Как сделать зримую песню
Песня звучащая Песня «зримая»
В данном случае песня является своеобразным документальным объектом внимания сценариста. Драматургическому анализу подвергается текст песни как носитель логической и образной информации, поскольку он представляет собой стилевую литературную категорию, содержанием которой является стих.
Подобный анализ включает в себя определение и формулирование ситуации, конфликта и события, заключенных в текстовом материале песни.
Но прежде чем начать работу над драматургизацией песни как документального объекта внимания, нужно и должно провести идейно-тематический анализ будущего сценария. Сценарий по форме представляет
собой не что иное, как либретто, т.е. изложение того, что будет происходить на сценической площадке. Через последовательность сценических действий, предусмотренных сценарием, осуществится развитие конфликта. И все это при отсутствии всякого словесного диалога между исполнителями.
В этом случае, то, о чем поется в конкретной песне, т.е. тема песни, будет также темой ее драматургического аналога, т.е. песни «зримой». Что касается определения и формулирования идеи сценариста, его отношения к той или иной песне, то здесь могут иметь место три варианта.
Первый.То, что хотели сказать авторы песни, воплотившие свои мысли и чувства в эмоционально-образное музыкальное произведение, рождает в сценаристе адекватное восприятие, и он осознает и чувствует песню созвучно и согласно с авторами. При этом драматургизация песни, обогащение ее зримой составляющей лишь углубит и усилит воздействие песни на слушателя и зрителя. Жанр такой «зримой» песни не противоречит жанру песни, избранной для драматургизации.
Второй.Неприятие текста песни, как ее информационно-образного содержания в силу каких-либо причин литературного или мировоззренческого характера, диктует сценаристу негативное и критическое отношение к песне, к тому, что и как говорят ее авторы. Возникает пародийная драматургическая тональность, рассогласованная, а порой и не имеющая ничего общего с жанром песни, с устремлениями ее авторов.
В качестве примера рассмотрим сценарий «зримой» песни «Невезуха». Исп. Азиза. Муз. О. Бескровного. Сл. Г.Белкина.
«Невезуха»
Текст песни
То в окно стучало зло,
То беда брала на пушку.
Но уж если мне везло,
то на полную катушку.
Всё осталось позади.
Ни пера мне и не пуха.
Отойди, отстань, уйди,
Прочь, подруга сладкой фальши.
Прочь, и прочь как можно дальше!
Прочь, бальзам чужого слуха.
Зримая составляющая
Звучит фонограмма музыкального вступления.
Отшатнувшись, девушка направляется в другую сторону. Но и здесь ее подстерегает обруч с изображением черной кошки. Девушка избирает новый путь, но его преграждает изображение пустого ведра.
Направление девушки вновь меняется. Но теперь ей угрожает изображение листка календаря с надписью «13, понедельник».
Круг недобрых предзнаменований сужается. Кажется, что нашей героине уже не вырваться из этого рокового плена.
Но вот что-то свершается в девушке. В ней просыпается отчаянная решимость, желание устранить преграды, заступающие путь к радости.
Ударом кулака девушка разрывает бумагу, которой обтянут первый обруч. Конец даме пик! Наша героиня проходит сквозь обруч, чтобы продолжать борьбу до победного конца.
Это райских женщин путь.
То смеюсь, то горько плачу.
Но тебе не отвернуть
Ты мне воду не мути,
у тебя не хватит духа.
Нам давно не по пути,
Прочь, как с губ моих помада!
Прочь, шутить со мной не надо!
Прочь, сварливая старуха!
Но себе я не лгала,
стала самой терпеливой.
Даже если не могла,
все равно была счастливой.
Прочь, подруга сладкой фальши!
Прочь и прочь, как можно дальше!
Прочь, бальзам чужого слуха!
Прочь, как с губ моих помада!
Прочь! Шутить со мной не надо!
Прочь, сварливая Прочь старуха!
Первая попытка удалась. Теперь можно свести счеты и со второй угрозой.
Под натиском нашей героини терпит фиаско черная кошка. Пройден еще один рубеж! Отброшен прочь еще один знак беды.
С треском разрывается бумажный круг с изображением пустого ведра, которым обтянут третий обруч. Долой и эту примету несчастья!
И, наконец, девушка лихо проходит сквозь четвертый обруч, знаменующий несчастливые число и день недели. И тут обнаруживается тот, к которому так стремилась наша героиня, в образе юноши, по всем параметрам подходящего на роль единственного и любимого избранника.
И на последнее «Прочь!» все четыре обруча обессилено падают на площадку. А уста молодых людей сливаются в поцелуе.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое «зримая» песня?
2. Как выглядит схема преобразования песни в драматургическую форму?
3. Что представляет собой сценарий «зримой» песни?
4. Каковы возможные варианты прочтения песни сценаристом?
5. Каковы особенности процесса драматургизации песни?
6. Что является художественным инструментом для сценариста при создании «зримой» песни?
Зримая песня
«Зримая песня» учит мыслить пластическими образами, умение ориентироваться в сценическом пространстве и находить зримое выражение музыкально-эмоциональному строю произведения.
Что значит сделать песню зримой? Значит, создать на материале песни маленький спектакль. Здесь мы песню и слышим, и видим. Это значительно усиливает эмоциональное впечатление, с помощью глаза актера, мимики, жеста, мизансцен. Возникает синтез музыки, вокала и актерского мастерства. Если музыкальное произведение воплотить в ярком, интересном рисунке, найти интересное режиссерское решение, применив разнообразные средства сценической выразительности (сценография, свет), то сила впечатлений повыситься. В хорошей поэтической строке заложено образное видение, а удачная музыка вызывает гамму эмоций. При создании режиссерского замысла песни, следует помнить, что режиссер приходит в песню третьим.
Жанр «зримая песня» не новый и имеет давнюю историю, но отмечая небывалую популярность «зримой песни» в мире досуга и развлечений, нельзя забывать о том, что этот прием несёт в себе большой эмоционально-эстетический заряд и является мощным средством воспитания и пропаганды гуманистических и патриотических ценностей.
Рассмотрим 2 способа:
Отсутствие замысла приводит к плену слова и возникает лежачая мизансцена. Важно определить сегодняшний взгляд на проблему, которая поднимается в песне. Режиссер создает определенную ситуацию на сцене, оправдывая возникновение песни, тем самым устанавливается контакт с залом. Разговор с залом может идти на уровне метафор, образов, сравнений, происходит стилизация, ассоциирование. От режиссера требуется способность мыслить масштабно, неординарно, искать свой способ решения проблем, только тогда и может возникнуть третье содержание.
Здесь в подборе песен рекомендуется отдавать предпочтение тем, в которых имеет место и действие, и его развитие. Успешному решению может способствовать монтаж песни с пантомимой или действие фоновой группы.
Несколько слов хочется сказать о знаменитом учебном спектакле «Зримая песня», рождению которого предшествовал длительный тренинг на материале песен. Начиная со второго курса, шесть режиссеров мастерской Товстоногова осуществили множество проб, сценических версий различных песен. Но только шестнадцать из них продолжили свою жизнь в спектакле, созданном на их основе.
Одна из форм обучения и воспитания режиссеров, предложенная Товстоноговым, став неотъемлемой частью его школы, с годами совершенствуется, видоизменяется, наполняется новым содержанием. Неизменными остаются принципы, цели и комплексные задачи, которые она призвана решать.
Музыка театра начинает звучать тем отчетливее, чем яснее цель, чем более точные средства использовались для ее достижения.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Постоянные читатели
—Статистика
«ЗРИМАЯ ПЕСНЯ»
«Зримая песня» учит мыслить пластическими образами, умение ориентироваться в сценическом пространстве и находить зримое выражение музыкально-эмоциональному строю произведения.
Что значит сделать песню зримой? Значит, создать на материале песни маленький спектакль. Здесь мы песню и слышим, и видим. Это значительно усиливает эмоциональное впечатление, с помощью глаза актера, мимики, жеста, мизансцен. Возникает синтез музыки, вокала и актерского мастерства. Если музыкальное произведение воплотить в ярком, интересном рисунке, найти интересное режиссерское решение, применив разнообразные средства сценической выразительности (сценография, свет), то сила впечатлений повыситься. В хорошей поэтической строке заложено образное видение, а удачная музыка вызывает гамму эмоций. При создании режиссерского замысла песни, следует помнить, что режиссер приходит в песню третьим.
