Как сделать журнал пожарной безопасности
Как заполнять журнал по пожарной безопасности
Журнал учета инструктажей по пожарной безопасности является доказательством того, что сотрудники прослушали обучение и знают о порядке действий в случае пожара. При отсутствии соответствующей записи в документе, работник не допускается к исполнению должностных обязанностей.
Кто заполняет журнал инструктажа?
Результаты инструктажа вносит инструктирующее лицо. Данные функции может выполнять:
Ответственность может возлагаться только на лицо, успешно прошедшее обучение и аттестацию по ПТМ. Периодичность курса составляет 1 раз в 3 года, для работников взрывопожароопасных производств обучение проводится ежегодно.
Форма журнала
Образец заполнения журнала инструктажа по пожарной безопасности приведен в приложении 1 Приказа МЧС №645 (12.12.2007 г.). Документ представляет собой книгу формата А4, изготовленную на типографии или вручную (например, на обычном принтере) с соблюдением утвержденных правил.
Книжка должна содержать следующие сведения:
Количество журналов не регламентировано и определяется индивидуально исходя из численности персонала. На свое усмотрение руководитель может предусмотреть один документ на целое предприятие, в каждое структурное подразделение и даже под отдельное мероприятие. Самой практичной моделью является 1 книга на вводный инструктаж и 1 или несколько на остальные виды обучения.
Подготовка журнала к заполнению
Перед тем как вести журнал по пожарной безопасности, убедитесь в его соответствии установленным требованиям.
Прошивка
Нижеописанная инструкция по шнурованию поможет обеспечить удобное внесение результатов на всех страницах:
Заверение
Зафиксируйте концы нитки к обложке и поверх нанесите листочек, содержащий следующую информацию:
На высохшем листке поставьте печать организации, чтобы оттиски присутствовал одновременно на наклейке и основании (обложке или листе).
Нумерация
Номер должен стоять на каждой странице. Подсчет ведется с титульного листа или первой страницы с таблицей. Нумерацию можно делать ручкой, с помощью штемпеля или машинной печати (проставлять сразу после распечатки).
Заполнение журналов по пожарной безопасности
После обучающего мероприятия инструктору необходимо вписать во все пустые клеточки соответствующую информацию, поставить подпись, а также проследить, чтобы расписались все инструктируемые лица.
Исправление ошибок
Заполняя журнал регистрации инструктажа по пожарной безопасности, вы не застрахованы от ошибок. В случае их допущения необходимо:
Цвет пасты должен выбирается согласно требованиям к документообороту.
Часто допущенные ошибки обнаруживаются со временем, когда последующие строки уже заполнены. В таком случае применяется аналогичный порядок – строка с неверной записью зачеркивается, а правильная информация вносится в ближайшей пустой строчке. Чтобы в дальнейшем было удобнее найти нужную запись, можете выделить зачеркнутую строку подчеркиванием или цветом.
Что нельзя делать?
При заполнении документа не допускается:
По результатам противопожарного инструктажа заполняется только журнал пожарной безопасности. Использование журнал для охраны труда – не допускается, даже при совместном проведении обучения по обеим программам.
В документ ничего нельзя вклеивать, дополнительные листы с информацией можно просто хранить внутри журнала.
Хранение и сдача журнала в архив
Для защиты от внешнего воздействия поместите книгу в обложку или храните в папке. В перерывах между обучающими мероприятиями ограничьте доступ к журналу для посторонних лиц.
Когда все страницы и строки заполнены, обозначьте на титульном листе дату окончания журнала (она совпадает с датой записи в последней строке). Далее документ направляется в архив, срок хранения – 10 лет. С этого времени доступ к заполненному журналу запрещен для всех посторонних лиц, в том числе подписавшихся работников.
Теперь вы знаете как заполнить журнал инструктажа по пожарной безопасности, чтобы у инспекторов МЧС и других надзорно-контрольных органов не возникло вопросов. Также правильное ведение документа поможет избежать либо минимизировать меру административного наказания при возникновении чрезвычайных ситуаций или несчастных случаев на производстве.
Как перестроить работу по новым Правилам противопожарного режима
С 1 января начнут действовать новые Правила противопожарного режима. Уже сейчас нужно внести изменения в инструкции о мерах пожарной безопасности, завести новый журнал, приобрести СИЗ
Новые Правила противопожарного режима (далее – новые Правила) распространяются на все организации, в том числе на те, которые были спроектированы и построены до введения в действия новых Правил.
Правила определяют как действовать людям, наладить производство и содержать территорию, здания, сооружения и помещения организации, чтобы соблюдать пожарную безопасность.
Основная часть новых Правил дублирует прежние Правила противопожарного режима. При этом есть 15 важных изменений:
журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
тренировки по эвакуации;
инструкция о мерах пожарной безопасности;
средства индивидуальной защиты от опасных факторов пожара;
испытания, обслуживание и ремонт средств противопожарной защиты;
указатели к источникам противопожарного водоснабжения;
проверка покрывал для изоляции очага возгорания;
подвальные и цокольные этажи;
Что сделать в первую очередь
После того, как правила пожарной безопасности вступят в силу, организуйте и проведите:
внеплановый инструктаж (п. 26 приказа МЧС от 12.12.2007 № 645);
внеочередную проверку знаний (п. 46 приказа МЧС от 12.12.2007 № 645).
Проведите внеплановый инструктаж для работников, которых коснулись изменения в новых Правилах противопожарного режима. Например, в организациях с круглосуточным графиком работы проведите инструктаж, в который включите информацию о месте хранения СИЗ от опасных факторах пожара и электрических фонарей. Проводит такой инструктаж ответственное лицо за пожарную безопасности или непосредственный руководитель работ индивидуально или с группой работников одной профессии (п. 27 приказа МЧС от 12.12.2007 № 645).
Внеочередную проверку знаний проведите с работниками, которых также коснулись изменения. При этом проверьте знания не в полном объеме, а только тех пунктов Правил, которые изменились (п. 46 приказа МЧС от 12.12.2007 № 645).
Обучать пожарно-техническому минимуму при изменении правил противопожарного режима не нужно.
Журнал эксплуатации систем противопожарной защиты
Обязали ввести новый документ – журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Многие проверки, которые пока еще фиксируют в актах или протоколах, с января нужно вносить в этот журнал. Например, отразите в журнале проверки водопроводов противопожарного водоснабжения.
Тренировки по эвакуации
Изменили лиц, для которых нужно проводить тренировки по эвакуации, и отменили инструкцию. Определили, что делать, если нет нормативов максимального допустимого количества людей в помещении.
На объектах с массовым пребыванием людей тренировки по эвакуации организуйте не только для персонала, но и для посетителей, покупателей и других лиц в здании (п. 9 новых Правил). Периодичность практических тренировок – не реже одного раза в полугодие.
Чтобы провести тренировку по эвакуации людей, разработайте инструкцию. Для этого используйте Методические рекомендации «Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре», утвержденные МЧС от 04.09.2007 № 1-4-60-10-19 или воспользуйтесь шаблоном Системы. Затем составьте годовой график проведения тренировок по эвакуации, план проведения тренировок и издайте приказ о проведении объектовой тренировки по эвакуации людей при пожаре. По окончании тренировки:
составьте акт проведения тренировки по эвакуации, где отразите содержание всех этапов тренировки, сведения о ходе проведения тренировки, допущенные ошибки и сделанные выводы;
зафиксируйте результаты в специальном журнале;
оформите приказ по результатам проведения тренировки по эвакуации.
Теперь нет требования разрабатывать отдельную инструкцию о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре на объектах с массовым пребыванием людей. Если у вас в организации уже есть такая инструкция, не нужно ее отменять, просто добавьте в нее действия посетителей, покупателей и других лиц в здании.
В прежних правило не было прописано, что делать если нет норм допустимого количества людей в одном помещении. Сейчас это определили. Если нет требований о максимальном допустимом количестве людей в помещении, которое может находиться одновременно, то исходите из расчета не менее 1 кв. м на одного человека (подп. «г» п. 22 новых Правил).
Уточнили, как считать высоту, на которой размещать огнетушители. Изменили ранг тушения огнетушителей для пожаров класса Е и определили здания, в которых не нужны передвижные огнетушители.
Расположите огнетушители в коридорах и проходах на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 метра до верха корпуса огнетушителя либо в специальных подставках из негорючих материалов, которые исключают падение или опрокидывание (п. 409 новых Правил). Проверьте, как размещены огнетушители. Зафиксируйте в акте все огнетушители, которые проверили. Затем издайте приказ, где укажите сроки, в которые нужно изменить расположение огнетушителей.
Оборудуйте помещения категорий А, Б, В 1–В 4, в которых может возникнуть пожар класса Е, огнетушителями с рангом тушения 55 В, С, Е (приложение 1 к новым Правилам). Числа в обозначении ранга – это условные размеры очага пожара, который может быть потушен. Чем больше число, тем больший размер очага может быть потушен.
Буквы в обозначении ранга – А, В, С, Е – классы пожара, для тушения которых может быть использован огнетушитель.
Больше не нужны передвижные огнетушители в зданиях и сооружениях категории Д (абз. 2 п. 406 новых Правил). Не нужно специально списывать передвижные огнетушители.
Инструкция о мерах пожарной безопасности
Добавили разделы в инструкцию о мерах пожарной безопасности и уточнили, для каких объектов ее нужно разработать.
Включите в инструкцию о мерах пожарной безопасности дополнительные нормы (п. 393, 394 новых Правил):
как содержать пути доступа подразделений пожарной охраны на объекты защиты – на этажи, кровлю и в другие места;
что должны делать работники, если открылись или заблокировались в открытом состоянии вращающиеся двери и турникеты, другие устройства, которые мешают свободной эвакуации;
кто из сотрудников отключает устройства с применением открытого пламени, теплогенерирующие агрегаты, аппараты и устройства с применением горючих теплоносителей и с температурой на их внешней поверхности, способной превысить 90 °С.
Инструкция о мерах пожарной безопасности
Разработайте инструкцию о мерах пожарной безопасности для каждого здания и сооружения, а не для объекта защиты в целом (п. 2 новых Правил).
Средства индивидуальной защиты
Определили объекты, на которых выдавать СИЗ от опасных факторов пожара для дежурного персонала и установили сроки проверки таких СИЗ.
На объектах с массовым и круглосуточным пребыванием людей обеспечьте дежурный персонал (п. 6 и 30 новых Правил):
исправными ручными фонарями – не менее одного фонаря на каждого;
СИЗ органов дыхания и зрения от опасных факторов пожара – не менее одного СИЗ на каждого.
Далее издайте приказ, где определите:
место хранения таких СИЗ;
ответственное лицо за хранение и осмотр СИЗ из административно-технического персонала, где работает дежурный персонал (п. 20 Межотраслевых правил обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ).
Приказ о средствах индивидуальной защиты от опасных факторов пожара
Выберите общедоступное место хранения СИЗ и обозначьте его знаком F12 «Место расположения средств индивидуальной защиты». Храните СИЗ для защиты от факторов пожара в количестве, которое равно или больше количеству дежурных в смену. Включите в инструктаж по пожарной безопасности информацию о месте хранения СИЗ и проводите тренировки по использованию СИЗ от опасных факторов пожара.
Проверяйте один раз в год СИЗ органов дыхания и зрения от опасных факторов пожара. Требований к организации, которая может проверять СИЗ, – нет, поэтому можно проверить СИЗ самостоятельно. Для этого визуально осмотрите СИЗ, обратите внимание на механические повреждения и целостность средств. Зафиксируйте в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты отсутствие или наличие механических повреждений и целостность СИЗ (п. 30 новых Правил). Далее составьте служебную записку на имя руководителя организации, чтобы неисправные СИЗ с изъянами заменили на новые.
Журнал эксплуатации систем противопожарной защиты
Служебная записка на замену неисправных СИЗ от опасных факторов пожара
Также обеспечьте СИЗ дыхания и зрения от опасных факторов пожара каждого работника дежурной смены в медицинских организациях (п. 116 новых Правил). Для этого издайте приказ.
Если работодатель нарушил требования пожарной безопасности и это не повлекло за собой последствий, то оштрафуют по части 1 статьи 20.4 КоАП:
должностных лиц – от 6000 до 15 000 руб.;
ИП – от 20 000 до 30 000 руб.;
юрлиц – от 150 000 до 200 000 руб.
Если нарушение требований пожарной безопасности повлекло возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека, то ошрафуют по части 6 статьи 20.4 КоАП:
должностных лиц – от 40 000 до 50 000 руб.;
ИП – от 40 000 до 50 000 руб.;
юрлиц – от 350 000 до 400 000 руб.
Если нарушение требований пожарной безопасности повлекло возникновение пожара, повреждение или уничтожение имущества и причинение легкой или средней тяжести вреда здоровью человека, то ошрафуют юрлиц по части 6.1 статьи 20.4 КоАП на сумму от 600 000 до 1 000 000 руб. или приостановят деятельность на срок до 90 суток.
К уголовной ответственности руководителя организации или иное ответственное должностное лицо привлекут по статье 219 УК, если нарушение норм и требований пожарной безопасности повлекло тяжкий вред здоровью или гибель работников.
«Как перестроить работу по новым Правилам противопожарного режима». Гревцева О.В., И. Е. Матчина
© Материал из Справочной системы «Охрана труда».
Журнал учета огнетушителей
Журнал учета огнетушителей является важным документом, который проверяется пожарной службой при проведении пожарных инспекций в мелких и крупных организациях. К сожалению, наибольший спрос на этот документ появился после трагедии в Кемерово 25 марта 2018 года. Очень печально, что здесь сработало русское «пока гром не грянет».
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
В большинстве компаний огнетушитель является основным средством локализации возникающих пожаров и возгораний. А случиться они могут неожиданно, в любой момент. И для документального подтверждения готовности борьбы с огнем и составляется журнал учета огнетушителей. Документ нужен для упорядочивания информации и возможности контроля за приобретением, перезарядкой и другими нюансами, которые касаются хранения и эксплуатации оборудования для борьбы с огнем.
Кто заполняет
За своевременное заполнение и ведение журнала отвечают непосредственно руководитель организации и руководители подразделений компании, при наличии таковых. Однако на практике у этих сотрудников и так много обязанностей, которые не терпят отлагательств.
Так что заполнять журнал и нести ответственность за пожарную безопасность в организации может практически любой ее работник (при соответствующем образовании). Руководителю в этом случае важно подписать приказ или распоряжении о назначении такого лица из сотрудников своей организации либо заполнять все придется самому.
Элементы журнала
Документ состоит из обложки и отдельных листов, которые называются эксплуатационными паспортами на каждый огнетушитель. Удобнее располагать журнал горизонтально. Обычно он печатается на стандартных листах А4.
На обложке указывается название организации (сверху), посередине – название самого документа. В правой нижней части обложки – дата начала и дата окончания журнала. Причем последнюю указывают при последней проверке или когда заводят новый. С самого начала заполнения документа дату окончания редко ставят. Таким образом, он является документом, который может не иметь конкретной даты окончания на дату проведения инспекции.
Важно! После обложки в журнал вкладываются отдельные эксплуатационные паспорта огнетушителей, которые числятся на балансе организации и физическим присутствуют в конкретном подразделении.
Отдельный лист журнала представлен одинаковыми для всех огнетушителей графами, которые должны содержать информацию о:
На все эти пункты предусмотрены отдельные строчки, но они не оформлены в виде таблицы. Табличная часть – в завершении эксплуатационного паспорта. Она включает в себя:
Одна строка должна раскрывать суть проведения одного технологического обслуживания. Также здесь могут содержаться сведения о перезарядке огнетушителей. Но лучше для этого завести специальный документ испытаний и перезарядки огнетушителей, а в журнал учета ставить только ссылки из него (в графу «Устранение недостатков»).
Сколько нужно огнетушителей
При первичном оснащении средствами пожаротушения руководителю необходимо учитывать нормы, которые были разработаны специально для снижения пожароопасности в отдельно взятой организации. Нужно при этом учитывать уровень опасности в конкретной ситуации. Помещения (все, кроме коммерческих зданий) делятся на уровни: А, Б, В, Г и Д. Д – самая низкая пожароопасность. А – соответственно, самая высокая.
