Как сделать звук концертного зала
Реверберация — эффект отражения от стен
Реверберация – это эффект отражения звука от поверхностей предметов, окружающих источник звука.
Когда мы общаемся в закрытом помещении наши голоса отражаются от пола, стен, потолка и мы слышим эти отражения (особенно если находимся в большом пустом помещении, например в комнате с бетонными стенами).
Если же мы будем разговаривать на открытой местности отражений практически не будет и соответственно не будет эффекта реверберации.
Есть два основных параметра, влияющих на звук реверберации – это время между копиями сигналов и скорость падения громкости копий сигналов.
Если говорить о реальной акустической среде, то на эти два параметра влияют такие критерии как размер помещения и тип материалов. Такие материалы как дерево хорошо поглощают звук, а вот бетон наоборот – является хорошим отражателем.
Давайте с помощью графика разберем эффект отражения сигнала.
Красной линией обозначен прямой сигнал (direct)? Поступающий непосредственно от источника звука и поэтому имеющий наибольшую интенсивность.
Оранжевым цветом обозначены первичные или ранние отражения (early reflection) – это отражения от предметов, стен, пола, потолка. Эти отражения имеют достаточно высокую интенсивность и большие временные промежутки, так как длины путей, по которым отражения доходят до слушателя разные.
Ранними отражениями считаются отражения, которые отстают от прямого сигнала не более чем на 60 миллисекунд.
Первичные копии сигнала доходят не только до слушателя, но продолжают свой путь дальнейших отражений. И поэтому после ранних отражений мы слышим так называемые «переотражения» (повторные отражения от стен, пола, потолка), которые имеют значительно меньшую интенсивность и короткие временные промежутки, настолько короткие, что они сливаются в один затухающий хвост. Этот хвост на графике показан синим цветом.
Если звукопоглощение материалов невелико и само помещение имеет достаточно внушительные размеры, то длительность реверберации будет довольно продолжительной (длинный хвост).
Надо также отметить, что при использовании реверберации высокие частоты имеют свойство затухать намного быстрее чем низкие.
Давайте для большего понимания прослушаем пример. В первом случае сигнал не обработан эффектом реверберации, а во втором случае использован ревербератор программы FL Studio Fruity Reeverb.
С помощью реверберации можно придать звуку больше мягкости, глубины, а также сделать его более далеким или вообще каким-то экзотическим и неповторимым.
Давайте на примере плагина Fruity Reeverb разберем основные параметры ревербератора – инструмента для создания эффекта реверберации.
LowCu t – высокочастотный фильтр. Срезает низкие частоты у отраженного сигнала.
HightCu t – низкочастотный фильтр. Срезает высокие частоты у отраженного сигнала.
Predelay — время запаздывания начала реверберации по отношению к прямому сигналу;
RoomSize – размеры модулируемого помещения;
Diffusion – плотность отражений (чем больше плотность, тем более размытым получится эффект);
Color – «окрас» реверберации. Этот параметр регулирует скорость затухания низких частот сигнала (Brighter — яркая реверберация с быстрым затуханием басовых звуков; Warmer — теплая реверберация с продолжительным затуханием басовых звуков);
Decay – время реверберации;
HighDamping – демпфирование, нижняя граница спектра сигнала отражений, выше которой высокочастотные компоненты будут подавляться;
Dry – уровень прямого сигнала;
Reverb – уровень ранних отражений и реверберационного хвоста.
Вот и все о реверберации на сегодня. До встречи.
Как создать эффект объёма (комнаты, зала) в голосе или музыкальном инструменте?!
Список разделов / Для музыкантов / Как создать эффект объёма (комнаты, зала) в голосе или музыкальном инструменте?!
Есть много способов придать объём звуку, например использование встроенных плагинов таких как ревербератор или хорус (можно эксперементировать с настройками на свой вкус). Есть живой способ- дублирование (как я раньше описывал в одном из своих мастер-классов под названием «дабл-трек»- это тоже один из довольно распространённых приёмов для создания объёма, но он относится больше к вокалу.
