Как сделать зрительную иллюзию
Как сделать эффектную 3D-иллюзию из бумаги, которая не отведёт от вас глаз
Не знаете, как встряхнуть рутину? Хотите позабавить себя, коллег, друзей или детишек? Найдите 20 минут на простейшую работу ножницами и клеем. Результат вам понравится!
Пятница, 16:23. Чемоданное настроение поработило волю. Да простит меня работодатель, «нехочуху» ничто не победит. Даже сверхэмоциональный пинок DO IT не поможет! Читаю Лайфхакер. Вижу подборку оптических обманов в рекомендациях. Перехожу по ссылке. Классно! Но хочется больше. Непродолжительные поиски по интернету выводят на чумовую иллюзию, которой через треть часа любуется вся организация. Появляется навязчивое желание поделиться ей с вами. Поехали!
Делаем иллюзию
Как я уже говорил, вам потребуется пара канцелярских принадлежностей, немного усидчивости и интернет. Скачайте архив шаблонов (74 МБ), выберите понравившийся вариант и распечатайте его. В идеальном случае у вас под рукой должен быть цветной принтер большого формата. У меня как раз такой. 🙂 Но и обычный чёрно-белый А4 тоже подойдёт, ведь среди шаблонов есть пустышки-раскраски. Для пробы их вполне достаточно, хотя цвет придётся добавить с помощью карандашей или маркеров.
Мне по душе пришлись красный дракон, коричневая собака и разноцветная утка. Хотя к вашему выбору и другие персонажи: различные животные, скелеты, роботы и просто неведомые создания.
Вырезаем по контуру. Можно не зацикливаться на мелочах. Единственное место, где нужно проявить чуточку внимания — линия вдоль подбородка, по которой нужно пройтись ножницами аккурат до шеи. В остальном ничего сложного, и лишнего отрезать у вас, скорее всего, не получится. Вы же не хирург-интерн? 🙂
Линии сгиба отмечены штриховкой. Внимание! Нижнюю часть модели сгибаем по уму, то есть наружу, а голову — шиворот-навыворот, то есть внутрь. Это принципиально важно. И ещё один нюанс: тонкая бумага не может держать вес больших моделек. Поэтому я усилил конструкцию, приклеив с обратной стороны обычный кусок картона. Для надёжной «спайки» используйте что-нибудь тяжёлое.
Не любили уроки трудов в начальной школе, как и я? Вот нас и настигло возмездие!
Немного мучений, и вся честная компания выстраивается в ряд. Выглядят они объёмно и задорно.
Однако, если зайти сбоку и взглянуть на них сверху, то удивляешься, как такое вообще возможно.
Для полноценного эффекта необходимо соблюсти парочку условий:
А теперь немного сместитесь влево-вправо и вверх-вниз. Оно следит за вами!
Из всей моей тройки дракон получился лучше всего. Как мне кажется, дело здесь не в маленьком размере, а скорее в дизайне моделек. Рекомендую начать с огнедышащего.
К слову, я использовал форматы А3, А2, А1. Но в Сети можно встретить варианты в человеческий рост. Только посмотрите на этого монстра!
Наверное, такая зверюга прижилась бы в любой детской комнате. Дешёвый и очень необычный вариант.
Почему так
Сама иллюзия далеко не нова. Её авторство принадлежит Джерри Эндрюсу (Jerry Andrus), одному из самых известных мастеров визуального обмана XX века.
Я могу вас обмануть, потому что вы люди. У вас прекрасный разум, который работает точно так же, как и мой. Обычно, когда вас обманывают, это не значит, что ваш разум допустил ошибку. Он просто пришёл к неправильному заключению по правильным причинам.
Так где же наше сознание даёт сбой? Во-первых, мозг человека от рождения запрограммирован анализировать формы, линии и цвета окружающих предметов и выделять на их основе знакомые предметы. Причём даже мутные, нечёткие и неоднозначные детали могут ошибочно восприниматься нами как реальные объекты. К примеру, люди находят церковные образы на коре деревьев или видят в облаках лица. Наука называет этот эффект парейдолией.
