Охлаждение радиатора автомобиля водой

Использование воды в радиаторах автомобильных двигателей

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Вода в системе охлаждения должна постоянно циркулировать, поскольку без этого не будет происходить полноценного охлаждения головки блоков и рубашки цилиндров. Поэтому для постоянного обеспечения циркуляции воды устанавливают насос.

На практике установки только насоса и вентилятора для охлаждения двигателя оказывается недостаточно. В этом случае уже через несколько минут, струя горячей воды вырвется через оборванный шланг (рис.70.3). Известно, что для того чтобы шланг порвался, давление должно быть выше 5 бар, а насос не может создать такого давления. Причиной этому явлению является тепловое расширение воды (может привести к возникновению давления более 1000 бар).

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

В промежутке от 10 до 90 С расширение воды составляет 4% от объема (рис.70.4). Предположим, что в нашей системе находится 10 л воды при 10 С. Когда вода достигнет температуры 90 С объем воды увеличится до 10,4 л. Таким объемом пренебрегать уже не стоит.

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Поэтому для исключения повреждений в системе охлаждения двигателя предусматривают установку специальной емкости – расширительного бака, который компенсирует изменения объема в зависимости от повышения температуры.

В автомобилях расширительный бак представлен в виде небольшой емкости (рис.70.4), соединенный с атмосферой небольшим отверстием. Для того чтобы вода не вытекала через данное отверстие, расширительный бак располагают в наивысшей точке системы охлаждения (рис.70.5).

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Известно, что вода поглощает тепло, выделяемое двигателем, температура в данном случае может достигать 90 С. При данной температуре, вода попадает в радиатор, где обдувается потоком наружного воздуха и охлаждается. Далее при помощи водяного насоса она вновь попадает в рубашку охлаждения цилиндров и нагревается и все происходит заново.

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Изменения объема воды, вызванные перепадом температур, компенсирует расширительный бак, и двигатель может работать нормально. Вместе с этим возникает еще одна проблема, когда температура воздуха опускается ниже 0 С, вода может замерзнуть, и система охлаждения разрушиться. Выйти из строя может как радиатор, так и насос, но самой опасной поломкой считается выход из строя блока цилиндров (рис.70.6).

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Самым простым выходом является слив воды из системы охлаждения, а заливать ее необходимо только на следующий день (или по надобности), что является довольно неудобной процедурой. Кроме этого частая смена воды приводит к накоплению минеральных солей, что может стать поломкой радиатора или блока цилиндров. По этой причине лучше избегать частой смены воды в отопительной системе.

Другим решением является использование незамерзающей жидкости – антифриза. В зависимости от состава она обеспечивает бесперебойную работу двигателя даже при – 40 С.

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Источник

Можно ли залить воду в систему охлаждения двигателя. Летом или зимой, в инжекторный вариант. Не все так просто

Этот вопрос часто ко мне приходит в виде писем. Например один из ярких, цитата: — «раньше помню в двигатели только воду лили причем обычную из под крана, сейчас просто все помешались на этих тосолах – антифризах, поэтому вопрос такой – можно ли заливать обычную чистую воду? И какие последствия это несет для двигателя в целом». Я согласен с людьми, которые мне пишут такие вопросы, действительно раньше так поступали, но не стоит забывать, что прогресс шагнул далеко вперед …

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

В СССР зачастую не было охлаждающей жидкости, это уже потом придумали ТОСОЛ, но двигатель нужно было охлаждать! Да и дистиллированной воды достать было крайне сложно, поэтому лили обычную, что говорится — из под крана. ЭТО ЧИСТАЯ — ПРАВДА! Мой дед работал на ЗИЛ самосвале, и у них кроме воды ничего не было, пошел — налил в канистру залил в радиатор, тогда лили именно в радиатор потому как крышка была на нем, и поехал.

