Как сделать звуковую волну

Делаем видеоролик интереснее: добавляем музыку, эффекты и весь этот саунд-дизайн

Как сделать звуковую волну. Смотреть фото Как сделать звуковую волну. Смотреть картинку Как сделать звуковую волну. Картинка про Как сделать звуковую волну. Фото Как сделать звуковую волну

Как сделать звуковую волну. Смотреть фото Как сделать звуковую волну. Смотреть картинку Как сделать звуковую волну. Картинка про Как сделать звуковую волну. Фото Как сделать звуковую волну

Содержание

Содержание

Когда музыкальный фон, шумы и различные эффекты органично вплетены в видеоролик, они совершенно незаметны и воспринимаются как данное. Поэтому немногие понимают, насколько значительную роль звуковое оформление играет в том, чтобы ролик стал эффектным и эффективно воздействовал на аудиторию. Сегодня, когда красивую картинку научился делать почти каждый, часто именно по звуку можно судить о качестве того или иного видео.

Как и зачем нужно добавлять музыку и шумы?

На радио различные отбивки и джинглы помогают отделить одну рубрику от другой и упорядочить структуру вещания. В кино звукоряд отражает эмоции героев и передает нужную атмосферу. Динамичным ритмом выделяется экшн, мажорные и минорные тональности служат для выражения тех или иных чувств, для смысловых акцентов часто применяется тишина и т.п. К примеру, большая часть истории в начальной сцене фильма «Дюнкерк» рассказывается через звук, а отсутствие какого-либо музыкального фона создает ощущение тревоги и держит зрителя в напряжении. Фильм получил Оскар за лучший звуковой монтаж.

В рекламе действует правило, пришедшее из анимации: любое действие на экране должно быть озвученным. Любой визуальный эффект с дополнительной подложкой или аудиоинформацией воспринимается намного более органичным и живым, чем без нее.

Поэтому каждая плашка с инфографикой или подписью, вылезающая из-за угла, должна сопровождаться собственным звуком. Эти звуки часто могут работать как переходы, склеивая между собой сцены и дополняя контекст, рассказывая больше об объектах в видео или акцентируя внимание на важных деталях.

Саунд-дизайн — то, что сегодня часто упускается из виду, но играет огромную роль в создании уникального стиля и атмосферы в любительских роликах для ютуба и блогов. Звук добавляет целое новое измерение в такие видео. Благодаря ему зритель лучше погружается в происходящее на экране. Ролик становится интереснее, атмосфернее. Некоторые даже находят в создании уникального саунд-дизайна свою индивидуальность:

В собственных видеороликах можно использовать ровно те же правила, что в кино, радио и рекламе. К примеру, тревел-блогеры в роликах о путешествиях могут делать переозвучку, добавляя эффекты из соответствующих библиотек, ведь аудио, записанное на микрофон камеры, не всегда достаточно качественное и эффектное.

Западные ютуберы используют много анимации и мини-скетчей в своих видео. Будь это научно-популярное видео, пародийная анимация или обзор фильма — почти в каждом видео с популярных каналов выполнена большая работа со звуком.

Типы звукового сопровождения в видеороликах

Кроме непосредственно речи в видеороликах содержится:

1. Музыка, эмбиент или звуковая текстура — фон, несущий настроение. К примеру, пульсация для создания саспенса (тревожного ожидания) в кино. Иногда всего одной звуковой деталью можно придать характер и уникальность целому фильму. Например, для фильма «Дюнкерк» композитор Ханс Циммер использовал запись карманных часов режиссера Кристофера Нолана. Итоговый микс тикания с тоном Шепарда — звукорядом с иллюзией бесконечно повышающегося тона — позволил добиться очень напряженной атмосферы без использования музыки в привычном понимании:

2. Спецэффекты: джинглы, отбивки, бас дропы и другие. Английские названия этих эффектов говорят сами за себя: whooshes и whoosh hits (эффекты “вжух” и “вжух-бум”), drones (монотонные синтетические гулы), booms, hits (различные удары), downers, risers (эффекты спада и нарастания) и т. п. Они отвечают за создание напряжения и служат для расстановки акцентов. В трейлерах ими часто маскируют переходы между кадрами, сценами и смысловыми частями.

