Как сделать зонт для фотостудии
Софтбокс или зонтик? Какой модификатор света и в каких случаях следует использовать фотографу?
Какой модификатор света и в каких случаях следует использовать фотографу? Зачем зонтик такой большой и почему софтбокс дает дополнительную направленность и возможность управлять световым потоком? На эти и другие вопросы мы ответим сегодня в новом уроке фотографии, посвященном самым распространенным и популярным световым модификаторам на сегодняшний день.
Портретное освещение имеет четыре основные характеристики: цвет, направление, количество и качество светового потока. При работе с такими источниками света, как вспышки или моноблоки, самый лучший способ улучшить качество света, это использовать световые модификаторы, например, зонты или софтбоксы.
Каждый световой модификатор обладает своими особыми уникальными преимуществамии каждому присущи определенные недостатки. Независимо от того, какой вы выбрали световой модификатор, есть общее и одинаково важное для этих аксессуаров правило: чем ближе расположен модификатор объекту съемки, тем свет будет мягче, чем дальше от источника, тем под более узким углом будет идти освещение объекта и соответственно свет будет жестче. И чем больше источник света, тем плавнее будет переход от света к тени и соответственно свет будет мягче.
Итак! Давайте рассмотрим различия между зонтом и софтбоксом.
Зонты – недорогие и самые доступные в бюджетном плане из модификаторов света. Например, белый зонт на просвет Fotokvant U-84T (артикул NVF-7291) стоит порядка 410 рублей! Они привычны нам, потому что если вы хоть раз в жизни попадали под обычный дождь с обычным зонтом и у вас им по получилось воспользоваться назначению, то ничего не стоит и с успехом воспользоваться зонтиком при фотосъемке.
Фотозонты бывают двух типов – на просвет и на отражение.
На просвет зонт работает следующим образом: свет, попадая на внутреннюю сторону модификатора проходит частично сквозь него, поэтому внешняя сторона зонта начинает уже самостоятельно освещать объект съемки всей своей поверхностью. Таким образом точечный источник света от вспышки или галогенного осветителя преобразуется в источник света большого размера, то есть мягкий источник света.
В зонтах на отражение работает внутренняя поверхность. Она бывает белой, серебряной или золотой. В зависимости от цвета поверхности, оттенок фотографии становится более холодным (серебряные зонты), теплым (золотые зонты) или остается таким же (нейтральные белые зонты).
С помощью фотозонта на отражение создается широкий и мягкий луч света, который близок к естественному освещению. Если фотограф использует зонт, следует учесть, что данный аксессуар сильно рассеивает и может понадобиться более мощная вспышка.
Зонт неплохо подходит для новичков, осваивающих студийную фотосъемку, потому что прост в использовании – его достаточно только установить перед вспышкой, и мягкое освещение уже готово! Те, кто умеет пользоваться двумя зонтами иногда даже думают, что состоялись как гении фотографии.
Используя зонт, фотограф получает мягкое освещение, которое позволяет ошибкам в освещении быть не такими заметными. Но с другой стороны зонт не даст четкой картинки, и новичку будет сложно узнать – где его ошибки, именно поэтому можно с уверенностью сказать, что для создания фотографий зонт – отличный инструмент для новичка, но для обучения – вопрос двоякий.
А теперь рассмотрим софтбоксы. Обычно они имеют прямоугольную форму или восьмиугольную, но бывают и шестнадцатиугольными. Использование этих модификаторов позволяет получить направленное освещение, похожее на льющийся из окна свет для прямоугольных софтбоксов, и на свет солнца для восьмиугольных. Ключевым в данном случае является слово «направленный».
Софтбоксы пользуются большой популярностью у студийщиков, потому что студийная вспышка, срабатывая непосредственно через софтбокс, производит направленный поток света. Не смотря даже на то, что софтбокс дает мягкий свет, тем не менее – он направленный, а если надеть соты, то можно получить еще более направленное освещение. При этом уже не полагаясь на отраженный свет, как при использовании зонтов, можно уменьшить мощность вспышки, получив в результате те же параметры экспозиции, что и при использовании зонта.
Кроме вышеперечисленного стоит обратить внимание на другие нюансы. Например, на то, что зонт рассеивает. Нередко для домашней съемки выбирают именно недорогой зонт в качестве модификатора света, но в результате получают не просто рассеянный свет от зонта, но и переотраженный свет от обоев в комнате, ведь редко у кого в доме обои темных расцветок. Именно поэтому для съемки в домашних условиях стоит задуматься над покупкой софтбокса.
Современные софтбоксы доступны в широчайшем диапазоне размеров – от небольших до огромных, которые, будучи расположены достаточно близко к объекту, производят очень мягкий, но направленный свет. Чтобы увидеть видимые различия между полученными результатами от фотографирования с зонтом и с софтбоксом, давайте сравним снимки, сделанные в ходе эксперимента с использованием двух крупных источников света.
Для эксперимента был взят белый 16-спицевый Phottix FTR-1467 светопроницаемый зонт-отражатель Para-Pro 152 cм и софтбокс 80х120 см Fotokvant SB-80120BW (артикул NVF-9119). Как уже можно заметить, даже относительно недорогие софтбоксы Fotokvant, все равно дороже зонтов. Для теста не использовались никакие вспышки для заполняющего света или отражатели, чтобы можно было увидеть эффект, который был получен от источника света с заявленным модификатором.
Для освещения фотограф использовал импульсный моноблок 300 Дж, который располагался справа от камеры и находился вне кадра. Первая карточка была получена с помощью софтбокса, а затем в тех же условиях сделана фотография с зонтом.
Чтобы получить необходимую по задумке экспозицию с диафрагмой f/8 и достичь нужной глубины резкости, общепринятой для портретов (в зоне резкости должно находиться 3/4 изображения), мощность моноблока была установлена между 1/8 и половиной от максимальной мощности осветителя. Не используя отражатель, а только свет от софтбокса 90х120 см фотограф получил следующие настройки: выдержка 1/125 с, f/8 и ISO 100.
Второй снимок был сделан с помощью все того же моноблока, но теперь с использованием белого на отражение зонтика Fotokvant U-101W диаметром 101 см (артикул NVF-6892). При этом произошли следующие изменения: совершенно очевидно, что освещение с зонтом оказалось более широким, рассеянным и мягким, за счет чего получилось лицо с менее выраженными тенями, то есть менее смоделированное и равномерно освещенный фон. Из неочевидного: поскольку изменился характер потока света, для получения нужной ГРИП при выдержке 1/125 с, диафрагма стала f/6,3 и ISO 160.
В отличие от обращения c зонтами, которые прощают много ошибок, работа с софтбоксом требует некоторых базовых знаний, хотя софтбоксы в свою очередь, дают гораздо больше свободы в творчестве, чем жесткие источники света, такие, как рефлекторы. Софтбоксы немного сложнее устанавливать и настраивать, чем зонты, хотя софтбоксы весьма понятны и использование со студийными вспышками уже после понимания основных принципов построения схем, доставляет истинное удовольствие.
Нужно запомнить, что модификатор света выбирается в соответствии с тем, какого вида или стиля портрет необходимо сфотографировать. Модификаторы, как кисти у художника, – есть широкие, есть узкие, есть мягкие, есть твердые. Иногда фотографу для создания снимка необходим зонтик, а порой, потребуется и софтбокс. Не существует такого понятия, как «один для всего». Точно также, как фотограф должен уметь правильно выбирать объектив и ISO для естественного освещения, точно также для работы с искусственным светом необходимо уметь выбирать правильный инструмент.
Что должен знать каждый студийщик о форме софтбоксов для моноблоков
Освещение в портретной студийной фотографии зависит от формы источника света – в данном случае речь идет о софтбоксе. Давайте рассмотрим несколько самых популярных конфигураций модификаторов.
Длинные, тонкие софтбоксы, которые похожи на рампу, называются стрипбоксами и используются для того, чтобы произвести драматический эффект в портретном освещении, а также для равномерного освещения человека в полный рост. К стрипбоксам формально относят софтбоксы с соотношением длин сторон 2:1 и более, то есть 60х120 – это уже формально стрипбокс, а 60х90 – квадробокс, но это условное деление. Традиционные или классическим софтбоксы, квадратной или близкой к квадрату формой называют квадробоксами.
Давайте посмотрим на разницу в освещении, которая получается при использовании разной формы софтбокса.
Стоит напомнить, что моноблок для всех вариантов был размещен в одном и том же месте студии на одном расстоянии от модели, позади которой располагался серый бесшовный бумажный фон. Софтбоксы устанавливались на моноблок с помощью переходного кольца с адаптером. Для первой фотографии использовался софтбокс 90х120, размещенный вместе со вспышкой справа от камеры.
Экспозиция для Canon EOS 5D и 28-135mm f/3.5-5.6 IS USM объектив составляла выдержку 1/125 с при диафрагме f/10 и ISO 100.
В каждом из примеров, фон становится темнее или светлее в зависимости от формы поступающего света от софтбокса.
Софтбокс Fotokvant SB-30120BW размером 30х120 см (стрипбокс) при все тех же основных составляющих – мощности и положении, выдал уже 1/125 с при f/8 и ISO 100.
Если какой-либо софтбокс и можно назвать «золотым» для источника света, то скорее всего, это будет октабокс. Восьмиугольный софтбокс дает равномерное прямое освещение. С его помощью получают комплексные мягкий свет. Экспозиция в данном случае была 1/125 с при диафрагме f/10 и ISO 100.
Различные виды софтбоксы создают и отличные друг от друга по форме блики в глазах модели. Как мы уже неоднократно подчеркивали, наличие бликов является одной из важнейших составляющих для придания портрету живости. Блики эстетично приятны для зрителя. Казалось бы – мелочь! Но подобные мелочи как раз и делают портрет чем-то большим, чем просто снимок.
зависимость формы блика от светового модификатора
Стоит обратить внимание, что блик от прямоугольного софтбокса получается похожим на тот, что будет от окна, когда фотограф снимает с естественным освещением, на второй фотографии четко виден вытянутый прямоугольник от стрипбокса, третий блик свидетельствует о том, что съемка велась с октабоксом.
Цель данного материала не состоит в том, чтобы определить явного победителя, мы хотим лишь подчеркнуть какое влияние оказывает на предмет зонт или форма софтбокса.
В зависимости от поставленных целей, фотограф и должен выбирать инструменты для реализации задачи. Нужно сделать фотографии, скажем, в плохую погоду, а свет необходим, «как из окна», следует использовать прямоугольный софтбокс большого размера; внесет драматизм в композицию и создаст напряженность в портрете – стрипбокс, а задействованный в работе октабокс позволит получить мягкий, «щадящий» для изъянов кожи, свет.
Фотографу всегда нужно соотносить источники света с тем, какой портрет он хочет получить в итоге. Не все портреты должны выглядеть одинаково, потому что и люди совсем не похожи друг на друга.
По материалам зарубежных источников подготовлено Ф.Светогоровым.
Фотограф ©Joe Farace
P.S.: В качестве примера были приведены софтбоксы и зонты Fotokvant, как недорогие и достаточно хорошего качестве модификаторы света.
Видеоканал Фотогора
9 предметов для домашней фотостудии
Полина Новикова
Типов фонов существует довольно много: цвета и узоры, материалы и размеры.
Тканевые фоны несколько дороже, однако на них не возникает отражений. Для студий больше подходят холщовые фоны, поскольку они довольно тяжелы в транспортировке. Для выездных съемок чаще используются более легкие муслиновые фоны.
Популярны и винилоые фоны: как правило, они хороши для фактурного эффекта такого как кирпичная или каменная стена, дерево и т.д.
Среди товарных линеек GreenBean, Falcon Eyes и Superior есть различные варианты разноцветных фонов.
Если Вы используете фоны на картонной тубе, можно сделать стойку еще удобнее, оснастив ее подъемником, например Falcon Eyes Cbh-Reel. Так фон будет легко убрать, когда он не нужен.
Софтбокс предназначен для рассеивания света, то есть защиты от пересвета и создания более мягких теней на фотографии.
Лампы должно быть как минимум две, поскольку только так можно будет исключить появление лишних теней. Как правило, лампы ставятся по двум сторонам от объекта. Если есть третья лампа, она будет ставиться перед объектом.
Для домашней студии можно выбрать постоянный или импульсный свет.
Комплект постоянного света Falcon Eyes Qlbk-500 обойдется в 23 000 рублей. В него входят два галогенных осветителя с зонтами-рассеивателями, две стойки для освещения и сумка для транспортировки.
Например, серебристое покрытие зонта больше всего подходит для съемки групп, поскольку оно дает равномерный свет на 180 градусов. Золотистое придает теплый оттенок фотографии. Белый оттенок дает нейтральный свет.
Мы уже писали об отражателях и тех эффектах, которые они создают. Даже если у Вас будет зонт, неплохо иметь и несколько портативных отражателей. Особенно они пригодятся для портретной съемки, так как и свет, и тени, и оттенки на фото будут значительно интереснее. К тому же, они пригодятся Вам и при выездных съемках. Для отражателей лучше приобрести и стойки, чтобы не вынуждать модель или ассистента постоянно держать отражатель в руках.
Лучше всего подойдут комплекты отражателей, в которых собраны все доступные варианты.
Комплект отражателей Falcon Eyes RRK-4066 (102×168 см) состоит из семи цветов: золотистый, серебристый, белый, просветный, серебристые полосы, золотистые полосы, синий и зеленый. Они достаточно крупные, чтобы дать подходящий для студии эффект и легко транспортируются.
Радиосинхронизатор работает от батареек и состоят из трансмиттера и ресивера, которые закрепляются, соответственно, на камере и вспышке. Некоторые вспышки имеют встроенный ресивер.
ИК синхронизаторы дешевле, но по функциям разницы скорее всего заметно не будет. Выбирать синхронизаторы нужно с учетом марки камеры.
Все лампы и зарядные устройства необходимо будет куда-то включать. Поэтому в домашней студии необходимо все заранее продумать, чтобы ни Вам, ни модели не пришлось спотыкаться о провода. Желательно обеспечить удобную систему подключения всей используемой при съемках техники и обеспечить легкий и комфортный доступ ко всем точкам. Для этого запаситесь удлинителями и не забывайте следить за тем, чтобы не возникало перегрузок.
Конечно, можно по необходимости приносить с кухни стул из столового гарнитура. Но разве так делают профессионалы? Студия всегда должна быть готова к съемке, а это значит, что там постоянно должен быть полный комплект необходимых предметов. Чтобы фильтры, батареи и техника не валялись на полу, обязательно позаботьтесь о наличии стола или тумбы. А для модели всегда должен быть готов стул. Чаще всего при съемках используют барный стул или небольшие лесенки, на которых удобно регулировать высоту.
Разумеется, главное мы оставили напоследок: в студии Вам обязательно понадобится штатив, особенно в случае, если Вы хотите экспериментировать с выдержкой и различными приемами съемки. Среди штативов сейчас очень популярна марка SIRUI и неспроста, эти штативы долговечны и подходят как для студийной, так и для наружней съемки.
В домашней студии важно не только оборудование. Профессионалы настоятельно рекомендуют размещать фотостудию в светлом помещении. Лучше всего, если большая часть или вся комната окрашена в белый. Когда Вы снимаете в белом помещении, свет от вспышки отражается от стен и попадает непосредственно на объект съемки.
По ширине помещение должно быть хотя бы вполовину таким же, каким является по длине. Это весьма логично, поскольку совершенно ни к чему сокращать фокусное расстояние камере: фотографии не получатся такими же удачными, если Вам приходится использовать широкоугольный объектив там, где стоило бы взяться за телевик.
Ну и конечно же, помещение для студии должно быть просторным. Лампы производят довольно много тепла, сидеть под ними довольно жарко, а в летний день небольшая комната очень быстро нагреется. Так что, если у Вас есть такая возможность, выбирайте простор.
Управление светом: софтбоксы, зонты и рефлекторы
Георгий Георгиев
Источник: danscamera.com
Свет – мощный инструмент фотографа. Он может помочь «омолодить» модель на десять лет или, наоборот, «состарить». Правильное освещение поможет «скинуть» несколько кило веса или же прибавить их. Свет позволяет создать особую атмосферу для портрета – от яркой и веселой до мрачной и зловещей, создавать различные визуальные эффекты, выделять важное и убирать на задний план второстепенное. Знание того, как управлять светом, поможет вам стать лучшим фотографом и делать более качественные снимки. Именно поэтому так важно разбираться в основных инструментах, позволяющих манипулировать и управлять светом. Прежде всего, это будет актуально для студийных фотографов, но вы также сможете воспользоваться устройствами, о которых мы поговорим ниже, и при работе на открытом воздухе.
Специальные приспособления для работы с освещением позволяют вам модифицировать и «лепить» свет по своему усмотрению. Разнообразие таких устройств весьма велико, что может легко запутать не только новичков, но и более продвинутых фотографов. В данном материале мы рассмотрим несколько основных аксессуаров для модификации освещения – софтбоксы, зонты, отражатели и рефлекторы (часто «отражатель» и «рефлектор» используются как синонимы, однако в данном материале мы рассмотрим два совершенно разных типа устройства). Мы почти не будем касаться вопроса источников освещения, вспышек и постоянного света, так как это сделало бы статью чересчур объемной.
Для начала разберемся с двумя самыми распространенными модификаторами, которые помогают создать мягкий рассеянный свет – софтбоксами и зонтами.
Зонты создают более широкое рассеянное освещение (схожее с естественным освещением на улице), при этом оно не локализовано и изменять его направление по своему желанию не получится. Софтбоксы, напротив, создают управляемое прямое освещение, которое больше похоже на свет в помещении из окна.
Зонты, наверное, самое популярное средство для управления световым потоком, благодаря своей портативности, низкой цене, а также простоте использования. Если вы когда-либо пользовались обычным зонтом от дождя, можно сказать, что вы уже знакомы с основой использования фотозонтов для создания искусственного освещения.
Зонты позволяют обеспечивают широкое мягкое освещение, которое больше всего похоже на естественный свет. В отличие от софтбоксов, которые предоставляют контроль над направлением светового потока, зонты создают менее ограниченное освещение, которое распространяется по всему помещению.
Существует два типа зонтов: отражающие и просветные. Хотя в основе они похожи, между ними есть несколько различий в том, как они выглядят и как используются.
Отражающий зонт Raylab SU-04
Отражающие зонты – непрозрачные снаружи, а внутри они используют светоотражающие материалы. Чтобы применять зонт такого типа, вам просто нужно установить его так, чтобы внутренняя отражающая часть была обращена к объекту, а затем осветить вспышкой отражающий материал так, чтобы жесткий свет отражался от него, превращаясь в более мягкое, широкое и ровное освещение, которое будет падать на ваш предмет. Серебристые и белые отражающие зонты, типа Falcon Eyes UR-32WB, не искажают цветовую температуру. Зонты с золотистой поверхностью, как в комбинированной (золото+серебро)модели Raylab SU-04, позволяют понизить цветовую температуру, благодаря чему освещение становится теплее, как свет послеполуденного солнца. При этом как золотая, так и серебристая поверхности делают световой поток чуть более жестким и контрастным.
Просветный зонт Raylab SU-01
Просветные зонты типа Raylab SU-01 делаются из полупрозрачного материала. Для его использования вам нужно направить внешнюю часть зонта на объект, «стреляя» вспышкой сквозь зонт, так чтобы световой поток, проходящий через полупрозрачный материал, смягчался. При съемке «на просвет» освещение контролировать немного легче, чем при использовании отражающего зонта.
Одним из преимуществ зонтов перед софтбоксами являются круглые блики, которые они создают в глазах модели, в отличие от менее естественно выглядящих квадратных или прямоугольных бликов от софтбоксов (однако это не касается октобоксов).
Софтбокс – это специальный корпус, который устанавливается вокруг источника искусственного освещения, вроде вспышки или галогенной лампы. Его отражающая внутренняя часть усиливает светоотдачу и проецирует световой пучок через передний рассеивающий экран.
Первые софтбоксы делали из твердых материалов, типа фанеры, современные же модели выполнены из легких тканей, вроде полиэстера или нейлона. При этом концепция осталась неизменна – свет сдерживается, отражаясь от стенок внутри корпуса, и рассеивается через полупрозрачную белую панель. Это создает освещение, которое давно ценится фотографами и видеографами – как уже говорилось выше, софтбокс создает мягкий свет, напоминающий естественный свет из окна.
Хотя софтбоксы имеют разные размеры и формы, в целом, они лучше передают рассеянный свет по сравнению с зонтами, а также позволяют регулировать степень рассеивания в зависимости от ваших задач. Существуют софтбоксы со съемной передней рассеивающей панелью или с возможностью установки таких аксессуаров, как соты, что позволяет получить дополнительный контроль над освещением.
Крепление софтбокса осуществляется либо непосредственно на вспышку (с помощью липучки, на гелевую основу с резинкой или с помощью специального адаптера), либо на отдельную стойку с помощью кронштейна. Это зависит от размера – небольшие устройства можно установить прямо на накамерную вспышку, тогда как более крупные модели требуют отдельного крепления. Во втором случае вспышка прикрепляется к софтбоксу, который в свою очередь установлен на стойке. Крепится она либо за башмак, либо за головку.
Крепление вспышки к софтбоксу. Источник: pantip.com
Как и в зонтах, в софтбоксах используются различные виды внутренней поверхности – белая или серебристая, что несколько меняет качество освещения. Серебристая ткань дает чуть большую контрастность, а белая подкладка хорошо подходит для сохранения нейтральных цветов.
Различные виды софтбоксов имеют различные размеры и форму. Выбор размера софтбокса зависит от того, какое световое покрытие нужно для вашего объекта, а также качества этого света. В целом, не стоит использовать софтбокс размером 30 на 40 см для съемки портрета в рост, также как и большой софтбокс для съемки портрета по плечи. С другой стороны, нужно учитывать, что качество света также зависит от размера. Чем больше источник света, тем более мягким будет свет, луч более широким, а следовательно увеличится покрытие. И чем ближе вы перемещаете софтбокс к объекту, тем мягче становится свет.
Форма – другая важная характеристика софтбокса. Прямоугольные – это как раз те устройства, о которых обычно думают люди, представляя софтбокс. Более длинные по одной стороне, они прекрасно подходят для полноразмерных портретов и вертикальных композиций в целом. Устройства такой формы отбрасывает блики в форме окна на отражающие поверхности объектов, однако в глазах модели на портретном снимке они выглядят не идеально.
Прямоугольный софтбокс Raylab SPG6090
Прямоугольный софтбокс Raylab SPG6090 размером 60 на 90 см используется для импульсных осветительных приборов с байонетом Bowens. В конструкции используется дополнительная сотовая насадка, которая сужает световой луч, сохраняя при этом его мягкость. О сотах и их использовании мы поговорим ниже.
Квадратный софтбокс Raylab SPG6060
Квадратные софтбоксы – фаворит фотостудий, так как эта форма хорошо подходит для работы с большинством объектов, хотя при этом имеет некоторые недостатки: работа в полный рост усложняется, а блики от них больше похожи на вытянутый прямоугольник. Квадратные софтбоксы типа Raylab SPG6060 хороши для студий с невысокими потолками (в том числе домашних), их форма идеально подходит для портретов по плечи, а также небольших групповых съемок.
Стрипбокс Raylab SPG35140
Очень длинные вытянутые по одной стороне прямоугольные софтбоксы называют стрипбоксами – они помогают получить менее интенсивные тени, чем квадратный софтбокс. В то время как прямоугольные модели имеют соотношение сторон около 1:1,3, у стрипов оно составляет примерно 1:4, что делает их отличным вариантом для освещения краев и силуэтов – это позволяет эффективно отделять объект от фона. Также их порой используют в качестве дополнительного источника для освещения волос модели. Еще эта форма удобна для освещения фона сверху или снизу. Кроме того, стрипбоксы создают длинные элегантные блики на отражающих поверхностях.
Стрипы Raylab SPG35140 и SPG30120, как и прямоугольный Raylab SPG6090, поставляются с сотовой насадкой, которая прикрепляется с помощью липучек, и крепятся с помощью байонета Bowens.
Октобокс Raylab SPG120
Октогональные (восьмиугольные) софтбоксы стали популярны благодаря мягкому обтекаемому свету, который они создают. Именно октобоксы, возможно, позволяют получить лучшие естественные круглые блики в глазах модели, при этом, в отличие от зонта, без видимых спиц/рамок.
Октобоксы Raylab SPG120 и SPG150 (120 и 150 см, соответственно) включают в себя отражатель, внешний и внутренний рассеиватель с UV покрытием, хвостовик с байонетным креплением и соты. Эти октобоксы эффективно смягчают тени, а также обеспечивают равномерный световой поток.
Соты для октобокса
Что касается сот (тканевая решетка, устанавливающаяся на софтбокс), они позволяют сузить размеры светового пятна, при этом сохраняя характерную мягкость света и подходящий контраст. Они делают границы освещения более резкими, упрощая контроль над направлением светового потока. При использовании на основном свете соты красиво выделяют объект из фона.
Другим инструментом для управления световым потоком является рефлектор. Это насадка на вспышку, предназначенная для ограничения светового потока по углу и создания концентрированного пучка света. Часто они применяются в сочетании со шторками, сотами и фильтрами.
Существует несколько основных видов рефлекторов. Наиболее распространены зонтичные рефлекторы – они используются вместе с зонтами, устраняя паразитный свет и эффективно направляя световой поток в зонт. Основные плюсы подобного комплекта – компактность и невысокая цена.
Стандартный рефлектор Falcon Eyes R-175 BW
Стандартные рефлекторы могут работать как самостоятельное устройство, без зонта, создавая жесткий направленный свет с резкими тенями. На стандартные рефлекторы можно устанавливать фильтры, соты (например, набор сотовых насадок Raylab FA006) и шторки (вроде Falcon Eyes BD-205), которые позволяют дополнительно модифицировать световой поток под конкретные задачи. При покупке дополнительных аксессуаров нужно учитывать диаметр рефлектора.
Фоновые рефлекторы разработаны специально для освещения заднего фона в студии или другой съемочной локации. Они обеспечивают равномерное освещение заднего фона, а также исключают попадание света в объектив камеры.
Портретная тарелка Falcon Eyes SSA-SRB42
Также существует особый тип рефлекторов – портретная тарелка, которая является модификацией стандартного рефлектора с большим диаметром и дополнительной деталью (дефлектором), которая распределяет лучи от вспышки, идущие прямо, по всей площади устройства. Как можно догадаться по названию, портретные тарелки (или как их еще называют, софтрефлекторы) чаще всего используются для съемки портретов, а также для рекламных фотосессий.
Наконец, один из самых простых, а также эффективных аксессуаров для управления светом, который, в частности, рекомендуется начинающим фотографам – отражатель. Он используется для того, чтобы отразить свет, идущий от источника, на объект – правильно расположенный отражатель может заметно улучшить качество фотографии.
Использование отражателя при работе с естественным светом. Источник: digitalcameraworld.com
Это недорогое (особенно по стандартам фотодевайсов), но при этом необычайно универсальное устройство. Отражатели бывают разных форм и размеров: от двухметровых моделей прямоугольной формы до компактных 30-сантиметровых дисков. Компактные отражатели используются для съемки портретов по плечи или подсветки небольших объектов. Метровые – для съемки модели по пояс. Большие прямоугольные отражатели подойдут для ростовых портретов и съемки крупных объектов.
Складные отражатели с упругим каркасом можно аккуратно сгибать, с высокой точностью отражая световой поток на объект. Отражатели позволяют эффективно работать с естественными источниками освещения – один или два отражателя могут быть намного более удобными для транспортировки, чем целый набор осветительных приборов.
При выборе отражателя нужно обратить внимание на две основные характеристики: цвет и форма. Сегодня можно найти множество видов отражающих поверхностей, среди них чаще всего встречаются белая, серебряная и золотая. Если вам нужен наиболее жесткий свет, подойдет серебряная, для более мягкого эффекта – белая, а для теплого света – золотая.
Круглые отражатели используются наиболее часто и особенно хороши при съемке портретов, так как создают приятные круглые блики в глазах модели. Прямоугольные отражатели используют для более крупных объектов, для которых требуется увеличенное световое покрытие.
Raylab RF-01 c золотой и серебристой поверхностью
Отражатель Raylab RF-01 поставляется, как в круглой, так и в прямоугольной форме, с двумя отражателями: серебристым для яркого жесткого отраженного освещения и золотым для придания теплого оттенка.
При работе без ассистента вам могут понадобиться стойки, которые позволяют установить модификатор на нужном расстоянии и самостоятельно отрегулировать световой поток. Другое решение – использование трифлектора, который обеспечивает более удобный хват, если, конечно, для вас не составляет проблемы снимать одной рукой.
Некоторые отражатели используют гибкую раму с полупрозрачной тканью в качестве базовой опоры и комплект из нескольких отражательных поверхностей различного цвета, которые можно использовать для модификации освещения. Полупрозрачный материал можно применять в качестве рассеивателя для уменьшения яркости и смягчения света. В студии такие наборы также полезны для отражения и рассеивания искусственных источников света, а также для блокирования и модификации окружающего освещения.
Raylab RF-05 с с полупрозрачным рассеивателем и серебряным отражателем
Так круглый отражатель Raylab RF-05 5-в-1 состоит из упругого каркаса, обтянутого полупрозрачным рассеивателем, в комплекте с четырьмя светомодифицирующими поверхностями. Белый отражатель используется для подсветки теневой стороны объекта и не меняет цветовой температуры, серебристый используется для более яркого жесткого отраженного света. Золотой отражатель также обеспечивает интенсивный свет, но с более теплым оттенком, тогда как модификатор «мягкое золото» аналогичен золотому, но дает более мягкое освещение. Черная сторона отражателя используется для исключения объекта из зоны освещенности и добавления теней.
Итоги
Источник: profoto.com
Правильное использование освещения может вывести ваши работы на абсолютно новый уровень. Для управления светом можно использовать целый ряд специальных инструментов, при этом многие из них не требуют каких-либо серьезных вложений.
Вы можете начать с отражателей, которые подойдут для работы со студийным и с естественным освещением. В студии получить мягкий свет, наиболее напоминающий естественный, помогут зонты – просветные и отражающие. Для большего контроля за световым потоком подходят софтбоксы, которые создают эффект освещения от яркого окна. А для создания концентрированного светового пучка с помощью вспышки можно использовать рефлекторы.
Какими инструментами для управления света пользуетесь вы? Мы будем рады услышать о вашем опыте в комментариях.