Основные машины и механизмы используемые на строительной площадке
Основные сведения о строительных машинах и механизмах
Производство строительных работ требует применения разнообразных машин и механизмов. Необходимость в строительных машинах возникает при транспортировке и монтаже строительных конструкций, разработке грунтов, при выполнении специальных работ.
Транспортные машины. Проблема доставки строительных конструкций и материалов всегда являлась одной из наиболее сложных. Большие расстояния от заводов-изготовителей до строительных объектов, значительные вес и габаритные размеры строительных грузов усложняют процесс их перемещения. Так, железнодорожный транспорт способен перевозить грузы лишь ограниченных длины, высоты и ширины.
Аналогичные ограничения существуют и при перевозке грузов на автомобильном транспорте, особенно в черте городской застройки, при наличии проводов электрических сетей, туннелей, при небольшой ширине дорог и малых радиусах их поворота. Для транспортировки некоторых конструкций используют специально оборудованные прицепы, при этом иногда перекрывают движение городского транспорта.
На строительные площадки приходится доставлять не только многотонные крупногабаритные конструкции, но и кирпич, столярные изделия, отделочные материалы, для чего может использоваться обычный грузовой автотранспорт. Для доставки бетонов или растворов используют специальные автомашины − бетоновозы, или миксеры (рис. 3.2).
Грузоподъемные машины и механизмы. Погрузочно-разгрузочные и монтажные работы производят с помощью грузоподъемных кранов.
Современные строительные краны имеют различную конструкцию, могут перемещаться по рельсам или быть на гусеничном либо на колесном ходу.
Монтажные башенные краны (рис. 3.3) способны поднимать грузы на высоту 20 этажей и более, а краны на колесном или гусеничном ходу − на относительно небольшую высоту.
Рис. 3.3. Монтажные краны: а – башенные, б – кран на гусеничном ходу
Выбор крана для ведения строительных работ производят с учетом массы грузов, высоты их подъема и необходимого вылета стрелы, т.е. расстояния по горизонтали от оси крана до места подачи груза. Наибольшее распространение при строительстве высоких зданий получили башенные краны. Работа для монтажных кранов находится сразу, как только на строительный объект начинают поступать грузы. Башенный кран привозят на строительную площадку в разобранном состоянии, сгружают с помощью другого крана, после чего монтируют.
Сгружать и поднимать грузы небольших размеров и массы можно кранами малой грузоподъемности, например автомобильным краном.
При строительстве дымовых труб, башен или высотных зданий используют самоподъемные краны, которые поднимаются по мере возведения объекта на все большую высоту, опираясь на уже смонтированные конструкции. В некоторых подобных случаях более целесообразным бывает использование грузовых вертолетов (рис. 3.4).
Землеройные машины. Строительные машины используются с самого начала строительства и до его окончания. Строительную площадку прежде всего нужно выровнять, т. е. выполнить ее планировку. Эта работа производится бульдозерами и грейдерами, которые срезают грунт и перемешают его на относительно небольшие расстояния (рис. 3.5 а, д). При больших объемах грунта и значительных расстояниях его перемещения указанную работу выполняют скреперами (рис. 3.5 б).
Рис. 3.5. Землеройные машины: а – бульдозер, б – скрепер,
Разработку грунта, например рытье траншей, котлованов под фундаменты, выполняют экскаваторами, которые могут быть одноковшовыми, многоковшовыми или роторными. Чаще всего на стройках в черте города применяют одноковшовые экскаваторы (рис. 3.5 в).
В зимних условиях разрабатывать грунты экскаваторам помогают баровые машины (рис. 3.5 г)., которые распиливают мерзлый грунт на отдельные блоки.
Средства малой механизации. Многие работы на строительной площадке можно механизировать без применения больших машин и механизмов.
Например, для перемешивания небольших порций раствора и бетона применяют компактные и малообъемные мешалки, шлифование бетонных поверхностей выполняют шлифовальными машинами, уплотнение грунта− вибротрамбовками и т.д. Большое число работ производят с помощью электроинструмента: дрелей, перфораторов, электрорубанков, затирочных машин и т.п.
МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Экскаваторы подразделяют на одноковшовые, периодического действия, и на экскаваторы непрерывного действия.
Основными частями строительных экскаваторов являются ходовая часть (колесная или гусеничная), поворотная платформа с силовой установкой и сменное рабочее оборудование.