РАССМОТРИМ 2 СПОСОБА:
1. Итак, перед нами лежит текст песни, мелодия нам знакома. С чего начинать? Постановка предполагает в своей первооснове ее идейно-тематический анализ. Текст – раскрывает содержание, музыка – основа сценическо-пластического решения песни.
ПЕСНЯ – это законченное драматургическое произведение.
Следовательно, режиссер не имеет права дописывать или урезать фонограмму. Задача – создать непрерывную киноленту видения песни. Режиссер отталкивается от темы и идеи песни. Чем конкретнее тема, тем богаче мысль – идея, чем она разностороннее, тем интереснее замысел.
Отсутствие замысла приводит к плену слова и возникает лежачая мизансцена. Важно определить сегодняшний взгляд на проблему, которая поднимается в песне. Режиссер создает определенную ситуацию на сцене, оправдывая возникновение песни, тем самым устанавливается контакт с залом. Разговор с залом может идти на уровне метафор, образов, сравнений, происходит стилизация, ассоциирование. От режиссера требуется способность мыслить масштабно, неординарно, искать свой способ решения проблем, только тогда и может возникнуть третье содержание.
2. БУКВАЛИЗАЦИЯ – ироническое осмысление материала или создание пародии.
Здесь в подборе песен рекомендуется отдавать предпочтение тем, в которых имеет место и действие, и его развитие. Успешному сцен. решению может способствовать монтаж песни с пантомимой или действие фоновой группы.
Когда созрел замысел, возникает целый ряд сложнейших проблем, связанных с нахождением выразительных средств воплощения. Поиск сценического режиссерского решения – процесс очень сложный. Именно в этой части работы первостепенное значение имеет музыка, которая определяет рисунок и мизансцены.
ДРАМАТУРГИЯ «ЗРИМОЙ» ПЕСНИ
Одним из драматургических элементов театрализованного действа может быть так называемая «Зримая» песня. Что это такое? На этот вопрос можно ответить так: «зримая» песня – это субъективная трактовка той или иной песни, решенная через эмоционально-образное сценическое действие. Здесь трактовать – значит понимать, истолковывать и воплощать что-либо определенным образом.
Процесс подобного истолкования, а значит, преобразования песни в драматургическую форму, необходимую для дальнейшего воплощения в сценическое действие, можно представить в виде следующей схемы.
|
В данном случае песня является своеобразным документальным объектом внимания сценариста. Драматургическому анализу подвергается текст песни как носитель логической и образной информации, поскольку он представляет собой стилевую литературную категорию, содержанием которой является стих. Подобный анализ включает в себя определение и формулирование ситуации, конфликта и события, заключенных в текстовом материале песни.
Но прежде чем начать работу над драматургизацией песни как документального объекта внимания, нужно и должно провести идейно-тематический анализ будущего сценария. Сценарий по форме представляет собой не что иное, как либретто, т.е. изложение того, что будет происходить на сценической площадке. Через последовательность сценических действий, предусмотренных сценарием, осуществится развитие конфликта. И все это при отсутствии всякого словесного диалога между исполнителями.
В этом случае, то, о чем поется в конкретной песне, т.е. тема песни, будет также темой ее драматургического аналога, т.е. песни «зримой». Что касается определения и формулирования идеи сценариста, его отношения к той или иной песне, то здесь могут иметь место три варианта.
Первый. То, что хотели сказать авторы песни, воплотившие свои мысли и чувства в эмоционально-образное музыкальное произведение, рождает в сценаристе адекватное восприятие, и он осознает и чувствует песню созвучно и согласно с авторами. При этом драматургизация песни, обогащение ее зримой составляющей лишь углубит и усилит воздействие песни на слушателя и зрителя. Жанр такой «зримой» песни не противоречит жанру песни, избранной для драматургизации.
Второй. Неприятие текста песни, как ее информационно-образного содержания в силу каких-либо причин литературного или мировоззренческого характера, диктует сценаристу негативное и критическое отношение к песне, к тому, что и как говорят ее авторы. Возникает пародийная драматургическая тональность, рассогласованная, а порой и не имеющая ничего общего с жанром песни, с устремлениями ее авторов.
Процесс драматургизация песни может идти тремя путями: иллюстративным, негативным и ассоциативным. Иллюстрация – это наглядное и буквальное отображение ситуации, развития конфликта и события, заключенных в песне. Негативным путем явится сопоставление противоположных по смыслу и содержанию составляющих самой песни и ее зримого воплощения. Ассоциация явит связь между информационно-образной составляющей песни и зримой составляющей ее сценического воплощения, основанную на сходстве по какому-либо одному признаку, присущему обеим сопоставляемым сторонам. Инструментом для ассоциативной драматургизации песни служит метафора. Каждая из сторон, определяющих ситуацию и взаимодействующих между собой в песне, в процессе драматургизации подлежит замене найденной метафорой. В драматургии «зримой» песни происходит уже взаимодействие метафор в зависимости от развития конфликта, содержащегося в песне, как непосредственном объекте внимания сценариста.
В качестве примера рассмотрим сценарий «зримой» песни «Невезуха». Исп. Азиза. Муз. О.Бескровного. Сл. Г.Белкина
«Невезуха»
Текст песни | Зримая составляющая |
Звучит фонограмма музыкального вступления. На сцене – исполнительница в образе девушки, преследуемой злой судьбой. Пластика девушки характерна, динамична и соответствует ритму и темпу музыки. Похоже, девушка в некоторой растерянности и не знает, куда и в какую сторону уйти от сопутствующей ей напасти. | |
То в окно стучало зло, То беда брала на пушку. Но уж если мне везло, то на полную катушку. Все осталось позади. Ни пера мне и ни пуха. Отойди, отстань, уйди, невезуха, невезуха! | Вот она решительно направляется во внезапно выбранном направлении. Но путь ей преграждает обруч, обтянутый бумагой с изображением пиковой дамы. Отшатнувшись, девушка направляется в другую сторону. Но и здесь ее подстерегает обруч с изображением черной кошки. Девушка избирает новый путь, но его преграждает изображение пустого ведра. Направление девушки вновь меняется. Но теперь ей угрожает изображение листка календаря с надписью «13, понедельник». |
Круг недобрых предзнаменований сужается. Кажется, что нашей героине уже не вырваться из этого рокового плена. Но вот что-то свершается в девушке. В ней просыпается отчаянная решимость, желание устранить преграды, заступающие путь к радости. | |
Прочь, подруга сладкой фальши. Прочь и прочь как можно дальше! Прочь, бальзам чужого слуха. Невезуха! Невезуха! | Ударом кулака девушка разрывает бумагу, которой обтянут первый обруч. Конец даме пик! Наша героиня проходит сквозь обруч, чтобы продолжать борьбу до победного конца. |
Это райских женщин путь. То смеюсь, то горько плачу. Но тебе не отвернуть от меня мою удачу. | Первая попытка удалась. Теперь можно свести счеты и со второй угрозой. |
Ты мне воду не мути, у тебя не хватит духа. Нами давно не по пути, невезуха, невезуха! | Под натиском нашей героини терпит фиаско черная кошка. Пройден еще один рубеж! Отброшен прочь еще один знак беды. |
Прочь, как с губ моих помада! Прочь, шутить со мной не надо! | С треском разрывается бумажный круг с изображением пустого ведра, которым обтянут третий обруч. Долой и эту примету несчастья! |
Прочь, сварливая старуха! Невезуха! Невезуха! Но себе я не лгала, стала самой терпеливой. Даже если не могла, все равно была счастливой. | И, наконец, девушка лихо проходит сквозь четвертый обруч, знаменующий несчастливые число и день недели. И тут обнаруживается тот, к которому так стремилась наша героиня, в образе юноши, по всем параметрам подходящего на роль единственного и любимого избранника. |
Прочь, подруга сладкой фальши! Прочь и прочь, как можно дальше! Прочь, бальзам чужого слуха! Невезуха! Невезуха! Прочь, как с губ моих помада! Прочь! Шутить со мной не надо! Прочь, сварливая старуха! Невезуха! Невезуха! Прочь! | И на последнее «Прочь!» все четыре обруча обессилено падают на площадку. А уста молодых людей сливаются в поцелуе. |
Вопросы для самопроверки
1. Что такое «зримая» песня?
2. Как выглядит схема преобразования песни в драматургическую форму?
3. Что представляет собой сценарий «зримой» песни?
4. Каковы возможные варианты прочтения песни сценаристом?
5. Каковы особенности процесса драматургизации песни?
6. Что является художественным инструментом для сценариста при создании «зримой» песни?
Традиция и современность в режиссерском решении «зримой песни»
Жанр «зримая песня» не новый и имеет давнюю историю, но отмечая небывалую популярность «зримой песни» в мире досуга и развлечений, нельзя забывать о том, что этот прием несёт в себе большой эмоционально-эстетический заряд и является мощным средством воспитания и пропаганды гуманистических и патриотических ценностей.
Клип признан сегодня в качестве самостоятельного жанра, но. чего? Вокального искусства? Музыки? Кинематографа? Музыкального театра? Ответ напрашивается сам собой: клип содержит всего понемногу, а значит, это синтетический жанр.
Песенный клип как аудиовизуальное произведение отличается чрезвычайной жёсткостью формы. Видеоряд в клипе существует только в неразрывном единстве со звучащей песней. Соответственно, длина клипа совпадает со стандартом для песенной композиции.
Другим обязательным моментом оказывается ритмическое соотнесение видеоряда со звучащей композицией. Оно может быть точным, опережающим, запаздывающим, но так или иначе выдерживающим ритм песни.
Необходимо учитывать и то, что в клипе зрелищность преобладает над событийностью. Зритель как бы абстрагируется от действительности и неизбежно синхронизирует свои ассоциации с изобразительным решением песни, что существенно влияет на его оценочную позицию. В клипе значительно возрастает роль авторского начала. Мы можем соглашаться с автором клипа или нет, но всегда чувствуем его позицию.
Для клипа, как и для любого художественного произведения, характерна бесконечная вариативность и уникальность выразительных средств. Переключение из одной пространственно-временной плоскости в другую происходит с помощью композиции. Композиция клипа может быть сюжетной, изобразительно-постановочной, музыкально-шумовой, цветовой и др. Клип может основываться на приёме сюжетного сочетания музыки и изображения.
На этой основе вполне возможно появление новых форм художественного творчества.
Сам механизм перевода песенных содержаний в визуальный ряд практически универсален. Здесь начинают действовать законы перевода вообще: прямота и дословность оказываются губительными и в клипах не встречаются почти никогда, а адекватность достигается подыскиванием метафорических рядов по принципу обобщающих смысловых комплексов.
В любых исследованиях о клипе этот тип монтажа неизбежно возводится к «монтажу аттракционов» Эйзенштейна и вообще к русской школе монтажа, к которой он ближе, чем к какой-либо другой. Действительно, монтаж в клипе максимально «произволен» и повышенно метафоричен. Пестрота и контрастность кадров играют в нём наибольшую роль, также напоминая об эйзенштейновской необходимости «межкадрового конфликта». Мир клипа полностью оказывается во власти режиссёра, предметы лишаются статичности и включаются в разнообразные цепочки сравнений.
Одна из главных причин широкого распространения пародии в том, что зритель всегда с удовольствием встречается с известным популярным исполнителем, пусть даже и в пародии.
Правда, есть и исключение. Оно связано с появившейся в последнее время так называемой портретной пародией. Такая пародия может быть сделана и на уже «не действующего» артиста, но с одним условием: его выступления часто транслируют по телевидению, и по этой причине он остаётся известным и знакомым зрителю. Так, в последнее время появились подобные пародии на Мэрилин Монро, Фреда Астера, Леонида Утёсова и т. д.
Существуют следующие виды эстрадных песенных пародий:
Источник: Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред. проф. Н. Г. Апухтина. – Челя-бинск, 2011. – Ч. II. – 350 с.