Во-вторых, свою роль играет несовершенство зрительной системы и её стереоскопичность. Как только вы закрываете один глаз, мозг сразу начинает анализировать перспективу по вторичным признакам удалённости, что может вызывать ошибки.
Заключение
Наверное, статью можно было бы назвать и чуть по-другому: «Как сделать эффектную 3D-иллюзию из бумаги, от которой вы не отведёте глаз». И впрямь, волшебство получается запоминающимся. Оно производит впечатление и на детей, и на взрослых.
Поздравляю, теперь вы доморощенные маги! Беритесь за дело и хвастайтесь своими иллюзиями в комментариях!
Мастера оптических иллюзий
Иллюзия (лат. illusio — заблуждение, обман) — искажённое восприятие реально существующего объекта или явления, допускающее неоднозначную интерпретацию. Иллюзии могут возникать у психически здоровых людей (физические, физиологические иллюзии, метаморфопсии).
Оптические иллюзии — ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа.
Мориц Эшер родился в 1898 году в Голландии. Учеба в школе архитектуры и орнамента в Гарлеме. Учителя, заметившие и оценившие большие способности юноши в графике. Творчество Эшера раньше других оценили представители естественных наук, математики и психологи. В его гравюрах и литографиях видели ключи к доказательству теорем или оригинальные контрпримеры, бросающие вызов здравому смыслу. В крайнем случае, их воспринимали как прекрасные иллюстрации к научным трактатам по кристаллографии, теории групп, когнитивной психологии или компьютерной график. В его многих работах многогранники являются главной фигурой и в еще большем количестве работ они встречаются в качестве вспомогательных элементов. Большое количество различных многогранников может быть получено объединением правильных многогранников, а также превращением многогранника в звезду. Важное место в творчестве гениального художника занимали игры с перспективой, создание «невозможных» картин, странных конфигураций, симметрия плоскости и в пространстве, разбиение плоскости на регулярные и нерегулярные мозаики.
Фотохудожник Эрик Йоханссон при помощи фотошопа превращает свои снимки в замысловатые иллюзии.
Профессиональный фотограф и ретушер из Швеции Эрик Йоханссон (Eric Johansson) живет и работает в Берлине. Вдохновляясь работами Сальвадора Дали, Мориса Эшера и Роба Гонсалвеса, он создает удивительные картины. Его фотоманипуляции, созданные при помощи графического редактора из собственоручно сделанных фотографий, заставляют шире смотреть на вещи и осознавать, что мир вокруг ограничен лишь рамками нашей фантазии.
Октавио Окампо родился в 1943 году в городе Селая (штат Гуанахуато, Мексика). Он рос в семье дизайнеров и изучал искусство с раннего детства. Образование получил в Академии художеств Сан-Карлоса (Мехико), а выставлять свои работы начал с 1976 года. Сфера творческих интересов Октавио не ограничивается только лишь рисованием: в студенческие годы он также проявил себя как талантливый актер и танцор, но позже решил остановиться на живописи и скульптуре. Октавио является художником-сюрреалистом, пишущим довольно необычные картины со скрытым смыслом. Причем в буквальном смысле скрытым: если вы приглядитесь повнимательнее, то в каждом из его рисунков увидите еще одно, спрятанное изображение. Или даже не одно – все зависит только от вас.
Джозефина Уолл (Josephine Wall) со своими сказочными сюжетами по праву может занимать место в ряду художников – мастеров оптических иллюзий. Чем дольше рассматриваешь её работы, тем больше новых деталей обнаруживаешь.
Джозефина Уолл родилась в городе Фарнам, графство Сюррей, Англия в 1947 году. С детства она имела страсть к свету и цвету; её работы рассказывают истории языком фантазии.
Чарующие и детальные образы – полёт её свободного воображения, в котором каскад идей. Вдохновение для своих мистических работ она черпает из тесных наблюдений за природой и своего интереса сохранить их.
На многих из её картин – образы героев любимых рассказов и сказок.
На её стиль живописи также повлияли и работы иллюстратора Артура Рэкхэма, сюрреализм таких художников, как Рене Франсуа Магритт и Сальвадор Дали, и романтизм раннего творчества Рафаэля.
Новозеландский художник Нил Доусон известен публике своими подвешенными в воздухе скульптурами из нержавеющей стали. Он поднимал в воздух резные шары, дома и другие предметы. Наземные же скульптуры тесно привязаны к месту своего расположения. Например, масштабную работу «Горизонты», напоминающую лист бумаги и сделанную специально для местной арт-площадки Gibbs Farm, Нил специально разместил на вершине холма, чтобы создать ощущение хрупкости и беззащитности скульптуры, которую сметет любое дуновение ветерка. Как и другие художники, создающие оптические иллюзии, новозеландский художник играет с мировосприятием реальности людей, зарождая сомнение о правдоподобности окружающего мира.
Этой публикацией, я лишь немного приоткрыла дверь в чарующий и притягательный мир иллюзий.
Надеюсь, что мастера с ЯМ поделяться с нами своими творениями в этом направлении.
Все материалы взяты из интернета.
И на последок, танец для поднятия настроения.
Оптические иллюзии и как с ними работать
Глаз человека, как созданный природой в процессе длительной эволюции живых организмов оптический прибор подобно линзе в объективе фотоаппарата, создает на сетчатке глаза действительное, уменьшенное, обратное (т. е. перевернутое) изображение. Но человек воспринимает все изображения прямыми (не перевернутыми) только благодаря коррекции зрительного центра мозга, которую человек не осознает.
При всем совершенстве зрительных органов человека (глаз и зрительного центра мозга) психофизиология зрения такова, что создает немало оптических обманов зрения, так называемых оптических иллюзий. Художники, дизайнеры, архитекторы, изучив оптические иллюзии, могут использовать различные композиционные приемы, позволяющие оптически корректировать форму, цвета, пятна, линии в проектируемых объектах или сознательно использовать те или иные иллюзии для получения желаемого результата.
Первая группа оптических иллюзий, вызываемых цветосветовой индукцией, порождает ахроматические и хроматические контрасты, так называемые явления одновременного, пограничного и последовательного контрастов*, а также кажущиеся изменения площади и др.
Например, три квадрата одинакового светло-серого цвета, помещаемые на разные фоны: белый, темно-серый и черный — будут восприниматься разными по светлоте: на белом фоне светло-серый квадрат будет выглядеть темнее, чем на темно-сером, а на черном светлее, чем на первых двух. Серые квадраты на различных по цвету хроматических фонах (зеленом, синем, оранжевом, красном, желтом, пурпурном) будут выглядеть не как нейтральные серые, а как в небольшой степени «цветные серые». Создается впечатление, что к цвету серого квадрата чуть примешивается цвет, дополнительный к цвету фона (это нюансное отношение). Так, на зеленом фоне серый будет казаться чуть красноватым, на оранжевом — чуть голубоватым, на синем — чуть более теплым (оранжеватым), на красном — зеленоватым, на желтом — синеватым, на пурпурном — желто-зеленоватым.
Серые квадраты на различных по цвету хроматических фонах (зеленом, синем, оранжевом, красном, желтом, пурпурном) будут выглядеть не как нейтральные серые, а как в небольшой степени «цветные серые». Создается впечатление, что к цвету серого квадрата чуть примешивается цвет, дополнительный к цвету фона (это нюансное отношение). Так, на зеленом фоне серый будет казаться чуть красноватым, на оранжевом — чуть голубоватым, на синем — чуть более теплым (оранжеватым), на красном — зеленоватым, на желтом — синеватым, на пурпурном — желто-зеленоватым.
