Как сделать звездочку на мотоцикл
Mechanoid › Блог › Изготовление спортивной звездочки для мотоцикла
Попросили изготовить заднюю звездочку для спортивного мотоцикла. Заказчик принес эскиз с размерами и своими «хотелками», на основе этого эскиза в Autodesk Inventor HSM Pro создаем цифровой прототип звездочки (процесс создания модели я описывать не буду, думаю, что мало кому это будет интересно). Далее HSM-модуль на основе имеющихся у нас фрез генерирует управляющую программу для ЧПУ-станка на G-коде. На скриншоте синими линиями обозначена рабочая подача фрезы, а желтыми — свободное перемещение инструмента.
После того как программа загружена в память станка, закрепляем на рабочем столе заготовку и устанавливаем первый инструмент — цилиндрическую фрезу. Ей делаем черновую выборку центрального отверстия, а так же нарезаем отверстия для крепежа по периметру центрального.
После этого для облегчения звездочки этой же фрезой делаем выборку материала. Подача СОЖ в зону резания охлаждает и смазывает зону контакта фрезы и заготовки.
На мониторе в реальном времени показывается положение фрезы (белый конус) и ее траектория.
Вот такую картину видим после того как выполнена эта часть программы. Куча стружки 🙂
Уже вырисовываются очертания звездочки
С внешней, «видовой» стороны звездочки конической фрезой снимаем фаску.
Приятно, когда продукт кроме функционала обладает еще и эстетикой
Меняем коническую фрезу на расточную головку и растачиваем центральное отверстие под номинальный размер
Так как в самом начале цилинтрическая фреза сделала всю черновую работу, то после расточной головки стружки почти не остается.
Станок сигнализирует, что следующая часть программы готова нарезать зубчатый венец, для этого нужно поменять расточную головку на цилиндрическую фрезу и закрепить заготовку в центре, чтобы освободить поле деятельности для фрезы. Переставляем зажим в центр и после этого убираем боковые прихваты. Положение заготовки относительно стола не изменилось.
В два прохода нарезаем зубчатый венец, сначала черновой, а потом чистовой — под номинальный размер.
Звездочка практически готова.
Контролер ОТК не доволен качеством обработки боковой плоскости звездочки.
Клятвенно обещаем исправить ситуацию.
Для этого орбитальной шлифмашинкой с наждачным кругом мелкой зернистости равномерно матуем плоскости звездочки
Получаем одобрение контролера ОТК и отдаём звездочку довольному заказчику 🙂
Сообщества › Околоколесица (мотоциклы, ATV, гидроциклы) › Блог › Про цепи и звёзды. Обслуживание и замена.
Ещё с покупки первого японского мотоцикла, взял за правило вести собственный журнал ТО. Представляет собой просто эксель файл: пробег, дата, наименование запчасти, цена. При долгосрочном использовании помогает проанализировать накопленные данные и сделать некоторые выводы. Ну и банально при наличие нескольких ТС
уже не запомнить когда/где/что делал.
Также не раз читал/наблюдал/видел, что люди на глаз неправильно оценивают состояние этих запчастей. Если с цепью всё ясно: усиленная цепь обычно не требует подтягивания до следующей замены, а с обычной можно соориентироваться по меткам натяжения, то со звёздами на глаз может показаться, что они ещё ничего пока рядом не положишь такую же новую.
Пробеги и замена
На примере моего мопеда (Honda CBR1100XX, во владении почти 10 лет). Использование 90% город, 10% трасса. Пока можно выделить 5 периодов:
1. неизвестный пробег (мои 8 тыс. км)- Звёзды родные, цепь DID. Первой ушла цепь.
2. 20 тыс. км — звёзды JT, цепь EK ZZZ. Первой уходит ведущая звезда.
3. 18,5 тыс. км — звёзды JT, цепь EK ZZZ. Первой уходит ведущая звезда. Меняю только ведущую. Доезжаю ещё 2 тыс. км (20,5) до полной смерти комплекта.
4. 24,7 тыс. км — звёзды EsJot, цепь EK ZZZ.
5. Сейчас используется (на данный момент 5 тыс. км)- звёзды JT, цепь DID D530ZVMX.
Объясню по своему выбору фирм производителей:
Родные звёзды слишком дорогие, при аналогичной живучести JT. Цепь так и так в оригинале DID, в тоже время DID и EK сопоставимы по цене и живучести. Из списка выше: пробовал звёзды EsJot (идут на некоторые BMW с завода), хоть комплект прожил вместе до конца, но износ был довольно существенным, что интересно больше у ведомой звезды. Короче громыхать начало рано. При их высокой цене ожидал лучшего — эксперимент не удался.
По текущим ценам (апрель 2019 Москва) на CBR1100XX:
-Звезда JTR 302.44 ведомая
1 930 р.
-Звезда JTF339.17 ведущая
1 030 р.
-Цепь с замком: EK CHAIN 530ZZZ или D530ZVMX-110
9000 р.
Итого комплект грубо (и на подобные мото):
12 000 р.
-Работа по замене цепи и звёзд в мотосервисе
Про самостоятельную замену
Инструмент для клёпки цепей бывают на один размер или большие наборы на несколько. Цены соответственно примерно 5-10к, т.е. даже если купить только для себя, за 3-4 замены окупается. Одну ведущую звезду в большинстве случаев можно поменять обычным инструментом. В общем мой набор давно отбился.
Обслуживание
В интернете полно обсуждений на тему как чистить/мыть/смазывать цепь чуть ли не после каждых трёх капель дождя и строго через каждые 1000км. Или наоборот есть сторонники вообще ничего не делать с цепью до самой её смерти.
В свои первые сезоны ещё на первом мотоцикле, я внемлил этим советам: была куплена мойка (клон кеттенмакса), цепь начищалась до блеска, смазывалась регулярно и вовремя точно как в аптеке. Далее шли года, приоритеты в жизни менялись. Времени не хватало. В итоге я стал мыть и смазывать цепь всего 2-3 раза в сезон (около 10-15 тыс. км.). Могу сказать определённо — это никак не повлияло на износ цепи. Конечно надо понимать, что речь идёт о дорожных мотоциклах и нормальных условиях.
Выводы:
Если у вас окололитровый дорожный мотоцикл со стальными ведущей и ведомой звёздами JT или подобными, при этом используются усиленные цепи EK ZZZ, DID ZVMX или сопоставимая, при равномерном износе всех элементов, оптимальным вариантом по соотношению стоимость/пробег выходит: сперва поменять всё комплектом, далее по наступлению серьёзного износа ведущей звезды (шум/дёрганье), заменить её одну самостоятельно и докатывать этот комплект. Эта тысяча рублей даст ещё 2-3 тысячи км пробега до наступления критического износа цепи (по меткам на маятнике). При этом за всё время эксплуатации абсолютно не обязательно начищать цепь до блеска и заливать литрами смазки каждые 1000 км. К слову одного баллона 0,4 литра при правильном использовании мне обычно хватает на полтора-два сезона.