Сегодня же мы, рассмотрим, как создать эффект объёма (или реверберации) помещений (комнаты, зала, холла и т.д.) в голосе или музыкальном инструменте, при помощи встроенного в Adobe Audition III, эффекта Studio Reverb- это замечательный и качественный инструмент, который можно использовать как в секвенсоре, так и без него (внешним образом).
Действие эффекта рассмотрим в виде редактора одиночных файлов (Edit View), переключаемый в программе клавишей 8. (Действие эффекта реверберации в виде Мультитрек (Multitrack View) рассмотрено в бесплатном, одночасовом мини-видеокурсе по созданию живой музыкальной аудиокомпозиции с нуля, до формата, пригодного для записи на аудио-CD.)
Reverb → Studio Reverb
Как работает Studio Reverb effect:
Room Size указывает размер помещения.
Decay настраивает время затухания реверберации в миллисекундах.
Early Reflections – регулировка уровня ранних отражений. Слишком высокие значения могут привести к ощущению искусственности звука, поэтому примерно половинные значения являются приемлемой отправной точкой для установки этого параметра.
Параметр Stereo Width управляет шириной стереополя эффекта. Минимальные значения делают эффект монофоническим. Более высокие значения создают максимально широкое стереополе в эффекте.
High Frequency Cut – фильтр высоких частот реверберации, указывает частоту среза, на которой, и ниже которой происходит реверберация.
Low Frequency Cut – фильтр низких частот указывает частоту среза, на которой и выше происходит реверберация.
Damping выстраивает уровень поглощения высоких частот реверберации. Более высокие значения создают более тёплое звучание.
Diffusion имитирует поглощение отражённого сигнала от поверхностей. Низкие значения способствуют большему количеству поглощения, в то время как высокие значения способствуют плавной реверберации с меньшим количеством эха.
Dry выставляет уровень оригинального (необработанного) сигнала без примеси эффекта, в процентах.
Wet установка уровня реверберации на выходе эффекта.
Нажатием на Preview настраиваем параметры эффекта эффекта в реальном времени. По завершению настроек, нажимаем Ok, применяя эффект реверберации в аудио.
Думаю, этим инструментом можно добиться довольно неплохих результатов!
Желаю успехов и неиссякаемого творческого потенциала всем соратникам и друзьям.
Как улучшить акустику плохого концертного зала
Основным недостатком большинства школьных, университетских, библиотечных, провинциально-клубных и т.п. залов является их плохая акустика. Речь идет о большом времени реверберации, порхающем эхе, резонансах, стоячих волнах, неравномерности АЧХ и т. п.
В таких залах более или менее разборчивое звучание будет только у голоса «под фанеру», при условии небольшого уровня громкости и абсолютного заполнения зала слушателями, одежда и тела которых обладает звукопоглощающими качествами.
Существенное время реверберации при участии большой энергии многократно отраженных звуковых волн от гладких поверхностей (потолка, стен и пола) обычно является причиной гула.
В не заглушенном зале крайне сложно управлять звуком, а на качество общей звуковой картины напрямую влияет количество слушателей в зале. Поэтому звук на саундчеке и во время концерта всегда будет значительно отличаться.
Кроме того, следует позаботиться не только о звукопоглощении, но и о звукоизоляции зала, чтобы происходящее в нем не мешало соседям, находящимся за километр от происходящего.
Звукопоглощение — это довольно непростая задача, так как при этом необходимо устранить резонанс стекол, дребезжание осветительной конструкции, подправить амплитудно-частотную характеристику во избежание впечатления нахождения в железной коробке или ощущения, что кроме низких частот в зале ничего нет.
Акустика зала в большой мере зависит не только от пола и стен, но и от потолка. Поэтому одним из решений этой проблемы может быть использование подвесного акустического потолка, выполненного из специальных звукопоглощающих плит.