Впечатление (иллюзия) проявляется сильнее, если смотреть на пространство между соседними квадратами, зрительно сравнивая индукцию цвета, дополнительного к цвету фона, «наведенную» на серый цвет. Чем меньше площадь цветного пятна по отношению к площади фона, тем заметнее эффект изменения цвета. Цвет на фоне своего дополнительного цвета приобретает большую насыщенность. Цвет на фоне своего же цветового тона, но большей насыщенности, теряет свою насыщенность (бледнеет, обесцвечивается). Оптическая иллюзия неравномерно окрашенных (или освещенных) поверхностей создает эффект их «выпуклости — вогнутости». Иллюзия устраняется путем разграничения соседних цветовых пятен черным (темным) или белым (светлым) контуром.
В орнаментальных композициях (на тканях, штучных текстильных изделиях, обоях, коврах, занавесях) примыкающие друг к другу плоские цветные фигуры орнамента для исключения иллюзии их «посветления — потемнения» и «выпуклости — вогнутости» можно обвести (оконтурить) тонкой белой (светлой), серой или темной (черной) линией. В текстильном деле этот прием использовался довольно давно: в полосатых тканях (набивных или тканых) между широкими полосами разного цветового тона, светлоты или насыщенности вводили так называемые «просновки» — тонкие промежуточные полоски, снимающие иллюзию пограничного контраста.
Помимо адаптации к цвету существует адаптация к освещенности, ее уровню. При адаптации зрения к слабому освещению видимая нами светлота всех предметов (кроме очень темных, черных) повышается. При этом чем светлее предмет, тем больше повышается его видимая светлота. В сумерках светлые тела кажутся более светлыми, чем на самом деле. При адаптации зрения к очень сильному, яркому свету (например, при выходе из темного помещения днем на ярко освещенную улицу) все предметы темнеют, и чем темнее сам предмет, тем он кажется темнее. Явления общепсихологического закона контраста распространяются на иллюзию изменения площади одинаковых фигур, их окружающих, помещенных среди больших или меньших по величине фигур. Так, например, два одинаковых круга кажутся разными по величине, если один из них помещен внутри меньших по диаметру кругов, а второй — внутри больших. Первый из них будет казаться больше второго.
Явление иррадиации — это иллюзия изменения площади равновеликих тел, фигур, пятен в зависимости от их светлоты, а также светлоты фона, на котором они воспринимаются. Положительной иррадиацией называется кажущееся увеличение светлых фигур (тел) на темном (черном) фоне по сравнению с темными (черными) тождественными им фигурами (телами) на светлом фоне. Обратная зрительная иллюзия называется отрицательной иррадиацией. Белый или желтый «горошек» на темно-синем фоне кажется крупнее такого же рисунка на белом фоне (при сером, синем или черном цвете «горошин»).
Рисунок, орнамент из метрически повторяющихся одинаковых по ширине полос (темных и светлых) создает впечатление их неодинаковой ширины: белые (светлые) кажутся больше, чем черные (темные). Явление иррадиации обусловлено тем, что на сетчатке глаза контуры светлых фигур (их изображений) расплываются, создавая иллюзию их большей величины и, наоборот, контуры темных фигур кажутся меньше.
Чтобы скорректировать явление иррадиации (если мы хотим создать впечатление равенства подобных тождественных элементов композиции), следует чуть уменьшить размеры светлых фигур (пятен, полос, линий) на темном фоне или чуть увеличить размеры таких же темных (черных) элементов композиции. Особенно важно устранить явление иррадиации при размещении орнамента, рисунка, надписи (логотипа, фирменной марки) частично на светлом, частично на темном фоне при тождественности попадающих на разносветлотные фоны элементов композиции.
Вторую группу оптических иллюзий составляют многочисленные виды оптико-геометрических иллюзий. Многие из них рассмотрены, описаны, проанализированы в работах. В качестве характерных примеров оптико-геометрических иллюзий рассмотрим следующие из них.