Спецэффекты и их названия отлично показаны в рекламе соответствующих библиотек:

3. Шумы. Любое движение, шаг, вздох, топот копыт, хлопок в ладоши — все, что происходит на экране, должно быть озвучено. Сюда же часто относится озвучка текст-баблов, инфографики и анимации, хотя это не естественные шумы, а, скорее, спецэффекты.

Квентин Тарантино очень щепетильно относится к звуковому оформлению своего кино, применяя очень натуральные и сочные звуки. На ютубе есть подборки звуков из его фильмов, отлично иллюстрирующих эту внимательность:

Где взять спецэффекты, шумы, звуки и музыку для своего видеоролика?

Для некоммерческих видео главным источником любых звуков станет ютуб. Там можно найти практически всё, и качества звука будет достаточно, если только не планируется серьезная документалка или кинопостановка.

Если что-то не нашлось на ютубе, можно поискать в бесплатных библиотеках спецэффектов, «стоках» — таковых множество:

То же касается и фоновой музыки для видеоролика — всегда найдется ресурс, где подходящую по настроению композицию можно получить бесплатно:

В большинстве случаев вам придется указать авторство композиции в титрах или описании к ролику, но музыку вы получите официально и ютуб не отберет вашу монетизацию в пользу кого-то другого.

Сделай сам: звуки, шумы и спецэффекты

Если есть время, желание и минимальное оборудование, все нужные звуки можно сделать и записать самостоятельно. Для этого потребуется аудиорекордер — современные модели пишут аудио высокого качества на SD-карту и имеют неплохие встроенные микрофоны, а топовые устройства предусматривают разъемы для подключения внешних микрофонов с фантомным питанием.

Рекордер позволяет собрать коллекцию почти любых звуков самостоятельно. Если видео снимается про путешествия и прогулки, нужно выехать за город на природу и погулять с рекордером, записывая все, что попадется на пути: шум деревьев, пение птиц, шелест травы, стрекот кузнечиков, гул проезжающих мимо машин и т. п. Все это нужно впоследствии обработать и затем рассовать по соответствующим каталогам. Так можно записать и собственные «вжухи», «вшшш», и другие эффекты для озвучивания движения камеры — их можно изготовить из микса шуршания тканей и, например, выдвигающихся ящиков. При создании звукового оформления фильма все уникальные шумы создаются «с нуля» специальными сотрудниками — шумовиками. Так, например, они работают над звуком на студии Warner Bros:

Профессия фоли (foley artist, в советской киношколе — шумовик) предполагает разработку шумов и звуков для видеороликов, кино, а с некоторых пор и игр. Как правило, фоли работают в собственной студии, где уже собрана целая коллекция предметов для создания тех или иных звуков.

Решения бывают самые неожиданные: например, звук дождя за окном можно сымитировать жарящимся беконом. Звукорежиссер Бен Бертт использовал сильно обработанный собственный голос в сочетании с аналоговым синтезатором, чтобы создать звуки для робота R2-D2 из «Звездных Войн». А для озвучивания таракана — земного спутника робота ВАЛЛ-И в одноименном мультфильме (и настоящем шедевре саунд-дизайна) — записал щелчки наручников. А самые отвратительные звуки для Mortal Kombat, например, крошащихся костей и вытекающих внутренностей, были записаны вполне безобидно — пострадали только овощи, орехи и фрукты:

Обработка и автоматизация для шумов и эффектов

Сами по себе звуковые эффекты и их библиотеки — лишь сырой материал для работы. Чтобы он зазвучал в унисон кадру, нужно поместить все звуки в соответствующее окружение. Это делается с помощью обработки. При этом автоматизация — заранее спрограммированное изменение параметров этой обработки — позволяет получить более глубокий микс. Например, если человек входит в кадр слева и уходит вправо, то звук шагов необходимо автоматизировать: постепенно менять баланс звуковой дорожки с левого канала к правому.

Эквализация

В видеороликах при монтаже присутствуют десятки звуковых дорожек. Чтобы они не мешали друг другу, нужно их эквализировать, а в определенных случаях даже автоматизировать эквализацию. К примеру, если в какой-то момент необходимо сделать низкий кик или басс-дроп, нужно срезать низы с остальных дорожек хотя бы на этот момент, чтобы бас был четким и проигрывался как надо.

В музыке полезно подрезать средние частоты, чтобы оставить место под речь, в эффектах срезать немного высоких, чтобы задвинуть их немного на задний план и т. п. Чем больше в звуке высоких, тем он ближе, чем меньше — тем он дальше.

Реверберация

Реверберация добавляет пространство и объем в исходный сигнал. К примеру, если действие в кадре происходит в большом зале или пещере, то все звуки должны обладать длинным эхо, иначе они не будут сочетаться с картинкой. Звук совсем без реверберации будет звучать как бы вплотную к слушателю, как будто он издается прямо рядом с ухом. Чем больше в звук добавляется реверберации — тем больше он отдаляется от слушателя.

Панорамирование

Хороший способ оставить место для важных звуков по центру — разбросать менее важные по бокам. Многие шумы (шаги, скрипы, капание воды), спецэффекты (райзы, эмбиенс) и другие звуки могут быть панорамированы, и даже автоматизированы, чтобы гулять из стороны в сторону. Таким образом звук будет ощущаться более трехмерным и живым, поскольку человек воспринимает мир через оба уха, и звуки приходят то в левое, то в правое. По центру при этом обычно располагаются диалоги и другие важные звуки.

Громкость

Если в кадре, например, мотоцикл уезжает от зрителя, то его звук должен становиться тише. А если человек приближается, громкость нужно увеличить. Именно динамичное изменение уровней громкости и панорамы позволяет манипулировать глубиной картины.

Смешивание слоев (layering)

Смешивание разных звуков помогает получить что-то радикально новое. К примеру, для озвучения динозавров в оригинальном «Парке Юрского Периода» смешались высокий стрекот-писк дельфина и рык моржа. Работа со слоями — мощный творческий инструмент, позволяющий получить любые звуки, какие только можно представить.

Источник

Как настроить 3D-звук в любых наушниках и какие преимущества это даст в играх

Как сделать звуковую волну. Смотреть фото Как сделать звуковую волну. Смотреть картинку Как сделать звуковую волну. Картинка про Как сделать звуковую волну. Фото Как сделать звуковую волну

Как сделать звуковую волну. Смотреть фото Как сделать звуковую волну. Смотреть картинку Как сделать звуковую волну. Картинка про Как сделать звуковую волну. Фото Как сделать звуковую волну

Содержание

Содержание

Объемный звук давно стал стандартом для фильмов, а в последнее время функция 3D-звучания все чаще встречается и в играх. Объемный звуковой ландшафт позволяет игроку по-иному окунуться в атмосферные игры с красивым саунд-дизайном и обрести реальные преимущества в соревновательных тайтлах. Появляется возможность услышать направление шагов подкрадывающегося врага, почувствовать, откуда идут выстрелы, а при должном скилле даже попасть в противника через стену. Как получить эти преимущества — расскажем в статье.

Девайсы с функцией 3D-звука

Как сделать звуковую волну. Смотреть фото Как сделать звуковую волну. Смотреть картинку Как сделать звуковую волну. Картинка про Как сделать звуковую волну. Фото Как сделать звуковую волну

Существует несколько способов добиться объемного звучания в наушниках. Самое сложное, зато и самое качественное решение — многоканальные наушники. В отличие от обычных с двумя динамиками, в них встроено по 4-5 небольших громкоговорителей с каждой стороны. Но и стоят они гораздо дороже. Помимо этого из-за громоздкой конструкции увеличивается вес, так что их сложно долго носить. Зато и объемный звук получается самым настоящим, как в домашнем кинотеатре. А вот музыка в них звучит специфически, они больше подходят именно для просмотра кино и игр. Музыкальные альбомы с многоканальным звуком — большая редкость, хоть на Amazon Music и можно найти несколько релизов, смикшированных специально для технологии Atmos, а Sony развивает формат 360 Reality Audio.

Большую популярность в последние годы получили наушники со встроенной эмуляцией 3D-звучания. Конструктивно они представляют собой привычные всем наушники с двумя динамиками по бокам. В них либо встроен аппаратный модуль, который превращает звук в объемный одним нажатием кнопки, либо соответствующую функцию можно настроить в драйверах к устройству. Вдобавок, такие наушники весят меньше моделей с реальным 7.1 — в них комфортнее убивать монстров часами напролет.

Некоторые звуковые карты поставляются с утилитами для моделирования объемного звучания. К примеру, карты Creative сопровождаются приложением Sound BlasterAxx с функцией SBX Pro Studio Surround, которая и творит все волшебство, дополнительное ПО не требуется. Некоторые карты Asus поставляются с утилитой Sonic Studio, где также есть подобная функция.

Компания Sony также разработала свою технологию виртуального 3D-звука для нового поколения консолей и назвала ее Tempest Engine. Сделала она это на базе разработок формата 360 Reality Audio для музыки с объемным звуком. Разработчики уверяют, что эффект настолько сильный, что можно отдельно расслышать стук каждой капли дождя в игровом окружении.

Однако все эти решения требуют покупки реальных устройств или смены любимых наушников на игровую гарнитуру. В то же время существуют и способы воспроизвести такой эффект программно несколькими кликами мыши.

Windows Sonic for Headphones

Пользователи Windows 10 могут обойтись встроенными возможностями операционной системы. Еще в 2017 году Microsoft представила функцию Spatial Sound, которая позволяет различным программам напрямую общаться с аудиопотоком ОС и добавлять эффект объема в наушники. Чтобы ее включить, нужно открыть параметры звука, выбрать пункт «Свойства устройства» вывода и в разделе «Пространственный звук» переключиться на Windows Sonic for Headphones.

Как сделать звуковую волну. Смотреть фото Как сделать звуковую волну. Смотреть картинку Как сделать звуковую волну. Картинка про Как сделать звуковую волну. Фото Как сделать звуковую волну

Преимущества этой функции:

Но есть и недостатки:

Dolby Atmos for Headphones

Второй самой популярной программой для таких фокусов является Dolby Atmos for Headphones. Она предустановлена на многих смартфонах и планшетах, а также поставляется в виде отдельного приложения Dolby Access, которое можно скачать через магазин Microsoft Store. Разработчик дает бесплатную неделю на тест, сама программа стоит 15 долларов.

Как сделать звуковую волну. Смотреть фото Как сделать звуковую волну. Смотреть картинку Как сделать звуковую волну. Картинка про Как сделать звуковую волну. Фото Как сделать звуковую волну

После установки Dolby Atmos появится в разделе «Пространственный звук» в свойствах аудиоустройства.

Как сделать звуковую волну. Смотреть фото Как сделать звуковую волну. Смотреть картинку Как сделать звуковую волну. Картинка про Как сделать звуковую волну. Фото Как сделать звуковую волну

По звуку Dolby Atmos for Headphones заметно отличается от дефолтного приложения Windows. Сама обработка меньше режет ухо, при этом эффект объема более выражен. Звуковой ландшафт кардинально отличается от обычного стерео, особенно это заметно при прямом сравнении:

Музыка в стерео звучит привычно. И это станет плюсом для тех, кто не любит слушать альбомы с призвуком обработки от подобных эффектов — не придется каждый раз выключать ее в параметрах звука после выхода из игры.

Atmos также позволяет смотреть в наушниках фильмы и слушать музыку с многоканальным звуком. В интерфейсе есть соответствующие пресеты и настройки, а также несколько пользовательских пресетов.

Как сделать звуковую волну. Смотреть фото Как сделать звуковую волну. Смотреть картинку Как сделать звуковую волну. Картинка про Как сделать звуковую волну. Фото Как сделать звуковую волну

Присутствует десятиполосный эквалайзер и нормализатор громкости для выравнивания перепадов звука в фильмах. Также разработчик уверяет, что приложение усиливает эффект объема в традиционных аудиосистемах формата 5.1 и 7.1.

Какие игры поддерживают Dolby Atmos

Главный недостаток Dolby Atmos в том, что технология работает только с теми играми, которые ее поддерживают. Если игра умеет делиться с системой только стереозвуком, то волшебства не получится. Ознакомиться с полным списком можно на сайте разработчика.

Как сделать звуковую волну. Смотреть фото Как сделать звуковую волну. Смотреть картинку Как сделать звуковую волну. Картинка про Как сделать звуковую волну. Фото Как сделать звуковую волну

Стоит отметить, что в некоторые игры уже встроена возможность пространственной обработки звука. К примеру, в Overwatch функцию Dolby Atmos for Headphones можно включить в настройках звука — не нужно ничего качать и устанавливать. А в Counter-Strike: Global Offensive есть свой собственный движок для 3D-аудио, причем его можно отключить, чтобы воспользоваться внешним софтом. Так что всегда стоит для начала проверить настройки своей игры — иногда их может быть достаточно для нужного результата.

Некоторые студии также сотрудничают с теми или иными производителями наушников или звуковых карт. К примеру, Battlefield 1 имеет звуковые профили для гарнитур Logitech с поддержкой объемного звучания.

Какие наушники подходят для Dolby Atmos лучше всего

Технически Dolby Atmos и подобные системы работают с любыми наушниками. Но лучше всего подходят охватывающие наушники с большими динамиками. Они позволяют создать более широкую звуковую сцену и усиливают эффект объема, позволяя технологии раскрыть свой потенциал. В сети можно найти различные подборки лучших наушников для наиболее выраженного эффекта, но все они сводятся к одному: чем наушники качественнее — ровнее АЧХ, выше детализация и динамика — тем лучше.

Пользователи реальных 7.1 наушников с несколькими динамиками в каждом ухе получат еще более выраженный эффект объема и смогут точнее определять направление звуков.

DTS Headphone: X

Еще одна технология виртуального 3D-звука от компании DTS, которая, как и Dolby Digital, специализируется на многоканальном звуке для кино. В эпоху DVD фильмы нередко сопровождались звуковыми дорожками от обеих компаний.

DTS Headphone:X — функция программы DTS Sound Unbound, которую можно загрузить в Windows App Store и бесплатно тестировать 20 дней, само приложение стоит 20 долларов.

Как сделать звуковую волну. Смотреть фото Как сделать звуковую волну. Смотреть картинку Как сделать звуковую волну. Картинка про Как сделать звуковую волну. Фото Как сделать звуковую волну

Технически оно также поддерживает любые наушники, плюс содержит базу из 500 моделей с заранее оптимизированными настройками. Доступно также для Xbox One X и S. Список поддерживаемых игр есть на сайте разработчика.

Как это вообще работает

Звук приходит в левое и правое ухо с небольшой разницей во времени. Человеческий мозг с самого детства учится определять разницу между тем, как слышат один и тот же звук разные уши. Кроме того, звуковые волны отражаются от тела, головы и преломляются особым образом из-за формы ушных раковин.

Последнее особенно важно — витиеватая форма ушных раковин заставляет звук многократно отражаться и поглощаться, прежде чем дойти до барабанной перепонки. Сложная форма раковины по-разному искажает сигналы, пришедшие с разных направлений. Неслучайно у многих млекопитающих с хорошим слухом уши такой странной формы — это помогает точнее определить направление источника звука.

Как сделать звуковую волну. Смотреть фото Как сделать звуковую волну. Смотреть картинку Как сделать звуковую волну. Картинка про Как сделать звуковую волну. Фото Как сделать звуковую волну

Бурый ушан прячет уши под крылья, когда спит

Достаточно поставить манекен с микрофонами в ушах (такие используются при создании бинаурального аудио) и обычный микрофон рядом, чтобы сравнить, как тело, голова и форма ушей человека искажают звук. Набор этих искажений называют Head-related transfer function (HRTF), их можно представить в виде формул и уравнений. Эти данные и позволяют довольно точно смоделировать изменения звуковой волны на пути к барабанной перепонке.

Объемный звук в наушниках позволяет смотреть фильмы и играть в игры с многоканальной дорожкой в любое время суток, не мешая соседям грохотом сабвуфера. Появляется возможность общаться с другими игроками по сети с помощью привычной гарнитуры. А уж VR-игры и 3D-звук и вовсе созданы друг для друга — работая вместе, они обеспечивают беспрецедентное погружение в игровой мир. Киберспортсмены получают реальное преимущество за счет возможности точно определить направление стрельбы соперника, а для рядовых игроков это простой и недорогой способ получить целый домашний кинотеатр в своих любимых наушниках, позволяющий по-новому ощутить игровой мир.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *