Как сделать звонок вежливости
Вежливый разговор по телефону
Данная разработка использовалась на занятии
Просмотр содержимого документа
«Вежливый разговор по телефону»
Вежливый разговор по телефону
Цель занятия: сформировать навыки вежливого разговора по телефону: в процессе игры добиться автоматической реализации в речи ребенка этикетных выражений, которые сопровождают телефонный разговор.
Наш век — век телефонного общения. Надо научить детей говорить по телефону. Объясните, как набирать номер телефона, с помощью какого выражения устанавливать, кто ответил на телефонный звонок, как следует представиться, когда звонишь по телефону.
По телефону следует говорить правильно, ровным, спокойным голосом. Обратите внимание, что разговор ребенка со взрослым должен быть подчеркнуто вежливым.
Сложным видом разговора по телефону является официальный разговор. Попробуйте научить детей не бояться звонить в кинотеатр, спортивную школу, в домоуправление, в поликлинику. Для этого нужно, чтобы ребенок запомнил правила начала и конца телефонного разговора и знал твердо, о чем он будет говорить.
Разговор между друзьями должен быть непринужденным, но такие словечки, как «ага», «чо», портят речь, делают ее уродливой, затрудняют понимание.
Текст для чтения содержит несколько диалогов, среди которых есть образцовые (например, разговор по телефону бабушки и папы), не вполне образцовые и неправильные.
Беседуя о каждом из разговоров, вы объясните детям, как следует и не следует говорить по телефону.
Бабушка звонит папе на работу:
— Алло! Будьте любезны, пригласите, пожалуйста, к телефону Александра Фомича Курбатова. Его спрашивает мать.
—Подождите, пожалуйста. Сейчас я его приглашу.
Вопросы для обсуждения:
— Бабушка хорошо умеет разговаривать по телефону. Какие вежливые слова она употребляет? (Будьте любезны, пожалуйста.)
Слова «будьте любезны» обычны для речи взрослого человека. Ребенку лучше сказать «пожалуйста, будьте добры».
— Вежливо ли ответили бабушке? Как именно.
Ксюша звонит маме на работу:
— Алло! Здравствуйте! Позовите, пожалуйста, маму.
Вопросы для обсуждения:
— Как вы думаете, поговорила ли Ксюша по телефону со своей мамой? Научите Ксюшу, как нужно было разговаривать. (На работе маму не называют мамой — следует назвать ее фамилию, имя и отчество. Хотя вообще Ксюша была вежливой, сказала «здравствуйте; пожалуйста».)
— Попробуйте позвонить маме на работу и попросить ее к телефону.
— Алло! Петя, это ты? Здравствуй. Говорит Юра. Я хочу пригласить тебя вместе с Ксюшей на день рождения. Приходите, пожалуйста, завтра, в три часа дня. Только обязательно. Буду ждать.
— Спасибо, что позвонил, спасибо за приглашение. Обязательно придем.
Вопросы для обсуждения:
— Правильно ли говорят мальчики по телефону? (Это разговор-приглашение. Юра приглашает Ксюшу и Петю и использует для этого этикетные выражения, называет имена друзей, точно указывает время. И Петя правильно отвечает: благодарит за приглашение. Чувствуется, что мальчики очень дружны.)
Звонит телефон. Петя берет трубку:
— Алло! Кто говорит? Петя?
— Знаешь, что я хочу сказать?
— Ребята во дворе в футбол играют. Пойдем?
Вопросы для обсуждения:
— Понравился ли вам разговор мальчиков? Как вы думаете, какие слова не нужно употреблять в речи? Исправьте Петины ошибки. Научите Петю правильно разговаривать по телефону.
— Как следует правильно набрать номер телефона?
Петя звонит Юре. Трубку берет Юрин папа.
— Юры нет дома. А с кем я говорю?
— Ну ладно, потом позвоню.
Ксюша звонит маме своей подруги:
— Алло! Здравствуйте. Это говорит Ксюша Курбатова. Мы с Иришей играем в больницу. Разрешите ей, пожалуйста, еще немного побыть у нас.
— Хорошо, Ксюша, играйте. Передай Ирине, чтобы через час она была дома. Спасибо, что позвонила.
— Пожалуйста. До свидания.
Вопросы для обсуждения
— Сравните эти два разговора. Кто из детей лучше умеет говорить по телефону? Ксюша здоровается и называет себя. Она вежливо выражает свою просьбу. А Петя? Понравился ли Юриному папе такой разговор? Исправьте Петины ошибки.
Раздается телефонный звонок. Ксюша берет трубку.
— Алло! Это квартира Ивановых?
— Нет, вы ошиблись номером.
Раздается телефонный звонок. Петя берет трубку.
— Алло! Это поликлиника?
— Не-ет. это бассейн. ха-ха-ха!
Вопросы для обсуждения:
— Как вы думаете, удачно ли пошутил Петя? Как он должен был ответить? Вспомним, как в этой ситуации поступила Ксюша.
Раздается телефонный звонок. Ты, Витя, берешь трубку.
А что бы вы ответили?
Ты, Костя, звонишь Юре. К телефону подходит Юрина мама. Попроси, чтобы она пригласила Юру.
Ты, Ира, звонишь Маше. К телефону подходит Маша.
Пригласи ее на день рождения.
Ты, Борис, хочешь самостоятельно записаться в кружок «Умелые руки». Представь себе, что тебе нужно поговорить с руководителем кружка. Позвони в Дом культуры. Сообщи по телефону, как твоя фамилия, сколько тебе лет, какой детский сад посещаешь, в какое время ты можешь заниматься в кружке. А кто будет работником Дома культуры? Ты, Игорь? Вот и прекрасно. Беседуйте