Печка в машине влияет на расход бензина в автомобиле
Зависит ли расход топлива от использования печки?
Были вчера в гостях с женой, выпили как водится за здоровье и решили, что домой нас забросит теща. И вот спускаемся мы чтобы сесть в заранее заведенный с автозапуска автомобиль и попадаем в настоящий рефрижератор! При ближайшем рассмотрении оказалось, что печка-то начисто уведена и еще выкручена на холодный режим. По этой причине на тещу с зятем я поругался, а в ответ мне было сказано — мол печка сжигает много бензина. Ну после этого мне вообще нечего было добавить. Я то всегда считал, что печка-то на расход влияет минимально, а учитывая, что у них мотор вообще 1,3, то грех на расход жаловаться. Теперь вот думаю, мож зря наорал, может действительно зависит? Прошу высказаться всех желающих. Хотя признаться, для меня это в любом случае клиника — сэкономить 100 рублей, чтобы потом заработать воспаление легких или что похуже в таких вот контрастных условиях, экономия сомнительная…
Комментарии 9
Напрямую на расход может влиять включенный кондиционер, на малолитражках его муфта очень сильно напргяает мотор, на обгоне вообще в книге советуется выключать.
Что же касается печки, то там электромотор, но он много не жрёт, конечно идёт нагрузка на генератор, генератор сильнее нагружает мотор, именно по этой причине включенные фары сокращают прогрев мотор аж вдвое.
Другой момент что печка может выхолодить антифриз, температура упадёт и мозги переведут мотор на прогревочные, а тут уже расход может возрасти в 1.5-2 раза. Но это можно отследить. Если у машины есть тахометр, то просто наблюдаем, если машина стоит во дворе, мотор заведёт, печка включена. Если обороты были холостыми (700-800), после включения печки через какое-то время подскочили до 1000 и больше, значит вот они жрущие бензин прогревочные.
Если есть приборка температуры антифриза (двигателя), то вместе с тахометром это будет очевидно.
Ваши родные могут оказаться права, но в отношении конкретной машины. Если у машины мотор 2-3 литра с чугунным блоком, то можно не париться, при рабочем термостате это такая печка что ташкент.
Что ты хотел? Спорить с технически не грамотными, но уверенными в своей правоте бесполезно. В виду возраста ещё и упертыми. Советую вызывать такси и люби тёщу…)))
запорожец, луазик и Тесла! конечно)
Отнюдь! тесла на расход горючки не влияет =) ее там вообще нет =)
так и подумал, а то за такие бабки если бы в тесле еще и печки не было, я б удивился)
у них наверно когда то был жопорожец, и они так и продолжают жить в прошлом…
З.Ы. у жопорожца воздушное охлаждение двигателя, печка самостоятельно жгет бензин =)) работает даже при заглушенном двигателе
Как от печки зависит расход топлива зимой
Все водители замечают, что зимой у их автомобилей повышается расход топлива. Многие связывают увеличение аппетита автомобиля с началом использования печки для обогрева салона. Но так ли это на самом деле, влияет ли печка на расход топлива?
Как работает автомобильная печка?
Чтобы разобраться в вопросе, влияет ли салонная печка на расход топлива, нужно для начала понять, как она работает. В процессе сгорания топлива в двигателе выделяется очень много тепла, которое нужно отводить и рассеивать. Если этого не делать, то мотор быстро перегреется, металл станет расширяться и двигатель заклинит. Чтобы такого не происходило инженеры предусмотрели систему охлаждения двигателя. Она чем-то напоминает домашнюю систему отопления. Помпа заставляет циркулировать охлаждающую жидкость внутри двигателя, из которого она по шлангам выходит в радиатор, где охлаждается от встречного потока ветра. Жидкость нагревается от двигателя, поступает в радиатор, там охлаждается и уже охлаждённая опять попадает в мотор, и так по кругу.
Чтобы тепло не пропадало зря, конструкторы догадались врезать в эту схему небольшие отводы, которые идут в салон. К этим шлангам и подключается печка. Она представляет собой небольшой радиатор, сзади которого установлен вентилятор, а также набор заслонок, управляющих потоками воздуха. Горячий антифриз постоянно циркулирует через радиатор печки. Когда водитель включает салонный отопитель, то вентилятор начинает дуть сквозь радиатор, и из воздуховодов поступает тёплый воздух.
Влияет ли она на расход топлива?
Вообще любой включённый электрический прибор так или иначе влияет на расход топлива. Правда, это влияние настолько мало, что как-то реально ощутить его невозможно, потому что нельзя с уверенностью сказать, расход увеличился из-за включённых электроприборов или из-за стиля вождения водителя.
Второй аргумент, почему причине печка никак не влияет на увеличение расхода, кроется в самом вопросе. Увеличение расхода можно заметить только в сравнении с чем-то. То есть летом было одно потребление топлива, а зимой оно увеличилось. Но летом большинство автомобилистов постоянно пользуется кондиционером, который нагнетает холодный воздух в салон при помощи всё того же вентилятора. Получается, что он работает и зимой, и летом, а значит во внезапной прожорливости автомобиля он не виноват.
На увеличение потребления бензина с приходом зимы влияет множество факторов — долгий прогрев перед поездкой, каша под колёсами, которая создаёт сопротивление движению. Также сильно увеличивает расход резкое падение скорости движения, зимой приходится ездить заметно медленнее и, соответственно, дольше. Все эти и некоторые другие факторы и являются причинами роста потребления топлива у машины зимой.
Увеличивает ли расход топлива работающая печка
Автомобили, оборудованные жидкостным охлаждением, имеют в своей конструкции жидкостную систему отопления салона, которая является одним целым с системой охлаждения двигателя. Регулировка температуры осуществляется за счёт изменения количества ОЖ, проходящей через радиатор отопителя. В конструкции имеется электромотор, который распространяет тепло путём продувания воздуха через горячий радиатор.
Увеличивается ли расход топлива при включённой в машине печке?
Влияет ли включённая в салоне печка на расход бензина? На этот вопрос можно ответить так: увеличивается, но незначительно. Потребление вырастает из-за увеличения нагрузки на электросеть авто (на генератор). Бензин тратится только на вращение электродвигателя. Так же, как он тратится на горение ближнего или дальнего света фар либо включение подогрева сиденья или зеркал. То есть увеличение есть, но оно настолько незначительно, что его даже не стоит принимать в расчёт.
Подобное заблуждение (что якобы отопитель перерасходует бензин) происходит вследствие того, что пользоваться печкой начинают в холодное время года, а при понижении температуры затраты топлива увеличиваются совсем по другим причинам. Увеличение потребления происходит вследствие частых и долгих прогревов, из-за того, что в холодное время года все смазочные жидкости густеют, и двигателю сложно прокрутить их. Значительное увеличение происходит за счёт плотности атмосферы, поскольку в моторе сгорает не бензин или солярка, а смесь, состоящая из мелких частиц горючего и воздуха.
Зимой плотность атмосферы выше, и потребление соответственно увеличивается. В данном случае с уверенностью можно сказать, что включённый отопитель почти не изменяет затрат горючего, в большей степени влияют на затраты горючего внешние факторы (давление и температура окружающей среды). Такое положение можно изменить, оставляя свой автомобиль в тёплом месте, где от запуска мотора до начала движения время будет не такое большое, по сравнению с разогревом оставленного на улице авто.
Советы как уменьшить расход топлива на автомобиле
Многих водителей волнует вопрос, как сэкономить топливо в рамках эксплуатации ТС, особенно с учетом заметного повышения цены на бензин, солярку и даже газ. В ряде случае от автолюбителей можно услышать, что одной экономичной езды на автомобиле недостаточно. Дело в том, что горючее также расходуется во время прогрева ДВС.
При этом у многих возникают сомнения, является ли такой прогрев мотора перед поездкой обязательным, а также какой расход при прогреве. В этой статье мы поговорим о том, каким является расход топлива при запуске двигателя, сколько горючего потребляет холодный двигатель до выхода на рабочие температуры и какие нюансы нужно учитывать
Расход горючего при запуске ДВС
Итак, сразу отметим, что расход топлива при запуске двигателя напрямую зависит от нескольких факторов. Прежде всего, важна температура двигателя. Если мотор ранее был прогрет, то на очередной запуск израсходуется меньше горючего. В случае запуска холодного силового агрегата потребление топлива в момент пуска возрастет.
Важно знать, что при холодном запуске двигатель нуждается в обогащенной рабочей смеси топлива и воздуха. Под обогащением следует понимать большее количество топлива по отношению к количеству воздуха. Более того, на такой смеси силовая установка работает и после запуска еще какое-то время, пока не увеличится температура. Водитель часто может наблюдать, что сразу после того, как холодный мотор был запущен, обороты ХХ несколько повышены. Затем происходит понижение холостых оборотов, что указывает на повышение температуры двигателя.
В тех случаях, когда двигатель уже прогрет и производится запуск, такого обогащения смеси и повышения оборотов уже не происходит. Также возможно кратковременное повышение оборотов если мотор остыл, но только частично. Если вернуться к расходу, тогда вполне очевидно, что при запуске холодного двигателя топлива расходуется больше, чем при езде на прогретом двигателе.
Также даже в момент пуска прогретого ДВС потребление топлива возрастает. При этом увеличение расхода не сильно заметно, если пуски редкие. Однако если мотор заводится часто, расход также увеличивается достаточно ощутимо.
Чтобы экономить горючее, не следует глушить двигатель, если мотор в режиме ХХ работает до 5 минут (небольшие пробки, простой на светофорах, ожидание пассажиров и т.п.). Дело в том, что при старте будет израсходовано столько же топлива, сколько двигатель «спалит» в режиме ХХ за 3-5 минут. При этом каждый запуск увеличивает нагрузку на стартер, расходует заряд АКБ и т.д.
Расходует ли автомобильная печка бензин?
Как уже правильно ответили остальные спикеры, основной отопитель салона современного автомобиля не потребляет топливо. Однако, давайте вернемся к конструкции автомобилей и разберем ответ более детально.
Для начала, зададим себе вопрос – зачем нужен отопитель салона или «печка». Очевидно, что он необходим в том случае, если автомобиль эксплуатируется в умеренном или прохладном климате. Обычно для нагрева салона автомобиля используется тепло, получаемое напрямую от двигателя.
Схема реализована очень просто: для охлаждения двигателя внутреннего сгорания (ДВС) используется жидкость, в роли которой может выступать вода или, что характернее для северных стран, антифриз – специальный хладгент с крайне низкими температурами застывания. Жидкость в двигателе нужна для того, чтобы отводить тепло от разогретых частей. Это происходит за счет давления, создаваемого приводимой от двигателя помпой. Жидкость циркулирует в закрытой системе и проходит через специальные каналы внутри самого мотора. Обычно, рабочая температура двигателя находится в пределах 85-105 градусов Цельсия. Вся система охлаждения устроена таким образом, что двигатель сам умеет регулировать температуру в требуемых значениях – превышение температуры может привести к закипанию хладгента (антифриза или воды) и выходу двигателя из строя в следствие перегрева. Органом, отвечающим за регулирование температуры в двигателе, является термостат – специальный клапан, регулирующий движение жидкости внутри системы охлаждения. Пока мотор холодный, жидкость курсирует по так называемому “малому кругу”, в который помимо самого двигателя и шлангов системы охлаждения, входит еще и теплообменник (радиатор) салона автомобиля – или говоря иначе, «печка». При превышении определенного значения температуры, термостат открывается и жидкость начинает курсировать по большому кругу, в который входит также большой радиатор, расположенный в передней части автомобиля. Он необходим для охлаждения жидкости, что происходит как набегающим потоком воздуха, так и дополнительными электрическими вентиляторами, запускающимися самим автомобилем в нужный момент.
Соответственно, для того, чтобы отапливать салон автомобиля теплым воздухом, достаточно лишь включить вентилятор, установленный на салонном теплообменнике. При его включении происходит захват воздуха из окружающей среды, который поступает через салонный фильтр напрямую на горячий теплообменник, где непосредственно нагревается и затем, направляется в салон автомобиля. Водитель может регулировать скорость потока, создаваемого вентилятором, и с помощью системы заслонок, может направлять воздух в нужные части салона. Отсюда делаем главный вывод – для отопления салона автомобиля с двигателем внутреннего сгорания требуется только тепло, создаваемое самим двигателем при работе. Таким образом, включение «печки», реализуемое через включение нагнетающего поток вентилятора не приводит к дополнительному расходу топлива – расходуется лишь электроэнергия на работу самого вентилятора, которой, в общем-то в избытке у современного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Действенные способы поправить финансовое положение Как заставить деньги работать?Как научиться экономить?Блогинг — способ заработать или хобби?
Расход топлива при прогреве двигателя автомобиля
Как правило, вопросы касательно того, сколько двигатель расходует при прогреве и какой расход топлива на холостых, больше волнуют автолюбителей с наступлением холодов. Начнем с того, что перед поездкой холодный мотор желательно прогревать.
При этом важно понимать, что в зимний период расход топлива увеличивается не только по причине прогрева. Как правило, повышенный «аппетит» обусловлен общими тяжелыми условиями зимней эксплуатации.
Если просто, автомобилю необходим прогрев, при движении машина буксует в снегу и на льду, езда происходит с малой скоростью на пониженных передачах, приходится чаще тормозить двигателем, дороги загружены транспортом и создаются пробки, приходится часто задействовать мощные энергопотребители, такие как подогрев сидений и зеркал, включать фары и т.д. В результате расход возрастает, в среднем, на 25- 30 % по сравнению с летней эксплуатацией. Становится понятно, что прогрев двигателя увеличивает расход, однако это далеко не единственная причина.
Теперь вернемся к прогреву и холостому ходу. Если ознакомиться с различными данными и изучить практические наблюдения, на многих бензиновых авто с рабочим объемом 1.4-2.0 в режиме ХХ средний расход топлива зимой составляет около 1 литра в час. При этом от типа КПП (механика, робот или автомат) данный показатель не зависит.
Рекомендуем также прочитать статью о том, какие причины большого расхода топлива на автомобиле. Из этой статьи вы узнаете, почему увеличивается расход горючего, а также как можно снизить фактический расход топлива.
Летом данный показатель падает, в среднем, до 0.8 литра (при условии отключенного кондиционера). С кондиционером потребление топлива увеличивается до 1.5 или даже 2 литров в час, так как компрессор кондиционера вращается от ДВС. Кстати, автопроизводители заявляют, что 1 час работы двигателя на ХХ равен, в среднем, 10 км пробега (в зависимости от типа мотора, его объема и т.д.).
Как видно, можно смело утверждать, что 1 литр топлива в час на холостых является достаточно точным показателем. Еще отметим, что печка потребляет меньше энергии, чем кондиционер. Простыми словами, в дополнительных затратах топлива нуждается только вентилятор печки, который нагружает генератор, что, в свою очередь, приводит к небольшому увеличению расхода горючего. При этом если печка включена на максимум, также задействован подогрев зеркал и сидений, горят габариты, фары и т.д., расход топлива на холостом ходу вполне может дойти до 1.8 или даже 2 литров в час.
Если же рассмотреть типичную ситуацию, когда машина с выключенными энергопотребителями греется около 15 минут, тогда расход составит 0.25 литра. Логично, чем чаще нужны такие прогревы в течение дня, тем большим окажется суммарный расход. При этом прогревать двигатель зимой все же необходимо.
Как влияют на расход топлива авто кондиционер, фары, отопитель, музыка, обогрев
Как кондиционер меняет расход топлива автомобиля
Включенный кондиционер повышает расход топлива авто на 2 литра, это стоит помнить и по возможности пользоваться открытым окном или салонным забором воздуха.
На трассе, открытые окна способствуют повышенному расходу топлива, поэтому, при скорости свыше 80 км/ч выбирая между открытыми окнами и кондиционером, бесспорно, выигрывает последний.
Если авто оборудовано климат контролем, то грамотное его использование сведет на нет перерасход топлива и позволит постоянно ощущать в авто комфортный климат.
Как фары автомобиля влияют на расход топлива
Включенные фары способствуют повышению расхода топлива примерно на 1-2%, поэтому, не стоит забывать их выключать тогда, когда они не требуются. Повышение мощности лампочек фар от параметров, рекомендуемых производителями автомобилей, тоже ведет к увеличенному расходу топлива, а так же к вероятности перегрева и плавления фары, если она не рассчитана на мощность вставленной лампы.
Как отопитель салона влияет на расход топлива авто
Как и фары, включенный вентилятор отопителя салона влияет на расход топлива авто повышая аппетит двигателя.
Чтобы минимизировать расход, не стоит включать максимальные скорости вентилятора, если вполне достаточно минимальных оборотов.
Лучше прибавить регулятором температуру на максимум и поставить скорость вентилятора печки на минимум, чем гнать еле теплый воздух на предельных оборотах вентилятора.
Влияние обогрева стекла, зеркал, сидений на расход топлива
Как и любые бортовые электроприборы автомобиля, обогрев стекла, зеркал или сидений так же ведут к увеличению прожорливости транспортного средства, поэтому, не стоит забывать об их выключении.
Очень часто, если те или иные обогревы в авто не оснащены автоматическим отключением, про их включение забывается, что ведет как минимум к повышенному расходу топлива, а в худшем случае – к ремонту проводки.
Влияние системы отопления на расход
Началось с того, что в один прекрасный день ко мне зашел мой знакомый и начал ругать свой новый японский автомобиль. На улице уже довольно долго было холодно и дождливо, обычная осень. Знакомый: Вот продал свои Жигули, а этот автомобиль жрать стал как не в себя, я и езжу не спеша, плавно разгоняюсь и останавливаюсь плавно. Врубил на печке +25, а кондиционер принудительно выключил и приоткрыл окна, чтобы не запотевали. Тепло сухо комфортно. Но бензина автомобиль жрет наверное раза в полтора больше, чем было летом. Караул, отъездил три месяца и все, авто гауно, жрет как слон. Я: Тебе тепло и комфортно?
Знакомый: Ну да, еще бы мне за такие бабки, было не тепло и не комфортно. Уж и не знаю, что бы я тогда с продавцом сделал. Я и Жигули то продал из-за того, что зимой мерзнуть устал.
Я: А окна закрыть и кондиционер включить не пробовал?
Знакомый: Да автомобиль еще больше жрать будет, ведь там какой то кондиционер работать будет, а он говорят ого как расход увеличивает. А шоб окна не потели, я окошки постоянно держу открытыми, все одно тепло от печки халявное.
Я: А ты закрой окна и не мешай климат контролю работать, поезди с недельку, потом расскажешь.
Через неделю прибегает радостный знакомый: Ураааа, урааа. Жрать стал как раньше, я даже подумать не мог. А как ты узнал, что так делать надо.
Я: Да не узнавал я. Просто у меня автомобиль примерно как у тебя. Только двигатель мощнее, дополнительных функций больше. Ежу я не меньше твоего. Расход у меня не изменился. Вот я и выспросил тебя с пристрастием, чтобы разницу понять. А разница у нас одна. Я езжу с закрытыми окнами и работающей климатической установкой. А ты экономил бензин. Ты хотел как лучше, а получилось у тебя как обычно. Вместо экономии, одни расходы.
Собственно после этого случая и стал я разбираться, а почему так получилось?
Для понимания произошедшего я воспользовался тепловым балансом двигателя внутреннего сгорания.
Уравнение теплового баланса в общем виде: Q=Qр+Qохл+Qг+Qнс+Qост
Q – (тепло полное) Тепло израсходованного топлива на всю полезную работу и все потери в двигателе. Источником этого тепла является топливо, поступившее в двигатель;
Qр – (тепло работы) Тепло, превращенное в энергию полезной работы. Источником этого тепла является часть топлива поступившего в двигатель, израсходованное на полезную работу двигателя (для этого мы топливо изначально и заливаем);
Qохл – (тепло охлаждения) Тепло отданное охлаждающей среде через охлаждающий агент (антифриз и воздух). Источником этого тепла является часть топлива поступившего в двигатель и потраченного на тепло отданное в окружающую среду;
Qг – (тепло газов) Тепло унесенное отработавшими газами через выхлопную систему. Источником этого тепла является часть топлива поступившего в двигатель (неизбежные потери, обусловленные принципом работы двигателя внутреннего сгорания);
Qнс – (тепло неполного сгорания) Тепло потерянное на не сгоревшем топливе. Источник этих потерь, часть топлива, просто вылетевшего в выхлопную трубу;
Qост — остаточный член баланса, равен сумме всех неучтенных потерь. Источником является часть топлива, израсходованного двигателем и не вошедшего в предыдущие члены уравнения.
Из уравнения теплового баланса следует, что потребляемое печкой автомобиля тепло, прямо пропорционально расходам части топлива на Qохл в уравнении теплового баланса.
Рассмотрим интересующий нас параметр более пристально. Как известно тепло потерянное с охлаждающей жидкостью зависит от количества, теплоемкости и температуры. Формула выглядит следующим образом: Qохл=G*Cт*(T1-T2) В формуле использованы следующие обозначения: G — Количество охлаждающей жидкости, проходящей через систему; Cт — Теплоемкость охлаждающей жидкости; T1 — Температура ОЖ на входе в систему охлаждения; T2 — Температура ОЖ на выходе из системы охлаждения.
Из формулы становится понятным, потери тепла пропорциональны разности температур охлаждающей жидкости на входе и выходе из системы охлаждения, а тепло в данном случае, это часть поступившего в двигатель топлива.
Для справки. В процессе проектирования и доводки карбюраторного автомобильного двигателя зазоры в сопряжениях, толщины деталей, материалы и т. д. выбирают исходя из нормальной температуры охлаждающей жидкости, равной 80-90°, при этом разность температур на входе и выходе из рубашки двигателя не превышает 10°. Открытый термостат направляет поток охлаждающей жидкости в радиатор для более интенсивного охлаждения. Вентилятор — обеспечивает увеличение объема воздуха, проходящего через радиатор охлаждения — тем самым увеличивается теплообмен. Закрытый термостат направляет движение охлаждающей жидкости по так называемому «малому кругу охлаждения» для сохранения тепла внутри двигателя. Казалось бы, при низкой температуре окружающего воздуха термостат закрылся, охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу внутри двигателя. Но не все так гладко на самом деле.
Рассмотрим процессы, происходящие в двигателе с точки зрения теплового баланса. Вспомним, для карбюраторного двигателя, количество подаваемого топлива не подлежит автоматической коррекции в установившемся режиме работы. Это справедливо практически для всех советских автомобилей. Механизмов влияния на Qохл, кроме термостата, в советских машинах просто не заложено. Когда охлаждение происходит через печку, компенсировать выхолаживание двигателя, кроме как дополнительным утеплением двигателя при помощи водителя, нечем. Двигатель либо работает в установившемся режиме и имеет избыток тепла, который можно отдавать в атмосферу через радиатор либо через печку. Либо при не достатке тепла в сильный мороз печка вымораживает двигатель, и говорить об установившемся режиме работы не корректно.
Вот, что пишет Сергей Никифоров (смотрите статью https://www.zr.ru/articles/41822/ ): “Рассмотрим работу системы. С одной стороны, радиатор является нагревателем воздуха, поступающего в салон, с другой — охладителем жидкости. Отопитель — это почти такой же радиатор, как и основной, только поменьше размером. Из основного радиатора охлажденная жидкость поступает в термостат, а далее через него уходит в двигатель к водяному насосу. Здесь она смешивается с охлажденной жидкостью из отопителя. Какой после этого становится ее температура? Явно ниже. И чем сильнее мороз, тем она холоднее. А термостат, выходит, побоку в прямом и переносном смысле. В этот момент обычно и ставят картонку или чехол на радиатор, чтобы жидкость в нем меньше охлаждалась.
Для проверки я измерил температуру в двух точках: Т1 — на верхней половине корпуса термостата, где находится термосиловой элемент, и Т2 — на корпусе водяного насоса (рис. 2, а). Температура воздуха была около 0°; двигатель работал при 1500-1700 об/мин коленвала на стоящей машине; электровентилятор радиатора был включен, имитируя набегающий поток воздуха при движении; кран отопителя закрыт. Результаты подтвердили предположения. В точке Т1 температура повышается до 78° и остается постоянной при росте числа оборотов коленвала. В точке Т2 температура оказалась такой же — 78°. Стрелка штатного указателя температуры жидкости находится в середине белого сектора шкалы (норма). Стало быть, термостат действительно поддерживает заданную температуру — около 80°.”
Соответственно: Qохл=G*Ст*(T1-T2)= G*Ст*(78-78)=0 Как видим, в данном случае потери на охлаждение равны нулю. Фактически идеальный вариант, но так бывает далеко не всегда, да и в салоне при нулевой наружной температуре воздуха и выключенной печке будет не уютно и холодно.
Далее Сергей Никифоров пишет: “ Теперь — самое интересное! Открыл кран отопителя. Не прошло и двух минут, как температура в точке Т2 опустилась до 72°. Включил вентилятор отопителя на максимальную скорость вращения и открыл заслонки отопителя на максимальную подачу воздуха (как в сильные морозы) — температура в точке Т2 упала до 60°. Стрелка указателя температуры отклонилась к левому краю белого сектора шкалы. А в точке Т1 полный порядок — 78°. Нехорошая ситуация. В двигатель при включенном отопителе поступает жидкость на 10-20° холоднее, чем это необходимо, и мотор работает при ненормальном тепловом режиме.” Интересно, а чему он удивляется? При включенной печке, температурный режим вышел за пределы возможности компенсации термостатом. Термостат закрыт, но двигатель то вымораживается работающей печкой, а механизмов компенсации тепловых потерь двигателя при охлаждении через печку не заложено. Исходя из того, что общее количество поступившего топлива, следовательно и тепловой энергии, не увеличивалось. Возросшие потери тепла могут быть компенсированы только уменьшением тепла другого члена из уравнения теплового баланса.
Уменьшится ли Qост — остаточный член баланса всех неучтенных потерь? Я сильно сомневаюсь. Потери обычно имеют тенденцию к увеличению, а не к уменьшению. Вряд ли удастся забрать в таком количестве недостающее тепло у члена Qг тепло унесенное отработавшими газами через выхлопную систему. Да и тепло потерянное на не сгоревшем топливе вряд ли может помочь. Остается Qр, тепло превращенное в энергию полезной работы. Вот, что пишет Сергей Никифоров: “Отсюда, наряду с холодным отопителем, возможны провалы в работе карбюратора”. И действительно Qохл=G*Ст*(T1-T2)= G*Ст*(78-60)= G*Ст*18 Явно видно, потери на охлаждение возросли, а именно на величину G*Ст*18. Отобрав тепло у полезной работы. Топлива то больше в двигатель подаваться не стало. Q=Qр+(Qохл+G*Ст*18)+Qг+Qнс+Qост Qр= Q-(Qохл+G*Ст*18)-(Qг+Qнс+Qост) Термостат закрыт, поэтому Qр=Q-(G*Ст*18)-X где X= Qг+Qнс+Qост Если при закрытом кране отопителя для тепла полезной работы двигателя оставалось Q X, то при открытом кране отопителя, тепла останется еще меньше на величину G*Ст*18. А тепло в двигателе получается из поступающего топлива, следовательно часть топлива используемого на полезную работу уменьшится, И провалам в работе карбюратора уже можно не удивляться. И что же предлагает Сергей Никифоров? А просто сделать так, чтобы поток ОЖ отопителя учитывался в работе термостата. Это позволит оттянуть момент выхолаживания двигателя, но не решит проблему в целом.
Кроме советских карбюраторных автомобилей существуют иномарки с двигателями, оборудованными системой распределенного впрыска топлива управляемым компьютером. Имеющие климатические установки, включающие в себя систему кондиционирования и отопления с возможностью автоматической регулировки потока охлаждающей жидкости проходящей через печку. Автоматического управления скоростью и направлением потока воздуха прошедшего через систему отопления и кондиционирования.
Получается, что для карбюраторного автомобиля уравнение теплового баланса выглядит как: Q=(Qр — G*Ст*(T1-T2))+(Qохл+ G*Ст*(T1-T2)) +Qг+Qнс+Qост Иначе говоря, на сколько возрастут потери части топлива на охлаждение, на столько же уменьшится часть топлива от тепла полезной работы. И кажется, что печка на потребление бензина никакого влияния не оказывает, только в салоне очень холодно и двигатель не тянет и работает с перебоями.
Для инжекторного двигателя, в котором блок управления умеет учитывать потери на охлаждение, уравнение теплового баланса будет выглядеть следующим образом: Q+ G*Ст*(T1-T2)=Qр+(Qохл+ G*Ст*(T1-T2)) +Qг+Qнс+Qост Это справедливо для многих двигателей иностранного производства. В этом случае, на сколько возрастут потери части топлива на охлаждение, на столько будет увеличено количество подаваемого топлива. А увеличить можно, поскольку это зима и чем ниже температура воздуха, тем выше его плотность и тем больше кислорода в единице объема. Следовательно тем больше можно распылить топлива в том же объеме цилиндра не превышая величину стехиометрической пропорции топлива.
И в этом случае и в салоне тепло и двигатель тянет, но и расход увеличивается. Не вдаваясь в сложные технические подробности, можно сказать, что происходит следующее. Компьютер автомобиля, видя снижение температуры в малом круге охлаждения и зная температуру окружающего воздуха, дает команду увеличить время открытия форсунок. И в двигатель поступает больше бензина. Большее количество бензина, больше Q, при том же самом Qр больше расходуется на Qохл. А поскольку Qр осталось неизменным, то мощность, скорость, динамика автомобиля для владельца остались неизменными. А поскольку Qохл возрос, то бензина стало уходить гораздо больше. Некоторые кстати вполне правильно говорят: “В инжекторных двигателях ECU использует показания датчика температуры ОЖ для расчета топливной смеси, чем ниже температура тем длиннее импульсы на инжекторах, тем больше льется топлива тем выше расход.” Странно но факт, обычно это замечание остается не замеченным или парируется тем, что мощность то должна возрасти. А вот мощность то и не возрастает, возрастают потери на охлаждение.
Закрытые окна и включенный кондиционер в холодное дождливое время года приведут к незначительным потерям топлива по сравнению, с выключенным кондиционером и открытыми окнами. При большой разнице температур на входе и выходе из печки, компенсация тепловых потерь будет происходить за счет увеличения времени впрыска и соответственно расход топлива многократно увеличится. Об этом говорит формула теплового баланса двигателя и практические наблюдения.
Влияние системы отопления на расход
Пожалуйста, оцените эту страницу