Иллюзия выпуклости (иллюзия Геринга) и иллюзия вогнутости (иллюзия Вундта) двух параллельных прямых, пересекаемых под углом пучком сходящихся (в первом случае) и расходящихся (во втором) линий. Параллельные линии (при иллюзии выпуклости) «выгибаются» наружу в месте схождения пучков линий и «прогибаются» внутрь в средней части рисунка при расходящихся линиях: точки схождения пучков в этом случае лежат не внутри, а вне параллельных линий Иллюзии этого рода уменьшаются, если рисунок повернуть на 90° (чтобы параллельные линии имели не вертикальную, а горизонтальную направленность). Обманные эффекты «выпуклости — вогнутости» почти совсем исчезнут, если между параллельными линиями провести еще одну линию.
Иллюзия Ф. Целльнера заключается в кажущейся непараллельности ряда вертикальных параллельных линий, пересеченных под углом отрезками параллельных штрихов (линий). Наибольший эффект достигается при пересечении вертикалей этими отрезками линий под углом 45°. Вертикали воспринимаются наклоненными влево или вправо.
Иллюзия Мюллера-Лайера заключается в переоценке размеров острых углов: две одинаковые по длине линии кажутся неодинаковыми из-за того, что концы одной замыкаются острыми углами, а другой — тупыми углами. Последняя кажется длиннее первой. В другом варианте этой иллюзии вместо углов и линий показаны пространства, ограниченные дугами, повернутыми друг к другу и друг от друга.
Иллюзия излома наклонной линии (иллюзия Поггендорфа) заключается в кажущемся изломе наклонной линии, перекрываемой зрительно двумя вертикальными прямоугольниками или вертикальными параллельными линиями или дугообразными линиями
1. Иллюзия большей длины вписанных в поле квадрата вертикальных линий (переоценка вертикали), чем горизонтальных, вписанных в такое же поле (при условии отсутствия контура поля со всех сторон). Это поле открыто либо сверху и снизу, либо по бокам.
Иллюзия зрительного искажения фигуры (квадрата или круга) фоном, представляющим собой ряды параллельных или изломанных под тупым углом линий, пересекающих те или иные части фигуры. В квадрате на таком фоне нарушается параллельность сторон, а круг приобретает неправильную форму.
Не только ученым (прежде всего психологам) и художникам, но и обычным людям известно, что разные цвета и их сочетания оказывают различное эмоциональное воздействие на человека: могут вызвать веселость, радость или грусть, печаль, тоску; могут притягивать или отталкивать; возбуждать или успокаивать; беспокоить, волновать, пугать и шокировать, могут что-то выделять или маскировать, камуфлировать; могут вызывать чувство нежности или, наоборот, грубости; создавать впечатление торжественности, величия, возвышенного или, наоборот, обыденного, будничного и даже низменного. Все эти ощущения основаны как на непосредственных свойствах цветовых тонов, оказывающих влияние на психологию людей, так и на ассоциациях, человеческом опыте, памяти цветовосприятия и отождествления каких-либо цветов с определенными предметами и явлениями, а также с семиотикой цвета, имеющей глубокие корни в многовековой (и даже многотысячелетней) человеческой культуре — материальной, духовной, художественной.
Рассмотрим зрительные впечатления и ассоциации, вызываемые основными спектральными цветами, пурпурными, коричневыми, а также ахроматическими цветами
1. Красный цвет воспринимается как очень близкий, выступающий; увеличивающий объем в ширину, тяжелый, горячий, яркий, активный, динамичный.
2. Оранжевый цвет — близкий, выступающий; увеличивающий и как бы играющий объемом; легкий, теплый, слепящий, сверкающий, динамичный, подвижный.
3. Желтый цвет — приближающийся, выступающий; слегка увеличивающий объем; яркий, лучистый, струящийся, подвижный, но эфемерный.
4. Зеленый цвет — нейтральный, отступающий; по отношению к увеличению объема — нейтральный; легкий; теплый, нейтральный, прохладный; 1-й — светлый, 2-й — спокойный, 3-й — темный. По впечатлению движения: живой, инертный, статичный.
5. Голубой цвет — удаляющийся, отступающий; воздушный (по впечатлению объема); легкий, прохладный; светлый или нейтральный; по впечатлению движения — пассивный, спокойный.
6. Синий цвет — далекий, отступающий; уменьшающий объем в ширину; тяжелый; очень холодный, темный, застывший, неподвижный.
7. Фиолетовый цвет — далекий, отступающий; уменьшающий объем, делающий изящнее; тяжелый (светло-фиолетовый, сиреневый — неопределенные); сиреневый — туманно-прохладный, фиолетовый — холодный. Сиреневый воспринимается как светлый, а фиолетовый — очень темный; сиреневый — как спокойный, фиолетовый — как застывший; сиреневый — как грустный, фиолетовый — как утомляющий, угнетающий и даже пугающий. Здесь речь идет о восприятии только самого фиолетового цвета без других цветов. Но если он используется как гармоничный фон для сиреневого, голубого, желтого, золотисто-желтого, серебристого, белого, розового, красного цвета, то впечатление от сочетания фиолетового с этими цветами меняется и его угнетающее, пугающее свойство нейтрализуется.
8. Пурпурные цвета (8.1 — красновато-пурпурный, 8.2 — пурпурный, 8.3. — фиолетовато-пурпурный). 1-й и 2-й оттенки воспринимаются как приближающиеся цвета, а 3-й — как отступающий. Этот цвет играет объемом и чуть его увеличивает (чем теплее, краснее, тем больше); 1-й и 3-й оттенки пурпурного воспринимаются как тяжелые, а 2-й — как неопределенный по массе; по впечатлению температуры: 1-й — теплый, а 2-й и 3-й нейтральные; по яркости (светлоте) — 1-й — яркий, 2-й — нейтральный, а 3-й — темный; по впечатлению движения: 1-й — подвижный, 2-й — спокойный, 3-й — статичный.
9. Коричневые цвета (9.1 — светло-коричневый, разбеленный, 9.2 — коричневый, 9.3 — темно-коричневый). По впечатлению расстояния: 1-й оттенок — нейтральный, 2-й — выступающий, 3-й — далекий. По впечатлению объема: все три — сокращающие объем или нейтральные; по впечатлению массы: 1-й — неопределенный, 2-й и 3-й — тяжелые; по впечатлению температуры: 1-й и 2-й — теплые, 3-й — нейтральный; по впечатлению светлоты: 1-й нейтральный, 2-й и 3-й — темные; по впечатлению движения — все оттенки статичны.
10. Белый цвет — воспринимается как приближающийся, увеличивающий объем; легкий, прохладный, очень светлый, пассивный, спокойный.
11. Серый цвет — (11.1 — светло-серый, 11.2 — серый, 11.3 — темно-серый). Все оттенки воспринимаются по впечатлению расстояния как отступающие, удаляющиеся; все сокращают объем, либо нейтральны по этому признаку; 1-й воспринимается легким, второй — неопределенным по массе, 3-й — тяжелым; по впечатлению температуры: первые два — нейтральны, третий — холодный; по впечатлению яркости (светлоты): первый — светлый, 2-й — тусклый, 3-й — темный; по впечатлению движения все оттенки серого статичны.
12. Черный цвет — далекий, отступающий; уменьшающий объем, тяжелый; холодный, мрачный, неподвижный, зkамерший. Как и фиолетовый цвет, при использовании его в качестве фона для многих спектральных (кроме синего и фиолетового) цветов и многих смешанных (кроме темно-коричневого) цветов теряет свойство мрачности — т. е. впечатление, создаваемое одним этим цветом без других цветов.
Здесь вообще следует подчеркнуть, что выше описаны зрительные впечатления, ассоциации, вызываемые рассмотренными цветами, взятыми изолированно, вне сочетаний друг с другом и иными цветами. Теперь следует остановиться на первом ощущении от рассмотренных цветов и их психологическом целостном ассоциативном восприятии.
1. Красный цвет — возбуждающий, покоряющий, вызывает ощущения тревожности, страсти, жизнеутверждения.
2. Оранжевый цвет — дурманящий, страстный, воспринимается как увлекающий, стимулирующий к деятельности.
3. Желтый цвет — приятный, радостный, психологически воспринимается как живой, веселый, беспечный.
4. Зеленый цвет — свежий, ясный, успокаивающий. Желто-зеленый воспринимается как нежный, а зеленый и темно-зеленый — как спокойные, умиротворяющие, создающие ощущение безопасности.
5. Голубой цвет создает первое впечатление цвета чистого и завораживающего, психологически воспринимается в целом как спокойный, воздушный, прозрачный (ассоциация с голубым куполом неба в ясную погоду).
6. Синий цвет создает первое ощущение некоторой настороженности, психологически воспринимается в целом как строгий, отдаляющий, таинственный.
7. Светло- и темно-фиолетовые цвета создают ощущение грусти (сиреневый) и угнетения, утомления, испуга (фиолетовый).
8. Пурпурные цвета вызывают первое ощущение возбуждения (красновато-пурпурный) и настороженности (пурпурный и пурпурно-фиолетовый). Общее психологическое восприятие пурпурных цветов создает впечатление роскошности, возвышенности, напряженности.
9. Коричневые цвета создают ощущение надежности, покоя. Общее психологическое восприятие светло-коричневого цвета создает впечатление сухости и земной тверди. Два другие оттенка воспринимаются как спокойные, сдержанные, твердые.
10. Белый цвет вызывает первое ощущение чистоты и стерильности, а общее его психологическое восприятие ассоциируется с ясностью, благородством, целомудрием (здесь уже прослеживается связь с символикой этого цвета).
11. Серые цвета создают первое ощущение спокойствия, инертности и психологически создают настроение грусти, меланхолии.
12. Черный цвет вызывает первое ощущение равнодушия или даже угнетения (подобно фиолетовому), психологически воспринимается как цвет печали, грусти, траура, бесконечности.
В заключение рассмотрим основные символические значения всех 12 цветов. Как уже упоминалось в начале темы, большинство цветов семиотически многозначны.
1. Красный цвет символизирует: огонь; любовь; феерию (праздник); мужество, энергию, силу; смелость, достоинство; власть, войну и кровь.
2. Оранжевый цвет — символ тепла, солнца, радости; наслаждения, праздника; великодушия; благородства.
3. Желтый цвет — символ движения, неизменности; чистоты, ясности; уважения, величия; великолепия, богатства.
4. Зеленый цвет символизирует свободу, ликование, надежду; покой, мир; здоровье, спасение; ясность духа; скромность, нежность, кротость (светлый желто-зеленый).
5. Голубой цвет — символ чистоты; разума; постоянства; нежности, добродетели; мира и вечности.
6. Синий цвет — символ чести, верности, искренности; безупречности, непорочности; вселенной. 7. Сиреневый цвет символизирует грусть, печаль, меланхолию (отчасти это верно и для фиолетового цвета). Фиолетовый цвет — символ мудрости, зрелости; господства; высшего разума и космического пространства.
7. Пурпурные цвета символизируют власть, верховенство, высокорожденность, величие; достоинство, силу; могущество, крепость.
8. Коричневые цвета символизируют строгость, сдержанность, постоянство, скрытость, благородство, зрелость.
9. Белый цвет — символ чистоты, мудрости; невинности, безмятежности души; мира; духа просвещения.
11. Серые цвета символизируют строгость, замкнутость, благородство, скромность; печаль, грусть, тоску.
12. Черный цвет — символ постоянства, скромности, торжественности; мира как покоя; ночи; траура и смерти.