Экскаваторы могут быть оснащены гидромолотами вместо ковша
Состоят траншейные экскаваторы из трех базовых частей: тягача, рабочего оборудования и оборудования для регулировки положения всех рабочих частей.
Подразделяются погрузчики на ковшовые, вилочные и многоковшовые (непрерывного действия).
Малогабаритные погрузчики предназначены для выполнения работ в особо стесненных условиях. Они имеют большой выбор сменного оборудования и успешно применяют зачистной ковш, обратную лопату, грузовую стрелу, вилы, гидромолот, бур, бульдозерный отвал, траншеекопатель. Погрузчик может совершить разворот на месте на 180° при ширине зоны до 4 метров, не более.
МАШИНЫ ДЛЯ РАБОТЫ С БЕТОНАМИ И РАСТВОРАМИ
К первому виду относится смесители различных модификаций. Наиболее современным и мобильным представителем этого вида машин является автобетоносмеситель. Он готовит бетонную смесь в пути следования к объекту, непосредственно на объекте и, будучи уже загруженным качественной смесью, активирует (перемешивает) ее в пути следования.
МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СВАЙНЫХ РАБОТ
Рассказывая об экскаваторах в строительных процессах, мы касались возможности применения навесного оборудования для использования экскаваторов в свайных работах. Но для этого существует и специальные установки.
задействуются копровые и сваебойные установки. На них навешивается сменное оборудование: свайные молоты, вибромолоты, вибропогружатели. Копровые и сваебойные установки монтируются на базе самоходных машин (тех же экскаваторов).
Основные машины и механизмы, применяемые в строительстве
Экскаваторы
Основное назначение экскаваторов – копание и перемещение грунта посредством ковша или механизма непрерывного действия (цепного или роторного). Исходя из этого, экскаваторы подразделяют на одноковшовые периодического действия и на экскаваторы непрерывного действия.
Одноковшовые, в свою очередь, бывают строительные универсальные для земляных работ и карьерные для разработки карьеров.
Основными частями строительных экскаваторов являются ходовая часть (колесная или гусеничная), поворотная платформа с силовой установкой и сменное рабочее оборудование. Классифицируют одноковшовые экскаваторы по следующим признакам:
— по типу рабочего оборудования – на шарнирно-рычажные и телескопические;
— по типу ходовой части – на гусеничные и пневмоколесные;
— по конструкции подвески рабочего оборудования – на гидроцилиндрах (жесткая подвеска) и канатных полиспастах (гибкая подвеска);
— по виду привода – одномоторные и многомоторные, причем это могут быть как механический, так и электрический приводы.
Экскаваторы с гибкой подвеской рабочего оборудовании (канатные полиспасты) подразделяются на имеющие рабочее оборудование с прямой лопатой и имеющие оборудование с обратной лопатой. Выбор конкретной модификации экскаватора диктуется характером выполняемых работ, их особенностями, и правильное определение (классификация) необходимой в данном случае машины значит очень много.
Помимо классификации экскаваторов, надо хорошо знать и их индексацию, чтобы не произошло ошибки в эксплуатационных возможностях машины. Первые буквы всегда будут обозначать классификацию (например, ЭО – экскаватор одноковшовый). Далее следуют четыре основные цифры индекса: размерная группа экскаватора, ходовое устройство (тип), конструкция рабочей подвески и порядковый номер конкретной машины.
Для каждой размерной группы обычно указывается несколько вместимостей ковшей – основного и сменных повышенной вместимости, причем, для последних предусмотрены меньшие линейные параметры и более слабые грунты, чем при работе с основным ковшом. Основным считается ковш, которым экскаватор может разрабатывать грунт IV категории на максимальных линейных рабочих параметрах (глубина и радиус копания, радиус и высота выгрузки и т.п.). Вместимость основных ковшей экскаваторов составляет:
для 2-й размерной группы – 0,25-0,28 куб.м;
3-й – 0,40-0,65 куб.м;
4-й – 0,65-1,00 куб.м;
5-й – 1,00-1,60 куб.м;
6-й – 1,60-2,50 куб.м;
7-1 – 2,50-4,00 куб.м.
Тип ходового устройства указывается цифрами с 1 по 9:
1 – гусеничное (Г);
2 – гусеничное уширенное (ГУ);
3 – пневмоколесное (П);
4 – специальное шасси автомобильного типа (СШ);
5 – шасси грузового автомобиля (А);
6 – шасси серийного трактора (Тр);
7 – прицепное ходовое устройство (Пр);
8,9 – резерв.
Конструктивное исполнение рабочего оборудования указывается цифрами: 1 (с гибкой подвеской), 2 (с жесткой подвеской), 3 (телескопическое). Последняя цифра индекса означает порядковый номер модели экскаватора. Первая из дополнительных букв после цифрового индекса (А, Б, В и т.д.) означает порядковую модернизацию данной машины, последующие – вид специального климатического исполнения (С и ХЛ – северное, Т – тропическое, ТВ – для работы во влажных тропиках). Например, индекс ЭО-5123ХЛ расшифровывается так: экскаватор одноковшовый универсальный, 5-й размерной группы, на гусеничном ходовом устройстве, с жесткой подвеской рабочего оборудования, третья модель в северном исполнении. Экскаватор оборудуется основным ковшом вместимостью 1,0 куб.м, соответствующим 5-й размерной группе, и сменными – вместимостью 1,25 и 1,6 куб.м.
Помимо перечисленного навесного оборудования экскаваторы с канатными полиспастами могут оснащаться подвеской драглайна, крановым оборудованием, грейдерным оборудованием.
Экскаваторы с жесткой подвеской рабочего оборудования (на гидроцилиндрах) могут быть оснащены гидромолотами. Гидромолот навешивается вместо ковша обратной лопаты и соединяется с рукоятью посредством быстросъемного крепления. Сам гидромолот приводится в действие от насосов гидросистемы экскаватора, что обеспечивает оптимальное использование мощности и снижение затрат. В последнее время все большее применение получают малогабаритные мини- и микроэкскаваторы. Они могут открыть котлованы, траншеи, выполнить работу в труднодоступных местах. В коттеджном и дачном строительстве они незаменимы. К ним имеется большой выбор быстросъемного сменного рабочего оборудования.
Отдельной группой стоят траншейные экскаваторы. Их главное назначение – подготовка подземных коммуникаций открытым способом.
Производительность траншейных экскаваторов выше, чем одноковшовых. Это и понятно: они постоянно передвигаются в рабочем режиме.
Состоят траншейные экскаваторы из трех базовых частей: тягача, рабочего оборудования и оборудования для регулировки положения всех рабочих органов. Индексация траншейных экскаваторов схожа с одноковшовыми, но имеет свои особенности. Рассмотрим это на примере индексации наиболее распространенных моделей: гусеничных траншейных экскаваторов с комбинированным приводом. Первые две буквы, как и у одноковшовых экскаваторов, обозначают типа машины – экскаватор траншейный (ЭТ), но третья буква обозначает уже типа рабочего органа (Ц – цепной, Р – роторный). Первые две цифры индекса обозначают наибольшую глубину отрываемой траншеи (в дм), третья – порядковый номер модели. Первая из дополнительных букв после цифрового индекса (А, Б, В и т.д.) означает порядковую модернизацию машины, последующие – вид специального климатического исполнения (ХЛ – северное, Т – тропическое, ТВ – для работы во влажных тропиках). Например, индекс ЭТЦ-252А обозначает: экскаватор траншейный цепной, глубина копания 25 дм, вторая модель – 2, прошедшая первую модернизацию – А.
Погрузочно-разгрузочные машины
Основная цель этих машин и механизмов – работы по перемещению различных грузов. Обычно это самоходные универсальные машины на базе, как правило, колесных транспортных средств. В них тоже применяются быстросъемные рабочие приспособления – захваты, ковши, крановое навесное оборудование и т.д.
Подразделяются погрузчики на ковшовые, вилочные и многоковшовые (непрерывного действия). В городском, дачном и коттеджном строительстве наиболее распространены фронтальный погрузчик, бульдозер-погрузчик, и, конечно же, малогабаритный погрузчик. Фронтальные погрузчики обеспечивают разгрузку ковша вперед в пределах заданной высоты. Основной ковш (1 куб.м) имеет прямую режущую кромку со съемными зубьями.
Бульдозер-погрузчик наряду с погрузочно-разгрузочными работами может осуществлять планировку площадок, засыпку ям, снесение небольших холмов. В качестве основного сменного оборудования используется гидроуправляемый отвал и ков объемом 0,38 куб.м или 0,5 куб.м.
Малогабаритные погрузчики предназначены для выполнения работ в особо стесненных условиях. Они имеют большой выбор сменного оборудования и успешно применяют зачистной ковш, обратную лопату, грузовую стрелу, вилы, гидромолот, бур, бульдозерный отвал, траншеекопатель. Погрузчик может совершить разворот на месте на 180 градусов при ширине зоны до 4 метров, не более.
Машины для работы с бетонами и растворами
По своему функциональному назначению эти машины и механизмы бывают трех видов: первые готовят бетонные и растворные смеси, вторые доставляют растворы на стройплощадку, третьи – укладывают и уплотняют смеси и растворы.
Ко второму виду относятся все машины для транспортирования приготовленных смесей. Это в основном специализированные автотранспортные средства: авторастворовозы, автобетоновозы, уже упомянутые нами автобетоносмесители (т.к. они совмещают в себе и функцию доставки растворов). Сюда же относятся и автобетононасосы.
Автобетононасос предназначен для подачи смеси с осадкой конуса в пределах 6-12см как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. Это мобильные транспортные средства с гидравлическим приводом бетононасоса и шарнирно-сочлененной стрелы с бетоноводом. Устройство бетононасоса – поршневое. Дальность подачи смеси по горизонтали – до 300м и по вертикали – до 70м.
К третьему типу относятся вибраторы различных конструкций и модификаций. Их основная цель – вытеснение воздуха, содержащегося в растворе и ликвидация всех пустот между опалубкой и арматурой. Наибольшее распространение в строительстве получили пневматические и электрические вибраторы с круговыми колебаниями. По способу воздействия на смесь различаются поверхностные, наружные и глубинные вибраторы.
Поверхностные вибраторы воздействуют на раствор через корытообразную прямоугольную площадку. Наружные вибраторы воздействуют через опалубку или любую другу форму, к которой прикрепляются снаружи. Глубинные вибраторы погружаются непосредственно в раствор.
Машины и оборудование для свайных работ
Рассказывая об экскаваторах в строительных процессах, мы касались возможности применения навесного оборудования для использования экскаваторов в свайных работах. Но для этого существуют и специальные установки.
При монтаже фундаментов применяется два вида свай – готовые (забивные) и буронабивные, устройство которых осуществляется в скважинах непосредственно на стройплощадке. В обоих случаях задействуются копровые и сваебойные установки. На них навешивается сменное оборудование: свайные молоты, вибромолоты, вибропогружатели. Копровые и сваебойные установки монтируются на базе самоходных машин (тех же экскаваторов).
Различают производительность землеройной техники теоретическую, техническую и эксплуатационную. Теоретическая производительность «Пo» представляет собой производительность, обеспечиваемую контруктивными возможностями машины при непрерывной работе.
Техническая производительность Пt является наибольшей производительностью в данных условиях грунта и забоя за час непрерывной работы:
Пt = По * Кr * Кц, где:
Кц – коэффициент продолжительности цикла;
Кr – коэффициент влияния грунта, учитывающий степень наполнения ковша и влияние разрыхления грунта.
Эксплуатационная производительность зависит от использования экскаватора по времени с учетом неизбежных простоев в процессе работы (техническое обслуживание, простои по организационным причинам, перемещение машин, подготовка забоя и т.д.):
Пэ = Пt * Кв, где:
Кв – коэффициент использования экскаватора по времени в течение смены. Обычно Кв принимают равным 0,75 при работе в транспорт и 0,9 при работе в отвал.
Производительность многоковшового экскаватора может быть определена по формуле:
Пэ = 3,6qV/t * Кн * Кр * Км куб.м/ч, где:
q – емкость ковша;
V – скорость ковшовой цепи в м/с;
T – шаг ковша;
Кн – коэффициент наполнения ковшей, равный в среднем 0,8;
Кр – коэффициент, учитывающий разрыхление грунта, принимается равным 0,7-0,9;
Кэ – коэффициент использования экскаватора по времени, равный при хорошей организации работ 0,8-0,9.
Производительность бетономешалки может быть определена по формуле:
П = NGF/1000 куб.м/ч, где:
N – число замесов в 1 час;
G – емкость барабана по загрузке в л;
F – коэффициент выхода бетона 0,67.
Для получения производительности грузоподъемного оборудования в весовых единицах необходимо число подъемов в час умножить на вес поднимаемого груза.
Механизмы для разработки грунта
Издается с 2007 года
Основная информация о строительной спецтехнике: виды машин, область применения
Строительная техника очень обширное понятие. Оно включает в себя большое количество разнообразных машин и оборудования, которые помогают возводить здания, сооружения, прокладывать дороги и коммуникации. К строительной техники относятся иногда даже те машины, которые изначально создавались для других целей.
Общая классификация
Из-за большого разнообразия машин, классификация строительной техники сложная и многоуровневая. Для начала её подразделяют на машины и оборудование, а также по четырём основным критериям:
По специализации строительную технику можно разделить на специализированную – предназначенную для определённого вида работ и универсальную – способную совмещать несколько функций. Например, башенный кран может выполнять только грузоподъёмные функции, в то время как одноковшовый гидравлический экскаватор может рыть траншею или котлован, измельчать материал с помощью специальных ковшей-дробилок, заниматься сносом старых, ветхо аварийных зданий и сооружений с помощью гидроножниц или гидромолота.
По типу привода есть техника с автономным питанием и зависимым. К автономным силовым установкам относятся бензиновые и дизельные двигатели внутреннего сгорания, аккумуляторные электрические машины, техника с газомоторным двигателем. Зависимые источники – это электропитание от стационарной сети (одно- или трёхфазной), гидравлической системы отдельных машин, с применением пневмопривода.
Строительная спецтехника включает машины, которые устанавливаются стационарно – такие как бетонные заводы или пристяжной башенный кран, а также передвижную технику на разных типах движетелей. Строительные машины могут быть на колёсном, гусеничном или рельсовом ходу, передвигаться не только по земле, но и по водной поверхности (например, земснаряды) или по воздуху – например, дроны для геодезических работ.
Категории спецтехники
В классификаторе строительной техники все машины поделены на категории по видам выполняемых технологических процессов. Внутри каждой категории есть свое разделение по виду рабочего органа и способу выполнения работ.
Классификация по видам работ включает:
Транспортные средства
Сюда относятся машины, которые перемещают материалы, грунт, мусор на рабочих участках, а также специальный транспорт для перевозки несамоходной или тяжелой строительной техники. К этой категории относятся:
Также к этой категории относятся специальные машины, такие как автогудронаторы, автобетононасосы и миксеры на автомобильном шасси и др.
Землеройная техника
К строительным машинам и оборудованию для проведения различных землеройных работ относятся:
Дорожно-строительная техника
Классификация машин для дорожного строительства имеет свои подклассы:
Грузоподъёмные машины
В это категорию относится строительная и грузоподъемная спецтехника для монтажных работ:
Отделочное оборудование
Разные виды строительных механизмов и машин для кровельных и отделочных работ активно помогают механизировать труд. Это позволяет повысить производительность и качество. Стоит выделить:
Вспомогательные машины
Помимо основных, на стройках выполняются различные вспомогательные работы. Необходимо связать арматуру, замешать смесь, подготовить металлоконструкции и многое другое. Тут на помощь приходят машины вспомогательного звена. Среди них стоит отметить:
Сюда же можно отнести спецтехнику для забивки и закручивания свай: различные молоты на дизельном, гидравлическом, паровом ходу, вибромолот и вибропогружатель, копры на гусеничной или колесной базе, бурильно-сваебойную установку, перегружатели и многое другое.
Другие виды классификации строительной техники
К прочей классификации можно отнести деление спецтехники на машины циклического и непрерывного действия. Цикличные машины делают рабочие операции поэтапно. Например, ковшовый экскаватор отделяет грунт от склона, загребает его в ковш, выгружает в стороне или в грузовик и возвращается на исходную точку.
Машины непрерывного действия работают по иному принципу. Они постоянно производят действие, которое стразу даёт результат. Например, штукатурная станция, которая с момента запуска начинает подавать раствор непрерывно, без циклов.
Обычно машины циклического действия имеют меньшую производительность, поскольку операции растянуты во времени, но при этом они более универсальные, чем техника непрерывного цикла.
Ещё одним критерием классификации строительной спецтехники является размеры машин и оборудования. Их разделяют на:
Характеристики спецтехники
Рассмотрим на какие общие характеристики стоит обратить внимание, приобретая технику на стройку, для дорожных, земляных и прочих работы: