники – выполнение рисунка из цветов на черном фоне. Однако в последнее время цветовая гамма старая более разнообразной. Теперь в качестве фона используют темно-синие, серебряные, красные или зеленые тона. Все зависит от фантазии художника и назначения подноса. На заказ мастер может выполнить роспись на любом фоне.
Центр композиции составляет букет. В данном случае принято рисовать цветы маленьких и больших размеров. В этом заключается особенность жостовских подносов. Композицию дополняют стебли, листья и бутоны. Чаще всего жостовские подносы украшают такими цветами:
На подносе рисуют букет этих цветов, который дополняют полевыми цветами. Это могут быть ромашки, незабудки, васильки и другие растения.
Выделяют несколько вариантов расположения букета:
Расписать жостовский поднос может не только мастер, но и любой желающий. Перед такой работой лучше всего сначала освоить технику росписи. Для этого выполняют рисунки на бумаги, о чем будет рассказано далее.
Необходимые материалы и инструменты
Чтобы создать рисунок по типу жостовской росписи, потребуется такие материалы и инструменты:
Этапы создания рисунка
Этапы создания жостовского подноса:
Эта сложная техника росписи, которую используют только профессионалы. Для начинающих лучше всего сначала освоить простые картинки, выполненные на листах бумаги.
Мастер-класс
Такой урок поможет самостоятельно освоить этот вид росписи. Мастер-класс можно использовать учителям, преподающим рисование детям. Рассмотрим, как выполнить жостовский рисунок поэтапно.
В качестве основного цветка композиции используют георгины. Эти цветы проще всего нарисовать новичкам и детям. Сначала делают набросок. На простом листе рисуют круг. После этого создают непосредственно цветок по технике двойного мазка. Для этого берут два оттенка. Лучше всего использовать красный и желтый.
Сначала кисть погружают в желтую гуашь. Излишки убирают о край емкости. На кончик кисти захватывают красную гуашь. После этого делают мазки на наброске в четырех точках – снизу, сверху, с одного и другого бока. Кисть держат таким образом, чтобы на лист сначала «лег» желтый оттенок, а кончик лепестка окрасился в красный тон.
Затем дорисовывают листочки по кругу. Когда краска заканчиваются, кисть снова погружают последовательно сначала в желтую, а потом в красную гуашь.
Когда первый круг полностью нарисован, выполняют второй ряд лепестков. Его делают внутри первого круга по такому же принципу. Затем делают лепестки в самом центре георгина. Цветок готов.
Можно дополнить композицию маками. Опять нужно сделать набросок. Для этого кисть погружают в желтую краску и на бумаге рисуют маленький круг. Это будет сердцевина цветка. После этого сверху и снизу красным тоном рисуют узкие листочки. К ним по бокам добавляют по одному штриху. Всего получается три полоски, которые соединяют в один листик в форме сердца.
По бокам наносят только две полоски на небольшом расстоянии друг от друга, которые соединяют полукругом. В центре листиков белой краской вырисовывают белые прожилки, а на сердцевине мака черным тоном делают семечки.
Из полевых цветов проще всего нарисовать ромашку. На листочке желтой краской рисуют сердцевину. Делают небольшой кружок, к которому потом пририсовывают лепестки. Здесь снова используют технику двойного мазка, но в этом случае берут белый и синий тон. Сначала кисть погружают в белую гуашь. Излишки краски убирают о края емкости. После этого кончик кисти погружают в синюю гуашь.
Сначала выполняют лепестки сверху, снизу, с одного и другого бока. Рисунок делают таким образом, чтобы ближе к центру лежал синий оттенок, а по краям лепестки были белыми. После этого лепестки дорисовывают по кругу, заполняя все пустое пространство.
Композиция не будет полной, если не добавить мелкие цветы. Это особенность жостовского подноса, сочетание больших и маленьких бутонов. Если занятие проводится по теме: «Жостовский рисунок 5 класс», лучше всего выбрать клевер. Детям не составит проблем нарисовать такой цветок.
Чтобы получить подходящий тон, на палитре смешивают два вида краски – оттенка фуксии и белила. В результате должен получиться нежно-розовый тон.
Полученную краску захватывают кистью, и рисуют ровный круг. Это основа клевера. После этого выписывают листики. Кисть обмакивают в краску цвета фуксии и последовательно выписывают ряды лепестков клевера:
После этого кисть погружают в зеленую гуашь. Излишки краски снимают о бор емкости. Внизу клевера рисуют листики и ножку.
В букет включают незабудки. Чтобы нарисовать такие цветки, лучше всего использовать ватные палочки. Одни цветки делают белыми, другие – голубыми. Центр у всех незабудок – желтый.
Ватную палочку погружают в желтую гуашь. После этого на листке ставят много точек – это будет сердцевина незабудок. Между ними делают расстояние, чтобы нарисовать лепестки. Однако точки не рисуют слишком далеко, чтобы цветы объединить в единую композицию.
После этого берут другую ватную палочку и погружают в белую гуашь. По бокам сердцевины ставят пять точек, которые будут листиками. Затем рисуют незабудки голубым оттенком. Между цветками выписывают стебли и листики.
Далее переходят к написанию листиков. Сделать это сложнее, чем цветы. Для выписывания листиков нужно потренироваться, чтобы делать плавные, закругленные линии. Кистью двигают не спеша, по часовой стрелке.
Чтобы нарисовать листья, снова используют технику двойного мазка. Сначала кисть погружают в зеленую гуашь. Излишки убирают о борт емкости. На кончик кисти захватывают желтую гуашь.
Рисуют длинные листочки. Для этого выписывают зигзаг на бумаге. Сначала по бумаге ведут кончиком кисти, потом всей кистью и снова кончиком, подкручивая инструмент пальцем.
После этого переходят к рисованию листьев роз и георгинов. Для этого выполняют контур растения карандашом. После этого набросок заполняют зеленой краской. Сначала делают мазок в центре листочка, к которому добавляют мазки по бокам и так наполняют весь контур. Мазки наносят техникой «зигзаг»: сначала по бумаге ведут кончиком кисти, потом всей кистью и снова кончиком, подкручивая инструмент пальцем.
Еще один вариант выписывания листьев – техника «запятая». Делают рисунок так – по бумаге ведут кончиком кисти, в затем всей кистью. Сначала делают мазок в центре. После этого по бокам выполняют еще два мазка.
В орнамент можно включить травку. Для этого кисточкой делают тонкие мазки в виде обычной запятой.
Когда техника рисования цветов освоена, переходят к рисованию жостовского подноса на бумаге. Для этого берут лист черного цвета и переносят на него композицию в такой последовательности:
Завершающий этап создания подноса – выписывание орнамента. Для этого можно использовать любой узор. Это может быть простой вариант из точек и палочек или замысловатый, сложный рисунок.
Рисунок готов. Если его делали ученики, то они могут его подарить родителям. Например, маме на 8 марта.
Жостовская роспись – одна из самых красивых и простых техник, которую может освоить даже ученики начальной школы. Презентация из рисунков школьников зачастую украшает стенды учебного заведения. Такой рисунок можно выполнить с ребенком дома, чтобы он не только интересно провел время, но и познакомился с народным промыслом России.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Жостовская роспись. Подробные уроки.
Жостовская роспись. Подробные уроки.
Жостовская роспись. Подробные уроки. От простого к сложному.
Прелесть жостовской росписи заключается также в том, что она каждый раз рождается заново:
у художника нет букета перед глазами, он сочиняет прямо на подносе — «думает кистью».
Жостовские живописцы пишут букеты удивительно быстро, даже с некоторой лихостью. Опытный мастер, если надо, может расписать за один рабочий день от пяти до десяти подносов. Во время работы поднос постоянно вращают на коленях, чтобы видеть роспись со всех сторон, в развитии и согласованности всех её частей. От этого, вероятно, тоже зависит удивительная живость, подвижность жостовских букетов. Писать быстро очень трудно: нужна твёрдая рука, чтобы вовремя нанести необходимой формы мазки и росчерки, ведь художник пишет без предварительного рисунка, он сразу рисует кистью. Нужен и верный глаз, чтобы не ошибиться в цвете и размере его пятна: масляную краску сразу не сотрёшь и не перекроешь каким-либо другим цветом. Надо знать, какие краски и как можно смешивать, чтобы получить нужный цвет, как быстро они сохнут, какие из них ложатся прозрачным, а какие плотным слоем.
Совершенство форм, простых и сложных, изящество линий, ясных или изощрённых, игра цвета и тени, прячущейся в изгибах лепестков, разнообразие красок, то ярких, зовущих, то приглушённых и тающих, — эти свойства цветов дарят нам наслаждение и радость, чаруют нас красотой и неожиданностью,
Листья вообще «беспородны» — просто листья: длинные или короткие, узкие или широкие. Часто один лист написан тремя цветами: зелёным, жёлтым, голубым. Цвет с красного цветка может переходить на белый или розовый, на голубом листе появляется красная тень. Мастер, расписывающий поднос, в полном смысле слова творец: из впечатлений, красок и мастерства он создаёт особый и неповторимый мир красоты и дарит его людям.
Начало.
Изготавливаются подносы из обычного листового железа. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись.
Чтобы роспись ровно легла на поднос, а краски не потеряли свою яркость и прозрачность, поверхность предмета должна быть идеально гладкой и чистой. Для этого её грунтуют, шпатлюют, то есть накладывают специальную смесь (грунт, шпатлёвку) из глины, «голландской сажи и масла, просушивают в печах, шлифуют, покрывают поочерёдно чёрным и бесцветным лаком, прочищают пемзой, опять покрывают лаком и только потом расписывают. Сушат подносы почти после каждой операции, при этом температура и время обжига меняются. Покрывают их лаком и после росписи, а затем по этому слегка подсохшему, липкому слою рисуют уборки, чаще всего золотистой бронзовой краской.
Урок №1.
Приемы Жостовской росписи. Автор: Н.И. Бедник
Жостовскую живопись называют лессировочным письмом, потому что она делается в несколько приемов, многослойна, и эти слои наносятся прозрачными (лессировочными) красками так, что нижние просвечивают под верхними, придавая им особую яркость, как бы свечение, глубину.
Техника жостовской росписи не проста и чаще всего делится на шесть этапов. Вначале художник наносит замалёвок (замалевку, подмалёвок). Широкой кистью в неполную силу краски, очень обобщённо — пятном — он рисует силуэты будущих цветов и листьев, определяя их размер, соотношение частей, основную окраску, форму и расположение на предмете.
1. Замалевок
Полученное изображение пока ещё плоско, в нём нет видимой глубины и объёма. Оно блёкло, так как каждый мотив сделан одним цветным тоном, без игры оттенков и света. Замалевываются обычно сразу несколько подносов, которые потом сушат в специальных шкафах, чтобы краски стали тоньше, «вжухли», впитавшись в фон.
2. Тенежка
Второй этап росписи — тенежка (выправка) — особенно наглядно раскрывает сущность такого письма. Тенежкой он именуется очень верно и начинается с прокладки теней, прописки затенённых мест тем же цветом, но более тёмным, и почти сливает их с фоном. Так рождаются знаменитые жостовские тающие таинственные тени, усиливающие трепетность изображения. На светлых местах цвет изменяют на более яркий, иногда он нарастает каскадом: бледный и прозрачный, затем более густой и сильный, затем ещё плотнее и ярче. На наших глазах из плоского цветового пятна возникает не только объём, но и игра цвета, белесые тона оживляются зелёными, синими, жёлтыми, красный приобретает нестерпимо жгучее звучание, краски начинают как бы светиться своеобразным металлическим блеском. Роспись проявляется, загорается, оживает, срастается с фоном, но она ещё далеко не закончена: цветовые контрасты порой ещё резки, формы лепестков не всегда определенны, холодные и тёплые тона слишком очевидно спорят друг с другом.
3. Прокладка
Художник меняет кисть и начинает снимать эти противоречия, высветляя выступающие части букета теми же красками, но более плотными из-за добавленных в них белил. Этот третий этап росписи называется прокладкой (перемалевкой). Цветы, плоды и листья, возникая из бликующего фона предмета, словно приобретают ощутимую плоть и в то же время связываются в целое лёгкой объединяющей дымкой. Но и здесь не оставляет мастер своей кисти, он лишь слегка меняет палитру. Высветляя краски, художник приступает к бликовке — четвёртому моменту росписи, одному из наиболее ярко отличающих каждого живописца. Блики, пробела и оживки, разложенные на выступающих частях цветов, усиливают игру света. С одной стороны, они как бы подчёркивают объёмность росписи в самых многослойных участках письма, а с другой — подчиняют всё изображение условной орнаментальности быстрых, подвижных пятен, возвращают ей плоскостность, узорность.
4. Бликовка
Бликовка очень важна для жостовской росписи и всегда разнообразна. Она лёгкая, «в полкисти», «влажная», когда отдельные мазки ложатся, не соединяясь друг с другом, или плотная, обильная, рельефно выступающая над основным тоном. Блики подчеркивают форму растений, либо рассыпаются на них дробью узорных движков. Мазок то растушеван, как бы размыт, то энергичен, свободен и «открывает» движение кисти, постепенно от яркого удара сходя на нет, утончаясь в цвете и сохраняя след волосков. О бликовке рассказывать можно очень много: здесь и прием, который мастера называют «эффектом павлиньего пера». Белильную бликовку ценят очень высоко, неудавшуюся ругают за «рыхлость», небрежность, потому что в местной росписи она — сама жизнь: «Пожелтели блики на цветах — увяла живопись». Завершающие этапы росписи — привязка и чертежка — очень похожи и часто делаются вместе. Иногда в чертежке выделяют «посадку семенцов».
5. Чертежка
После привязки приступают к чертежке и длинной кистью очень легкими и быстрыми касаниями очерчивают загибающиеся лепестки, рисуют прожилки в листве, «садят» семена в чашечках цветов.
6. Привязка
Исполненная маховыми ударами кисти, родившаяся из сочных и влажных мазков, ярких цветовых пятен, жостовская роспись насыщается линией, уточняющей рисунок её частей, добавляющей к дыханию цвета и света грацию штриха, изящество мелких разделок, остроту графического движения. Вводя тонкие травки, стебельки, усики между цветами и листьями, мастер смягчает переходы от росписи к фону, как бы привязывает её к предмету. Для этого существует особая привязочная кисть.
Привязкой можно слишком увлечься, как говорят мастера, «загустить композицию», «замусорить травкой».
пять-шесть жостовских приёмов, взявшись за руки, хороводом вяжут жостовский букет.
Все они меняются под руками разных мастеров, не всегда точно соблюдается их очередность, некоторые совмещаются, другие пропускаются — всё зависит от фантазии, вдохновения мастера, который во время письма принимает решения молниеносно: краски сохнут быстро, поднос вращается в руках, букет растет на глазах, и ни один мазок нельзя поправить! «Коль бежишь бегом, не жалей пяток» — только так можно написать цветы в их полной красоте, только так рождается неувядающее жостовское искусство.
Урок № 2. Источник: Аrt. Ioso
Выполняется роспись в 4 этапа:
1. Начинается с «замалёвки», разбеленными красками намечается общий силуэт изображения, расположение основных пятен. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.
2. Следующими этапами, «тенежкой» и «прокладкой», строятся формы цветов и листьев; сначала наносятся прозрачные тени, затем плотными яркими красками «прокладываются» светлые места росписи.
3. После этого следует «бликовка», то есть нанесение белильных мазков, уточняющих все объёмы.
4. Завершается роспись изящной графикой «чертёжки» и «привязки». Упругие линии «чертёжки» легко обегают по контуру лепестки и листья, выразительно подчёркивая по контрасту их сочную живопись. Мелкие веточки, не случайно называемые «привязкой», смягчают переход к фону. Эти сложившиеся в промысле традиционные приёмы каждый мастер использует по-своему, творчески обыгрывая декоративные возможности кистевого письма (например «бликовка» может мягко «сплавляться» с «прокладкой», а может чётко выделяться на ней).
Урок № 3. Жостовский букет. Книга: «Искусство детям». смотрите здесь…
“Russian. Decorative Painting”. Автор: Boris Grafov.
Несколько Уроков из Книги о декоративной росписи в русском стиле.
Материал подготовила : alona777
“Russian. Decorative Painting”. Автор: Boris Grafov.
По королевски шикарные розы. смотрите здесь…
Дополнительный материал:
Жостово. Роспись. ВУ.
Жостовский букет. КН.
Жостовская роспись.