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Плюсы и минусы такого подхода

Сейчас если честно также можно заливать в систему воду, почему нет! Даже из под крана! Ведь вода прекрасный носитель, который может отвести лишнее тепло. Мгновенно с вашим авто ничего не случиться, да я так думаю что можете кататься примерно полгода а вот потом пойдут проблемы.

Все дело в том, что обычная вода это не только H2O, здесь еще прибавляются всевозможные соли и другие примеси. Также вода никак не защищает металлы от окисления, ржавчины и последующего разрушения. Что еще хочется отметить – сейчас двигатели современных авто, работают при температурах выше за 100 градусов Цельсия, например 105 – 110, а как известно вода закипает при 100, так что двигатель даже исправный будет кипеть и парить. Что это вызовет в конечном итоге.

Минусы:

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Как видите вода совсем не идеальна, и заливать в современные авто я бы ее не стал.

Когда можно заливать?

Однако на дороге может случить всякое, например слетел шланг, или прохудился радиатор и антифриз начинает вытекать, уровень падает! Так ехать нельзя, нужно что-то делать. Идем в обычный супермаркет, да хоть в «колонку» — наливаем (приобретаем) воды и без страха льем в свой расширительный бачок. Таким образом, вы сможете дотянуть до СТО, но после обязательно сливаем ее, полностью промываем систему и заливаем антифриз – тот который вам рекомендован.

В этом случае эта «заливка» – обоснована! С пустой системой охлаждения ехать вообще нельзя, либо эвакуатор, либо так как я указал. Вы не дадите двигателю перегреться и нормально дотянете, до автосервиса. Конечно, самое идеальное найти дистиллированную воду, но она не всегда есть под рукой.

Дистиллированная вода

Если хотите то ей рекомендовано разбавлять антифриз концентрат, именно ее можно заливать в соотношении 50/50. ДА и в краткосрочной перспективе, она также желательна для заливки (я имею в виду доехать да СТО).

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Все дело в том, что дистиллированная жидкость – это просто H2O без каких-либо примесей (солей, и прочего) которые могут осесть в системе охлаждения автомобиля. Поэтому ее и применяют для разбавления антифризов и тосолов.

Однако опять же чистую, ее заливать нельзя, она вызовет все те минусы, которые я перечислил сверху, если только накипи не будет! А так она и окисляет стенки, и замерзает, да и кипит прекрасно. Так что нельзя!

Вот собственно и весь ответ, если сравнить со старыми движками, в которые заливали и по сути не боялись, так они и ремонтировались каждый год, или максимум через два года. Тогда и масла были другие, и тосола не было, да и вообще техника была мягко сказать, далека от идеала.

Как то мне мой покойный дед сказал – если бы тогда на тех движках, были масла и жидкости как сейчас, то мы бы больше построили! Вот так вот, народ был другой, думал о стране, а не о кармане как сейчас.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Охлаждение радиатора автомобиля водой

Вот только сегодня погонял по трассе и грунтовкам. Воздух прогрет до +38 по цельсию. Прямые солнечные лучи еще что-то наверняка добавляют. Перегрева не замечено. Правда иногда включался второй электровентилятор (в добавление к первому).

У меня было пару раз следующее.

Сначала думал померещилось от жары. На второй раз задумался.

Теперь прежде чем выключить мотор я принудительно включаю оба вентилятора и сгоняю температуру ОЖ до начала закрытия термостата. И только потом глушу.

А вот когда у тебя в пробке температура полезет вверх,а стрелка зарядки АКБ вниз. вот тогда и задумаешься о брызгалках. D

Вообще-то уазик у меня не для пробок 🙂

Но если бы такое действительно имело место быть, то я бы задумался о более мощном генераторе.

Можно добиться разницы температуры градусов 10.

10 град. Это хорошо. Я распылял воду в печку: темп упала с 32 до 27 на выходе.

Сначала думал померещилось от жары. На второй раз задумался.

Ничего страшного, много раз наблюдал такое же. Просто часть деталей мотора нагрета выше чем температура ОЖ, потому после остановки мотор продолжает греть ОЖ, а радиатор ее уже не охлаждает и циркуляции нет. Ничего страшного от этого не происходит, ибо датчик перегрева показывает температуру верхнего бачка радиатора а не жизненно важных деталей мотора (которые, собственно, и нагрели эту ОЖ до красной лампочки, и сами при этом остыли). Так что IMHO излишество это все.

Много раз обсуждалось, что установленный перед радиатором доп вентилятор в дополнение к основному только ухудшает охлаждение мотора в режимах средних и высоких оборотов, затрудняя доступ воздуха. Т.е. реально только от кипения в пробках и на низких оборотах может улучшить такой электровентилятор.

Ничего страшного, много раз наблюдал такое же. Просто часть деталей мотора нагрета выше чем температура ОЖ, потому после остановки мотор продолжает греть ОЖ, а радиатор ее уже не охлаждает и циркуляции нет. Ничего страшного от этого не происходит, ибо датчик перегрева показывает температуру верхнего бачка радиатора а не жизненно важных деталей мотора (которые, собственно, и нагрели эту ОЖ до красной лампочки, и сами при этом остыли). Так что IMHO излишество это все.

Могу лишь посоветовать поставить форсунки омывателя от Хонды Цивик 2009 г.в. у нее как раз идет широкое распыление воды на стекло,а не поливает струей.

У десятки так же сделано. Десяточные форсунки доступнее.

Далеко не у всех авто электровентилятор продолжает работать после остановки двигателя. Например, на Оке и 2106 это не так, электровентилятор останавливается сразу после выключения зажигания. А что касается минуту поработать на холостых, так это любому двигателю необходимо, вне зависимости от наличия электровентилятора. Но продолжение его работы после выключения зажигания никак не улучшит самочувствие мотора. Наоборот, к следующему пуску мотор теплее останется, если его не включать 🙂

Далеко не у всех авто электровентилятор продолжает работать после остановки двигателя. Например, на Оке и 2106 это не так
Имелись в виду нормальные автомобили:D:D:D

Но продолжение его работы после выключения зажигания никак не улучшит самочувствие мотора.

Считается, что при обдуве рпдиатора жидкость в нем охлаждается и опускается вниз. За счет этого происходит её циркуляция по системе охлаждения. Медленно, конечно, но лучше чем ничего.

Кстати, у шестерки с её горизолтальными трубками в радиаторе этот эфект меньше.

Считается, что при обдуве рпдиатора жидкость в нем охлаждается и опускается вниз. За счет этого происходит её циркуляция по системе охлаждения. Медленно, конечно, но лучше чем ничего.

+ выдувается горячий воздух из под капота

Ну это конечно правильно. но термостат открыт;) в радиаторе всё равно идёт охлаждение (площадь то большая) вот и получилось термосифонное охлаждение:D:D:D
При исправных системах ДВС заглушенный мотор довольно быстро охлаждается. Это конечно не относится к засраным рубашкам/радиаторам/головкам;)

Ну это конечно правильно. но термостат открыт;) в радиаторе всё равно идёт охлаждение (площадь то большая) вот и получилось термосифонное охлаждение:D:D:D
При исправных системах ДВС заглушенный мотор довольно быстро охлаждается. Это конечно не относится к засраным рубашкам/радиаторам/головкам;)

Кто бы с этим спорил:D да об этом во всех инструкциях написано;)
Думаю конструкторы учитывали кратковременное повышение температуры ДВС без коробления и прочих гадостей.
Но все системы ДВС должны быть исправны;)

Ну, поднимится температура блока и ГБЦ градусов на 3-5. Если мотор к этому моменту не был уже перегрет до критического состояния, то IMHO ничего страшного с этого не будет точно.