Многие залы отличаются достаточно высокими потолками, поэтому подвесные потолки не уменьшат значительно высоту зала и его объем. Подвесной потолок является острой необходимостью также и в том случае, если плоскость потолка разделяют высокие балки.
Эффективное звукопоглощение в диапазоне низких и высоких частот осуществляется с помощью разных решений и материалов.
Общую осветительную систему, пожарную сигнализацию и прочие коммуникационные элементы целесообразней размещать на стенах, так как на подвесном потолке они могут дребезжать. Да и проводить дополнительные коммуникации или устранять неполадки невозможно без демонтажа потолка, что довольно-таки сложно.
Следующее, на что следует обратить внимание, это окна. Все оконные конструкции склонны к резонансу, что может привести к их дребезжанию. Это можно исправить, повесив на окна шторы из плотного материала.
Настенные звукопоглощающие панели также могут способствовать более эффективному звукопоглощению. Их можно сделать самостоятельно из поролона или купить в специализированном магазине, что заметно дороже, хотя и более эффективно.
Особого внимания заслуживает звукопоглощение в области сцены. Зачастую сцена имеет деревянную конструкцию полой формы, которая является отличным резонатором, особенно в диапазоне низких и средних частот.
Улучшить акустику в этом случае можно с помощью заполнения пространства под сценой и отделки самой сцены звукопоглощающим материалом.
Занавес и драпировка способствуют улучшению не только визуального восприятия сценического пространства, но и акустики сцены.
Выступая на некоторых сценах, можно столкнуться с проблемой неприятного эффекта эха, который отражается от стены, противоположной сцене, и высоких не заглушенных потолков. Время задержки может быть довольно значительным и большим по амплитуде.
Акустику зала можно улучшить не только с помощью звукопоглощения. Качество звука во многом зависит и от выбора и размещения звуковоспроизводящей аппаратуры.
Обычно роль основных громкоговорителей играют широкополосные порталы, которые размещают по краям сцены. К сожалению, в большинстве случаев это не приводит к нужному результату.
Даже если высота сцены — полметра, в первые ряды слушателей будет практически одновременно поступать и прямой звук, и звук, однократно отраженный от поверхности пола, что уже не лучшим образом скажется на его разборчивости.
Широкополосным порталам не под силу по-настоящему качественное воспроизведение низких частот, что обусловлено их модулированием мощными среднечастотными колебаниями.
При поступлении прямого звука в средние ряды, значительно ослабнет его интенсивность, что связано с поглощением звука слушателями предыдущих рядов, но при этом усилится энергия волн среднечастотного диапазона, отраженных от стен и потолка.
В последних рядах более заметной станет низкочастотная составляющая с определенным улучшением разборчивости средних частот, а вот колебания высоких частот наоборот будут существенно ослаблены.
Все это объясняется превышением энергии волн, прямой и отраженной от противоположной стены, над энергией волн, многократно отраженных от стен и потолка.
Получается, что звук, помимо акустики, зависит и от зрителей, и от звуковоспроизводящего тракта. Улучшить звук можно установкой порталов на стойках или подвешиванием их на потолке под определенным наклоном в зал.
Последний вариант может привести к значительному улучшению звука, так как прямой звук сможет проходить существенное расстояние в зале без препятствий, но, к сожалению, тут не обойтись без дополнительных монтажных работ.
Акустика залов. Создаем качественное звуковое покрытие. Добавлено: Апр 25, 2016
Хорошее звуковое покрытие – один из наиболее важных аспектов успешной концертной акустики. Тем не менее, это один из самых запутанных вопросов. Дискуссия на эту тему с тремя опытными звукоинженерами принесет три разных подхода, хотя задача одна – качественно и максимально полно донести звучание системы до всей аудитории. Тем не менее, существуют формулы, которые помогут рассчитать правильное положение акустических систем, в зависимости от формы зала, высоты потолка, наличия или отсутствия стен и многих других факторов, которые в совокупности делают процесс создания звукового покрытия не только наукой, но и целым искусством.
