Как сделать золочение дерева
Золочение мебели сусальным золотом
В данном мастер-классе я покажу и расскажу о технике золочения сусальным золотом. Возможно, что это не классическая техника, но я пользовался ей не однократно и проверена мной временем и качеством.
Сложность в данной работе состояла в том, что поверхность для золочения не была плоской, помогала в золочении мне супруга.
В данной работе не требовалось идеальное качество наложения золота, заказчику наоборот, хотелось, чтобы золото было наложено немного «небрежно», как бы состарено, но без применения античного битума и искусственного старения.
Для золочения я использовал следующие материалы:
1. Сусальное золото.
2. Клей для сусального золота.
7. Подушечка из замши.
8. Наждачная губка и шкурка.
Приготовление к работе.
Золочение лучше производить в чистом сухом помещении, с хорошим освещением и обязательно без сквозняков, так как золото очень легкое и может улетать с подушечки даже от быстрого движения руки.
Материалом для данного золочения у меня служит изголовье кровати, царги и изножье из массива ореха.
Для начала дерево отшлифовано наждачной губкой, чтобы впоследствии небыло видно неровностей от ножа.
Загрунтовано прозрачным грунтом, отшлифовано и далее покрыто прозрачным лаком. Покрываю изделия лаком при помощи краскопульта (использую мебельный грунт и лак производства Италии).
После высыхания лака места, которые планируется позолотить снова прохожу очень мелкой наждачной шкуркой. Если вы беретесь за золочение готовой мебели, то это и будет вашим первым этапом.
Покрываю шеллаком. После полного высыхания шеллака можно приступать к золочению.
На поверхность наношу клей для сусального золота, в данном случае я использовал клей на водной основе. Это уже готовый раствор, его не нужно разбавлять и с чем-либо смешивать. В отличие от золочения на мордан этот клей быстро сохнет и процесс золочения идет быстрее. Клей следует наносить равномерно, чистой кистью очень тонким слоем. Дать ему высохнуть, от получаса до 2-х часов, в зависимости от температуры в помещении. Высыхание будет заметно на глаз: клей на вид станет матовым и если прикоснуться к пролаченной поверхности будет чувствоваться «отлип».
Теперь нужно подготовить золото.
Переносим лист золота из книжки на замшевую подушечку (тканевая подушка даст ворс и может прорезаться при использовании ножа), чтобы разровнять лист на подушке нужно подуть на него короткими и несильными дувками, направленными строго сверху вниз (если подуть сбоку, золото просто улетит с подушечки). Если изделие большое, то можно покрывать его целым листом золота, в моем случае необходимо его нарезать на куски нужного мне размера.
Нож для этого должен быть очень хорошо заточен и отполирован, не должен иметь зазубрин, иначе золото будет рваться при нарезании.
На тыльную сторону руки наносим тонким слоем вазелин, берем лапензель, проводим им сначала по нанесенному вазелину и далее поддеваем им лист золота (иначе, без вазелина золото к лапензелю не пристанет), переносим лист на клейкую поверхность. Тампоном прижимаем лист.
Следующий лист накладываем рядом, на стыке необходимо сделать наложение одного листа золота на другой.
После укладки достаточного количества золота необходимо еще раз прижать тампоном золото к поверхности и после этого горизонтальными движениями пройтись по стыкам, сначала приглаживая в сторону наложения стыка, а после уже можно поперек, тем самым излишек золота аккуратно приклеится и не будет виден шов.
Если шов все же виден, то необходимо это место покрыть клеем и после его подсыхания нанести золото.
Также важно при полировке не нажимать сильно на золото, иначе оно может остаться на тампоне. Повторюсь, что в данной моей работе для заказчика не было нужным идеальное качество наложения золота и некоторые неровности (по согласованию) оставляли без изменения и доделки.
Готовую отполированную поверхность покрываем шеллаком, после его высыхания изделие готово.
Не советую покрывать золото другим лаком: акриловым, полиуритановым. Возможно, что он даст реакцию с золотом и получится кракелюр или сворачивание золота. Если же данное покрытие принципиально необходимо, советую сделать пробное нанесение лака на небольшом участке или на другом пробном элементе.
В моем итоге получилась вот такая красивая кровать, украшенная сусальным золотом, которое придало ей элегантность, утонченность и богатый внешний вид.
Золочение по дереву
При золочении кроме общих для всех видов отделки материалов, таких, как клеи, лаки, шлифовальные материалы, применяют и специальные, к которым относится фольга, левкас, полимент и некоторые лаки. Тончайшие листочки металлов, которые получают проковкой металлических пластинок с прокладками из пергамента и других материалов до тех пор, пока масса каждого листочка не станет равной эталонной – около 1 г/ м кв. называют фольгой. При этом толщина фольги доходит до одной стотысячной доли миллиметра.
Обычно для отделки применяют сусальное золото, или двойник, где лицевая сторона (сусало) из золота, а оборотная – из серебра или меди. Его получают совместной проковкой платинок двух металлов. Сусальное золото выпускают в виде книжечек размером 120 х 70 мм или 91,5 х 91,5 мм. В книжечке может быть 10, 30 или 60 переложенных папиросной бумагой листочков. В настоящее время взамен золотой фольги иногда применяют ее имитацию – поталь (шумиха) – сплав меди и цинка (4:1), которая также поступает в продажу в виде книжечек по 100 листочков размером 110 х 110 мм или 150 х 150 мм. Поталь окисляется кислородом воздуха, поэтому при применении ее необходимо защищать слоем лака.
Другим заменителем золотой фольги является муссивное золото, которое представляет собой двухлористое олово в виде порошка, который при смеси с лаком образует эмаль. Покрытие из эмали обладает высокой прочностью, почти не окисляется и хорошо имитирует позолоту.
При золочении применяют левкас и полимент. Левкас изготовляли несколькими способами. Например, в 16 – 20%-ный раствор качественного плиточного столярного клея, нагретого на водяной бане до температуры 50 – 60 градусов, через мелкое сито постепенно вводят порошок осажденного и затем высушенного мела в количестве около 1,5 кг на 1 л клеевого раствора. После тщательного перемешивания получают однородную белую массу, свободно стекающую с кисти в виде длинных нитей. Перед употреблением состав подогревают. Чтобы повысить твердость грунта в состав левкаса иногда добавляют мраморную пудру или тонкомолотый шпат, а для предохранении его от порчи добавляют раствор антисептика, который вводят при приготовлении клеевого раствора.
Связующий раствор, который применяют для приклеивания фольги к левкасу называется полиментом. Сухой полимент представляет собой тонкий порошок, полученный путем переработки железистой глины – болюса. Жидким полиментом называют пасты, полученные смешиванием осажденного болюса или жирной глины, с пчелиным воском, салом, мылом и другими компонентами, имеющими хорошую адгезию к фольге. Полимент приготовляют различными способами, например 1 кг болюса размешивают с водой до получения пастообразной массы, которую затем нагревают на водяной бане. В отдельной посуде приготовляют следующий состав: в небольшом количестве воды разводят 15 г высококачественного мыла (можно «Детское), 10 г очищенного пчелиного воска и 10 г свежего несоленого свиного сала. Этот состав постепенно вводят в подогретый раствор болюса, постоянно помешивая, и варят в течение 4 – 5 ч. После этого полимент сливают в эмалированную или стеклянную посуду и хранят в холодном месте с плотно закрытой крышкой. Перед употреблением его разводят горячей клеевой водой (слабым раствором клея) до рабочей консистенции. Для приготовления полимента рекомендуется применять дистиллированную воду.
Чтобы приклеить фольгу к левкасу вместо полимента можно применять масляные краски. Чаще всего применяют так называемый гульфарбенный лак, представляющий собой смесь масляного лака с натуральной сгущенной олифой в соотношении 2:1. Для ускорения высыхания в лак вводят 15% сиккатива. Скипидаром или уайт-спиритом разбавляют его до рабочей вязкости.
В зависимости от связующего состава золочение может быть клеевое (при применении полимента или клея) или масляное (при применении масляного лака). При клеевом золочении можно получить покрытие с разной степенью блеска – от зеркального до полуматового, с различными оттенками цвета. Такое золочение очень эффектно. При масляном золочении покрытие обладает большой прочностью и водостойкостью, однако оно темнее и однообразно по цвету и блеску. Первое применяют для внутренних, второе – для наружных работ.
Выполняют золочение специальным набором инструментов. Для разрезания листочков золота на части используют золотарную подушку размером 20 х 15 см, которую закрепляют на устойчивом основании. С двух или трех сторон прикрепляют бортики-ширмочки для предохранения фольги от сдувания. Золотарные ножи с двусторонним лезвием бывают разной конфигурации и служат для разрезания листочков золота и переноса их из книжки на подушку. Изготовляют их из гибкой упругой стали.
Левкас, полимент, лаки и листочки золота наносят кисточками различной формы и размеров. Стальные крючки применяют для расчистки и рассечки резьбы после нанесения левкаса.
Технология золочения. Подготовленную под позолоту поверхность древесины проклеивают горячим раствором столярного (мездрового) клея. При этом широкие поверхности, крупную резьбу и места сопряжений отдельных частей конструкции обтягивают смоченной в горячем растворе клея и отжатой редкой льняной тканью – серпянкой. Затем в несколько слоев наносят левкас, просушивая и шлифуя каждый слой. При левкашении резьбы производят рассечку рельефа, чтобы сохранить его четкость. Затем левкас тщательно шлифуют и лощат, доводя его поверхность до высокой гладкости. При клеевом золочении без полимента на слой левкаса наносят подогретый мездровый или осетровый клей и на отлип клея – золотую фольгу кистью-лапкой. Золото прижимают кисточкой или ватным тампоном. При этом способе поверхность получается матовой.
При клеевом золочении с полиментом наносят несколько слоев полимента, просушивают его и лощат суконкой. Наносят на полимент 25%-ный раствор спирта, который растворяет его, и на отлив производят позолоту. Затем полируют поверхность зубком из твердого камня (агата, сапфира). Поверхность получается блестящей.
При масляном золочении по левкасу наносят несколько слоев масляной краски (золотистой охры) и после просушки и шлифования наносят масляный гульфарберный лак. На отлив лакового покрытия накладывают кусочки фольги. Поверхность получается матовой и сохраняет цвет фольги.
На резьбе позолота особенно эффективна, когда блестящие полированные участки перемежаются с матовыми. Поэтому при отделке мебели с резьбой или рам для картин, обычно выполняют выпуклости полированными, а впадины – матовыми. При использовании вместо сусального золота потали, а также серебра делают верхнее покрытие 15 – 20%-ным раствором желатина или спиртовым лаком, что предотвращает окисление металла.
Красивые тона матовой позолоты получают при наклеивании сначала серебряной фольги на свеженанесенный теплый клеевой слой, а затем золотой. Золотую фольгу наклеивают на высохшее клеевое покрытие, смоченное водкой.
Существует и более упрощенный способ золочения, при котором левкаса не применяют. На хорошо выровненную и отшлифованную мелкой шкуркой поверхность наносят два-три раза раствор клея, лучше желатинового. Поверхность просушивают и вновь шлифуют самой мелкой шкуркой (4 – 3). Затем за два-три приема на подготовленную поверхность наносят красный спиртовый лак и на просохшее покрытие – тонкий слой желатинового клея. На просохший и затем смоченный водкой слой желатина накладывают в обычном порядке и закрепляют фольгу. В случае применения потали для серебра делают верхнее покрытие 15 – 20%-ным раствором желатина или светлым спиртовым лаком.
При комбинированной отделке краской и позолотой левкас наносят равномерно на всю поверхности изделия, детали. Затем возобновляют участки с позолотой, а потом красят клеевыми или масляными красками остальную поверхность в соответствии с первоначальной отделкой.
При бронзировании поверхность покрывают порошком бронзы, смешанным с лаком. Смесь наносят кистью. Другим способом бронзирования является нанесение сухого бронзового порошка на поверхность, покрытую лаком, высушенным до отлипа. Для бронзирования применяют масляные и спиртовые лаки. Не следует пользоваться синтетическими лаками. В них бронзовый порошок темнеет. Для отделки мебели применяют также фольгу из анодированного в различные цвета алюминия толщиной 0,1 – 0,2 мм. Для приклеивания фольги к древесине применяют лаки ВФ-2, 88Н и некоторые другие.
Позолота дерева
Золочение сусальным золотом
Позолота дерева (мебели, багета, резьбы, лепнины) сусальным золотом состоит в наклеивании тонких листов благородного металла на обрабатываемую поверхность. Сусальное золото – это тончайшие – от 0,1 до 0,8 микрон, почти прозрачные листы настоящего золота. Проба, как правило, соответствует 22 каратам (916 грамм золота на 1000 грамм сплава). В зависимости от лигатуры, цвет может быть лимонный, желтоватый, зеленоватый и красноватый или промежуточный оттенки. Зеленоватый оттенок получается при повышенном содержании серебра, красноватый – меди. Традиционно, в России, для позолоты дерева, икон, лепнины, резьбы и мебели, использовали червонное золото (красноватое). В европейских странах позолота мебели осуществлялась более светлыми сплавами и сусальным серебром.
Стоимость реставрации золочения резьбы и лепнины зависят от объёма и сложности рельефа. Рассчитывается в квадратных дециметрах. В среднем, от 1500 до 3000 рублей за кв. дециметр. Точнее стоимость рассчитывается по фотографии, присланной на нашу почту Elena@restavraciy.ru.
Реставрация мебели со старинной позолотой
Политика нашей мастерской сохранение подлинности. Лучше бережно укрепить отслоение позолоты, очистить старое потёртое покрытие с просвечивающимся полиментом, чем тотально покрывать все поверхности новым. Хотя, в некоторых случаях полное золочение необходимо, а решение принимается в каждом конкретном случае индивидуально. Получить консультацию реставратора о возможных вариантах восстановления старинной позолоты цене и сроках можно через нашу почту Elena@restavraciy.ru, прислав одну или несколько фотографий резьбы или лепнины своего кресла, багета, рамы, или части мебельного декора.
Неопытные мастера, чаще всего начинают реставрацию с расчистки. Именно на этом этапе погибает огромное количество антиквариата. Вместе с налипшими загрязнениями и запылённостью легко удаляется рыхлый полу разрушенный левкас, иногда до дерева, безвозвратно унося с собой подлинность и историческую достоверность. В научной реставрации первый этап – это консервация в т.ч. фотофиксация. Крайне желательно, чтобы расчистку и консервацию выполнял реставратор, имеющий опыт работы с золоченым деревом, особенно скульптурной резьбой.
Приёмы очищения позолоченной мебели, рамы, резьбы, багета зависят от вида поверхностных загрязнений и от способов нанесения золочения на основу. Плотные сухие пыльные наслоения возникают при хранении вещей в сухом проветриваемом помещении, где не горели жировые свечи, не топилась коптящая печь, не приготовлялась пища. В этом случае, плотный однородный сухой слой пыли можно удалить пеной слабого мыльного раствора. Расчистку производят точными, быстрыми движениями, чтобы не допустить намокания дерева. Бывает более сложный вид загрязнения – смесь пыли с жировыми наслоениями и копоти. В этом случае, используется растворитель, способный разрушить слой жирной плёнки, не повредив при этом клеевое соединение сусального слоя с подложкой. В противном случае золочение смывается вместе с пыле-жировой плёнкой. Иногда, после излишне усердного очищения вместо золоченого дерева остаётся чистое.
Обнаруженная в ходе расчистки позолота, лепнины или резьбы не требует специальной обработки, потому что хорошо исполненной расчистки и консервации обычно бывает достаточно. Просвечивающийся сквозь потёртое золочение бордовый полимент придаёт экспонату особенно лепнине достойную глубину и красоту. В современной мебели полимент имеет яркий салатовый цвет.
Покрытие на рыхлом левкасе необходимо с большой осторожностью очищать и одновременно укреплять слегка влажной мягкой кистью, смоченной слабым водным раствором мездрового клея. Жидкость смоет чуждые наслоения, а проникший в левкас или дерево клей при высыхании укрепит его, придаст прочность и сохранит золочение на долгие годы.
Иногда позолота отслаивается чешуйками вместе с кусочками левкаса. Чешуйки приклеиваются на прежние места всё тем же мездровым клеем с помощью фторопластового шпателя.
Сложные случаи реставрации золочения – восстановление не только покрытия, но и воссоздание потерянных деталей декора резьбы и лепнины с их последующим вызолачиванием.
Золочение на полимент
Различают водное «на полимент» и масляное «на мордан» золочение, а также смешанную технику (их сочетание).
Масляное золочение «на мордан» более современная и менее трудоёмкая технологии. Дерево грунтуется, вышлифовывается, далее покрывается тонким слоем лака мордан, слегка просушивается до состояния «на отлип». Наклеенное на мордан, в отличие от золота «на полимент» не полируется. Золочение на мордан получается однородным, по степени блеска. Сплошное или частичное золочение мебели в настоящее время производится на жидкие синтетические лаки или специальные клеи.
Так как листики слегка прозрачные, на оттенок золоченой поверхности может также влиять и цвет полимента. В России и странах восточной Европы традиционно использовали бордовый полимент вследствие чего, Русская позолота киотных рам и мебели имеет красноватый оттенок. Во Франции полимент был голубым и желтым, в Италии часто используется зелёный полимент. Начиная с середины 19 века, широко используется способ укладки сусального золота на бесцветный лак мордан. В этом случае золочение кладётся на белый левкас без дополнительного подсвечивания полиментом.