Уровень пожароопасности зависит от:
Расчет количества огнетушителей необходимо производить исходя из площади помещения или помещений, которые используются организацией. В большинстве случаев офисам на не больше десятка человек хватает одного огнетушителя стандартной модели. В этом случае журнал учета огнетушителей будет состоять только из обложки и одного паспорта противопожарного оборудования.
Виды огнетушителей
Конструкция огнетушителя тоже имеет первостепенное значение. Различают:
Причем бывают переносные модели, чей максимальный вес 20 кг, а бывают передвижные, с мощной ходовой частью. Их вес может достигать 4 центнеров. Согласно нормативам, максимальное расстояние, которое может разделять огнетушитель и вероятный очаг возгорания, – 20 метров. Соответственно, между двумя местами размещения средств пожарной безопасности – 40 метров. Схема норм размещения с учтенной разновидностью оборудования помещена в первом приложении к ППР №390.
Требования
Тот, кто заполняет журнал учета огнетушителей, в обязательном порядке должен пройти противопожарный инструктаж. Сделать это можно в специализированном учреждении либо в самой организации, при наличии инструктора по пожарной безопасности. Это называется курсы пожарно-технического минимума.
Перед вводом в эксплуатацию все огнетушители должны пройти проверку согласно пункту 4.3.5 СП 9.13130.2009.
Огнетушители не должны мешать возможной эвакуации людей из помещения. Они также не должны мешать технологическим процессам, происходящим на предприятии. Недопустимо их близкое расположение с нагревательными приборами.
Обязательно ли иметь такой бланк
Журнал учета огнетушителей, согласно существующему законодательству (а конкретно – пункту 478 Правил Противопожарного режима, принятых Постановлением Правительства №390 от 25.04. 2012 года), может быть оформлен в свободной (произвольной) форме. Однако в законах четко прописаны требования, которым он должен соответствовать. В доступном для скачивания бланке как раз находится все, что нужно для соблюдения этих требований: реквизиты организации, сроки проверок каждого огнетушителя и пр.
Таким образом, несмотря на то что приведенная форма не является унифицированной, ее использование будет оптимальным в любой из организаций, так как в ней собраны и прописаны все принципиально важные моменты, на которые обращают внимание инспекции из контролирующих организаций во время проверок.
Алгоритм установки огнетушителя
После того как ответственный руководитель приобретет средство первичного пожаротушения в виде огнетушителя, он должен провести его первичный осмотр, описать в журнале учета огнетушителей, а потом установить.
Первичный осмотр включает в себя:
Важно иметь в виду, что приобретаемое оборудование для тушения пожаров должно соответствовать площади помещений предприятия, их специфике работы, объемам.
Периодичность
В срок своего существования каждый огнетушитель должен пройти сначала осмотр для ввода в эксплуатацию, потом его ждут проверки трех видов:
Важный момент! Дата последней проверки отмечается не только в журнале, но и на самом огнетушителе.
Для этого на них крепятся бирки. Если оборудование углекислотное или порошковое, то, помимо этой информации, на бирке должна быть масса заряда и баллона. К каждому оборудованию должна прилагаться инструкция по эксплуатации. Она и подскажет, какой из огнетушителей нуждается в проверке. Например, срок эксплуатации огнетушителей марки ОПАН-50М – 10 лет. Но это не значит, что их не нужно проверять каждый год.
Перезарядка
Для того чтобы внутреннее содержание оборудования всегда было в порядке и в журнале учета огнетушителей всегда значилась верная информация, огнетушители нужно периодически перезаряжать. Об этом даже заводится отдельный документ – журнал испытаний и перезарядки огнетушителей.
Срок этой перезарядки будет зависеть от типа наполняющего прибор вещества. Для водных огнетушителей норма перезарядки — раз в 1 год, как и для пенных. Даже если используется вода со специализированными добавками, это правило действует всегда.
Каждый год перезаряжать противопожарное оборудование довольно хлопотно. Если руководителя (или ответственного за пожарную безопасность) не устраивает такая ситуация, то необходимо закупить для безопасности своих помещений углекислотные, порошковые огнетушители или оборудование с хладоном.
В этих трех случаях перезаряжать огнетушители придется не чаще чем раз в 5 лет. Однако следить за их состоянием и делать отметки о проверках в журнале учета огнетушителей следует с той же периодичностью – раз в год.