Органы управления автомобиля татра

Содержание пособия по ремонту Татра 815

1. Предостережения и техника безопасности
Безопасность водителя и пассажиров 4
Системы удержания пассажиров 4
Ремни безопасности 4
Безопасность водителя и пассажиров 5
Общие указания по технике безопасности 5
Технические характеристики 7
Идентификация автомобиля 8
Шильда автомобиля 8
Идентификационный номер автомобиля VIN 8
Идентификационный номер шасси 8
Заводской номер двигателя 9
Техническое описание автомобиля 9
Двигатель 9
Сцепление 9
Коробка передач 9
Отбор мощности от коробки передач 9
Передние оси 9
Задние оси 9
Механизм рулевого управления 9
Передние подвески 9
Задние подвески 9
Колеса в сборе 10
Накачка шин 10
Тормозные системы 10
Шасси 10

3. Техническое обслуживание Татра
Ежедневно 42
Еженедельно 42
Штатные проверки по прошествии промежутков времени 42
Обслуживание двигателя 42
Топливная система 44
Фильтрация воздуха 46
Обслуживание сцепления и валов 47
Валы 47
Коробка передач 48
Дополнительная коробка передач 48
Оси 48
Колесные редукторы 49
Ступицы колес 49
Точки смазки на передней оси 49
Подвески 49
Тормозные системы и пневмооборудование 50
Воздухоосушитель 51
Конденсационный бачок 51
Зарядка тормозов сжатым воздухом 51
Аварийное растормаживание тормозных камер с пружинным энергоаккумулятором 52
Сервоуправление 52
Кабина, система отопления и вентиляции 53
Кузовная надстройка 53
Механизм подъема и опускания грузовой платформы 53
Седельно-сцепное устройство 55
Электрооборудование 55
Аккумуляторы 55
Передние фары 55
Электромагнитные пневмоклапаны 56
Натяжка и замена ремня генератора и ремня компрессора кондиционера 56
Турбонагнетатель 57
Эксплуатационные жидкости 58
Тормозная жидкость для гидравлического контура привода сцепления 58
Масла и смазки 58
Масло для двигателя 59
Трансмиссионные масла 60
Колесные редукторы 61
Сервоуправление, гидравлический механизм подъема и опускания грузовой платформы полуприцепа 61
Механизм подъема и опускания кабины 62
Карданный вал, шлицы, подшипники 62
Периодичность выполнения смазки 63
Точки смазки 63
Заправочные объемы 64
Моменты затяжки 64
Моменты затяжки метричных болтов и гаек 64
Моменты затяжки соединений трубопроводов на валы приборов 64

4. Руководство по ремонту Tatra
Двигатель 66
Общие сведения 66
Управление двигателем 71
Основные технические данные 72
Контрольные параметры 73
Перечень неисправностей и способы их устранения 77
Снятие двигателя 80
Разборка двигателя 82
Разборка картера двигателя 85
Коленчатый вал 86
Шатун 87
Головка цилиндра 88
Контроль и регулировка зазора клапанов 92
Картер маховика 92
Передняя крышка 93
Сборка двигателя 94
Установка двигателя 100
Система смазки 101
Замена масла и масляного фильтра 101
Центробежный масляный фильтр 101
Датчик температуры масла 102
Датчик давления масла 103
Масляный насос 103
Масляный радиатор 106
Топливная система 108
Очистка топливного бака 108
Фильтр грубой очистки топлива 108
Фильтр тонкой очистки топлива 109
Ручной топливоподкачивающий насос 109
Форсунки 109
Топливная рампа 111
Управление топливным насосом 111
Топливный насос 113
Система охлаждения 117
Электронное управление системы охлаждения двигателя 117
Электромагнитный выключатель ERCH 117
Датчик температуры головок цилиндров 118
Охлаждающие ребра головок цилиндров, охладители подводимого воздуха, масляный радиатор и охлаждающей вентилятор 118
Электромагнитный клапан подачи масла в гидромуфту вентилятора 118
Вентилятор 119
Система впуска и выпуска 123
Промежуточные радиаторы 123
Воздушный фильтр 124
Турбонагнетатель 126
Навесное оборудование 128
Моторный тормоз 128
Глушитель выхлопа 128
Зубчатый генератор 129
Одноцилиндровый компрессор 129
Двухцилиндровый компрессор 130
Стартер 131

5. Сцепление Татра 815
Перечень неисправностей и способы их устранения 135
Проверка сцепления 136
Контроль толщины накладок диска сцепления 137
Замена жидкости в системе привода сцепления 137
Регулировка привода сцепления в кабине водителя 138
Карданный вал 138
Вал сцепления 139
Главный цилиндр сцепления 140
Усилитель привода сцепления 141
Картер сцепления 142

6. Коробка переключения передач Tatra
Перечень неисправностей и способы их устранения 150
Моменты затяжек основных соединений 151
Замена масла в коробке передач 151
Регулировка механизма переключения дополнительных передач H(N) / L(R) 152
Уплотнения поводка ведущего вала коробки передач 153
Управления переключения передач 154
Включатель переключения 5-ой и 6-ой передач 157
Усилитель механизма переключения передач 157
Масляный насос 160
Верхняя крышка с ведущим валом 161
Коробка передач 162
Дополнительная коробка передач 180
Перечень неисправностей и способы их устранения 181
Моменты затяжек основных соединений 182
Замена масла 183
Регулировка переключения синхронизации передач 183
Блокировочный клапан переключения 184
Зубчатые колеса масляного насоса и задней крышки 185
Ведущий вал 187
Дополнительная коробка передач 191

7. Несущая труда и дифференциал
Перечень неисправностей и способы их устранения 204
Моменты затяжек основных соединений 204
Цилиндры управления включения механизмов блокировки дифференциалов и переднего привода 204
Передняя несущая труба 206
Передняя соединительная часть 207
Задняя несущая труба 208
Задняя соединительная часть 208
Межосевой дифференциал 209
Межколесный дифференциал 213

8. Мосты и раздаточная коробка Татра
Мосты 222
Технические данные 223
Перечень неисправностей и способы их устранения 223
Моменты затяжек основных соединений 224
Замена масла 225
Зазор подшипников ступиц колес 225
Поворотный шкворень 227
Контроль и регулировка зазора 231
Снятие и установка поворотного шкворня 233
Ведущий вал 235
Система накачивания шин 238
Уплотнения системы накачивания шин переднего моста 238
Уплотнения системы центрального накачивания шин заднего моста 239
Защитный кожух полуоси 239
Передние мосты 240
Задние мосты 247
Подшипник ведущего карданного вала в полуоси 253
Регулировка зацепления конической передачи 254
Раздаточная коробка 256
Раздаточная коробка переднего моста 256
Раздаточная коробка заднего моста 265

9. Рулевое управление Tatra 815
Перечень неисправностей и способы их устранения 277
Моменты затяжек основных соединений 277
Замена масла в системе сервоуправления 277
Замена фильтрационного элемента в системе сервоуправления 278
Проверка люфта управления 278
Проверка и настройка геометрии колес передних осей 278
Проверка подтяжки крепежных болтов рычагов управления около поворотных цапф 281
Руль колесо 282
Замок зажигания 282
Шпиндели с шарнирами соединения руля с сервоуправлением 282
Моноблок сервоуправления 285
Тяги управления 287
Тяги управления с шарнирами 289
Двухплечий рычаг управления 290

10. Тормозная система Татра 815
Общие сведения 294
Основные технические данные тормозной и пневматической системы 298
Моменты затяжек основных соединений 298
Перечень неисправностей и способы их устранения 298
Правила безопасности 300
Система ABS 300
Диагностика системы ABS 300
Клапаны системы ABS 301
Датчики системы ABS 301
Конденсационный бачок 302
Воздухоосушитель 302
Контроль герметичности и функции пневматической системы 303
Перепускной клапан системы центрального накачивания шин 304
Редукционный клапан 305
Главный тормозной кран 305
Предохранительный клапан 308
Нагрузочный регулятор 309
Кран управления аварийным и стояночным тормозом 310
Ручной тормозной кран 311
Электромагнитные пневматические клапана 312
Перепускной клапан 313
Клапан регулировки положения рулевого колеса 313
Обратные клапана 314
Полиамидные трубки 314
Регулировочные клапана подвески 315
Тормозной барабан и тормозные колодки 315
Тормозные цилиндры 316
Распорки колодок PERROT 317
Ресиверы 318

11. Подвеска Tatra 815
Общие сведения 320
Контрольные параметры 321
Моменты затяжек основных соединений 321
Перечень неисправностей и способы их устранения 321
Проверки 322
Замена резиновых упоров подвески полуоси 323
Амортизаторы 323
Сильфонной пружины подвески заднего моста 324
Кронштейн сильфонных пружин 326
Регулировочный вентиль пневматической подвески 326
Серьги рессоры, опорной цапфы и замка листовой рессоры 326
Листовая рессора 327

12. Седло и рама
Седло 330
Рама 331
Проверка и затяжка крепежных гаек соединения рамы с шасси 331
Лонжеронная рама 332
Передний бампер 334

13. Электрооборудование Татра 815
Генератор 336
Дополнительный автономный отопитель 337
Перечень неисправностей и способы их устранения 339
Предохранители 341
Перечень расположения плавких предохранителей и диодов 341
Перечень расположения электромагнитных реле 342
Обозначение элементов электрических приборов в схемах 343
Электросхемы 353

Источник

Самосвал «Татра 815»: достоинства, технические характеристики и разновидности

Органы управления автомобиля татра. Смотреть фото Органы управления автомобиля татра. Смотреть картинку Органы управления автомобиля татра. Картинка про Органы управления автомобиля татра. Фото Органы управления автомобиля татра

Чешская компания «Татра» выпустила первый грузовик под маркировкой Tatra 815 в 1983 году.

Несмотря на возраст, данная модель до сих пор производится и постоянно модернизируется.

Она обладает множеством различного рода достоинств, имеет большое количество преимуществ перед своими аналогами-соотечественниками и продукцией из других стран.

История создания

«Татра 815» была спроектирована заводом как полноценная и модернизированная замена модели Т-148. В течение всего своего существования грузовик обновлялся целых 4 раза – в 1994, 1997, 2000 и 2010 году.

За все это время в базовую модификацию были внесены следующие изменения:

Двигатель с жидкостным охлаждением имеет маркировку T3D и устанавливается на Tatra 815 с 2006 года.

Устанавливаемые двигатели

Чаще всего на сегодняшний день можно встретить грузовики Tatra 815, оснащаемые тремя типами двигателей со следующими параметрами:

ХарактеристикаV8 T3CT3DТЗА-929-13
Количество цилиндров, шт.8810
Максимально возможная мощность, л. с.310820285
Тип охлажденияВоздушный, жидкостныйЖидкостныйВоздушный
Тип топливаДизельДизельДизель
Объем камеры сгорания, л12,712,66715,825

Сегодня все грузовики, выпускаемые рассматриваемым производителем, оснащаются дизельными моторами с жидкостным охлаждением T3D. Они имеют множество особенностей, не свойственных никаким другим двигателям данного класса и мощности.

Органы управления автомобиля татра. Смотреть фото Органы управления автомобиля татра. Смотреть картинку Органы управления автомобиля татра. Картинка про Органы управления автомобиля татра. Фото Органы управления автомобиля татра
Самым важным и необычным конструктивным решением завода Tatra стал способ нейтрализации выхлопных газов.

Ресурсы компании довольно ограничены, и производство всегда ощущало нехватку денежных средств. Поэтому инженера пошли по пути наименьшего сопротивления.

В отличие от именитых брендов (MAN, SCANIA), Tatra вместо высокотехнологичной рециркуляционной системы использовала SCR (мочевинный способ вывода выхлопа).

Электронный блок управления у двигателя полностью отсутствует, что сильно упрощает ремонт. В конструкции присутствует обычный ТНВД.

Массово-габаритные параметры

Органы управления автомобиля татра. Смотреть фото Органы управления автомобиля татра. Смотреть картинку Органы управления автомобиля татра. Картинка про Органы управления автомобиля татра. Фото Органы управления автомобиля татраНесмотря на то, что «Татра 815» является грузовиком, способным перевозить даже очень большой вес, данный автомобиль имеет весьма скромные габаритные размеры:

Стандартная модель, выпускаемая на сегодняшний день, способна без каких-либо затруднений перевозить груз объемом до 16 990 кг. Полная масса составляет 28 500 кг. Вес автопоезда, полностью нагруженного, 44 000 кг.

Нагрузка на оси распределяется следующим образом (колесная формула 6×6):

ОсьСнаряженная масса, кгМаксимальная масса, кг
Передняя3 9326 300
Средняя5 11611 100
Задняя2 55211 100

При необходимости данные пределы можно незначительно превышать. Хребтовая рама грузовика и остальные элементы (ходовая часть, подвеска) выполнены с очень большим запасом прочности.

Расход топлива

Поскольку Tatra 815 не единожды модифицировалась, расход топлива у данного грузовика довольно велик.

Хотя некоторые улучшения появились после того, как завод начал устанавливать моторы, оснащенные SCR. За счет этого нововведения количество топлива, необходимого на 100 км пути, снизилось на 5-6%.

Производителем установлены следующие значения расхода на модели «Татра 815» для смешанного цикла:

Мощность двигателя, л/сРасход, л/100 км
30045,1
28547,5
31243,7

Стоимость грузовика сильно варьируется в зависимости от года выпуска, технического состояния и его рабочих характеристик (мощности двигателя, грузоподъемности, модификации):

Год выпускаПробег, кмЦена, руб.
1991300 000180 000
1989350 000100 000
2004350 000580 000
20082022 020 000
20129 8002 990 000
2014512 772 000

Органы управления автомобиля татра. Смотреть фото Органы управления автомобиля татра. Смотреть картинку Органы управления автомобиля татра. Картинка про Органы управления автомобиля татра. Фото Органы управления автомобиля татраБлагодаря столь большому разбросу цен можно при необходимости приобрести Tatra 815 за несколько сотен тысяч рублей в приличном состоянии.

Стоимость нового автомобиля данной марки также нельзя назвать чересчур большой – многие аналогичные грузовики от более именитых брендов стоят в разы дороже. Ценовая доступность сделала Tatra 815 популярной моделью в странах ближнего зарубежья.

Подвеска и хребтовая рама

Основным отличием описываемого автомобиля от остальных подобных является его хребтовая рама. На сегодняшний день данного типа шасси используется только автопроизводителем Tatra, оно и является его детищем.

Такая рама имеет два преимущества перед иными конструкциями:

В основе конструкции хребтовой рамы лежит трансмиссионная труба. Она жестко скрепляет между собой следующие основные составные части автомобиля:

В следующем обзоре рассмотрены технические характеристики МАЗ-4370.

Вращение от двигателя при использовании хребтовой рамы передается на редуктор и колеса при помощи тонкого вала, а не карданного.

Он заключен внутри трансмиссионной трубы, именно поэтому ресурс его работы очень велик: он защищен от различного рода посторонних механических воздействий, находится в благоприятной среде.

Единственным недостатком такой конструкции является сложность выполнения капитального ремонта – добраться до вала и некоторых других важных составных частей и узлов довольно затруднительно.

Модификации

На сегодняшний день чаще всего на дорогах России и ближнего зарубежья можно встретить пять основных модификаций Tatra 815.

Органы управления автомобиля татра. Смотреть фото Органы управления автомобиля татра. Смотреть картинку Органы управления автомобиля татра. Картинка про Органы управления автомобиля татра. Фото Органы управления автомобиля татраОни обозначаются следующим образом:

Модель под маркировкой 2A0S01 обладает следующими основными особенностями и характеристиками:

«Татра 815» под маркировкой 290S24 имеет следующие параметры и особенности:

Модификация, имеющая маркировку 290S84, может быть различных видов:

Органы управления автомобиля татра. Смотреть фото Органы управления автомобиля татра. Смотреть картинку Органы управления автомобиля татра. Картинка про Органы управления автомобиля татра. Фото Органы управления автомобиля татраМощность двигателя, устанавливаемого во все модификации под маркировкой 290S84, составляет 402 л. с.

Модель, реализуемая под маркировкой 280S45, может разгружаться с трех сторон (откидываются задний и боковые борта).

Предусмотрена возможность использования грузовика как прицепного тягача. Двигатель несколько слабее остальных модификаций – 362 л. с. К преимуществам можно отнести следующие опции:

Модификация под номером 280S25 применяется чаще всего для осуществления перевозок самосвальным прицепом. Данная модель имеет следующие параметры:

К особенностям можно отнести присутствие в конструкции понижающей коробки переключения передач. С ее помощью можно переключать скорости на неподвижно стоящем грузовике.

А здесь рассмотрена версия А4 КамАЗа-65115.

Перейдя по следующей ссылке http://spez-tech.com/tehnika/gruzovie-avto/gaz/3302-opisanie-harakteristiki-modifikatsii.html, можно узнать технические характеристики автомобиля ГАЗ-3302, оснащаемого 2 моделями двигателей: УМЗ-4216 или Cummins ISF 2,8L.

Особенности эксплуатации

Рассматриваемая техника обладает несомненными достоинствами в плане удобства эксплуатации.

Небольшие габаритные размеры позволяют водителю без каких-либо затруднений обозревать все пространство позади грузовика, даже если к нему присоединен прицеп. Большеразмерное лобовое стекло дает возможность хорошо видеть площадь перед кабиной.

Сама кабина оснащается пневматическим водительским креслом, его можно очень легко и быстро подогнать под человека, обладающего любыми антропометрическими данными.

Органы управления автомобиля татра. Смотреть фото Органы управления автомобиля татра. Смотреть картинку Органы управления автомобиля татра. Картинка про Органы управления автомобиля татра. Фото Органы управления автомобиля татра
Все органы управления находятся в зоне доступности, нет необходимости тянуться далеко для осуществления каких-либо действий (включение света, поворотников).

Уровень вибрации и шума в кабине сведен к минимуму, что положительным образом сказывается на комфорте. Во время вождения водитель испытывает минимум усталости. На последних версиях Tatra 815 установлены кондиционер и очень мощная дизельная печь.

Грузовики Tatra 815 обладают выдающимися рабочими характеристиками, а также имеют множество других достоинств, что делает их использование удобным и экономически обоснованным.

Если соблюдаются условия эксплуатации и выполняется плановое обслуживание узлов, требующих этого, то автомобиль прослужит своему владельцу не один десяток лет.

После прочтения технических характеристик самосвала, предлагаем посмотреть видео, из которого вы узнаете, в каких условиях возможна эксплуатация «Татра 815»:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Кардан мне в хребет: тест-драйв Татра 815

Органы управления автомобиля татра. Смотреть фото Органы управления автомобиля татра. Смотреть картинку Органы управления автомобиля татра. Картинка про Органы управления автомобиля татра. Фото Органы управления автомобиля татра

Есть немало автомобилей, сконструированных как будто бы назло мейнстриму. Субару с оппозитами, Ситроены с гидропневмоподвеской, старые Саабы с коробками под моторами, наконец – Мазды с роторами. Нередко закрадывается мысль: а ведь наверняка во всем этом немало маркетинга, нацеленного на автомобилистов-оригиналов, которым религия не позволяет ездить на обычных машинах.

Но конструкторов грузовиков в социалистической Чехословакии сложно заподозрить в маркетинговых играх: все технические «фишки» Tatra подчинены чистой прагматике. И, похоже, они прошли проверку временем на «отлично», ведь Татра 815 скоро справит 35-летие на конвейере.

Еще недавно чешский грузовик можно было встретить на улицах российских городов довольно часто, и многим он запомнился «рахитным» углом развала колёс. В среде водителей она вызывает противоречивые оценки: кто-то её не любит за капризность и ненадежность, а кто-то от неё без ума. После довольно долгого общения с владельцем этого автомобиля, который содержит целый парк 815-х, я понял: Татра – это тот случай, когда читать инструкцию по эксплуатации просто необходимо. Желательно до того, когда уже всё сломано.

«Копрживницка Возовка»

Органы управления автомобиля татра. Смотреть фото Органы управления автомобиля татра. Смотреть картинку Органы управления автомобиля татра. Картинка про Органы управления автомобиля татра. Фото Органы управления автомобиля татра

Рассказ о заводе Татра может быть темой для отдельной публикации. Это очень интересная история – мы уже затрагивали ее в статье о чешском автопроме эпохи социализма, а сейчас я изложу ее в двух словах. Во времена Первой мировой войны производителей автомобилей можно было пересчитать по пальцам, и Татры среди них не было. Зато был вагоностроительный завод «Нессельс-дорфер», расположенный в Австро-Венгрии. В 1918 году славная империя своё существование прекратила, Чехия стала относительно независимой, а «Нессельс-дорфер» оказался как раз на её территории.

Город, в котором находился завод, назывался Нессельсдорф, а после войны его переименовали в Копрживнице (тот случай, когда легче читать название не от этого стало). Вагоностроительный завод к тому времени уже замахнулся на автомобили, и первое своё детище решил испытать в горах, а именно – в наивысшей части Карпат, которые так и называются – Высокие Татры. Испытания прошли просто великолепно, поэтому в рекламной кампании модели «U» слово «Татры» использовалось постоянно, после чего все автомобили, сходящие с конвейера завода «Копрживницка Возовка» (так тогда называлось предприятие) стали называться Татрами.

Мы опустим часть истории с 1920 до 1959 годы. Там было много очень и очень интересных автомобилей, как грузовых, так и легковых, но, что печально, даже Интернет не резиновый. Поэтому позвольте сразу переместиться в 1959-й, когда на свет появились грузовики Татра 138. Уже тогда можно было понять, что вместо кофе или чая в конструкторском бюро завода подавали абсент.

Органы управления автомобиля татра. Смотреть фото Органы управления автомобиля татра. Смотреть картинку Органы управления автомобиля татра. Картинка про Органы управления автомобиля татра. Фото Органы управления автомобиля татра

На тяжёлых 12-тонных машинах устанавливали дизели исключительно с воздушным охлаждением, а передняя подвеска стала независимой и торсионной. Само собой, были и более продвинутые технически, но уже довольно распространённые решения: гидропривод отключения двухдискового сцепления, электропневматическое устройство переключения раздаточной коробки, трёхсторонняя разгрузка для некоторых самосвалов. Многое из этого в 1969 году перекочевало в следующую модель – Татру 148, в которой появился ещё и межосевой дифференциал в задней тележке.

Органы управления автомобиля татра. Смотреть фото Органы управления автомобиля татра. Смотреть картинку Органы управления автомобиля татра. Картинка про Органы управления автомобиля татра. Фото Органы управления автомобиля татра

И вот уже на смену 148-й серии и пришла Татра 815. Этот грузовик получил сомнительное (по мнению многих) наследство в виде конструкции, имеющей много очень специфичных особенностей на грани фола. И эти особенности мы и попробуем рассмотреть чуть ниже, а лучшим образом они откроются, конечно же, во время поездки на этом «кривоногом» самосвале с неоднозначной репутацией, но просто фантастическими возможностями. Пока обойдём его снаружи и посмотрим на некоторые его особенности, часть из которых видны сразу невооружённым глазом.

Что общего у Татры и «полуторки»?

Первое, что бросается в глаза, это наличие привода на передней оси. Собственно, оси тут нет – подвеска независимая, из картера выходят два привода, закрытые, как и полагается, защитными чехлами – пыльниками. Они, кстати, то немногое, что действительно можно считать недостатком грузовика. Достаточно одного неудачного наезда на арматуру – и пыльника нет. Менять его – удовольствие сомнительное, но угробить привод, конечно, ещё хуже. Тут же видны и некоторые детали передней подвески, которых не встретишь на других грузовиках – торсионы.

Органы управления автомобиля татра. Смотреть фото Органы управления автомобиля татра. Смотреть картинку Органы управления автомобиля татра. Картинка про Органы управления автомобиля татра. Фото Органы управления автомобиля татра

По поводу их надёжности есть разные мнения. Кто-то говорит, что их легко сломать при наезде на препятствие одним колесом, особенно если машина гружёная, кто-то считает, что их поломки связаны с плохой работой амортизаторов, дескать, вследствие повышенной раскачки они и ломаются. Третьи говорят, что торсионы почти вечные. Скорее всего, последнее не совсем верно, ибо вечного нет ничего, а сломать торсион все-таки вполне возможно. Обходим самосвал дальше.

За кабиной – механизм её опрокидывания. С его же помощью можно снять и запаску из-за кабины. Кузов интересен в первую очередь тем, что его можно откинуть в любую из трёх сторон. Эту особенность хорошо использовать на стройках либо на объектах, где надо не просто вывалить содержимое кузова, а аккуратно выложить в определённое место. А что поможет опрокидывать кузов в любой ситуации, так это уникальная рама Татры.

Органы управления автомобиля татра. Смотреть фото Органы управления автомобиля татра. Смотреть картинку Органы управления автомобиля татра. Картинка про Органы управления автомобиля татра. Фото Органы управления автомобиля татра

У чешского самосвала нет лонжеронной рамы. Тут конструкторы пошли своим путём, придумав уникальную хребтовую раму. В её основе лежит трансмиссионная труба большого диаметра, фрагменты который жёстко соединяют коробку передач, «раздатку» и картер коробки главных передач. Внутри трубы проходит тонкий вал, а кардан здесь соединяет только двигатель с КПП, что, во-первых, позволяет легко менять сцепление, а во-вторых, значительно снижает уровень вибрации в кабине.

Органы управления автомобиля татра. Смотреть фото Органы управления автомобиля татра. Смотреть картинку Органы управления автомобиля татра. Картинка про Органы управления автомобиля татра. Фото Органы управления автомобиля татра

Хребтовая рама имеет чрезвычайно высокую жёсткость на кручение, что позволяет разгружаться не только на ровных площадках, но и там, где самосвал стоит под углом. Тут равных Татре просто нет. Оглядывая всё это дело, невольно вспомнил раму и трансмиссию старой доброй «полуторки» – там кардан тоже спрятан в толкающую трубу и также используются торсионы. Пусть немного не так, как на Татре, но общего много.

Уж коли затронули подвеску, сразу скажем про заднюю. Она на рессорах, автономная, в виде качающихся полуосей. Как отмечает владелец Татры, снятие и установка рессор проходит быстро, но частого вмешательства тележка не требует. Что же, пришло время опрокинуть кабину и посмотреть на «сердце» самосвала.

Органы управления автомобиля татра. Смотреть фото Органы управления автомобиля татра. Смотреть картинку Органы управления автомобиля татра. Картинка про Органы управления автомобиля татра. Фото Органы управления автомобиля татра

Воздуха мне, воздуха!

Татра всегда делала полноприводные грузовики с колёсной формулой 4х4, 6х6 и 8х8. И их эксплуатация планировалась в основном на бездорожье. Тем более странным выглядит решение конструкторов использовать на этих машинах двигатели с воздушным охлаждением. Казалось бы, у таких моторов и ресурс по умолчанию ниже, да и перегреть в тяжёлых условиях легче. Но нет, с дизелями Татры всё в порядке.

Пробег этого грузовика было бы неверно считать в километрах – это всё же не магистральный тягач, лучше было бы узнать количество отработанных моточасов. Но это уже невозможно, хотя путём некоторых расчетов можно достоверно установить, что двигатель нашего автомобиля пробежал более миллиона километров. Конечно, был и ремонт, но, например, коленвал здесь не меняли. Так что ресурс воздушного дизеля неплох. Уже не терпится на него посмотреть!

Итак, под кабиной нам открывается чудесный вид на V10. Только слепая девочка не обратит внимания на турбину, установленную в передней части – она-то как раз и отвечает за охлаждение мотора. Позади блока виден фрагмент радиатора: тут охлаждается моторное масло. Все головки блока раздельные – при ремонте не придётся снимать большую головку блока.

К слову, ремонтировать этот мотор проще, чем многие другие. Во-первых, нет жидкостной системы охлаждения, а во-вторых, доступ к его агрегатам настолько удобен, что даже серьёзные работы можно производить без снятия двигателя. Так, стоп! Мы же забыли о цифрах, а без них половина читателей уже заснула. Исправляемся. Дизель ТЗ-929 имеет те же соотношения диаметра цилиндра и хода поршня, как и все остальные моторы из тех, что ставили на ранние 815 Татры: 120х140 мм. Мощность составляет 283 л. с., объём двигателя – 15,8 л. Помимо такого агрегата можно было встретить ТЗ-928 V8 (12,7 л, 231 л. с.), ТЗ-930-30 V12 (19 л, 320 л. с.) и ТЗ-930-53 (19 л, 360 л. с.). В Советском Союзе души отдельных приверженцев жидкостного охлаждения не принимали чешские дизели, отчего на Татрах можно было встретить каноничный ЯМЗ. Однако вернёмся к нашему «воздушнику».

Если нет воды (или тосола), то нет и обычной системы отопления. А греться как-то было нужно, поэтому выход очевиден – независимый отопитель. Это устройство, по видимости, тоже внесло свою лепту в список причин нелюбви некоторых водителей Татр. Хотя раз в год отопитель необходимо обслуживать. Разбирать, чистить котёл, проводить диагностику. Наши люди не больно-то любят ковыряться в устройстве без необходимости, поэтому ждать, когда отопитель сдохнет, а потом материть его создателей, было доброй традицией. И зря, если всё делать как положено, то он вполне надёжен.

Запуск отопителя производится из кабины, но обратим внимание на его размещение и расположение его заслонок, которые хорошо видны при открытом капоте на «морде» кабины. Заслонки устроены таким образом, что тёплый воздух можно направить на мотор. И это очень удобная функция, которая облегчает запуск двигателя в мороз. Так как жидкости в моторе нет, греть в нём нечего, кроме самого железа. Тут-то и помогает независимая печка. Включаем её, греем дизель и запускаем его уже чуть тёплым. Весьма удобно, если, конечно, отопитель исправен. Пожалуй, хватит теории, руки уже чешутся покрутить руль.

Органы управления автомобиля татра. Смотреть фото Органы управления автомобиля татра. Смотреть картинку Органы управления автомобиля татра. Картинка про Органы управления автомобиля татра. Фото Органы управления автомобиля татра

Грузовой бизнес-класс

Для начала попробуем забраться на водительское место. Глядя на узенькие ступеньки позади колеса, я начал сомневаться в удобстве этого процесса. Но странное дело: залезть в кабину не сложнее, чем на подоконник с табуретки. То есть небольшая сноровка нужна, но никаких сверхспособностей не потребуется, бывают кабины и похуже. Сиденье пневматическое, мягкое и почти удобное. Посмотрим, что тут с приборной панелью.

Органы управления автомобиля татра. Смотреть фото Органы управления автомобиля татра. Смотреть картинку Органы управления автомобиля татра. Картинка про Органы управления автомобиля татра. Фото Органы управления автомобиля татра

«Приборки» советских грузовиков делали просто: железная панель, в которой вырезаны отверстия для подходящих существующих приборов. Дизайна там обычно было меньше, чем в телевизоре «Радуга». Скорее всего, именно поэтому чешский самосвал внутри выглядит пришельцем из будущего. Панель имеет вертикальную и горизонтальную плоскости, но и это не самое главное. Её «фишка» в том, что она мягкая! Да-да, её можно трогать руками и получать от этого некоторое удовольствие. Но давайте рассмотрим приборы и органы управления, тут тоже есть, чему порадоваться.

Органы управления автомобиля татра. Смотреть фото Органы управления автомобиля татра. Смотреть картинку Органы управления автомобиля татра. Картинка про Органы управления автомобиля татра. Фото Органы управления автомобиля татра

Центральную часть приборной панели занимает спидометр. Его странным образом объединили с механическими часами, которые, надо признаться, ни черта не видно. Но их прелесть не в этом. Самое интересное в этих часах, что их надо заводить как любые другие часы, откинув для этого спидометр. Ещё менее часов заметен тахометр. Мы уже привыкли, что этот прибор занимает довольно почётное место, а в машинах с серьёзным закосом под спорткар он и вовсе получается самым заметным и читаемым прибором. В Татре он скромненько прячется в левой части «приборки» и, само собой, почти не заметен.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *