Отчеты о путешествиях на автомобиле по европе
В Европу на своей машине
Только вернулись из нашего автопутешествия по Европе, хочу с вами поделиться нашими первыми впечатлениями. Наш маршрут Москва-Брест-Варшава-Прага-Дрезден-Прага-Регенсбург-Мюнхен-Эшенлоэ-Фюссен-Обераменгау-Зальцбург-Гальштат-Вена-Краков-Брест-Москва.
В отличае от всех других, оно было очень спонтанным до последнего мы не знали получится ли у нас с отпуском. Жильё забронировали за 2 недели до отъезда через Airbnb. И естественно хорошие варианты были уже заняты. Несмотря на то что это был апрель, вроде как не сезон. Мы планировали все жильё в частных домах с паркингом, потому что в Европе парковка это разорение. Но увы, иногда пришлось ставить машину на улице. Мы очень переживали за парковку в Польше. У нас было 2 ночи в Варшаве и Кракове и везде машина в стороне от дома, где бесплатый паркинг. Начитались в интернете, что поляки плохо относятся к русским, могут разбить стекла… Машин русских вообще нет. Наша стояла как белая ворона. Ночью под окнами действительно ходили какие-то шумные нетрезвые компании. Но все обошлось. В Чехии был отель с закрытой парковкой. В остальных странах хоть и стояла на улице, но душа не болела. Все дисциплинировано после 8 вечера сидели дома. Но без ночевки в Польше преодолеть расстояние от Москвы в Европу очень тяжело, ещё ведь на границе много времени тратится. Таможню проходили в Домачево. По пути туда в 7 утра в воскресенье мы единственные там были, обратно в пятницу в 5 вечера простояли 2,5 часа. Жестко никого не досматривали. Только уточнили что везем и попросили показать. Сами не рылись.
Из документов виза годовая у нас была, осталась с той поездки. Сделали гринкарту в страховой компании в Москве. Хотя палаток с гринкартой на дороге встретилось просто куча. Подали анкету через госуслуги на международные права. Которые, кстати, ни разу и нигде у нас не спросили. Сделали мед страховки, включили в них опцию поездка на своём авто. Читала про страховую ERV Ассистанс: Euro-Center Holding очень хорошие отзывы по Европе. Правда мы не воспользовались. Свозили машину в сервис, проверили запаску, поменяли резину на летнюю, купили комплект лампочек и жилеты как того требуют правила ЕС, и отправились в путь на 15 дней.
Весь маршрут занял 5500 км.
Пользовались Гуглмапс прокладывали маршрут дома через интернет, а потом по памяти он нас вёл. Нигде не блуждали в отличае от мепсми. Интернетом пользовались только wifi free. В Европе его найти вообще не составляет труда.
Шоссе Москва-Минск на всем пути 2х полосная дорога с населенными пунктами. Часов через 6 Российско-Белорусская граница. Там уже ограничение 120 и почти притормаживать не приходится. Европейские дороги даже не стоит сравнивать с нашими ни по качеству, ни по ограничениям.
Если вы находитесь на шоссе, то никаких населенных пунктов там нет. Только если оч крупные города, а это крайне редко. Постоянно встречаются пункты отдыха с кафе,
туалетами и интернетом, часто даже с тренажёрами и супермаркетом. Скорость 120–130 в разных странах по-разному. Например в Германии на автобанах есть рекомендованная скорость, а дальше все могут ехать кому сколько позволяет их авто и уровень вождения. Когда мы ехали 130 и мимо нас пролетали машины было ощущение, что мы стоим на месте. Аварий мы не видели. Дороги сделаны под уклоном, чтобы удобно было входить в поворот. Левую полосу используют только для обгона. Машин на дорогах меньше чем у нас, пробок почти нет. Рекламы почти нет только знаки,
указатели на достопримечательности,
на радиостанции, и о том что пересекли границу с тем или иным государством. При пересечении сразу информируют как выглядят знаки и нужна ли виньетка. Бензин в разных странах стоит по-разному. Самый дорогой был в Германии по 1,3 за литр.
Ниже 95 нет. Мы ещё попали в период, когда рубль резко упал. А все деньги были на карте, вот мы неплохо прочувствовали разницу курсов. Ездили с картой, чтобы не заморачиваться с обменом валюты на 1–2 дня в Белоруссии, Польше и Чехии где своя валюта.
Обедали почти всегда в кафе, порции везде огромные по ценам не дороже чем у нас.
На ужин чаще грели готовую еду из супермаркета. В Польше и Германии цены показались даже ниже наших.
Первой нашей остановкой была Варшава.
Здесь интересно прогуляться по старому городу пару часов. Краков вообще не впечатлил нас.
Следующим местом нашего базирования была Прага,
Сколько стоит проехать по Европе на автомобиле
В мае 2018 года мы с женой съездили в евротур на машине.
За три недели мы побывали в Чехии, Германии, Италии, Франции и Испании. Еще посетили Диснейленд, увидели Лигурийское и Балеарское моря, а также Атлантический океан.
Эта поездка стала для меня шагом к одной из главных целей в жизни — объехать весь мир. Когда я сижу за рулем и еду на запад, то чувствую себя по-настоящему свободным. Это ощущение не сравнить ни с чем.
За три недели мы проехали от Москвы до Барселоны и обратно — 9000 километров. До Парижа с нами ехали друзья, поэтому расходы на бензин и платные дороги мы делили на четверых. Потом наши приятели устали от поездки и решили вернуться домой на самолете. Мы с женой поехали дальше.
Если вы давно хотели прокатиться по Европе, я расскажу, как подготовиться к путешествию, на что уходит больше всего денег и на чем можно сэкономить.
Тогда мы потратили 260 тысяч рублей, но с тех пор курс много раз менялся. В статье будут цены по актуальному курсу
От редакции
Да, мы знаем, что сейчас в шенгенскую зону не попасть из-за коронавируса. Но все равно опубликуем эту статью, чтобы поностальгировать о прошлых поездках и, возможно, спланировать будущие.
Маршрут
Я люблю путешествовать на автомобиле. Раньше я часто ездил автостопом по России и странам СНГ.
С 2015 года мы путешествуем на авто вместе с женой. За несколько лет мы побывали во Франции, Италии, Нидерландах, Бельгии, Люксембурге, Словакии, Польше, Австрии и в других странах. Эта поездка стала седьмой в нашем списке.
Обычно мы выбираем одну основную страну и смотрим все, что попадется по дороге. К поездке начинаем готовиться за пару месяцев: просто садимся за ноутбук и выбираем направление. В 2018 году жена хотела на фьорды. Мы обсудили и решили, что там некомфортная погода. Еще на Норвегию и другие скандинавские страны нам бы хватило и двух недель. Наш отпуск был длиннее — 21 день, поэтому мы решили поехать в Западную Европу.
В Европе нет контрольно-пропускных пунктов между странами. Мы узнали, что покинули территорию Польши и въехали в Чехию, только когда увидели дорожный знак
Мы хотели побывать в Париже, где находится единственный в Европе Диснейленд. Заодно решили доехать и до Барселоны, потому что ни разу там не были.
План путешествия по Европе
День | Проехали | Маршрут | Где ночевали |
---|---|---|---|
1 | 1257 км | Москва — Варшава | В пригороде Варшавы в лесу |
2 | 688 км | Варшава — Прага | В отеле |
3 | — | Прага | В отеле |
4 | 427 км | Прага — Карловы Вары — Мюнхен | В отеле |
5 | 511 км | Мюнхен — Бергамо | На спецстоянке на трассе |
6 | 207 км | Бергамо — Милан — Генуя | В палатке на городском пляже |
7 | 229 км | Генуя — Ницца — Канны | На парковке в пригороде |
8 | 639 км | Канны — Барселона | В хостеле |
9—11 | — | Барселона | В хостеле |
12 | 574 км | Барселона — Тулуза — Бордо | На подъезде к Бордо на парковке |
13 | 593 км | Бордо — Париж | В отеле |
14—15 | — | Париж | В отеле |
16 | 30 км | Париж — Диснейленд | На парковке рядом с парком |
17 | 180 км | Диснейленд — граница Бельгии | На парковке |
18 | 310 км | Граница Бельгии — Кельн | В отеле |
19 | 573 км | Кельн — Берлин | На стоянке |
20 | 827 км | Берлин — пригород Гродно | На заправке |
21 | 1001 км | Пригород Гродно — Москва | Дома |
Маршрут получился длинным. За три недели путешествия мы устали. Если решите повторить наш опыт, рекомендую разделить северо-западную и юго-западную Европу на разные поездки. Например, после Барселоны и Тулузы можно поехать в Женеву и Цюрих, а затем через Вену и Братиславу уйти на Москву. Но мы хотели и море, и Диснейленд.
мы проехали от Москвы до Варшавы в первый день
Тем, кто готов посетить за отпуск одну или две страны, советую добраться до Европы на самолете и там арендовать автомобиль. Так получается быстрее и иногда даже дешевле. Осенью прошлого года мы прилетели в Италию и арендовали машину на 10 дней в аэропорту Тревизо. Это стоило дешевле, чем ехать на своем авто из Москвы, но пришлось отказаться от заезда в Прагу.
Как подготовить машину
Перед поездкой следует обязательно проверить автомобиль. Мы не стали это делать перед прошлым путешествием и поплатились: однажды утром обнаружили, что сел аккумулятор и машина не заводится. До ближайшего города было 30 километров.
мы отдали за подзарядку аккумулятора
В это путешествие мы поехали на Мицубиси Аутлендер XL и прошли техосмотр по регламенту.
Как победить выгорание
Деньги и страховка
Обычно я покупаю евро в течение года, когда обращаю внимание на неплохой курс. По статистике, в долгосрочной перспективе рубль всегда падает по отношению к евро, поэтому я ничего не теряю.
Что взять с собой
Поездка окажется гораздо комфортнее, если у вас будут следующие вещи.
Палатка. Если вы едете на машине и не бронируете гостиницы заранее, всегда есть шанс, что придется ночевать в дороге. В машине комфортно спать вдвоем, для всех остальных нужна палатка. Мы ночевали в ней на стоянках, когда не собирались заезжать в город по пути или хотели сэкономить на ночлеге в дорогих странах.
Набор предохранителей и запасные лампы ближнего света для авто: иногда их приходится менять в дороге. Обычно первым делом перегорает предохранитель, который отвечает за работу прикуривателя и USB-разъемов в автомобиле. С перегоревшей лампой ближнего света могут не пропустить через границу.
Все остальное зависит от ваших индивидуальных потребностей: одежда, косметика, предметы личной гигиены. Я решил, что все вещи должны помещаться в 30-литровый рюкзак. Лишнее не берем: так удобнее.
Граница
Самая короткая дорога в западную Европу — через Беларусь. Обычно мы выезжаем из Москвы в 7:00 и к 21:00 добираемся в Брест. В прошлый раз на границе провели час. В очереди перед нами было всего три машины. В этом и минус: пограничники от скуки досматривают машины тщательнее, чтобы хоть с кем-то пообщаться.
После Бреста начинается один из самых тяжелых участков — 150 километров до Варшавы. Там много населенных пунктов, поэтому скорость движения составляет 50—70 км/ч. Обычно мы проезжаем этот участок за три часа и почти всегда в темное время суток: тогда на дороге меньше всего машин.
Дорога через Брест была основной, пока строилась магистраль Белосток — Варшава. Сейчас удобнее пересекать границу в Бобровниках и ехать через Белосток. По расстоянию получается небольшой крюк, зато можно выиграть целый час: про Белосток знают только местные и те, кто часто ездят.
Бесплатные дороги
Несмотря на солидное расстояние, дорога выматывает не сильно. Это отдельная достопримечательность: можно увидеть большие фермы, где пасутся лошади, аистов и их гнезда, сравнить особенности сельской местности в разных странах.
Примерно половина нашего маршрута проходила через горы. В Чехии и Польше мы проезжали через Татры, в Германии, Австрии и Италии пересекали Альпы, а во Франции и Каталонии — Пиренеи. Там открываются потрясающие виды. Мы ездили в Европу весной, когда с гор стекала талая вода и повсюду образовывались водопады. Жаль, что не удалось их сфотографировать: остановка на трассе разрешена только в специально отведенных местах.
В основном мы перемещаемся по скоростным многополосным магистралям. На таких дорогах нет серпантина, по пути чередуются мосты и тоннели. Перепад высот по дороге от Мюнхена до Вероны можно заметить только по прекрасным альпийским видам.
Но бывают и исключения. Например, на подъезде к Генуе на трассе А7 и на участке между Барселоной и Тулузой мы проехали 500 километров по узким горным дорогам с крутыми поворотами и резкими перепадами высот. Это самый короткий, но трудный из-за горного серпантина маршрут. Вместо него из Барселоны в Тулузу советую ехать по трассе А9 : так быстрее и безопаснее.
Платные дороги
Турникет — самый привычный для россиян способ оплаты проезда по платной трассе. Это автомат, который стоит перед шлагбаумом. Такие есть на парковках в торговых центрах. Когда вы въезжаете на платный участок, автомат выдает специальную карту. На выезде по ней рассчитают стоимость проезда.
Виньетки. В Чехии, Словакии, Швейцарии и Австрии для проезда по магистралям необходимо оплатить дорожный сбор. После этого водителю выдают виньетку — наклейку на стекло.
Оплатить сбор получится на заправках или в специальных киосках при въезде на платный участок дороги. Список всех стран, где требуется виньетка, можно посмотреть на сайте autotraveler.ru. Наличие виньетки проверяют на постах полиции.
валюта Чехии — чешская крона
Сколько мы потратили на платные дороги
Список зеленых зон есть на официальном сайте или в приложениях для iOS и Android
Бензин
Мы заранее узнаем стоимость бензина в разных странах и смотрим, где можно заправить полный бак и сэкономить. При этом важно учитывать расход топлива, количество оставшегося бензина и расстояние до ближайшей заправки.
мы потратили на бензин за все путешествие
Парковки и общественный транспорт
Чтобы сэкономить, можно оставить машину на перехватывающей парковке Park and Ride (P+R) и пересесть на метро, автобус или трамвай. Такие парковки созданы специально, чтобы разгрузить городской трафик и пересадить людей на общественный транспорт. Обычно такие парковки расположены на окраинах городов рядом с остановками. Park and Ride работают только днем.
В некоторых странах Park and Ride (P+R) называются иначе — лучше заранее узнать, где они находятся
Мы всегда пользуемся P+R и едем в центр на общественном транспорте, если есть такая возможность. В городах, где перехватывающие парковки отсутствуют, приезжаем как можно ближе к центру и оставляем машину там. Выходит дороже, но деваться некуда.
Жилье
Десять ночей мы провели в отелях и хостелах, остальное время ночевали в машине или в палатке.
Отели и хостелы. Обычно мы ищем гостиницы через «Букинг» в день приезда даже в сезон. Мы ни разу не сталкивались с ситуацией, когда во всем городе не было свободных мест.
Перед выбором жилья советую читать отзывы. Мы часто убеждались,что рейтинг на «Букинге» не всегда объективный. Бывает, у отеля самая высокая оценка, а в отзывах пишут кошмарные вещи.
Я готов рекомендовать все отели и хостелы из этого списка, кроме Inout в Барселоне. Он похож на общежитие.
На некоторых стоянках есть отдельные зоны для грузовиков и легковых машин, вайфай, туалет и даже душ. Все это бесплатно. Еще там часто расположены магазины, где варят кофе и продают круассаны.
Мы ставим палатку на траве или даже на асфальте, если нет подходящего места. В последнее время все чаще стали спать прямо в машине. Нам это комфортно: мы с женой занимались спортивным туризмом и привыкли к походным условиям.
Франция. Указатель съезда на стоянку для отдыха через 150 метров. На знаке написано, что следующая такая стоянка будет только через 30 километров
Еда и алкоголь
Все наши поездки в южные европейские страны проходят через Прагу и Братиславу, а в Северную Европу — через Таллин. В первые дни отпуска хочется разгуляться, а в этих городах недорогая вкусная еда и алкоголь. Порции большие — можно брать одну на двоих. Чтобы в поездке не тратить время на поиски кафе, мы заранее выбираем несколько заведений в каждом городе через «Трипэдвайзор».
мы потратили на кафе за всю поездку
Города и достопримечательности
Пользоваться приложениями очень просто. Главное, чтобы смартфон мог определить геолокацию. Это необходимо, потому что рассказы о достопримечательностях в большинстве приложений начинаются в момент, когда вы подходите к нужному объекту.
Еще аудиогиды удобны тем, что вы движетесь в своем темпе, можете остановиться и подольше погулять у приглянувшейся достопримечательности или перекусить. Экскурсионная группа не будет вас ждать.
Проехав по этому маршруту, мы отметили для себя несколько городов, в которые хочется вернуться.
Прага стала для нас вторым домом. За длинный евротур мы заезжали туда два раза: на несколько дней в начале поездки и на несколько дней в конце. Город никогда нам не надоест.
На следующий день стоит посетить Пражский Град — самую большую крепость в городе. Ее видно с берега Влтавы. Оттуда открываются прекрасные виды на Прагу. Здесь находятся несколько дворцов, музеи, знаменитый готический собор святого Вита. Днем можно застать смену почетного караула.
Злата Улочка — небольшой переулок с крохотными домиками, словно для гномов. Там проживали золотых дел мастера. Днем вход на эту улочку платный, а вечером — наоборот.
Замечательное место для прогулок — крепость Вышеград. Там несколько смотровых площадок на стенах, базилика святых Петра и Павла, детский парк.
Маршрут для прогулки мы не планировали, а просто шли по понравившимся улицам в центре. В целом Мюнхен — город на пару дней. Там стоит побывать, но проводить много времени в нем я бы не стал.
Барселона — город, в котором есть все: море, пальмы, горы. Мы гуляли по бульвару Рамбла. Он начинается от площади Каталонии, а заканчивается у памятника Колумбу и выходит к пляжам. На этом же бульваре находится рынок Бокерия, куда стоит зайти. Еще в Барселоне мы ездили в лабиринт Орта, где снимали фильм «Парфюмер». Нас лабиринт не впечатлил из-за размеров и простоты прохождения, но если есть время, там можно побывать.
Бордо — крупный город. Советую там прогуляться. Главная достопримечательность — фонтан, вмонтированный прямо в плитку, откуда периодически бьют струи.
Запомнить
Victoria, очень круто! А как так получилось вырваться из рутины, работа на удаленке? Хотя по перемещениям кажется, что вы счастливо не работали)
Мб вы напишите статью? Например, про переоборудование Газели)
Иван, спасибо. Это был такой саббатикал по-русски: сначала мы уволились, а по возвращении нас позвали обратно, в нашей компании очень маленькая «текучка». Про Газель пишет муж на Drive2, ник grommofff, и в инсте по тегу #прекраснаякраснаягазель кое-что.
Victoria, зависть))) спасибо, почитаю. Тоже хотелось бы нечто подобное, я разве что в машинах не разбираюсь. Но у вас впечатлений на всю жизнь, наверное, можно и научиться ШРУС менять ради такого)
Иван, шрус не меняли))) за все 33 тыс. км. меняли только пробитые колёса на Алтае и чинили кондиционер.
Victoria, вот это прямо круто у вас =) Мы до такого пока не доросли еще, но всё впереди =)
Ivan, мы с двумя мелкими в 7 месяцев выехали из дома и вернулись домой в год. Накрутили 15000км 😂
Просто надо багажник побольше и готовиться лучше.
Вам с такой любовью к вождению на дальние расстояния нужно на Панамериканское шоссе нацеливаться, длиннее как говорится все равно нет.
Ivan, мы, когда им было чуть больше года улетели на зимовку в Шри. Там и на машине покатались с уже более взрослыми детьми. Представление имеется.
В Америку были планы, но только в Южную, правда с курсом нашей валюты эти планы плавно переходят в разряд мечты.
Пока более реально выглядит среднюю Азию объездить.
Ivan, ну, здесь имеется ввиду, что не стоит смотреть только на один рейтинг. Нужно еще и читать отзывы.
С нами в одну из первых поездок ездила пара с 5-ти летним ребенком, вроде проблем никаких не было. но тут всё индивидуально.
Отличная статья, спасибо, что поделились!
В 2019 году ездили с семьёй и собакой в Норвегию. Общий пробег без паромов около 6700 км. Посетили Финляндию, Норвегию, Швецию и вернулись через Эстонию. Уложились в две с небольшим недели. Впечатлений масса, в двух словах сложно описать, жаль, что сейчас такие поездки только в мечтах.
Путешествия ваши интересные, прочитала про них с удовольствием. Но общая стоимость 4088 евро на двоих за 3 недели, по-моему, очень высока. До пандемии мы ездили в Европу каждый год. Машину арендовали на месте, в палатках и хостелах никогда не жили, в новых для себя городах брали индивидуальные экскурсии. Также мы не дураки выпить и пошляться по кафе и барам. При этом ценник у нас выходил намного ниже. У всех, конечно, разный бюджет, но при таком довольно аскетичном способе путешествия, который описан в статье, всё-таки ждешь и более скромных расходов.
Наталия, ну, мы любим поесть и выпить =) Плюсом Диснейленд и т.д. Цели съэкономить максимум денег у нас никогда не было
Отличная статья. Спасибо. У нас был аналогичный опыт, в 2019 году. Ехали семьёй из 6 человек. На микроавтобусе.
Отличная статья, спасибо. Тоже очень любим путешествовать на машине и по России и за пределами, поделюсь своим опытом.
Вспомнил еще лайфхаки.
Автопутешествие по Европе (часть 1)
Вступление, пояснения и т.д.
Этот рассказ написан в основном моей супругой, ибо я был занят подготовкой к предстоящей гонке и связанным с этими заботами. Конечно я потом вносил добавки и правки так что запишем как совместное творчество. Не удивляйтесь что повествование идет то от моего лица то нет)
Все фотки сделаны на наши телефоны, мыльницу из сумки я так и не достал.
Идея отпуска возникла еще вначале 2016го. И раньше идеи поездки по Европе меня посещали, но по разным причинам реализовать не получалось. Я терпеть не могу самолетов, идея увидеть сразу несколько стран, наконец то наличие подходящего для данных целей автомобиля – все это наконец то сделало мысль более реальной.
Перед началом реализации плана мы опросили всех своих знакомых кто ездил на автомобилях в Европу. Всю собранную информацию подкрепили огромным количеством информации из интернета. Так как я люблю все планировать у меня было спланирован весь маршрут в ту сторону, с точностью до километра и 10минут, где заправляться, ночевать и т.д. И конечно был спланирован бюджет. И места посещения в конечном пункте в Черногории и Поездка в Венецию спланирована и оплачена. Визы получали итальянские. Предоставляли маршрут автопутешествия, брони ночевок, и бронь жилья в Риме. Все было готово заранее.
Лирическое отступление.
Рано утром 22.08.2017 свершилось то, чего не ждал никто и даже он сам наверное – Сударев женился))
Собсно сама поездка
Это был наш первый опыт поездки в Европу на машине. Концепция нам понравилась изначально, но нужно было протестить. Уже в процессе мы понимали, что мы сделали правильно, а в каких местах можно сделать что-то по другому. И, забегая вперед, с уверенностью заявляем, что кастинг пройден, недочеты будут устранены при следующей поездке, а следующая поездка в похожем формате будет обязательно и наверное по северному пути!
Роспись была в 9 утра на чистых прудах, после всех процедур, мы переоделись прямо в ЗАГСе и прямо от туда поехали в сторону границы. Все вещи мы подготовили и загрузили в Оленя заблаговременно еще вечером предыдущего дня.
Немного заблудившись в московских переулках, мы выехали на Минское шоссе уже в 11 00 пересекли МКАД – чуть позже чем планировали, но не критично. По плану нам за этот день нужно было проехать всю Россию, Белоруссию и ночевка должна была состояться уже на территории Польши. Изначально у нас была бронь отеля на ночлег в Польше, но потом отменили ибо были не уверены во времени прохождения границы.
По территории России мы ехали с яндекс навигатором для понимания расстояния и плюс mapcam – это прога предупреждающая о камерах, засадах ГИБДД и пр. Прога удобная, но все таки излишне часто пиликала предупреждения ложные. Но даже с этими девайсами одну камеру все-таки мы схлопотали, чуть чуть превысили скорость, но отделались 250 руб которые я в отпуске оплатил через интернет банк.
Границу Россия-Белоруссия проехали ходом, не останавливаясь, нас даже не пытался никто остановить. Далее всю Белоруссию проехали по хайвею на максимально бесплатных 133 км/ч, в населенные пункты не заезжали. Доехав до границы в Бресте мы прозрели – очередь только за талончиком, чтобы заехать на территорию терминала – около 2-2,5 часов. Предлагали объехать эту очередь за 100 евро. И это не считая времени непосредственного прохождения границы. Можно было бы конечно заранее зарегистрироваться и получить электронный талончик, но мы не знали как по времени доедем и прогнозировать было сложно, а там регистрация минимум за 3 часа и на какое то определенное время. Было принято решение ехать в Домачево, в 50 км от Бреста – там переход поменьше, но и загруженность не такая. Мы не ошиблись – приехав туда мы сразу заехали на терминал белорусской стороны без очереди. Но само прохождение границы у нас заняло 2,5 часа и в Польше мы оказались уже заполночь. Пока стояли ждали проезда на терминал уже польской стороны, естественно поляков было много вокруг. Сударев пошел прогуляться и посмотреть обстановку, возвращается с горящими глазами и заговорщицки начинает шептать, чтоб никто не услышал – «Они там курва сказали! Прикинь! Курва))» Вся радость от этого польского ругательства была на наших лицах и мы чуть не пошли того поляка обнимать))) В России темными вечерами мы частенько смотрим на ютубе подборки раллийных крешей и слово «Курва» мы там слышали через раз и радовались как дети от смешного слова, а тут не в ютубе а вживую услышали, похихикали))
Лирическое отступление про слово «Курва» для посмеяться.
Когда в итоге поляки нас пустили в свою страну, ехали по темной лесной дорожке, темно хоть глаз коли, а по опушке леса встречали всякую живность – 2х оленей, 2х лис, зайца и несколько кошек и собак. Прям вся фауна Польши нас встречала)) Доехав до ближайшего населенного пункта спросили на заправке симку и ближайший отель. По симке был какой то гемор – как то регистрировать ее надо было… В общем отказались мы от нее, а вот отель нам подсказали в нескольких километрах. Заселившись, рухнули спать. Итого в первый день проехали 1180 км.
И еще она будто прям вылизана по сравнению с Польшей – все аккуратненько, красиво, ровные домики с красными черепичными крышами, газоны везде можно линейкой мерить, тротуары с ровной плиточкой проложенной по стыкам резиновыми штуками – Собянину можно вместо порнухи показывать, он хм…будет очень рад как истинный ценитель – плитка там вездеееееее)))Мы заранее забронировали отель на ночь в пригороде Брно. Это очередное правильно решение – жить в пригороде крупного мегаполиса, которое мы потом проверили и в Германии, и в Италии, и в Черногории. Учитывая, что мы добрались раньше запланированного, у нас было свободное время погулять и сходить в какой нить ресторанчик, насладиться местной кухней. Поплутав немного по окрестностям, послушав приятный рев двигателей, который доносился с местного автодрома, мы были неск километрах от него, мы нашли семейную пивоварню с рестораном. Оооо, это было прекрасно! Мясо и пиво были шикарны! Выкатывались как колобки оттуда))
К замкам этим не подъезжали, не хотелось блудить в горах пытаясь найти дорогу. Мы целиком и полностью погрузились в маршрут до Черногории.
Словению в этот раз тоже проехали по хайвею и смотрели только пейзажи с дороги, населенные пункты объезжали. Далее была Хорватия и наконец то мы увидели моооорько!)
Цель назначения была все ближе, ничего не предвещало… И подъехав к границе Хорватия-Черногория мы думали, что ну чуть подольше будет, но что мы там проторчим 2 часа конечно не думали. Стоя без движения там, мы поняли, что время идет, нас ждут в отеле – вернее это были частные апартаменты и круглосуточной стойки регистрации естественно нет, и поэтому мы не могли приехать в любое время. Позвонили предупредили, что мы задерживаемся. Мегафон спасибо за конские тарифы, нахрена подключать услугу роуминга если один хрен списываете 250 руб за пару минут разговора?! К слову эта граница была в 15 км от наших апартаментов, пригород Херцег-Нови, местечко Кумбор, и было дико обидно вот так встрять. Был вариант как и в Белоруссии поехать на другой терминал – поменьше и чуть дальше. Но про этот вариант мы узнали уже позже. Долго ли, коротко ли, но около 23 часов уставшие мы добрались до пункта назначения!
Хозяева нас ждали встречали, очень дружелюбная семейная пара пенсионеров. Сказали, что сейчас спокойно размещаемся и ложимся спать, а все нюансы уже завтра утром и забрали наши паспорта для регистрации. Среди нюансов была оплата и туристическая регистрация. Отметив, что номер был удобным и просторным рухнули спать. Наутро проснувшись, выйдя на балкон и взгянув на море, которое было в 10 метрах от нас – поняли, что вот не зря все это затеяли и прям все круто.
Естественно первым делом побежали купаться. Вода была конечно холодновата, но на хрена мы тогда сюда ехали если не купаться)) В целом нам очень понравились апартаменты, которые мы выбрали – и номер отличный, и парковка своя есть, а уж расположение, удаленность от моря и пляж под окнами просто выше всех похвал – вода чистейшая, людей очень мало. Чуть позже встретили хозяйку, она уже сама съездила в туристическое бюро, оформила нам регистрацию и отдала ее вместе с паспортами. Мы расплатились – сразу за 2 недели как и бронировали. И вот это бронирование оказалось нашим самым дорогим промахом, но о нем чуть позже. Нас ждало впереди морское наслаждение, пляжи, новые места, поездки в соседние города, вкусные рестораны, извилистые серпантины и интересные впечатления)
В первый полноценный вечер мы решили поехать в Котор, посидеть в заранее запримеченном пафосном ресторане на берегу моря, отметить штампы в паспорте, отпуск и наше мегапутешествие.
Если не ошибаюсь, это был самый дорогой ресторан в нашем путешествии. Он находился на берегу залива и веранда со столиками была уже над водой. Обслуживание и вкус соответствовали категории заведения. Потом погуляв немного по вечернему городу, выдвинулись в сторону дома (т.е. арендованных апартаментов).
На круговом движении по пути из Котора в Херциг-Нови свернули не на тот выезд и уехали в горы. Хотели сначала развернуться, но гугл нам уверенно перестроил маршрут и мы решили ему довериться. Гугл – да будь ты проклят! Чтоб твои создатели круглосуточно катались по этим серпантинам горным! Мы ехали по узенькой дорожке, кругом ни души, буквально пара одиноких фонарей попалась, редкие домики без признаков жизни, и все это вверх в горы, кароче как в фильме ужасов!
Проехав таким макаром километра 4 наверно за полчаса, если не дольше, посмотрев что гугл рисует дальше еще километров 15 такого развлекалова, вслух прокляли гугл и развернулись. Психика безвозвратно пострадала из-за адской боязни серпантинов у женской половины экипажа в виде мадам Сударевой. Мужская половина в виде самого Сударева сохраняла уверенное спокойствие на лице, но психологическое состояние новоиспеченной жены все таки дороже)) Отдельно про дороги Черногории – если одним словом то «тяжелые». Скоростных хайвеев нет, есть извилистое шоссе вдоль побережья с ограничением скорости 40-70 км/ч и кучей траффика и есть серпантины, будь они неладны. Может в центре страны, за Подгорицей и другая ситуация, но по побережью все именно так. Т.е. чтобы куда то поехать из Херциг-Нови, это нужно проехать от 100 км в одну сторону по этому шоссе и это крайне утомительно, время в дороге безбожно растягивается и вместо осмотра достопримечательностей ты полдня проводишь в дороге.
Немного экономит время поездка на местном пароме. Дело в том что Которская бухта достаточно большая и объезжать ее по периметру как идет это шоссе это час почти, на пароме же все от покупки билета до выезда с него минут 15. Паром находится в самой узкой части бухты и плыть метров 500 наверное.
Оч оперативно работают сотрудники в полосатых морских маечках со свистками. Стоит это действо 4.5 евро. Ну и сама поездка весьма приятна в плане море острова горы красота.
Пытались мы заехать и к мавзолею Негоши на горе Ловчен, там находится смотровая и открывается великолепный вид… Наверное… Серпантины были беспощадны.
Как там умудряются размиматься туристические автобусы на таком узком серпантине откровенно непонятно. Мы с эвакуатором еле еле разъехались и пришлось для этого не кисло пропятиться задним ходом до хоть какого нибудь кармана дороги у скалы. Опять же беспокоясь о психике мадам Сударевой, решили, что не очень то и хотелось ехать на гору. Вот в Греции и Кипре серпантины были легче чтоль – в 95% это двухполосная дорога, т.е. со встречным транспортом можно разминуться и в целом намного комфортнее по ним ездить. И так как мадам очень очень боялась, повернули в сторону Скадарского озера. Ну хоть туда доехали без серпантинных приключений)
В интернете читали что Скадарское озеро это прям вау и круто и красиво… А вот нас как то не впечатлило ни разу… Мы сняли частную моторную лодку с капитаном для 2х часового путешествия по озеру с заездом на «пляж».
Озеро оказалось мягко говоря не очень чистым, окрестности не такими уж и красочными, а пляж и вовсе маленьким галечным пятачком. Наш к примеру Селигер в разы красивше и интересней. Поразило кол-во туристов курсирующих по этому озеру, заезжающих на этот типа пляж – и на частных лодках как мы, и на общих с кучей людей – интересно им понравилось или было такое же разочарование?
Были еще в аквапарке Медитеран в Будве (который при отеле). В новый будвинский аквапарк не попали, думали что он еще не открыт, увидели рекламу только по факту уже на обратном пути из Будвы. В Медитеране аквапарк не большой и видимо толи старый, толи горки кривые, но даже на самых лайтовых спина вся разодрана оказалась, об стыки труб очень некомфортно было биться, а вылет из горки толи не просчитан толи я не знаю – но вылетаешь криво и либо крутишься при нырке и лешишь попой вперед либо прям спиной об дно бассейна достаешь. Кароче не айс, единственное что понравилась – это река, на ней с удовольствием несколько кругов на баллонах проплыли, скорость течения была оптимальна. Позже уже в номере прогуглили новй аквапарк – разнообразие горок было не намного больше, но прельщала новизна и большая территория. Решили что может в другой день доедем до него.
В поисках аренды водных мотоциклов, доехали до старой части Херциг-Нови, где вся туристическая возня на причале и предложения с экскурсиями. И еще мы хотели сплавать в голубую лагуну. По голубой лагуне нам предложили экскурсию, где помимо лагуны заезжаешь еще в три места и все это занимает целый день и из этого целого дня на лагуну отведено около получаса. Это был не самых удобный для нас вариант. Не поехали. По водным мотоциклам нам расплывчато сказали, что типа да, есть, но на каком то другом пляже, который находится вроде и недалеко, но хрен знает где. Не нашли. Проезжая вдоль побережья замечено не было ни одного мотоцикла.
Про пляжи Черногории – у нас возле дома был замечательный маленький и малолюдный галечный пляжик с чистейшей водой. Но мы решили сделать трип по топ пляжам Черногории. Это было еще одно разочарование. Мы понимали, что там будет много людей, но что так – яблоку негде упасть. Шезлонги стоят неадекватно дорого и оплата не почасовая как мы встречали на Кипре и Греции, а за день, место под свободное размещение на полотенцах забито до отказа – все друг у друга на головах, естественно больше мусора, вода уже не такая чистая… В общем для нас это было некомфортно. Да, мы могли бы взять и шезлонг и лежать в удалении, но когда ты приезжаешь на час искупаться и уехать, а у тебя просят оплату за целый день, а в воде один хрен ты со всей толпой будешь купаться – оно того не стоило.
Про рестораны и кафе Черногории – практически везде были внушительные порции, но изредка попадались заведения с размерами порций аля «дефлопе» и наоборт с размером «лопата»)) практически везде все было очень вкусно. По ценам зависело от категории заведения – мы побывали с размером счета на двоих от 8 до 100 евро. Т.е. охватили практически весь сегмент)) признаков вкусности заведения не было замечено, и откровенной зависимости от суммы счета тоже. Например в одном ресторане стейк из лосося за 20-25 евро был просто божественным, тогда как стейк из лосося в другом ресторане, за 12-15 евро, был не таким уж и вкусным – это по соотношениям цен более ожидаемо. А в другой паре заведений вырезка на гриле за 8-10 евро был гораздо вкуснее морских гадов на гриле за 25 евро (с отличием размера порции не в пользу последних, плюс категория заведения была выше). И вот не угадаешь где лучше и вкуснее)) Еще нам хозяйка наших апартаментов тоже предложила приготовить рыбу на углях, за 20 евро. Это была наверно одна из самых вкуснейших рыб, которую мы попробовали за отпуск. Что за рыба к сожалению так и не поняли, а спросить не догадались.
Так прошла неделя в Черногории – 5 дней мы куда то ездили что то смотрели и 2 дня тюленили на нашем пляже у апартаментов. И все эти дни отъедались в различных заведениях разными вкусняшками. И еще в супермаркетах покупали свежие ягоды- малина была очень вкусная и за смешные 0,9 евро за лоточек.
На 2й день подражания тюленям, выкатываясь колобками из очередного ресторана наступило понимание что еще за неделю такого досуга мы охренеем. Пришла идея махнуть куда нить, по факту обдумывания этой идеи пришло осознание то что мы можем поехать вообще в какую угодно европейскую страну и выбор пал на Германию, а точнее город Мюнхен. И звучало это примерно так – «А не махнуть ли нам в Мюнхен, например в музей БМВ, а то чет скучно стало»)) И тут началась наверно самая интересная часть нашего путешествия, как говорится – вечер перестает быть томным))