Стремясь создать равномерное покрытие
Первостепенной целью плотного звукового покрытия является достижение такой ситуации, когда уровень звукового давления (SPL) варьируется в пределах 6 дБ между самым тихим и самым громким местом в зале. Перед тем, как приступить к методикам, важно отметить, что задача стоит в покрытии не всего зала, а только необходимой области, где будут располагаться слушатели. Это особенно важно, если Вы устанавливаете акустическую систему в баре или кафе, в котором есть какая-либо сцена и отдельные посадочные места.
Также, помните, что плотное покрытие – идеальный вариант, который практически не достижим, за исключением площадок, специально сконструированных под живые выступления. Если создать равномерное покрытие невозможно, то чем ближе Вы к нему будете – тем лучше для Вашей аудитории.
Горизонтальное и вертикальное покрытие
Есть две оси, которые нужно принимать во внимание при планировании звукового покрытия: горизонтальная (по ширине) и вертикальная (в глубину).
Горизонтальное покрытие
Основной упор при планировании горизонтального покрытия уделяется охвату обеих сторон зала (левой и правой) без сильного наложения сигналов в центре, когда образуются «горячие точки». На самом деле, это не так сложно, как может показаться. Даже при использовании стандартной стереосистемы, уровень громкости в зоне пересечения сигналов, как правило, всего на 3 дБ выше, чем другие области зала. Добавление центрального кластера (массива) ещё лучше распределит уровень звукового давления и создаст более равномерное покрытие.
Стерео или моно?
Если для домашней акустической системы стереокартина звука воспринимается как данное, то для живого звука это не всегда лучший вариант. Существуют 2 основные причины, почему стоит отдавать предпочтение моно. Во-первых, слышимый стереосигнал очень сильно отличается в зависимости от того, в какой части зала вы находитесь. Сведете инструмент сильно влево, и слушатели в правой стороне площадки его вообще не услышат. Звуковой образ, который отлично звучит в наушниках будет полностью потерян. Во-вторых, чем больше стерео разделения Вы создаете, тем больше риск образования фазовых проблем по всему залу. Это приводит к возникновению феномена гребенчатой фильтрации, при которой определенные частоты значительно повышены или понижены, в зависимости от того, где Вы находитесь. Так что, если стереокартина звука не является жизненно необходимой частью шоу, старайтесь работать с моно.
Вертикальное покрытие
Пожалуй, вертикальное покрытие – куда более важное, чем горизонтальное. Одна из важнейших задач расположения акустики – нахождение баланса между дистанцией колонок и их громкостью. В определенной степени, располагая акустическую систему дальше от аудитории, проще получить равномерное покрытие. Но это при условии, что у Вас достаточно пространства и хороший запас мощности колонок. И тут в дело вступает математика, немного мудреная, но мы постараемся пролить свет на данный вопрос.
Закон обратных квадратов
Применительно к аудио, закон обратных квадратов гласит, что в управляемом пространстве мощность прямого звучания будет снижаться на 50% (6 дБ) каждый раз, когда расстояние от источника удваивается. С учетом атмосферных условий и звуковых отражений, снижение SPL на концертных площадках не столь существенно, как утверждает закон, но это стоит учитывать при установке акустической системы. Если задачей стоит достижение равномерного покрытия с отклонением между самым громким и самым тихим местом не более 6 дБ, то этого можно добиться изменяя угол наклона колонок так, чтобы ближняя часть зала покрывалась каждой колонкой менее чем на половину от покрытия дальней части зала. Поднимая выше и изменяя угол наклона основной акустической системы эта задача становится намного проще.
Линейные массивы и дальнобойные акустические системы
Еще один способ получить плотное и равномерное вертикальное покрытие – использовать дополнительные акустические системы или линейные массивы. Дальнобойная акустическая система – это вторая основная колонка (обычно располагается в центре кластера), которая устанавливается под несколько иным углом и покрывает дальнюю часть зала. Линейные массивы, которые обычно располагаются по бокам сцены создают подобный эффект, но ещё более плотный и направленный. Они состоят из нескольких небольших колонок, каждая из которых имеет более узкую направленность, нежели обычная акустическая система.
Тыловые акустические системы
Даже с использованием дальнобойных систем и линейных массивов, не всегда возможно равномерно покрыть всю аудиторию. Если речь идет о крупных залах, оборудованных балконами или площадках на открытом воздухе, то Вам определенно понадобятся тыловые акустические системы. Они могут иметь самые различные формы, от крупных кластеров по бокам зала до небольших колонок на балконах.
Задержка звука
Каждый раз, располагая несколько колонок на различном расстоянии от аудитории, необходимо создавать задержку звука для тех, которые расположены ближе к слушателям. Так время достижения сигнала с основной и вспомогательной акустики до аудитории будет одинаковым. Для расчета задержки А/С применяется простая формула:
Ds = X/C*1000
Ds – Значение задержки в миллисекундах
X – Расстояние до основной акустической системы в метрах
C – Скорость звука (метр/секунду), которая также зависит от влажности и высоты
Существуют некоторые бонусы настройки времени задержки. Например, тыловые акустические системы обычно не требуют полной передачи низких частот. Задавая задержку на несколько миллисекунд, используя эффект Хааса, Вы получите эффект того, что весь звук исходит исключительно из основной акустической системы.
Проблемы покрытия специфических площадок
Каждая площадка имеет свои специфические особенности. Ночной клуб с низкими потолками просто не располагает достаточным пространством для подвеса линейных массивов, а отсутствие стен на открытом воздухе делает использование вспомогательных А/С практически необходимым. Ниже рассмотрим несколько примеров.
Закрытые площадки
Закрытые площадки можно разделить на 2 категории: сконструированные с учетом акустики помещения (театры, зрительные залы) и все остальные. Даже на профессиональных площадках для живого звука главной задачей является достижение максимально возможного отношения прямой сигнал/реверберация (эхо), при этом не оглушая слушателей. Поглощение звука – ключ к снижению реверберации до приемлемого уровня, будь то в виде специальных звукопоглощающих материалов на стенах или плотных штор/завесов. Распределение колонок по залу, использование тыловых и балконных акустических систем решат все остальные проблемы. В небольших залах с низким потолком можно использовать комбинацию фронтального звука и небольшой центральной колонки для усиления вокала для тех, кто находится близко к сцене. Основные колонки можно поднять с помощью стоек для покрытия дальней части зала.
Открытые площадки
Несмотря на то, что большое количество ревербераций в закрытых площадках может сделать звучание грязным и неразборчивым, открытые площадки часто страдают от недостатка естественного «ревера». При добавлении данного эффекта на оборудовании, он может заглушить вокал или инструменты и сделать их звучание тусклым. Также вы не достигните большего уровня громкости или лучшего покрытия. И вместо того, чтобы добавлять тонны колонок в основную акустическую систему (удвоение аппаратуры добавляет только 3 дБ к громкости), лучше также воспользоваться тыловыми колонками, на которые установлена задержка.
Задействуйте уши!
Суть заключается в том, что следует помнить: вне зависимости от площадки, звуковое покрытие – больше искусство, чем наука, особенно если вы ограничены в ресурсах. С учетом сказанного в этой статье, можно получить близкое к идеальному покрытие, но в большинстве случаев, лучшее решение – установить акустическую систему, пройтись по залу, послушать её и потом принимать конкретные решения.
Если Вам нужна акустическая система для заведения в котором она будет использоваться длительно и регулярно – обращайтесь к нашим менеджерам! В нашем магазине Вы всегда найдете большой выбор активных и пассивных акустических систем, сценических мониторов, линейных массивов, сабвуферов и другого необходимого звукового оборудования! Наши специалисты не только помогут выбрать нужную аппаратуру, но и бесплатно выедут на место для проведения необходимых расчётов!