Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле

Оборудование пожарного автомобиля

Результат оперативного реагирования команды спасателей на сигнал о возгорании во многом зависит от комплектации пожарных автомобилей специальным оборудованием. Перечень пожарно-технического вооружения прописан в ГОСТе 12.2.047-86. Нарушение правил оснащения ПА влечет за собой не только срыв операции, но и составляет опасность для жизни спасателей и людей, попавших в беду.

Стандартный комплект

Для оперативного реагирования на вызов бригада спасателей использует определенный комплекс вспомогательных средств, которые входят в перечень основного оборудования пожарных автомобилей или являются частью пожарно-технического вооружения. Первое представляет собой комплекс коммуникаций для подавления огня. Ко второму относят технические средства для защиты личного состава при проведении разведки на месте происшествия и ликвидации возгораний.

Стандартно ПА общего назначения, к которым относят автоцистерны, насосно-рукавные машины, автомобили первой помощи и спасательный транспорт, на борту обязательно имеют:

Перечень пожарного оборудования, возимого на пожарных автомобилях, зависит от модели транспортного средства. В зависимости от сложности ситуации на место вызова посылают машину, оснащенную в соответствие со стандартным протоколом действий.

Оборудование для эвакуации

Первоначальной задачей бригады спасателей является эвакуация людей и материальных ценностей из охваченной огнем зоны. Кроме подручных средств, перечисленных выше, большое значение в благополучном исходе операции по эвакуации имеет гидравлический аварийно-спасательный инструмент. Это переносные комплексы с гидроприводом, которые используют для деблокировки пострадавших во время ЧС.

ПА автомобили общего назначения оснащены:

Принцип действия гидравлического аварийно-спасательного инструмента основан на приведении в действие насоса (ручного или с электроприводом).

Пожарные стволы

Один из видов специального оборудования основных пожарных автомобилей, используемого для подачи огнетушащих средств через рукава гидрантов.

Пожарные стволы
Пропускная способность и размерыВид огнетушащего вещества
РучныеВодяные
ЛафетныеПенные
Комбинированные

Ручные активируются ручным оборудованием. Их недостаток – ограниченное расстояние действия, максимум 5 метров. Применяют при тушении небольших очагов возгорания. Лафетные – оборудование спецтехники. В комплекте – варианты насадок.

Переносное оборудование обоих типов крепится на окончании рукавной напорной линии. Стационарные устанавливаются только на опорах и соединяются с краном или насосом автомобиля. Благодаря стволам и насадкам можно формировать как сплошную струю для тушения огня на дальних расстояниях, так и распыленную для небольших площадей или локального очага.

Машины, выезжающие в зону пожара, комплектуются следующими моделями стволов.

РС-70Оборудование пожарных машин, мотопомп. Состоит из корпуса, насадки, муфтовой соединительной напорной головки и переносного ремня.РСП-50

Рукава

Вид технического оснащения любого автомобиля, который выезжает в зону ЧС. Сегодня используют три типа рукавов:

Всасывающие

Используются для забора воды из водоисточника для дальнейшего пожаротушения. Стандартно длина рукавов, которыми комплектуются ПА – 4 метра. При транспортировке их располагают в пенале на крыше АЦ. Некоторые автомобили имеют отделение на уровне насосного отсека.

Напорно-всасывающие

Используют для забора воды и ее последующей транспортировки из водоисточника или гидранта с использованием насоса. Их отличительной особенностью является металлический проволочный каркас, покрытый текстильным кожухом. Пеналы для хранения и транспортировки таких рукавов расположены на надстройке ПА. Конструкция этих отсеков предусматривает естественную просушку оборудования во время возвращения техники на базу. Напорно-всасывающие рукава предназначены для подачи пенообразователя, масла и других специальных жидкостей.

Напорные

Наиболее распространенный вид рукавов, которыми комплектуются автоцистерны, пожарные поезда, корабли, краны. Предназначены для подачи огнетушащих веществ под избыточным давлением. В АЦ напорные рукава транспортируются в одинарной или двойной скатке. Также возможно использование специальной катушки.

Классификация ПТВ пожарной машины

Инструменты, используемые во время проведения спасательной операции, являются обязательным компонентом пожарных автомобилей любого вида. Их делят на две группы:

К механизированным ПТВ относят устройства с электро-, мото-, пневмо- и гидроприводом. К немеханизированным – классический рабочий инструмент.

Назначение ручного инструмента:

К механизированному инструменту относят бензомоторные пилы, электрические молотки, автогенно-резальные агрегаты.

Размещение в автомобиле

По конспекту, которым пользуются оперативные бригады, выезжая на вызов, к размещению оборудования на пожарном автомобиле предъявляют высокие требования. Часть хранится в кабине боевого расчета, часть – в кабине водителя. Основной же инвентарь расположен в отсеках кузова. Четкий порядок – залог уменьшения времени на боевое развертывание без снижения его оперативной подвижности.

Размещение оборудования подчинено правилу эргономики:

В кабине водителя должны быть огнетушители и ручной инструмент. В зоне боевого расчета размещают пожарные стволы и рукавные зажимы, противогазы и фонари. Все оборудование размещают так, чтобы оперативники при боевом развертывании не мешали друг другу.

Источник

Размещение оборудования на АЦ. Устройство кабин и кузовов

Кузов пожарной автоцистерны состоит из кабины, собственно кузова, цистерны, бака для пенообразователя и деталей оперения.

Конструкция кабин и салонов минимальных размеров, а также размещение пожарного оборудования должны быть такими, чтобы обеспечивалось рациональное распределение массы пожарного автомобиля между осями; быстрота и безопасность занятия мест боевым расчетом и удобство его размещения; минимальные затраты времени на боевое развертывание на пожарах.

Выполнение этих требований — задача трудная. Это обусловлено тем, что рост людей неодинаков. Пропорционально росту изменяются: длина конечностей, ширина бедер, плеч и другие размеры. Если при изготовлении пожарного автомобиля ориентироваться на средний рост пожарных, то такой автомобиль будет удобен только для 50 % всех пожарных. Для пожарных с ростом выше среднего он будет неудобным. Поэтому размеры кабины, кузова должны быть такими, чтобы в них было удобно работать пожарным практически любого роста.

Устройство кабин и кузовов

На пожарном автомобиле может быть только кабина водителя или кабина водителя и кабина (салон) боевого расчета.

Кабины водителя обычно не подвергаются существенным изменениям. Одним из существенных их недостатков является то, что на многих машинах положение сидения не регулируется. При этом обзорность у водителей разного роста различна. Водитель высокого роста лучше видит дорогу ближе к машине, а малого роста — вдали. В перспективных автомобилях предусматривается регулирование положения сидения по высоте и в продольном направлении автомобиля. Должно регулироваться также положение (угол наклона) спинки сидения. Это позволит устанавливать сидение в наивыгоднейшем положении водителю любого роста.

Кабины боевого расчета во всех пожарных автомобилях цельнометаллические бескаркасные. Они сварены из стальных хладнокатаных профилей,панелей и штампованных элементов. Толщина стального листа профилей 1,4 мм, панелей — 0,8 мм. Внутри кабина обита водонепроницаемым картоном, на пол настилается прорезиненный коврик. Кабина боевого расчета посредством сварки соединена с кабиной водителя. На раме она устанавливается на резиновые подушки и крепится на четырех точках болтами.

Кабина боевого расчета оборудуется двумя дверями, по одной на каждую сторону. Они навешены на петлях. На каждой двери имеется стеклоподъемник и замок.

Размеры дверных проемов и сидений в них должны обеспечивать быстроту посадки боевого расчета и удобное его расположение. Сидения располагаются в один (автоцистерны) или два ряда (автонасосы) перпендикулярно оси пожарного автомобиля.

Тумбы кузова цельнометаллические бескаркасные. Они сварены из стальных профилей, панелей, кронштейнов. Облицовочные панели стальные, толщина листа 0,8 мм.

Тумбы крепятся к кронштейнам цистерны болтами, эластичность их соединений обеспечивается резиновыми прокладками. В задней части пожарного автомобиля между тумбами и задней стенкой цистерны устанавливается насос. Доступ к нему осуществляется через проем, закрываемый дверцей со стеклом, замком и ограничителем. Тумбы сверху и сзади оборудуются поручнями, сзади — откидными подножками и скобами для подъема на крышу. Для предотвращения продавливания тумб на их крыше уложены деревянные трапики.

Тумбы разделены на отсеки, в которых размещается пожарное оборудование. К нижней части тумб присоединяются бензобаки и крылья-облицовки. Отсеки (их всего четыре, по два с каждой стороны рамы) закрываются дверями, навешенными на петлях, которые в открытом положении удерживаются ограничителями.

Крышу пожарного автомобиля образуют верхние части тумб, цистерны и насосного отделения. На ней размещается пожарное оборудование.

Конструкции кузовов других пожарных автоцистерн и автонасосов мало отличаются от рассмотренного выше.

Кузов насосно-рукавного автомобиля АНР-40 (130)-127А имеет ряд особенностей. На нем кабина водителя и боевого расчета объединены. Насосная установка размещена в кабине. Это удобно для работы зимой. Цельнометаллический кузов автомобиля имеет восемь отсеков. В них размещено пожарное оборудование. В средней части кузова устанавливаются съемные стойки с роликами. Между ними укладываются «змейкой» напорные прорезиненные рукава. При движении автомобиля они выкладываются в одну или две рукавные линии. Прокладка рукавных линий производится со скоростью 10—15 км/ч. Под полом кузова расположен бак для пенообразователя, который изготовлен из нержавеющей стали и зимой обогревается выхлопными газами двигателя.

Цистерны, баки для пенообразователя

На пожарных автоцистернах и автонасосах вода, смесь ее с пенообразователем или пенообразователь вывозятся в цистернах, сваренных из стали. В поперечном сечении цистерны могут иметь круглую, эллиптическую форму или форму, близкую к квадрату с закругленными углами.

Цистерны с поперечным сечением круглой формы в настоящее время практически не используются. Цистерны с эллиптической формой сечения устанавливают на пожарных автомобилях АЦ-20 (66)-104, АЦ-40 (66)-146 и др. Эти цистерны достаточно жесткие. Достоинством их является уменьшение высоты центра тяжести, более полное использование ширины шасси. Технологически такие цистерны изготовлять труднее, чем цистерны другого типа.

Цистерны с поперечным сечением, близким к квадратному, используют практически на всех автоцистернах и автонасосах. Только на АЦ-40 (375)-Ц1 устанавливается цистерна, по форме близкая к квадратному сечению, но нижняя сторона изогнута по дуге окружности.

Все цистерны имеют много общих элементов. В качестве примера рассмотрим устройство цистерны АЦ-40 (130)-63Б (рис. 6.3). Обечайка закрыта с обеих сторон приваренными днищами. На верхней части обечайки установлена контрольная труба с выходом через днище цистерны. Вверху она закрыта крышкой. При заполнении цистерны водой лишняя вода будет выливаться по этой трубе из цистерны. Горловина цистерны закрывается крышкой Крышка имеет резиновые уплотнения. Горловина служит лазом при осмотре и ремонте внутренней полости цистерны. В днище цистерны имеется отстойник со сливным краном. Управление им производится рычагом. Забор воды осуществляется по трубе 8. На заднем днище цистерны на кронштейне устанавливают тахометр. Штуцер и труба служат для подсоединения водопенных коммуникаций.

В переднем днище имеется горловина горизонтального люка, закрываемого крышкой. Внутри цистерны установлены продольные и поперечные волноломы. Они тормозят перемещение жидкости, усиливая устойчивость пожарного автомобиля при его движении. Штуцеры предназначены для установки гидроконтактов.

Крепление цистерны трехточечное. В передней части опорами через амортизаторы цистерна крепится болтами к шарнирной опоре. В задней части опорами через амортизаторы 20 на бруске цистерна устанавливается на раму шасси и крепится стремянками. Внутренняя поверхность цистерны покрывается двумя слоями каменноугольного лака или двумя слоями грунта и слоем лака марки «Морской». Наружная поверхность окрашивается.

Аналогичную конструкцию цистерны имеют автомобили АН-40 (133Г1)-181, АЦ-40 (130)-63А, АЦ-40 (131)-137. У двух последних отсутствует горизонтальный люк, закрываемый крышкой. На некоторых автоцистернах предусмотрен подогрев воды в зимнее время. Для этой цели на АЦС-40 (131)-42Б в цистерне установлена труба, по которой проходят отработавшие газы двигателя. Цистерна этого автомобиля утеплена слоем войлока, прикрепленного к ее поверхности глифтолевым клеем, и обтянута брезентом.

Подогрев воды на АЦ-40 (131)-153 осуществляется в специальном теплообменнике, установленном внутри цистерны. В цистерне предусмотрено специальное дозирующее устройство для постоянной дозировки холодной воды по мере расхода подогретой. Наружная поверхность этой цистерны покрыта теплоизоляционным слоем из жесткого полиуретанового пенопласта.

Баки для пенообразователя изготовляют из нержавеющей стали. К обечайке приварены два днища. Через горловину, закрываемую крышкой, бак заполняют пенообразователем. В баке имеется отстойник, закрываемый заглушкой. Внутри бака установлены волноломы. К штуцеру присоединяется трубопровод для подачи пенообразователя к насосу. При промывке бака необходимо отвернуть заглушку.

Размещение пожарного оборудования

Количество и номенклатура пожарного оборудования и инструмента на пожарных автомобилях должны соответствовать табелю положенности.

Пожарное оборудование и инструмент, возимые на пожарных автомобилях, размещаются в кабинах водителя и боевого расчета; отсеках кузова и насосном отделении; на крыше пожарного автомобиля; на задней рукавной катушке (где она предусмотрена конструкцией) и в подножных ящиках.

В кабине водителя размещаются огнетушители и инструмент. В кабине боевого расчета находятся пожарные стволы (позиции 14 и 15), а также рукавные зажимы. В отсеках кузовов уложено все основное пожарное оборудование: пожарные напорные рукава различных диаметров, колонка пожарная, сетка всасывающая, воздушнопенные стволы, переходные головки, рукавные зажимы и т. д.

Все оборудование в отсеках размещено так, чтобы номера боевого расчета при боевом развертывании не затрудняли работу друг друга и выполняли ее в рациональной последовательности. Из рассмотрения схемы размещения оборудования следует, что наиболее часто используемое оборудование размещено в отсеках в наиболее доступных зонах. Так, пожарная колонка 7 и всасывающая сетка 10 находятся в нижней части заднего отсека, пожарные стволы 14 и 15 в кабине боевого расчета и т. д.

Все пожарное оборудование должно закрепляться на положенных местах. Крепление должно быть надежным и, вместе с тем, позволять быстрое снятие нужного оборудования. Для крепления используются пружинные зажимы (крепление стволов, ломов

Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть картинку Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Картинка про Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле

Рис. 6.5. Размещение пожарного оборудования в кузовах и кабинах пожарной автоцистерны АЦ-40 (131)-137:

и т. д.), зажимами с накидными замками крепят пожарную колонку, всасывающую сетку и т. д. Ремнями из тесьмы крепят спасательные веревкн, кислородно-изолирующие аппараты, пожарные напорные рукава и т. д. Для предохранения от повреждений кислородно-изолирующие противогазы размещают в специальных гнездах.

Пожарные напорные рукава целесообразно размещать в специальных гнездах, стенки которых обивают полимерными материалами. При движении пожарного автомобиля рукав, соприкасаясь с таким материалом, не истирается. Это способствует увеличению срока службы рукавов. Напорно-всасывающие и всасывающие пожарные рукава размещаются в пеналах, установленных на крыше или в подножных ящиках.

Трехколенная выдвижная и штурмовая лестницы и другое оборудование размещены на крыше (рис. 6.6). С помощью специальных устройств обеспечивается надежное их крепление и быстрый съем.

Устройство механизма крепления и съема трехколенной лестницы показано на рис. 6.7. В двух стойках закреплена ось. На оси свободно размещены ролики опоры лестницы и трубчатая ось с двумя захватами. Захват (левый) шарниром соединен с тягой, имеющей на конце рукоятку. Тяга перемещается в кронштейне и в замкнутом состоянии фиксируется стопором с ручкой. Для снятия лестницы следует освободить стопор и за рукоятку отвести захват на трубчатой оси 6 от ступеньки лестницы (показано в сечении А—А стрелками). При этом лестница освободится и ее легко, перемещая по роликам, снять с крыши пожарного автомобиля. На крыше автомобиля имеется шесть опорных резиновых роликов.

Укладка и крепление лестницы осуществляются в обратном порядке. При накатывании лестницы на ролики ограничением перемещения служат угольники на декоративной решетке. В эти угольники должны упираться упоры на верхнем колене лестницы.

На пожарной автоцистерне АЦ-40 (130)-63А, пожарных насосах АН-30 (130)-64А и АН-40 (130)-127 и насосно-рукавном автомобиле АНР-40 (130)-127А установлены рукавные катушки. Они обеспечивают укладку, транспортировку и механизацию выкладки рукавной пожарной линии.

На рукавной катушке укладывается прорезиненных рукавов 0 66 мм (длина каждого рукава 20 м). Их масса 120 кг. Катушка имеет размеры 1475×1000×825 мм. Ее масса без рукавов 50 кг.

Рукавная катушка состоит из рамы, шпульки для рукавов, колес с пневматическими шинами, кронштейнов и рукоятки. Рама нижними проушинами со специальными вырезами опирается на пальцы кронштейнов (см. также правую Щеку 14) и удерживается в исходном состоянии серьгами с помощью механизма замыкания и размыкания. Ось шпульки расположена в подшипниках.

Подшипниковые узлы изолированы от внешней среды сальниками и крышками. Фланцы боковых шпулек жестко закреплены на оси. Следовательно, шпулька с рукавами легко вращается на подшипниках. На раме смонтирован фиксатор. Палец фиксатора заходит в гнезда фланца шпульки и фиксирует ее в неподвижном состоянии. При выкладке рукавной линии необходимо выдвинуть палец и повернуть его на 90° с помощью кольца на фиксаторе. К кронштейнам рамы приварены оси ступиц колес. Ступицы колес вращаются на подшипниках. Смазываются подшипники через масленку. Расстояние от нижней точки шпульки до полотна дороги — равно 155 мм. На раме имеются две трубчатые ручки для перемещения катушки при прокладке рукавных линий.

Механизм замыкания и размыкания (размещен в щеках кронштейнов) состоит из кулачка, защелки, пружины и держателя. На одной оси с кулачком имеются две рукоятки (на обоих кронштейнах), в щеках кронштейнов имеются отверстия для введения в них запора-фиксатора.

Снятие катушки производят следующим образом: вынимают из отверстия упор-ограничитель; – поворачивают рукоятку на себя до упора, при этом кулачок, поворачиваясь по часовой стрелке, отодвинет влево защелку и освободит держатель (штриховыми линиями показано положение деталей механизма, когда катушка освобождена); – поворачивают катушку, удерживая ее за рукоятку вокруг оси, до касания колесами земли; – выводят раму из зацепления с осью. Установка катушки осуществляется следующим образом: подкатывают катушку к кронштейнам пожарного автомобиля и проушинами рамы зацепляют за пальцы; – перемещая рукоятки по направлению к автомобилю, катушка поворачивается вокруг пальцев, при этом серьга внешней частью проушины западет в зев держателя и повернет его в исходное положение; в этом положении рукоятки будут прижаты к упорам;

рукоятку переводят в исходное состояние, при этом кулачок освободит защелку, и пружина переместит ее так, что в ее зев войдет хвостовик держателя в отверстие устанавливают запор-ограничитель, что обеспечивает надежное крепление рукавной катушки.

Источник

Размещение пожарного оборудования.

Количество и номенклатура пожарного оборудования и инстру­мента на пожарных автомобилях должны соответствовать табелю положенности.

Пожарное оборудование и инструмент, возимые на пожарных автомобилях, размещаются в кабинах водителя и боевого расчета; отсеках кузова и насосном отделении; на крыше пожарного авто­мобиля; на задней рукавной катушке (где она предусмотрена кон­струкцией) и в подножных ящиках.

В кабине водителя размещаются огнетушители и инструмент. В кабине боевого расчета находятся пожарные стволы, а также рукавные зажимы. В отсеках кузовов уложено все основное пожарное оборудование: пожарные напорные рукава различных диаметров, колонка пожарная, сетка всасывающая, воздушно-пенные стволы, переходные головки, рукавные зажимы и т. д.

Все оборудование в отсеках размещено так, чтобы номера бое­вого расчета при боевом развертывании не затрудняли работу друг друга и выполняли ее в рациональной последовательности. Из рассмотрения схемы размещения оборудования следует, что наиболее часто используемое оборудование размещено в отсеках в наиболее доступных зонах. Так, пожарная колонка и всасы­вающая сетка находятся в нижней части заднего отсека, пожар­ные стволы и в кабине боевого расчета и т. д.

Все пожарное оборудование должно закрепляться на положен­ных местах. Крепление должно быть надежным и, вместе с тем, позволять быстрое снятие нужного оборудования. Для крепле­ния используются пружинные зажимы (крепление стволов, ломов и т.д.), зажимами с накидными замками крепят пожарную колонку, всасывающую сетку и др. Ремнями из тесьмы крепят спасательные веревки, кислородно-изолирующие аппараты, пожарные напорные рукава и т. д. Для предохранения от повреждений кислородно-изолирующие противогазы размещают в специальных гнездах. Пожарные напорные рукава целесообразно размещать в специальных гнездах, стенки которых обивают полимерными материалами. При движении пожарного автомобиля рукав, соприкасаясь с таким материалом, не истирается. Это способствует увеличению срока службы рукавов. Напорно-всасывающие и всасывающие пожарные рукава размещаются в пеналах, установленных на крыше или в подножных ящиках. Трехколенная выдвижная и штурмовая лестницы и другое оборудование размещены на крыше. С помощью специальных устройств обеспечивается надежное их крепление и быстрый съем.

На пожарной автоцистерне АЦ-40 (130) 63А, и насосно-рукавном автомобиле АНР-40 (130) 127А установлены рукавные катушки. Они обеспечивают укладку, транспортировку и механизацию выкладки рукавной пожарной линии.

На рукавной катушке укладывается 6 прорезиненных рукавов диаметром 66 мм (длина каждого рукава 20 м). Их масса 120 кг. Катушка имеет размеры 1475х1000х825 мм. Ее масса без рукавов 50 кг.

Рукавная катушка состоит из рамы, пульки для рукавов, колес с пневматическими шинами, кронштейнов и рукоятки. Рама нижними проушинами со специальными вырезами опирается на пальцы кронштейнов и удерживается в исходном состоянии серьгами с помощью механизма замыкания и размыкания. Ось шпульки расположена в подшипниках. Подшипниковые узлы изолиро­ваны от внешней среды сальниками и крышками. Фланцы боковых шпулек жестко закреплены на оси. Следовательно, шпуль­ка с рукавами легко вращается на подшипниках. На раме смон­тирован фиксатор. Палец фиксатора заходит в гнезда фланца шпульки и фиксирует ее в неподвижном состоянии. При выкладке рукавной линии необходимо выдвинуть палец и повернуть его на 90° с помощью кольца на фиксаторе. К кронштейнам рамы при­варены оси ступиц колес. Ступицы колес вращаются на под­шипниках. Смазываются подшипники через масленку. Расстояние от нижней точки шпульки до полотна дороги — равно 155 мм. На раме имеются две трубчатые ручки для перемещения катушки при прокладке рукавных линий.

При эксплуатации рукавной катушки необходимо: снимать и устанавливать ее двумя бойцами; следить за одновременным сра­батыванием механизмов запора; регулируя вылет серьги из крон­штейна рамы, добиваться правильного положения их в держате­лях; периодически проверять затяжку болтовых соединений крон­штейнов, при необходимости подтягивать их; регулируя поло­жения упоров, обеспечивать плотное прилегание к ним ручек рамы катушек; смазывать два раза в год подшипники катушки (смазка 1-13), оси держателя, защелки и кулачки смазывать мас­лом ТАп-10 или ТАп-15. При проведении ТО-1 или ТО-2 необхо­димо проверять надежность крепления пожарного оборудования во всех отсеках.

Автомобили быстрого реагирования представляют собой «мини автоцистерну» и монтируются на шасси ГАЗ-2705 «Газель», УАЗ-3962, ЗИЛ-5301. Данные автомобили предназначены для оперативного прибытия к месту пожара в городах и обеспечения работ на пожаре. Автомобили быстрого реагирования (рис. 5.44) имеют емкость для воды 500-800 л. и оборудуются как правило комбинированными центробежными насосами со ступенью высокого давления.

Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть картинку Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Картинка про Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле

Рис. 5.44. Пожарный автомобиль быстрого реагирования.

Основные пожарные автомобили целевого использования.

Пожарные автомобили аэродромного тушения предназначены для тушения пожаров самолетов, спасения пассажиров и экипажей самолетов, тушения розливов топлива и проведения других спасательных работ на территории аэропортов. Различают автомобили аэродромного тушения среднего и тяжелого типов.

Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть картинку Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Картинка про Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле

Рис. 5.45. Пожарный аэродромный автомобиль АА-40 (131) 139.

Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть картинку Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Картинка про Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле

Рис. 5.46. Автомобиль аэродромного тушения АА-60 (7310) 160.01.

Рис. 5.47. Пожарная насосная станция ПНС-110 (131) 131А.

Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть картинку Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Картинка про Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле

Пожарные автомобили пенного тушения (рис. 5.48) применяют в случаях, когда необходимо обеспечить большие расходы пенообразователя (пены).

Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть картинку Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Картинка про Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле

Рис. 5.48. Пожарный автомобиль пенного тушения АВ-20 (53213).

Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть картинку Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Картинка про Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле

Рис. 5.49. Автомобиль газового тушения АГТ-1000 (4331).

Основные пожарные машины целевого применения.

К основным пожарным машинам целевого применения относятся пожарные самолеты и вертолеты, пожарные суда, пожарные поезда.

Пожарные самолеты и вертолеты (рис. 5.50) предназначены для определения очагов лесных пожаров, а также для доставки к месту пожара боевых расчетов и огнетушащих веществ, подачи ОТВ в очаг пожара. Пожарные вертолеты используют также для эвакуации пострадавших с верхних этажей зданий.

Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть картинку Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Картинка про Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобилеОснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть картинку Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Картинка про Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле

Рис. 5.50. Пожарные самолет БЕ-200 и вертолет КА-32А.

Самолет АН-2П способен садится на воду и забирать при этом до 1 т. воды в каждый поплавок за 5-7 секунд. Самолет ИЛ-76М способен нести на борту до 40 т. воды. Вертолетами МИ-6 может доставляться к месту пожаров тяжелая техника: бульдозеры, пожарные вездеходы, автоцистерны и т. д.

Пожарные суда (рис. 5.51) предназначены для тушения пожаров на плавсредствах в акватории портов, а также на прилегающей к портам территории. Различают речные и морские пожарные суда.

Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть картинку Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Картинка про Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле

Рис 5.51. Речное пожарное судно

Наличие на пожарных судах запаса пенообразователя, пеносмесителей и пенообразующих устройств обусловливает возможность тушить пожары нефтепродуктов. Пожарные суда должны обладать большой маневренностью, малой усадкой. Насосы на пожарных судах устанавливают ниже ватерлии для заполнения полости насосов водой самотеком при движении судна. Пожарные суда имеют защитную оросительную систему, предназначенную для защиты судна и личного состава от воздействия теплового излучения при тушении пожаров.

Специальные пожарные автомобили

Специальные пожарные автомобили предназначены для выполнения специальных работ на пожаре:

· доставка к месту пожара дежурных служб пожаротушения и оборудования, обеспечение работы РТП на пожаре;

· освещение места пожара в темное время;

· обеспечение радиосвязи на пожаре;

· подвоз рукавов и прокладка рукавных линий;

· спасение людей с верхних этажей зданий и т. д.

К специальным пожарным автомобилям относятся:

1. Автолестницы и коленчатые подъемники.

2. Штабные автомобили.

3. Пожарные лаборатории.

4. Автомобили связи и освещения.

5. Рукавные автомобили.

6. Автомобили газодымозащитной службы

7. Автомобили дымоудаления.

8. Аварийно-спасательные автомобили.

9. Автомобили технической службы.

Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть картинку Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Картинка про Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобилеОснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть картинку Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Картинка про Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле

Рис. 5.52. Пожарная автолестница АЛ-50 (53228) ПМ-513 и

коленчатый подъемник АКП-50 (6923).

Пожарные автолестницы и коленчатые подъемникипредназначены:

· для спасения людей с верхних этажей зданий;

· для доставки на верхние этажи зданий боевых расчетов, ПТВиО;

· для обеспечения подачи огнетушащих веществ в очаг пожара сверху.

В настоящее время отечественная промышленность выпускает АЛ и АКП с высотой подъема комплекта колен от 17 до 62 м. (рис. 5.52). Ведутся разработки по созданию и производству АКП-70.

В общем виде пожарная автолестница (рис. 5.53) или коленчатый подъемник состоит из базового шасси, опорно-поворотного основания и комплекта колен. Разница между ними заключается в кинематике движения комплекта колен. У автолестниц колена выдвигаются телескопически, а у АКП совершают сложное плоско- параллельное движение.

Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть картинку Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Картинка про Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле

Рис. 5.53. Пожарная автолестница АЛ-30 (131) ПМ-506В.

Пожарные автолестницы и коленчатые подъемники оборудуются дополнительным электрооборудованием, включающим в себя систему автоматических блокировок опасных движений комплекта колен. Данная система обеспечивает безопасность выполняемых работ.

Коленчатые подъемники целесообразно применять при эвакуации небольшого количества пострадавших, т. к. грузоподъемность люльки составляет 320 кг. При тушении пожаров в общежитиях, многоквартирных зданиях, офисах целесообразнее использовать автолестницы, поскольку по прислоненному комплекту колен может передвигаться цепочка людей с интервалом 3 м.

Рукавные автомобили предназначены для доставки пожарных рукавов и прокладки рукавных линий.

Рукавные автомобили применяют совместно с пожарными насосными станциями или автоцистернами. Данные автомобили монтируются, как правило, на полноприводных шасси ЗИЛ-131, КамАЗ-4310. Автомобиль состоит из базового шасси и металлического кунга с рукавами. В передней части устанавливается лебедка с приспособлением для механизированной смотки рукавов. Для привода лебедки используется механическая реверсивная односкоростная коробка отбора мощности, забирающая мощность до 22 кВт.

Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть картинку Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Картинка про Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле

Рис. 5.54. Рукавный автомобиль АР-2 (131) 133.

Металлический кунг внутри разделен вертикальными быстросъемными стойками с капроновыми роликами. Расстояние между стойками устанавливается в зависимости от диаметра укладываемых рукавов. Количество стоек определяется из расчета укладки рукавов наименьшего диаметра 77 мм. В задней и передней части металлического кунга имеются ящики с боковыми откидывающимися крышками. Откидные крышки задних ящиков используются как подножки для входа в кунг или для укладки рукавных линий. Крыша кунга оборудована деревянными трапами и откидными поручнями, которые в приподнятом состоянии образуют огражденную площадку. На площадке могут перевозится использованные рукава в скатках или навалом.

Автомобиль АР-2 (131) 133 (рис. 5.54) может доставлять к месту тушения пожара 2040 м. рукавов диаметром 77 мм., или 1760 м. рукавов диаметром 100 мм, либо 1340 м. рукавов диаметром 150 мм. Полная масса автомобиля 10,5 т. Скорость прокладки рукавных линий составляет 9 км/ч.

Пожарно-техническое вооружение и инструмент на рукавных автомобиля размещаются в кабин водителя, кунге и ящиках под полом кунга. Оборудование и инструмент надежно закреплены специальными зажимами и приспособлениями, обеспечивающими быстрый их съем. В систему удаления выхлопных газов маршевого двигателя вмонтирована газовая сирена. Рычаг включения сирены находится в кабине водителя.

В состав дополнительного электрооборудования рукавных автомобилей входят: фара-искатель, проблесковые маячки, плафоны для освещения кунга (3 шт.), сигнальное громкоговорящее устройство, возимая радиостанция с антенной, концевые выключатели и контрольная лампочка сигнала открытия задних дверей кунга.

Специальные пожарные автомобили, входящие в группу технических средств управления предназначены для координации действия боевых расчетов, а также для обеспечения работы РПТ на пожаре и сотрудников исследовательских пожарных лабораторий после него. К ним относятся штабные автомобили, автомобили связи и освещения и пожарные автомобили-лаборатории.

В настоящее время выпускаются штабные пожарные автомобили на шасси ВАЗ-2131 «Нива» (рис. 5.55).

Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть картинку Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Картинка про Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле

Рис. 5.55. Штабной автомобиль АШ-5 (2131).

В комплект оборудования штабного автомобиля входят: электромегафоны, телефонный аппарат, индивидуальные и групповые электрические фонари, огнетушители. Дополнительно АШ вывозит СИЗОД, носимые радиостанции.

Пожарный автомобиль связи и освещения предназначен для освещения места пожара в темное время, обеспечение радиосвязи на пожаре. АСО монтируются на полноприводных шасси грузовых автомобилей ГАЗ-66, либо на неполноприводных шасси пассажирских автобусов ПАЗ-3205. АСО-12 (66) 90А (рис. 5.56) состоит из базового шасси и металлического кунга.

Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть картинку Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Картинка про Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле

Рис. 5.56. Автомобиль связи и освещения АСО-12 (66).

Пожарные автомобили-лаборатории предназначены для доставки к месту пожара специалистов исследовательских пожарных лабораторий, а также специального оборудования и снаряжения. АЛП (3962) способен доставлять к месту пожара 5 человек. Вывозит видео- и аудиоаппаратуру, технические средства для проведения экспертизы и отбора образцов с места пожара.

Техника для устранения последствий пожаров. Данная группа специальных пожарных автомобилей предназначена для разборки завалов, проведения аварийно-спасательных работ, удаления дыма от очага пожара, доставки к месту пожара звеньев ГДЗС и их оборудования. К ней относятся: автомобили дымоудаления, автомобили газодымозащитной службы, аварйино-спасательные автомобили, пожарные автомобили технической службы.

Пожарные автомобили дымоудаления предназначены для удаления дыма от очага пожара или для подпора свежего воздуха. Автомобиль состоит из базового шасси и металлического кузова. В кузове автомобиля установлен осевой вентилятор с распылителем. Привод вентилятора осуществляется от маршевого двигателя базового шасси через карданную и клиноременную передачи. На платформе автомобиля устанавливают также бак с пенообразователем и пеносмеситель типа ПС-5.

Автомобили газодымозащитной службы предназначены для доставки к месту пожара звена ГДЗС, специального оборудования и инструмента, а также для обеспечения проведения специальных и аварийно-спасательных работ на пожаре. Автомобиль АГ-12 (3205) (рис. 5.57) в качестве базового агрегата имеет электрогенератор мощностью 12 кВт. Вывозит звено ГДЗС в составе 6 человек, СИЗОД, ПТВиО.

Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть картинку Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Картинка про Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле

Рис. 5.57. Автомобиль газодымозащитной службы АГ-12 (3205).

В салоне автобуса расположены верстаки для проведения технического обслуживания и мелкого ремонта СИЗОД. Электрогенератор обеспечивает работу аварийно-спасательного инструмента с электрическим приводом, а также выносных прожекторов. Данный автомобиль комплектуется различным аварийно-спасательным оборудованием с механическим, электрическим, гидравлическим и пневматическим приводом.

Аварийно-спасательные автомобили предназначены для проведения аварийно-спасательных работ на пожаре, а также для устранения негативных последствий от пожаров. АСА-20 (4310) (рис. 5.58) имеет генератор мощностью 20 кВт.

Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Смотреть картинку Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Картинка про Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле. Фото Оснащение и размещение пожарного оборудования на пожарном автомобиле

Рис. 5.58. Аварийно-спасательный автомобиль АСА-20 (4310).

Автомобиль оборудуется компрессором и крановой установкой грузоподъемностью до 3 т. и вывозит аварийно-спасательное оборудование и инструмент с электрическим, пневматическим, гидравлическим и механическим приводом.

Автомобили технической службы предназначены для разборки завалов и проведения других видов аварийно-спасательных работ. АТ-3(131) Т2 представляет собой шасси автомобиля ЗИЛ-131, на котором устанавливают электрогенератор, компрессор и крановую установку с электрическим приводом. Привод компрессора и генератора осуществляется от маршевого двигателя базового шасси. Для обеспечения устойчивости автомобиля при работе крановой установки в задней части расположены две выносные опоры.

Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 8056 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *