Ороктойский перевал с выходом на чуйский тракт на машине
Ороктойский перевал
Ороктойский перевал — переход из водораздела реки Ороктой в водораздел реки Башлан, через который проходит путь от Чемальского тракта к Чуйскому.
Ороктойский перевал. Фото Ю.Макушиной
Туристское значение
Если по пути на перевал от лесопилки уйти вправо, то можно добраться до Ороктойской(Агайринской) пещеры (лучше пешком).
Приблизительно через шесть километров на склонах можно увидеть остатки от когда-то грандиозных разработок уникального Ороктойского мрамора.
Начало дороги на Ороктойский перевал. Фото В.Власюка
Описание
Перевал расположен в Чемальском и Онгудайском районах. Подъём до высшей точки перевала, 1627 м над ур. моря — около 6,5 километров. Перепад высоты — 690 метров.
Ороктойский перевал. Фото А. Котельникова
Дорога на перевал начинается от села Ороктой. С его южной окраины полевая дорога уходит на юго-запад. Чуть больше полутора километров отделяет село от лесопилки. Далее основная дорога выходит на безлесную открытую местность. По сути, отсюда начинается подъём на перевал. Но основной набор высоты начинается через 1,5 километра, когда вы въёзжаете в лесную зону.
Именно в лесной зоне, на расстоянии приблизительно 5,7 километров от села Ороктой проходит граница Чемальского и Онгудайского районов.
Через 7 километров дорога принимается северное направление, а затем вновь юго-западное.
На вершине перевала площадка, что-то типа беседки, ящик для мусора. Из-за деревьев открываются виды на окружающие горы.
Ороктойский перевал. Фото Ю.Макушиной
Далее начинается спуск к югу по правобережью реки Башлан.
Через 11,9 км — пересечение речки. На 16,5 км — поскотина, ворота, далее заимка, после которой дорога идёт через поля.
Спуск с перевала заканчивается на 27,2 километре, где дорога поворачивает влево на с. Нижнюю Талда. Протяжённость от высшей дочки до поворота — 17,8 километров.
На 28-м километре, в с. Нижняя Талда поворот вправо на с. Каракол и Чуйский тракт.
Суммарное расстояние от с. Ороктой до Чуйского тракта — около 33 км.
Важно! Дорога полевая, для техники высокой проходимости и в хорошую, длительную сухую погоду.
© Е. Гаврилов. 21 мая 2017 года. Ссылка на сайт обязательна!
Кольцо по Алтаю 2020. Ороктойский перевал, Бельтертуюк.
Примерно в 150 км от Акташа назад по Чуйскому тракту расположен населенный пункт Курота, к которому выходит дорога на Ороктойский перевал, вторым своим концом выходящая непосредственно к Ороктою и дальше на Чемальский тракт. Сворачиваем, проезжаем Куроту и следом за ней Нижнюю Талду, и вот, поле и дорога на перевал
Дорогу несколько раз перекрывают ворота с табличками с просьбой не забывать их закрыть проехав, чтоб не разбежались пасущиеся тут стада
Дорога постепенно стала наконец напоминать горную грунтовку, появилось немного луж
А вот и те самые стада, кстати. Не знаю почему, но ниже 2 км высоты яков и маралов почти нет ни в Алтае ни в Тыве. Зато как рубеж пересечён — пожалуйста.
Дорога постепенно начинает снижаться. Говорят что это читерство, ехать по Ороктойскому перевалу в сторону Ороктоя, сложнее всего от него ехать. Но как по мне, спускаться по скользким дорогам не особо легче, чем подниматься по ним.
Сложно передать крутизну, но на ручник машина тут не встает, даже на 2 щелчка, колодки стояночные (кто не в курсе они у нас отдельным комплектом, в задних ступицах, барабаны, основная дисковая в круг тормозная система для ручника не используется) уже не удерживают машину.
Это была отличная лужа. Последняя лужа в этой поездке когда я ещё попробовал помощников использовать электронных.
Помощник спуска с горы попробовал и быстро выключил ещё на Акташском ретрансляторе, 1-2-е пониженные наше всё, помощник тормозит достаточно сильно тормозами, которые и стираются и греются от этого, а понижайка тормозит движком и делает это просто с лютой силой и широкими возможностями выбора скорости. И вот тут я ещё как четкий парень подкатил на межосевой блоке, электроника в режиме MUD, все дела, поехали… Заехали и встали. Ни вперед, ни назад. Деревьев вокруг куча, лебедка в багажнике, проблем ноль, но как то вот не должно быть так. Вырубил нафиг ЕСП, воткнул блоку моста, стронулся назад — не то чтоб как по ровному, но примерно как зимой по каше во дворах ехать. Включил D, поехал вперед и тоже без вопросов. При том что всё-таки рельефа там было достаточно, железко сзади висящей чиркнул, а до неё 70+ см
После этого мы нырнули в лесной тоннель и сам спуск был достаточно спокойным
На выходе, у Ороктоя, очередной встреченный нами бурундук (в этом году их там просто тьма) жестами показал что он думает о всех этих любителях оффроада, нарушающих спокойствие его леса)))
Вообще Ороктойский мост это не просто мост, через который выезжают непосредственно из Ороктоя на Чемальский тракт, а вполне себе самодостаточная достопримечательность.
В середине лета Катунь уже спала сильно, так что скалы под мостом видны во всей красе
До полного счастья не хватало нормального бирюзового цвета у Катуни, это просто +100 к красоте сразу. Вообще в эту поездку многие реки были желтые, видимо из-за дождей, на которые богато это лето на Алтае. Они смывают песок в ручьи, ручьи в реки и реки меняют цвет. Хотя я не сказал бы, что это какой то негатив дает, наоборот, реки предстают в новом свете.
и непосредственно сами водопады
После водопадов мы наконец двинулись к Майме. День клонился к вечеру, а до заправки было всё ещё ехать и ехать.
Обратный путь, 430 км, вышел соответственно уже в ночи. Шикарной безоблачной ночи в горах. Был бы я профессиональным фотографом, тут была бы пачка крутых снимков звезд, так как их из города не увидеть, и, разумеется, комета. Но я не профессиональный фотограф, по этому тут фото нет, зато есть совет по возможности попробовать оказаться ночью в горах где-то на расстоянии от турбаз и их огней, в идеале повыше, на перевале, Семинский для этого вполне подойдет. Только не забудьте теплую одежду, днем на Ороктойском мосту термометр показывал +32, а звезды на перевале мы созерцали при +6. Это горы.
Следующий день у нас был отсыпной. Хозяин турбазы сказал, что в десятке километров от базы есть водопад и мы катнулись туда, чтоб совсем не сидеть без дела.
Если я правильно загуглил, то это Большой Уларский водопад. Народу там, кстати, было прилично, чтоб сделать это фото пришлось немного постоять в очереди из желающих снять такой ракурс. Минус, конечно, 2 месяца Алтай был закрыт, да и за границу сейчас особо не поехать, по этому на Алтае прямо скажем аншлаг.
К вечеру стал собираться дождь. Со стороны Монголии, но что мне было более актуально, он шел со стороны Кош-Агача. А именно туда мы и собирались стартовать с утра, покинув нашу базу окончательно. Нам надо было как то объехать его, закрытый на карантин по кови полностью, и свернув перед монгольской границей налево поехать по ключевому маршруту в этой поездке — к Тыве. Официально там нет дорог, не официально там можно проехать если повезет с погодой то на кроссовере, ну а если не повезет то как караваны подготовленных стопятых-сурфов-патролов там могли и на пару дней встрять у озера Хиндиктиг-Холь. Естественно дождик был не в нашу пользу. Но когда он сменился грозой небольшой и мне попался вот такой вот кадр
Мы подумали и решили, что буква «Х», нарисованная молниями в направлении Кош-Агача, не может значить ничего иного как то, что всё будет хорошо.
Продолжение следует)
Ороктойский перевал с выходом на чуйский тракт на машине
Через Ороктойский перевал к Чуйскому тракту
Сперва подкуй коня, а потом уж прикидывай дорогу.
Ну вот, все в сборе, выдвигаемся от моста в сторону самого Ороктоя. Пока грунтовка очень приличная, вокруг алтайская природа.
Дальше дорога становится всё интересней. И начался совсем ненужный нам дождь.
Из наезженного широкого грейдера до села дорога превратилась в колею после Ороктоя. Да еще дорога пошла в гору, причем сильно в гору. Дождик полил уверенней, черноземная грунтовка раскисла и стала скользкой. Периодически путь пересекали быстрые горные ручьи.
Крутизна подъема всё увеличивалась. Надо сказать, что этот перевал не одинаковый – с нашей стороны он крутой, а потом на спуске будет длинным и пологим. Обычно по этому перевалу стараются ехать обратно, чтобы пройти сложный крутой участок «под горку». Мы же штурмовали его в самую крутую горку. На одном участке, мало того что крутом, так еще и с сильным наклоном в бок, Элька сползла и застряла.
У Кости и Лили это был «дебют» на серьезном бездорожье, лебедку на машину установили только перед выездом, даже трос еще не намотали. Ну, делать нечего, без лебедки никак, Костя достал и намотал трос. Я как самый «молодой и быстрый» побежал с тросом в горку и закрепил его за подходящий пень.
Элька спасена из первого (и совсем не последнего) плена. Едем дальше. Джимка прошел этот участок, подразмешенный двумя машинами, без происшествий.
А дорога не менялась – мокрая колея упорно лезла всё выше и выше в гору.
Нашлось место, где пристрял даже Деф.
Выбраться удалось только лебедкой
Костя поразил нас мастерством и лихо пролетел засадное место. Я вроде тоже придумал отличную траекторию в обход засады, но не учел, что в траве притаилась глубокая колея, и посадил в нее Джима. Спасет только лебедка. Степан Дмитриевич ринулся на помощь и почти один размотал трос. Джим на свободе!
В гору, в гору, в гору… Мы уже на уровне облаков… Дождь не прекращается.
Выезжаем на большую поляну, организовываем привал.
Только мы успели приготовить еду, как начался ливень, потом град. Наверное, духи были в плохом настроении.
Удивительно, как быстро в горах меняется погода. В один миг как будто кто-то вдруг выключил дождь, выглянуло солнце, открылись виды просто красивенные. Горы снизу красивые, а сверху невероятно красивые, освещенные внезапно выглянувшим светилом.
Ночевать мы остановились на самом перевале, что, как оказалось, делать не следует. Это нам потом поведали алтайцы. Нельзя тревожить духов. Они, дескать, могут вас гнать с этого места. Этим и объяснились плохие сны с кошмарами некоторых участников восхождения.
Прапрадедушка кедр
Это лиственница
Дорога вниз, под горку, поехали легко. Вокруг природа.
Автограф минувших лет
Вдоль дороги живописные горные ручьи.
И вот мы внизу, в долине. Останавливаемся передохнуть-перекусить и в очередной раз проверить уровень воды в системе охлаждения Эльки. Мимо едут алтайцы на Шевике. Дима тормозит их и традиционно начинает выпытывать информацию о дорогах, мостах, интересных и красивых местах.
Москва-Саяны на американских дедушках. Часть 3. Горный Алтай. Чемальский тракт. Ороктойский перевал.
7 августа. Утро оказалось на редкость добрым — вокруг природа, Алтайские горы, погода близка к идеальной. Впереди еще куча времени и масса впечатлений.
Неспешно двигаясь вдоль Катуни, как ни в чем ни бывало обогнали еще более неспешный «Лэнд Крузер 105» с новосибирскими номерами. Буквально через минуту слышу из рации голос andrew-nd : «Лех, тормози!». Выяснилось, что ребята на крузаке догнали Андрюху и прямо через открытые окна на ходу договорились продолжить путешествие вместе. Все были только рады такому раскладу. Виталик и Люба оказались на редкость позитивными и общительными Новосибирцами, да и машина у них что надо. К тому же, в этих местах они уже далеко не первый раз и могли много чего посоветовать.
Настроили рации на общую волну и процессия тронулась дальше.
В какой-то момент асфальт уступил ухабистой грунтовке, выезд на которую представлял собой некую канаву. Через эту канаву тщетно пыталась перелезть мазда 3. Увы, дальше дорога только для кроссоверов, хотя бы. Ну, на жигулях тоже можно, думаю). Пару раз на пути встречаются довольно большие лужи, которые в дождливую погоду, по всей видимости, превращаются в броды. В клубах пыли, разлетающейся по просторной горной долине, мы довольно быстро прибыли к водопаду Бельтертуюк, что в переводе означает «конец пути». Не обманули — и правда тупик. Хотя, дальше в горы уходит некое подобие дороги, усыпанное валунами размером с телевизор. Этот водопад — довольно популярная достопримечательность, несмотря на относительную труднодоступность. Информации в интернете полно, например, тут.
Как это часто бывает, местность вокруг затмевает красотой саму достопримечательность. Да, водопад, каскадами низвергающийся в Катунь, безусловно, заслуживает внимания. Но без окружающих гор и долин впечатление не было бы полноценным.
По пути назад вскорости остановились с тем, чтобы часть из нас отправилась на экскурсию к петроглифам — древним наскальным рисункам. Лично я и еще несколько товарищей заленились и проигнорировали эту возможность. В то время, как Леха с Яной изучали плоды трудов античных дизайнеров, остальные прохлаждались на лоне природы. Прохлаждались лишь только образно — на улице царила жара под 30 градусов. Однако, местная фауна заставила об этом на какое-то время забыть.
В этот день мы планировали проехать по Чемальскому тракту до водопада, а затем по нему же благополучно вернуться назад на Чуйский тракт. Однако, автопутешествия прекрасны тем, что позволяют отклоняться от планов и импровизировать. Благодаря Виталику на Крузаке выяснилось, что, оказывается, отсюда на Чуйский тракт можно попасть через Ороктойский перевал, что позволяет миновать крюк в 200 км. Да, перевал труднопроходимый, но не зря же мы на внедорожниках.
Перемахнув по мостику через Катунь, плавно поднялись к селу Ороктой, от которого начинается уже действительно веселая дорога.
Еще до основного подъема столкнулся с проблемой: движок начал кипеть. Да жарко, да антифриз фиговый. Но что-то было явно нет так. Истинную причину я узнал уже в Москве, через месяц с лишним. Но об этом позже. А пока нет времени объяснять — надо штурмовать перевал. Остыв до приемлемых 80-90 градусов, ломанулись. Сначала пришлось проехать через лесок с парочкой «грязевых ванн».
Дальше дорога пошла круто вверх до самого перевала. По сути, это временно пересохшее русло горной реки со всеми вытекающими — промоины, булыжники, боковые уклоны.
Вместо того чтобы спокойно ехать на пониженной передаче и не перегружать движок, я зачем-то втопил «на все бабки». Неровности меня слабо волновали, главное было проехать как можно больше до закипания антифриза. Наверное, со стороны мой джип выглядел как разъяренный бык на родео, скачущий одновременно во всех плоскостях. Короче говоря, слабоумие и отвага. Но было весело. Периодически останавливался отстывать и меня догоняли ребята. Чуть позже осознал ошибочность своей тактики и сбавил обороты. Тише едешь — дальше будешь, воистину.
Очень удивил Шеви. Двигаясь во главе колонны, наш экипаж периодически задавался вопросом: а как Тахо здесь проедет? Он же и гораздо ниже, и больше, и тяжелее… Однако же, глаза боятся, а Тахо едет. andrew-nd прополз самые геометрически неудобные участки, лишь загнув пороги. Что до Крузака, то он без всяких проблем прополз все на пониженной передаче.
После перевала, как ни странно, начался спуск, а значит, я перестал кипеть. Вскоре каменистая колея сменилась гладкой проселкой через плавные долинные поля. Появилась возможность расслабленно повкушать проплывающий в открытых окнах Алтай. Эх, лепота. Не буду в очередной раз петь дифирамбы горам — все и так ясно. Здесь они хоть и не высокие, но шарма от этого меньше не становится.
И как же, черт возьми, здесь уютно смотрятся села. Ничуть не мешают пейзажам, даже напротив, дополняют.
В итоге, со всеми многочисленными остановками, на преодоление Ороктойского перевала у нас ушло пол-дня и к Чуйскому тракту мы выехали уже на закате. Что касается поломок — у меня порвало стойку стабилизатора из-за дикой раскачки (стабилизатор после поездки снял), у Андрюхи загнуло пороги. В общем, ерунда.
Виталик, как бывалый, порекомендовал в этих местах не останавливаться совсем дикарями, так как есть риск налета местных жителей. Поэтому разбили лагерь в ближайшем «кемпинге» у берега реки Урсул. Стоимость получилась смехотворной — по 100 рублей с человека.
К сожалению, китайская гоупро на лобовом стекле вырубилась прямо перед самим интересным и основную часть подъема не сняла. Слепил небольшую видеонарезочку из того, что есть. Без музыки, просто в качестве живых фотографий)
- Орнамент на авто маркером
- Оронгой улан удэ расстояние на машине