Тоже морочился температурой двигла в жару. Для начала решил сделать систему герметичной и получить нужное избыточное давление. Сначала хотел бачок от10-ки поставить и заглушку на горловину, но для начала по совету форумчан поискать пробку нормальную. Много искал и нашёл заводскую от классики. Поставил-красота:rolleyes:. Всё герметично, ниоткуда не давит. Через 100 км радиатор потёк изо всех щелей:(. Оказалось, что патрубок в расширительный бачок был наглухо перекрыт пластиковой заглушкой внутри шланга. Зачем-непонял. Может шутка с завода?Поднял давление,мля. Радиатор на свалку. Но это всё флуд.:)
Собственно таблетка от перегрева стоила мне 7320рублей:( в виде нового латунного радиатора. После установки при стоянии часами в пробках и гомнах температура не поднимается выше положенной ни на йоту. И без всяких извращений в виде допвентиляторов, распылителей и прочего колхоза. Те просто надо иметь чистую исправную систему охлаждения и перегрева не будет.

Все совершенно верно, но где ж такой радиатор эксклюзивный нашел? Простой трехрядный латунный Шадринский 4 рубля стоит, весной брал:).

Источник

Системы охлаждения — от радиатора до жидкого азота! Часть 2

Продолжение статьи о системах охлаждения. Часть 1.

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Система жидкостного охлаждения

Третий в моем обзоре тип системы охлаждения, пожалуй, один из самых интересных, эффектных и эффективных.

Как я уже говорил, с законами физики не поспоришь. Рост тактовых частот и производительности современного компьютера неизбежно сопровождается повышением энергопотребления его элементов, следствием этого является увеличение тепловыделения. В свою очередь, это заставляет производителей создавать все новые и все более эффективные системы охлаждения.

Первый раз с такой системой я познакомился поздно – в конце 2006 года на выставке Home Interactive Technologies (HIT) в Питере. Тогда я участвовал в конкурсе моддинга и рядом с моим модом стоял мод парня, который сделал шикарнейший мод с применениям водяного охлаждения.

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Система жидкостного охлаждения – это такая система охлаждения, в качестве теплоносителя в которой выступает какая-либо жидкость.
Вода в чистом виде редко используется в качестве теплоносителя (связано это с электропроводностью и коррозионной активностью воды), чаще это дистиллированная вода (с различными добавками антикоррозийного характера), иногда — масло, другие специальные жидкости.

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Главная разница в использовании воздушного и жидкостного охлаждения заключается в том, что во втором случае для переноса тепла вместо нетеплоемкого воздуха используется жидкость, обладающая гораздо большей, по сравнению с воздухом, теплоемкостью.

Принцип действия системы жидкостного охлаждения отдаленно напоминает систему охлаждения в двигателях автомобиля — через радиатор вместо воздуха, прокачивается жидкость, что обеспечивает гораздо лучший теплоотвод. В радиаторах охлаждаемого объекта вода нагревается, после чего вода из этого места циркулирует в более холодное, т.е. отводит тепло.

Журчит ручей

Типичная система состоит из водоблока, в котором происходит передача тепла от процессора теплоносителю, помпы, прокачивающей воду по замкнутому контуру системы, радиатора, где происходит отдача тепла от теплоносителя воздуху, резервуара (служит для заполнения системы водой и прочих сервисных нужд) и соединительных шлангов.

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Поверхность соприкосновения водоблока с процессором обычно отполирована до зеркального отражения, по уже озвученным мною причинам. Через знакомый термоинтерфейс водоблок крепится на охлаждаемый объект. Обычно он крепится с помощью специальных скоб, что исключает его возможность двигаться. Бывают водоблоки и для видеокарт, но явных отличий от принципа действия процессорных водоблоков нет – все различия в креплении и форме радиатора.

Одна из частых проблем обладателей систем жидкостного охлаждения это перегрев околопроцессорно-сокетных элементов материнской платы, которые могут греться ни чуть не хуже своего старшего брата. Связано это с тем, что обычно в таких системах отсутствует циркуляция холодного воздуха. Как этого избежать? Совет, пожалуй, один – выбирайте системы (совмещайте) с дополнительным кулером, который будет охлаждать остальные греющиеся силовые элементы.

Водоблок через специальные трубки соединяется с радиатором, крепиться который может как внутри системного блока, так и снаружи (например, с задней стороны системника). Второй вариант, пожалуй, предпочтительнее. Судите сами: больше свободного места внутри системного блока, более низкая температура окружающей среды положительно влияет на радиатор. Плюс он дополнительно обдувается корпусным вентилятором.

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Резервуар для жидкости, или иначе, расширительный бачок, так же может находиться снаружи системного блока. Его объем в штатных системах варьируется от 200мл до литра.

Производители систем охлаждения стараются заботиться о своих пользователях и прекрасно понимают, что для хорошей системы охлаждения место найдется внутри не каждого системного блока. Тем более, нужно учитывать, что каждый производитель как-то хочет выделиться на фоне других. Поэтому существует огромный выбор внешних систем жидкостного охлаждения (понятное дело, что без соединительных трубок с радиатором на конце никак не пренебречь). Их не стыдно выставить напоказ; обычно внутри таких систем скрывается сразу все – помпа, резервуар, продуваемый вентиляторами радиатор. Но и стоят они, обычно, демонстративно дорого.

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Итог по системам водяного охлаждения

Для чего же применять жидкостные системы охлаждения? Ведь если посудить строго, то обычных штатных кулеров всегда достаточно, в обычных условиях работы ПК (если бы это было не так, то их бы не ставили, а ставили системы жидкостного охлаждения). Поэтому чаще всего такую систему следует рассматривать с позиции разгона – тогда, когда возможностей воздушной системы охлаждения будет не хватать.

Другим плюсом жидкостной системы охлаждения является возможность ее установки в ограниченном пространстве корпуса. В отличие от воздуха, трубки с жидкостью можно задать практически любые направления.

Ну и еще один плюс такой системы – ее беззвучность. Чаще всего помпы заставляют циркулировать поток воды по системе, не создавая шума больше значения в 25 дБ.

Минус, как я уже отметил – зачастую, дороговизна установки.

Система охлаждения на элементах Пельтье

Среди нестандартных систем охлаждения можно отметить одну очень эффективную систему – на основе элементов Пельтье. Жан Шарль Атаназ — французский физик, открывший и изучивший явление выделения или поглощения тепла при прохождении электрического тока через контакт двух разнородных проводников. Устройства, принцип работы которых использует данный эффект, называются элементы Пельтье.

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

В основе работы таких элементов лежит контакт двух проводников с разными уровнями энергии электронов в зоне проводимости. При протекании тока через контакт этих материалов, электрону необходимо приобрести энергию, чтобы он мог перейти в зону с бОльшей энергией проводимости другого полупроводника. Охлаждение места контакта полупроводников происходит при поглощении этой энергии. Нагревание же места контакта происходит при протекании тока в обратном направление.

На практике используются только контакт двух полупроводников, т.к. при контакте металлов эффект настолько мал, что незаметен на фоне явления теплопроводности и омического нагрева.

Элемент Пельтье содержит одну или несколько пар небольших (не больше 60х60 мм) полупроводниковых параллелепипедов — одного n-типа и одного p-типа в паре [обычно теллурида висмута (Bi2Te3) и германида кремния (SiGe)]. Они попарно соединены металлическими перемычками, которые служат термическими контактами и изолированы не проводящей плёнкой или керамической пластинкой. Пары параллелепипедов соединены так, что образуется последовательное соединение многих пар полупроводников с разным типом проводимости — протекающий электрический ток протекает последовательно через всю цепь. В зависимости от того, в каком направлении течет электрический ток, верхние контакты охлаждаются, а нижние нагреваются — или наоборот. Таким образом переносится тепло с одной стороны элемента Пельтье на противоположную и создаётся разность температур.

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

При охлаждении нагревающейся стороны элемента Пельтье (радиатором или вентилятором) температура холодной стороны становится ещё ниже.

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Итог по элементам Пельтье


К достоинствам такой системы охлаждения можно отнести небольшие размеры и отсутствие каких-либо подвижных частей, а также газов и жидкостей.
Ложкой дегтя является очень низкий коэффициент полезного действия, что приводит к большой потребляемой мощности для достижения заметной разности температур. Если включить термоэлектрическую пластинку без нагрузки (процессор не будет греться), то Вы рискуете стать свидетелем интересной картины – на элементе Пельтье, при охлаждении до точки росы, появится иней, который хлебом не корми – дай закоротить контакты.

Так же, если элемент Пельтье выйдет из строя, то будет еще одно зрелище – из-за отсутствия контакта между радиатором (или кулером) и процессора, последний моментально нагреется и может выйти из строя.

Элементы Пельтье еще обязательно найдут широкое применение, так как без каких-либо дополнительных устройств они легко позволяют получить температуры ниже 0°C.

Системы фазового перехода (фреоновые установки)

Чувствуете, как читая текст, становится все холоднее и холоднее? Еще бы – медленно, но верно спускаемся в диапазон низких температур.
Сейчас мы рассмотрим не очень распространенный, но очень эффективный класс систем охлаждения – системы, хладагентом в которой выступают фреоны. Отсюда и название – фреоновые устанвоки. Но более правильно было бы называть такие системы системами фазового перехода. На принципе действия таких систем работают практически все современные бытовые холодильники.

Но давайте по-порядку. Один из вариантов охладить тело — заставить вскипеть на нем жидкость. Для перехода жидкости в пар, необходимо затратить энергию (энергия фазового перехода) – то есть закипая, жидкость отбирает тепловую энергию от окружающих ее предметов. Но мысленно возвращаясь в стены школьного кабинета физики, мы вспомним, что при текущем давлении мы не сможем нагреть жидкость выше температуры ее кипения. Кто из нас показывали друзьям такой фокус – наливая сок в пластиковый стаканчик и держа под дном стакана пламя? Можете попробовать — никаких катаклизмов не произойдет, пока весь сок не выкипит 😉

Всем известная Википедия трактует слово «Фреоны» как галогеноалканы, фторсодержащие производные насыщенных углеводородов (главным образом метана и этана), используемые как хладагенты. Кроме атомов фтора, в молекулах фреонов содержатся обычно атомы хлора, реже — брома. Известно более 40 различных фреонов; большинство из них выпускается промышленностью. Фреоны — бесцветные газы или жидкости, без запаха.

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Но понятное дело, лазить с определенным интервалом под стол и заливать жидкость в испаритель никто не будет – нужно из пара жидкости опять получить саму жидкость, которая будет снова подаваться в испаритель. Вот Вам пища для самостоятельных размышлений.

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Ладно-ладно. В результате размышлений вы должны прийти к схеме следующего вида: мощный компрессор после испарителя качает газ и подает его под большим давлением в конденсор. Там газ конденсируется в жидкость и отдает тепло. Конденсор, выполненный в виде радиатора, рассеивает тепло в атмосферу – этот этап мы уже хорошенько рассмотрели в предыдущих системах. Далее жидкий фреон поступает к испарителю, где выкипая, отбирает тепло – вот и весь замкнутый цикл. Цикл «фазовых переходов» потому так и назван — фреон попеременно меняет свое агрегатное состояние.

Системы фазового перехода, испарители (холодильники) которых устанавливаются непосредственно на охлаждаемые элементы, называются системами «Direct Die». Холодными в такой системе являются только сам испаритель и отсасывающая трубка, остальные же элементы могут иметь комнатную температуру или выше. Холодные элементы нужно тщательно теплоизолировать для предотвращения образования конденсата.

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Минусом фреонок является относительная громоздкость испарителя и отсасывающей трубки, поэтому объектом охлаждения выбираются лишь процессор и видеокарта.

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Есть и еще одна разновидность систем охлаждения, о которой я пока не упомянул – чиллеры. Этот класс систем состоит в основном из систем жидкостного охлаждения, отличием же является наличие второй части (холодильника теплоносителя), которая работает вместо радиатора – зачастую эта часть является той самой системой фазового перехода. Достоинством такой системой является то, что ей можно охладить все элементы системника, а не только видеокарту и процессор (в отличие от «direct die»-систем). Система фазового перехода чиллера охлаждает лишь теплоноситель системы жидкостного охлаждения, то есть в замкнутом контуре течет очень холодная жидкость. Отсюда и минус систем такого типа – необходимость изолирования ВСЕЙ системы (водоблоки, трубки, насосы и т.п.). Если же изолировать не хочется, то можно использовать маломощную фреоновую установку для чиллера, но тогда об экстремальном разгоне можно будет забыть. Тут уж выбирайте, Вам шашечки или ехать.

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Итог по фреонкам


К блестящей стороне медали можно отнести возможность достижения очень низких температур, возможность постоянной работы (в отличии от системы, которая рассмотрена далее). Высокий КПД системы (потери минимальны). Из постоянных систем охлаждения, фреонки – самые мощные. При этом они позволяют выносить тепло из корпуса, что положительно сказывается на температурах внутри него.

К стороне медали, намазанной дегтем, относятся такие особенности системы, как сложность изготовления такой системы [ серийно выпускаемых систем не так много, цены сопоставимы со стоимостью запуска шаттла 😉 ]. Небольшой вес и маленькие габариты – все это в полной мере отсутствует в установках данного типа.

Условная стационарность системы. Практически во всех случаях (кроме тех случаев, когда Вы не планируете заниматься экстремальным разгоном) – потребуется теплоизоляция всей системы. Ну и самый, пожалуй, негативный момент – более чем ощутимый шум от работы (50-60 дБ).

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Система экстремального охлаждения

Ну и в завершающей главе моей сегодняшней статьи станут системы, в качестве хладагента в которых используется жидкий азот.

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Установки данного типа предназначены только для экстремального охлаждения, в экстремальных условиях. Одним словом, при разгоне.

Всем по стакану

Системы с жидким азотом не содержат никаких помп (температура, знаете ли, не располагает 😉 или других подвижных элементов. Она представляет из себя высокий металлический (медный или алюминиевый) стакан с дном, который плотно соединяется с центральным процессором. Достать такую штуковину не так-то просто (хотя что в наше время не купишь?) – поэтому умельцы зачастую делают его самостоятельно.

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

После изготовления стакана, его (и материнскую плату) нужно тщательно теплоизолировать, чтобы конденсат, который неминуемо образуется от такого перепада температур, не замкнул какие-нибудь контакты на материнской плате. Обычно используют различные пористые и пенистые материалы, например вспененный каучук – неопрен. В несколько слоев обматывают отрезанным куском, после чего закрепляют тем же скотчем.

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

С изоляцией материнской платы несколько сложнее. Чаще всего поступают так – заклеивая разъемы, все «заливают» диэлектрическим лаком. Причем, с обратной стороны материнской платы такую процедуру тоже нужно проделать – в районе процессорного сокета. Такая лакировка абсолютно не мешает работе платы (хотя, вы автоматически лишаетесь гарантии – так, на всякий случай, если еще не лишились) – но зато вы почти гарантированно исключаете возможность пострадать от протекания жидкого азота.

Махмуд, поджигай!

Дальше все просто. После того, как Вы тщательно соберете все компоненты, можно приступать. С помощью какой-то промежуточной емкости (например, термос или какой-то другой теплоизолированный стакан) наливаете азот в стакан на материнской плате, после чего можете мучить свою систему, например, проведением забугорского синтетического теста 😉

Кстати о тестах – вот список тех бенчмарков, которые официально приняты:
— 3Dmark 2001
— 3Dmark 2003
— 3Dmark 2005
— 3Dmark 2006
— Aquamark 3.0
— Super Pi как самый фундаментальный
— Pifast

Для часа работы компьютера достаточно 4-5 литров азота. Заливать в стакан нужно примерно до половины, причем постоянно поддерживая этот уровень.

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Достать азот в наше время не является нерешаемой задачей. На каком-нибудь заводе вам его отпустят по цене рублей в 30 за литр. Попробовать купить его можно и в различных медицинских учреждениях. Естественно, нужно везде заранее созваниваться и все узнавать!

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Что будет, если азот попадет на какую-либо часть тела? Смотря на какую. Если в глаза – пиши-пропало. Если же немного прольется на руку – ничего страшного не случится. Дело в том, что на поверхности кожи азот сразу закипает, благодаря этому между рукой и азотом образуется воздушная прослойка. Но все в этом мире не вечно… поэтому купаться и даже умываться крайне не советую. Устрашающего вида теплоизоляционные перчатки на руках тех, кто работает с азотом – это чаще всего просто требуемая техника безопасности, за несоблюдение которой больно ругают.

Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть фото Охлаждение радиатора автомобиля водой. Смотреть картинку Охлаждение радиатора автомобиля водой. Картинка про Охлаждение радиатора автомобиля водой. Фото Охлаждение радиатора автомобиля водой

Что является недостатком такой системы охлаждения? Мне кажется, тут все очевидно. Вряд ли кто-то будет спокойненько серфить интернет или моделировать что-то, пусть и ресурсоемкое. Систему с азотом нельзя собрать в небольшую системку под столом и чтобы она там сама по себе стояла. Говоря иначе, такое охлаждение не подходит для решения бытовых задач – нужен постоянный и ответственный контроль, все нужно стараться делать тщательно и без ошибок.

Но зато как элегантно и демонстративно это со стороны…;)

Морозная свежесть


Итак, самое время подвести итоги. Мы узнали, что является самым главным нагревателем в компьютере — это центральный процессор, он же камень. После камня друг за другом идут видеокарта, чипсет материнской платы, жёсткий диск, системная память и различные платы расширения. Практически всегда и на всех компонентах компьютера, требующих охлаждения, оно(охлаждение) уже установлено и для штатного режима работы его вполне достаточно. Если Вы не собираетесь разгонять компьютер, то и модифицировать систему охлаждения Вам не имеет смысла.

Основное, что нужно помнить – что обязательно нужна вентиляция внутри корпуса, т.к. холодный воздух, приходящий из окружающей среды, для той же видеокарты будет намного полезней, чем установка или замена идущего в комплекте кулера на более дорогой.

Если же в Ваши планы входит разгон, то всегда нужно помнить 4 простых правила, однажды кем-то озвученных:

1. Всегда есть вероятность схода с дистанции каких-то участников мероприятия, по разным причинам — начиная от неправильных действий разгоняющего и кончая неправильными действиями производителя, не предугадавшего, что вот именно данная конкретная железка пойдет В РОССИЮ и там ее однозначно будут эксплуатировать на различных нештатных режимах.

2. Гарантии (и возможности продать это оборудование как исправное) в таком случае вы скорее всего лишаетесь, и винить в этом вы будете вынуждены только себя.

3. Устройства «noname» китайского производства рекомендуется исключить из состава вашей машины.

Титры

Возможно, в каких-то моментах я был не прав – каюсь. Возможно, Вы все это давно знали – тогда искать причину «вселения злого духа» в компьютер Вам нужно самостоятельно и в другом месте. Я же свою миссию, рассказать об основных системах охлаждения, считаю выполненной 😉 Задавайте вопросы, комментируйте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *